Какие налоги и взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2018 году? Схема расчета налогов + пара примеров
Добрый день, уважаемые ИП!
В этой небольшой статье рассмотрим вопрос о том, сколько платит налогов и взносов ИП на УСН 6% без сотрудников в 2018 году. Стоит отметить, что подавляющее большинство начинающих предпринимателей выбирают УСН 6% . Более правильно говорить, конечно, УСН “доходы”, ну да ладно.
Будем говорить на языке, понятному новичку, а не многоопытному бухгалтеру, который ловко жонглирует непонятными для новичков терминами =)
Любой ИП на УСН 6% без работников совершает два основных платежа в казну любимого государства:
1. Платит налог по УСН, который зависит от дохода
2. Страховые взносы “за себя” на:
- Обязательное пенсионное страхование;
- Обязательное медицинское страхование;
Начнем с первого пункта.
Думаю, что здесь все понятно. ИП на УСН “доходы” платит 6% от всего своего дохода.
Первый важный момент:
Подчеркну, что именно ОТ ВСЕГО дохода, а не от чистой выручки. Каждый год я получаю по несколько десятков комментариев от новичков, которые пытаются убедить меня, что налог по УСН “доходы” нужно считать от чистой выручки.
Конечно-же, это совсем не так.
Если вы будете считать 6% от чистой выручки, то рано или поздно получите письмо из налоговой инспекции, которая вежливо поинтересуется как именно Вы считаете доходы… и почему, собственно говоря, занижаете налоги?
Просто запомните, что ИП на УСН “доходы” считает от ВСЕГО дохода, который был получен в рамках деятельности ИП. Именно поэтому эта система называется как УСН “Доходы”.
Чтобы было понятно, приведу пример:
Например, некий ИП на УСН “Доходы” заработал “грязными” 2 000 000 рублей. Это означает, что налог по УСН составит:
2 000 000 * 6% = 120 000 рублей.
Второй важный момент
Многие регионы России могут устанавливать СВОИ ставки по УСН от 1 % до 6% .
- Например, в Крыму начиная с 2017 года ИП на УСН “доходы” платит 4% налога от дохода.
- А в 2016 году было еще меньше ставка по Крыму = 3%
Третий важный момент
Из налога по УСН можно делать налоговый вычет страховых взносов.
Это отдельная и большая тема, которая с трудом поддается пониманию для большинства начинающих ИП. Несмотря на кажущуюся простоту этого налогового вычета, есть масса нюансов, которые мучают любого ИП из года в год. Даже опытные ИП часто теряются и делают ошибки.
Поэтому, советую прочитать статью про налоговые вычеты для ИП на УСН 6% на примере 2017 года:
В этой статья я на нескольких примерах показываю как правильно посчитать налоговый вычет страховых взносов “за себя” из налога по УСН в 2017 году (понятно, что в 2018 году аналогичный принцип).
Если Вы разберетесь с этим вопросом, то сразу поймете, почему большинство ИП выбирают после открытия ИП именно систему налогообложения «УСН “доходы”.
Это выгодно, если совсем кратко. Особенно для тех ИП, которые не имеют большую расходную часть.
Но все-таки, я призываю не слепо верить всем статьям в Интернете, которые уверяют, что УСН – это лучший выбор для начинающего ИП. Это совсем не так, иначе не было бы миллионов ИП, которые работают на ЕНВД, ПСН, а самые отчаянные работают на ОСН =)
Для каждого случая нужно выбирать ту систему налогообложения, которая будет ВЫГОДНА ДЛЯ ВАС.
Кстати, я недавно запустил калькулятор для расчета налога по УСН для ИП на УСН 6%. Можете посмотреть видеоинструкцию, а затем проверить его в работе.
2. Страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование
Каждый ИП обязан платить страховые взносы “за себя” вне зависимости от того, есть у него доход или нет. Ведется деятельность или не ведется. Все это неважно, так как фиксированные взносы “за себя” придется платить в любом случае.
Например, в 2017 году платежи по фиксированным взносам ИП “за себя” следующие:
- Взносы “за себя” на пенсионное страхование: (7500*26%*12)= 23400 рублей
- Взносы “за себя” на медицинское страхование: (7500*5,1%*12)= 4590 рублей
- Итого за 2017 год = 27 990 рублей
Эти взносы напрямую зависят от размера МРОТ (Минимального Размера Труда). Следующее повышение МРОТ произойдет 1 июля 2017 года с 7500 до 7800 рублей.
Но начиная с 2018 года, размер взносов ИП «за себя» больше НЕ зависит от размера МРОТ. Я писал об этом важном событии отдельную статью (см. ссылку чуть ниже).
Сколько будем платить взносов «за себя»?
Обновление: появился законопроект, согласно которому предложено страховые взносы ИП отвязать от МРОТ с 1 января 2018 года. Соответственно, расчеты получаются следующими:
- Взносы в ПФР за себя (на пенсионное страхование): 26545 рублей
- Взносы в ФФОМС за себя (на медицинское страхование): 5840 рублей
- Итого за 2018 год = 32385 рублей
- Также не забываем про 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода
Напоминаю, что на мой видеоканал на Youtube можно подписаться по этой ссылке:
3. Самый важный момент! Размер фиксированных платежей зависит от дохода ИП!
Здесь возможны два варианта:
Вариант №1: годовой доход МЕНЬШЕ, чем 300 000 рублей
В этом случае ИП заплатит в ПФР и ФФОМС только следующие фиксированные суммы:
Обновление: появился законопроект, согласно которому предложено страховые взносы ИП отвязать от МРОТ с 1 января 2018 года. Соответственно, расчеты получаются следующими:
- Взносы в ПФР за себя (на пенсионное страхование): 26545 рублей
- Взносы в ФФОМС за себя (на медицинское страхование): 5840 рублей
- Итого за 2018 год = 32385 рублей
- Также не забываем про 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода
То есть, если Ваш годовой доход меньше, чем 300 000 рублей в год, то:
- Платите только фиксированные платежи на пенсионное и медицинское страхование “за себя” (см. выше)
- Платите налог по УСН
- И не забываем про налоговый вычет фиксированных взносов из налога по УСН (вот здесь все подробно расписано на примере 2017 года)
Вариант №2: годовой доход БОЛЬШЕ, чем 300 000 рублей
Соответственно, придется заплатить еще 1% от суммы, которая превысит 300000 рублей.
Например, наш ИП на УСН 6% получил доход в размере 2 000 000 рублей в 2018 году.
- Значит, такой ИП должен заплатить фиксированные взносы (см. суммы выше)
- И еще он должен заплатить 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода: 1% * ( 2 000 000 – 300 000) = 17 000 рублей.
- Платит налог по УСН (но помнит про налоговый вычет!)
4. Максимальный размер взноса на обязательное пенсионное страхование
Понятно, что если доход у ИП большой, то 1% от дохода, превышающего 300 000 рублей в год становится все больше и больше, что вызывает у ИП понятные опасения…
К счастью, есть ограничение “сверху” по взносам на обязательное пенсионное страхование.
И оно считается по следующей формуле:
Обновление: появился законопроект Правительства РФ, согласно которому предложено страховые взносы ИП отвязать от МРОТ с 1 января 2018 года. Соответственно, расчеты получаются следующими:
8 * 26545 = 212 360 рублей
Уважаемые ИП, понятно, что это общая схема на 2018 год, в которой может быть много нюансов, о которые так часто спотыкаются начинающие ИП…
У меня на блоге есть отдельная рубрика для “упрощенцев”, в которой я рассматриваю частые проблемы и вопросы, с которыми часто сталкиваются читатели.
P.S. Кстати говоря, я сам использую УСН и сам каждый год решаю самые разные проблемы по этой системе налогообложения.
С уважением, Дмитрий Робионек
Другие изменения для ИП:
Готово подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2018 году. Эта книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.
Она так и называется:
«Как открыть ИП в 2018 году? Пошаговая Инструкция для начинающих»
Из этой инструкции Вы узнаете:
- Как правильно оформить документы на открытие ИП?
- Выбираем коды ОКВЭД для ИП
- Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
- Отвечу на множество сопутствующих вопросов
- Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
- Все примеры приведены на 2018 год
- И многое другое!
Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2018 год:
«Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2018 году?»
В книге рассмотрены:
- Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2018 году?
- Примеры по расчетам налогов и страховых взносов «за себя»
- Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
- Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!
«ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2018 году?»
Электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2018 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.
Получайте самые важные новости для ИП на Почту!
Будьте в курсе изменений!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на рассылку , обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности .
Какие ставки УСН в 2018 году
При переходе или изначальном выборе упрощенной системы налогообложения соответствующие субъекты хозяйствования должны сразу определить, какие ставки УСН в 2018 году они будут использовать. Есть два варианта: применение зафиксированной ставки налога к общей сумме доходных поступлений или повышенной ставки к доходам, но уменьшенным на понесенные расходы. От объекта налогообложения зависит величина налога, порядок его расчета и правила учета затратных операций. Рассказываем, во сколько обойдётся нынче упрощёнка.
Размеры базовых ставок
Когда сделан выбор принципа налогообложения, встает вопрос: по УСН какая ставка более выгодная и как их применять на практике. Статьёй 346.20 НК РФ зафиксированы две базовые ставки для упрощенцев:
- 6% – если в качестве налогооблагаемого объекта выступает комплекс только доходных поступлений;
- 15% – при условии, что налог взимается с доходов за вычетом признаваемых обоснованными расходов.
Во втором варианте в расчет принимают только те затраты, которые были направлены на получение материальных выгод и присутствуют в законодательно утвержденном перечне. Он закреплен ст. 346.16 НК РФ. Причём для расходов налоговым правом предусмотрены разные даты их признания в зависимости от типа понесённых трат.
Размеры региональных ставок
В субъектах РФ по УСН «Доходы минус Расходы» ставка может быть меньше базовой величины. Так, действующие правила допускают законодательное утверждение ставок этого типа в диапазоне 5 – 15% на уровне отдельного региона. Для снижения налоговой нагрузки в отношении деятельности упрощенцев власти субъекта РФ должны издать закон об изменении размера ставки по УСН.
Право корректировать величину налоговой ставки региональным властям предоставлено и в отношении ставки УСН в 2018 году по объекту «Доходы». Колебания этой процентной ставки налога допустимы в пределах 1 – 6%. Каждое обновление величины этого показателя так же должно быть подкреплено законодательным актом.
Ставки для ИП на УСН
Пункт 4 статьи 346.20 НК РФ регламентирует особые условия налогообложения ИП:
- специализирующихся на производстве продукции;
- ведущих основную деятельность в социальной или научной сфере;
- оказывающих населению бытовые услуги.
В рамках УСН ставки налога для этой категории плательщиков могут быть равны нулю. Такая льгота разрешена к применению на протяжении первых 2-х лет после госрегистрации при соблюдении ряда условий:
- физическое лицо впервые зарегистрировалось в статусе ИП;
- по итогам налогового периода не менее 70% доходов относится на льготируемые виды деятельности.
Минимальные платежи
Если предприятие применяет УСН «Доходы – Расходы», ставка по налогу должна быть не менее 1% независимо от величины дохода. Исключение делают для ситуаций, когда доходных поступлений за весь налоговый период не было зафиксировано.
При получении даже небольшого дохода, который оказался меньше понесенных расходов или равен им, налог должен быть рассчитан по минимальной однопроцентной ставке.
Для субъектов предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, ставки на уровне 1% актуальны при соблюдении таких условий:
- расчет налогового обязательства ведется по принципу «Доходы минус Расходы»;
- за отчетный период были зафиксированы доходные поступления;
- разница между поступлениями денежных средств и производственными тратами оказалась нулевой или отрицательной.
В описанной ситуации по УСН ставки 2018 года в минимальном размере применяют к величине полученных доходов за отчетный интервал времени.
Региональные различия
В некоторых субъектах РФ для улучшения бизнес-климата приняты законы о снижении ставок по упрощенному режиму налогообложения.
Так, для предпринимателей, зарегистрированных в Москве, ставка по налоговому объекту «Доходы – Расходы» равна 10%. Норма предусмотрена Законом столицы от 07.10.2009 г. под № 41. Условия для ее применения таковы:
- льготируемое направление деятельности должно приносить не менее 75% общей выручки;
- коммерческая структура специализируется на оказании услуг социального характера, занята в области спорта, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве (животноводство или растениеводство).
Для тех, кто перешел или выбрал УСН, ставки по регионам в 2018 году будут различаться. Так, в более чем 70% субъектов России льготные условия приняты для схемы «Доходы за минусом Затрат», а в остальных регионах пониженные ставки применяют и к величине доходов.
Отметим, что льготы, которые устанавливают региональные власти, чаще распространяют только на отдельные сферы хозяйствования. Обычно выделение льгот для областей ведения бизнеса направлено на активизацию коммерческой и производственной деятельности в сегментах с низким уровнем популярности среди предпринимателей и небольших фирм в силу их небольшой доходности (как правило).
Какие налоги платит ИП в 2019 году
То, какие налоги оплачивает ИП, непосредственно зависит от применяемой им системы налогообложения. Влияет на налоговую нагрузку и наличие персонала у предпринимателя. В статье рассмотрены последние изменения в налогообложении ИП в 2019 году.
Перечень налогов для ИП (последние данные)
При подаче заявления на регистрацию индивидуальный предприниматель может приложить уведомление, заявляющее о его намерении применять ЕНВД, УСН, ЕСХН или ПСН (по отдельности или совмещая эти спецрежимы).
Если он этого не сделает, то по умолчанию он обязан платить налоги по общему налоговому режиму. А это включает обязанность по уплате обязательных платежей:
НДФЛ с разницы между полученными доходами по предпринимательской деятельности и профессиональными вычетами;, если ИП применяет общий режим;
УСН, если ИП применяет упрощенку,
ЕНВД, если ИП применяет ЕНВД;
патент, если ИП применяет патент;
НДС;
налог на имущество.
Эта обязанность предполагает и подачу деклараций, даже нулевых при отсутствии начислений по этим налогам.
Кроме этого при наличии налогооблагаемой базы уплачиваются такие налоги:
акцизы;
НДФЛ;
водный налог;
налог на добычу полезных ископаемых;
транспортный налог;
земельный налог;
страховые взносы с зарплаты работников;
взносы ИП за себя;
торговый сбор.
Готовить документы для уплаты налогов онлайн вы можете в нашей программе Упрощенка 24/7. Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет и готовит первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 30 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Налоги ИП в 2019 году без работников (сотрудников): как платятся страховые взносы
Те индивидуальные предприниматели, которые не состоят в трудовых отношениях с физическими лицами и не имеют сотрудников, а также не производят в их адрес никаких прочих выплат, для оплаты страховых взносов руководствуются статьей 430 НК РФ.
Тарифы для начисления взносов указаны в ст. 425 НК РФ.
В ПФР — 29 354 руб. + 1% с доходов ИП свыше 300 000 руб. (совокупный платеж ограничен лимитом 234 832 руб.)
В ФОМС — 6 884 руб.
Срок оплаты таких взносов – 31 декабря оплачиваемого года. Вернуть уплаченные взносы поможет статья » Налоговики вернут упрощенцам прошлогодние взносы».
Со всех своих доходов свыше 300 тысяч за календарный год ИП оплачивает пенсионные взносы по ставке 1% до 1 июля года, следующего за отчетным.
Если ИП зарегистрировано или снимается с регистрации в середине года, то взносы считаются пропорционально отработанным месяцам, а за неполный месяц – пропорционально дням в этом месяце. Это указано в п. 3 и п. 5 ст. 430 НК РФ.
Если предприниматель снимается с учета в налоговом органе, то на оплату взносов ему отводится 15 дней после внесения записи в единый госреестр.
Отчетность по фиксированным взносам налоговым кодексом не предусмотрена.
Налоги ИП в 2019 году с работниками: как платятся страховые взносы
Когда у предпринимателя появляются наемные работники, то помимо взносов за себя он должен платить взносы еще и за работников.
Базовые тарифы вплоть до 2019 года для ИП с персоналом установлены:
22% – на ОПС (при достижении базы по отдельному работнику предельной величины со всей суммы выше лимита – 10%);
2,9% – на соцстрахование (до достижения базы по отдельному работнику предельной величины);
5,1% – на медстрахование (до достижения базы по отдельному работнику предельной величины).
Кроме того при определенных видах деятельности, перечисленных в статье 427 НК РФ предприниматель может применять сниженные ставки по страховым взносам.
Отчетность по взносам ИП за работников сдает в обязательном порядке даже в случаях, когда по какой-то причине начисления в отчетном периоде отсутствуют.
Налоги ИП на УСН (упрощенке) в 2019 году: 6% и 15%
Если предприниматель перевел деятельность на упощенной системе налогообложения УСН, предварительно уведомив налоговую, то он освобождается от уплаты:
НДФЛ от предпринимательской деятельности;
НДС за некоторыми исключениями;
страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС с зарплаты работников;
налога на имущество.
Если в собственности у ИП есть недвижимость, базой для начисления налога на имущество по которой является кадастровая стоимость, то такой налог все-таки необходимо уплачивать. Но сдавать по нему декларацию не потребуется – налог оплачивается на основании уведомления из налоговой.
На упрощенке оплачивается единый налог, который может рассчитываться двумя способами в зависимости от заявленного объекта налогообложения. Базой для начисления могут быть доходы или доходы за минусом затрат.
В случае, когда предприниматель выбрал платить упрощенный налог с доходов, то ставка установлена от 1% до 6%. Если законом субъекта РФ, в котором состоит на учете предприниматель, снижение ставки не установлено, то применяется 6%.
Рассчитанный таким образом налог можно снижать на:
страховые взносы;
больничные, которые не возмещает ФСС;
дополнительные взносы на соцстрахование.
Эти суммы снижают налог не более чем вполовину. А фиксированные страховые взносы предпринимателя без работников, а также торговый сбор любого ИП могут снизить упрощенный налог без ограничения сумм.
При выборе второго варианта объекта налогообложения база для начисления определяется как доходы минус расходы из ст. 346.16 НК РФ. Список расходов закрытый, предприниматель не может уменьшить базу для начисления налога на те затраты, которые не указаны в перечне, даже если они экономически оправданы.
Ставка для начисления такого налога также зависит от субъекта России. Налоговый кодекс дает право регионам снижать процент до 5, а для Крыма и Севастополя – до 3%. Но если местное законодательство не установило снижения, то применяется ставка 15%.
Кроме того, законодатель требуют уплаты минимального налога в размере 1% от доходов, если рассчитанный по установленной ставке налог от доходов за минусом расходов окажется меньше такого минимального. Это правило действует, даже если получен убыток.
Сумму налогов на примере можно посмотреть в статье на нашем сайте.
График уплаты налогов на УСН
График уплаты налогов можно посмотреть в нашем календаре бухгалтера. Так, упрощенцы уплачивают раз в квартал авансовый платеж по УСН. А по итогам года платят налог УСН за вычетом авансов.
Также упрощенцы при наличии работников уплачивают все зарплатные налоги с зарплаты сотрудников.
Программа «Упрощенка 24/7» настроила персональный календарь бухгалтера на 2019 год. Зайдите в программу и проверьте все важные даты по сдаче отчетности, уплаты налогов и выплат работникам.
«Упрощенка 24/7» напомнит о сроках не только на почту, но и при входе в программу. Вы никогда ничего не пропустите. Обещаем! В Календарь вы можете добавить ваши даты. Занести туда любые важные дни — хоть день рождения лучшей подруги. Мы напомним и об этом. Настраивайте свой календарь и работайте без стресса!
Налоги ИП в 2019 году при совмещении УСН с другими спецрежимами
Если упрощенка совмещается с прочими спецрежимами (патент, вмененка), то по тому виду деятельности, который переведет на такую систему, уплачиваются дополнительные налоги.
Базой для расчета единого налога при ЕНВД является вмененный доход. Он устанавливается в зависимости от вида деятельности и от физических показателей (это может быть количество работников, имеющая отношение к деятельности площадь и другое). Ставка для начисления налога также варьируется от 7,5 до 15% в зависимости от местного законодательства.
Отдельный вид деятельности (или несколько) предприниматель вправе перевести на патентную систему. В этом случае налоговая база зависит от потенциального дохода, который законодатели субъектов РФ устанавливают для конкретного вида деятельности и отдельно для каждого региона. Максимальная ставка на ПСН установлена в пределах 6%. Но региональные законодатели вправе снижать ее даже до нуля.
Калькулятор налогов ИП
Узнать, сколько вам платить налогов, можно на нашем специальном калькуляторе. Он считает налоги по всем режимам налогообложения, а не только УСН. И вы легко узнаете, какой режим выгодней именно для вас. Калькулятор покажет, какие налоги платить.
Сервис по выбору режима на УСН
Налоги ИП в 2019 году (сравнительная таблица)
Ниже приводим сравнительную таблицу налогов для предпринимателя.
Подробнее про выбор системы в 2019 году читайте в статье на нашем сайте.
Ставки налогов 2018
Советуем прочитать наш материал Ставки налогов, а эту статью разбиваем на темы:
Ставки налогов на прибыль в 2018 году
Расскажем, поменялись ли ставки налога на прибыль в 2018 году, предусмотрены ли для компаний новые ставки, как перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль и на что еще обратить внимание.
Налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами, распределяется между двумя бюджетами — федеральным и региональным (ст. 284 НК РФ). С 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года распределять налог между бюджетами нужно по новым ставкам. Соответствующие изменения в пункт 1 статьи 284 НК РФ внесены Федеральным законом № 401-ФЗ. Утвержденные ставки налога на прибыль 2018 применяют до конца 2020 года (см. таблицу).
Общие ставки налога на прибыль 2018:
Основная ставка – 20 %
Основание — ст. 284 НК РФ
С 01.01.2017 г. до 31.12.2020 г.
Региональный, в т.ч. льготные ставки
Для отдельных налогоплательщиков
Для организаций — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны)
абз. 5-7 п. 1., абз. 3 п. 1.7
Главное нововведение прошлого года относительно ставок налога на прибыль — это изменение процентного соотношения размера ставки между бюджетами:
• в федеральный бюджет ставка налога выросла с 2% до 3%;
• в региональный — снизилась с 18% до 17%.
Общая ставка налога на прибыль в 2018 году осталась прежней — 20%.
Законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.
Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее — 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).
Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка — 12,5 % (ранее — 13,5 %) по прибыли от деятельности:
• на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
• выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
• исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ).
При условии ведения раздельного учета:
• доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, исполняемой в пределах данной территории;
• доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за границами данной территории).
Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ).
Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения (см. таблицу).
Специальные ставки налога на прибыль в 2018 году:
Доходы в виде процентов по ценным бумагам
Применяется ставка 15 %:
— к облигациям организаций РФ (за исключением признаваемых налоговыми резидентами РФ — организаций иностранных государств), которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и выпущенным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.
п. 4 ст. 284 НК РФ (в ред. Закона № 242-ФЗ)
С 2017 г. по облигациям юридических лиц РФ, по которым предусмотрено получение дохода в виде процентов, облагаемых по ставке 15 % (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ), при обращении которых в цену сделки включается доля накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная ставка налога
п. 30 ст. 280 НК РФ (введен Законом № 242-ФЗ)
Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших использовать право на освобождение от налога на прибыль
Положения о налогообложении прибыли в связи с потерей статуса участника проекта (абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ) по ставке 20 % с начислением пеней не применяются к прибыли, полученной в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.
абз. 2-3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в ред. Закона № 475-ФЗ)
Обратите внимание, что положения пункта 1.2 статьи 284 НК РФ по прибыли от деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ, применяли с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, то есть только в течение 2017 года.
Транспортный налог в 2018 году ставки
Споры вокруг транспортного налога, взимаемого с российских автовладельцев, не утихают на протяжении последних нескольких лет. С одной стороны, данный сбор является весьма значительной доходной статьей бюджета, которая помогает наполнять казну РФ на 146 миллиардов рублей ежегодно. В текущих экономических условиях найти способ изыскать данные средства при отмене указанного фискального сбора будет не так-то просто.
С другой стороны, данный налог совсем не радует автовладельцев – особенно в регионах, фискальная политика которых характеризуется повышенными налоговыми ставками. Понятное дело, что власти не могут не учесть народное недовольство – особенно когда на горизонте маячат очередные выборы главы государства. В правительстве не утихают дискуссии по поводу того, какие решения можно применить при реформировании транспортного налога.
Среди возможных вариантов рассматривается как возможность полной отмены данного сбора, так и его преобразование, а также внедрение альтернативных видов фискальных сборов. К какому варианту в итоге придут депутаты, пока что невозможно спрогнозировать. Зато можно узнать, какие потенциальные налоговые трансформации могут быть реализованы в 2018 году!
Данный сбор, как понятно из его названия, взимается с владельцев транспортных средств. Сумма отчислений зависит от количества «лошадей» под капотом, а также времени, на протяжении которого транспортное средство находится в пользовании. Для владельцев высококлассных транспортных средств налог корректируется – к сумме сбора добавляется процент, который нужно уплатить за то, что авто стало не просто средством передвижения, но и предметом роскоши. Критерий – стоимость автомобиля, если она составляет более 3 млн.р.
Также отметим, что в разных административных субъектах РФ базовая налоговая ставка может отличаться. Итоговые ставки утверждаются представителями местной власти, так что за один и тот же автомобиль в разных регионах РФ владельцы платят по-разному. Кроме того, местная власть имеет право освободить от уплаты сбора или уменьшить ее ставку льготным категориям граждан – многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, чернобыльцам. Часто от уплаты транспортного сбора освобождают предприятия, относящиеся к муниципалитету.
Основная цель введения данного сбора – аккумулирование средств, необходимых для ремонта дорожного покрытия и прокладки новых дорог. Собранные с автовладельцев деньги поступают в региональные бюджеты. Причем стоит отметить тот факт, что средства, получаемые путем взимания данного налога, часто составляют существенную часть доходных статей.
Хотя данный сбор часто именуют налогом на авто, объектами налогообложения являются не только автомобили – сбор взимается с мотоциклов, моторных лодок, квадроциклов, вертолетов, автобусов, гусеничного автотранспорта, яхт, снегоходов и т.д. Некоторые владельцы транспортных средств имеют налоговые льготы.
К числу льготных видов транспорта причислены:
• автомобили, полученные в рамках социальных программ и переоборудованные для водителей, имеющих инвалидность. Отдельно упомянута мощность двигателя такого авто, которая не должна превышать 100 лошадиных сил;
• транспортные средства, которые числятся в угоне. Данный факт должен быть зарегистрирован в полиции;
• промышленные плавсредства, относящиеся к морскому и речному транспорту;
• машины, предназначенные для перевозки скота, удобрений, молока, сена, а также тракторы;
• лодки (моторные и весельные), которые оснащены двигателем с мощностью не более 5 лошадиных сил.
Основным предметом критики в транспортном налоге является принцип, по которому происходит начисление сумм платежей. Налог зависит от мощности транспортного средства, но факт его использования на протяжении года совершенно не учитывается. Эксперты и автовладельцы считают, что такой подход не отражает целевого назначения сбора – получение денег на дорожные ремонтные работы. Ущерб, нанесенный покрытию, не зависит от мощности авто, но имеет прямую взаимосвязь с интенсивностью поездок.
Не секрет, что многие пенсионеры используют свою «Волгу» или «ВАЗ» лишь для того, чтобы пару раз в сезон выехать на дачу. Остальное время железный конь простаивает в гараже, но все равно за него нужно отдать полную сумму налога. Еще один важный момент – мощность авто. Далеко не каждый автомобиль, скрывающий под капотом «табун лошадок», является новым, а владельцы новых и старых машин вынуждены платить одни и те же суммы.
Кроме того, покупая машину, человек становится плательщиком акцизного сбора на бензин, а в совокупности с транспортным налогом это приводит к двойному фискальному обложению. Причем такая ситуация для большей части стран является парадоксальной, однако в российской практике никого из депутатов не удивляет. Свое возмущение высказывают также владельцы авто с повреждениями, из-за которых машина не эксплуатируется.
Далеко не каждый автолюбитель может мгновенно восстановить своего железного коня – большей части россиян необходимо сначала собрать деньги, так что ремонт часто растягивается на год и больше. Тем не менее, для таких случаев льгот не предусмотрено – налог все равно приходится платить в полном объеме. Некоторые водители пытаются избежать фискального сбора, снимая авто с учета, однако в этом случае нужно сначала сравнить пошлины за регистрацию авто и сумму налога, чтобы не поменять шило на мыло.
В правительственных кругах выдвинули несколько альтернатив транспортному налогу, которые могут быть со временем внедрены в практику:
• Отмена транспортного налога с одновременным увеличением сумм акциза на топливо. Предполагается, что именно такое решение поможет справедливо распределить налоговую нагрузку, ведь больше будут платить автолюбители, которые чаще ездят и нарушают целостность покрытия. Однако в правительстве есть не только сторонники, но и противники такого решения. Они считают, что акцизы придется повышать постепенно, так что на протяжении нескольких лет местные бюджеты будут терять значительную сумму. В первый год отмены транспортного сбора она достигнет 146 миллиардов рублей;
• Привязка сбора к показателю экологичности транспортного средства. Инициаторами такого решения стали представители Минпромторга. Они подчеркнули, что в европейских странах показатель выбросов в окружающую среду жестко контролируется соответствующими органами. Автовладельцы постепенно отказываются от вредных типов двигателей, что позитивно сказывается на природе. Меньшая сумма сбора простимулирует российских водителей приобретать инновационные машины, не вредящие окружающему миру;
• Пересмотр способа начисления налоговых сумм. Согласно данной инициативе предлагается начислять сбор, исходя не из количества лошадок под капотом, а из объема двигателя.
Несколько лет назад депутаты, представляющие политический блок ЛДПР, предложили упразднить транспортный сбор уже с 2017 года. Тем не менее, инициатива не получила соответствующую поддержку. Как было сказано выше, основным правительственным аргументом в пользу транспортного налога является то, что данный сбор существенно наполняет региональные бюджеты.
Минэкономразвития полагает, что отказаться от данной доходной статьи невозможно. Статистика показала, что суммарная задолженность регионов уже сейчас достигает 2 триллионов рублей, а 5 российских административных субъектов давно превысили норматив, гласящий, что долг не должен быть выше 50% доходной части бюджета. Потерять еще 150 миллиардов – значит, обострить и без того существенные проблемы финансирования расходов.
Единственной категорией владельцев авто, к которым решились применить льготу, стали те, кто имеет машины массой от 12 тонн. До этого момента владельцы крупногабаритного автотранспорта оплачивали как компенсацию вреда, который наносили федеральным трассам, так и делали отчисления в пользу системы «Платон», то есть попадали под серьезную финансовую нагрузку. Теперь налог, взимаемый с владельцев большегрузов, корректируется на сумму отчислений в систему «Платон». Если этот сбор больше транспортного налога или равен ему, автовладелец вообще освобождается от фискального сбора за транспортное средство.
Напомним, что на протяжении последних лет в закон о налоге на транспорт то и дело вносятся поправки. Так, с 2014 года покупатель авто обязан сам сообщать об этом в регистрирующие и фискальные органы. С 01.01.2017 сокрытие факта приобретения авто приводит к штрафным взысканиям в размере 20% от суммы налогового сбора. Уплачивать налог должны и те граждане, которым не была доставлена платежка. Если вы не получили квитанцию, не стоит радоваться – вас точно не освободили от необходимости совершить расчет с бюджетом.
Автовладельцы должны помнить, что налоговые платежи за 2018 год нужно заплатить до окончания 2019 года. Владельцы авто, которые относятся к категории физлиц, делают это единоразово, а юридические лица обязаны совершать расчеты с бюджетом поквартально в виде авансовых платежей.
Как уже было сказано выше, не все владельцы одинаковых автомобилей платят одну и ту же сумму. Всё зависит от окончательного решения региональных властей. Если говорить о ситуации в отдельно взятых административных единицах, то тут можно оперировать следующими данными (для примера возьмем авто, мощность двигателя которого равна 100 лошадиным силам).
• Самая весомая налоговая нагрузка ложится на плечи автовладельцев, зарегистрировавших машину в столице или Питере. Им придется платить от 12 до 24 рублей за каждую лошадку под капотом;
• жители Томской области отчисляют в бюджет по 6,5 рублей за единицу мощности;
• граждане, зарегистрировавшие авто в Татарстане или Башкортостане, а также Республике Марий Эл, Сахалинской или Вологодской областях, должны уплатить по 25 рублей;
• крымчане отчисляют в местный бюджет 5 рублей за лошадку под капотом;
• жители Калининградской и Калужской областей подвержены взиманиям в размере 14 рублей;
• в Оренбургской области предусмотрен налог в размере 20 рублей;
• ростовчане и жители области платят 12 рублей за единицу мощности, если автомобилю еще не исполнилось 10 лет, и 8 – за машины с годом выпуска постарше;
• в Республике Коми введена ставка в размере 15 рублей;
• в Республике Тыва автолюбители платят по 5 рублей за лошадку;
• автовладельцы Карелии рассчитывают налог, исходя из ставки в 6 рублей;
• население Челябинской области облагается налогом в 7,7 рублей;
• администрации Ульяновской и Тульской областей ввели фискальный сбор в размере 10 рублей;
• власти Ярославской области утвердили сбор в 13,1 рублей;
• в Еврейском автономном округе жителям нужно платить, исходя из ставки в 8 рублей;
• жители Хакасии подвергаются налогообложению транспортным сбором, исходя из ставки в 6 рублей за лошадку;
• автолюбители Краснодарского края вынуждены оценить каждую л.с. в 12 рублей;
• вполне посильный налог уплачивается в Республике Ингушетия – власти установили сбор в 5 рублей за одну лошадку;
• гражданам, зарегистрировавшим авто в Самарской области, придется заплатить по 16 рублей за единицу мощности;
• архангельцам и жителям области – по 14 рублей;
• автовладельцам Нижегородской области власти утвердили фискальную ставку в размере 13,5 рублей;
• весьма интересна ситуация в Чечне. Несмотря на то, что регион традиционно считается дотационным, власти не спешат пополнять бюджет за счет транспортного сбора. Для обозначенного авто мощностью до 100 лошадок налог равен нулю. Лишь для автовладельцев, мощность машины у которых превышает показатель в 150 лошадок, введен сбор в размере 5 рублей за 1 л.с., а для автомобилистов, транспортное средство которых имеет от 250 лошадей под капотом, налог возрастает до 15 рублей за 1 л.с.
Стоит также разобраться с вопросом, касающимся коэффициентов налога на роскошные авто:
• Коэффициент от 1,1 до 1,5 применяется в случае, если автомобиль, стоимость которого превышает 3 миллиона рублей, был выпущен менее 3 лет назад;
• Коэффициент 2 используется для авто, которые стоят 5-10 миллионов рублей и были выпущены не более 5 лет назад;
• Коэффициент 3 применяется для автомобилей, возраст которых исчисляется 10-20 годами, а стоимость равна 10-15 миллионам рублей.
Напомним, что с 2016 года более 200 тысяч жителей Крымского полуострова должны были впервые уплатить сбор на транспортные средства. В августе 2017 года в прессе появилась информация, что власти данной территории подумывают об увеличении налоговой нагрузки. Якобы местный транспортный налог и так является одной из самых низких на территории РФ. Вполне возможно, что в 2018 году сумма налога будет повышена до уровня, который зафиксирован в других областях, относящихся к Южному федеральному округу.
В качестве примера приводятся следующие данные: с владельцев авто мощностью менее 100 л.с. в Крыму взимают 5 рублей за лошадку. Автовладельцы Краснодарского края платят за такое же авто, исходя из ставки в 12 рублей, а ростовчане – 8-12 рублей (налог зависит еще и от того, в каком году была выпущена машина). За транспортное средство мощностью 100-150 лошадок крымские автовладельцы уплачивают по 7 рублей за 1 л.с. Для Ростовской области и Краснодарского края эти цифры измеряются 25 и 15 рублями соответственно.
По словам Ирины Кивико, занимающей пост министра финансов Крыма, буквально за семь месяцев транспортный сбор пополнил бюджет на 72 миллиона рублей, а до конца указанного периода запланировано собрать поступления в размере 200 миллионов. Увеличение уровня налоговой нагрузки хотя бы на 40-50% поможет существенно пополнить бюджет полуострова, что позитивно скажется на скорости и качестве проведения дорожных работ.
Ставка налога на имущество в 2018 году
В 2018 году в правилах уплаты налога на имущество появятся некоторые новшества. В основном это касается регионов: может сократиться площадь зданий, которые подлежат налогообложению, и вырастет налоговая ставка. Также с 2018 года организации отчитываются о налоге на имущество по новой декларации. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2018 году.
С какого имущества предприниматель или организация платят налог? Главный признак такого имущества — вхождение в состав основных средств. Это прописано в ст. 374 НК РФ.
Основное средство должно отвечать ряду условий:
• его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
• его планируют использовать более года;
• его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
• объект может приносить экономический доход.
Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 “Основные средства” и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Еще к основным средствам относятся доходные вложения в материальные ценности: они учитываются на счете 03 и тоже подлежат налогообложению. Также компании платят налог с жилых помещений, которые не отражены в составе основных средств (объекты для продажи).
В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Если основное средство не используется и не отражено на счете, то платить налог не нужно (кроме ОС, которые получены по концессионному соглашению).
Под налог не попадает имущество, которое перечислено в ст. 374.4 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС. Предприятия на УСН и ЕНВД платят налог только с недвижимого имущества — это объекты из кадастрового перечня регионов.
Для некоторых видов имущества применяются льготы, освобождая организацию от уплаты налога (см. статью 381 НК РФ):
• если ваша организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
• имущество “сколковцев”, протезно-ортопедических предприятий, адвокатских и юридических консультаций;
• движимое имущество, которое принято к учету позже 1 января 2013 (указывается в отчетности как льготное).
Регионы могут устанавливать собственный льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога, поэтому уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.
За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно:
• Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
• Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
• Выяснить базу для исчисления налога.
• Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
• Исчислить налог к уплате в бюджет.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующим формулам:
Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС х Ставка налога / 4
Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества х Ставка налога / 4
Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.
Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база самортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.
Остаточная стоимость объекта ОС:
• 1 января — 150 000 рублей
• 1 февраля — 145 000 рублей
• 1 марта — 140 000 рублей
• 1 апреля — 135 000 рублей
• 1 мая — 130 000 рублей
• 1 июня — 125 000 рублей
• 1 июля — 120 000 рублей
• 1 августа — 115 000 рублей
• 1 сентября — 110 000 рублей
• 1 октября — 105 000 рублей
• 1 ноября — 100 000 рублей
• 1 декабря — 95 000 рублей
• 31 декабря — 90 000 рублей
Авансовый платеж за 1 квартал:
Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей Платеж = 142 500 * 2,2% / 4 = 783,75 рублей
Авансовый платеж за полугодие:
Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей Платеж = 135 000 * 2,2% / 4 = 742,5 рублей
Авансовый платеж за 9 месяцев:
Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей Платеж = 127 500 * 2,2% / 4 = 701,25 рублей
Доплата налога за год:
Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей Платеж = 120 000 * 2,2% — (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей
С 2018 года, уже в 61 регионе налог на объекты административно-делового и торгового назначения будет рассчитываться из кадастровой стоимости. Власти должны предупредить компании и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Публикация делается до 1 января на официальном сайте региона. Если такой публикации нет или ваше имущество отсутствует в списке, то продолжайте платить налог по среднегодовой стоимости.
Запросите кадастровую стоимость здания в региональном отделении Росреестра. Если вы владеете только частью здания, то выясните ее кадастровую стоимость, исходя из своей доли в общей площади здания.
Сумму налога выясняем по следующей формуле:
Сумма налога за год = кадастровая стоимость * налоговая ставка * число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде
Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. Случается, что власти в середине года исключают объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой стоимости.
По авансовым платежам сдаются ежеквартальные расчеты, по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2018 года изменяются формы расчета и декларации, они утверждены Приказом ФНС от 31 марта 2017 № ММВ-7-21/[email protected] Из новых форм исключены ненужные сведения (коды ОКВЭД, печати), предусмотрено указание понижающего коэффициента для льготного налогообложения объектов Железной дороги, указание кодов другого имущества под льготами, указание налогооблагаемой недвижимости по каждому объекту.
Декларация по налогу на имущество за 2017 год сдается до 30 марта 2018 года.
Расчеты сдаются в течение 30 дней после завершения отчетного квартала:
• расчет за 1 квартал 2018 — до 30 апреля 2018;
• расчет за полугодие 2018 — до 30 июля 2018;
• расчет за 9 месяцев 2018 — до 30 октября 2018.
Многие регионы вводят свои сроки отчетности и уплаты налога — и подходят к этому вопросу разнообразно и творчески. Нужно уточнить условия и отчетные даты своего региона. Уплата авансовых платежей или налога производится по месту нахождения имущества. Точно так же отчетность по имуществу сдается в налоговую по месту нахождения имущества. Штраф для компаний, которые не уведомили налоговую о недвижимости, составляет 20% от неуплаченного налога на имущество.
С 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти. Опубликован Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Субъект РФ может издать соответствующий закон – и на его территории будет применяться федеральная льгота. Если регионального закона нет — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 %.
Изменения порядка налогообложения коснутся только движимого имущества организаций, учитываемого на балансе с 1 января 2013 года как объект основного средства.
Например, в Московской области в 2018-2020 годах установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. В законе перечислены исключения: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.
В Еврейской автономной области в отношении движимого имущества организаций, указанного в п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка установлена на 2018 год в размере 0,5 процента.
Ставки земельного налога в 2018 году
Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки в НК РФ в отношении разных налогов. В том числе два изменения коснулись земельного налога.
В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.
Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.
Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.
Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.
Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.
Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.
С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.
Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.
Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.
Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).
На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.
В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:
ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:
ЗН – сумма земельного налога за год;
КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);
СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;
КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);
СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.
В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.
Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.
Налоговая служба в Письме № БС-4-11/[email protected] направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.
В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.
Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).
Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.
Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.
Ставка налога на имущество юридических лиц в 2018 году
По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.
Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.
Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом N 401-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога по движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г. и относящемуся к 3-10 амортизационным группам, принимают региональные органы власти.
Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ).
Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:
• Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
• Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.
Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.
Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).
Обратите внимание, в отношении движимого имущества, принятого на учет ДО 1 января 2013 года, а также полученного в результате реорганизации, ликвидации юрлиц, либо от взаимозависимых лиц, льгота как и прежде не применяется (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).
При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ).
В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.
Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.
А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).
Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.
В Закон г. Москвы N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.
Таким образом, с 2018 года платежи по налогу на имущество с движимых основных средств возросли, если ваш регион не установил льготу.
Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.
С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.
Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.
С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).
Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.
Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]
Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected], так и по старой форме, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).
Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.
Ставки единого налога в 2018 году
Налоговый режим в виде ЕНВД применяется ИП и ООО на определенных видах деятельности. Это один из самых легких режимов налогообложения, так как на нем минимальная отчетность и небольшая налоговая нагрузка. Как применять единый налог на вмененный доход для ИП в 2018 году, расскажем простыми словами в статье.
Специальный режим налогообложения – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход был введен в действие Федеральным законом № 104-ФЗ и регулируется Главой 26.3 НК РФ.
Согласно п.1 ст. 346.26 НК РФ данный режим устанавливается для отдельных видов деятельности, также может вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Также она применяется наряду с иными режимами налогообложения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Важно также изучить арбитражную практику по спорным вопросам при применении ЕНВД. Например, такая информация приводится в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 157 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений Главы 26.3 НК РФ».
Порядок расчета единого налога на вмененный доход рассматривается в статье 346.39 НК РФ. Рассмотрим особенности расчета ЕНВД далее.
С целью применения единого налога, объектом налогообложения является вмененный доход организации или ИП.
Согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ при расчете суммы единого налога, налоговую базу рассчитывают путем умножения базовой доходности по конкретному виду деятельности (рассчитанной за налоговый период) на величину физического показателя, который характеризует данный вид предпринимательской деятельности.
В п. 3 ст. 346.29 НК РФ приведены значения физические показатели и базовая доходность, характеризующие вид деятельности, которым имеют право вести организации и ИП на ЕНВД.
Приведем их для удобства в виде таблицы: