Безлимитная сотовая связь приказ

Особенности учета расходов на мобильную связь

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 4

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА МОБИЛЬНУЮ СВЯЗЬ

В настоящее время трудно представить ведение деятельности любого вида без приобретения услуг мобильной связи. При этом контролирующие органы тщательно проверяют экономическую обоснованность и документальную подтвержденность расходов на оплату услуг связи. Поэтому следует выбрать наиболее эффективный для организации вариант учета расходов на мобильную связь, так как от этого будет зависеть и налогообложение таких расходов.

Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату услуг мобильной связи зависит от того, кому принадлежит право собственности на мобильный телефон и сим-карта к нему. При этом возможны три варианта:
1. Телефонный аппарат и сим-карта принадлежат организации.
2. Телефонный аппарат и сим-карта принадлежат работнику.
3. Телефонный аппарат принадлежит работнику, а сим-карту — организации.

Наиболее распространенным является вариант, когда работник использует телефонный аппарат и сим-карту, принадлежащие организации. В этом случае могут быть установлены два варианта оплаты услуг мобильной связи сотрудникам: возмещение расходов на мобильную связь исходя из фактически затраченных сумм или компенсация расходов в пределах заранее установленного лимита.

Отметим, что необходимыми документами для подтверждения служебного характера звонков с принадлежащих организации мобильных телефонов являются:
1) приказ руководителя с указанием должностей работников, подключаемых к сетям операторов связи по условиям производственной необходимости;
2) договор с оператором связи;
3) детализированные счета оператора связи.

На наличие детализированных счетов от операторов связи указывается в Письмах Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, от 19.01.2009 N 03-03-07/2, так как эти счета позволяют проверяющим органам отслеживать служебные характеры звонков. В то же время следует учитывать тот факт, что НК РФ не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов на оплату мобильной связи, поэтому отсутствие детализации счета не является основанием для отказа в признании расходов. На это обратил внимание ФАС МО в Постановлении от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09. Кроме того, содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 345-О).

Если же в организации действует практика возмещения работникам расходов на оплату услуг мобильной связи в пределах установленных лимитов, то они должны быть закреплены приказом руководителя. В случае превышения установленного приказом лимита работник должен компенсировать организации излишние расходы.
Нередкими являются ситуации, когда работник использует с согласия или ведома работодателя и в его интересах свой мобильный телефон (личное имущество), в этом случае ему должна выплачиваться компенсация за использование, износ (амортизацию), а также должны возмещаться расходы, связанные с использованием такого имущества, размер которых определяется соглашением сторон трудового договора (ст. 188 ТК РФ).

Однако следует помнить, что использование личного имущества работника в служебных целях должно быть определено его должностными обязанностями, характером его работы или подтверждено служебными заданиями, а также организации должны быть представлены подтверждающие право собственности на используемое имущество документы. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 550-19, от 26.05.2010 N 1343-19, от 06.08.2010 N 2538-19 и в Письмах Минфина России от 17.06.2009 N 03-04-06-01/138, от 31.12.2010 N 03-04-06/6-327.

В данной ситуации наиболее эффективным способом представляется установление единой ежемесячной суммы компенсации за использование личного мобильного телефона работника в служебных целях. Расчет компенсации может быть произведен исходя из предположительной суммы износа телефона, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», и среднемесячной суммы расходов работника на служебные телефонные переговоры.

Встречаются ситуации, когда организации заключают договоры на оплату услуг мобильной связи с оператором связи, при этом на балансе организации отсутствуют мобильные телефоны. В этом случае работникам выдаются только сим-карты, которые они используют в принадлежащих им мобильных телефонах. Здесь возможны такие варианты оплаты услуг: в пределах установленного лимита либо путем заключения договора аренды личного имущества работника для последующего его использования в служебных целях.

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются плательщиками страховых взносов на основании ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ . При этом следует отметить, что положения Федерального закона N 212-ФЗ не связывают возникновение объекта обложения страховыми взносами выплат в пользу работников с учетом этих выплат в целях налогообложения прибыли.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, то есть к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются.

Отметим, что ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Следовательно, если оплата работнику услуг мобильной связи связана с выполнением им своих трудовых обязанностей, на такие суммы не нужно начислять страховые взносы во внебюджетные фонды, а также взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация, поскольку имущество требует определенных расходов для поддержания его в рабочем состоянии и постепенно изнашивается, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется на основании письменного соглашения между работником и работодателем.

Однако следует помнить, что использование личного имущества работника в служебных целях должно быть обусловлено его должностными обязанностями, характером его работы. На это указывает Минздравсоцразвития в Письмах от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3), от 12.03.2010 N 550-19, от 26.05.2010 N 1343-19. Кроме того, организация должна располагать документами, подтверждающими право собственности работника на такое имущество (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

Соответственно, на основании пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ сумма компенсации, выплачиваемая работнику организации за использование личного имущества (мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

Соответственно, на основании пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, абз. 10 п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний суммы компенсации, выплачиваемые работнику организации за использование его личного имущества (мобильного телефона), если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

При отсутствии письменного соглашения сторон трудового договора, а также документального подтверждения расходов на оплату услуг мобильной связи, связанных с трудовой деятельностью работников, пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не применяется.

Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Однако обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации (п. 1 ст. 226 НК РФ), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Такие организации признаются налоговыми агентами.

В соответствии со ст. ст. 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах. При использовании сотрудником мобильной связи, оплаченной организацией, для служебных переговоров дохода, предусмотренного указанной статьей, у работника не возникает, поскольку услуги по предоставлению мобильной связи в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщика — физического лица.

То есть при определении стоимости служебных переговоров организации могут использовать экономически обоснованный размер (лимит), освобождаемый от обложения НДФЛ (Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-05-01-04/43). Кроме того, если указанные расходы документально подтверждены, они НДФЛ не облагаются (п. 3 ст. 217 НК РФ).

При этом согласно официальной позиции финансового ведомства в организации должен быть осуществлен анализ проведенных переговоров в части использования установленного лимита разговоров в служебных целях в связи с необходимостью учитывать тот факт, что в случае использования мобильной связи в интересах работника у него может возникать доход в натуральной форме в виде оплаты организацией услуг мобильной связи, подлежащий обложению НДФЛ в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ (Письмо Минфина России от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178). В то же время из детализированных счетов должно быть однозначно видно, что разговоры совершались в интересах организации. Аналогичное мнение содержится в Постановлении ФАС ДВО от 28.10.2009 N Ф03-5415/2009, в котором указано, что выплаты работникам, превышающие лимиты компенсаций за использование их телефонов в служебных целях, установленных приказами, либо произведенные при отсутствии таковых, подлежат обложению НДФЛ в порядке ст. 211 НК РФ.

В то же время в Постановлении ФАС МО от 15.11.2005, 08.11.2005 N КА-А40/11189-05 отмечено, что если в счетах на оплату услуг мобильной связи указана организация, которая оплачивает их путем перечисления средств с расчетного счета, то при таких обстоятельствах пользователем и плательщиком услуг мобильной связи является организация и отсутствие документального подтверждения производственного характера расходов организации (отсутствие приказов, детализированных счетов и др.) не является основанием для признания этих расходов доходами ее работников и доначисления НДФЛ. Схожее мнение содержится в Постановлениях ФАС СЗО от 23.06.2008 N А42-5160/2007, ФАС ВСО от 23.09.2009 N А33-12556/08, ФАС МО от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09.

Расходование средств на оплату услуг сотовой связи осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с требованиями ГК РФ, и распорядительных документов организации.

Для отнесения затрат на услуги сотовой связи в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, налогоплательщику необходимо соблюсти ряд ограничений, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Напомним, что согласно нормам НК РФ под обоснованными расходами понимаются затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). То есть расходами признаются любые затраты, в том числе на оплату услуг сотовой связи, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Следовательно, размер денежной компенсации работникам расходов по оплате услуг сотовой связи должен соответствовать экономически обоснованным затратам, непосредственно связанным с производственной деятельностью организации.

В то же время в силу ст. 313 НК РФ на основе налогового учета, который ведется на основе данных первичных документов, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода. Понятие «первичные учетные документы» согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Данные первичных документов должны достоверно отражать обстоятельства, с которыми законодательство связывает налоговые последствия. Однако следует отметить, что налоговое законодательство не содержит специального перечня документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных им затрат. Это подтверждает судебная практика, например Постановления ФАС СЗО от 05.06.2007 N А26-5611/2006-216, ФАС ПО от 23.05.2008 N А55-10554/07, ФАС МО от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09, ФАС ЦО от 14.10.2009 N А35-4026/08-С21, ФАС МО от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2.

Официальная позиция финансового ведомства заключается в том, что расходы на услуги сотовой связи по безлимитным тарифам работников учитываются при налогообложении прибыли в пределах лимита, установленного для работника исходя из его должностных обязанностей внутренним локальным актом организации (Письмо Минфина России от 13.10.2006 N 03-03-04/2/217). В то же время в Постановлении ФАС СКО от 27.10.2009 N А32-246/2008-12/27 суд признал затраты общества на предоставление своему работнику безлимитной мобильной связи обоснованными в связи с тем, что она ему необходима для выполнения служебных обязанностей.

Это интересно:  Обслуживание медицинского оборудования лицензия

Подпункт 25 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает признавать в качестве прочих расходов затраты на телефонные услуги и не ставит каких-либо условий для признания таких расходов. Кроме того, согласно нормам налогового законодательства налогоплательщик не обязан подтверждать производственный характер каждого телефонного звонка для признания расходов.

В Письме Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418 разъясняется, что в случае ведения телефонных переговоров по мобильному телефону в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные выходные и праздничные дни и в период отпуска, затраты на оплату услуг мобильной связи могут признаваться расходами для целей налогообложения, но при этом они должны быть документально подтверждены.

Однако имеются решения судов, в которых указано, что использование налогоплательщиком мобильной связи вне рабочего времени не свидетельствует об отсутствии производственной направленности таких расходов (Постановления ФАС МО от 31.05.2006 N КА-А41/4511-06 по делу N А41-К2-9445/05, ФАС СЗО от 20.07.2007 N А05-692/2007, ФАС МО от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08).

Как было указано ранее, НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете не содержат перечня документов, которыми можно подтвердить расходы на услуги сотовой связи и непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных им затрат, поэтому официальной позиции, как и при обложении НДФЛ предоставленных услуг связи, нет.

Так, согласно мнению, которое в основном высказывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов на услуги связи налогоплательщик должен представить детализированный счет оператора связи (Письма УФНС по г. Москве от 25.06.2010 N 16-15/[email protected], Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, от 19.01.2009 N 03-03-07/2). Арбитражная практика по поводу необходимости детализации звонков противоречива. Есть примеры судебных решений, подтверждающие это мнение, например Постановления ФАС УО от 26.12.2005 N Ф09-2102/05-С2, ФАС ВВО от 10.06.2008 N А29-2210/2007.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой налогоплательщик не обязан доказывать эффективность произведенных расходов путем представления детализированных счетов операторов связи. Данная точка зрения поддерживается только судебными решениями, например Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 N 09АП-19146/2010 по делу N А40-139433/09-118-1206, ФАС МО от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2, ФАС МО от 24.12.2009 N КА-А40/12845-09-П, ФАС ЦО от 06.03.2009 N А35-4080/07-С8, ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9153/08-С3, ФАС СЗО от 27.06.2007 N А42-5778/2006.

Кроме того, в Постановлении ФАС МО от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, в частности, сказано, что содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и Определением Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О.

Тем не менее необходимо учитывать, что на практике встречаются случаи использования работниками служебной связи в личных целях, поэтому для признания расходов на оплату услуг сотовой связи счетов на оплату и счетов-фактур будет недостаточно. В такой ситуации экономическим обоснованием является детализация звонков, полученная от оператора связи (Постановления ФАС СКО от 23.04.2007 N Ф08-2044/2007-840А, ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А59/07-2/380).

Поэтому можно предположить, что налогоплательщик, не имея детализированного счета, может учесть расходы на мобильную связь при налогообложении прибыли в пределах установленного лимита при условии, что такие расходы будут обоснованы и документально подтверждены (утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, договор с оператором на оказание услуг связи, счета (счета-фактуры) оператора связи). Однако в данном случае существует вероятность того, что правомерность своих действий налогоплательщику нужно будет доказывать в суде.

Очень часто организации заключают договоры на оплату услуг сотовой связи с оператором связи, при этом на балансе организации отсутствуют мобильные телефоны.

В комментируемом Постановлении ФАС ПО от 16.04.2012 N А55-14888/2011 рассмотрен спор между ПФР и организацией о включении в базу для начисления страховых взносов расходов на услуги сотовой связи, используемой работниками организации.

Отметим, что в рассматриваемом случае работникам выдаются только сим-карты, которые они используют в принадлежащих им мобильных телефонах. Кроме того, трудовые договоры не содержат условий о компенсации за использование личных телефонных аппаратов, при этом такая компенсация не начислялась и не выплачивалась.

В связи с этим суд установил, что понесенные страхователем расходы за проверенный период носят производственный характер, уплачены оператору сотовой связи за услуги связи на основании выставленных счетов оператора, а не работникам предприятия за использование личного имущества — телефонных аппаратов и по своей природе не являются компенсационными выплатами работникам предприятия за использование личного имущества.

Кроме того, как указано в комментируемом Постановлении, приказом руководителя установлен лимит на пользование сотовой связью с указанием списка сотрудников, которым в силу исполняемых ими должностных обязанностей необходимо пользоваться сотовой связью для оперативного обмена информацией в связи с разъездным характером работы.

В обоснование сделанного арбитрами вывода напомним, что организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются плательщиками страховых взносов на основании ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ .
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. То есть к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ). Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются. Отметим, что ст. 9 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Пунктом 2 ч. 1 данной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом ст. 164 ТК РФ определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Следовательно, если оплата работнику услуг мобильной связи связана с выполнением им своих трудовых обязанностей, на такие суммы не нужно начислять страховые взносы (в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ), а также взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Безлимитные тарифы сотовой связи

Найдено 3 тарифа

Безлимитные мобильные тарифы

Безлимитные мобильные тарифы существуют сегодня в линейке практически у каждого оператора, и каждый из операторов стремится предложить самые выгодные условия по своему продукту.

Безлимитная сотовая связь, прежде всего, интересна активным пользователям современных смартфонов, которые много времени уделяют виртуальному общению, пользуются социальными сетями, смотрят кино и слушают музыку в интернете. Доля таких клиентов с каждым годом все быстрее растет. Для того чтобы выбрать комфортный и экономный тариф для общения нужно знать хотя бы немного о предложениях типа «все включено».

Безлимитные тарифы сотовой связи в Москве, как и в любом другом городе России, всегда включают в себя определенный набор мобильных опций: входящие звонки, исходящие звонки на номера своего оператора и других операторов, СМС на мобильные номера домашнего и других регионов, определенное количество траффика. Кроме того выгодные безлимитные тарифы сотовой связи часто предполагают обслуживание абонента в роуминге по домашним тарифам и другие интересные опции. Чем больше звонков, сообщений и трафика включено в абонентскую плату, тем выше стоимость такого безлимитного сотового тарифа.

На этой странице вы можете ознакомиться с самыми выгодными тарифами, позволяющими подключить безлимитную мобильную связь. Все тарифы операторов представлены в виде удобной таблицы, содержащей самые полезные данные по тарифу: абонентскую плату, услуги, которые в нее включены, стоимость подключения, а также тип тарификации.

Если данных в таблице вам кажется мало, рекомендуем узнать о тарифе более подробно, пройдя по ссылке выбранного предложения и сделать окончательный выбор. Для самых выгодных безлимитных тарифов мобильной связи мы предлагаем опцию «заказать сим-карту».

Расходы на сотовую связь

Современный рынок предлагает потребителю большое количество всевозможных электронных устройств, спектр возможностей которых может быть как широким, так и узкоспециализированным, что сказывается на ценовой политике продаж этих гаджетов. Помимо функционала эти устройства могут отличаться мобильностью, такие модели пользуются большим спросом чем стационарные. Тем не менее, современные мобильные телефоны лидируют на рынке гаджетов, поскольку они могут заменить любой из них.

Действительно, мобильные операторы предлагают своим клиентам не только мобильную связь, о и интернет, ММS, SMS, push-to-talk и прочие опции, которые позволяют пользоваться всеми возможностями по передаче и получению данных самого различного формата.

Согласно статистическим исследованиям сотовой связью пользуются практически все жители России, но это не означает, что у сотовых операторов не увеличивается количество клиентов. Дело в том, что иметь несколько сим-карт разных провайдеров становится нормой, все больше человек покупают второй телефон, чтобы иметь возможность недорого общаться с различными абонентами.

Еще один сектор прироста новых пользователей мобильной связи ― это компании, которые предпочитают выбрать и подключить безлимитные тарифы (http://www.corporacia.ru) Билайн, Теле2, МТС или Мегафон и держать своих сотрудников постоянно на связи. Действительно, можно обязать сотрудника день и ночь быть доступным по рабочему телефону.

Профессии бывают разные, а потому в случае аврала специалист может понадобиться в любое время суток. При этом работник не может сослаться на то, что телефон отключили на неуплату, аппарат сломался и так далее. На корпоративном плане всегда будут деньги, более того, звонки внутри сети корпоративного заказчика чаще всего бесплатные, что напрямую экономит средства на разговоры между подчиненными. Вообще безлимитный корпоратив подразумевает бесконечное количество минут разговоров внутри сети, а потому корпоративные абоненты могут не считать время разговоров, обсуждая как рабочие вопросы, так и личные дела. Эта обычная практика в компаниях, если это не мешает рабочему процессу, то руководство закрывает на это глаза.

Что касается разговоров с абонентами других операторов, то оплаченные минуты совсем не бесконечны. Скорее, наоборот, в корпоративную безлимитку (http://www.corporacia.ru/bezlimitnie_tarify) может входить заранее оговоренное число минут такого общения, а за превышение лимита компании придется доплатить. Это первый и не единственный подводный камень безлимитного тарифа от Билайн, МТС, Мегафон или Теле2. Не стоит на слово верить рекламе, гораздо логичнее внимательно изучить весь пакет услуг, который и составляет тариф ― сделать это можно на сайте Корпорация Связи или самого мобильного оператора. При превышении установленного лимита на звонки по определенным направлениям, будь то определенные регионы или другие провайдеры, компании будет выставлен счет, который будет превышать планируемые траты на связь. Если такие траты оправданы, то для определенной категории сотрудников можно повысить величину оплаченных минут на другие сети, а для всех остальных оставить на прежнем уровне, исключив возможность превышать лимит ― для корпоративных тарифов от Билайн, МТС, Мегафон подобная дифференциация является нормой хотя бы потому, что провайдер всегда готов предоставить массовому заказчику эту возможность.

Безлимитный корпоратив для крупных компаний ― это стабильный крупный доход для любого мобильного оператора, а потому такие заказчики получают значительные скидки, индивидуальные условия тарифного плана, различные бонусы, подарки, опции, недоступные для физических лиц, возможность купить красивые номера Билайн (http://www.corporacia.ru/krasivie_nomera-beeline), МТС, Мегафон по минимальной цене и т.д.

Тем не менее, такие бонусы отнюдь не являются бескорыстным подарком со стороны провайдера связи, поскольку пользователь тарифа оплачивает приличный пакет услуг, а если добавить к этому большое количество абонентов, которое закупается для крупной компании, то для провайдера предоставление нескольких опций не представляет проблемы. Обслуживание связи крупного корпоративного клиента ― это приличная гарантированная прибыль. Отсюда следует простой вывод, что чем крупнее компания-заказчик, тем на большие уступки готов пойти провайдер.

Наличие у сотрудников корпоративного безлимита является важным элементов формирования корпоративного духа. Вслед за Европой российские компании начинают вести работу над созданием сплоченной команды, которая нацелена на получение общего результата ― в качестве инструментов для создания такого сообщества единомышленников выступают корпоративные праздники и бесплатна телефонная связь. Нет сомнений, что наличие такой связи вызывает чувство причастности к группе, чего и следовало добиться. Помимо этого дифференциация наборов доступных опций у различных категорий работников позволяет повысить статус конкретного сотрудника, предоставив ему возможность пользоваться в рамках корпоративной связи роумингом, интернетом и прочими услугами.

Если по условиям безлимитного тарифа компания оплачивает только фиксированное количество минут разговора, а остальные расходы работник должен оплачивать самостоятельно, то это значительно снижает как популярность подобного тарифа среди сотрудников, так и вызывает нежелание пользоваться мобильным телефоном для решения рабочих вопросов по истечению бесплатных минут. Такое ограниченное использование корпоративного безлимита значительно ограничивает его преимущества, но позволяет руководству найти работника даже в нерабочее время. Как правило, это вызывает недовольство и негативное отношение коллектива к такому решению вопроса. Если настроение в коллективе является важным фактором для достижения плановых результатов развития бизнеса, то стоит потратить больше денег на мобильную связь для персонала, но получить от них в итоге полноценную отдачу в работе.

Приобретение SIM-карты

При приобретении сотового телефона необходимо установить на телефон SIM-карту. В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи «SIM-карта» — карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера».

Чаще всего SIM-карта приобретается вместе с сотовым телефоном, однако ее стоимость, по мнению автора, не должна включаться в первоначальную стоимость телефона, поскольку SIM-карта может быть поставлена в другой телефон или на одном телефоне могут применяться две SIM-карты. Таким образом, стоимость SIM-карты должна учитываться отдельно от стоимости сотового телефона.

Это интересно:  Приказ от 25112008

Способ учета SIM-карт обязательно нужно закрепить в учетной политике организации для целей как налогового, так и бухгалтерского учета. Для целей налогового учета расходы на приобретение SIM-карты будут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), для целей бухгалтерского учета — в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Рассмотрим два варианта учета SIM-карт.

При приобретении SIM-карты, срок использования которой не установлен, организация осуществляет единовременный платеж.

Для целей налогового учета затраты на приобретение SIM-карты включаются в состав текущих расходов организации в том периоде, в котором они были произведены. Чтобы не увеличивать трудозатраты, организация в учетной политике должна закрепить положение о том, что в бухгалтерском учете расходы по приобретению SIM-карт с неустановленным сроком использования учитываются в том периоде, когда эти расходы осуществлены.

Пример 1. С расчетного счета организации на расчетный счет оператора связи перечислены денежные средства за SIM-карту. Стоимость SIM-карты — 500 руб. (в том числе НДС — 76 руб.).

Данный платеж является единовременным.

В бухгалтерском учете организации используется субсчет 60-1 «Расчеты по авансам выданным».

Данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации будут отражены следующим образом:

Д-т 60-1, К-т 51 — 500 руб. — перечислена предоплата за SIM-карту;

Д-т 26, К-т 60 — 424 руб. — стоимость SIM-карты включена в состав общехозяйственных расходов организации (500 руб. — 76 руб.);

Д-т 19, К-т 60 — 76 руб. — начислен НДС;

Д-т 68, К-т 19 — 76 руб. — принят к вычету НДС;

Д-т 60, К-т 60-1 — 500 руб. — зачтена сумма предоплаты.

При покупке SIM-карты расходы на ее приобретение зачисляются на лицевой счет абонента в счет оплаты будущих услуг связи. В бухгалтерском учете организации стоимость таких SIM-карт не учитывается.

Стоимость SIM-карты отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные», до тех пор, пока оператор сотовой связи не выставит счет за оказанные услуги.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера, только теперь стоимость SIM-карты зачисляется оператором связи на личный счет абонента в счет оплаты будущих услуг сотовой связи. Через месяц за разговоры, произведенные по сотовому телефону в прошлом месяце, оператор связи выставил организации счет на общую сумму 300 руб. (в том числе НДС — 46 руб.).

В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Д-т 60-1, К-т 51 — 500 руб. — оплачена SIM-карта;

Д-т 26, К-т 60 — 254 руб. — отражены в составе общехозяйственных расходов услуги связи (300 руб. — 46 руб.);

Д-т 19, К-т 60 — 46 руб. — учтен НДС, предъявленный оператором связи;

Д-т 68, К-т 19 — 46 руб. — принят к вычету НДС;

Д-т 60, К-т 60-1 — 300 руб. — зачтена часть стоимости SIM-карты в счет оплаты расходов на услуги связи.

Учет расходов на мобильную связь

Без мобильной связи в настоящее время представить себе хозяйственную деятельность предприятия практически невозможно. Техническое обеспечение такой связи решается двумя способами:

организация приобретает сотовые телефоны, заключает договор с оператором сотовой связи и выдает уже подключенные телефоны сотрудникам;

в служебных целях используются личные телефоны сотрудников с последующей компенсацией их расходов.

Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки. Рассмотрим эти способы.

Использование сотового телефона сотрудника

При использовании личных сотовых телефонов сотрудников в служебных целях у бухгалтера предприятия возникают вопросы возможности учета суммы компенсации в целях налогообложения прибыли организаций и необходимости налогообложения выплаченной компенсации. В основе решения этих вопросов лежат положения п. 1 ст. 252 НК РФ. Для того чтобы расходы на сотовую связь можно было учесть при расчете налога на прибыль организаций, должны одновременно выполняться условия, перечисленные в этом пункте:

размер таких расходов должен быть экономически обоснован;

эти расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е. носить производственный характер;

указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Документальное подтверждение расходов

Одной из причин возникновения конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками является то, что действующим налоговым законодательством не определен точный перечень документов, на основании которых можно признавать расходы на сотовую связь в целях налогообложения прибыли.

По мнению официальных (налоговых и финансовых) органов в минимально необходимый комплект документов входят:

договор с оператором мобильной связи на оказание услуг связи;

перечень должностей работников, которым необходима сотовая связь для исполнения ими своих служебных обязанностей;

детализированные счета оператора связи.

Наличие первых двух документов никаких возражений у налогоплательщиков не вызывает, а вот по поводу детализированных счетов возникают споры.

Согласно Письму УФНС России по г. Москве от 09.02.2005 N 20-12/8153 в детализированном отчете должны содержаться:

номера телефонов всех абонентов;

коды городов (стран);

даты и время переговоров;

продолжительность и стоимость разговора.

Следует заметить, что чаще всего работник сам оплачивает свои телефонные счета.

Поэтому, если оператор сотовой связи выдает ему детализированный отчет как физическому лицу, у организации будет отсутствовать счет-фактура. В отчете указываются все задействованные телефонные номера и стоимость каждого разговора. В итоговой графе будет показана общая сумма по переговорам, а также НДС. Однако без счета-фактуры у организации НДС, выставленный оператором, к вычету принять нельзя.

Кроме того, в данном Письме выдвинуты дополнительные требования к перечню должностей работников. Налоговые органы считают, что должны указываться номера телефонов абонентов (с указанием наименований абонентов-организаций и служебных должностей их сотрудников), связь с которыми осуществляется в рамках производственной деятельности. Подчеркнуто, что учет затрат на телефонные переговоры по мобильным телефонам по примерным среднегодовым нормам не может применяться для целей налогообложения прибыли.

В Письме МНС России от 22.05.2000 N ВГ-9-02/174 содержалось еще одно очень серьезное требование: необходимость составления отчета налогоплательщика о содержании телефонных переговоров по сотовой связи. В настоящее время на официальном уровне оно не подтверждается, однако налоговые инспекции порой настаивают на расшифровке переговоров. Налогоплательщики ставят под сомнение правомерность подобного требования, поскольку оно не содержится в НК РФ.

Судебная практика по данной проблеме противоречива. Так, например, ФАС СЗО вынес решение в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС СЗО от 05.03.2002 N А56-23095/01 и ФАС СЗО от 04.06.2004 N А56-34730/03). Суд указал, что налоговые органы не вправе требовать не только расшифровок телефонных переговоров, но и указания номеров телефонов и кодов городов, с которыми устанавливалась сотовая связь.

В Постановлениях ФАС ЗСО от 04.05.2005 N Ф04-2733/2005(10928-А27-40) и ФАС ВСО от 27.05.2005 N А58-1983/03-Ф02-2300/05-С1 суды придерживаются противоположной позиции. Они посчитали, что налогоплательщик сам должен подтвердить экономическую обоснованность своих расходов на сотовую связь и производственный характер телефонных переговоров. Для этого организация должна предоставить налоговым органам информацию о том, кто из сотрудников, с кем и сколько времени разговаривал.

Вместе с тем отметим, что для документального подтверждения расходов на сотовую связь налогоплательщик вправе предъявить в налоговую инспекцию и любые другие документы, подтверждающие производственный характер телефонных переговоров. Главное условие — чтобы они соответствовали нормам Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Что именно нужно компенсировать?

Это довольно непростой вопрос. Дело в том, что для мобильных переговоров необходимы одновременны сотовый телефон и SIM-карты. Как известно, они приобретаются отдельно.

Для получения компенсации от организации сотрудник должен предъявить в бухгалтерию документ (или его заверенную в установленном порядке копию), подтверждающий право собственности работника на используемое имущество. Но какой именно документ?

По мнению автора, для решения этого вопроса необходимо отделить использование сотового телефона от пользования услугами связи. Сам по себе наличие телефона ничего его владельцу не дает. Вести переговоры можно только после заключения договора с компанией сотовой связи и приобретения у нее SIM-карты.

Поэтому ему надо предъявить в бухгалтерию не документ о приобретении телефона, а заключенный с сотовой компанией договор об оказании услуг связи.

Это требуют и налоговые органы.

Нельзя ли возместить сотруднику и износ самого аппарата?

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, возместить износ самого аппарата можно, но только ту часть, которая относится непосредственно к производственным переговорам. Как это сделать? По-видимому, воспользоваться все той же распечаткой переговоров, определить общее время использования аппарата, выделить долю переговоров, приходящихся на производственные цели, и исходя из этой доли рассчитать месячный износ, подлежащий компенсации.

В этом случае работник должен предъявить документы о приобретении сотового телефона, а с бухгалтерией заключить договор аренды или временного пользования аппаратом, чтобы она отразила телефон на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Если же сотруднику возмещается только стоимость разговоров, то, по мнению автора, в данном случае договор аренды или временного пользования заключать не следует, поскольку при этом организация использует не телефон сотрудника, а те возможности, которые он получил, заключив договор с оператором сотовой связи.

Экономическое обоснование расходов

Главная проблема при решении вопроса об обоснованности произведенных расходов состоит в том, что ее критерии несколько субъективны. Что касается расходов на сотовую связь, в Письме Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/275 сказано, что критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость для сотрудника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

Должностная инструкция может быть разработана по каждой должности с учетом специфики деятельности организации. В этом документе содержатся:

требования к знаниям работника;

требования к квалификации;

перечень структурных подразделений или сотрудников, которые подчиняются работнику на этой должности;

перечень лиц, которым подчиняется сам сотрудник;

перечень трудовых обязанностей работника.

Однако существует один нюанс. Трудовое законодательство не содержит прямого требования о составлении должностной инструкции.

Согласно ст. 57 ТК РФ все права и обязанности работника по занимаемой им должности должны быть закреплены в трудовом договоре.

В Письме Минфина России от 31.12.2004 N 03-03-01-04/1/194 также говорится, что отразить необходимость использования сотового телефона можно в тексте самого договора.

Однако этот вариант содержит элемент риска. Зачастую налоговые органы трактуют включение условия об оплате сотовых телефонных переговоров в текст трудового договора как часть условий об оплате труда. На этом основании они начинают требовать включения данных сумм в налоговые базы по НДФЛ и ЕСН.

Многие специалисты рекомендуют приказом руководителя организации утвердить перечень должностей, работа на которых предусматривает необходимость использования сотовой связи. Порядок расчета размера компенсации переговоров в этом случае следует утвердить в дополнительном письменном соглашении между фирмой и каждым отдельным сотрудником.

Производственный характер переговоров

Наличие разрешения на ведение сотовых переговоров в служебных целях недостаточно. Для возмещения расходов и включения компенсации работодателем в расчет по налогу на прибыль организаций необходимо подтвердить производственный характер переговоров.

Чтобы отделить служебные переговоры от личных, бухгалтерии понадобится детализированный отчет оператора сотовой связи. Производить сортировку звонков следует совместно с сотрудником, поскольку только он может подтвердить их личный или производственный характер. По результатам распределения звонков будет составлена бухгалтерская справка, на основании которой их стоимость отразится в бухгалтерском и налоговом учете.

При налоговой проверке по тем или иным конкретным звонкам могут возникнуть споры. Кто в данном случае обязан отстаивать свою правоту? Судебные решения по этому вопросу на сегодняшний день противоречивы. Так, в частности, ФАС ЦО в Постановлениях от 31.07.2002 N А54-4371/01-С4 и от 10.04.2002 N А54-3595/01-С7 указал, что на счетах и распечатках, полученных от операторов сотовой связи, должна стоять виза руководителя организации, подтверждающая производственный характер звонков. В противном случае никакие звонки нельзя считать производственными. Однако ФАС МО в Постановлении от 04.01.2003 N КА-А40/8488-02 посчитал, что доказывать непроизводственный характер звонков должны именно налоговые органы.

Переговоры во внеслужебное время

Можно ли считать производственными переговоры, осуществляемые во внеслужебное время: вечером, ночью, в выходные и праздничные дни.

Налоговые органы достаточно часто полагают, что использовать мобильный телефон в служебных целях сотрудники могут только в рабочее время. Однако у арбитражных судов другое мнение. ФАС МО в Постановлениях от 10.12.2002 N КА-А40/7927-02 и от 25.02.2003 N КА-А40/408-03 посчитал утверждение, что ночные звонки или звонки в выходные и праздничные дни априори носят личный характер, неверным. Таким образом, время совершения звонка не может являться критерием для признания его производственным или непроизводственным.

В Письме Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418 Минфин России подтверждено, что расходы на оплату услуг сотовой связи могут учитываться при расчете налога на прибыль организаций также и в том случае, если переговоры происходили во внерабочее время — в выходные, праздничные дни и даже в дни отпуска.

Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий:

подтвердить права работника на использование сотовой связи в служебных целях;

привести документальное подтверждение расходов на оплату услуг сотовой связи.

Установление лимита на переговоры

На практике иногда работодатель устанавливает лимит времени на переговоры в производственных целях. В этом случае в расходах для целей налогообложения прибыли может быть учтена сумма компенсации только в пределах установленного лимита.

Все остальные переговоры, даже производственного характера, сотрудник должен оплачивать. Сумму компенсации он получит после анализа распечаток переговоров.

Однако существует более сложный вариант. Сначала работодатель оплачивает стоимость всех переговоров сотрудника и учитывает данную сумму в расходах. После этого производится сортировка разговоров исходя из полученной распечатки. Те переговоры, которые относятся к личным или производственным, но сверхлимитным, работник возмещает. Это оформляется авансовыми отчетами и приходными кассовыми ордерами. Полученные суммы налогоплательщик должен учесть в доходах организации (Письмо Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/275). При этом Минфин России выдвигает еще одно важное условие: превышение работником установленного лимита будет учитываться в составе прочих расходов только после того, как он возместит организации указанные затраты.

Статья расходов

В настоящее время вопрос, по какой статье расходов в налоговом учете отражать сумму выплачиваемой работнику компенсации за мобильную связь, неоднозначен. Некоторые специалисты полагают, что для целей налогообложения прибыли суммы такой компенсации следует включать в состав затрат на оплату труда согласно п. 25 ст. 255 НК РФ как расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым или коллективным договором. При этом предлагается соглашение сторон об использовании личного имущества оформлять как часть трудового договора (например, в виде приложения).

Это интересно:  Приказ министерства здравоохранения российской федерации 834н

В развитие указанной позиции некоторые сотрудники налоговых органов указывают, что в целях налогообложения прибыли компенсации за телефонные переговоры учитываться не должны. Это объясняется тем, что гл. 25 НК РФ предусмотрен учет в составе расходов только компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому компенсации за разговоры по мобильному телефону следует учитывать в качестве составляющей расходов по оплате труда согласно ст. 255 НК РФ.

По мнению автора, это ошибочное мнение. Принципиально важно, что в п. 25 ст. 255 НК РФ речь идет о пользе для работника. Затрачивая собственные средства на ведение деловых переговоров, работник фактически производит расходы в пользу организации. И компенсация этих расходов личной пользы работнику не приносит.

Следует отметить, что в Письме УФНС по г. Москве от 09.02.2005 N 20-12/8153, где речь идет о пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, перечислены расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Момент признания расходов

Вне зависимости от того, какой из методов признания доходов и расходов применяет организация — метод начисления или кассовый метод, сумма компенсации расходов на деловые переговоры по сотовой связи компенсируется в один и тот же момент, а именно выплаты компенсации работнику.

Дело в том, что компенсация может быть выплачена работнику только после того, как он использовал личный сотовый телефон для служебных целей. В момент выплаты компенсации работодатель фактически и признает целесообразность произведенных работником расходов.

Исходя из положений пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ можно предположить, что признание подобных расходов при методе начисления производится в момент фактической выплаты компенсации. Сначала работник использует свой мобильный телефон в производственных переговорах, а после ознакомления с их расшифровкой ему выплачиваются предусмотренные соглашением сторон суммы компенсации. При кассовом методе признания доходов и расходов сумма компенсации признается на дату ее выплаты в полном соответствии со ст. 273 НК РФ.

Бухгалтерский учет компенсации

Согласно ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, компенсация, выплачиваемая работнику за использование им личного сотового телефона в служебных целях, является расходом по обычным видам деятельности. На основании этого в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т 26 (44), К-т 73 — сумма компенсации за переговоры отнесена на расходы организации;

Д-т 73, К-т 50 — отражена выплата компенсации работнику за произведенные им расходы на связь.

Пример 1. Сотрудник ООО «Мегабайт» является менеджером по закупкам. Для своей деятельности он использует личный мобильный телефон. В конце месяца менеджер предъявил бухгалтерии распечатку переговоров, утвержденную руководителем организации, на сумму 1340 руб.

В бухгалтерском учете общества сделаны записи:

Д-т 73, К-т 50 — 1340 руб. — выплачена компенсация работнику за использование личного сотового телефона в служебных целях;

Д-т 44, К-т 73 — 1340 руб. — сумма компенсации включена в расходы организации.

Рассмотрим отражение операций в учете, когда счета за своего сотрудника сначала оплачивает его работодатель. В этом случае «входной» НДС можно принять к вычету.

Пример 2. Сотрудник ООО «Зарница» ежедневно обслуживает несколько сложных технических объектов, удаленных друг от друга. Поэтому он должен постоянно быть на связи. Приказом по организации утвержден перечень должностей, на которых предусмотрено постоянное использование сотовой связи. С сотрудником заключено отдельное соглашение о применении его сотового телефона в служебных целях.

Счета работника оплачивает предприятие, стоимость личных разговоров удерживается из его заработной платы.

В июне 2006 г. общество оплатило счет на сумму 1400 руб. Стоимость личных разговоров — 280 руб. (в том числе НДС — 43 руб.), служебных — 1120 руб. (в том числе НДС — 171 руб.).

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:

Д-т 60, К-т 51 — 1400 руб. — оплачен счет за разговоры по мобильному телефону;

Д-т 73, К-т 60 — 280 руб. — отражена стоимость личных разговоров сотрудника;

Д-т 26, К-т 60 — 949 руб. (1120 — 171) — отнесена на расходы стоимость служебных разговоров;

Д-т 19, К-т 60 — 171 руб. — отражен входной НДС, относящийся к служебным переговорам;

Д-т 70, К-т 73 — 280 руб. — удержана из заработной платы стоимость личных переговоров;

Д-т 68, субсчет «Расчеты по НДС», К-т 19 — 171 руб. — предъявлен к вычету НДС в части, приходящейся на стоимость служебных переговоров.

ООО «Аудиторская фирма «Атолл-АФ»

В настоящее время уже сложно себе представить, как можно прожить без сотовой связи. И совершенно очевидно, что невозможность дозвониться, например, менеджеру по продажам обернется, скорее всего, потерей заказа. Ведь наверняка найдутся конкуренты, которые и днем и ночью будут на связи. Все это ведет к тому, что расходы на сотовую связь имеют место практически во всех компаниях. В свою очередь, и Налоговый кодекс не содержит норм для признания таких затрат в составе налоговых расходов. Между тем это еще не означает, что все мобильные расходы можно списать без риска возникновения претензий со стороны налоговых органов. Да и в интересах организации предотвратить в этой части злоупотребления со стороны «мобильных» работников.

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на оплату услуг связи (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Никаких норм для учета данных расходов Налоговый кодекс (далее — Кодекс) не устанавливает. Между тем по общему правилу для целей налогообложения прибыли признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК). Соответственно, нельзя сказать, что при расчете налога на прибыль величина мобильных расходов может быть запредельной.

«Мобильные» сотрудники

В первую очередь необходимо уделить особое внимание документальному подтверждению расходов на мобильные переговоры и их связь с деятельностью, приносящей доход. Вне зависимости от того, каким образом компания организует «мобильность» своих сотрудников — компенсирует им по факту уже произведенные расходы или же выделяет средства авансом (как вариант, работникам могут выдаваться корпоративные мобильники), на первом этапе необходимо очертить круг работников, которым по долгу службы, то есть для производственной необходимости, нужно находиться на связи. С этой целью издается приказ руководителя, которым утверждается перечень должностей работников, использующих сотовую связь в служебных целях. Также этот момент должен быть оговорен в должностной инструкции «избранных» работников. Отдельно могут быть утверждены правила использования мобильной связи, в которых регламентированы такие вопросы, как время звонков (например, необходимость быть на связи сотрудника при его нахождении в отпуске), так и порядок представления подтверждающих документов (например, детализацию звонков за истекший месяц).

Лимитные и безлимитные тарифы

Однако это только первый этап. На втором этапе, как правило, определяются лимиты «сотовых» расходов применительно к каждому сотруднику. Это нужно в том числе для того, чтобы работники контролировали продолжительность своих разговоров и не висели часами на телефоне без необходимости.
Стоит отметить, что подобного рода нормирование в принципе не является обязательным. Есть примеры судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков, которые учитывали расходы на связь по безлимитному тарифу (см., напр., Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 октября 2009 г. N А32-246/2008-12/27). Однако представляется, что для целей снижения налоговых рисков подобные нормы все же стоит установить. Как альтернативу можно, конечно, привести расчеты, подтверждающие, что оплата безлимитной связи в итоге обходится дешевле, чем оплата мобильных переговоров по обычным тарифам.
Обратите внимание! В том случае, если компания возмещает сотруднику его мобильные расходы, то в пакет подтверждающих документов также следует включить следующие документы (см., напр., Письмо Минфина от 13 октября 2010 г. N 03-03-06/2/178):
— копию договора работника с оператором связи. Этот документ подтвердит, что оплачиваемый телефон принадлежит работнику;
— детализированные счета операторов связи. Данное требование чиновников является спорным. С одной стороны, детализация позволяет отсекать расходы на личные переговоры сотрудников от служебных. Однако имейте в виду, что эта детализация непременно заинтересует налоговиков во время проведения контрольных мероприятий. Поэтому ее мало просто включить в состав подтверждающих документов — во избежание сюрпризов детализацию следует… детально изучить. В то же время, с другой стороны, по большому счету сама по себе детализация еще ни о чем не говорит: звонок может быть сделан контрагенту, но… разговаривал с ним сотрудник, к примеру, о погоде, рыбалке и т.п.

Сверхлимитные расходы

При установлении лимитов на расходы по оплате мобильной связи стоит быть готовым к тому, что сотрудник за эти самые лимиты выйдет. А ведь эти лимиты необходимо применять и в налоговых целях.
Однако тот факт, что имеет место перерасход, еще не означает, что «излишки» не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

В таких ситуациях дальнейшее развитие событий зависит от того, по какой причине лимит был превышен. Вариантов здесь может быть два:
«лишние» расходы связаны с производственной необходимостью.

При таких обстоятельствах для учета соответствующих сумм в расходах, равно как и для компенсации их работнику, необходимо получить от работника объяснительную. И к ней, соответственно, неплохо будет приложить отчет о детализации звонков и т.п. И, кстати говоря, если из месяца в месяц компания будет сталкиваться с такой проблемой, то имеет смысл и вовсе пересмотреть размеры установленных лимитов;
сверхлимитные расходы не связаны с выполнением работником своих служебных обязанностей, то есть он звонил по своим каким-то личным делам. В таком случае «излишки» могут быть включены в состав прочих расходов по налогу на прибыль только при условии, что сотрудник их возместил. Соответственно, сама сумма возмещения при этом учитывается в доходах.
Учтите, что просто по собственной инициативе работодатель не может удержать из зарплаты работника «излишек»: ст. 137 Трудового кодекса, в которой приведен перечень оснований для удержания из зарплаты, такой случай не охватывает. То есть от сотрудника под роспись следует получить добро на удержание из его зарплаты личных расходов. Есть и другой вариант (на случай несогласия): с соблюдением установленной на то процедуры привлечь работника к материальной ответственности, поскольку он нанес работодателю материальный ущерб (гл. 39 ТК).

НДФЛ и страховые взносы — ничего личного

В части обложения НДФЛ и начисления взносов во внебюджетные фонды все достаточно определенно. Так, документально подтвержденная сумма компенсации расходов сотрудника на сотовую связь, которые он понес при выполнении своих трудовых обязанностей, не облагается ни НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК), ни страховыми взносами (пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Соответственно, в том случае, если компания простит работнику расходы на его личные разговоры, то есть по факту организация их за него оплатит, то у сотрудника «нарисуется» натуральный доход, облагаемый НДФЛ, и объект обложения страховыми взносами (ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

А в бухучете

Расходы организации, связанные с оплатой услуг связи, обусловленных производственной деятельностью, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.

5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. N 33н). И таковые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). При этом в силу п. 18 ПБУ 10/99 они признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).
Если договор с сотовым оператором заключает сам работодатель, то в бухучете делаются следующие «мобильные» проводки:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 60
— отражена стоимость услуг оператора мобильной связи в части, не превышающей установленный лимит;
Дебет 73 Кредит 60
— отражена стоимость услуг оператора сотовой связи в части, превышающей лимит расходов, установленный для конкретного работника;
Дебет 50 (70) Кредит 73
— работник возместил сверхлимитные мобильные расходы;
Дебет 91-2 Кредит 73
— сумма перерасхода учтена в составе прочих расходов в случае, если сотрудник не возместил «излишек».
Расходы на сотовую связь в случае, когда компания компенсирует работникам мобильные расходы, а не работает с оператором сотовых услуг напрямую, в бухучете отражаются следующими проводками:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 73
— приняты к учету расходы в виде компенсации стоимости понесенных сотовых расходов сотрудников, имеющих производственный характер;
Дебет 73 Кредит 50 (51)
— выплачена сотруднику компенсация мобильных расходов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

– Как только предложение о введении специального платежа будет направлено в Минкомсвязь – мы рассмотрим его. Вообще практика такая есть, например, отчисления в фонд универсальных услуг. Как отраслевая инициатива, и если она будет поддержана другими федеральными органами власти, звучит она вполне разумно, – заявил руководитель департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Александр Понькин в ответ на вопрос журналистов.

Ирина Львова, курирующая правительственную рабочую группу «Связь и информационные технологии», тоже сочла правильным, что россияне должны платить новый налог, потому что он вводится в их интересах.

– Предлагаемый специальный сбор с абонентов – это, по сути, непрямой налог на безопасность. В условиях, когда законом Яровой не предусмотрено выделение бюджетных средств на его реализацию, сбор с абонентов, к сожалению, единственный вариант, – заявила Львова.

Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) разработала поправки к «закону Яровой», которые предполагают введение специального платежа для абонентов. Он может составить 3-5% от суммы ежемесячного платежа. Того, кто не будет платить – постигнет административная ответственность.

Так называемый «пакет Яровой» должен вступить в силу с 1 июля 2018 года. Он обязывает операторов мобильной связи три года хранить информацию о звонках и сообщениях всех абонентов России. В течение года должны хранить информацию владельцы сервисов: социальных сетей, форумов, электронной почты и других.