Коллизионные вопросы опеки и попечительства

Опека и попечительство в международном частном праве

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами, а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

В международном частном праве в отношении опеки и попечительства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством.

Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию по вопросам опеки (попечительства) английская судебная практика. Господствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже домицилированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобритании.

В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека.

Французская судебная практика исходит прежде всего из того, что установление опеки или попечительства является видом ограничения дееспособности. Разрешение соответствующих вопросов подчиняется личному статуту подопечного. Однако учреждение опеки и попечительства всегда связано с применением французского процессуального права, поэтому французские суды считают необходимым сочетать привязку к закону гражданства с привязкой к закону суда. По вопросу о том, в какой мере надлежит применять национальный закон иностранца, а в какой мере — закон суда, во французской теории и практике не выработано единообразной позиции.

В неотложных случаях и в качестве временной меры допускается учреждение опеки над иностранцем по французскому праву.

Условия назначения и прекращения опеки, как правило, регулируются законом страны гражданства опекаемого (Польша, Чехия). При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по опеке, применяется право страны гражданства опекуна. Правоотношения между опекуном и подопечным определяются законом государства, органы которого назначили опеку. К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительства опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за пределы государства, органы которого назначили опеку (Чехия).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст.1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).

Законодательно закреплено применение российского права, если оно наиболее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст.1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в российском МЧП.

Проблемы и основные методы социального обеспечения на примере муниципального образования
Актуальность темы данной работы связана с тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потряс .

Тoлкoвaние нoрм прaвa
Эффективнoсть прaвoвoй пoлитики гoсудaрствa невoзмoжнo oбеспечить тoлькo путем устaнoвления нa нoрмaтивнoм урoвне неoбхoдимых юридических средств и мехaнизмoв. Свoих целей прoцесс прaвoвoгo .

Трудовые пенсии
В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений. С 1 января .

Опека и попечительство в международном частном праве

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство – над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу.

В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке:

– закону домицилия (Канада, Венесуэла);

– закону гражданства подопечного (Португалия, ОАЭ, Греция);

– закону страны суда (Йемен, Лихтенштейн).

Английская судебная практика широко распространяет свою юрисдикцию по вопросам опеки (попечительства). Господствующей коллизионной привязкой является английское право (закон суда). Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже домицилированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобритании (Л. А. Лунц). Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии и если государство гражданства иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека. В немецком законодательстве присутствуют не только институты опеки и попечительства, но и институт попечения: «Возникновение, изменение и прекращение опеки, попечения и попечительства… содержание опеки и попечительства, основанных на законе, подчиняются праву того государства, гражданином которого является опекаемый, лицо, нуждающееся в попечении или в попечительстве. Для гражданина иностранного государства, который… местопребывание имеет внутри страны, попечитель может быть назначен согласно германскому праву» (ст. 24 Вводного закона к ГГУ).

Законодатель Швейцарии отказался от самостоятельного регулирования вопросов опеки (попечительства) и закрепил отсылку к Гаагской конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних (1961 г.), нормы котрой по аналогии применяются к опеке (попечительству) в отношении совершеннолетних (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).

С точки зрения коллизионного регулирования, отношения опеки (попечительства) можно разделить на несколько самостоятельных статутов:

1) условия назначения, изменения и прекращения опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Румыния, Украина, Австрия, Чехия);

2) последствия опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Австрия) или законом суда (Таиланд);

3) установление временных и срочных защитных мер в отношении подопечного подчиняются закону его места жительства (Испания) или закону суда (Италия, Перу, Тунис);

4) обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) регулируется личным законом опекуна (Украина, Румыния, Чехия);

5) отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются законом государства, органы которого назначили опеку, – «законом компетентного учреждения» (Чехия, Украина). Если право места жительства лица, находящегося под опекой (попечительством), является для него более благоприятным, применяется закон места жительства подопечного;

6) право представительства опекуна (попечителя) регулируется законом компетентного учреждения и распространяется за пределы государства, органы которого назначили опеку (Чехия, Украина).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного (п. 1). Пункт 2 ст. 1199 ГК РФ предусматривает, что личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Это специальная коллизионная норма, которая отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой лицо, обязанное принять опеку (попечительство), наиболее тесно связано. Отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным) определяются по закону компетентного учреждения – в соответствии с правом страны, учреждение которой установило опеку (п. 3). Этот правопорядок регламентирует, каким именно образом должна осуществляться опека (попечительство). Закон компетентного учреждения – основная коллизионная привязка данной нормы.

Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения указанной статьи являются одними из наиболее удачных в МЧП России.

Это интересно:  Орган опеки в серпухове

Опека и попечительство в международном частном праве

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Чаще всего попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

Институт опеки и попечительства известен и гражданскому, и семейному праву. В большинстве стран опека и попечительство регулируются в рамках гражданского законодательства. В определенной степени это связано с тем, что семейное право в качестве самостоятельной отрасли присутствует далеко не во всех юрисдикциях, а является отраслью гражданского права.

Подавляющее большинство национальных кодификаций МЧП содержит регламентацию опеки и попечительства. Эти вопросы относятся к «праву лиц». В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке:

  • — закону домицилия подопечного: «Опека и другие институты по защите недееспособных определяются правом места жительства недееспособного» (ст. 26 Закона о МЧП Венесуэлы);
  • — закону гражданства подопечного: «Опека, равно как и любой другой вид попечения, определяется по праву государства, гражданином которого является затрагиваемое ими лицо» (ст. 24 ГК Греции);
  • — закону страны суда: «При регулировании вопросов опеки, попечительства, попечения и других вопросов, связанных с институтами, устанавливаемыми для защиты прав несовершеннолетних, умалишенных и отсутствующих, применяется йеменский закон» (ст. 27 ГК Йемена (1992)).

В Великобритании господствующей коллизионной привязкой является английское право (закон суда). Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже домицилированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобритании1. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии и если государство гражданства иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека (ст. 24 ВЗ ГГУ).

Законодатель Швейцарии отказался от самостоятельного регулирования вопросов опеки (попечительства) и закрепил отсылку к Гаагской конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних (1961), нормы которой по аналогии применяются к опеке (попечительству) в отношении совершеннолетних (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии). По такому же пути пошел литовский законодатель (ст. 1.34 ГК Литвы).

С точки зрения коллизионного регулирования отношения опеки (попечительства) можно разделить на несколько самостоятельных статутов:

  • 1) условия назначения, изменения и прекращения опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Румыния, Украина, Австрия);
  • 2) последствия опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Австрия) или законом суда (Таиланд);
  • 3) установление временных и срочных защитных мер в отношении подопечного подчиняются закону его места жительства (Испания) или закону суда (Италия, Перу, Тунис);
  • 4) обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) регулируется личным законом опекуна (Украина, Румыния);
  • 5) отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются законом государства, органы которого назначили опеку, — «законом компетентного учреждения» (Украина). Если право места жительства лица, находящегося под опекой (попечительством), является для него более благоприятным, применяется закон места жительства подопечного;
  • 6) право представительства опекуна (попечителя) регулируется законом компетентного учреждения и распространяется за пределы государства, органы которого назначили опеку (Украина).

В новейших кодификациях МЧП проявляется тенденция расширения применения института автономии воли сторон ко всему спектру отношений, связанных с иностранным правопорядком: «Стороны могут выбрать применимое к опеке право. Если стороны не выбирали право, применяется право места, в котором находится имущество опекаемого или в котором возникло отношение опеки» (§17 Закона о МЧП Китая).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного (п. 1). Это положение закрепляет общую двустороннюю коллизионную норму. Применение личного закона для решения вопросов личного статуса индивида основано на критерии наиболее тесной связи между лицом и соответствующей правовой системой1.

Пункт 2 ст. 1199 ГК РФ предусматривает, что личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Это специальная коллизионная норма, которая отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой лицо, обязанное принять опеку (попечительство), наиболее тесно связано.

Отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным) определяются по закону компетентного учреждения — в соответствии с правом страны, учреждение которой установило опеку (п. 3). Этот правопорядок регламентирует, каким именно образом должна осуществляться опека (попечительство). Закон компетентного учреждения — основная коллизионная привязка данной нормы.

Наряду с общим коллизионным правилом для регулирования отношений между опекуном и подопечным установлена специальная альтернативная привязка к российскому закону. Применение российского права имеет ограниченный характер: подопечный имеет в России место жительства и российское право имеет для него более благоприятный характер.

Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в МЧП России.

1.5. Опека и попечительство

Коллизионные нормы об опеке и попечительстве впервые получили закрепление в ГК РФ в 2002 г., до этого они были включены в КоБС РФ, так как материально-правовое регулирование опеки и попечительства до вступления в силу части первой ГК РФ в 1994 г. осуществлялось на основе семейного законодательства.

Следует отметить, что в большинстве стран мира семейное право не является самостоятельной отраслью права и, соответственно, гражданские отношения с иностранным элементом, охватывая семейные отношения, регулируются гражданским законодательством либо специальными законодательными актами по международному частному праву.

Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство – над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.

При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство.

Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах – в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица – в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, – в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда – в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.

Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ – в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, – а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь.

В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Это интересно:  Технические требования к яхте

Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства.

Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана.

Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 “О международном частном праве” “правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого”.

Согласно § 30 Закона Чехословакии 1963 г. “О международном частном праве и процессе” “правоотношения между опекуном и несовершеннолетним регулируются правом государства, в котором находится суд или орган, назначивший опекуна”.

Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц – участников правоотношения.

Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.

Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.

Таким образом, если решение об установлении опеки (попечительства) принимается в России и опекуном (попечителем) назначается иностранный гражданин, то в соответствии с договором о правовой помощи (к примеру, с Болгарией, Венгрией, Кубой, Монголией, Польшей, Чехией, Словакией) вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства этого лица. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной договаривающейся стороны, может быть назначен гражданин другой договаривающейся стороны, если он проживает на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство.

Привязка к стране гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, определяет и компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство. Вместе с тем большинство международных договоров о правовой помощи допускают возможность передачи полномочий компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет постоянное местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял на себя осуществление мер по опеке и попечительству, действует в соответствии со своим национальным законодательством.

Право, подлежащее применению к опеке и попечительству

Правовыми системами большинства государств предусмотрена возможность ограничения дееспособности и установления опеки (попечительства) над лицами, признанными судом ограниченно дееспособными или недееспособными. Подобно этому, там существует институт опеки (попечительства) над несовершеннолетними. Различия состоят в основаниях постановки вопроса об ограничении дееспособности и их материальных условий (например, определении возраста несовершеннолетних, когда они считаются абсолютно недееспособными или ограниченно дееспособными). Что касается оснований для ограничения дееспособности, то помимо тех, что указаны в российском законодательстве, в праве других государств могут фигурировать иные: например, расточительство или такие физические недостатки, как слепота и глухота. Согласно ст.936 ГК Франции глухонемой, если он не умеет писать, может принять дарение только через попечителя. В отношении возраста, определяющего способность детей совершать сделки, в каждом государстве все зависит от того, когда наступает совершеннолетие. В Швейцарии совершеннолетним считается лицо, достигшее 20 лет, в США в зависимости от законодательства штата совершеннолетие наступает в возрасте от 18 до 21 года. Следует также иметь в виду, что объем дееспособности несовершеннолетних по законодательству разных стран неодинаков.

Правовое регулирование института опеки и попечительства в законодательстве разных государств обеспечивается не только материально-правовыми, но и коллизионно-правовыми нормами. Причем в одних государствах коллизионные нормы по рассматриваемым вопросам получили закрепление в гражданском законодательстве, в других — в семейном. В законодательстве некоторых стран помимо известных российскому праву понятий «опека» и «попечительство» встречаются иные термины: в ст.24 Вводного закона 1896 г. к германскому Гражданскому уложению закрепляются коллизионные нормы, регулирующие опеку, попечение и попечительство.

Коллизионные нормы российского законодательства, регулирующие опеку и попечительство, до принятия настоящей статьи содержались в КоБС3861644 РСФСР 1969 г. (ВВС РСФСР. 1969. N 32) и Основах гражданского законодательства 1991 г. В КоБС РСФСР была предусмотрена специальная статья «Установление опеки (попечительства) над советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, и над иностранными гражданами в РСФСР. Признание опеки (попечительства), установленной вне пределов СССР». Что касается Основ гражданского законодательства, то специальной статьи, посвященной опеке или попечительству, в них не было предусмотрено, но в статью, регулирующую право- и дееспособность иностранцев, была включена односторонняя коллизионная норма о регулировании советским правом признания в СССР лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

После принятия в 1995 г. Семейного кодекса РФ коллизионно-правовые нормы, посвященные опеке и попечительству, временно «выпали». Можно было бы предположить, что законодатель решил включить институт опеки и попечительства в гражданское законодательство, убрав его вообще из сферы семейных отношений. Однако в ныне действующем СК имеется целая глава, посвященная вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними. Таким образом, вопросы опеки и попечительства были не полностью исключены из семейного законодательства, а только из той части, которая касается коллизионно-правового регулирования.

Принятие статьи 1199 ГК коренным образом изменило подход к коллизионному регулированию отношений, связанных с опекой (попечительством). На смену ранее действовавшим жестким коллизионным принципам пришли гибкие формулы прикрепления, которые в зависимости от существа вопроса позволяют выбрать наиболее «близкий» к ситуации правопорядок. Законодатель при формулировании новых коллизионных норм искал решение, отражающее связь конкретного вопроса по опеке (попечительству) с определенной правовой системой. Закрепление двусторонних коллизионных норм, позволяющих применять иностранное право, является свидетельством развития и совершенствования международного частного права в регулировании опеки (попечительства).

В данной статье обозначены три вопроса, при решении которых судья должен выбрать компетентное право:

1) установление или отмена опеки (попечительства);

2) определение обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство);

3) регламентация отношений между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством).

Вопрос о выборе права при указанных ситуациях решается независимо от того, кто нуждается в установлении опеки (попечительства): несовершеннолетний, психически больной либо лицо, злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими средствами. В любом случае определение органов опеки (попечительства) и их компетенции, выбор оснований для назначения опекуна (попечителя), а также решение других вопросов, связанных с установлением и отменой опеки (попечительства), регламентируются по праву государства, гражданином которого является подопечный.

Подчинив установление опеки (попечительства) личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека (попечительство), российские судьи будут сталкиваться с проблемой применения иностранного права. Применять иностранное право будет необходимо, например, в том случае, если подопечным окажется гражданин иностранного государства. При этом не имеет значения, применяется ли в соответствующем иностранном государстве право Российской Федерации.

При рассмотрении коллизионных вопросов следует учитывать и материально-правовые проблемы, связанные с содержанием понятий «опека», «попечительство», и обусловленное этим различие правового статуса опекуна и попечителя. Полномочия опекуна и попечителя в каждом государстве имеют свои особенности. В Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель таковым не является. Опекун призван полностью заменить своего опекаемого, а попечитель — помочь подопечному, при этом не лишая самого подопечного права самостоятельно совершать сделки. Гражданское законодательство закрепляет правило, согласно которому объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в отношении которых устанавливается попечительство) и граждан, ограниченных в дееспособности, достаточен для того, чтобы они проявляли инициативу в совершении юридических действий в их интересах. Однако в Российской Федерации помимо гражданского законодательства правовые нормы, регламентирующие права и обязанности опекунов (попечителей), закреплены в других правовых актах, не относящихся к гражданскому законодательству, в частности, гражданско-процессуальном законодательстве, Таможенном кодексе, Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Когда речь идет об установлении или отмене опеки (попечительства), компетентным оказывается право государства, гражданином которого является опекаемый (подопечный). В Российской Федерации, как, впрочем, и в других государствах, основное назначение института опеки (попечительства) состоит в восполнении недостающей у опекаемого (подопечного) дееспособности. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечитель оказывает подопечным содействие в осуществлении последними своих прав и исполнении ими обязанностей и охраняет их от злоупотребления со стороны третьих лиц. Особое значение имеют опека и попечительство над несовершеннолетними. В этом случае при установлении опеки или попечительства учитывается возраст детей. В российском законодательстве в соответствии с п.1 ст.32 ГК опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14-ти лет, а попечительство согласно п.1 ст.33 ГК — над детьми в возрасте от 14-ти до 18-ти лет. При этом в гражданском законодательстве РФ предусматривается такое основание приобретения дееспособности в полном объеме, как эмансипация. В соответствии со ст.27 ГК несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если, во-первых, он достиг 16-ти лет и, во-вторых, работает по трудовому договору либо с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Вопрос об эмансипации решается органом опеки и попечительства либо судом.

Это интересно:  Федеральный закон от 02102007 г 229-фз

В Российской Федерации вопросами опеки и попечительства занимаются органы местного самоуправления, что непосредственно вытекает из п.2 ст.121 СК, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст.3506). В функции главы местной администрации входит назначение опекуна (попечителя), а также его освобождение или отстранение от своих обязанностей. Органами местного самоуправления, устанавливающими опеку (попечительство), являются: органы здравоохранения (в отношении установления опеки или попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными), органы образования (в отношении несовершеннолетних детей) и органы социального обеспечения (в отношении лиц с физическими отклонениями). В случае, когда рассматривается вопрос об установлении опеки (попечительства) над гражданами иностранных государств, органы опеки и попечительства, назначающие опекунов (попечителей), обязаны применять иностранное право — право государства, гражданином которого является подопечный. Если опека (попечительство) устанавливается в отношении лица без гражданства, то применимым будет право государства, на территории которого это лицо проживает. Вопрос о применении иностранного права будет стоять не только перед российскими судьями, но и перед любыми организациями и должностными лицами, в чью компетенцию входит назначение опекуна (попечителя).

Коллизионные нормы, посвященные вопросам опеки (попечительства), часто включаются в международные договоры о правовой помощи. Коллизионные принципы, закрепленные в ст.1199 ГК, являются классическими формулами прикрепления, используемыми и в международных договорах (см., например, ст.35-37 Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским и уголовным делам 1994 г. // Международное частное право / Сост.К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1997. С.822). Нормы, аналогичные закрепленным в настоящей статье, сформулированы для регулирования отношений по опеке (попечительству) в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Согласно ст.33 упомянутой Конвенции установление или отмена опеки (попечительства) производятся по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека (попечительство); правоотношения между опекуном и подопечным регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, учреждение которой назначило опекуна; обязанность принять опекунство (попечительство) устанавливается законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном (попечителем).

В гражданских кодексах государств — членов СНГ, подобно ГК РФ, имеются специальные разделы «Международное частное право», в которых получили закрепление коллизионные нормы, опосредующие выбор права при регулировании опеки (попечительства). Так, в ГК Армении 1998 г. имеется ст.1268 «Право, применяемое к опеке и попечительству», содержание которой совпадает со ст.1199 ГК РФ. Единственное отличие состоит в том, что дополнительно к нормам, закрепленным в российском законодательстве, в ГК Армении содержится норма о признании опеки (попечительства), установленной над гражданами Республики Армения, проживающими вне ее пределов. Признание возможно при условии отсутствия возражений со стороны консульского учреждения Республики Армения. Очевидно, включение данной коллизионной нормы является исторической традицией, «данью» союзному законодательству, таким же образом решавшему этот вопрос.

Из зарубежного законодательства в качестве примера, иллюстрирующего коллизионное регулирование опеки (попечительства), можно назвать Гаванский кодекс международного частного права 1928 г., больше известный как Кодекс Бустаманте. В нем вопросам опеки посвящено 14 статей, объединенных в специальную главу «Опека». Отдельно сформулированы: нормы, регулирующие выбор права, по которому определяются уважительные причины отклонения от обязанностей, возлагаемых на опекуна (попечителя), гарантии, требуемые от опекуна в отношении имущества опекаемого: если, например, гарантией являются ипотека или залоговое право на имущество, то она должна быть установлена в форме, предусмотренной законом государства, где она выдается.

В качестве примера источника европейского регулирования можно привести Закон Италии о реформе международного частного права 1995 г. (см.: Закон N 218 «Реформа итальянской системы международного частного права», принятый в Италии 31 мая 1995 г. // Международное частное право: Иностранное законодательство / Предисл. А.Л. Маковского; Сост.и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М., 2000. С. 323). Глава VI итальянского закона посвящена защите недееспособных и алиментным обязательствам. Интересно, что в национальной норме итальянский законодатель специально предусматривает, что защита несовершеннолетних во всех случаях регулируется Гаагской конвенцией о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г., введенной в действие на территории Италии 24 октября 1980 г. Защита недееспособных совершеннолетних лиц, а также отношения между недееспособным и его опекунами подчиняются, согласно итальянскому законодательству, национальному закону недееспособного лица (см. ст.43 Закона Италии 1995 г.).

Коллизионные вопросы опеки и попечительства

Понятие «личный закон физического лица».

Каждому физическому лицу соответствует свой личный закон, причем в данном случае имеется в виду не какой-либо конкретный законодательный акт, а правовая система какого-либо государства.

Общее правило определения личного закона физического лица: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо, наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, то его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, то его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств (но российского нет) – личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (аналогично относительно лица без гражданства).

[29] Значение категории «личный закон физического лица».

В соответствии с личным законом определяется:

— гражданская правоспособность физического лица;

— регулирование личных неимущественных отношений с иностранным элементом, но не всех, а, например, право физического лица на имя, его использование и защиту;

— личный закон используется при разрешении международно-правовых вопросов, связанных с опекой и попечительством, а именно:

— личным законом определяется основания к установлению или отмене опеки или попечительства;

— обязанность опекуна или попечителя принять опеку или попечительство определяется личным законом лица, назначенного опекуном или попечителем;

Формы осложненности правоотношений по опеке и попечительству иностранным элементом:

(1) лицо, в отношении которого должно быть установлены опека или попечительство, может иметь 2 гражданства

(2) лицо, имея иностранное гражданство, может постоянно проживать на территории РФ

(3) тот же вопрос об опеке и попечительстве решается в отношении лица, не имеющего гражданства, но при этом проживающего на территории РФ

Соответствующее регулирование содержится в нормах ст. 1199 ГК РФ:

1) установление опеки, попечительства над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними лицами устанавливается в соответствии с личным законом лица, в отношении которого устанавливается опека, попечительство. По личному закону этого лица производится отмена опеки и попечительства. Таким образом, основания к установлению, отмене опеки или попечительства устанавливается личным законом подопечного лица.

2) обязанности опекуна, попечителя принять опеку или попечительство определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном, попечителем. Здесь имеется ввиду обязательство, или, напротив, отсутствие такового принятия на себя функций опеки, попечительства, а также способность лица выступать опекуном и попечителем.

имущественные и личные неимущественные отношения между опекуном, попечителем и лицом, находящимся под опекой, попечительством определяется по праву страны, учреждение которого назначило опекуна и попечителя

Статья 1199. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству

1. Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

2. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

3. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно