Земля в собственность в рб

Земля в собственность в рб

Нечастная собственность

Впрочем, не все земли могут быть предоставлены в частную собственность. Так, установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, земельные участки: на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности. Как видим, круг земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, ограничен.

Де-юре частная собственность на землю в Беларуси существует. Однако де-факто свободного оборота земли нет. Почему? Ответ на этот вопрос попытаемся найти сегодня.

Главным документом, регламентирующим земельные отношения, является Кодекс о земле. В данном документе с недавних пор продекларированы только два права — право собственности на землю и право аренды земельного участка.

Согласно Кодексу, в Беларуси собственниками земельных участков могут быть физические лица, частные юридические лица, иностранные государства и международные организации.

Иностранным государствам земля может быть передана в собственность только для размещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а международным организациям — для размещения своего представительства. Этот пункт может показаться самым легким (белорусским посольствам за границей симметрично предлагают лучшие места в собственность). Однако это на первый взгляд. Если, конечно, не вспоминать скандал с выселением дипломатов из посольских резиденций в поселке Дрозды под Минском, по соседству с резиденцией главы государства. Причиной отселения был назван ремонт канализации. Хотя иностранные дипломаты вызвались оказать содействие в проведении ремонтных работ.

Физлица

Чтобы физическим лицам оформить в Беларуси земельный участок в частную собственность, требуется первоначально соответствовать двум условиям — быть либо гражданином Беларуси, либо иностранцем, получившим землю по наследству. Причем во втором случае получить земельный участок по наследству могут только иностранные лица и лица без гражданства, являющиеся родственниками умершего.

Впрочем, физлицам в частную собственность земля предоставляется только для определенных целей. Например для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.

При этом размер земельного участка для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается: в городах — до 15 «соток»; в деревнях и поселках городского типа — до 25 «соток». Для коллективного садоводства и дачного строительства предоставляется участок не более 15 «соток». Площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляемого в сельском населенном пункте, не может превышать 1 гектара.

Причем, определение размера земельного участка отдано на усмотрение местных властей, которые определяют размер земельного участка исходя «из местных условий и особенностей, волеизъявления гражданина, а также требований градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил».

Юрлица

Самая дискуссионная часть касается предоставления земли в частную собственность для юридических лиц. Дело в том, говорит советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев, что «сегодня в Кодексе о земле у юрлиц есть возможность получить землю на правах собственности, но практически никто из них землю так и не получил». Причина — «в законе норма есть, а политической воли еще нет».

Для юридических лиц предусмотрены следующие правовые формы использования земельного участка: право постоянного пользования (без установленного срока); право временного пользования (сроком до 10 лет, 20 лет); право аренды земельного участка (сроком до 99 лет).

Важным условием в данном случае является то, что юрлица должны быть зарегистрированы в Беларуси и не иметь государственной доли в уставном фонде.

Приобрести землю в собственность юрлица могут следующими способами: для строительства объектов — по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, без проведения аукциона — для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле, «в иных случаях, предусмотренных президентом Беларуси», поясняет партнер, юрист Glimstedt Belarus Дарья Жук. При этом статус юрлица должен соответствовать заявленным целям. Это значит, что фермерские хозяйства могут получить землю лишь для ведения сельскохозяйственной деятельности; научные организации — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; религиозные организации — для строительства церквей; организации граждан-застройщиков — для строительства многоквартирных жилых домов и так далее.

До недавних пор в Беларуси не было ни одной частной компании, которая бы владела правом собственности на землю. Но весной этого года президент Беларуси все-таки принял неожиданное решение и впервые передал оманскому инвестору (а если точнее — резиденту Беларуси) в собственность «лакомый кусок» в центре Минска площадью 2,6 га за 10 млн долларов для строительства многофункционального комплекса.

Впрочем, директор Фонда госимущества Наталья Жерносек считает, что этот участок в центре Минска, переданный оманскому инвестору не такой уж и лакомый. «Я думаю, что трудностей с реализацией проекта на этом участке будет достаточно много, потому что на нем расположены и объекты историко-культурного наследия, которые необходимо сохранить, и важные социальные объекты», — отметила она.

Тем не менее сам факт того, что долгое время землю инвесторам выделяли только в аренду, а тут — в частную собственность, вызвал оживленную дискуссию в обществе. Кто-то утверждает, что президент лишь воспользовался своим законным правом, другие утверждают, что это шаг по либерализации рынка земли, третьи — что за оманским инвестором в принципе стоят «наши люди». Очевидно же другое — свободного рынка земли, при котором земельные участки находятся в свободном обороте, до сих в стране не существует. Все вопросы, касающиеся передачи земельных участков в собственность юрлицам, решаются только на уровне президента.

Действительно, сегодня у главы государства есть масса полномочий в области использования и охраны земель. Он определяет единую государственную политику, порядок изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.

Однако крупных инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство профильных объектов в Беларуси, настораживает ситуация, когда земля, на которой находится объект, ему не принадлежит. Власти же боятся потерять контроль в масштабных проектах. «Где есть частная собственность, нет места безграничной власти», — говорят в один голос и чиновники, и бизнесмены.

Наталья Жерносек надеется, что в перспективе полноценно заработает рынок по продаже земли в собственность. Пока же, по ее словам, общество для этого еще не совсем созрело. «Продажа земли в частную собственность — это сложный вопрос для белорусского общества, которое 80 лет жило в условиях государственной собственности. Земля всегда была самым дорогим, что есть в стране, и самым ценным. Резко поменять менталитет, думаю, будет очень сложно. Но мы идем в данном направлении», — считает директор Фонда госимущества.

Аренда

Пока «общество не созрело», наиболее распространенной формой землепользования среди юрлиц является аренда земельного участка. Земельный участок может быть предоставлен в аренду любым субъектам хозяйствования — от индивидуального предпринимателя до иностранного юридического лица.

Арендодателями обычно выступают либо госорганы, либо администрации СЭЗ, либо собственники земли. Важным условием при сдаче в аренду земли является сохранение целевого назначения арендуемого земельного участка. Если, например, земельный участок арендодателю был предоставлен для ведения сельского хозяйства, то арендатор не вправе строить на арендуемой земле завод, поясняет Дарья Жук.

Сроки аренды различны. Например, если участок предоставляется для строительства здания, то срок аренды не должен быть меньше срока его строительства. В любом случае, срок аренды не должен превышать 99 лет. Для ведения сельского, крестьянского (фермерского) хозяйства, подсобного сельского хозяйства установлен минимальный срок аренды — 10 лет.

Право на аренду земельного участка также приобретается посредством проведения аукциона. Для некоторых категорий земель аукцион не проводится. Например, при аренде земли для строительства и обслуживания недвижимости, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек.

Кроме того, для инвесторов имеются определенные льготы при аренде земельных участков. Так например, арендодатели могут предоставить рассрочку платежа за аренду земельных участков, предоставленных для строительства недвижимости. Рассрочка предоставляется сроком до 5 лет с момента завершения строительства.

Недавно белорусский парламент одобрил внесение ряда нововведений в Кодекс о земле. Самыми отличительными моментами для юрлиц является возможность получить во временное пользование земельные участки для добычи полезных ископаемых, также получить в пользование дополнительные земельные участки в случае проведения реконструкции капитальных строений. Передача оманским инвесторам земли в частную собственность и принятие изменений в Кодекс о земле соответствуют курсу либерализации и расширяют возможности оборота земельных участков, отмечают эксперты.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

1. понятие и общая характеристика право собственности на землю
2. земельный участок как объект земельных отношений
3. содержание право собственности на землю
4. право государственной собственности на землю
5. право собственности на землю иностранных государств и международных организаций
6. право частной собственности на землю
7. основания возникновения и прекращения право собственности на землю
8. плата за земельный участок. Кадастровая стоимость земли и земельного участка

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Принятый 11 декабря 1990г. кодекс «о земле» признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на землю. Кодекс «о земле» устанавливал только государственную форму собственности на землю. В 1993г. был принят закон о право собственности на землю, который коренным образом изменил принцип исключительной собственности государства на землю. Следующий этап регулирования отношений собственности на землю был связан с принятием кодекса «о земле» 4 января 1999г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам РБ приобретать земельные участки в собственность при соблюдении ряда условий. Новым этапом реформирования отношений собственности на землю можно назвать принятие кодекс «о земле» 23 июля 2008г. Как юридическая категория собственность на землю представляет собой результат закрепления прав нормами экологических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности является одним из основных вещных прав. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности. В субъективном смысле право собственности на землю – это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективное право собственности на землю как праву абсолютному противопоставлено определенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право.
В случае нарушения субъективного права собственности оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно конституции государство гарантирует реальную защиту всех форм собственности. В соответствии с ГК распоряжении, пользование и владение землей в той мере, в которой допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не нарушает интересы других лиц.

Право собственности бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка. Абсолютной земельной собственности нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника – обязанность использовать землю только по целевому назначению, выполняет природоохранные мероприятия. Наиболее существенным образом ограничена частная собственность на землю.

Кодекс «о земле» устанавливает 2 формы собственности на землю:
• Государственная
• Частная
Кроме того земля может находится в собственности иностранного государства и международных организаций. Земля также может принадлежать на праве общей совестной или долевой собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

2. В соответствии с кодексом «о земле» земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматривается в неразрывной связи с расположенным на ней капитальными строениями.

Земельному участку, являющемуся объектом ЗПр, присущи следующие признаки :
1) оборотоспособность – возможность отчуждения земельного участка путем совершения гражданско-правовых сделок либо перехода участка от одного лица к другому в порядке наследования и правопреемства, если земельный участок не изъят из оборота ли не ограничен в обороте.
2) Плоды, продукция, доходы, которые получены в результате использования земельного участка является собственностью субъекта, использующего земельный участок на законном основании.
3) земельный участок может быть признан делимым или неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым. Законодательством допускается слияние смежных, т.е. имеющих общую границу земельных участков при соблюдении следующих условий:
• данные земельные участки имеют одинаковое целевое назначение
• не превышаются предельные размеры земельного участка, установленные законодательством.
• Не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.
4) в качестве объекта ЗПр выступает ограниченный в пространстве земельный участок, границы и место расположение которого установлены в порядке землеустройства
Граница земельного участка – условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая земельный участок от другой земли
5) земельный участок относится к недвижимому имуществу
6) земельный участок имеет кадастровый номер – это не повторяющийся на территории РБ номер земельного участка.
7) Все земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, установленным при предоставлении земельного участка.
Целевое назначение земельного участка – это установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

Это интересно:  Сроки договор гражданско-правового характера

3. В соответствии с ГК собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства на земельным участком, реального фактического обладания земельным участком, т.е. возможность определять участок как часть своего хозяйства, числить его на балансе. Собственник регистрирует земельный участок, отграничивает его от других земельных участков, закрепляет границы земельного участка на местности.
На основании данного правомочия собственник вправе требовать возврата участка их чужого незаконного владения. Правомочия пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из земельного участка его полезный свойств, при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок.
Собственнику запрещается самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка. При использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при не использовании участка по целевому назначению в течении определенного периода времени, к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности, вплоть до изъятия земельного участка.
Владение землей подразумевает возможность пользоваться ею, а также с учетом имающихся правил использовать ресурсы, находящиеся на ее поверхности и под землей и извлекать пользу.
Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу участка. Распоряжаться принадлежащим ему участком собственник может путем его продажи, мены, дарения, завещания, сдачи в аренду.

4. Согласно ст.13 конституции собственность может быть государственной и частной. Ч.6 данной статьи установила, что земли сельскохозяйственного назанчения находятся в собственности государства. Право государственной собственности на землю можно рассматривать с двух позиций:
1) она представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству.
2) Она выступает в качестве меры возможного поведения государства в отношении всех земельных ресурсов республики.
Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях владения, пользования, распоряжения.
В собственности РБ находятся все земли, за исключением земель, преданных в частную собственность иностранных государств или международных организаций. Право по распоряжению государственными землями путем их передачи в пользование, аренду, владение, а также отчуждения собственности в РБ принадлежат областным, районным, городским, сельским и поселковым исполкомам.

В отношении земельной собственности, государство действует как публичный субъект и как частноправовой участник публично-правовых функций государства как собственника земли следует:
• Учет земли
• Контроль за использованием земли
• Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Все земли РБ подразделяют на категории исходя из основного целевого назначения и независимо от форм собственности. Кроме того все земли подразделяются на виды. Определенные категории и виды земли в силу их особой значимости не могут отчуждаться из собственности РБ. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
1) земли сельскохозяйственного назначения
2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, национального значения
3) земли лесного фонда
4) земли водного фонда
5) земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями.
6) Земли общего пользования

Не подлежат предоставлению в частную собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности на землю, подвергшихся радиоактивному загрязнению, на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, земли, которые в соответствии с утвержденными планами городов и иных населенных пунктов градостроительными проектами, предусмотренные для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность. Данные земли исключены из свободного гражданско-правового оборота. Они могут предоставляется только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования государство сохраняет за собой права собственника.

5. В соответствии со статьями 3 и 12 кодекса «о земле», для размещения дипломатических представительств или консульского учреждения иностранного государства в РБ, иностранным государством могут предоставляться земельные участки на праве собственности.
Аналогичным правом пользуются и международные организации для размещения своих представительств. Порядок предоставления земельного участка на указанные цели устанавливает президент РБ.

Кодекс «о земле» предоставил возможность международным организациям приобретать земельные участки в собственность на территории РБ. Иностранные государства вправе приобрести земельный участок в собственность для следующих целей:
1) Для размещения дипломатических представительств
2) Для размещения консульского учреждения

Земельный участок приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Совмином РБ. Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения необходимо согласовать с МИДом РБ. Данный земельный участок подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.

6. В РБ собственность может быть государственной и частной. Частная собственность в целом выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме государства. Субъектами права частной собственности на землю являются граждане РБ и негосударственные юридические лица.

Объектами права частной собственности на землю граждан РБ являются земельные участки приобретаемые для следующих целей:
• Для ведения личного подсобного хозяйства
• Для строительства и обслуживания жилого дома
• Для коллективного садоводства
• Для дачного строительства
• Для обслуживания зарегистрированной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, квартиры в блокированном жилом доме.

Негосударственные юридические лица РБ, земельные участки находящиеся в государственной собственности могут предоставляется в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.
Площадь земельных участков приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства не должна превышать 1 га с учетом площади земельного участка, имеющегося при доме в данном населенном пункте.

Площадь иных земельных участков приобретаемых в частную собственность говорится следующее:
1) для коллективного садоводства – до 0,15 га на 1 члена садоводческого товарищества
2) для дачного строительства – до 0, 15 га на 1 члена дачного кооператива
3) для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме – в городе 0,05-0,15 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – 0,15-0,25 га.

Общая площадь земельного участка для строительства и коллективного садоводства законодательством не ограничивается. Ограничение установлено для каждого конкретного участка, таким образом в частной собственности гражданина может находится неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и обслуживания жилого жома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, но при этом размер каждого отдельного земельного участка не должен превышать норм, установленных ст.36 кодекса «о земле».
Право частной собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах.

7. Основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю, является юридические факты (действия, бездействия, события)

Действия – это юридические факты, обстоятельства, возникающие по воле людей, т.е. являющиеся волеизъявлениями. В зависимости от соответствия либо несоответствия праву действия подразделяется на правомерные и неправомерные.

События – один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К событиям относятся естественные, природные явления, протекающие помимо воли людей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ возникновению, изменению или прекращению права собственности на землю как правило предшествуют юридические факты, с которыми право связывает определенные юридические последствия. Данные юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю.
Субъект права собственности на землю возникает в порядке, установленном в законе и в зависимости от формы земельной собственности.

Основаниями возникновения права государственной собственности на землю служит НПА. В настоящее время основанием возникновения права государственной собственности на землю является:
• Решение местного исполкома а выкупе земельного участка из частной собственности в государственную собственность
• Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
• Заявление гражданина, юридического лица о добровольной безвозмездной передаче земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
Основанием прекращения права государственной собственности является решение соответствующего госоргана о передаче земельного участка в частную собственность, собственность иностранного государства или международной организации.

Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:
• Административно-правовые акты, т.е. решения госоргана о передаче земельного участка в частную собственность
• Гражданско-правовые сделки с земельным участком, в том числе приобретение участка с аукциона
• Постановление суда, устанавливающее право собственности на землю
Новизной земельного законодательства является возможность приобретения права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени, предусмотренного ст.44 кодексом «о земле». Так граждане РБ, у которых отсутствуют документы на земельный участок или которые используют земельный участок, граница и размер которого на местности не совпадают с данными параметрами по документам, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течении 15 и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе.

Право частной собственности на земельный участок прекращается по решению областного, минского городского, сельского поселкового исполкома в соответствии с его компетенцией по постановлению суда:
• При отчуждении земельного участка у лица, которое в соответствии с законодательными актами не могут являться собственником земельного участка
• При добровольной передаче земельного участка в государственную собственность
• При изъятии земельного участка для государственных нужд
• При ликвидации негосударственного юридического лица РБ
• В случае смерти гражданина
• В случае, предусмотренном ч.9 ст.50 кодекса «о земле»
• При признании земельного участка бесхозяйным

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
• При неуплате земельного налога, по истечении 2 налоговых периодов
• При использовании земельного участка не по целевому назначению
• При признании пустующего жилого дома бесхозяйными передаче его в собственность соответствующей АТЕ, изъятии ветхого жилого дома, незавершенного строительства жилого дома, дачи у собственника путем выкупа АТЕ или передаче соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов
• Если гражданин в течении 1 года, а негосударственное юридические лицо в течении 6 месяцев со дня получения свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка.
• При неосуществлении мероприятий по охране земли
• При утрате гражданства РБ
• При выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства в товариществе, кооперативе
• При конфискации земельного участка
• При несоблюдении наследниками срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от госоргана собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства.

Это интересно:  Неустойка каско ремонт

8. За земельный участок находящийся в государственной собственности, и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств взимается плата. Земельный участок предоставляется по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных по результатам аукциона. При предоставлении земельного участка в частную собственность по результатам аукциона, их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости. По обоснованной просьбе госоргана, предоставление земельного участка в частную собственность, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы, ее части за земельный участок, но не более чем на 2 года, за исключением случаев предоставления земельного участка в частную собственность по результатам аукциона.
Кадастровая оценка земли, земельного участка – это определение кадастровой стоимости земли, земельного участка на определенную дату.
Кадастровая стоимость земли – это расчетный показатель стоимости единицы площади земли в оценочной зоне, выделенной на землях, равноценных по стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая его по целевому назначению и включенная в регистрационную стоимость земельного участка государственного земельного кадастра.
Результаты кадастровой оценки утверждаются местными исполкомами. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях на дату оценки. Кадастровая оценка земли населенных пунктов проводится по состоянию на 1 января года ее проведения. Последующая кадастровая оценка проводится не позднее чем через 5 лет. В процессе кадастровой оценки происходит оценочное зонирование земли. Предусмотрено деление земель на оценочные зоны.

4.1.Понятие права собственности на землю.
4.2.Формы и виды права собственности на землю.
4.3.Субъекты и объекты права собственности на землю.
4.3.1.Право государственной собственности Республики Беларусь на землю.
4.3.2.Право частной собственности на землю.
4.3.3.Право собственности на землю иностранных государств.
4.4. Основания возникновения права собственности на землю.
4.5. Основания прекращения права собственности на землю.
4.6. Содержание права собственности на землю.

4.1.Понятие права собственности на землю.
Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть отношений по присвоению и хозяйственному использованию земли.
В объективном значении — как правовой институт — право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.
Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще — на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.
Поэтому право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, за счет норм различных отраслей права — конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права (Закон Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”) устанавливают полномочия органов местного управления по распоряжению находящимися в их ведении землями.
Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты, то есть механизм рыночного оборота земли.
Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.
Право собственности на землю в субъективном смысле представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности.

4.2.Формы и виды права собственности на землю.
Правовые нормы о праве собственности на землю реализуются через принадлежность земли конкретным субъектам этого права, то есть через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь.
Гражданское законодательство относит право собственности на землю к числу вещных прав (ст. 262 ГК), независимо от формы собственности, в которой это право выступает. Признание права собственности на землю вещным правом обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот, предоставляет всем собственникам земли равную защиту их прав в соответствии с гражданским законодательством.
Как основной поземельный титул право собственности на землю в соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле выступает в двух формах: государственной и частной.
Право государственной собственности на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. Право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения закреплено на конституционном уровне. Значительная часть земель находится только в собственности государства и в рыночном обороте не участвует.
Право частной собственности на землю возникло в процессе проведения земельной реформы, одной из задач которой была ликвидация монополии государственной собственности на землю. Правовой механизм реализации этого права начал формироваться после принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 года “О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь”.
Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах:
• право частной собственности юридических лиц;
• право частной собственности граждан Республики Беларусь.
Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.
По составу участников право собственности на землю может выступать в виде индивидуальной и общей собственности на землю.
При индивидуальной собственности земля находится в собственности одного субъекта — физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь.
Земля может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности (ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле). Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (Гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст.17 Кодекса Республики Беларусь о земле).

4.3. Субъекты и объекты права собственности на землю.

4.3.1. Право государственной собственности Республики Беларусь на землю.
В период существования СССР в условиях национализации земли право государственной собственности на землю существовало как исключительное право. Земля признавалась общим достоянием всего народа, от имени которого полномочия собственника осуществляло государство. Земельные участки могли предоставляться только в пользование. Никакие государственные формирования, в том числе союзные республики, не наделялись полномочиями собственника и не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной земельной собственности.
Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 года одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь. Декларацией Верховного Совета Белорусской ССР, принятой 27 июля 1990 года, земля и другие природные ресурсы на территории Белорусской ССР объявлялись собственностью белорусского народа, за которым признавались исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Принадлежность земли только Республике Беларусь как базовый принцип земельных отношений была закреплена Законом БССР “О собственности в Белорусской ССР” от 11 декабря 1990 года.
В ходе проведения земельной реформы правовой режим государственной собственности на землю существенно изменился. Она утратила свое монопольное положение. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю. После введения частной собственности на землю объектом права государственной собственности являются все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств.
Правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, в связи с их включением в гражданский оборот, усложнился, хотя и определяется в основном делением этих земель на категории и виды в соответствии с целевым назначением земель.
Применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст.215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления.
Законодательством четко определены только виды земель, находящиеся в республиканской собственности (собственности Республики Беларусь). В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об объектах, находящихся только в собственности государства” от 5 мая 1998 года к таким землям относятся земли сельскохозяйственного назначения, обладающие особым правовым режимом, и иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность, перечень которых установлен Кодексом о земле (ст. 38).
Для административно-территориальных единиц, в соответствии с Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”, земля и другие природные ресурсы выступают как экономическая основа местного управления и самоуправления, но в состав коммунальной собственности не входят.

4.3.2.Право частной собственности на землю.
Право частной собственности на землю юридических и физических лиц является условием их экономической свободы. Круг субъектов этого права ограничен и определяется земельным законодательством.
Право частной собственности на землю граждан. В соответствии со ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут приобретаться в частную собственность гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, земельное законодательство устанавливает для граждан — собственников земельных участков специальные требования:
• наличие гражданства Республики Беларусь;
• наличие постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, которое можно определить исходя из требований ст.19 ГК .
Только при соблюдении этих двух условий гражданин может в установленном порядке приобрести в собственность земельный участок.
При выезде из Республики Беларусь на постоянное место жительства за границу в соответствии с Законом “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь” за гражданами сохраняется имущество, кроме земли.
Временный выезд за границу, по причинам, которые законодательство считает уважительными, не ведет к прекращению права собственности на землю.
Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, в отношении права собственности на землю приравнены по своему правовому положению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Лица, утратившие право собственности на землю до 16 июня 1993 года, то есть до принятия Закона Республики Беларусь “О праве собственности на землю” не пользуются никакими преимуществами на получение земельных участков в частную собственность. Ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле установлено, что возврат земельных участков лицам, утратившим право собственности на землю до указанной даты или их наследникам не допускается. Эти лица могут приобрести земельные участки в собственность на общих основаниях. Такое положение вызвано тем, что в противном случае необходимо пересмотреть юридическую силу законов о национализации земли.
Право частной собственности на землю юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями.
Объектом права частной собственности на землю являются индивидуально-определенные земельные участки (или их части), которые передаются гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах.
Каждый земельный участок является самостоятельным объектом права частной собственности на землю. Размер каждого земельного участка и общая площадь всех земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется в соответствии с установленными земельным законодательством нормами предоставления земли и целями, для которых земля передается в собственность.
Частная собственность граждан ограничена потребительскими целями. В собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для:
• ведения личного подсобного хозяйства;
• строительства и обслуживания жилого дома;
• ведения коллективного садоводства;
• дачного строительства (ст. 34 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Юридическим лицам, в соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные участки могут передаваться в собственность в следующих случаях:
• при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.
Приватизация земли в данном случае ограничена не только наличием земель, которые не передаются в частную собственность, но и наличием объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации.
• при осуществлении инвестиционных проектов.

4.3.3. Право собственности на землю иностранных государств.
Иностранные государства могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Ст. 1 п. 3 ГК устанавливает приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств.
С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности иностранных государств на землю в Республике Беларусь.
Право собственности иностранных государств на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь как неотъемлемых признаков самостоятельного государства (ст.ст.1,9 Конституции). В соответствии со ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о земле допускается приобретение участков иностранными государствами только для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республики Беларусь.
Иностранное государство может приобрести в собственность эти земельные участки, если будут соблюдены следующие условия:
• в соответствии с законодательством иностранного государства Республики Беларусь может для этих целей приобрести земельный участок в собственность на территории иностранного государства;
• одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республики Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.
Такими образом, в этих отношениях применяются правила взаимности.
Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе передача земельного участка в собственность иностранного государства, не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях и консульских сношениях.

Это интересно:  Главные требования к руководителям

4.4. Основания возникновения права собственности на землю.
Субъективное право собственности на землю возникает на основании юридических фактов в порядке, установленном законом и зависит от формы земельной собственности.
Основания возникновения права государственной собственности на землю Республики Беларусь земельным законодательством не определены. Все земли, которые не находятся в частной собственности или собственности иностранных государств, признаются государственной собственностью без применения каких-либо специальных юридических процедур.
Основанием первоначального возникновения права государственной собственности на землю можно считать нормативный правовой акт, издаваемый законодательным органом, в котором определяется перечень земель, находящихся в государственной собственности.
При переходе земель, уже находящихся у иных собственников, в собственность государства, право государственной собственности на землю возникает на основании юридических фактов, установленных гражданским законодательством для возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 7 ГК ). К ним можно отнести:
а). передачу земель в государственную собственность из частной собственности по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа;
б). принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности — по решению суда или в собственности иностранного государства — на основании международного договора.
Основанием возникновения права собственности иностранного государства на землю является договор, заключенный с Советом Министров Республики Беларусь (ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о земле). Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Основанием возникновения права частной собственности на землю юридических лиц и граждан Республики Беларусь являются: административно-правовые акты и сделки по поводу земли.
Первоначальным основанием возникновения права частной собственности на землю, при котором приобретение участка в собственность определяется законом, а не соглашением участников или односторонними волевыми действиями прежнего собственника, можно считать:
-административно-правовой акт — решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов (сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) и районных) или Президента Республики Беларусь о передаче земельных участков в частную собственность юридических лиц и граждан Республики Беларусь (ст.ст. 35, 36 Кодекса Республики Беларусь о земле).
-сделки с землей – в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, например, при проведении аукционов по продаже земельных участков.
Передача земельного участка в частную собственность осуществляется посредством выкупа земли:
• по льготным ценам — в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент подачи заявления о передаче его в собственность;
• по нормативным ценам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь исходя из качества и местоположения земельного участка (ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о земле);
• по договорным ценам (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
По льготной цене могут приобретать земельные участки в частную собственность только некоторые категории граждан Республики Беларусь, указанные в законодательстве. В настоящее время к ним относятся только граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которые приобретают земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома (ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Всем другим лицам (гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам) земельные участки передаются в собственность по нормативным ценам, уровень которых периодически индексируется Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с уровнем инфляции — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 1993 года “О нормативных ценах на земли, передаваемые в частную собственность граждан”).
По договорным ценам передача земельных участков в собственность граждан возможна только при проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на условиях предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года. Аукционная продажа земельных участков юридическим лицам не предусмотрена.
Производными основаниями возникновения права частной собственности на землю можно считать сделки, совершаемые с земельными участками, по свободному волеизъявлению участников сделки. Цена земельных участков в этих случаях устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Изменение целевого назначения земельного участка, не допускается, поэтому сделки, в результате которых земельный участок переходит от одного лица к другому, возможны только между субъектами с одинаковым правовым положением.

4.5. Основания прекращения права собственности на землю.
Основания прекращения различных форм и видов права собственности на землю имеют определенные отличия. Однако, в связи с тем, что не может быть ничейной земли, юридические факты, которые служат основанием прекращения одной формы права собственности, одновременно приводят к возникновению права собственности иной формы.
Основаниями прекращения права государственной собственности на землю служат действия, которые приводят к возникновению права собственности у других субъектов, а именно — передача земельных участков в собственность иностранного государства и частную собственность юридических лиц и граждан Республики Беларусь. Принудительного прекращения права государственной собственности Республики Беларусь на землю законодательство не предусматривает.
Основаниями прекращения права собственности иностранных государств может быть:
• соглашение между иностранным государством и Республикой Беларусь о передаче земельного участка в собственность Республики Беларусь при отказе иностранного государства от права собственности на этот земельный участок. Это основание в земельном законодательстве не предусмотрено, оно вытекает из общих правил международного общения.
• принудительное изъятие земельного участка у иностранного государства в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором (ст. 52 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Основания прекращения права частной собственности на землю значительно более разнообразны. Это связано с тем, что именно частная собственность на землю обеспечивает участие земли в гражданском обороте.
Право частной собственности на землю прекращается:
1. на основании решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа:
• при добровольном отчуждении земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь в собственность Республики Беларусь (ст. 54 Кодекса Республики Беларусь о земле);
• при ликвидации юридического лица (ст. 56 Кодекса Республики Беларусь о земле);
• при неисполнении залогодателем — собственником земельного участка — обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о земле);
• при переходе строения (жилого дома, дачи, садового домика) на земельном участке, принадлежащем гражданину Республики Беларусь, в собственность лица, которое не может быть собственником этого земельного участка (ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о земле);
2. на основании решения суда — при принудительном изъятии земельных участков, в случаях, предусмотренных земельным законодательством (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Основаниями принудительного изъятия земельного участка являются юридические факты, которые можно классифицировать как правомерные и неправомерные действия.
К правомерным действиям относятся:
• утрата гражданства Республики Беларусь, выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;
• выкуп земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, при переходе жилого дома к лицу, которое не может быть собственником земельного участка;
• изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;
• прекращение юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность.
К неправомерным действиям относятся:
• систематическое невнесение земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;
• использование земельного участка не по целевому назначению;
• неиспользование по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет – в остальных случаях;
• невыполнение требований природоохранного режима использования земель;
• использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
• при конфискации земельного участка.

4.6 Содержание права собственности на землю.
В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.
Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.
У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.
Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.
Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.
Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.
Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.
Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.
Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.
Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.
Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о земле), а так же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством.