Основные ссылки
Актуальность базы: 17.09.2018, объем: 42,622 документа(ов)
Для отображения списка документов выберите категорию из классификатора каталога ГОСТов.
Чтобы отобразить подкатегории классификатора ГОСТ, кликните по иконке со знаком плюс
и дождитесь подгрузки подкатегорий в нижней части экрана.
Если наименование ГОСТа заранее известно, можете воспользоваться формой поиска ниже.
Полный перечень ГОСТ в базе (алфавитный порядок)
Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах
Читать о том как отмыть лодку, яхту, катер, его днище, борта от водорослей и тины, мойка днища ниже ватерлинии.
Площадки для размещения статей смотрите здесь
Общие технические требования на прицепы для легковых автомобилей
1. Прицеп должен соответствовать настоящим техническим требованиям, а прицепы промышленного изготовления, кроме того, — утвержденным в установленном порядке чертежам и техническим условиям.
2. При изготовлении прицепа допускается использование агрегатов, узлов, механизмов, деталей и шин легковых автомобилей и мотоколясок.
Узлы и агрегаты прицепов, на которые имеются государственные стандарты или отраслевые нормали, должны выполняться в соответствии с типоразмерами, конструктивными и техническими требованиями, предусмотренными указанными стандартами или нормалями
3. Прицепы должны изготавливаться только одноосными.
4. Максимальная полная масса прицепа (с грузом) не должна превышать 60% снаряженной массы тягового автомобиля
5. Максимальная полная масса прицепа (с грузом), не имеющего тормозов, не должна превышать 30% снаряженной массы тягового автомобиля.
6. Прицепы, имеющие полную массу свыше 750 кг должны быть оборудованы рабочими и стояночными тормозами.
7. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп (с грузом) на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20 . Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не должно превышать 30 кгс
8 Прицепы, не имеющие стояночных тормозов, должны быть снабжены двумя противооткатными упорами («башмаками») для подкладывания под колеса при стоянках без тягового автомобиля.
9. Величина тормозного пути автопоезда, в составе которого находится прицеп, оборудованный тормозами, не должна превышать тормозной путь одиночного тягового автомобиля более чем на 10%.
10. Для обеспечения безопасности движения обязательна установка предохранительного (аварийного) троса или цепи между сцепным устройством автомобиля и дышлом прицепа; в случае аварийного отрыва от тягового автомобиля дышло прицепа не должно касаться поверхности дороги.
11. Габаритные размеры прицепов должны быть: а) длина — до 1,5 длины тягового автомобиля, но не более 8 м; б) высота — до 1,5 размера колеи прицепа, но не более 2,5 м; в) ширина — может превышать ширину тягового автомобиля не более чем на 200 мм на каждую сторону, но при этом не должна быть более 2,5 м.
12. Колея прицепов должна быть не менее колеи основного тягового автомобиля.
13. Дорожный просвет прицепов должен быть не менее просвета основного тягового автомобиля.
14. Прицеп в составе автопоезда с тяговым автомобилем при движении по прямой не должен «вилять» в каждую сторону более чем на 3% его габаритной ширины.
15. Прицеп должен иметь тягово-сцепное устройство в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025-320-68 («Тягово-сцепное устройство шарового типа. Сцепной шар. Размеры»).
16. Конструкция крепления шара тягово-сцепного устройства к автомобилю должна осуществляться через силовые элементы рамы или кузова и обеспечивать надежность работы при эксплуатации автопоезда.
17. Вертикальное (статическое) давление от тягово-сцепного устройства прицепа с грузом, передаваемое на сцепной шар, должно быть в пределах 25-50 кг в зависимости от соотношения массы тягового автомобиля и полной массы прицепа.
18. Прицепы должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769-69 и штепсельной вилкой по ГОСТ 9200-59.
При габаритной ширине прицепа, превышающей ширину тягового автомобиля, расположение передних световозвращателей должно определяться габаритом прицепа по его ширине.
На прицепах для перевозки лодок и подобных изделий допускается внешние задние световые приборы монтировать на выносном кронштейне.
19. Прицеп должен иметь опорные стойки, обеспечивающие его устойчивость в отцепленном состоянии.
20. Опорные стойки прицепов при транспортировке не должны ухудшать проходимость автопоезда.
21. Прицепы должны иметь кронштейны (или место) для крепления номерного знака по ГОСТ 3207-65.
22. Прицепы, предназначенные для перевозки лодок и других грузов, должны быть оборудованы устройствами для их крепления.
23. На всех наружных поверхностях прицепа не должно быть острых кромок и углов, а на боковых поверхностях — выступающих деталей, которые могут являться причиной травматизма.
24. Внешняя форма прицепа, а также детали оформления должны соответствовать современным эстетическим требованиям.
25. Окраска прицепов должна быть ровной, без трещин, отслоений, пузырей и потеков.
26. При эксплуатации прицепа, габаритная высота которого превышает высоту нижней кромки заднего стекла автомобиля, последний должен быть оборудован двумя выносными зеркалами заднего вида.
В соответствии с правилами регистрации и учета подвижного состава автомобильного транспорта прицепы к легковым автомобилям подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции.
Разъяснения к правилам оформления маломерных судов
Новые правила вызвали ряд трудностей у владельцев рыбопромысловых маломерных судов, поскольку потребовалось преодолевать технические проблемы неотрегулированного процесса регистрации.
Этот вопрос, в частности, поднимался на заседании Приморского рыбохозяйственного совета руководством ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
«Сегодня для регистрации и плавбазы, и маломерного судна применяются одинаковые ставки. Это может существенно повлиять на рентабельность рыбопромысловых компаний и в целом негативно отразиться на рыбной отрасли Приморья», – обратил внимание глава АРПП Георгий Мартынов. За разъяснениями по возникшей проблеме приморские рыбаки обратились в Российский морской регистр судоходства.
В ответном письме специалисты РС проинформировали о работе в рамках новых правил. Отмечается, что регистрационные и классификационные документы, выданные или подтвержденные ГИМС до 25 мая 2012 г., являются действительными до ближайшего периодического освидетельствования (очередного или ежегодного). После указанной даты освидетельствование осуществляется при условии выполнения требований закона «О государственной регистрации, классификации и освидетельствовании судов».
В соответствии с изменившимся законодательством под определение «маломерное судно» подпадают суда с максимальной длиной менее 20 м и числом людей на борту до 12 человек. Для таких плавсредств (при наличии действующих судовых билетов, выданных ГИМС) по заявке судовладельца освидетельствование проводится в местном подразделении РС. До разработки нормативной базы при проведении классификации и освидетельствования маломерных судов Регистр будет выдавать акт на соответствие требованиям правил классификации, постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности судов, поднадзорных ГИМС РФ. «В этом случае правила ГИМС рассматриваются как национальные требования Морской администрации РФ», – отмечается в письме Российского морского регистра судоходства.
Этот акт будет являться основанием для регистрации маломерного судна у капитана порта по месту прописки.
По результатам классификации судну устанавливается соответствующая категория района плавания, учитывающая вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища (аналогичные ограничения устанавливались ГИМС).
Также подчеркивается, что общий порядок организации и проведения освидетельствования маломерных судов аналогичен процедурам ГИМС. Предусмотрены первоначальное, ежегодное и пятое ежегодное расширенное освидетельствования. Первоначальное проводится перед государственной регистрацией судна: проверяется техническая документация, устанавливается вместимость, обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности судна и пассажировместимости и т. д.
Для маломерных судов индивидуальной и промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом паспорте, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств.
К рыболовным судам длиной свыше 20 м, но менее 24 м будут применяться действующие правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов. Для судов длиной более 24 м – правила классификации и постройки морских судов.
Отмечается, что к судам в эксплуатации правила будут применяться в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо. При положительных результатах освидетельствования суда будут получать класс РС и комплект соответствующих документов.
Что касается стоимости классификации и освидетельствования маломерных судов, то до разработки и утверждения официальных тарифов она будет определяться по затраченному времени в соответствии с утвержденной для конкретно взятого региона стоимостью нормо-часа. Для судов, не подпадающих под определение маломерного судна, стоимость будет определяться в соответствии с действующими нормативами времени на оказание услуг РС и исходя из стоимости нормо-часа в регионе, где проводится освидетельствование.
Технические требования к яхте
Вносится Правительством
Российской Федерации
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
«О требованиях к безопасности прогулочных
судов и средств отдыха на воде»
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели закона
1. Целями принятия настоящего Федерального закона являются:
обеспечение защиты жизни и здоровья граждан; имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального;
охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации прогулочных судов и средств отдыха на воде.
Статья 2. Область применения закона
1.Настоящий Федеральный закон является специальным техническим регламентом, устанавливающим требования безопасности к прогулочным судам и средствам отдыха на воде, процессам их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации, а также процедуру обязательного подтверждения соответствия и порядок осуществления государственного контроля в данной области.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на деятельность индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных юридических лиц, а также государственных органов исполнительной власти при разработке, реализации (продаже), эксплуатации, изготовлении, транспортировании, хранении и утилизации прогулочных судов и средств отдыха на воде.
3. Настоящий Федеральный закон определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
4. Настоящий технический регламент распространяется на прогулочные суда и средства отдыха на воде, процессы их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации:
суда гребные (лодки, водные велосипеды, байдарки, каноэ и каяки, рафты);
суда парусные (лодки, швертботы, яхты);
суда моторные (лодки; катера водоизмещающие, на воздушной подушке и подводных крыльях; РИБ-ы; гидроциклы; плавучие дачи).
5. Из сферы действия настоящего технического регламента исключаются:
суда, подпадающие под техническое наблюдение Российского морского регистра судоходства или Российского Речного Регистра;
суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
доски для серфинга под парусом;
устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
экспериментальные суда, если они не поступают на рынок Российской Федерации;
суда, построенные для собственного использования, если они впоследствии в течение 5 лет не поступают на рынок Российской Федерации;
прогулочные подводные лодки.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
аварийный запас плавучести — объем водонепроницаемой надводной части судна, расположенный выше действующей ватерлинии после полного или частичного заполнения судна водой;
байдарка — легкое узкое низкобортное гребное или парусное судно с острыми оконечностями для прогулок и туризма;
блоки плавучести — объемы, обеспечивающие запас плавучести при затоплении (воздушные цистерны — часть конструкции корпуса, плавучий материал плотностью не более 1 (
40 кг/м ), надувной мешок и т.п.);
водный велосипед — плавучее прогулочное средство, приводимое в движение педалями (мускульной силой человека);
гидроцикл — быстроходное прогулочное средство, приводимое в движение стационарным двигателем с водометом, пассажировместимостью до 4 человек;
грузоподъемность — масса груза, на перевозку которого рассчитано судно (пассажиры, багаж, топливо, вода, масло). Для надувных судов в грузоподъемность дополнительно включается масса подвесных моторов;
запас плавучести — объем водонепроницаемой надводной части судна, расположенный выше действующей ватерлинии;
каноэ — открытая гребная лодка, гребцы на которой гребут однолопастными веслами-гребками, сидя на банках, или стоя на одном колене лицом вперед по направлению движения для прогулок, охоты и рыбной ловли;
катер (лодка моторная) — открытое или частично запалубленное прогулочное судно, приводимое в движение подвесным или стационарным мотором;
каяк — полностью запалубленная гребная лодка, снабженная фартуком, соединенным с кокпитом и завязываемым на груди гребца, обеспечивающим полную герметичность лодки для прогулок, охоты и рыбной ловли;
кокпит — открытое сверху помещение судна, предназначенное для размещения экипажа и пассажиров;
лодка гребная — открытое прогулочное судно, приводимое в движение веслами (мускульной силой человека),
механическая безопасность — сохранность человеческих жизней и имущества при эксплуатации, обеспечиваемая численными характеристиками надводного борта, остойчивости и запаса плавучести в неповрежденном и поврежденном состояниях; максимальной грузоподъемности; максимальной мощности двигателя; водонепроницаемости, конструкции и прочности корпуса; мореходности; спасательных средств и судовых устройств (спасательным, рулевым, якорным и швартовным, леерным ограждением); управляемости и видимости с поста управления судов;
мореходность — комплексное свойство, характеризующее способность судна выполнять свое назначение в заданных гидрометеорологических условиях;
надводный борт- расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от грузовой ватерлинии до верхней кромки борта (палубы); минимальный надводный борт — минимальная высота надводного борта по длине судна;
непотопляемость — способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при полном или частичном затоплении судна вследствие повреждения корпуса;
остаточный ресурс — суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние;
остойчивость — способность судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия;
открытое судно — судно не имеющее палубы;
парусное вооружение — совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки парусов и управления ими;
парусно-моторное судно — парусное судно с судовым двигателем;
пассажировместимость — количество людей, включая экипаж, равное числу оборудованных штатных мест для размещения людей на судне или средстве отдыха на воде;
плавучесть — способность судна плавать в определенном положении, неся на борту заданное количество грузов;
плавучая дача — тихоходное прогулочное средство, предназначенное для путешествий вблизи берегов рек (озер) и временного проживания, отличающееся повышенной комфортабельностью жилых помещений, приводимое в движение подвесным (стационарным) двигателем;
предельно допустимая высота волны — максимальная расчетная высота волны 3%-ой обеспеченности, превышение которой недопустимо при эксплуатация;
полностью запалубленное судно- судно с водонепроницаемой палубой по всей длине;
правила плавания — совокупность правовых норм, регулирующих плавание судов по судоходным путям Российской Федерации, порядок стоянки и пропуска судов через судоходные шлюзы;
прогулочное судно — судно длиной по ватерлинии до 24 м, пассажировместимостью не более 12 человек, включая экипаж, вне зависимости от материала корпуса и способа передвижения, не подпадающие под техническое наблюдение Российского морского регистра судоходства или Российского Речного Регистра, предназначенное для отдыха на воде;
рафт-плот с надувными бортами и пристегивающимся надувным днищем для туризма и спуска по горным рекам;
рангоут — совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного для постановки, раскрепления и несения парусов;
РИБ (RIB — Rigid Inflatable Boat) — открытое прогулочное судно с комбинированным корпусом (надувными бортами и жестким корпусом);
средства отдыха на воде — плавучие прогулочные средства, приводимые в движение мускульной силой человека или подвесным (стационарным) мотором: водные велосипеды, гидроциклы, плавучие дачи;
судно на воздушной подушке (СВП) — судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой;
судно на подводных крыльях (СПК) — судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях;
угол заливания — угол крена, при котором происходит заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми (не имеющих прочных водонепроницаемых закрытий) или через верхнюю кромку борта;
такелаж — совокупность судовых снастей для крепления рангоута, управления парусами;
швертбот — парусное прогулочное судно, снабженное выдвижным килем (швертом);
штормовые паруса — паруса для установки в штормовую погоду;
эксплуатационная документация — совокупность документов, разработанных изготовителем (разработчиком) в целях обеспечения безопасного применения по целевому назначению прогулочных судов и средств отдыха на воде;
яхта — самовосстанавливающееся парусное прогулочное судно с балластным килем.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области действия закона
1. Законодательство Российской Федерации включает:
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ И СРЕДСТВ ОТДЫХА НА ВОДЕ
Статья 5. Требования к прогулочным судам и средствам отдыха на воде
1.Прогулочное судно или средство отдыха на воде, выпускаемое в обращение на территории Российской Федерации, должно соответствовать минимально необходимым требованиям, обеспечивающим:
2. Прогулочные суда или средства отдыха на воде, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, должны соответствовать требованиям безопасности, установленными настоящей статьей, в течение всего срока службы при соблюдении условий эксплуатации, указанных в сопроводительных документах (паспорт, руководство по эксплуатации).
3 Прогулочные суда или средства отдыха на воде должны удовлетворять требованиям взрывобезопасности, пожарной безопасности и электрической безопасности:
все стационарные двигатели должны быть снабжены защитными кожухами и отделены от жилых помещений судна, чтобы минимизировать риск возникновения и распространения пожара, а также исключить несчастные случаи с людьми в результате: отравления токсичными выхлопными газами и дымом; воздействия теплового излучения нагретых поверхностей, шума и вибрации на людей в жилых помещениях;
элементы двигателя, требующие частого осмотра и (или) технического обслуживания должны быть легко доступны;
изоляционные материалы внутри машинного отсека должны быть негорючими;
наружные раскаленные или движущиеся части стационарного двигателя, нагреваемые выше 60 °C, должны быть надежно прикрыты кожухом или крышкой, чтобы не причинять вреда персоналу;
устройства для заправки, хранения, вентиляции и подачи топлива
должны быть разработаны таким образом, чтобы свести к минимуму риск возникновения пожара и взрыва на судне;
топливные танки, трубопроводы и шланги должны быть удалены и защищены от любого воздействия источников теплового излучения. Материал и конструкция танков должны соответствовать их требуемой емкости и типу топлива. Все топливные танки должны иметь надежную систему вентиляции, исключающую образование взрывоопасной воздушной смеси;
жидкое топливо с точкой возгорания ниже 60 °C должно храниться в танках, которые не образуют общей части с корпусом судна (переносные) и должны быть:
защищены от воздействия источников теплового излучения;
отделены от жилых помещений;
жидкое топливо с точкой возгорания выше 60 °C разрешается хранить в танках, которые образуют общую часть с корпусом судна (встроенные);
электрическая система должна быть разработана так, чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию судна и свести к минимуму риск возникновения пожара и электрического шока;
особое внимание должно уделяться защите всех электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий, за исключением электрических цепей запуска двигателя внутреннего сгорания с питанием от аккумуляторных батарей;
для предупреждения аккумуляции газов, выделяемых аккумуляторными батареями, должна быть обеспечена их вентиляция. На судне батареи должны быть установлены в безопасном и защищенном от попадания воды месте;
конструкция пожароопасного и взрывоопасного оборудования и его расположение на судне должны быть направлены на предотвращение возникновения и распространения пожара;
особое внимание должно обращаться на: оборудование с открытым пламенем; нагревающимся поверхностям; двигателям и вспомогательным установкам; переливу топлива и масла; незакрытым топливным и масляным трубопроводам;
следует избегать прокладки электрической проводки над нагревающимися частями машин;
судно должно быть укомплектовано противопожарным оборудованием и имуществом (пожарный насос, огнетушитель, пожарное ведро, покрывало для тушения пламени) с учетом возможных причин возникновения пожаров;
противопожарная система (средства борьбы с огнем) должна (ны) обеспечивать подачу огнегасителя под защитные кожуха двигателей без открытия или демонтажа защитных кожухов;
противопожарное имущество должно размещаться в доступных, предназначенных для этих целей местах с нанесением соответствующей маркировки. Возле поста управления должно размещаться не менее одного огнетушителя;
конструкция бытовых газовых установок и оборудование помещений для их установки на судне должны исключать возможность утечек используемого в данных установках газа и образование взрывоопасной воздушной смеси
должны быть предусмотрены меры и периодичность их проведения по проверке возможных утечек газа;
материалы и конструкция газовых установок должны соответствовать используемому типу газа и выдерживать перегрузки при допустимых изготовителем условиях эксплуатации;
для каждой газовой установки должен быть предусмотрен свой питательный трубопровод или шланг от общей распределительной системы, на которых должно быть установлено устройство для перекрытия подачи газа;
для каждой газовой установки должна быть предусмотрена соответствующая вентиляция продуктов сгорания газа и защиты в случае утечки;
все суда с постоянно установленными системами газоснабжения должны быть оборудованы укрытием (помещением) для хранения газовых баллонов, которое должно быть отделено от жилых помещений, доступно только снаружи и с вентиляцией только наружу, чтобы любые утечки газа уходили за борт;
каждая газовая система должна быть испытана после установки на судно.
4. Все прогулочные суда или средства отдыха на воде должны удовлетворять требованиям механической безопасности:
минимальный надводный борт прогулочных судов и средств отдыха на воде при максимальной грузоподъемности в неповрежденном состоянии должен быть не менее 6% наибольшей длины. В табл.1 приведены значения предельно допустимой высоты волны 3% обеспеченности в зависимости от минимального надводного борта при максимальной грузоподъемности
Минимальная высота надводного борта, мм
Предельно допустимая высота волны, м
минимальный надводный борт прогулочных судов и средств отдыха на воде при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии должен быть:
не менее 75 мм при затоплении наихудшего с точки зрения посадки и аварийной остойчивости отсека, позволяющий судам и средствам отдыха на воде с жестким корпусом, имеющим деление на отсеки; оставаться на плаву;
не менее 10 мм при затоплении открытых и частично запалубленных судов и средств отдыха на воде с жестким корпусом, когда они залиты водой по уровень планширя, при этом они должны оставаться на плаву;
не менее 50 мм при повреждении наихудшего с точки зрения посадки и аварийной остойчивости отсека у надувных судов, при этом они должны оставаться на плаву;
угол крена или дифферента для судов на воздушной подушке в водоизмещающем режиме при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии не должен превышать 8 град., а конечная ватерлиния должна находиться не менее чем на 75 мм ниже уровня любого отверстия, через которое может произойти дальнейшее затопление;
аварийный запас плавучести прогулочных судов и средств отдыха на воде с жестким корпусом при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии должен обеспечиваться разделением корпуса на водонепроницаемые отсеки или установкой блоков плавучести;
аварийный запас плавучести прогулочных судов на воздушной подушке при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии должен обеспечиваться разделением корпуса на водонепроницаемые отсеки или установкой блоков плавучести;
аварийный запас плавучести прогулочных байдарок, каяков и каноэ при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии должен обеспечиваться разделением корпуса на водонепроницаемые отсеки или установкой блоков плавучести (надувными мешками, размещенными в оконечностях);
аварийный запас плавучести прогулочных судов и средств отдыха на воде с надувным корпусом при максимальной грузоподъемности в поврежденном состоянии должен обеспечиваться разделением корпуса на изолированные герметичные отсеки;
надувные суда и средства отдыха на воде должны иметь не менее двух изолированных герметичных отсеков;
объем блоков плавучести должен обеспечивать силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека или 0,4 максимальной грузоподъемности, в зависимости от того, какая величина больше;
статическая остойчивость судов и средств отдыха на воде при максимальной грузоподъемности в не поврежденном состоянии должна соответствовать:
суда и средства отдыха на воде с жестким корпусом: при размещении нагрузки равной 0,6 максимальной грузоподъемности на одном борту на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя угол крена не должен превышать угла заливания;
суда и средства отдыха на воде с надувным корпусом: не должны переворачиваться при размещении нагрузки равной числу пассажиров (каждый человек массой 80 кг) на верхней кромке одного борта;
яхты при их накренении на 90° должны самовосстанавливаться без помощи экипажа;
швертботы из положения крена на 90° должны восстанавливаться в вертикальное положение силами экипажа, находящегося в воде;
аварийная остойчивость судов и средств отдыха на воде с жестким корпусом должна быть такой, чтобы они не переворачивались при размещении нагрузки равной 0,05 максимальной грузоподъемности на одном борту в районе миделя;
конструкция корпуса и используемые материалы должны обеспечивать водонепроницаемость, герметичность и прочность (с учетом коррозионного износа) корпуса судна при максимальной грузоподъемности, максимально допустимой мощности двигателя и предельно допустимой высоте волны;
отверстия в корпусе, палубе(ах) и надстройке не должны нарушать водонепроницаемость корпуса в их закрытом положении;
иллюминаторы, двери и крышки люков должны выдерживать расчетную нагрузку от воздействия море не менее 1,2 кПа;
сквозные фитинги (отверстия) для приема и откачки воды за борт, расположенные в наружной обшивке корпуса ниже грузовой ватерлинии, при максимальной грузоподъемности должны быть оборудованы легко доступными запорными средствами;
все суда должны быть спроектированы так, чтобы минимизировать риск затопления:
кокпиты и шахты должны быть самоосушающимися или быть оборудованы водоотливными насосами для удаления воды за борт;
вентиляционные фитинги (отверстия) должны быть оборудованы средствами, препятствующими проникновению воды в непроницаемый корпус;
изолированные отсеки надувных судов (борта, днище, кильсон) должны быть герметичными при номинальном рабочем давлении;
надувной корпус должен быть прочным при трехкратном номинальном рабочем давлении в течение 5 минут.
максимальная грузоподъемность (люди, топливо, вода, провизия, различное снаряжение), установленная изготовителем, должна удовлетворять требованиям безопасности по запасу плавучести (надводному борту) и остойчивости;
максимальная грузоподъемность должна быть указана в маркировочной табличке изготовителя, превышение которой при эксплуатации не допускается;
прогулочные суда и средства отдыха на воде должны иметь спасатель-ные жилеты по количеству людей соответствующих пассажировместимости;
суда, эксплуатирующиеся при допустимой высоте волны более 0,8 м, должны быть дополнительно оборудованы спасательными плотами (одним или более) с количеством мест, соответствующих установленной изготовителем пассажировместимости, размещенными на легко доступных местах для их использования;
аварийно-спасательное имущество должно размещаться на штатных местах и быть легко доступным для использования;
прогулочные суда и средства отдыха на воде в зависимости от района эксплуатации, главных размерений и водоизмещения должны быть оборудованы соответствующими устройствами: якорным, швартовным и буксирным. Конструкция устройств должна обеспечивать их безопасную эксплуатацию;
прогулочные суда и средства отдыха на воде должны быть оборудованы навигационными огнями;
габаритная высота прогулочных судов и средств отдыха на воде должна назначаться с учетом их безопасного прохода под линиями электропередач, протянутых над водной поверхностью, и под мостами.
парусное вооружение прогулочных судов не должно иметь повреждений, его конструкция должна обеспечивать безопасность плавания;
прогулочные парусные суда должны иметь комплект штормовых парусов, при этом рангоут и такелаж должны предусматривать возможность их постановки;
5. Прогулочные суда или средства отдыха на воде должны удовлетворять требованиям экологической безопасности:
моторные прогулочные суда и средства отдыха на воде должны быть спроектированы так, чтобы предупредить случайные выбросы (слив) за борт топлива, масла и т.п.
моторные прогулочные суда и средства отдыха на воде должны быть спроектированы так, чтобы внешняя шумовая характеристика (уровень звука) не превышала 75 дБ·А на расстоянии 25 м от борта судна; на месте судоводителя — не более 78 дБ·А;
моторные прогулочные суда и средства отдыха на воде должны быть спроектированы так, чтобы отработанные газы двигателей содержали не более 4,8% окиси углерода (CО);
прогулочные суда и средства отдыха на воде, оборудованные туалетами, должны иметь фановую систему, оборудованную накопительными танками (цистернами) или условиями для установки временных танков при плавании в водах, где канализационные выбросы в воду запрещены;
трубопроводы сточных вод должны быть снабжены запорными клапанами.
6. Показатели безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде не должны снижаться под воздействием внешних климатических и механических факторов, допускаемых условиями нормальной эксплуатации.
7. Прогулочные суда и средства отдыха на воде, а также их оборудование должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы выдержать предельно допустимые в соответствии с сопроводительными документами механические и физические воздействия в течение всего срока службы при нормальной эксплуатации.
Статья 6. Требования безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде при разработке
1. При разработке прогулочных судов и средств отдыха на воде должно обеспечиваться соответствие требованиям настоящего технического регламента.
Статья 7. Требования безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде при изготовлении
1. Требования данной статьи не распространяются на производства, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации.
2. Изготовитель должен обеспечить изготовление прогулочных судов и средств отдыха на воде в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.
3. Материалы, применяемые при изготовлении прогулочных судов и средств отдыха на воде должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения, быть стойкими к воздействию пресной и морской воды, загрязненной нефтепродуктами, а также к воздействию ультрафиолетового излучения (не представлять опасности для жизнедеятельности человека и окружающей среды).
4. Испытания непотопляемости, статической и аварийной остойчивости, запаса плавучести при повреждении отсека, а также основных параметров и размеров (длина, ширина, диаметр баллона, минимальная высота надводного борта, масса оборудованного корпуса, водонепроницаемость, герметичность и прочность отсеков, мореходность и управляемость) прогулочных судов и средств отдыха на воде проводятся в период приемочных испытаний опытного образца или образца, выбранного из установочной партии.
Испытания должны подтвердить соответствие перечисленных выше параметров прогулочных судов и средств отдыха на воде требованиям настоящего технического регламента.
Испытания проводятся по методике и программе изготовителя.
Результаты испытаний фиксируются в протоколах приемочных испытаний и оформляются актом приемки опытного образца.
5. Соответствие конструкции прогулочного судна и средства отдыха на воде требованиям технической документации (техническими условиями, чертежами и расчетами) проверяется при пооперационном контроле каждого прогулочного судна и средства отдыха на воде при его изготовлении.
6. Выборочный контроль технологических операций должен производиться службой ОТК согласно действующим нормативным документам предприятия-изготовителя. Факты приемки фиксируются по форме, принятой изготовителем.
7. При получении неудовлетворительных результатов контроля даже по одному из требований статьи 5 настоящего технического регламента производится повторная проверка удвоенного количества прогулочных судов и средств отдыха на воде, взятых из той же партии.
При неудовлетворительных результатах повторной проверки вся партия прогулочных судов и средств отдыха на воде не подлежит реализации.
8. Прогулочные суда и средства отдыха на воде при изготовлении должны быть подвергнуты испытаниям (производственному контролю):
Приемочные испытания опытных образцов, приемо-сдаточные и периодические испытания проводит комиссия изготовителя по программам, разработанным изготовителем.
9. Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждое прогулочное судно и средство отдыха на воде из предъявленных к сдаче ОТК изготовителя в объеме проверок:
внешнего вида, качества наружной поверхности, установленного оборудования;
герметичности и прочности корпуса надувных судов.
Факт приемки фиксируется нанесением клейма ОТК на фирменной табличке и простановкой штампа в свидетельство о приемке.
10. Если в процессе приемо-сдаточных испытаний будет обнаружено несоответствие прогулочного судна и средства отдыха на воде требованиям технических условий и конструкторской документации, то выявленные дефекты должны быть устранены.
Не допускается такое устранение дефектов, а также использование восстановленных деталей, при котором нарушается какой-либо из показателей технических характеристик, качества исполнения и товарного вида прогулочного судна и средства отдыха на воде.
После устранения дефектов прогулочное судно и средство отдыха на воде должно быть повторно подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям.
Повторные испытания считаются окончательными.
11. Периодическим испытаниям подвергаются прогулочные суда и средства отдыха на воде, прошедшие приемо-сдаточные испытания. Для периодических испытаний методом случайного отбора выбирают одно прогулочное судно и средство отдыха из партии, прошедшей приемо-сдаточные испытания.
Результаты проведения испытаний оформляются в протоколах.
12. Периодические испытания проводятся один раз в год на одном прогулочном судне и средстве отдыха на воде на соответствие требованиям настоящего технического регламента в следующем объеме:
проверка главных размерений;
определение массы судна в полной комплектации;
проверка непотопляемости для судов с жестким корпусом;
проверка статической остойчивости для судов с жестким и надувным корпусом;
проверка аварийной остойчивости для судов с жестким корпусом;
проверка запаса плавучести при повреждении отсека для судов с надувным корпусом;
проверка герметичности и прочности корпуса надувных судов.
13. Если в процессе периодических испытаний будет обнаружено несоответствие прогулочных судов и средств отдыха на воде по какому-либо показателю требованиям настоящего технического регламента, приемка продукции должна быть приостановлена до устранения причин несоответствия.
Повторную проверку после устранения выявленных дефектов проводят на удвоенном количестве прогулочных судов и средств отдыха на воде той же партии.
По результатам периодических испытаний оформляются протоколы испытаний.
Статья 8. Требования безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде при реализации
1. Изготовитель не вправе выпускать в обращение на территории Российской Федерации прогулочные суда и средства отдыха на воде, не соответствующие требованиям статьи 5 настоящего технического регламента, и не имеющие сертификатов соответствия.
2. Каждое прогулочное судно и средство отдыха на воде при поступлении на рынок изготовитель должен сопровождать информацией в соответствии со статьей 13.
Статья 9. Требования безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде при транспортировании и хранении
1. При транспортировке должно быть предусмотрено надежное крепление упаковки (тары) с прогулочным судном и средством отдыха на воде к транспортному средству, обеспечивающее их сохранность. Крепление за корпус не допускается.
2. Упакованные прогулочные суда и средства отдыха на воде транспортируются в положении, обеспечивающем сохранность прогулочных судов и средств отдыха на воде и упаковки.
3. Не допускается хранение прогулочного судна и средства отдыха на воде в одном помещении с горюче-смазочными материалами, кислотами и другими химически активными веществами. Двигатель следует хранить в соответствии с руководством по его эксплуатации. Длительное хранение прогулочных судов и средств отдыха на воде осуществляется без топлива и воды в системах и двигателе.
4. Место хранения прогулочных судов и средств отдыха на воде в зимнее время — крытый сухой склад или навес, защищающий их от воздействия атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Статья 10. Требования безопасности к эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде
1. Прогулочные суда и средства отдыха на воде должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим регламентом.
2. Для обеспечения безопасной эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде необходимо:
наличие сертификата или декларации о соответствии, подтверждающих соответствие судов требованиям настоящего технического регламента;
наличие регистрации, технического осмотра, удостоверения судоводителя на право управления маломерными судами, выданными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта;
использование персонала требуемой квалификации и, при необходимости, ее периодическая проверка;
выполнение инструкций и руководств по эксплуатации с учетом возможности возникновения нештатных ситуаций;
периодическое проведение необходимых проверок, технического обслуживания и ремонтов;
3. При внесении в процессе эксплуатации изменений в конструкцию прогулочных судов и средств отдыха на воде не допускается снижение установленного в проекте уровня безопасности.
4. При эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде не допускается превышение установленной изготовителем:
предельно допустимой высоты волны 3%-й обеспеченности,
района плавания и удаленности от берега.
5. Категорически запрещается эксплуатировать прогулочные суда и средства отдыха на воде в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических лекарственных препаратов.
6. Для безопасной эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде необходимо иметь навигационные навыки управления. К управлению моторными прогулочными судами и средствами отдыха на воде должны допускаться только лица, имеющие удостоверение на право управления маломерным судном.
7. Во время плавания прогулочных судов и средств отдыха на воде необходимо:
следить за окружающей обстановкой и состоянием водной поверхности;
избегать ударов о любые подводные препятствия и грунт;
приближаться к пловцу в воде или причалу (берегу, пирсу) на минимальной скорости.
8. Для предотвращения пожара на прогулочных судах и средствах отдыха на воде необходимо:
иметь противопожарное оборудование на борту, периодически проверять состояние всех огнетушителей в соответствии с их руководством по эксплуатации;
не использовать электрооборудование с превышением расчетных нагрузок для электрических цепей на борту, периодически проверять состояние электропроводки, заменять перегоревшие предохранители, соблюдая указанную на них силу тока;
9. На стоянках прогулочные суда и средства отдыха на воде должны быть надежно отшвартованы и должны быть приняты меры, исключающие удары корпуса о грунт, пирс и рядом стоящие суда.
10. Во избежание преждевременного износа корпуса (днищевой части) не рекомендуется перемещать прогулочные суда и средства отдыха на воде волоком по грунту.
11. С целью обеспечения безопасности плавания перед его началом необходимо убедиться в том, что:
судно, двигатель, аккумуляторная батарея, трюмная помпа, судовые устройства и оборудование, навигационные огни находятся в рабочем состоянии:
в топливном баке достаточно топлива;
спасательные жилеты и другое спасательное оборудование размещены на борту по числу членов экипажа;
якорь и швартовные тросы закреплены на борту;
заглушки (сливные пробки) корпуса и водонепроницаемых отсеков надежно закрыты, крышки клапанов надувных отсеков также закрыты.
все пассажиры ознакомлены с правилами поведения на судне и разместились на борту судна на штатных местах;
подвесной двигатель закреплен к транцу прогулочного судна или средства отдыха на воде.
12. Техническое обслуживание прогулочных судов и средств отдыха на воде в процессе их эксплуатации:
следует внимательно следить за состоянием корпуса, своевременно в случае надобности его ремонтировать;
постоянно содержать судно в чистоте и порядке, не допускать обрастания днища корпуса водорослями;
воду, попавшую внутрь судна, необходимо удалять;
не допускать превышения установленных изготовителем предельных значений давления в баллонах надувных судов при нагревании на солнце;
необходимо регулярно проверять: функционирование самоотливной системы, трюмную помпу и выключатель, топливные соединения на отсутствие протечек, целостность аккумуляторной батареи, уровень и плотность электролита, отсутствие воды в междудонном пространстве и труднодоступных местах.
13. Если судно находится на воде постоянно, то его следует поднимать для осмотра не реже одного раза в год. Необходимо провести проверку корпуса на наличие повреждений, а также проверить работоспособность всего оборудования и систем.
14. Корпуса надувных судов, декоративную поверхность стеклопластика (гелькоат), а также детали из нержавеющей стали следует очищать губкой с применением моющих средств, за исключением кислотно-щелочных.
Не рекомендуется использовать для этих целей абразивные средства, металлические щетки, скребки и т.д.
15. По окончании сезона судно необходимо подготовить к зимнему хранению:
очистить поверхность от песка и грязи;
надувные суда тщательно просушить;
при обнаружении повреждений произвести ремонт.
16. Текущий ремонт прогулочных судов и средств отдыха на воде следует выполнять в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации изготовителя каждого конкретного судна. Ремонт cтеклопластика следует производить в сухом закрытом помещении при температуре +(18-20) С и влажности не ниже 65%.
17.При проведении технического обслуживания, ремонта и необходимых проверок прогулочных судов и средств отдыха на воде с полным или частичным выведением их из эксплуатации для обеспечения безопасности должны строго соблюдаться требования эксплуатационной документации.
Статья 11. Требования безопасности к утилизации прогулочных судов и средств отдыха на воде
1. Прогулочное судно и средство отдыха на воде, по достижению назначенного срока службы должно быть выведено из эксплуатации до решения вопроса по его дальнейшему использованию. Прогулочное судно и средство отдыха на воде (при неудовлетворительном состоянии и невозможности продления срока безопасной эксплуатации) подлежат утилизации.
2. Персонал, проводящий все этапы утилизации прогулочного судна и средства отдыха на воде, должен иметь необходимую квалификацию, пройти соответствующее обучение и соблюдать все требования безопасности труда.
ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ВВОДЯЩИХ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ И СРЕДСТВ ОТДЫХА НА ВОДЕ
Статья 12. Идентификация прогулочных судов и средств отдыха на воде
1. Прогулочное судно или средство отдыха на воде, относительно которого выполняются процедуры подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) должно быть идентифицировано.
2. В настоящем Федеральном законе под идентификацией прогулочного судна или средства отдыха на воде понимается установление тождественности характеристик прогулочного судна или средства отдыха на воде, представленного для подтверждения соответствия и государственного контроля , существенным признакам прогулочного судна или средства отдыха на воде, установленным настоящим Федеральным законом.
3. Для установления тождественности могут быть использованы: техническая документация, маркировка изделия и общероссийские классификаторы продукции.
Статья 13. Информирование приобретателя
1. Информация о прогулочном судне или средстве отдыха на воде для приобретателя должна быть приведена на маркировке прогулочного судна или средства отдыха на воде и в эксплуатационных документах (паспорт, руководство по эксплуатации) и прилагаться непосредственно к конкретному изделию.
2. Соответствие прогулочного судна или средства отдыха на воде маркировке и эксплуатационным документам является обязательным требованием для изготовителя и продавца.
Статья 14. Маркировка прогулочного судна и средства отдыха на воде
1. Прогулочное судно или средство отдыха на воде, выпускаемое в обращение на территории Российской Федерации, должно быть снабжено разборчивой и легко читаемой маркировкой, доступной пользователю, сохраняющейся в течение всего срока службы изделия.
2. Маркировка должна быть выполнена на русском языке и содержать следующую информацию для приобретателя:
товарный знак или наименование изготовителя,
обозначение технических условий,
максимально допустимую мощность двигателя (для моторных судов),
клеймо (штамп) ОТК (отдела технического контроля изготовителя),
знак обращения на рынке. Допускается простановка знака изготовителем в эксплуатационных документах (паспорте, руководстве по эксплуатации).
3. Каждое прогулочное судно или средство отдыха на воде должно иметь идентификационную маркировку корпуса, которая должна содержать следующую информацию:
ОКПО — код изготовителя,
дата постройки (год)
Маркировка корпуса должна быть нанесена на (предпочтительнее — внутреннюю) поверхность корпуса.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ И СРЕДСТВ ОТДЫХА НА ВОДЕ
Статья 15. Формы подтверждения соответствия
1. Подтверждение соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде на территории Российской Федерации носит обязательный характер и осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);
2. На территории Российской Федерации не подлежат подтверждению соответствия прогулочные суда и средства отдыха на воде в соответствии с пунктом 5 статьи 2 настоящего технического регламента.
3. Подтверждение соответствия проводится путем доказательства выполнения требований настоящего технического регламента, содержащего требования безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде.
4. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.
5. Применение на добровольной основе национальных стандартов, гармонизированных с требованиями настоящего технического регламента, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.
Статья 16. Обязательная сертификация прогулочных судов и средств отдыха на воде
1.Обязательную сертификацию прогулочных судов и средств отдыха на воде проводит орган по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации для конкретных видов прогулочных судов и средств отдыха на воде устанавливаются настоящим техническим регламентом. (Приложение 1)
2. Соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Срок действия сертификата соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде — три года с момента выдачи.
Статья 17. Порядок обязательной сертификации прогулочных судов и средств отдыха на воде
1.Обязательная сертификация прогулочных судов и средств отдыха на воде осуществляется органом по сертификации, аккредитованном в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
2. Орган по сертификации:
принимает от заявителя заявку на проведение сертификации прогулочных судов и средств отдыха на воде и принимает по ней решение. Решение о возможности проведения обязательной сертификации или отказе в ее проведении доводится до сведения заявителя не позднее, чем за 5 рабочих дней после поступления заявки;
привлекает на договорной основе для проведения сертификационных испытаний (проверки расчетов) прогулочных судов и средств отдыха на воде испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
выдает заявителю сертификат соответствия на основании протоколов сертификационных испытаний (экспертных заключений по проверочным расчетам), выполненных аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
осуществляет контроль за сертифицированными прогулочными судами и средствами отдыха на воде, если такой контроль предусмотрен схемой обязательной сертификации и договором с заявителем;
ведет реестр выданных им сертификатов соответствия на прогулочные суда и средства отдыха на воде;
по результатам контроля за сертифицированным прогулочным судном и средством отдыха на воде подтверждает, приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
предоставляет заявителю информацию о порядке проведения обязательной сертификации;
2.Аккредитованная испытательная лаборатория (центр):
проводит сертификационные испытания (проверочные расчеты) по показателям безопасности (непотопляемость, статическая и аварийная остойчивость, запас плавучести при повреждении отсека) на условиях договора с органом по сертификации;
оформляет результаты сертификационных испытаний соответствующими протоколами испытаний (экспертными заключениями по проверочным расчетам) в двух экземплярах: один — остается в лаборатории, второй- передается в орган по сертификации;
передает протоколы (экспертные заключения) в орган по сертификации для принятия им решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия;
обеспечивает достоверность результатов сертификационных испытаний (проверочных расчетов).
при обязательном подтверждении соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя);
подает заявку в орган по проведению обязательной сертификации;
может обратиться с заявкой на сертификацию в любой орган по сертификации, имеющий в области аккредитации соответствующий вид или тип прогулочных судов и средств отдыха на воде;
одновременно с заявкой представляет в орган по сертификации техническую документацию на судно (Приложение 2);
при положительном решении органа по сертификации о проведении сертификации заключает договор с органом по сертификации о проведении работ по обязательной сертификации;
представляет образец судна в аккредитованную испытательную лабораторию для проведения сертификационных испытаний;
по своему желанию присутствует при проведении сертификационных испытаний;
в период срока действия сертификата соответствия обеспечивает органу, выдавшему сертификат соответствия, проведение этим органом ежегодного инспекционного контроля, если это предусмотрено схемой сертификации.
по истечении срока действия сертификата соответствия подает новую заявку на проведение обязательной сертификации этого судна.
Статья 18. Декларирование соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде
1.Декларирование соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде должно осуществляться по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств (доказательственных материалов);
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием 3-ей стороны (органа по сертификации систем качества и/или аккредитованной испытательной лаборатории).
Схемы декларирования соответствия приведены в Приложении 3.
2. При декларировании соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде на основании собственных доказательств, заявитель (статья 17, пункт 3) самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде требованиям настоящего технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются:
техническая документация (Приложение 2) настоящего технического регламента,
результаты собственных испытаний (расчетов) по безопасности, проведенных изготовителем;
сертификаты менеджмента системы качества на стадии производства, либо на этапах контроля и испытаний, либо на стадиях разработки и производства, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
3. При декларировании соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием 3-ей стороны, заявитель в дополнение пункта 2 настоящей статьи включает:
протоколы испытаний (расчеты), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории;
сертификат менеджмента системы качества на стадии производства, либо на этапах контроля и испытаний, либо на стадиях разработки и производства, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
4. Декларация о соответствии прогулочных судов и средств отдыха на воде, оформляется на русском языке, ее форма утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию Российской Федерации.
Срок действия декларации о соответствии продукции — два года с момента ее получения.
Оформленная декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию Российской Федерации в течение трех дней.
Декларация о соответствии и доказательственные документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию Российской Федерации.
Статья 19. Признание зарубежных сертификатов соответствия
1. В Российской Федерации признаются сертификаты соответствия Прогулочных судов и средств отдыха на воде, выданные национальными сертификационными органами других государств, с которыми Российская Федерация заключила международные соглашения о признании результатов сертификации (далее — зарубежные сертификаты)
Перечень стран, с которыми заключены такие соглашения, размещается на официальном сайте федерального органа в области технического регулирования.
2. Для признания зарубежных сертификатов соответствия необходимо:
провести идентификацию объектов сертификации;
удостовериться в наличии соответствующего соглашения для признания представленного зарубежного сертификата соответствия, а также в наличии необходимых полномочий у органов, выдавших данный сертификат;
провести анализ соответствия, содержащийся в документах, представленных для признания зарубежного сертификата соответствия в орган по сертификации, требованиям настоящего Федерального закона;
провести проверку сроков действия представленных документов; наличие изменений, внесенных в конструкцию (состав) прогулочных судов и средств отдыха на воде; проверить применяемые материалы; технологии изготовления, протоколы испытаний, на основании которого выдан данный сертификат;
провести дополнительные испытания в аккредитованных испытательных лабораториях в случае неполного соответствия представленных документов требованиям настоящего Федерального закона. Объем дополнительных испытаний должен быть минимально необходимым для обеспечения подтверждения соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде требованиям настоящего Федерального закона.
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)
Статья 20. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований закона
1. Государственный контроль (надзор) за прогулочными судами и средствами отдыха на воде осуществляется за соблюдением требований настоящего Федерального закона в отношении прогулочных судов и средств отдыха на воде, процессов их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации.
2. Государственный контроль (надзор) за прогулочными судами и средствами отдыха на воде на стадии разработки возлагается на:
федеральный исполнительный орган в сфере технического регулирования;
федеральный исполнительный орган по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
федеральный исполнительный орган в сфере пожарной безопасности.
3. Государственный контроль (надзор) за прогулочными судами и средствами отдыха на воде на стадии изготовления возлагается на федеральный исполнительный орган в сфере технического регулирования;
4. Государственный контроль (надзор) за прогулочными судами и средствами отдыха на воде на стадии реализации возлагается на федеральный исполнительный орган в сфере технического регулирования.
5. Государственный контроль (надзор) на стадии эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде возлагается на:
федеральный исполнительный орган в сфере транспорта,
федеральный исполнительный орган в сфере охраны окружающей среды.
6. Государственный контроль (надзор) процесса утилизации прогулочных судов и средств отдыха на воде возлагается на:
федеральный исполнительный орган в сфере транспорта,
федеральный исполнительный орган в сфере охраны окружающей среды.
7. Государственный контроль (надзор) за выполнением требований настоящего технического регламента в отношении прогулочных судов и средств отдыха на воде осуществляется должностными лицами органов контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 6. ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 21. Переходные положения
1. В течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утвердить нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в отношении выполнения обязательных требований к прогулочным судам и средствам отдыха на воде носят рекомендательный характер и применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. После вступления в силу настоящего Федерального закона сертификаты соответствия, полученные на прогулочные суда и средства отдыха на воде до вступления его в силу, продолжают действовать в течение следующего срока:
сертификаты соответствия на серийно выпускаемые прогулочные суда и средства отдыха на воде — в течение срока, установленного в этих сертификатах;
сертификаты соответствия на отдельные партии прогулочных судов и средств отдыха на воде — в течение срока реализации данной партии на рынке.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Схемы обязательной сертификации продукции
Основные элементы схемы и их исполнители
(Ограниченный объем выпуска продукции, которая будет поставляться в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства, для импортной продукции — при краткосрочных контрактах)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний продукции, выполненных испытательной лабораторией.
Производит испытания типового образца продукции
Орган по сертификации:
Выдает заявителю сертификат соответствия.
(Импортная продукция при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний продукции, выполненных испытательной лабораторией, акт проверки производства, выполненной органом по сертификации.
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Производит анализ состояния производства.
Выдает заявителю сертификат соответствия.
(Стабильность серийного производства продукции не вызывает сомнений)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний продукции, выполненных испытательной лабораторией.
В период действия сертификата в качестве доказательного материала представляет акт инспекционного контроля.
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Выдает заявителю сертификат соответствия.
Осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции.
(Необходим всесторонний и жесткий инспекционный контроль продукции серийного производства)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний продукции, выполненных испытательной лабораторией, акт проверки производства, выполненной органом по сертификации.
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Производит анализ состояния производства.
Выдает заявителю сертификат соответствия.
Осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции.
(Реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в испытательной лаборатории;
характерна частая смена модификаций продукции;
продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний типового образца продукции, выполненных испытательной лабораторией, сертификат системы качества или производства, выданный органом по сертификации систем качества и производства.
В период действия сертификата в качестве доказательного материала представляет акт инспекционного контроля сертифицированной продукции, акт инспекционного контроля системы качества.
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Выдает заявителю сертификат соответствия на продукцию.
Осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции и испытаний образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца
Аккредитованный орган по сертификации систем качества и производства:
Производит сертификацию системы качества или производства.
Выдает заявителю сертификат соответствия на систему качества
(Применяется в случаях, указанных в схеме 5с, при наличии у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подкрепляется выпиской из акта проверки и оценки системы качества. Схему допускается использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям настоящего технического регламента)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний партии продукции, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Выдает заявителю сертификат соответствия.
(Производство или реализация данной продукции носит разовый характер)
Для получения сертификата представляет техническую документацию, протоколы испытаний каждой единицы продукции, выполненных испытательной лабораторией.
Производит испытания каждой единицы продукции.
Орган по сертификации:
Выдает заявителю сертификат соответствия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Техническая документация изготовителя
1.Техническая документация является основной доказательной базой при подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности настоящего технического регламента
2.Техническая документация должна в полной мере характеризовать конструкцию, технологию постройки, условия эксплуатации прогулочных судов и средств отдыха на воде, а также обеспечить возможность оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента.
3.Техническая документация должна содержать:
технические условия, в которых должны быть приведены: основные параметры и характеристики; требования к материалам; комплектность; маркировка; упаковка; требования безопасности; правила приемки; методы контроля и испытаний; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя; перечень средств контроля продукции; перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в технических условиях);
чертежи: теоретический, конструктивный и/или сборочный;
руководство (инструкция) по эксплуатации, включающее: описание продукции и ее назначение; основные технические характеристики; устройство и конструкцию; использование по назначению (эксплуатационные ограничения, подготовка к эксплуатации и эксплуатация); техническое обслуживание; текущий ремонт; правила транспортирования и хранения; гарантии (гарантийные обязательства, свидетельство о приемке и продаже — гарантийный талон);
расчеты: нагрузки масс; грузоподъемности и пассажировместимости; статической и аварийной остойчивости; плавучести в неповрежденном и аварийном состояниях; набора корпуса и прочности;
протоколы приемочных испытаний опытного образца продукции: обмер; взвешивание; измерение высоты надводного борта, осадки и начального дифферента; статической и аварийной остойчивости; плавучести в аварийном состоянии; ресурсные испытания; скорости хода и мореходности при мощности двигателя более 15 кВт; возвращение в прямое положение из опрокинутого состояния для парусных судов;
акт приемки опытного образца.
4. Изготовитель составляет техническую документацию в объеме соответствующем пункту 3 и хранит ее не менее срока службы (10 лет) после выпуска последнего изделия для целей инспекции национальными органами Российской Федерации.
5. Техническая документация, передаваемая изготовителем в орган, регистрирующий декларацию, или орган (аккредитованную испытательную лабораторию), сертифицирующий (испытывающей) продукцию, хранится в течение трех лет после окончания срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия.
6. Ответственность за сохранность технической документации лежит на лице, которое размещает продукцию на рынке РФ (органы регистрирующие и сертифицирующие)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схемы декларирования соответствия продукции
Основные элементы схемы и их исполнители
(Степень потенциальной опасности продукции невелика, применяется также для простых конструкций)
Для получения декларации приводит собственные доказательства соответствия в виде файла технической документации.
Принимает декларацию о соответствии.
(Проведение испытаний продукции самим производителем затруднено, а характеристики продукции имеют большое значение для обеспечения безопасности)
Для получения декларации представляет техническую документацию и протоколы испытаний испытательной лаборатории.
Принимает декларацию о соответствии
Производит испытания типового образца продукции.
(Степень потенциальной опасности продукции достаточно велика и имеет место определенная чувствительность технологических процессов производства продукции к изменению производственных факторов)
Для получения декларации представляет техническую документацию, протоколы испытаний испытательной лаборатории, сертификат системы качества на стадии производства. Принимает декларацию о соответствии.
В период действия декларации в качестве доказательного материала представляет акт инспекционного контроля системы качества.
Испытательная лаборатория (центр):
Производит испытания типового образца продукции.
Аккредитованный орган по сертификации систем качества и производства:
Сертифицирует систему качества на стадии производства.
Осуществляет инспекционный контроль системы качества.
(Продукция имеет сложную конструкцию, или продавец не может собрать собственные доказательства соответствия)
Для получения декларации представляет техническую документацию, протоколы испытаний испытательной лаборатории, сертификат системы качества на этапах контроля и испытаний. Принимает декларацию о соответствии.
В период действия декларации в качестве доказательного материала представляет акт инспекционного контроля системы качества.
Производит испытания типового образца продукции.
Орган по сертификации:
Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний.
Осуществляет инспекционный контроль системы качества.
(Реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции, технологические процессы производства чувствительны к внешним факторам)
Для получения декларации представляет техническую документацию, протоколы испытаний изделий выборочно из партии продукции, выполненных испытательной лабораторией.
Принимает декларацию о соответствии.
Производит испытания изделий выборочно из партии продукции.
(К стабильности свойств продукции предъявляются повышенные требования или продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя)
Для получения декларации представляет техническую документацию, протоколы испытаний каждого изделия из партии продукции, выполненных испытательной лабораторией.
Принимает декларацию о соответствии.
Производит испытания каждого изделия из партии продукции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона специального технического регламента «О требованиях к безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде»
Целями принятия проекта Федерального закона специального технического регламента являются:
обеспечение защиты жизни и здоровья граждан; имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального;
охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации прогулочных судов и средств отдыха на воде.
Проект Федерального закона является специальным техническим регламентом, устанавливающим требования безопасности к прогулочным судам и средствам отдыха на воде, процессам их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации, а также процедуру обязательного подтверждения соответствия и порядок осуществления государственного контроля в данной области.
Настоящий технический регламент распространяется на прогулочные суда и средства отдыха на воде, процессы их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации.
В сферу действия технического регламента отнесены:
суда гребные (лодки; водные велосипеды; байдарки, каноэ и каяки; рафты);
суда парусные (лодки, швертботы, яхты);
суда моторные (лодки; катера: водоизмещающие, на воздушной подушке и подводных крыльях; РИБ-ы; гидроциклы; плавучие дачи).
Прогулочные суда и средства отдыха на воде являются потенциально опасной продукцией по ряду причин:
по оценкам специалистов Международной Морской Организации (ИМО) вероятность гибели малых судов, включая прогулочные, в среднем в три раза больше, чем для больших судов;
эксплуатация в прибрежных водах с наиболее опасным для судов характером волнения и наибольшей вероятностью их аварий и гибели;
в настоящее время проектированием и изготовлением судов занимается большое количество предприятий с разным уровнем организации производства, квалификации и ответственности специалистов;
возрастающий спрос населения на прогулочные суда в последние годы привел к значительному росту количества cудов и увеличению их аварий;
большинством прогулочных судов управляют люди менее опытные, чем профессиональные моряки, по оценкам специалистов ИМО причинами 80% всех аварий являются неправильные действия судового персонала.
Основными причинами гибели судов небольших размеров, включая прогулочные, являются:
посадки на грунт — 30%,
Случаи внезапного опрокидывания относятся к группе скоротечных аварий, сопровождающихся гибелью людей, так как продолжительность аварий не превышает половины периода бортовой качки на тихой воде (несколько секунд).
Столкновения и посадки на грунт, связанные с нарушением целостности корпуса и последующим затоплением судов, по времени являются более продолжительными, чем опрокидывание, однако это не исключает возможность гибели людей.
Учитывая, что основными причинами гибели людей являются потеря остойчивости и недостаточный запас плавучести в поврежденном состоянии, к минимально необходимым требованиям по безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде отнесены показатели остойчивости (статической и аварийной) и запаса плавучести в поврежденном состоянии (непотопляемость).
В проекте специального технического регламента установлены основные и минимально необходимые требования по безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде, обеспечивающие:
механическую безопасность (остойчивость и непотопляемость),
Действие представляемого проекта специального технического регламента распространяется на:
юридических или физические лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве индивидуальных предпринимателей, являющихся разработчиками, изготовителями или продавцами, либо выполняющих функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия прогулочных судов и средств отдыха на воде требованиям данного технического регламента, а также в части ответственности за несоответствие поставляемых прогулочных судов и средств отдыха на воде указанным требованиям;
органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
аккредитованные органы и испытательные лаборатории по сертификации прогулочных судов и средств отдыха на воде;
В настоящий момент требования к безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде устанавливаются следующими нормативными документами:
международными стандартами ИСО;
европейской Директивой 94/25ЕС;
Правилами классификации, постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России;
Положения этих документов учтены при разработке данного специального технического регламента.
Принятие настоящего специального технического регламента обеспечит: приведение нормативно-правовых требований к прогулочным судам и средствам отдыха на воде, процессам их разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации в соответствие с положениями Федерального закона «О техническом регулировании»;
придание требованиям безопасности, способам подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора) законодательной определенности; повышению безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде,
снятию административных барьеров для изготовителей продукции,
снижению издержек, связанных с соблюдением требований действующих нормативно-правовых актов при сохранении уровня безопасности продукции,
реализации государственной политики в области технического регулирования и выполнению международных обязательств Российской Федерации, устранению препятствий в международной торговле:
систематизации, упорядочиванию и установлению единых обязательных требований к продукции и процессам разработки, изготовления, реализации (продажи), эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации продукции.
уменьшение и оптимизация числа обязательных требований.
Принятие данного специального технического регламента не приведет к увеличению государственных контролирующих (надзорных) органов и бюджетного финансирования.
В регламенте установлены требования, не отличающиеся от обязательных требований, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», гармонизированных с требованиями международных стандартов ИСО и европейской Директивы 94/25 ЕС.
начальник отделения НИИ «Лот»
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ
Разработка Федерального закона специального технического регламента “О требованиях к безопасности прогулочных судов средств отдыха на воде” проводилась в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N ФЗ-184 «О техническом регулировании», «Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 781-р. (129)» и контрактом N 6401.3400000.08.007от 22 декабря 2006 г.
Объектами технического регламента являются прогулочные суда и средства отдыха на воде, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
суда гребные (лодки, водные велосипеды, байдарки, каноэ и каяки, рафты);
суда парусные (лодки, швертботы, яхты);
суда моторные (лодки; катера водоизмещающие, на воздушной подушке и подводных крыльях; РИБ-ы; гидроциклы; плавучие дачи).
Основанием для принятия настоящего технического регламента является потенциальная опасность прогулочных судов для жизни и здоровья граждан, и окружающей среды.
Целью настоящего технического регламента являются:
защита жизни и здоровья граждан, окружающей среды и покупательских прав;
повышение безопасности на водных акваториях (морях, реках, озерах, прибрежных зонах морей, рек, озер и водохранилищ);
введение единообразных требований по безопасности прогулочных судов вне зависимости от их архитектурно-конструктивного типа, способа движения, главных размерений, материала корпуса и т.п.;
гармонизация требований безопасности прогулочных судов с аналогичными требованиями действующей европейской Директивы 94/25 ЕС по прогулочным судам,
повышение конкурентоспособности судов отечественных производителей и снятие ограничений в международной торговле;
расширение области применения требований безопасности на прогулочные суда (байдарки, каноэ, парусные суда, гидроциклы, СВП и др.), по которым отечественными стандартами такие требования установлены не в полной мере, или такие стандарты отсутствуют;
стимулирование предпринимательской инициативы.
Принятие Федерального закона специального технического регламента “О требованиях к безопасности прогулочных судов средств отдыха на воде” обеспечит эффективный нормативно-правовой механизм регулирования процессов обеспечения безопасности судов, подтверждения их соответствия, повышения конкурентоспособности и преодоления ограничений для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.
Руководитель темы,
начальник отделения НИИ «Лот»
ФГУП «ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к Федеральному закону специальному техническому регламенту «О требованиях к безопасности прогулочных судов и средств отдыха на воде»
1. Сфера применения закона
1.1. Определение цели и объекта технического регулирования
Основанием для разработки и принятия настоящего технического регламента является потенциальная опасность прогулочных судов для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
Целью разработки и принятия технического регламента являются:
защита жизни и здоровья граждан, окружающей среды и потребительских прав;
повышение безопасности на акваториях (морях, реках, озерах, их прибрежных зонах);
введение единообразных требований по безопасности прогулочных судов вне зависимости от их архитектурно-конструктивного типа, способа движения, главных размерений, материала корпуса и т.п.;
гармонизация требований безопасности прогулочных судов с аналогичными требованиями действующей европейской Директивы 94/25/ЕС по прогулочным судам;
повышение конкурентоспособности судов отечественных производителей и снятие ограничений в международной торговле;
расширение области применения требований безопасности на прогулочные суда, по которым отечественными стандартами такие требования установлены не в полной мере, или такие стандарты отсутствуют;
стимулирование предпринимательской инициативы путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.
Объектами технического регулирования являются прогулочные суда и средства отдыха на воде:
суда гребные одно и многокорпусные с жестким, надувным или комбинированным корпусом (лодки; водные велосипеды; байдарки, каноэ и каяки, рафты);
суда парусные одно и многокорпусные с жестким, надувным или комбинированным корпусом (лодки, швертботы, яхты);
суда моторные с жестким, надувным или комбинированным корпусом (лодки, РИБ-ы, гидроциклы, плавучие дачи).
1.2. Группы, на которые воздействует принятие технического регламента
Действие настоящего технического регламента направлено на группы, участвующие в сфере промышленного сектора экономики и связанные с безопасностью прогулочных судов и средств отдыха на воде.
1 Производители — предприятия различных форм собственности производящие и поставляющие прогулочные суда и средства отдыха на воде, судовое комплектующее оборудование.
2. Проектные организации — организации, осуществляющие проектирование прогулочных судов, средств отдыха на воде, судового комплектующего оборудования.
3. Эксплуатирующие организации — организации, эксплуатирующие прогулочные суда и средства отдыха на воде.
4. Персонал эксплуатанта — судовые экипажи, население, осуществляющие техническую эксплуатацию прогулочных судов и средств отдыха на воде.
5. Третьи лица — организации, осуществляющие деятельность, связанную с этапами жизненного цикла прогулочных судов и средств отдыха на воде (экспертные, ремонтные, обучающие персонал и другие).
Рынок продаж товаров для отдыха на воде велик. Только в странах ЕС он составляет в 2005 году 23,4 млрд. евро. В этой сфере работает 37200 фирм, а число потребителей достигает 48 млн. чел. Наибольшее число продаж (75% общего объема) приходится на моторные суда, 90% которых имеет длину не более 7,5 м. К 2010 г. объем европейского рынка увеличится. Только по парусным яхтам рынок составит 12 тыс. единиц в год. К этому времени Россия намерена стать третьим по величине европейским производителем парусных яхт, поставляя на рынок ежегодно порядка 1,5 тыс. яхт.
В России производством прогулочных судов и средств отдыха на воде занимаются более 300 предприятий, из которых около 200 — судостроительной промышленности, а также предприятия других ведомств — авиационной, машиностроительной. Последние несколько лет ежегодный прирост прогулочных судов стабильно составляет 3-4 тысячи единиц в основном за счет катеров и мотолодок. Помимо производства на внутренний рынок, Россия является экспортером и импортером прогулочных судов. Соотношение импортной и отечественной техники на сегодняшний день оценивается примерно как один к пятидесяти. Большую долю в импорте составляют моторные суда.
Повышение уровня жизни российских граждан, определенная стабилизация внутренней жизни привели к росту потребительского спроса на прогулочные суда и средства отдыха на воде. По данным региональных Государственных инспекций по маломерным судам в эксплуатации находится порядка 735 тыс. моторных судов, 300 тыс. гребных судов, 6 тыс. парусных судов, около 9 тыс. гидроциклов. По статистике примерно на каждые 145 жителей приходится одно средство отдыха на воде.