Приказ военнослужащему его выполнение
Статья 332. Неисполнение приказа
1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
Комментарий к статье 332
1. Неисполнение приказа относится к числу преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Основой военной службы и боевой способности войск является единоначалие, как особый вид отношений между подчиненными и начальниками. В соответствии с ним подчиненный должен по вопросам службы беспрекословно повиноваться начальнику, который несет полную персональную ответственность за выполнение стоящих перед его подразделением задач и последствия отдаваемых им приказов и распоряжений. Единоначалие реализуется посредством отдачи приказов, которые служат средством управления личным составом. Неисполнение подчиненным приказа начальника ведет к срыву военных мероприятий и поставленных задач, в отдельных случаях, особенно связанных с боевой обстановкой, может повлечь неоправданные жертвы.
2. Начальник — военнослужащий, в подчинении у которого находятся другие военнослужащие, он вправе отдавать последним приказы и распоряжения и контролировать их исполнение. Военнослужащий может быть начальником по должности либо по воинскому званию. Воинские должности определены в воинских уставах и других актах. Это штатные должности командиров строевых подразделений: отделения, взвода, роты, батальона и т.д., начальников отделов и служб, отдельных видов суточного наряда (караула, контрольно — пропускного пункта и т.п.). Должность начальника может быть и нештатной, создаваемой на определенное время для выполнения конкретной задачи (например, для проведения стрельб, хозяйственных работ, учебных занятий и т.д.). Военнослужащий может занимать должность начальника постоянно или временно. Функции начальника может выполнять также его заместитель либо иной военнослужащий по специальному указанию.
Подчиненность военнослужащих по воинскому званию определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. В соответствии с ним офицер, например, является начальником для всех лиц рядового и сержантского состава, сержант — начальник для рядовых одной с ним воинской части и т.д.
Подчиненный — военнослужащий, входящий в состав строевого подразделения, отдела, службы, наряда, обязанный выполнять приказы своего руководителя; либо военнослужащий, имеющий воинское звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого военнослужащего, обладающего соответствующим воинским званием начальника.
3. Приказ — обязательное для исполнения требование начальника, адресованное подчиненному. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в противном случае он не имеет законной силы. Подчиненный, не исполнивший незаконный приказ начальника, не несет ответственности за это (см. комментарий к ст. 42).
Приказ может быть устным или письменным, хотя по отдельным вопросам службы (например, финансовым, кадровым) установлена в качестве обязательной письменная форма, несоблюдение которой делает приказ незаконным. Приказ может быть передан подчиненному непосредственно либо через иное лицо.
4. Под неисполнением приказа понимается либо открытый отказ от его исполнения (неповиновение), либо иное невыполнение, либо ненадлежащее выполнение подчиненным требования начальника. Открытый отказ от исполнения приказа выражается в том, что подчиненный, получив приказ начальника, заявляет о своем нежелании исполнять его либо иным способом демонстрирует такое нежелание. Иной вид неисполнения приказа — невыполнение его к установленному сроку. Ненадлежащим выполнением приказа признается выполнение его с нарушением установленных требований, в частности незаконными способами, низкого качества, в неустановленное время, в ненадлежащем месте и т.д.
Подчиненный должен иметь реальную возможность исполнить отданный ему приказ начальника.
5. Состав преступления материальный, обязательным его признаком является причинение неисполнением приказа существенного вреда интересам службы. Интересы службы — потребности решения стоящих перед начальником служебных задач равно иного обеспечения боевой способности руководимого им воинского подразделения. Вред может быть физическим (гибель людей), материальным (уничтожение либо повреждение имущества, расходование дополнительных материальных средств и т.д.), организационным (срыв решаемых задач), моральным (снижение уровня дисциплины среди личного состава, утрата начальником авторитета среди подчиненных и т.п.) и иным.
Вред признается существенным или тяжким (ч. 2 и 3 ст. 332) в зависимости от значимости невыполненных требований, объема физического вреда (например, тяжким последствием следует признать гибель человека или причинение ему тяжкого или средней тяжести расстройства здоровья), размера материального ущерба (при тяжком последствии он должен иметь крупный размер), влияния на других подчиненных (тяжким последствием следует считать, например, отказ от исполнения приказа, сопряженный с призывом к другим военнослужащим не исполнять приказов начальника, если такой призыв был реализован), обстановки совершения преступления (например, присутствие при неповиновении подчиненных начальника, отдавшего приказ) и других факторов.
6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.
7. Форма вины определяется по отношению к наступившим последствиям. Части 1 и 2 ст. 332 УК предполагают умышленную форму вины, когда виновный, не исполняя приказ, желает либо сознательно допускает фактически наступившие последствия, ч. 3 применяется в случае неосторожного отношения к последствиям тяжкого характера.
Иные, не предусмотренные статьей случаи неисполнения приказа, например отказ от уборки помещения, влекут дисциплинарную ответственность подчиненного.
ДОЛЖЕН ЛИ ИСПОЛНЯТЬСЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ НЕЗАКОННЫЙ ПРИКАЗ?
А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.
Думаю, читатель согласится со мной, что название статьи само по себе «режет» слух каждому, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником), — основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Более того, в абз. 3 ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) сказано: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением .
———————————
Это утверждение более подробно будет рассмотрено ниже.
Однако, несмотря на всю ясность и незыблемость вышеназванных положений, время от времени в тех или иных ситуациях возникает спор на предмет выполнения подчиненным незаконного приказа командира (начальника). Обсуждаются и иные формы рассматриваемой проблемы: имеет ли право военнослужащий не выполнять заведомо незаконный приказ командира (начальника)? Необходимо ли привлекать военнослужащего, не выполнившего незаконный приказ, к юридической ответственности? Существует и более «радикальное» мнение: подчиненный, получив незаконный приказ, обязан доложить о незаконности приказа отдавшему его командиру (начальнику) и в случае подтверждения его исполнения, не исполняя незаконный приказ, доложить о его получении вышестоящему командиру (начальнику).
Имеют ли перечисленные вопросы законные основания? Или же они являются следствием искаженного понимания демократических процессов, происходивших и происходящих в нашей стране, охвативших все институты государства, в том числе и Вооруженные Силы? Попытаемся разобраться.
Итак, должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ? Ключевым словом в этом предложении является слово «незаконный». Именно оно вызывает чувство сомнения в истинности возможного ответа на вопрос и предопределяет его структуру. Действительно, вопрос: «Должен ли военнослужащим исполняться законный приказ?» — лишен содержания, поскольку на него без раздумий готов ответ: «Так точно!» Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30 и 31, ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ. Кратко их (названных статей УВС ВС РФ) суть может быть выражена в двух тезисах:
— военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона;
— приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Но если командир (начальник) отдает незаконный приказ? Какие действия должен (или обязан, или имеет право) предпринять военнослужащий, получивший данный приказ, чтобы при этом не нарушить закон самому? Возможен ли он (незаконный приказ) вообще?
Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ в принципе (читай » в теории») невозможен. Однако повседневная жизнь и деятельность войск доказывает обратное: незаконные приказы существуют. Это положение дел законодатель не мог не учитывать и должен был бы предусмотреть определенный порядок реакции полномочных на то субъектов военно — служебных отношений на несоответствие отданного приказа законодательству. Установлен ли законодательством такой порядок?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать определение применяемых в настоящей статье понятий, а также показать значение часто употребляемых в служебной деятельности слов и фраз в целях правильного понимания смысловой нагрузки, вложенной в них законодателем.
Приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).
Во второй части указанной нормы определено: приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом ) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
———————————
См. п. 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.
Правовой акт — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).
Учитывая важность сказанного, акцентируем внимание на последнем предложении: правом на отдание письменного приказа обладают только командиры воинских частей или начальники учреждений.
Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).
Представляется, что данное положение не носит запретного характера и не исключает отдания письменного приказа (кроме командиров воинских частей и начальников учреждений) командирами (начальниками).
Например, в случае отсутствия возможности отдания приказа устно или по техническим средствам связи командиры (начальники) могут применить письменную форму отдания приказа. Однако в этом случае такой приказ не будет являться основным распорядительным документом военного управления (правовым актом).
Здесь уместно остановиться и на определении понятия командира (начальника) в том смысле, в котором это понятие применяется в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и в общевоинских уставах ВС РФ.
Командир (начальник) — это воинское должностное лицо, обладающее всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, правом единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и требовать их выполнения.
Возвращаясь к обсуждаемой проблеме, проанализировав положения УВС ВС РФ, касающиеся исполнения приказа, можно сделать вывод: устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
Аналогичная точка зрения содержится и в абз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., который устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
В абз. 3 ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. также закреплен принцип беспрекословного выполнения военнослужащим приказов командира.
Таким образом, на основании указанных выше норм можно сделать следующий вывод: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа.
Как следствие существующего положения, касающегося исполнения военнослужащим приказа, он (военнослужащий) не имеет права совершать иные действия по отношению к полученному приказу, будь то обсуждение, не строгое (не точное) или несвоевременное (не полное) его выполнение. Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, уже окончательно исключает возможность спора по данному вопросу: неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Однако не будем забывать, что вышеуказанный порядок исполнения приказа установлен исходя из презумпции его законности и соответствия интересам службы. Но возможности какой-либо реакции военнослужащего на получение незаконного приказа ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюда можно сделать еще один вывод: военнослужащий, получивший приказ (любой: законный или незаконный), обязан его беспрекословно выполнить, точно и в срок. Только в этом случае он не нарушит законов Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Действительно, такое положение дел является верным и единственно возможным, иначе ни о каком единоначалии и управлении в Вооруженных Силах не приходится говорить. Нетрудно себе представить, во что бы вылилось предоставление военнослужащему, получившему приказ, права на оценку (а впоследствии и на соответствующие действия) соответствия полученного приказа законодательству, его справедливости и целесообразности, исходя из его (военнослужащего) внутреннего убеждения, уровня образования и сознания.
Косвенно полученный вывод об обязательности беспрекословного выполнения военнослужащим приказа командира (начальника) подтверждает также то, что ответственность за законность отдаваемого приказа несет командир (начальник).
Например, в ст. 38 УВС ВС РФ определено: командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.
Командиры (начальники), отдавшие приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Военнослужащие (в том числе командиры и начальники) в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, командир (начальник) за незаконный приказ, отданный подчиненному, может быть привлечен в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско — правовой и уголовной ответственности .
———————————
Здесь обратим внимание на то, что, как нами было установлено выше, военнослужащий, выполнивший незаконный приказ, ответственности за него (приказ) и за его последствия не несет. Напомним, что такой вывод позволяет сделать анализ соответствующих норм, содержащихся в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и УВС ВС РФ.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ), к административной — в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной — в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г., к гражданско — правовой — в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и, наконец, к уголовной — в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
ДУ ВС РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный закон «О материальной ответственности» и Гражданский кодекс не содержат положений, каким-либо образом изменяющих порядок, относящийся к исполнению приказа, установленный в Федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и УВС ВС РФ.
Представляется, что споры, касающиеся обязанности выполнения незаконного приказа, породила ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сказано:
«1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность
Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. № 660 “О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”
В целях реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу:
приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение № 2 к настоящему приказу);
пункт 2 Перечня изменений, внесенных в приказы Министра обороны Российской Федерации по вопросам прохождения военной службы (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2009 г. № 704 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации по вопросам прохождения военной службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2009 г., регистрационный № 15274).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2015 г.
Приложение № 1
к приказу Министра обороны РФ
от 30 октября 2015 г. № 660
Порядок
деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок) разработан в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»)*(1), Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г, № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее — Положение о порядке прохождения военной службы)*(2), и определяет организацию работы должностных лиц органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинские части) и их кадровых органов по вопросам:
поступления граждан Российской Федерации (далее — граждане), не находящихся на военной службе, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров;
заключения с гражданами и военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации контрактов о прохождении военной службы (далее — контракты);
назначения офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту (далее — военнослужащие), на воинские должности, освобождения их от воинских должностей и зачисления в распоряжение командира (начальника);
назначения военнослужащих, завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — выпускники военно-учебных заведений), на воинские должности;
приостановления военнослужащим военной службы;
направления военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы;
присвоения воинских званий военнослужащим;
предоставления военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха;
увольнения военнослужащих с военной службы.
II. Поступление граждан, не находящихся на военной службе, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров
2. Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает заявление в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) или в воинскую часть.
Гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдается отношение по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства).
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает рапорт по команде командиру (начальнику) воинской части.
Гражданин (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву), заявление (рапорт) которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера (далее — кандидат).
3. Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — воинскими частями.
Военные комиссариаты проводят отбор кандидатов на основании:
отношения, выданного командиром (начальником) воинской части;
перечней вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами, представляемых в военные комиссариаты командирами (начальниками) воинских частей.
4. Кандидат должен соответствовать требованиям по уровню*(3):
По уровню образования кандидат должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности), родственное соответствующей военно-учетной специальности.
По уровню квалификации кандидат должен иметь опыт не менее:
одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан» прошедших военную службу по призыву, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание до прапорщика (мичмана) включительно;
двух лет стажа работы по специальности, родственной военно-учетной специальности, для граждан, не прошедших военную службу по призыву или по контракту.
По уровню физической подготовки кандидат должен соответствовать требованиям к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту*(4).
Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, не находящихся на военной службе, имеющих воинские звания офицеров и состоящих в запасе.
5. На кандидата, прошедшего отбор на военную службу по контракту, в воинской части подготавливается представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. Представление и личное дело кандидата (далее — материалы) представляются в порядке подчиненности в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее — Главное управление кадров).
Главное управление кадров рассматривает поступившие материалы, готовит и представляет статс-секретарю — заместителю Министра обороны Российской Федерации проект приказа по личному составу.
Приказы по личному составу о приеме граждан на военную службу по контракту и заключении соответствующих контрактов*(5) (далее — приказ о приеме на военную службу) подписываются статс- секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Выписка из приказа о приеме на военную службу доводится Главным управлением кадров до кадрового органа вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), военного округа, Северного флота, центрального органа военного управлений, из которого поступили материалы на кандидата, а также до военного комиссариата по месту воинского учета (воинской части, проводившей мероприятия по отбору) кандидата. Личное дело кандидата направляется в военный комиссариат по месту воинского учета (воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору).
Военный комиссариат доводит приказ о приеме на военную службу до гражданина, вручает ему предписание для убытия в воинскую часть, информирует о порядке убытия и заключения контракта, направляет в воинскую часть его личное дело и уведомляет командира (начальника) воинской части о сроке его прибытия.
III. Заключение с гражданами и военнослужащими Вооруженных Сил контрактов
6. Командир (начальник) воинской части на основании выписки из приказа о приеме на военную службу заключает с гражданином первый контракт в день его прибытия в воинскую часть, а с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — в день получения выписки из приказа о приеме на военную службу.
7. В случае присвоения военнослужащему, у которого контракт был заключен до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, очередного воинского звания, в соответствии с которым увеличивается его предельный возраст пребывания на военной службе, новый контракт с военнослужащим подписывается в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.
8. Для принятия решения о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта*(6) командир (начальник) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше направляет в порядке подчиненности представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, с приложением рапорта военнослужащего, выписки из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части и копии заключения военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии о годности к военной службе (годности к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности). На основании представлений кадровый орган, подчиненный должностному лицу, уполномоченному принимать решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, подготавливает персональный список, оформляемый по рекомендуемому образцу согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
Решение о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта (далее — решение) оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящему Порядку. Выписки из решения направляются кадровым органом в семидневный срок в воинские части. На основании выписки из решения командир (начальник) воинской части заключает с военнослужащим новый контракт или представляет его к увольнению с военной службы.
9. Первый контракт с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и получившим воинское звание офицера, сроком на три года или пять лет заключает начальник учебного военного центра при этой образовательной организации. Контракт заключается в день, следующий за датой приказа ректора образовательной организации об отчислении этого гражданина из состава студентов указанной образовательной организации, и объявляется приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
IV. Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей и зачисление в распоряжение командира (начальника)
10. На военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, оформляется представление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, которое подписывается командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и представляется в порядке подчиненности для принятия решения должностному лицу Вооруженных Сил, которому предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих*(7) (далее — уполномоченное лицо по назначению на воинские должности).
К представлению прилагаются следующие документы:
копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
рапорт военнослужащего о согласии с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части (при назначении на воинскую должность).
В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в порядке реализации дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользующийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинскую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.
11. Военнослужащий вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность*(8). При этом он представляет командиру (начальнику) воинской части рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры для назначения на воинскую должность. Рапорт военнослужащего рассматривается аттестационной комиссией воинской части, которая готовит предложения командиру (начальнику) воинской части о целесообразности назначения военнослужащего на воинскую должность. Военнослужащий, ходатайство которого отклонено, уведомляется аттестационной комиссией воинской части о принятом решении в письменной форме.
Если командиром (начальником) воинской части принято решение о представлении к назначению на воинскую должность военнослужащего другой воинской части, на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу военнослужащий, отобранный к назначению на воинскую должность» направляется отношение, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению № 5 к настоящему Порядку. Командир (начальник) воинской части, в которой проходит военную службу отобранный к назначению на воинскую должность военнослужащий, обязан в течение десяти дней после получения отношения принять по нему решение и уведомить о принятом решении командира (начальника) воинской части, выдавшего отношение. В случае принятия решения о представлении военнослужащего к назначению на воинскую должность соответствующее представление направляется в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный уполномоченному лицу по назначению на воинскую должность, указанную в отношении.
V. Назначение выпускников военно-учебных заведений на воинские должности
12. Непосредственное руководство определением персонального служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений осуществляет начальник военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — военно-учебное заведение) с привлечением командиров подразделений слушателей (курсантов) и профессорско-преподавательского состава. В процессе должностного предназначения выпускников военно-учебных заведений могут принимать участие представители кадровых органов видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов, Северного флота и центральных органов военного управления.
Кадровый орган военно-учебного заведения организует работу по назначению выпускников военно-учебного заведения на воинские должности на основании выписок из утвержденного Министром обороны Российской Федерации плана распределения офицеров — выпускников военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее — план распределения), подготавливаемого Главным управлением кадров. На основе плана распределения в видах (родах войск) Вооруженных Сил, военных округах, на Северном флоте, в центральных органах военного управления разрабатываются расчеты комплектования подчиненных войск (сил) выпускниками военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечни воинских должностей, комплектуемых выпускниками военно-учебных заведений (далее — перечни воинских должностей), и заявки на выпускников военно-учебных заведений, планируемых к зачислению в распоряжение командиров (начальников).
Перечни воинских должностей и заявки на выпускников военно-учебных заведений, планируемых к зачислению в распоряжение командиров (начальников), представляются в Главное управление кадров, должностным лицам, в подчинении которых находятся военно-учебные заведения, и в военно-учебные заведения не позднее двух месяцев до даты окончания обучения слушателями (курсантами).
13. При определении служебного предназначения выпускников военно-учебного заведения учитываются результаты государственной итоговой аттестации и аттестационные материалы военнослужащих, а также семейное положение и состояние здоровья членов семьи.
Выпускники военно-учебного заведения, окончившие его с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора воинской должности, указанной в перечне воинских должностей, поступившем в военно-учебное заведение.
14. Выпускники военно-учебных заведений (за исключением назначаемых на воинские должности указами Президента Российской Федерации, зачисляемых в распоряжение командиров (начальников) и направляемых для дальнейшего прохождения военной службы в федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба) приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу назначаются на конкретные воинские должности. Подготовка проекта приказа по личному составу осуществляется кадровым органом военно-учебного заведения.
15. Кадровый орган военно-учебного заведения представляет в Главное управление кадров не позднее пятнадцати суток до даты окончания обучения слушателями (курсантами) проект приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу. Кроме того, кадровый орган военно-учебного заведения осуществляет направление выпускников военно-учебного заведения к месту прохождения военной службы и не позднее семи дней после даты окончания обучения слушателями (курсантами) отправку выписок из приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу в соответствующие кадровые органы.
VI. Приостановление военнослужащим военной службы
16. Военнослужащие в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации*(9), давшие согласие на приостановление военной службы, освобождаются от занимаемых воинских должностей и зачисляются в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу.
Решение о приостановлении военной службы военнослужащему принимается уполномоченным лицом по назначению на воинские должности на основании представления, оформляемого по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, и рапорта военнослужащего о согласии на приостановление военной службы.
17. Военнослужащий, которому военная служба приостановлена, изъявивший желание продолжить военную службу, прибывает в воинскую часть, в которой хранится его личное дело, для проведения мероприятий по назначению на прежнюю или с его согласия на другую воинскую должность.
Военнослужащий, которому военная служба приостановлена, изъявивший желание уволиться с военной службы, представляет рапорт в порядке подчиненности командиру (начальнику) воинской части не позднее одного месяца с даты прекращения оснований для приостановления ему военной службы.
VII. Направление военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы
18. Направление военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
Запросы руководителей международных организаций, организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования с ходатайством о направлении военнослужащих не на воинские должности рассматриваются Главным управлением кадров и направляются для согласования заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления.
При принятии решения о направлении военнослужащего не на воинскую должность и с согласия военнослужащего на него оформляется представление в соответствии с требованиями пункта 10 настоящего Порядка, которое представляется в порядке подчиненности в Главное управление кадров для подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
Выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу доводится до руководителя организации, направившего запрос.
19. На военнослужащего, освобожденного по решению руководителя организации от занимаемой должности, Главным управлением кадров представляются Министру обороны Российской Федерации предложения по исключению военнослужащего из числа направленных в организацию и размещению на вакантную воинскую должность по прежнему или иному месту военной службы.
Военнослужащий, изъявивший желание продолжить военную службу, в случае невозможности назначения на воинскую должность зачисляется в распоряжение командующего войсками военного округа по месту дислокации организации, в которую военнослужащий был направлен.
20. Увольнение военнослужащего, направленного не на воинскую должность без приостановления (с приостановлением) военной службы, производится приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу по представлению руководителя организации.
VIII. Присвоение военнослужащим воинских званий
21. Для присвоения военнослужащему очередного воинского звания не позднее чем за два месяца до истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании оформляется представление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящему Порядку, которое направляется в порядке подчиненности должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право присвоения воинского звания, с таким расчетом, чтобы приказ о присвоении очередного воинского звания военнослужащему был издан ко дню истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.
Представление к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также к присвоению первого воинского звания офицера или прапорщика (мичмана) (за исключением военнослужащих, которым воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) присваивается после окончания соответствующих военно-учебных заведений и военных профессиональных образовательных организаций, а также граждан, окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедших обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при этих образовательных организациях), оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
В представлении о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность указывается ходатайство об одновременном присвоении ему очередного воинского звания при условии, что истек срок его службы в предыдущем воинском звании и для этой воинской должности штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
При представлении военнослужащего к присвоению первого воинского звания офицера, прапорщика (мичмана) оформляются:
послужная карта в трех экземплярах;
заверенная копия документа, подтверждающего уровень образования;
карточка пономерного учета в двух экземплярах (для военнослужащих, которым личный номер Вооруженных Сил не присваивался).
22. При решении вопроса о присвоении гражданину, поступающему на военную службу по контракту, воинского звания в порядке переаттестации должны учитываться воинское звание, предусмотренное штатом по воинской должности, на которую планируется назначить такого гражданина, а также его должностное предназначение, служебный опыт, деловые и морально-психологические качества, уровень образования, военной или специальной подготовки.
Вопрос о присвоении воинского звания в порядке переаттестации рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части, в которую поступает на военную службу данный гражданин. Результат рассмотрения отражается в аттестационном листе. Представление к присвоению воинского звания в порядке переаттестации оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Воинское звание в порядке переаттестации присваивается одновременно с назначением гражданина на воинскую должность.
IX. Предоставление военнослужащим отдельных видов отпусков и учет служебного времени и времени отдыха
23. В случае предоставления военнослужащему основного отпуска по частям в году изменения выслуги лет, при которой продолжительность этого отпуска увеличивается, одна (несколько частей) из которых предоставляется после даты соответствующего изменения выслуги лет, продолжительность одной части основного отпуска увеличивается на пять суток.
24. Военнослужащий, являющийся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, о предоставлении творческого отпуска обращается к своему непосредственному командиру (начальнику) с рапортом. Ученые советы образовательных организаций и ученые советы (советы) научных организаций представляют командиру (начальнику) воинской части, где проходит военную службу соискатель, свои ходатайства по предоставлению такого отпуска. Рапорт военнослужащего и соответствующее ходатайство рассматриваются в порядке подчиненности заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, Северным флотом, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления. В случае принятия решения о предоставлении творческого отпуска командиром (начальником) воинской части военнослужащему предоставляется творческий отпуск продолжительностью:
для соискателя ученой степени доктора наук — до шести месяцев;
для соискателя ученой степени кандидата наук — до трех месяцев*(10).
25. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале по форме и в порядке в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку*(11).
X. Увольнение военнослужащих с военной службы
26. Порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы*(12) включает в себя:
разработку и утверждение годового плана увольнения военнослужащих (по составам) с военной службы от полка, отдельного батальона и выше с определением конкретных сроков проведения мероприятий, обеспечивающих своевременное его выполнение;
планирование и организацию работы соответствующих кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов) по увольнению военнослужащих с военной службы в соответствии с утвержденными планами увольнения военнослужащих с военной службы (далее — план увольнения);
обеспечение контроля за своевременным выполнением планов увольнения.
27. Планы увольнения, оформляемые по рекомендуемому образцу согласно приложению № 8 к настоящему Порядку, составляются кадровыми органами воинских частей до 1 июля текущего года и представляются для утверждения должностным лицам Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по увольнению военнослужащих с военной службы*(13). В планы увольнения включаются военнослужащие, которые в следующем году достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, и военнослужащие, у которых истекает срок контракта, заключенного после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.
В планах увольнения указываются сроки:
достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе;
истечения срока контракта, заключенного военнослужащим после достижения им предельного возраста пребывания на военной службе;
проведения командиром (начальником) беседы с военнослужащим;
проведения аттестации военнослужащего;
направления военнослужащего на медицинское освидетельствование;
направления личного дела военнослужащего в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;
предоставления военнослужащему основного и дополнительных отпусков соответствующей продолжительности;
подготовки и оформления необходимых документов на увольнение военнослужащего с военной службы.
Выписки из утвержденных планов увольнения в пятидневный срок рассылаются вышестоящими кадровыми органами нижестоящим кадровым органам и направляются в части касающейся в органы материально-технического и медицинского обеспечения, а также в органы финансового обеспечения (финансово-экономические органы).
28. Работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится командирами (начальниками) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий.
Командир (начальник) воинской части:
а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам;
обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;
направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (далее — ВВК);
предоставляет военнослужащему ежегодный основной отпуск и дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности, а также дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни) с расчетом их завершения ко времени издания приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с военной службы;
б) организовывает за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта проведение аттестации военнослужащего;
в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
доводит до военнослужащего принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении;
проводит беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового органа и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по рекомендуемому образцу согласно приложению № 9 к настоящему Порядку.
29. На военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, подготавливается представление, оформляемое согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
К представлению прилагаются:
копия листа беседы;
копия аттестационного листа (в случае увольнения военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по истечении срока контракта о прохождении военной службы;
в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; по собственному желанию);
рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение);
копия заключения ВВК (в случае увольнения военнослужащего по состоянию здоровья);
другие документы (материалы), подтверждающие основания к увольнению.
Представление и прилагаемые к нему документы направляются в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право увольнения военнослужащего с военной службы, с расчетом получения их кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.
30. Органы материально-технического и медицинского обеспечения в соответствии с выписками из планов увольнения организуют прохождение увольняемыми военнослужащими ВВК, а также обеспечение их положенными видами довольствия (обеспечения) до исключения из списков личного состава воинской части.
31. Для подготовки кадровыми органами документов (материалов) к увольнению военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д.1», «д.2», «е.1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д» и «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключение ВВК не требуется.
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 14, ст. 1212; 2006, № 11, ст. 1148; № 29, ст. 3122, 3123; 2007, № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235; 2009, № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5736; 2011, № 30, ст. 4589; № 46, ст. 6407; № 48, ст. 6730; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1094; № 14, ст. 1556; № 26, ст. 3365; № 30, ст. 4247; № 49, ст. 6923, 6924; № 52, ст. 7542, 7544; 2015, № 13, ст. 1802; № 17, ст. 2479; № 18, ст. 2628; № 27, ст. 3963; № 29, ст. 4356.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534; № 42, ст. 5008; 2000, № 16, ст. 1678; № 27, ст. 2819; 2003, № 16, ст. 1508; 2006, № 25, ст. 2697; 2007, № 11, ст. 1284; № 13, ст. 1527; № 29, ст. 3679; № 35, ст. 4289; № 38, ст. 4513; 2008, № 3, ст. 169, 170; № 13, ст. 1251; № 43, ст. 4919; 2009, № 2, ст. 180; № 18, ст. 2217; № 28, ст. 3519; № 49, ст. 5918; 2010, № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572; № 13, ст. 1741; № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 244; № 29, ст. 4075; № 47, ст. 6457; 2013, № 7, ст. 633; № 13, ст. 1526; 2014, № 8, ст. 783; № 27, ст. 3754; № 40, ст. 5413; 2015, № 1, ст. 199; № 13, ст. 1909; № 18, ст. 2691; № 25, ст. 3643.
*(3) Пункты 4 и 5 статьи 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
*(4) Приложение № 20 к Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2009 г., регистрационный № 14175) (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный № 29795).
*(5) Абзац первый пункта 9 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2013 г., регистрационный № 26872) (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 253 «О внесении изменения в Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. 3733» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный № 28633), от 22 апреля 2014 г. № 259 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 3733» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный № 33027), от 21 февраля 2015 г. № 102 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2015 г., регистрационный № 36473) (далее — Порядок реализации).
*(6) Пункт 4 статьи 10 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(7) Пункт 10 Порядка реализации.
*(8) Пункт 3 статьи 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».
*(9) Пункт 1 статьи 18 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(10) Пункт 6 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(11) Пункт 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).
*(12) Абзац третий пункта 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(13) Пункт 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Приложение № 1
к Порядку (п. 2)
Военному комиссару ____________________________________
(начальнику отдела) (наименование военного комиссариата,
отдела по муниципальному образованию)
(воинское звание по запасу, фамилия, имя, отчество,
число, месяц, год рождения, личный номер)
рассмотрен в ___________________________________ к назначению на воинскую
(наименование воинской части)
(наименование воинской должности по штату, когда и кем утвержден штат,
место дислокации, военно-учетная специальность, воинское звание по штату,
тарифный разряд, форма допуска к сведениям, составляющим государственную
Прошу Ваших указаний о проведении мероприятий по отбору для
поступления на военную службу по контракту» предусмотренных Положением о
порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения
Командир (начальник) ________________________________________
(наименование воинской части)
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
«__»_________ 20__ г.
I. Сведения о представляемом
(воинское звание» фамилия, имя, отчество, занимаемая воинская должность,
с какого времени, военно-учетная специальность, воинское звание по штату,
номер штата, когда и кем утвержден, тарифный разряд)
Представляется к ________________________________________________________
Число, месяц, год рождения ______________________________________________
Воинское звание присвоено _______________________________________________
(дата присвоения, чьим приказом, дата и номер приказа)
В Вооруженных Силах с ___________________________________________________
Контракт заключен _____________________________ на срок _________________
(число, месяц, год)
а) гражданское __________________________________________________________
б) военное (военно-специальное) _________________________________________
Участие в боевых действиях, ранения, контузии: __________________________
Вывод по последней аттестации за 20___ г.: ______________________________
Личный номер ______________________
II. Основания к представлению
Командир (начальник) ________________________________________
(наименование воинской части)
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
«__»_________ 20__ г.
III. Заключения прямых начальников
(воинская должность, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
“___”___________ 20__ г.
(воинская должность, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
“___”____________ 20__ г.
(воинская должность, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
«__»____________ 20__ г.
IV. Решение по представлению
V. Отметки о регистрации документа
Исх. № ________________________ от “___”____________________ 20___ г.
Приложение № 3
к Порядку (п. 8)
Командиру (начальнику) _____________________________________________
(наименование воинской части)
Представляю персональный список ___________________________________,
достигающих предельного возраста пребывания на военной службе и
изъявивших желание продолжать военную службу: