Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий
Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий
Е.В. Андреева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в доходах бюджетов учитывается, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование — учредители унитарных предприятий выступают в качестве собственника имущества унитарного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, и части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной от использования данного имущества.
В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, признаваемые дивидендами в соответствии с законодательством иностранных государств.
Таким образом, часть прибыли, перечисленная государственными и муниципальными предприятиями в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не рассматривается в качестве полученных дивидендов и, следовательно, не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.
При реализации и сдаче в аренду государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Согласно ст. 247 и 248 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Определения понятий «доходы от реализации» и «внереализационные доходы» даны в ст. 249 и 250 НК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Поименованный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает средства от продажи унитарным предприятием имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
В связи с вышеизложенным средства, полученные от реализации имущества государственными и муниципальными предприятиями, являются доходом унитарного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Учитывая, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное или хозяйственное ведение, признается амортизируемым, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации подобного имущества определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами налогоплательщика, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, установленных в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ при заключении договора аренды должны быть определены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.
Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию государственного имущества, сданного в аренду, должен осуществлять арендодатель, то вышеуказанные затраты учитываются у арендодателя при определении налогооблагаемой прибыли.
При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Кроме того, налогоплательщикам следует иметь в виду, что дополнениями, внесенными ст. 5 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 42 БК РФ, предусмотрено, что указанные в этом пункте ст. 42 настоящего Кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Одними из перечисленных в ст. 42 БК РФ доходов являются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Как вести налоговый учет в унитарном предприятии (МУП, ГУП)
Андрей Кизимов действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук
- Налог на прибыль
- НДС
- Налог на имущество
- УСН
Унитарные предприятия начисляют и платят налоги так же, как и коммерческие организации, но есть особенности. Отличие связано с тем, что собственники МУП и ГУП – это государство, регионы или муниципальные образования (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). Например, по-особому учитывают поступления от учредителя и некоторые другие доходы.
Налог на прибыль
Чтобы правильно и своевременно формировать данные для налога на прибыль, налоговый учет в унитарном предприятии ведите по общим требованиям статьи 313 Налогового кодекса РФ. Данные этого учета должны отражать:
- как предприятие признает доходы и расходы;
При расчете НДС в унитарном предприятии учтите такие особенности:
Налог на имущество
Унитарные предприятия платят налог на имущество:
Государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе применять упрощенку, несмотря на то что их уставные капиталы полностью принадлежат государству. По общему правилу перейти на УСН нельзя, если доля участия других организаций в уставном капитале более 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако это правило не действует на ГУП и МУП. Ведь собственники унитарных предприятий не организации, а государство и муниципальные образования.
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
неделимость передаваемого имущества;
наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
полученные кредитные и заемные средства;
начисленные суммы амортизационных отчислений;
осуществленные предприятием капитальные вложения;
полученные дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Налоговые системы унитарных государств
Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:
Налоговая система Франции
Для достижения целей, поставленных в данной главе, рассмотрим налоговые системы ряда унитарных государств мира. Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налогообложение в этой стране можно условно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль (доход); налоги на собственность.
Основным источником доходов бюджета Французской Республики в настоящее время служат косвенные налоги, а среди них наиболее важным является налог на добавленную стоимость (НДС), действующий во Франции с 1954 г. Применяются стандартная и пониженная ставки НДС — соответственно 18,6 и 5,5% (пониженная ставка применяется по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, грузовым и пассажирским перевозкам, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристическим и гостиничным услугам).
Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС, в их рамках от налогообложения освобождаются:
• Малые предприятия, если их оборот за финансовый год не превысил определенного законодательством порога. В этом случае они имеют право, применить льготу начиная с года, следующего за отчетным. Суммовой критерий периодически пересматривается в зависимости от экономической политики и уровня инфляции.
• Все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства, осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг).
• Банковская и финансовая деятельность.
• Услуги частных врачей и преподавателей.
• Сельское хозяйство и рыболовство.
• Государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.
Важным источником доходов бюджета также служат акцизы. Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.
К числу налогов на потребление относятся таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают помимо источника доходов бюджета важным инструментом экономической политики государства, направленной на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.
Среди прямых налогов наибольшую роль играют налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц. Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налоговой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию по которой каждое предприятие предоставляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательного расчета с бюджетом корпорация вносит квартальные авансовые платежи.
Ставка налога составляет 39% к сумме налогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие. Существуют и пониженные ставки, которые применяются к доходам от земельных участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих 5 лет.
Подоходный налог с физических лиц взимается со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов, как коммерческой деятельности, так и деятельности некоммерческого характера, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от источников за рубежом. Кроме того, подлежат обложению и доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Принципиальная особенность: обложению подлежит доход не физического лица, а семьи; если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18летнего возраста.
Ставки подоходного налога имеют прогрессивный характер — от О до 56,8%. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Законодательство Франции предусматривает необлагаемый подоходным налогом минимум, а также определенные вычеты из налогооблагаемой базы (например, целевые пособия на питание) и специальные скидки для слабо защищенных в социальном плане категорий населения — пенсионеров, инвалидов.
С начала 90х гг. XX в. дополнительно к подоходному налогу введены специальные социальные отчисления. Общее социальное отчисление, установленное для физических лиц-резидентов, составляет 2,4%.
Существуют специальные правила, регламентирующие налогообложение доходов, полученных от операций с собственностью — недвижимостью, движимым имуществом, ценными бумагами:
• прибыль от продажи недвижимого имущества включается в налогооблагаемый доход в год фактической продажи. Ставка налога зависит от срока, в течение которого недвижимость находилась в собственности продавца, и равняется нулю при сроке свыше 32 лет;
• с прибыли от операций с движимым имуществом взимается налог только в том случае, если прибыль получена по сделке, сумма которой превышает установленные критерии. При соблюдении этого условия могут быть применены три ставки налога в зависимости от категории имущества: 4,5,7% — для различных категорий предметов искусства и специальная ставка 7,5% — для сделок с драгоценными металлами;
• прибыль от операций с ценными бумагами, размер которой превышает установленный предел, облагается по ставке 16%.
Помимо подоходного налога на размер фактической оплаты труда работников оказывает влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения по которым служит фонд оплаты труда работников.
Отметим основные из них:
• социальный налог на заработную плату. Объект налогообложения — годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога имеют прогрессивный характер;
• налог на развитие профессионального образования. Объект налогообложения — годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога — 0,5% с надбавкой 0,1%;
• сбор на профессиональную подготовку. Если на предприятии более 10 сотрудников, то собственник предприятия обязан финансировать долгосрочную профессиональную подготовку своих сотрудников; на эти цели взимается специальный налог в размере 1,2% от годового ФОТ сотрудника. Если предприятие использует временную рабочую силу, то размер ставки возрастает до 2% годового ФОТ сотрудника. Кроме того, существует дополнительный сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника на профессиональную подготовку молодежи;
• сбор на строительство жилья. Объект налогообложения — годовой ФОТ сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставка налога — 0,65%. Кроме того, если на предприятии более 10 сотрудников, оно обязано участвовать в финансировании жилищного строительства в виде ссуд для своих работников или прямых инвестиций в строительство жилья.
Третьим крупным источником государственных доходов Франции являются налоги на собственность и имущество — здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы. Налог на собственность во Франции имеет прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
Следует отметить факт существования во французской налоговой системе (достаточно политкорректной) такого по своей сути дискриминационного налога, как налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, владеющим недвижимостью во Франции. Этим налогом по ставке 3% облагается недвижимость всех иностранных компаний, головной офис которых находится за пределами Франции, в то время как максимальная ставка налога на собственность для французских компаний — 1,5%.
Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:
• при сдаче в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный законодательством предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%;
• налог на транспортные средства, взимающийся с автомобилей, принадлежащих или используемых корпорациями — юридическими лицами (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя;
• налог на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне, за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами;
• регистрационный налог — налог, взимаемый при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество — от 13,4 до 15,4%; при создании компании — 1, при передаче доли участия — от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.
Достаточно развита во Франции и система местного налогообложения. Общий объем местных бюджетов достигает 60% бюджета страны.
Местные органы власти могут дополнительно вводить на своей территории следующие местные налоги и сборы:
• налог на уборку территорий;
• земельный налог на застроенные участки;
• земельный налог на незастроенные участки;
• налог на жилье;
• профессиональный налог;
• пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты;
• пошлину на содержание торгово-промышленной палаты;
• пошлину на содержание палаты ремесел;
• местные сборы на освоение рудников;
• сборы на установку электроосвещения;
• пошлины на используемое оборудование;
• налог на продажу зданий;
• пошлины на автотранспортные средства;
• налог на превышение допустимого лимита плотности застройки;
• налог на превышение предела удельной занятости площади;
• налог на озеленение.
Местные органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их компетенции, при формировании бюджета на следующий год, однако величина этих ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный центральными властями. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее.
Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу: стоимость государственной собственности; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; жилье — с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.
Налоговой базой по налогу на незастроенные участки является 80% от кадастровой арендной стоимости незастроенного участка — полей, лесов, болот, участка под застройку. От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности, временно могут быть освобождены также территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства.
Налог на жилье платится собственником жилья или его арендатором. Малообеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога за объект жилья по месту основного проживания.
Профессиональный налог вносится лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой.
Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих показателей:
• арендная стоимость недвижимости, используемой налогоплательщиком для целей осуществления своей профессиональной деятельности;
• процент заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).
Налоговая база умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти. При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение размера данного налога — его рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости.
Правительство Франции приняло решение отсрочить реформу налога на прирост капитала, которая призвана защитить местные компании от поглощения их иностранными. Данная реформа была запланирована на 2006 г. В соответствии с ней налог на прирост капитала от продажи акций будет постепенно снижаться в зависимости от срока владения акциями. Кроме того, правительство Франции планирует пересмотреть линию на отказ от налоговых льгот и восстановить ряд налоговых льгот.
Налоговая система Бельгии
Высокая роль косвенного налогообложения характерна и для Бельгии. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость 21%, существуют и пониженные ставки: 12% — при строительстве жилых домов, а также 7% — на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес. От обложения НДС освобождены банки, страховые компании, услуги юристов, учителей, врачей и больниц, а также международные перевозки, поставки самолетов и судов. Акцизы в Бельгии взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, а также с наружной рекламы и игорного бизнеса.
Существует также и группа налогов, взимающихся с собственности, — транспортных средств и недвижимости. Одни из них взимаются в момент перехода собственности от одного владельца к другому, например налог на наследство и дарения, регистрационный налог. Другие же налоги, связанные с собственностью, например местный налог на автотранспортные средства, взимаются со всех граждан, обладающих подобной собственностью.
Ставки налога на наследство и дарения для прямых наследников составляют от 3 до 30%; для прочих категорий наследников — от 20 до 80%. Регистрационный налог взимается при оформлении продажи или аренды земли и строений. Стандартная ставка налога — в размере 12,5%, для маленьких земельных участков и строений предусмотрены льготы — в размере 0,2% от стоимости сделки. Налогом на регистрацию транспортных средств облагаются все транспортные средства, включая автомобили, яхты, самолеты и т. д., при их постановке на государственный учет; ставки налога различаются в зависимости от категории транспортного средства и даты его выпуска. Местный налог на автотранспортные средства взимается со всех владельцев автомобилей. Поступления от него предназначены на содержание общественных магистральных дорог. Расчет налога производится исходя из мощности двигателя — для легкового автомобиля или грузоподъемности — для грузового автомобиля.
Следующая группа налогов — это налоги на доходы. Государственный подоходный налог с физических лиц взимается как с резидентов — в части доходов, полученных в Бельгии и за рубежом, так и с нерезидентов — в части доходов, полученных в Бельгии. Налог взимается с поступлений, полученных от имущества, ценных бумаг, прочих источников, а также заработков — за вычетом сумм расходов и льгот социального характера. Он имеет прогрессивный характер и варьируется в зависимости от размера дохода. Минимальная ставка — 25%, максимальная — 55%.
Помимо государственного подоходного налога с той же налоговой базы взимаются также муниципальный подоходный налог по ставке, составляющей 610% от общенациональной ставки, и 3%ный кризисный взнос.
Бельгийская подоходная налоговая система практикует обложение доходов семьи, т. е. доходы жены и мужа складываются при определении применяемой налоговой ставки. Законодательно предусмотрены две льготы: если оба члена семьи получают доходы от профессиональной деятельности, то сумма, полученная супругом с меньшим доходом, облагается отдельно; если только один из супругов имеет профессиональный доход, то 30% этого дохода.
Налог на прибыль корпораций взимается со всех компаний, являющихся юридическими лицами по законодательству Бельгии или имеющих органы управления на территории этой страны. Из налогооблагаемого дохода компания имеет право вычесть все издержки по производству и реализации данного продукта. Стандартная ставка — 39%, однако предусмотрен и ряд других ставок. Кроме того, в Бельгии дополнительно взимается 3%ный кризисный сбор с компаний.
Отметим теперь несколько важных особенностей налогообложения прибыли корпораций и физических лиц в Бельгии:
• налог на прибыль корпораций сокращается на 25%, если прибыль ввезена в страну из-за границы и облагается налогами в стране ее получения;
• с доходов физических лиц-нерезидентов взимается налог на нерезидентов — по дополнительной 6%ной надбавке к эффективной ставке подоходного налога;
• прибыль юридических лиц, не имеющих в Бельгии постоянного представительства, учреждений иностранных правительств и других категорий нерезидентов облагается по ставке 43%;
• включаются в себестоимость для целей налогообложения комиссионные, премии, гонорары, выплаченные компанией, если их получатели известны. Если же имена получателей денежных средств не разглашаются, то данные расходы, относясь на издержки, облагаются специальным налогом в 200%.
Реформирование системы налогообложения, которое проведено правительством Бельгии в последние годы, было направлено на снижение налога на прибыль, а также привлечение иностранных инвесторов. Реформа также затронула холдинги. По законам Бельгии, при определенных условиях почти вся сумма получаемых резидентной компанией дивидендов освобождается от корпоративного налога, что позволяет использовать бельгийские компании в качестве холдингов. Согласно новому закону, освобождение не может быть применено, если дочерняя компания имеет в стране ее регистрации более выгодный налоговый режим, чем бельгийский, т. е. ставка налога на прибыль менее 15%. Данное положение, однако, не относится к странам — участницам Европейского союза.
Налоговая система Японии
Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии.
Для нее характерны следующие особенности:
• сравнительно невысокий по сравнению с другими промышленно развитыми странами совокупный уровень налогового бремени. Например, доля налогов в национальном доходе Японии — 26%, тогда как в Великобритании — 40%;
• общая ориентация налоговой системы на прямые налоги в отличие от преимущественной роли косвенных, что присуще большинству промышленно развитых стран;
• высокое бюджетное значение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль корпораций;
• последовательное проведение политики экономического стимулирования посредством предоставления налоговых льгот;
• щадящий режим налогообложения крупных корпораций.
Более 64% всех налоговых доходов Японии образуется за счет государственных налогов, что характеризует финансовую мощь федерального правительства и сравнительно малую финансовую базу нижестоящих органов власти. В отличие от стран Европы наибольший доход государству в Японии приносят налоги на доходы — налог на прибыль корпораций и налог на доходы физических лиц.
Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций; надо, однако, отметить и факт существования в налоговой системе Японии пониженной льготной ставки по данному налог для малого бизнеса. Налогооблагаемая база — прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений.
Еще более велико для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля которого в объеме доходов национального бюджета страны в разные годы составляла от 35 до 42%. Средства от этого налога поступают также в бюджеты всех трех уровней. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на 10 категорий: проценты по вкладам; дивиденды; доходы от недвижимости; доходы от предпринимательской деятельности; заработная плата; бонусы; выходные пособия, пенсии; случайные доходы; смешанные, разносторонние доходы; доходы от капитала.
Большинство из этих категорий имеют налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов (кроме процентов и дивидендов). Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий в настоящий момент 3200 иен в год.
В деловой практике Японии часто возникает вопрос, не слишком ли высокое налоговое бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы. Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» — необлагаемый минимум дохода налогоплательщика (350 тыс. иен) и аналогичная льгота на супругу (супруга) и на каждого иждивенца. Кроме этого, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования, имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии предоставляет 5 льгот и освобождений при расчете налоговой базы для каждого налогоплательщика.
Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок: базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д. Следствием является то, что необлагаемый минимум для семьи из 4 человек в Японии гораздо выше, чем в США, ФРГ, Англии, Франции.
Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узкоспециальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, которые введены в налоговую систему по ряду важных причин.
Основными из них являются следующие:
• С целью справедливого налогообложения доходов разных категорий населения введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения скидки — поставить в равное положение для целей налогообложения лиц наемного труда, с одной стороны, и предпринимателей, с другой стороны, так как последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения. Такой возможности лица наемного труда до введения этой скидки были лишены, а это несправедливо с точки зрения Налогового управления Японии. На практике при использовании этой скидки налогооблагаемая подоходным налогом база подлежит уменьшению на 28,6%.
• Ряд специальных инструкций позволяет также разделить для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения служит доход за вычетом всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешается вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме этого, были разрешены «вычеты» — специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена — на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Имеется также ряд других льгот, учитывающих двойственный характер дохода предпринимателя от его непосредственного труда и дохода как собственника.
• Разносторонние доходы и доходы от капитала также имеют специальные налоговые льготы. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьшается на 400 тыс. иен в год, если стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен при условии, что стаж работы превышает 20 лет. Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено какими-либо специфическими политическими целями.
• В налоговой системе Японии не денежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и рыночной стоимостью аренды этого жилья), предоставляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще, либо лишь частично облагаются налогом.
• Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует семьи, где работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, а семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя, нежели семьи, где два супруга работают.
Налоги на имущество в Японии как юридические, так и физические лица уплачивают по единой ставке. В большинстве случаев она составляет 1,4% от стоимости имущества. Большое внимание уделено в Японии и налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Имеются две главные предпосылки для обложения наследств и дарений. Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более эквивалентному распределению ресурсов. Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета.
Существует две основные формы обложения передаваемой собственности дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существует два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений. Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20% для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти надбавки, не может быть выше, чем 75% фактической доли наследника.
Существуют 3 вида налоговых кредитов, которые предоставляются наследникам при наличии дополнительных условий:
• собственность, полученная в подарок наследником от умершего, включается в налогооблагаемую базу; одариваемый, однако, получает кредит в размере налога на дарения по такой собственности во избежание двойного налогообложения. Это налоговый кредит по налогу на дарения;
• если наследнику менее 20 лет, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен за каждый год наследника, недостающий до 20. Аналогично, если наследник страдает какими-либо заболеваниями или имеет инвалидность, что отражается на его трудоспособности, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен (120 тыс. иен в случае полной утраты трудоспособности) за каждый год до 70 лет (пенсионный возраст);
• по налогу на дарения при обложении собственности, полученной в дар в течение календарного года, существует базовое освобождение от налога, т. е. не облагаются налогом подарки, полученные одариваемым, если стоимость этих подарков, полученных в течение одного календарного года, не превышает 600 тыс. иен.
Стоимость собственности, переходящей от одного владельца к другому, при таких формах передачи, как наследство или дар, оценивается или по текущим рыночным ценам, или по цене приобретения. Из налогооблагаемой базы исключается собственность, приобретенная от родственников для получения образования и проживания, и собственность, завещанная благотворительным, религиозным, научным и другим государственным и общественным организациям.
Дополнительно к основному освобождению собственность стоимостью до 20 млн. иен, переданная в подарок супругу, с которым даритель прожил вместе более 20 лет, освобождается от налога. Кроме того, если лица, частично или полностью утратившие трудоспособность, получают деньги, ценные бумаги, другую собственность по трастовому соглашению в пределах суммы 60 млн. иен, налог на дарения не взимается. Налоговые ставки применяются к каждой части налогооблагаемого наследства.
Косвенное налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость, взимаемым согласно методологии стран ОЭСР по ставке 5%, и акцизами.
Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд своих особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль над уровнем потребления товаров, которое государством не стимулировалось, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматривался как предназначенный главным образом для целей обеспечения налоговых поступлений. Второй особенностью косвенного налогообложения в Японии является налогообложение предметов роскоши. Это налогообложение в Японии производится посредством группы специальных налогов на продажу товаров, услуг, например налог на путешествия и т. д. Третьей особенностью является существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.
На протяжении последних лет налоговая система Японии подверглась существенной реформе. Целями проводимой реформы были объявлены реструктуризация японских корпораций и повышение их глобальной конкурентоспособности. Важным элементом реформы стало снятие ряда ограничений на создание холдинговых компаний и принятие решения о консолидированном налогообложении холдингов с 2002 г., хотя это решение и распространилось только на японские корпорации и дочерние компании, в которых японской корпорации принадлежит 100% акций. Для обеспечения поддержки экономического подъема на 2007/08 г. японские власти приняли дополнительные меры налогового льготирования.
К ним, в частности, относятся:
• продление льготы по налогу на прирост капитала для частных инвесторов фондовой биржи;
• меры, позволяющие инвесторам использовать убытки от продажи акций для вычета из доходов от других видов финансовой деятельности в 2009/10 финансовом году;
• увеличение лимита амортизационных отчислений до 100% от стоимости капиталовложений в оборудование;
• возможность снижения срока амортизации отдельных видов с 810 до 5 лет;
• дополнительные льготы для малых и семейных предприятий.
Представленный в этой главе краткий обзор налоговых систем унитарных индустриальных стран позволяет, прежде всего сделать вывод об их значительном разнообразии. Каждая страна осуществляет свою налоговую политику, решает задачи ее эффективности с учетом собственного опыта исторического развития, особенностей национальной экономики и традиций, взаимоотношений правительств, бизнеса и профсоюзов. Поэтому вопрос гармонизации налоговых систем является проблемой достаточно отдаленного будущего даже в рамках Европейского союза.
УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор
Назад | | Вверх