Объект применения льготы

Статья 26.18. Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств

Информация об изменениях:

Законом Московской области от 18 июля 2015 г. N 120/2015-ОЗ настоящий Закон дополнен статьей 26.18, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Статья 26.18. Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 28 мая 2018 г. — Закон Московской области от 25 апреля 2018 г. N 47/2018-ОЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

1. Инвестором в целях настоящей статьи признается юридическое лицо:

осуществившее капитальные вложения в новое строительство объекта основных средств стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей, который впервые введен в эксплуатацию;

осуществившее капитальные вложения стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей в новое строительство административно-делового центра и (или) помещений, являющихся частью одного административно-делового центра, определенных в статье 26.27 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 28 мая 2018 г. — Закон Московской области от 25 апреля 2018 г. N 47/2018-ОЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

2. В целях настоящей статьи объект основных средств стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей, который впервые введен в эксплуатацию (далее — Объект основных средств) определяется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ):

Код вида основных фондов ОКОФ

Здания (кроме жилых)

Действие настоящей статьи не распространяется на Объекты основных средств, указанные в настоящем пункте, которые предназначены для оптовой и розничной торговли.

3. Инвесторам предоставляются следующие налоговые льготы:

1) снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 процентных пункта в соответствии с пунктом 3 статьи 2 настоящего Закона;

2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении Объекта основных средств, принятого на бухгалтерский учет.

4. Инвестор вправе использовать налоговую льготу, установленную подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором Объект основных средств, в отношении которого используется налоговая льгота, установленная подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, принят на бухгалтерский учет, но не позднее трех последующих налоговых периодов.

Срок применения налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, заканчивается налоговым периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной без учета налоговой льготы, и суммой налога, исчисленной с учетом применения налоговой льготы, определенная нарастающим итогом за период применения налоговой льготы, составила величину, равную стоимости Объекта основных средств, но не может превышать четырех последовательных налоговых периодов.

5. Налоговая льгота, установленная подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, применяется с месяца, следующего за месяцем постановки на учет Объекта основных средств, в течение четырех последовательных налоговых периодов.

6. На Инвесторов, использующих налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются налоговые льготы, предусмотренные статьей 26.15 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Статья 26.18 дополнена пунктом 7 с 28 мая 2018 г. — Закон Московской области от 25 апреля 2018 г. N 47/2018-ОЗ

Пункт 7 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

7. На установленные настоящей статьей налоговые льготы не распространяется ограничение, установленное пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Статья 26.18 дополнена пунктом 8 с 1 января 2019 г. — Закон Московской области от 25 апреля 2018 г. N 47/2018-ОЗ

Налоговые льготы для энергоэффективных объектов

С. М. Джаарбеков, управляющий партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры»

Налогоплательщики, внедряющие энергетически эффективные технологии, с 1 января 2012 года смогут воспользоваться льготой по налогу на имущество. Кроме того, такие налогоплательщики могут применять льготный повышенный коэффициент амортизации 2 для налога на прибыль. Каковы же условия применения этих льгот?

Налоговый кодекс устанавливает льготы для организаций, инвестирующих в энергетически эффективные технологии, объекты основных средств. Так, с 1 января 2012 года будет применяться льгота по налогу на имущество организаций (п. 21 ст. 381 НК РФ):

  • в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ;
  • в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

В течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества такое имущество не будет включаться в налоговую базу по налогу на имущество. Льгота введена федеральным законом от 7 июня 2011 года № 132-ФЗ.

С 2010 года федеральным законом № 261-ФЗ для тех же категорий основных средств установлено право налогоплательщика применять повышенный коэффициент амортизации 2 (п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Какие объекты основных средств можно отнести к указанным выше льготным категориям?

К первой категории относятся объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

На конец декабря 2011 года такого перечня еще принято не было, хотя и предполагалось, что это произойдет в ближайшее время.

Указанный перечень льготируемых объектов должен быть близок к таковому, утвержденному Постановлением Правительства РФ от № 562 (перечень объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита).

В указанном постановлении 56 позиций, в числе которых, к примеру:

  • объекты и технологии по добыче, сбору и подготовке нефти с индикатором энергетической эффективности (ИЭЭФ) не более 18,6 кг у. т./т;
  • объекты и технологии по производству железной руды и железорудного концентрата с индикатором энергетической эффективности (ИЭЭФ) не более 8,9 кг у. т./т;
  • объекты и технологии по производству бумаги с индикатором энергетической эффективности (ИЭЭФ) не более 309 кг у. т./т;
  • объекты и технологии по оптимизации режима работы электросетей с индикатором энергетической эффективности (ИЭЭФ) не более 8,7 %;
  • объекты и технологии атомной энергетики с индикатором энергетической эффективности (ИЭЭФ) более 500 МВт сут./кг.

Однако напоминаем: перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность для целей применения льгот по ст. 381 и 259.3 НК РФ пока не принят Правительством РФ. Применять для этих целей Постановление № 562 рискованно.

Ко второй категории относятся объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Федеральный закон № 261-ФЗ в ст. 2 определяет:

«Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Класс энергетической эффективности – характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность».

Категории товаров, для которых предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, указаны в ст. 10 закона № 261-ФЗ. Требование распространяется на товары из числа:

  • бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;
  • компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 года;
  • иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 1222 установлен дополнительный перечень:

1. С 1 января 2011 года:

  • холодильники бытовые (компрессионные, абсорбционно-диффузионного действия);
  • морозильники бытовые;
  • машины стиральные бытовые (с ручным отжимным устройством, полуавтоматические, автоматические, без отжимного устройства);
  • кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители;
  • машины посудомоечные бытовые;
  • жарочные электрошкафы (электродуховки бытовые);
  • лампы электрические бытовые (накаливания мощностью до 100 Вт, люминесцентные низкого давления);

2. С 1 января 2012 года:

  • мониторы компьютерные;
  • принтеры;
  • копировальные аппараты (аппараты для копирования печатных документов);
  • лифты, предназначенные для перевозки людей (пассажирские и грузо-пассажирские за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях);

3. С 1 декабря 2012 года:

  • электроплиты кухонные бытовые;
  • микроволновые печи бытовые;
  • телевизоры (цветного изображения, аппаратура телевизионная комбинированная);
  • электроприборы для отопления бытовые (электроконвекторы, электротепловентиляторы, электрорадиаторы);
  • электроприборы для нагрева жидкостей бытовые (электробойлеры, электроводонагреватели проточные).

Что такое высокий класс энергетической эффективности?

Постановлением Правительства РФ от № 1222 утвержден «Перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара». П. 5 этого перечня устанавливается применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности товаров: «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G». Класс «A» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класс «G» – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик).

Установление дополнительных классов энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».

Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности утверждены Приказом Минпромторга РФ от № 357.

Например, в феврале 2012 года компания приобрела серверы и компьютеры. В документах указано, что приобретенная техника имеет класс энергетической эффективности «А».

По отношению к приобретенному оборудованию компания может применить льготу по налогу на имущество, а также применить повышающий коэффициент амортизации 2.

Несколько иные классы установлены для зданий. Так, правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД) и требования к указателю класса энергетической эффективности МКД, размещаемого на фасаде МКД, утверждены Приказом Минрегиона РФ № 161.

Этим документом утверждена таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов (табл.).

Соответственно, для МКД здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В», «В+», «В++», «А».

Это интересно:  Судебные приставы новодвинска

Данная информация может быть актуальной для компаний, у которых на балансе есть многоквартирные дома, например, для проживания сотрудников.

ВС против деления инвентарного объекта ради применения льготы по «движке»

Компания занималась разведкой и добычей нефти и газа, используя при этом объект основных средств – платформу, в состав которой входили палубные краны. В 2010 году в рамках модернизации платформы палубные краны были заменены. Новые краны компания учла как отдельные объекты основных средств, полагая, что их можно установить на любое судно, хоть для установки и требуется три месяца. В декларации по налогу на имущество компания заявила льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 НК: от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, посчитав неправомерным учет палубных кранов в виде отдельных объектов основных средств.

Суды трех инстанций (дело № А42-5598/2017) признали законным решение налоговой. Основной причиной замены старых грузовых кранов явилась изношенность и невозможность обеспечить безопасные условия труда при выполнении грузовых операций. Тем не менее, новые краны имеют ряд положительных отличий технических характеристик по сравнению со старыми. Суды учли показания главного инженера налогоплательщика о том, что без кранов платформа неработоспособна, поскольку она представляет собой комплексную установку, предназначенную для бурения скважин в открытом море, имеет соответствующее оборудование, как буровое, так и вспомогательное.

Суды признали, что палубные краны входят в состав более сложного недвижимого имущества, являются неотъемлемой частью этой недвижимости.

Судья ВС (307-КГ18-14515 от 24.09.2018) отметил: «налоговое законодательство не предусматривает возможность разделения одного инвентарного объекта на несколько, поскольку амортизация по амортизируемому имуществу начисляется в целом по объекту основных средств». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.

О применении застройщиком льготы по НДС

Т. М. Медведева, эксперт журнала

Подпунктом 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ 1 . Исключением являются услуги застройщика, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения. Налоговым кодексом это понятие уточнено. Данное уточнение допускает неоднозначное его толкование, что, естественно, вносит в налоговые правоотношения определенный диссонанс.

Определимся с понятиями

Прежде чем анализировать налоговые нормы, напомним основные понятия, без которых не обойтись при рассмотрении обозначенного вопроса. Напомним, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины из других отраслей законодательства могут использоваться для целей налогообложения тогда, когда иное значение этих терминов не установлено в самом Налоговом кодексе. Как известно, порядок заключения договора участия в долевом строительстве регулируется положениями Федерального закона № 214-ФЗ. Подпункт 1 п. 4 ст. 4 данного закона гласит, что договор участия в долевом строительстве должен содержать определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией.

В силу ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме (или ином объекте недвижимости), строящемся (создаваемом) с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Названные объекты подлежат передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. При этом проектная документация согласно ст. 21 Федерального закона № 214-ФЗ должна содержать информацию:

– о количестве в составе строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), а также технические характеристики указанных самостоятельных частей в соответствии с проектной документацией (п. 5);

– о функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом (п. 6);

– о составе общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (п. 7). В пункте 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию 2 указано, что объекты строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

– объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов 3 ;

– объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения).

При этом к объектам производственного назначения на основании п. 1.3 Рекомендаций 4 относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства (в том числе в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и в связи, в строительстве, торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении), а также предприятия бытового обслуживания населения. А пункт 1.4 названного документа гласит, что объектом строительства считается каждое отдельно стоящее здание или сооружение, на строительство, реконструкцию или расширение которого составлен отдельный проект. На основании приведенных определений, пожалуй, можно утверждать, что объектом производственного назначения следует признать отдельно стоящее здание или сооружение, функционирующее в сфере материального производства.

С учетом этого нежилые (офисные и торговые) помещения, расположенные на первых этажах в многоквартирных жилых домах, в смысле изложенных положений гражданского законодательства в сфере строительства не подпадают под определение объекта производственного назначения. Кроме того, договор долевого участия возникает в случае, когда гражданин или юридическое лицо вносит денежные средства для строительства помещений жилого или нежилого назначения и общего имущества в многоквартирных жилых домах, и (или) ином объекте недвижимости, входящем в состав указанного многоквартирного дома, и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) также с привлечением денежных средств указанных участников долевого строительства. То есть договор долевого строительства возникает тогда, когда ведется строительство отдельных помещений как объектов гражданских прав в одном объекте.

При строительстве же объекта целиком (здание, сооружение) или объектов производственного назначения следует применять инвестиционное законодательство, а именно Закон об инвестиционной деятельности 5 и определенные нормы Гражданского кодекса (Постановление ФАС ПО от 24.05.2012 № А55-6409/2011). Иными словами, законодательство разграничивает сферы действия законодательных актов об инвестиционной деятельности и о долевом строительстве.

В частности, застройщиком при осуществлении инвестиционной деятельности может быть физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ст. 1 Градостроительного кодекса), тогда как застройщиком при долевом строительстве (в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ) может быть только юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основе полученного разрешения на строительство (Постановление ФАС ПО от 10.05.2011 № А06-5101/2010 6 ). Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что застройщик вообще не вправе заключать договор долевого строительства и привлекать денежные средства дольщиков для возведения объектов производственного назначения.

Льгота по НДС для застройщика

В части налогового законодательства ситуация складывается следующим образом. Согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги застройщика по договору участия в долевом строительстве не облагаются НДС. Из этого правила есть исключение – под данную льготу не подпадают услуги застройщика, связанные со строительством объектов производственного назначения. И указанная норма (до внесения в нее уточнения) практически беспрепятственно со стороны контролирующих органов позволяла застройщикам применять эту льготу в отношении объектов долевого строительства в виде нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, что отчасти обусловлено п. 1 ст. 11 НК РФ, в силу которого понятие объекта производственного назначения трактовалось исходя из вышеприведенных определений.

В последствии Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ был дополнен абз. 2, уточняющим, что следует понимать под объектами производственного назначения для целей налогообложения. В частности, таковыми в соответствии с внесенным дополнением признаются объекты, предна­значенные для использования в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Как видим, данное уточнение не конкретизирует, о каком именно производственном объекте здесь говорится: расположенном отдельно или являющемся неотъемлемой частью многоэтажного жилого дома – нежилом помещении на первых этажах многоэтажного жилого дома (например, офисе, магазине, медицинском центре и т. д.).

Новым абзацем, по сути, лишь установлен критерий, которым налогоплательщику должно руководствоваться при квалификации того или иного объекта долевого строительства в качестве производственного объекта для целей применения льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Иными словами, по замыслу законодателей определяющим фактором при решении вопроса о применении указанной налоговой льготы является то, для каких целей используется этот объект, а не где и как он расположен.

То есть тот факт, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирного дома (бесспорно представляющие собой объект долевого строительства) и не входящие в состав общего имущества (в силу положений Федерального закона № 214-ФЗ), не являются отдельно расположенным объектами недвижимости для целей применения рассматриваемой льготы, в настоящий момент не играет абсолютно никакой роли. Что, в общем, справедливо, поскольку порядок налогообложения и возможность применения налоговых преференций должны определяться прежде всего экономическим содержанием операции, а не зависеть от формулировок определений, приведенных в смежных отраслях права. Именно это обстоятельство, по всей видимости, позволило официальным органам определиться с порядком применения вышеназванной нормы, предусматривающей возможность освобождения от НДС, в отношении нежилых помещений, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Это интересно:  Мальцев адвокат

Забегая немного вперед, отметим: и Минфин, и ФНС выпустили разъяснения, в которых высказали единый подход к решению обозначенной проблемы.

Эволюция позиции чиновников

Вопрос о порядке применения застройщиком льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, неоднократно становился предметом изучения контролирующих органов. Изначально Минфин высказывал мнение, что услуги застройщика, оказываемые по договорам долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, имеющего встроенные торгово-офисные помещения, кафе и подземную стоянку, предусмотренные планировкой такого дома, подлежат освобождению от обложения НДС (Письмо от 24.05.2011 № 03-07-10/09), уточняя при этом следующее: пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ применяется в отношении договоров участия в долевом строительстве, предметом которых являются многоквартирные жилые дома, в том числе имеющие встроенные офисные (нежилые) помещения и подземную автостоянку, предусмотренные планировкой этих домов.

Вознаграждение за услуги застройщика, оказываемым при таком строительстве, по мнению финансового ведомства, подлежит освобождению от обложения НДС в полном объеме (Письмо от 27.07.2011 № 03-07-10/13).

Кроме того, Минфин подчеркнул: НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых при строительстве офисных помещений (полагаем, речь в данном случае идет о строительстве так называемых бизнес-центров), исчисляется в общеустановленном порядке. Иными словами, до внесения в названную норму уточнения финансисты распространяли ее действие в полном объеме на застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов со встроенными офисными и торговыми помещениями.

В то же время дополнивший пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ абзац, на наш взгляд, нельзя расценивать как некое откровение для целей применения данной нормы. Собственно, и раньше было ясно, что в качестве объекта производственного назначения в смысле упомянутого подпункта надо было рассматривать объект, который используется в предпринимательской деятельности в целях извлечения дохода, то есть в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Однако отсутствие в рассматриваемой норме абз. 2, а также п. 1 ст. 11 НК РФ в совокупности с приведенными выше положениями гражданского законодательства, по всей видимости, способствовали тому, что чиновники демонстрировали по отношению к налогоплательщикам определенную лояльность.

В настоящее время Минфин по понятным причинам придерживается в отношении рассматриваемого вопроса иного мнения, отличного от того, что было высказано ранее. Суть разъяснений финансистов такова. Объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, которое передается участнику долевого строительства и входит в состав указанного дома или объекта недвижимости (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ). Льгота, установленная пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется только на услуги застройщика, которые предусматривают в рамках договора долевого строительства передачу его участнику жилых помещений в многоквартирном доме, тогда как в части стоимости услуги застройщика, оказыва емой при строительстве нежилых помещений в многоквартирном доме, освобождение от обложения НДС не применяется (письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-07-10/17, от 26.06.2012 № 03-07-15/67, от 14.02.2012 № 03-07-10/03).

При этом финансисты отмечают, что данный вывод справедлив в ситуации, когда эти нежилые помещения передаются дольщикам для дальнейшего их использования в сфере материального производства. В Письме ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/[email protected] 7 также содержится вывод, что услуги застройщика при передаче таких нежилых помещений не подпадают под действие налоговой льготы, установленной в пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Заметим, названое письмо практически слово в слово дублирует разъяснения коллег из финансового ведомства.

Принимая во внимание единую точку зрения контролирующих органов в отношении рассматриваемого вопроса, застройщик теперь может точно просчитать последствия своих действий. Здесь также уместно отметить следующее. Несомненно, прежняя позиция Минфина относительно порядка применения пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ была более лояльна по отношению к застройщикам, тогда как нынешние разъяснения даны отнюдь не в их пользу.

Поэтому застройщикам необходимо обратить на них пристальное внимание. Также им, возможно, придется внести поправки в расчеты по НДС, поскольку абз. 2 названного подпункта, послуживший, по сути, отправной точкой для изменения позиции чиновников, действует с 1 октября 2011 года. Впрочем, каких-либо указаний на этот счет в упомянутых выше письмах не содержится. В то же время, полагаем, застройщикам целесообразно заранее узнать позицию по данному вопросу налогового органа по месту их регистрации.

Внимание: есть исключение

Несмотря на смену позиции в части применения застройщиком при строительстве многоквартирных домов со встроенными офисными и торговыми помещениями упомянутой льготы по НДС, Минфин все же не настаивает на неправомерности ее применения в отношении абсолютно всех нежилых помещений, возводимых при строительстве многоквартирных домов.

В частности, в письмах от 04.05.2012 № 03-07-10/10, от 23.03.2012 № 03-07-10/06 финансисты пришли к выводу, что услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, которые предусматривают передачу физическим лицам машино-мест в подземной автостоянке для личных (или семейных) нужд, не облагаются НДС. И подобное разграничение Минфином нежилых помещений – на те, что предназначены для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и те, что будут использованы в личных, семейных нуждах, – свидетельствует о том, что не месторасположение помещения, а его дальнейшее предназначение определяет порядок применения льготы по НДС (что лишний раз подтверждает мнение автора, высказанное на этот счет).

Кто может получить льготы по налогу на имущество и не платить налог, как правильно оформить льготы, образец заявления на льготу, перечень документов, которые нужно предоставить.

Как платить налог на имущество физических лиц смотрите по ссылке. На нашем сайте мы привели порядок расчета налога налога на имущество, а также указали какие применяются ставки по налогу на имущество. Некоторые категории граждан от налога на имущество освобождены и платить его не обязаны. Они имеют право на льготы по налогу на имущество. Такое право есть только у собственников недвижимости, облагаемой налогом. Например, квартира принадлежит студенту. Но в ней прописана и проживает его бабушка — льготница. Льготы по налогу на имущество по этой квартире не будет. Студент не имеет права на льготу. А его бабушка, которая могла бы льготу получить, не является собственником квартиры.

Перечень лиц, которые имеют право на льготы по налогу на имущество, дан в статье 407 Налогового кодекса (часть вторая). Местные власти вправе его расширить или дополнить. Сократить этот перечень они права не имеют. Поэтому льготы по налогу на имущество делят на федеральные (применяются на всей территории России) и местные (применяются лишь в тех регионах, где они установлены местными властями).

СОДЕРЖАНИЕ

Кто вправе получить льготы по налогу на имущество

Право на льготу имеют только те, кто платит налог — то есть собственники квартиры или другой недвижимости. Если собственник квартиры или дома не имеет право на льготу, а те кто в ней проживает — имеют, льгота не предоставляется. Например, собственник не является инвалидом (не имеет право на льготу). Но в квартире постоянно проживает инвалид I группы (он имеет право на льготу). В этой ситуации собстениик получить льготу по налогу на имущество не может. Он не является льготником, а льготник не является собственником квартиры.

От налога на имущество освобождают:

1) Героев Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лиц, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства (вне зависимости от группы);

4) участников гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветеранов боевых действий;

5) лиц вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лиц, принимавших непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) членов семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родителей и супругов военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) лиц, осуществляющих профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

Это интересно:  Налог на продажу квартиры по дарственной

15) лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Как применять льготы по налогу на имущество

Льгота предоставляется только в отношении следующих видов имущества:

  • квартиры или комнаты;
  • жилого дома;
  • помещения или сооружения;
  • хозяйственного строения или сооружения (площадью до 50 кв. м для каждого из них на участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства);
  • гаража или машино-места.

Если у вас есть недвижимость, которая не завершена строительством, то получить льготу по ней вы не сможете. Такого вида имущества в льготном перечне нет. Кроме того, льгота не предоставляется по имуществу, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб.

Льготу по налогу на имущество можно получить лишь в отношении одного объекта каждого вида. По какому именно объекту получить льготу — вы выбираете самостоятельно.

Пример
В собственности пенсионера, который имеет право на льготу по налогу на имущество, находятся:
— две квартиры;
— четыре жилых дома;
— два гаража.

Пенсионер вправе получить льготу по налогу на имущество в отношении:
— одной квартиры (какой именно — он выбирает самостоятельно)
— одного жилого дома (какого именно — он выбирает самостоятельно)
— одного гаража (какого именно — он выбирает самостоятельно).

Дополнительные льготы по налогу на имущество

Как мы сказали выше налог на имущество физических лиц является местным налогом. Поэтому местные власти того региона, где он установлен, имеют право вводить свои, дополнительные льготы по налогу. В разных регионах — они разные. В некоторых (например, Москве) их вообще нет. А на территории, например, г. Волгограда могут не платить налог многодетные родители при условии, что они проживают совместно с детьми. Поэтому если вас нет в федеральном списке льготников (его мы привели выше) нужно смотреть местный закон, которым налог на имущество введен на той территории, где расположен соответствующий объект (дом, квартира и т. д.).

К слову сказать, например, в Москве Законом никаких льгот по налогу на имущество не установлено. При этом они есть в Решении Моссовета от 28.06.1993 «О дополнительных льготах по налоговым платежам для отдельных категорий жителей Москвы». Этот документ действует и в настоящее время не отменен. Но факт отсутствия льгот в Законе дает основание налоговикам утверждать, что упомянутый документ в Москве не применяется.

Внимание!

Узнать про все льготы по налогу на имущество физических лиц, которые действуют в вашем регионе, вы можете через наш сервис «Льготы по налогам». Достаточно выбрать свой регион и год который вас интересует. Сервис покажет кто и на каких условиях вправе применить региональные и местные льготы по налогу.

Как получить льготу по налогу на имущество. Документы на льготу

Чтобы получить льготу вам нужно обратиться в любую налоговую инспекцию. Лучше всего в ту, где находится имущество, облагаемое налогом. Для этого в инспекцию направляют заявление. В нем следует указать, что вы имеете право на льготу (привести по какому основанию) и указать данные по имуществу, которое будет льготироваться (его наименование, адрес и т. д.). К заявлению нужно приложить копии всех документов, которые подтверждают ваше право на льготу (например удостоверения участника ВОВ). Заявление и все документы вы вправе отнести в инспекцию лично или направить письмом по почте (желательно заказным с уведомлением о вручении). Образец заявления на льготу по налогу на имущество и рекомендации по его заполнению смотрите по ссылке.

Если у вас несколько объектов по одному виду имущества (напримерт, три квартиры или два гаража), то вы можете выбрать, по какому из них заявить льготу. Для этого в любую налоговую инспекцию подайте специальное уведомление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/280. Уведомление подайте до 1 ноября года, начиная с которого будет применяться льгота. Вы вправе изменить свой выбор. Для этого сдайте налоговикам уточненное уведомление. Но это нужно сделать также до 1 ноября. Если вы не сделали выбор, то льготу по налогу дадут на тот объект, по которому сумма налога будет максимальной.

Пример
У пенсионера есть в собственности две квартиры. Налог по ним считают из кадастровой стоимости. Она составляет:

— квартира № 1 – 6 350 000 руб.;
— квартира № 2 – 4 320 000 руб.

Пенсионер вправе получить федеральную льготу на одну квартиру. Он выбрал квартиру № 1, так как ее стоимость выше, а значит, налог – больше. Для получения льготы по текущему году по квартире пенсионер должен подать в налоговую инспекцию уведомление о выборе объектов налогообложения.

Перечень документов, которые подтверждают ваше право на льготу по налогу на имущество смотрите в таблице:

Платят ли пенсионеры налог на имущество и какие на него льготы в 2017 году?

Граждане Российской Федерации, имея в собственности недвижимость, обязаны вносить за нее плату, согласно расценкам, регламентированным Налоговым Кодексом. Поскольку величина платежа составляет существенную часть месячного пенсионного обеспечения, лицам преклонного возраста сложно выделить из семейного бюджета эту сумму. С целью оказания финансовой помощи пенсионерам, правительство освободило их от налогов, начисленных за пользование жильем.

Имеют ли право пенсионеры на получение льгот по имущественному налогу? Каким категориям пенсионеров они положены? Куда необходимо обратиться для их получения и какие документы предоставить? Постараемся ответить на эти вопросы в настоящей статье.

Категории граждан, имеющих право пользоваться льготой

Возможность экономии семейного бюджета на статье расходов, сформированной за счет налоговых начислений, рассмотрена в Налоговом Кодексе Российской Федерации. На региональном уровне разрабатываются и утверждаются нормативно-правовые акты, дополняющие нормы Закона, а также расширяющие его действие.

Льготой, связанной с освобождением от налогообложения на имущество, могут пользоваться пенсионеры при условии, если они относятся к категории граждан, выделенных государством за определенные заслуги или достижения:

  • участники военных действий;
  • обладатели наград и орденов;
  • инвалиды;
  • участники ликвидационных мероприятий по устранению последствий техногенных (радиационных) катастроф, а также пострадавшие от радиационных аварий;
  • военные пенсионеры;
  • семьи военных в случае их гибели в период выполнения должностных обязательств.

В компетенции региональных властей входит внесение изменений в список и его расширение. В случае, если пенсионер попадает под несколько регламентируемых разделов, то льготные возможности для него не увеличиваются. Он может использовать преимущество только по одному пункту, позволяющее сэкономить на налогах, начисленных на один объект.

Пример. Ф.Г. Василевич имеет в собственности двухкомнатную квартиру и небольшой садовый домик на дачном участке. Он является пенсионером по выслуге лет, вышедшим на пенсию в 1995 году. Ф.Г. Василевич также участвовал в боевых действиях в Афганистане. Согласно льготному списку, он может рассчитывать на освобождение от налоговых обязательств. Ввиду значительно превышающего налога за квартиру, ему следует оформить ее как объект применения льготы. За садовый домик он должен уплатить налог в соответствии с общим порядком

Объекты, на которые распространяется льгота

Действие нормативно-правового акта об освобождении от налоговых обязательств распространяется на объекты недвижимости, находящиеся в собственности пенсионеров. К ним относятся:

  • квартиры;
  • комнаты;
  • дома, относящиеся к категории жилых;
  • помещения и сооружения, предназначенные для профессиональной деятельности;
  • хозяйственные постройки, расположенные на землях, предназначенных для садово-огороднических работ, при условии, если их площадь не превышает 50 квадратных метров;
  • гаражи;
  • машиноместа.

Пенсионеры, владеющие дорогой недвижимостью, кадастровая стоимость которых превышает 3 млн рублей, должны уплачивать налоги в соответствии с общим порядком, регламентируемым Налоговым Кодексом. Налогообложению по общей схеме подлежат объекты, не учтенные регламентируемым льготным списком.

Условия применения льгот

Пенсионеры могут быть освобождены от уплаты налогов, при условии, если недвижимые объекты:

  • находятся в собственности налогоплательщика;
  • не используются в предпринимательской деятельности.

Представители уполномоченных органов, рассматривая вопрос об актуальности применения льготы, не учитывают количество оснований для ее применения. Нормативно-правовые источники регламентируют возможность освобождения от налоговых обязательств только по одному объекту. Вся остальная недвижимость подлежит налогообложению в соответствии с общими правилами.

В собственности пенсионеров часто находятся несколько объектов, которыми могут быть квартира, дача или гараж. Льгота может быть применена только к одной недвижимости, выбрать которую пенсионер вправе самостоятельно.

Как оформить льготу?

Освобождение от налоговых обязательств пенсионеров происходит по умолчанию. Однако, при наличии нескольких объектов налогообложения, пенсионер вправе выбрать самостоятельно объект, который, по его мнению, наиболее подходящий, поскольку сэкономит ему больше средств. Если налоговый орган самостоятельно выбирает недвижимость для освобождения от обязательств, в первую очередь учитывается имущество, к которому применяется максимальная сумма налога. Поэтому, налогоплательщик ничего не теряет

В случае, если по какой-то причине, гражданин желает осуществить самостоятельный выбор объекта, ему следует оформить заявление соответствующего содержания, приложить к нему копию документов, подтверждающих право пенсионера пользоваться льготой, и подать их на рассмотрение представителям Налоговой Службы. Комплект документации состоит из справки о размере пенсии и свидетельства о праве собственности на недвижимость.

Документы о выборе объекта, планируемого для освобождения от налоговых обязательств, должны быть поданы в уполномоченный орган в срок до 1 ноября года, который идентифицируется налоговым периодом. После этой даты произвести изменения в номенклатуре имущества, за которое нужно оплачивать налог и объекта, освобождаемого от него, будет невозможно.

Для оформления льготы, связанной с освобождением пенсионера от налоговых обязательств, следует обратиться к представителям уполномоченных органов для выбора объекта, налог за который не будет насчитываться в налоговый период. Не все граждане пенсионного возраста могут воспользоваться таким преимуществом. Перечень лиц регламентирован Налоговым кодексом и региональными правовыми актами и включает в себя граждан с инвалидностью, пенсионеров, а также субъектов, которые внесли весомые вклады в развитие отдельных отраслей государства.