Венская конвенция 1980 — судебная практика (beta)
В настоящее время в базе судебных решений, связанных с применением норм Венской конвенции 1980 года, содержатся решения для следующих статей:
Вы также можете производить выборку решений по другим критериям:
Статус базы судебных решений
Произошли изменения записи: 26.07.2018 — решение МКАС при ТПП РФ от 25.06.1998, дело № 202/1997.
В целях единообразного толкования и применения текстов, разработаных ЮНСИТРАЛ, (и в том числе текста CISG) Комиссия ООН по праву международной торговли осуществляет сбор и распространение сведений о судебных решениях, касающихся таких текстов. Указанная система именуется «Прецедентное право по текстам ЮНСИТРАЛ» (ППТЮ). В ее рамках среди прочего издаются специальные тезаурус и предметный указатель (по ссылке — для текста Венской конвенции), а также Выдержки из судебных решений и краткие сборники. Мы рекомендуем также обращаться к указанным инструментарию.
Обзоры судебной практики из применения положений Венской конвенции также содержатся в Сборниках решений МКАС при ТПП РФ, подготовленных в разные годы М. Г. Розенбергом. Тексты Сборников доступны для скачивания на сайте МКАС при ТПП РФ, а также на сайте журнала «Вестник международного коммерческого арбитража».
Также на страницах «Вестника. » публикуются обзоры текущей практики международных третейских судов. Полные версии отдельных выпусков журнала находятся в свободном доступе.
В 2017 г. был опубликован уникальный сборник «Практика МКАС при ТПП РФ: 2004–2016. ». Читать сборник можно на сайте «Науки права».
С практикой Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Украины (ICAC) можно ознакомиться на сайте ICAC.
Судебная практика рассмотрения административно-правовых коллизий между нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов России (Карпухин Д.)
Дата размещения статьи: 26.05.2015
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в сфере ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Указанное обстоятельство предопределило большой объем нормативно-правовых актов, изданных как федеральными нормотворческими субъектами, так и субъектами РФ. Проблема нормотворчества в сфере совместного ведения заключается в противоречии юридических коллизий — противоречий между правовыми нормами, регламентирующими однородные общественные отношения, в связи с чем актуальным является вопрос их судебного рассмотрения.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ . Данная норма гарантировала внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
———————————
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5285.
Данным Законом также были внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой был установлен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на пять лет . Указанный срок может быть однократно продлен на пять лет, а по его истечении должен быть заключен договор социального найма жилого помещения в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880.
В этом отношении интересным представляется анализ судебных решений, принимаемых на уровнях высших судебных инстанций субъектов РФ, предметом которых являются споры о соответствии нормативных актов, принимаемых как на уровне федеральных органов государственной власти, так и на уровне субъектов.
Из судебной практики Верховного суда Республики Якутия
Из обстоятельств дела следовало, что решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) (РС (Я)) от 10.11.2009 по делу N 3-47/09 было удовлетворено в полном объеме заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) и признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1, абз. 2, 3 п. 2, абз. 2 п. 3, п. п. 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; п. п. 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия), утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 30.07.2009 N 310 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год» .
———————————
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2009 года по делу N 3-47/09 // СПС «Консультант» (Текст документа опубликован не был).
Указанным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) были утверждены Положение о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Положение о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РС (Я).
Заявитель в лице заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) указал на то, что Жилищный кодекс РФ гарантирует право детей-сирот на получение бесплатного жилья по договорам социального найма вне очереди. Правительство РС (Я) не может в обход этого положения ограничиваться предоставлением субсидии для приобретения жилья детям-сиротам. Иное делает невозможным фактическое приобретение жилых помещений. Часть 2 ст. 7 Закона РС (Я) от 31.03.2005 225-З N 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)» предусматривает предоставление целевой безвозвратной ссуды при отсутствии государственного жилого фонда. Однако отсутствие свободного жилищного фонда не является препятствием для обеспечения детей-сирот жильем.
Представитель Правительства РС (Я) с заявлением не согласился, суду пояснил, что федеральное законодательство позволяет субъектам РФ устанавливать дополнительные гарантии для детей-сирот. Социальные выплаты на приобретение жилья детям-сиротам предусмотрены Законом «О государственном бюджете». Правительство РС (Я) в рамках исполнения указанного Закона утвердило порядок обеспечения жильем детей-сирот. Фактическое предоставление жилья станет возможным, если денежные средства будут выделены на строительство жилья или на приобретение жилья в государственную собственность. В настоящее время обеспечение детей-сирот жильем путем социальных выплат возможно лишь в порядке, утвержденном Правительством РС (Я).
Верховный суд Республики Саха (Якутия), проанализировав материалы дела, сделал следующие выводы.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты материнства, отцовства и детства, социальной поддержки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральное законодательство устанавливает государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и расходные обязательства по их финансовому обеспечению, соответственно, органы государственной власти субъектов РФ реализуют государственную политику в интересах детей, решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов. Об этом прямо указывается в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает федеральную гарантию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде бесплатного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, вне очереди. Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее — дети-сироты).
В порядке разграничения полномочий Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ в ст. 8 наделяет субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. В случае установления таких гарантий они относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
В качестве такой гарантии Постановлением Правительства РС (Я) от 30.07.2009 N 310 в п. 1, абз. 2 и 3 п. 2, абз. 2 п. 3, п. п. 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 1), п. п. 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РС (Я) (приложение N 2, 3) был утвержден порядок предоставления субсидий сиротам на приобретение жилья.
Пункт 1 приложения N 1 определяет предметную сферу действия Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно — данное Положение определяет порядок предоставления жилищных субсидий и условия приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет субсидии федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Абзацы 2, 3 п. 2 Положения (приложение N 1) определяют правовой статус лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии. К таким лицам относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа:
которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения;
состоящие на регистрационном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства;
окончившие пребывание в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях всех типов профессионального образования, под опекой (попечительством), в приемных семьях, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, службу в рядах ВС РФ.
Из содержания оспариваемых п. п. 7, 8 Положения (приложение N 1) следует, что жилые помещения приобретаются для детей-сирот по договорам купли-продажи с гражданами-продавцами жилых помещений за счет субсидий из федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я). Подбор жилых помещений и граждан-продавцов осуществляется Министерством образования РС (Я) совместно с органами опеки и попечительства местного самоуправления. При этом бюджетные средства перечисляются на лицевые счета граждан-продавцов жилых помещений.
Для обеспечения детей-сирот жильем Межведомственная комиссия распределяет субсидии по муниципальным районам, городским округам. Порядок организации и работа указанной комиссии утверждены в п. п. 1, 5 Положения (приложение N 2, 3 к Постановлению Правительства РС (Я) от 30.07.2009 N 310).
Между тем указанный порядок предоставления жилья сиротам путем выделения субсидий детям-сиротам и ее перечисление продавцам купли-продажи жилья противоречит федеральному законодательству, поскольку исключает право сирот на получение жилья на условиях социального найма, гарантированное в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, установленный Правительством РС (Я) порядок предоставления субсидий детям-сиротам не соответствует федеральному законодательству и по содержанию. Так, в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в п. п. 7, 8 Положения (приложение N 1) не определены критерии отбора продавцов жилья, условия предоставления им субсидии, порядок ее возврата.
Пункт 3 Положения (приложение N 1) противоречит федеральному законодательству в части, предусматривающей расчет жилищной субсидии исходя из средней рыночной стоимости 1 м общей площади жилья по РС (Я), определяемой Министерством регионального развития РФ. В соответствии с приказами Минрегионразвития РФ такая средняя рыночная стоимость жилья применяется для расчета размеров социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот является расходным обязательством субъектов РФ и обеспечивается органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья по РС (Я), определяемая Министерством регионального развития РФ, не может применяться для расчета жилищной субсидии, являющейся расходным обязательством субъекта РФ. Органы государственной власти РС (Я) обязаны в полном объеме финансировать собственные расходные обязательства по обеспечению жильем детей-сирот по месту их жительства, вне зависимости от размера финансовой помощи из федерального бюджета, определенной приказами Минрегионразвития РФ. Указанный вывод следует из ч. 3 ст. 12 Закона РС (Я) от 29.06.2006 356-З N 725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства прокурором было представлено дополнение к заявлению с расчетами стоимости 1 м жилья на III квартал 2009 г., из которого видно, что размер субсидии не обеспечивает реализацию предусмотренного ст. 40 Конституции РФ права на бесплатное предоставление жилья детям-сиротам РС (Я).
Таким образом, замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма правом на получение субсидии для приобретения жилья не является равноценной, поскольку сумма денежных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанная на основании средней рыночной стоимости 1 м общей площади жилья по РС (Я), определяемой Минрегионразвития РФ, не позволяет фактически приобрести жилье в собственность.
На основании вышеизложенного установленный в п. 1, абз. 2 и 3 п. 2, абз. 2 п. 3, п. п. 4, 5, 7, 8 приложения N 1 к Постановлению Правительства РС (Я) от 30.07.2009 N 310, п. п. 1, 5 приложения N 2 к указанному Постановлению порядок предоставления субсидий на приобретение жилья детям-сиротам противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим, полностью или в части, со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного Верховный суд Республики Саха (Якутия) принял решение заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить в полном объеме; признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1, абз. 2, 3 п. 2, абз. 2 п. 3, п. п. 4, 5, 7, 8 Положения о порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; п. п. 1, 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия), утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 30.07.2009 N 310 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год».
Вывод
Таким образом, Верховный суд Республики Саха (Якутия) разрешил сложившуюся коллизию, исходя из положений ст. 76 Конституции РФ, в пользу федерального законодательства. Порядок приобретения жилых помещений для детей-сирот по договорам купли-продажи с гражданами-продавцами жилых помещений за счет субсидий из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) посредством перечисления бюджетных средств на лицевые счета граждан-продавцов жилых помещений был признан не соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку исключает право сирот на получение жилья на условиях социального найма, гарантированное в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, установленный Правительством РС (Я) порядок предоставления субсидий детям-сиротам не соответствует федеральному законодательству и по содержанию, так как замена права на получение жилого помещения в пользование по договору социального найма правом на получение субсидии для приобретения жилья не является равноценной, поскольку сумма денежных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанная на основании средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РС (Я), определяемой Минрегионразвития РФ, не позволяет фактически приобрести жилье в собственность.
Из судебной практики Верховного суда Пермского края
Принципиально иной подход содержится в решении Пермского краевого суда от 14.01.2010 по делу N 3-5-2010 . Из обстоятельств дела следовало, что Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
———————————
Решение Пермского краевого суда от 14 января 2010 г. по делу N 3-5-2010 // СПС «Консультант» (Текст документа не был опубликован).
Заместитель прокурора Пермского края обратился в краевой суд с заявлением об оспаривании п. п. 10, 11, 12, 20 и приложения N 2 к данному нормативному акту по мотиву противоречия положениям ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В обоснование своего заявления заместитель прокурора указал, что, установив принцип предоставления жилья сиротам без учета членов их семей и исключение их из числа нуждающихся, принятый Порядок грубо нарушает права названной категории граждан.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке, на ее получение с учетом членов их семей по установленным нормам.
Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Пунктами 33 — 34 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех членов семьи. При этом жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала доводы заявления, пояснив, что, несмотря на то, что по Постановлению Правительства Пермского края дети-сироты получают жилое помещение в собственность, должны учитываться все члены семьи. Дети-сироты по своему выбору вправе решать вопрос о получении сертификата на приобретение жилья, но в этом случае они не могут подлежать исключению из очереди на получение жилья. Выплата на приобретение жилого помещения является одной из форм обеспечения детей-сирот жильем, поэтому должны учитываться все члены семьи такого лица, иначе будут нарушены его права.
Представители Правительства Пермского края, действующие на основании доверенностей, не согласившись с заявлением, указали, что в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы, связанные с социальной защитой, включая обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ до принятия федеральных законов субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование по предметам совместного ведения. На уровне Российской Федерации не приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие вопрос выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам для приобретения ими жилых помещений в собственность. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации. Указанным Федеральным законом гарантировано предоставление жилого помещения детям-сиротам без учета членов семьи. Реализация данного проекта направлена не на предоставление жилых помещений по договору социального найма, а на приобретение детьми-сиротами в свою собственность жилых помещений. Участие в данном проекте носит добровольный характер. При получении сертификата в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пилотный проект был принят Правительством в связи с тем, что органы местного самоуправления в 2008 г. возвратили в бюджет денежные средства, полученные для приобретения жилья детям-сиротам. Сертификат позволяет сократить время для обеспечения жилым помещением ребенка-сироты.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Согласно п. 10 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа размер выплаты, предоставляемой лицам за счет бюджета Пермского края, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м на одно лицо; средней расчетной стоимости 1 м общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета субсидий, предоставляемых распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что лица информируются об условиях предоставления выплаты, дают письменное согласие на получение выплаты и на исключение из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приложением N 2 к Порядку установлена форма заявлений о выдаче жилищного сертификата, о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, с указанием согласия на исключение из списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пакет документов, необходимый для получения выплаты либо жилищного сертификата, установлен п. 12 Порядка.
Право лиц в возрасте до 23 лет (включительно), которые получили, но не воспользовались жилищным сертификатом, на восстановление в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, закреплено в п. 20 Порядка.
В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законом, и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Пермского края Постановлением от 27.07.2009 N 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения, лицам из их числа» утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа на территории Пермского края.
Лица, указанные в п. 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты.
Оспариваемый Порядок не регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти или органами местного самоуправления и детьми-сиротами по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, поэтому ссылка прокурора на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке, на ее получение с учетом членов их семей по установленным нормам, и на ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» является неправильной.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований предусмотрено ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п. 11 Порядка и приложению N 2 лицо дает согласие на исключение его из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только в случае приобретения им жилого помещения либо перечисления денежных средств на его банковский счет.
Федеральным законом N 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности ст. 8, установлены гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данной нормой предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного Верховный суд Пермского края решил заместителю прокурора Пермского края в заявлении об оспаривании п. п. 10, 11, 12, 20 и приложения N 2 к Порядку предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» отказать.
Вывод
Таким образом, проанализированное решение Верховного суда Пермского края противоположно решению Верховного суда Республики Саха (Якутия). Следует отметить, что Верховный суд Пермского края разграничил сферы действия Жилищного кодекса РФ и рассматриваемого Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 484-П и счел, что установленный в нем порядок предоставления выплат на приобретение жилого помещения, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа на территории Пермского края не регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти или органами местного самоуправления и детьми-сиротами по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, в качестве аргументации отсутствия противоречий между федеральным законом и соответствующим законом субъекта РФ Верховный суд Пермского края счел, что приобретение жилого помещения за счет субсидий и жилищных сертификатов носит добровольный характер и лицо дает согласие на исключение его из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только в случае приобретения им жилого помещения либо перечисления денежных средств на его банковский счет.
Заключительный вывод
Возникает вопрос: почему высшие судебные инстанции субъектов РФ в принципиально схожих рассматриваемых ситуациях приняли совершенно противоположные решения?
Основной причиной расхождения в решениях высших судебных инстанций Республики Саха (Якутия) и Пермского края является подход к определению наличия коллизий в анализируемых нормативно-правовых актах, изданных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Если Верховный суд Республики Саха (Якутия) усмотрел наличие юридической коллизии и разрешил ее в соответствии с действующим конституционно-правовым механизмом, то Верховный суд Пермского края отказался усматривать наличие юридической коллизии между нормативными актами, изданными на уровне РФ и субъектами, посчитав, что субъектный состав участников правоотношений, закрепленный в нормативных актах субъекта, не подпадает под действие соответствующих норм ЖК РФ.
Тогда возникает другой вопрос: какое судебное решение является более объективным и юридически обоснованным?
По мнению автора настоящей статьи, игнорирование юридической коллизии Верховным судом Пермского края является ошибочным. Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства Пермского края регулируют однородный круг общественных отношений, связанный с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. Нормы ЖК РФ в 2010 г. предусматривали обеспечение жилой площадью на основании специального порядка, предусмотренного договором социального найма жилого помещения. В то же время нормативный акт субъекта предусматривал обеспечение жилой площадью на основе жилищного сертификата и жилищных субсидий, реальное содержание которых не обеспечивало реализации права детей-сирот на жилые помещения.
Судебная практика. Коллизии законов и способы их разрешения
Страницы работы
Содержание работы
Сырбо Владислав Анатольевич
Международное — частное право
В тетради 1 лекция…
. От обычаев нужно отличать обыкновения, которые источниками не являются.
Обыкновения – практика, которая складывается в замкнутом круге лиц.
Обычаи – общеобязательные нормы.
Этот вид источников характерен для государств англо-саксонской правовой системы, при этом судебная практика, как источник основана на понятии прецедент, когда решение судов одного и того же или вышестоящего уровня по подобным делам принимаются за правила.
Судебный прецедент не признается в качестве официального источника в странах романо-германской правовой системы, и в частности в России, но и в этих государствах признается особая роль судебных решений по спорам с иностранным элементом, поскольку в ходе рассмотрения таких споров суды анализируя нормы разных правопорядков, выявляют их общие черты, на основе чего развивается современная система МЧП.
Совокупность взглядов идей, позиций, наиболее авторитетных специалистов, которые определяют исход многих споров. Однако следует понимать, что доктрина напрямую не рассматривается в качестве источников, доктрина действует как «мягкое право»: к нарушителю мягкого права будет применена санкция, но без жесткой привязки к правонарушению (на нашем на студенческом это означает: если суд согласен, что подлежит применению мягкого право, а кто либо из участников спора поступил не в соответствии с правилами мягкого права, суд посчитает, что такой участник должен понести неблагоприятные последствия будучи фактическим нарушителем и откажет в защите интересов этого участника, но в обосновании своего решения суд сошлется не на мнения специалиста, а на соображения справедливости, разумности и т. п.)
В МЧП отмечается двойственный характер источников МЧП, что является последствием двойственного характера предмета. В перечне источников есть как наднациональные, так и национальные формы, кроме того МЧП использует как писаные так и не писаные источники.
Коллизии законов и способы их разрешения (методы МЧП)
Коллизия – конфликт, столкновения.
Под коллизией в МЧП имеют ввиду, несовпадение правил различных национальных правовых систем, связанных с одним и тем же правоотношением, регулирования одних и тех же вопросов.
Источником коллизий являются двоякая сфера действия любого национального закона:
1. В силу территориального принципа действия закона, он распространяется на всю территорию соответствующего государства на всех находящихся на этой территории лиц.
2. В силу экстерриториального принципа действия закона. Он распространяется на лиц соответствующего государства, где бы они не находились. Получается, что в случае, когда гражданин одного государства находится на территории другого государства, на него одновременно распространяется и право государства к которому принадлежит этот гражданин и право государства место пребывания. Оба указанных национальных правопорядка стремятся урегулировать правоотношение с участием данного субъекта, но могут делать это по разному, т.е. по одним и тем же вопросам устанавливать разные правила в результате возникает конфликт, как же должно быть урегулировано правоотношение, как быть этому субъекту, какие у него есть права и что делать.
Первым способом разрешения коллизионной проблемы является способ выбора из всех сталкивающихся и связанных с правоотношением национальных порядков какого-то одного, которые в большей степени предназначен для регулирования конкретного вопроса в правоотношении, все остальные, связанные с правоотношением правопорядки остаются не примененными, а выбранный правопорядок именуется применимым правом.
Главной особенностью такого способа является его технический характер и к тому же косвенный характер регулирования, поскольку, по сути, такой способ правоотношений не регулирует, т.е. он не дает ответа по существу как поступить, он лишь устанавливает отсылку к одному из национальному правопорядку и нормы этого национального правопорядка будут регулировать правоотношения по существу.
Данный метод возник в МЧП первым и долгое время существовал в качестве единственного метода, он называется коллизионным методом, поэтому до середины 20 века МЧП называлось коллизионным правом.
Другим способом устранения коллизий в МЧП и вторым методом является материальны метод, при котором регулирование осуществляется посредствам унифицированных норм, т.е. одинаковых для разных национальных правопорядков норм, при чем такие нормы создаются специально для регулирования по существу частных отношений с элементами принадлежащим к разным национальным правопорядкам, с учетом специфики этих отношений.
Такие нормы могут существовать либо на национальном уровне, либо на международном уровне, в форме международных соглашений международных правовых обычаев.
Важно, что такой способ напрямую непосредственно регулирует специфические отношения МЧП без каких либо отсылок и поэтому потенциально является более адекватным методом по сравнению с коллизионным.
Однако материальный метод в своем развитии объективно ограничен возможностями унификации.
Унификация – гармонизация, сближение правил различных национальных правовых систем, в регулировании однородных отношений. Ограниченность унификации на конкретном этапе исторического развития обусловлена сохраняющимися различиями социальной, культурной, экономической и прочих сферах различных государств.
По мере развития межгосударственной и межнациональной интеграции указанные различия должны стираться, но происходить это будет очень медленно.