Лекция 2. Экспертиза основной образовательной программы дошкольного образования. Представление вариантов экспертных листов
Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Г.И.Малахова, заведующая кафедрой развития образовательных систем БРИОП
16 сентября 2014 года в Улан-Удэ в рамках проектно-экспертного семинара «Моделирование общественной экспертизы основных образовательных программ дошкольного и общего образования» с докладом «Экспертиза основной образовательной программы дошкольного образования. Представление вариантов экспертных листов» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Натальей Шадриной было отмечено, что основная образовательная программа образовательной организации должна соответствовать нормативным основам, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативно-правовым документам, регламентирующим участие в экспертизе программ общественными представителями.
Особое внимание было обращено на то, что ФГОС ДО предъявляет требования к структуре ООП, основанием которой является концепция культурно-исторического развития личности ребенка, системно – деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Интерес дошкольного сообщества вызвала экспертная карта оценки основной образовательной программы детского сада, которую можно использовать для самоанализа, или оценки внешнего наблюдателя в целях мониторинга и корректировки программ.
Эксперт акцентировала внимание на том, что стандарт для дошкольников является, прежде всего, «стандартом условий», оценка соответствия деятельности детского сада требованиям стандарта происходит на основе экспертизы условий, но никак не результатов, представленных в виде целевых ориентиров. Мониторинг детских достижений проводится с целью оптимизации образовательной деятельности, разработки индивидуальных образовательных программ, карт наблюдений, так как оценке подлежат все пять групп требований к условиям реализации программы.
Цели основной образовательной программы должны отражать не только цели ФГОС, но и цели, задачи и основные направления деятельности самой дошкольной образовательной организации. Основная образовательная программа должна быть рабочей, к ее реализации должна активно привлекаться общественность. Основное требование к качеству ДОО: создание образовательной среды, в которой ребенок может иметь право выбора деятельности. Образовательная деятельность с детьми может быть реализована в течение дня в различных вариативных формах. К сожалению, у педагогов присутствует «внутренний страх ограничений», не все педагоги могут развернуть ситуацию в пользу детской инициативы.
Большую трудность представляет проектирование образовательной среды, совместное планирование дня с детьми, предоставление времени для творческого самовыражения ребенка, соблюдение баланса между организованной и самостоятельной деятельностью ребенка, свободной игрой. Рамочное, «плавающее» планирование может реально изменить ситуацию, даст возможность «подхватить» детские инициативы, создать мотивацию, при разумном соблюдении баланса в деятельности, инициируемой воспитывающими взрослыми и детьми.
Неотъемлемой частью программы должно стать описание:
- психолого-педагогических условий;
- типа взаимодействия взрослых с воспитанниками;
- кадровые, материальные и финансовые ресурсы.
Галина МАЛАХОВА, Раиса КАРПОВА, аналитическая группа Республики Бурятия
Внутренняя экспертиза качества образовательной деятельности в современной дошкольной организации
Яценко Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева
Качественное образование – удовольствие не из дешевых. Это высказывание вдвойне справедливо для дошкольного образования. Строительство детских садов, оборудование их необходимыми материалами, подготовка квалифицированных кадров – все это требует многомиллионных инвестиций. Однако сегодня научно доказано, что каждый вложенный в качество дошкольного образования доллар через 30 лет приносит 12 долларов прибыли. Общеизвестно также, что качество дошкольного образования измеряется не только количеством вложенных в него финансовых средств. Главный импульс к развитию ребенок получает воспитателей, работающих в детском саду.
С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» государство впервые в истории российского образования берет на себя обязательство обеспечить качественное образование детей в дошкольных организациях. Инструментом поддержки качества выступает образовательный стандарт.
Безусловным достижением многолетних дискуссий и инициатив педагогического сообщества, органов государственной власти и общественности, предпринятых с целью поддержки развития качества дошкольного образования, привлечения внимания к существующим в нем проблемам, является юридическое упрочение его статуса, а именно официальное признание дошкольного образования как первого уровня общего образования (Закон «Об образовании в РФ», ст. 10. Далее – Закон).
Важнейшим результатом данного изменения следует назвать гарантию со стороны государства в части обеспечения качества дошкольного образования, реализуемого в образовательных организациях с использованием различных форм. При этом качество образования (в том числе и дошкольного) определяется Законом как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность … (п. 29, ст. 2 Закона). Как видно из определения, инструментом поддержания должного уровня качества, его измерения и оценки выступает образовательный стандарт.
Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)?
Это нормативный документ, включающий «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня … , утвержденных федеральным органом исполнительной власти…» (п. 6, ст. 2 Закона). Структура стандарта является сквозной и сохраняется в стандартах всех последующих образовательных уровней и ступеней. Она включает в себя три группы требований – к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы в учреждении; к результатам освоения детьми основной образовательной программы. Таким образом, стандарт описывает нормы качественного образования через систему требований.
На основе требований стандарта проводятся процедуры как внешней экспертизы качества дошкольного образования (лицензирование, государственный надзор), так и внутренней экспертизы (самообследование).
Для того, чтобы оценить образовательное качество и определить его уровень, необходимо сравнить реальное состояние образовательной деятельности в организации с требованиями-нормами, обозначенными в стандарте. Такое сравнение, а точнее нормативно-ориентированная диагностика, и последующая оценка могут проводиться специалистами извне, и тогда речь идет о процедуре внешней экспертизы, например, в форме лицензирования образовательной деятельности, осуществления федерального государственного надзора в сфере образования.
Диагностику и оценку качества дошкольного образования[1]. на основании требований стандарта могут самостоятельно проводить и специалисты, работающие в данной организации. В этом случае речь идет о внутренней экспертизе.
Для ее проведения необходимо выполнить ряд действий:
— преобразовать требования стандарта в очевидные (т.е. те, которые можно зафиксировать при помощи наблюдения, беседы, изучения документов и пр.) и измеряемые диагностические показатели;
— выбрать вариант измерения фиксируемых показателей (например, по наличию: да – нет; частоте проявления: никогда – редко – часто – всегда; интенсивности проявления: отсутствует – проявляется слабо – проявляется умеренно – проявляется ярко);
— продумать порядок начисления баллов и распределение диагностируемых объектов по заданным уровням (уровни могут быть: низкий – средний – высокий; для характеристики педагогической деятельности может использоваться вариант: начально-адаптивный – оптимально-продуктивный – стандартно-нормативный).
Для использования образовательного стандарта с целью внутренней экспертизы качества дошкольного образования, необходимо провести предварительную работу.
Проиллюстрируем на примере работу по предложенному алгоритму.
Выдержка из ФГОС ДО:
Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации … , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
1 шаг. Преобразование требований стандарта в наблюдаемые диагностические показатели.
а) в группе создано несколько функциональных зон;
б) каждая зона имеет ясные границы (отделена от другой) и хорошо оснащена (напр., зона для рисования расположена неподалеку от источника с водой, в пространстве зоны для строительства и конструирования находятся специальные полки, ящики для кубиков, конструктора и др.материалов);
в) зоны для спокойных и подвижных игр отделены друг от друга (напр., уголок для чтения не соприкасается с уголком для сюжетно-ролевых игр);
г) устройство и оборудование зон продумано таким образом, чтобы стимулировать самостоятельное использование детьми имеющихся в них материалов, самостоятельное осуществление различных видов деятельности (напр., промаркированные ящики; полки, не перегруженные содержимым; близкое расположение игровой зоны и места, где хранятся аттрибуты для игр);
д) в группе и на прогулочной территории имеется специальная мебель, приспособления для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальные стулья, пандусы и пр.);
е) специальная мебель для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет им включаться в игры, участвовать в мероприятиях вместе со всеми детьми в группе.
Данный этап работы является наиболее сложным и предполагает интенсивное обсуждение в команде сотрудников.
2 шаг. Выбор варианта измерения диагностических показателей.
Для сформулированных выше показателей возможным вариантом может быть измерение по принципу наличия – отсутствия.
Раздел, пункт стандарта
а) в группе создано несколько функциональных зон
б) каждая зона имеет ясные границы и хорошо оснащена
3 шаг. Определение порядка начисления баллов и отнесения их к уровням.
Наличие каждого диагностического показателя оценивается в один балл. Набранные баллы суммируются. Качество реализации раздела стандарта (или отдельных пунктов) рассчитывается по формуле: (N/ S) *100%, где N – число набранных баллов, S – общее количество диагностических показателей.
Осуществляя данную работу, важно помнить, что создание инструмента для оценки качества образовательной деятельности не является самоцелью; полученная при помощи него достоверная информация должна давать руководителю и сотрудникам организации ответ, какие конкретные действия следует предпринять для устранения выявленных недочетов и, соответственно, улучшения качества образовательной деятельности.
Рассмотренный нами вариант оценивания качества на основании требований стандарта применим к большинству позиций, изложенных в третьем разделе («Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования») и части позиций второго раздела ФГОС ДО («Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему»). Объективности ради отметим, что данный вариант является весьма трудоемким и предполагает наличие специальных компетенций для разработки диагностического инструментария, отвечающего требованиям валидности и надежности.
Итак, мы рассмотрели поддерживаемый государством подход к пониманию, диагностическому измерению и оценке качества дошкольного образования.
Качество дошкольного образования – универсальная категория, подразумевающая счастливое детство и успешную взрослую жизнь. Однако подходы к его определению, измерению и развитию могут быть разными.
Наряду с государственным подходом сосуществуют и другие весьма известные подходы, являющиеся достаточно отработанными и доказавшие свою эффективность. Они получили интенсивное развитие в зарубежном дошкольном образовании. В своих предшествующих работах мы неоднократно освещали наиболее интересные для российских специалистов аспекты прогрессивного зарубежного опыта, и прежде всего опыта ФРГ, почерпнутого в результате изучения широкого массива статистических данных, нормативной правовой и научной литературы, общения с немецкими коллегами. В данной статьемы кратко рассмотрим альтернативный государственному подход к пониманию качества дошкольного образования, развившийся в последние десятилетия в европейских странах и США. Для нас он представляет интерес как успешный вариант решения проблемы качества в дошкольных организациях, инициирующий работу по его развитию «снизу» — т.е. усилиями сотрудников образовательной организации.
В рамках данного подхода под качественным следует понимать такое образование ребенка в период дошкольного детства, которое обеспечивает его полноценное развитие – физическое, интеллектуальное, социальное – здесь и сейчас; закладывает предпосылки для успешного будущего обучения, построения профессиональной карьеры, личностного роста. Качественное дошкольное образование должно предоставлять ребенку шанс состояться и быть успешным в течение всех последующих этапов жизненного цикла.
Зарубежные ученые установили, что качество дошкольного образования на 50% зависит от внешних факторов и на 50% – от внутреннего фактора – качества педагогической работы воспитателя. Данное качество можно измерять, оценивать и улучшать, опираясь на специальные критерии.
В процессе длительных исследований зарубежные ученые установили, что позитивные эффекты детского развития, зафиксированные спустя несколько лет после окончания детьми дошкольных учреждений, в среднем на 50 % зависят от факторов, заданных извне, – материальных ресурсов, уровня подготовленности педагогического персонала, наполняемости групп, времени, отводимого воспитателям для подготовки к осуществлению непосредственно педагогической работы с детьми, размера внутренних и внешних помещений и площадей, используемых в педагогическом процессе и пр. (в отечественном варианте эти характеристики можно отнести к условиям реализации образовательной программы).
Оставшиеся 50 % относятся к так называемому внутреннему фактору – качеству педагогического процесса, т.е. образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно в организации. При этом речь идет не столько об образовательной программе, сколько о педагогической деятельности воспитателей – способах взаимодействия с детьми и родителями, наблюдении за детьми, документировании процессов, учете баланса интересов группы и каждого отдельного ребенка, используемых способах стимулирования инициативности детей, включение детей в процессы принятия решений и пр. [4]
Вышеперечисленные, а также другие характеристики качественной педагогической работы воспитателей легли в основу широко известного в ФРГ Национального каталога критериев качества, сформированного коллективом немецких ученых под руководством В.Титце.
Всего в Национальном каталоге представлено около 1500 критериев, сгруппированных в двадцати сферах качества. Назовем некоторые из них: распорядок дня, создание предметно-пространственной среды, обеспечение безопасности и гигиены, работа с родителями, адаптация ребенка к условиям детского сада, когнитивное развитие, речь и коммуникация, социально-эмоциональное развитие, движение, строительство и конструирование и т.д.
Критерии сформулированы в виде положений, детально описывающих деятельность воспитателя в ходе режимных моментов и организованных мероприятий. Авторы Национального каталога обращают особое внимание на то, что при помощи критериев прописан не минимальный стандарт качества, но лучшая профессиональная практика педагогической работы. Таким образом, в процессе соотнесения собственной деятельности с предложенными критериями воспитатель сможет не только поддерживать требуемый уровень качества, но также увидеть ориентир для его развития и совершенствования [5, 6].
Опыт, предложенный зарубежными коллегами, можно применять в работе отечественных дошкольных организаций при проведении внутренней экспертизы качества образовательной деятельности.
Системное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия, анализ соответствующих тематических источников указал на значимые характеристики системы дошкольного образования ФРГ, позволяющие использовать ее успешный опыт применительно к дошкольным образовательным организациям в России. К числу выделенных характеристик относятся: представленность в системе дошкольного образования организаций, имеющих различную форму собственности (государственную, общественную, частную), развернутая структура учредительства, функционирование в детских садах разновозрастных групп и др.
На основании проделанной аналитической работы, а также дискуссионных обсуждений со специалистами, работающими в системе дошкольного образования Красноярского края, из Национального каталога критериев качества педагогической работы был отобран ряд сфер качества; далее была проведена апробация критериев каждой из сфер в дошкольных организациях г. Красноярска и Красноярского края. Частично адаптированные критерии представлены нами в научно-методическом пособии, адресованном прежде всего для руководителей и сотрудников негосударственных дошкольных организаций, перед которыми сегодня особенно остро стоит проблема обеспечения качества педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника .
Приведем ниже некоторые критерии качества из сферы «Распорядок дня», п.3 «Планирование».
3.1 Воспитатель планирует распорядок дня таким образом, чтобы значимые повседневные события, рутинные действия (прием пищи, сон), активная деятельность были понятны детям благодаря их регулярности/повторяемости и постоянной последовательности.
3.2 Планируя виды деятельности, организуемые через значительные отрезки времени (например, музыкальные, художественные мероприятия), воспитатель также предусматривает в плане предварительное их обсуждение и подготовку с детьми.
3.3 Для детей раннего возраста воспитатель сообщает о планируемых мероприятиях, используя знакомые для них слова и короткие пояснения. Воспитатель повторяет свое сообщение несколько раз.
3.4 определяет порядок следования и длительность режимных моментов, а также мероприятий и проектов с учетом возраста и уровня развития детей.
Для детей раннего возраста воспитатель планирует неизменную последовательность режимных моментов. Воспитатель также учитывает при планировании, что длительность режимных моментов (например, времени умывания и сна) ото дня ко дню изменяется вместе с развитием детей. Воспитатель помнит о том, что планирование времени должно быть гибким.
3.5 Воспитатели дошкольного учреждения совместно обсуждают и договариваются о том, каким должен быть распорядок дня. Таким образом они обеспечивают согласование внутреннего и внешнего потенциала, которым располагает учреждение, с тем режимным временем, когда он может быть рационально использован. Обсуждение в команде также позволяет использовать во благо детей свои предпочтения, особые умения и др. личностные ресурсы.
3.6 Воспитатель своевременно учитывает в плане значимые события и ритуалы – дни рождений, праздники, экскурсии, встречу новых детей и выпускной праздник. Воспитатель учитывает при этом различные культурные традиции.
Воспитатель таким образом планирует особые события, чтобы дети раннего возраста смогли позитивно переработать сопровождающие то или иное событие интенсивные переживания, а также чтобы дети не испытали переутомления из-за длительности события.
3.7 В ходе планирования специально предусматривается участие детей в подготовке и проведении всех событий, происходящих в течение дня.
Воспитатель предусматривает в плане дополнительное время для некоторых дневных событий, чтобы дети раннего возраста смогли в соответствии со своим индивидуальным темпом принять в них участие, а при желании также включиться в их проведение.
3.8 Воспитатель предусматривает в плане несколько продолжительных временных отрезков для игровой деятельности, которую дети инициируют по своему желанию.
При планировании игрового времени для младших детей воспитатель учитывает возможности концентрации внимания и выдержки детей данной возрастной группы.
3.9 Планом предусмотрены ежедневные спокойные и оживленные виды деятельности внутри и снаружи помещения, данные виды деятельности постоянно сменяются.
3.10 Планом предусмотрены различные виды деятельности для одного ребенка, для малых и больших групп детей, а также для всей группы детей.
При планировании деятельности для детей раннего возраста воспитатель концентрируется на каждом отдельном ребенке и малых группах детей. Воспитатель также заботится о том, чтобы младшие дети могли наблюдать за деятельностью детей в большой группе, а также о том, чтобы они не переутомлялись.
3.11 Воспитатель планирует долгосрочные проекты и масштабные мероприятия таким образом, чтобы они естественно интегрировались в традиционный распорядок дня и дети могли принимать в них участие в соответствии со своими интересами.
3.12 Воспитатель заботится о том, чтобы предложить альтернативное занятие тем детям, которые не принимают участия в запланированных делах.
3.13 Воспитатель заботится о том, чтобы в то время, пока он предлагает соответствующее занятие для отдельных детей или для малой группы детей раннего возраста, остальная часть детей в группе также была занята.
3.14 Воспитатель регулярно отслеживает, насколько распорядок дня соответствует потребностям и интересам детей в группе.
Как мы видим, данные критерии являются наглядными и операциональными в плане организации последующей работы воспитателей над качеством образовательной деятельности.
Первым этапом данной работы является проведение внутренней экспертизы качества образовательной деятельности по предложенным критериям. Мы рекомендуем воспользоваться описанным выше алгоритмом работы, начав его со второго шага. В итоге может получиться, например, такой лист протокола самообследования.
Организация экспертизы примерных основных образовательных программ
Анастасия Вербицкая
Организация экспертизы примерных основных образовательных программ
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно- методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В ситуации большой вариативности основных образовательных программ выбор содержания образования в виде примерной ООП является серьезной управленческой задачей. Выбор должен осуществляться на основе предварительного изучения и профессионально-общественной экспертизы программы всеми участниками образовательного процесса, а завершаться – принятием решения о ее утверждении как общественной договоренности. При этом параметры и критерии выбора и экспертизы примерной ООП у разных участников образовательного процесса могут отличаться.
Правильность процедуры экспертизы определяется тем, насколько полно и грамотно проведены ее этапы:
— постановка цели и определение предмета проведения экспертизы;
— разработка процедуры проведения экспертизы;
— отбор экспертных организаций и формирование группы экспертов;
— организация экспертизы;
— сбор информации, полученной от экспертов;
— обработка, анализ и обобщение полученной информации
— принятие решения с учетом результатов экспертизы.
В дошкольном образовании программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей: младенческого возраста; раннего возраста; дошкольного возраста.
Новым при проведении экспертизы программ является оценка их содержания.
Содержание программ дошкольного уровня образования должно полностью соответствовать запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям должен соответствовать их целям, зависеть от возраста детей и реализовываться в определённых видах деятельности.
Содержание программы дошкольного уровня образования должны обладать достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Контролируемость содержания программы дошкольного уровня образования и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
Осуществление экспертизы предполагает тщательный отбор экспертов для ее проведения. Однако не каждый специалист, даже весьма авторитетный, может быть рекомендован в качестве эксперта. Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы.
Эксперт должен быть компетентным в предметной области, владеть методикой проведения экспертизы, обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также чувствовать тенденции развития оцениваемых явлений. Желательно, чтобы эксперт имел высокий общественный статус и был признан в своей профессиональной области.
Эксперт должен также владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями, например, креативностью, которая позволит осуществлять экспертизу программ не только по готовым критериям, но и проводить их исследование, выявляя скрытые, еще не явные смыслы. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности, ее последствий для развития образования.
Значимой для эксперта характеристикой является также оптимальное сочетание его качеств как научного и практического работника. К ним относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых вопросов, к их объективной всесторонней оценке, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем и достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую информацию.
При проведении экспертизы рекомендуется сочетать два метода: метод групповых и метод индивидуальных экспертных оценок.
Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования:
Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования.
Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.
Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.
Документ включает методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольной образовательной организации по разработке на основе ПООП основной образовательной программы детского сада.
Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы, обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.
Итак, процедура экспертизы ПООП ДО проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы; разработки процедуры проведения экспертизы; отбора и формирования группы экспертов.
2. Первый этап проведения экспертизы. Включает задачи: сбора информации, полученной от экспертов; анализа и обработки информации, полученной от экспертов.
3. Второй этап принятия решения по результатам экспертизы. Осуществляется обобщение собранной информации, выработка и принятие решения.
Таким образом, принцип поддержки разнообразия детства, являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования. Достижение реальной вариативности гарантировано, т. к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования. Все используемые сейчас программы дошкольного образования, включая парциальные, прошедшие экспертизу, могут использоваться организацией целиком или частями, в виде образовательных модулей.
Список использованных источников
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 “Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ”
2. Екимова С. Б. Проблемы формирования основной образовательной программы школы. / С. Б. Екимова, Ю. С. Захир, С. В. Павлючик. // Журнал «Качество образования в Евразии». – № 2. – 2014. С. 107-113
3. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования / Зырянова А. В. – М.: «РГ» Федеральный выпуск 2013. –106с.
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Лилия Викторовна Обухова Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно.
Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.
Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.
Изобразительная деятельность в средней группе. Сравнение двух образовательных программ О РОССИЙСКИХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Видео В декабре месяце 2015 года прошла аттестацию на высшую категорию. Хочу поделиться своим «Самоанализом результатов использования новых образовательных.
Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации в образовательном учреждении (ДОУ) напрямую зависит от системы.
Должна ли проводиться экспертиза образовательных программ ДОУ или оценка?
Вопрос-ответ по теме
Должна ли проводиться экспертиза образовательных программ ДОУ или оценка?
Обязательную экспертизу образовательных программ ДОУ или оценку проходить не нужно.
Выделяют два основных вида экспертизы: государственную и общественную. Государственная экспертиза осуществляется ведомственными или вневедомственными органами в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Общественная экспертиза – представителями общественности, заинтересованными в совершенствовании деятельности образовательных организаций.
Общественная экспертиза носит добровольный характер.
Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусмотрена обязательная экспертиза:
- примерных программ, на основании которых должны разрабатываться ООП организации (ч. 10 ст. 12 Закона);
- программ, заявленных для получения государственной аккредитации (ч. 12 ст. 92 Закона).
Детский сад не проходит госаккредитацию образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Это следует из части 1 статьи 92 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (см. рекомендацию Как проходить госаккредитацию образовательной деятельности).
Таким образом, оснований для проведения обязательной экспертизы образовательных программ ДОУ нет. По желанию организации может проводиться общественная экспертиза с целью разработки рекомендаций по дальнейшему развитию объекта экспертизы.
О том, как проходит общественная экспертиза, читайте в рекомендации Организация общественной экспертизы в сфере образования.
Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ
Результаты экспертизы программ ДОО
01.06.2015 _Аналитическая справка по итогам экспертизы основных образовательных программ образовательных организаций РХ
Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК
В соответствии с планом работы Общественного совета при министерстве образования и науки РХ была проведена экспертиза образовательных программ дошкольного образования образовательных организаций.
Объект общественно-профессиональной экспертизы: ООП ДО образовательных организаций РХ в условиях введения ФГОС
Цель общественно-профессиональной экспертизы: изучить содержание ООП на предмет соответствия требованиям к качеству ООП ДОО в условиях введения ФГОС
Задачи общественно-профессиональной экспертизы:
- собрать и проанализировать информацию о состоянии ООП ДО в образовательных организациях РХ;
- определить на всех уровнях методической службы направления методической помощи по проектированию и корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС;
Сроки проведения: 05.05.2015-20.05.2015
Формирование списка образовательных организаций для проведения экспертизы.
При формировании перечня были учтены два момента.
- На момент проведения экспертизы процесс введения ФГОС дошкольного образования не является завершенным. Согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования РХ» (утвержден постановлением Президиума Правительства РХ от 05.05.2014 №35-п), 100% охват детей программами дошкольного образования, соответствующими ФГОС, должен быть обеспечен к 2016 году.
- Согласно п. 3 статьи 12 ФЗ-273 «Об образовании в РФ», программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 2 и 4 статьи 23 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» образовательную деятельность по программам дошкольного образования осуществляют дошкольные образовательные организации в качестве основной; также данную деятельность могут осуществлять общеобразовательные организации и организации дополнительного образования, для которых данная деятельность не является основной.
С учетом этого формирование списка образовательных организаций осуществлялось в два этапа и предполагало формирование предварительного и основного списков.
В Республике Хакасия 318 образовательных организаций реализуют программы дошкольного образования (ДОО, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования).
К общеобразовательным организациям РХ, реализующим программы дошкольного образования, относятся образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные организации, в которых есть структурные подразделения (дошкольное отделение или детский сад) и/или в которых функционируют группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке.
К образовательным организациям дополнительного образования РХ, реализующим программы дошкольного образования относятся центры детского творчества, на базе которых открыты группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке.
На первом этапе был определен предварительный список образовательных организаций из 155 образовательных организаций РХ, что составило 49% от общего количества образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
При формировании данного списка были учтены два условия: 1) представленность каждой территории не менее 30% образовательных организаций от общего количества образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в данной территории; 2) представленность каждой территории разными типами образовательных организаций.
Таблица 1. Представленность территорий в предварительном списке образовательных организаций
Рисунок 1. Типы образовательных организаций предварительного списка
На втором этапе из 155 образовательных организаций формировался основной список, в который вошли 40 образовательных организаций (25,8% из предварительного списка). Основанием для формирования основного списка было наличие на сайте образовательной программы, в пояснительной записке которой было указано на соответствие ФГОС дошкольного образования.
Образовательные программы основного списка стали объектом более детальной экспертизы, по результатам которой заполнялись экспертные листы. На этом этапе работала основная группа экспертов. Из основного списка были исключены экспертами еще 5 образовательных организаций, так как программы данных организаций не содержали необходимую информацию для проведения экспертизы.
Инструментарий и процедура экспертизы. Разработка инструментария для проведения экспертизы осуществлялась на основе требований к качеству основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций, которые сформулированы в «Методических рекомендациях для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС» и размещены на сайте ФИРО.
Показатели экспертизы были объединены в 4 группы: общие требования к программам, требования к целевому разделу, требования к содержательному разделу, требования к организационному разделу. Каждый показатель имел 3-х уровневую оценку: 2 балла — соответствует полностью, 1 балл — соответствует частично; 0 баллов — не соответствует.
Процедура экспертизы предусматривала анализ образовательных программ, размещенных на официальных сайтах образовательных организаций РХ, по соответствующим показателям и заполнение экспертных листов. Экспертиза проходила в два этапа: предварительная (техническая), целью которой было определение образовательных организаций, разместивших на сайте программы, соответствующие ФГОС; основная экспертиза была направлена на анализ данных программ по соответствующим показателям.
Для проведения общественно-профессиональной экспертизы были привлечены члены регионального УМО (секция «Дошкольное образование»).
Описание результатов экспертизы. Результаты анализа, полученные в процессе предварительной экспертизы образовательных программ, были объединены в 5 групп.
Рисунок 2. Результаты предварительной экспертизы
На сайтах образовательных организаций размещены программы, разработанные в соответствии с ФГТ (19,35%). До 01.01.2016 года это является допустимым. Программы, в пояснительной записке которых было указание на соответствие ФГОС ДО, составили 25,8 %.
В некоторых случаях определить возможность или невозможность проведения экспертизы программы было невозможно. Такие программы обозначены как «программы Х» (14,7%). В эту группу вошли образовательные организации, которые разместили на сайте описание или краткую презентацию программы, указали неверные ссылки на текст программы. Также в эту группу мы включили образовательные организации, которые разместили на сайте вместо образовательных программ ДОО проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Достаточно большой процент (38,7%) образовательных организаций не представили на своих официальных сайтах образовательные программы дошкольного образования, что препятствует проведению независимой оценки качества образования. В большей степени это относится к общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования. Наибольшее количество образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших программы дошкольного образования, отмечены в следующих территориях РХ (Орджоникидзевский район, Ширинский район, Усть-Абаканский район, Таштыпский район, Аскизский район).
Таблица 2. Доля образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших на сайтах программы дошкольного образования
На этом этапе были отмечены следующие проблемы в состоянии ООП ОО:
- отсутствует четкое различение примерных программ и программ ОО (примерная программа обозначается как программа ДОО).
- отсутствует понимание различий между основными и дополнительными программами (в тексте вариативной части основной образовательной программы указывается реализация дополнительных программ); понимание различий между парциальной и дополнительной программами (парциальная обозначается как дополнительная программа);
- в части программ имеются заимствования из программ других образовательных организаций и ссылки на нормативные документы, утратившие силу (например, Типовое положение о ДОУ, СанПиН от 22.07.2010).
Результаты основного этапа представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты экспертизы ООП ОО (Примечание: максимальное значение 2 балла)
Анализ результатов экспертизы осуществлялся по 4 направлениям в соответствии с выделенными группами показателей.
Общие требования к программам включают требования к структуре ООП, к характеру изложения, к тексту программы. В процессе анализа результатов данной группы показателей было выявлено следующее.
1) структура программ ОО соответствует требованиям ФГОС и содержит основные разделы (целевой, содержательный и организационный).
2) Основной текст программ, как правило, соответствует нормам современного русского языка. Однако изложение не всегда выглядит последовательным и логичным.
3) Наиболее низкие баллы были выставлены экспертами по показателям, характеризующим обязательную и вариативную части образовательной программы. Вариативная часть, являясь необходимой частью программы, не всегда была представлена достаточно четко и обосновано.
Целевой раздел является концептуальным для образовательной программы ДОО и позволяет в принципах, подходах и планируемых результатах увидеть индивидуальность образовательной программы. Однако, указанные в программах принципы и подходы не раскрывают замысел формирования программы; целевой раздел не содержит (или содержит в недостаточной степени) значимую для реализации программы информацию (особенности контингента детей, вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, специфику семей воспитанников, особые условия реализации программы, наличие сетевых форм реализации ООП и др.). Особо следует отметить, что в образовательных программах не дифференцируются целевые ориентиры дошкольного образования и целевые ориентиры ООП, что в значительной степени затрудняет определение планируемых результатов программы. Кроме того, анализ целевого раздела показывает, что пока не сложилось четкое и однозначное понимание различий между индивидуальной оценкой развития ребенка и системой оценки достижения планируемых результатов образовательной программы.
Содержательный раздел анализировался с позиции требований к обязательной и вариативной части, а также с позиции требований к описанию содержания коррекционной работы.
В обязательной части, как правило, отсутствуют те элементы программы, которые реализуют требования ФГОС. В частности, в программах полностью или частично отсутствует:
- описание поддерживаемой педагогами ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности;
- описание способов поддержки детской инициативы; отсутствует учет интересов, потребностей, мотивов детей и их членов семей;
- описание организации коллективно-распределенной и самостоятельной деятельности.
Кроме того, в обязательной части не достаточно раскрыты способы интеграции образовательной деятельности.
Содержание вариативной части образовательных программ не позволяет определить, как при ее создании учитывались потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, а также возможности педагогического коллектива.
Анализ содержания коррекционной работы был затруднен по причине отсутствия информации о контингенте детей и направленности групп ДОО в целевом разделе. В связи с этим невозможно определить целесообразность данного раздела и адекватность описания специальных условий в нем.
Организационный раздел большинства программ содержит описание материально-технического обеспечения, а также распорядок (режим) дня. Однако увидеть связь между данным описанием и целевым разделом затруднительно. В организационном разделе отсутствует описание особенностей планирования и организации традиционных событий, праздников и мероприятий детского сада. Следует отметить, что в большинстве программ отсутствует четкое разделение материально-технического обеспечения и организации развивающей предметно-пространственной среды.
Таблица 3. Общие итоги экспертизы образовательных программ дошкольного образования