Приказ школы о наставничестве

Материал на тему:
Приказ о закреплении наставников

Приказом определена наставником молодого специалиста

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказом определена наставником молодого специалиста.

Курсы нужны были к аттестации, но организация не смогла меня отправить на повышение квалификации, поэтому пришлось проходить за свой счёт дистанционно.

Приказ о назначении наставником педагогической практики 01.02.2016.

Приказ о назначении наставников молодых специалистов.

Приказ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа № 8»)О назначении наставниками молодых сп.

Приказ о наставничестве

Обучение сотрудников на рабочем месте — это важное звено корпоративной системы развития персонала. Одной из форм практического обучения сотрудников является наставничество, в процессе которого наставник передает обучаемому сотруднику профессиональные знания и навыки.

В этой статье мы рассмотрим:

  • что такое наставничество в организации;
  • правовые аспекты наставничества;
  • как составить приказ о наставничестве.

Наставничество в организации

Наставничество в организации — это одна из форм практического обучения сотрудников на рабочем месте. В процессе обучения более опытный и квалифицированный сотрудник (наставник) передает своему подопечному (обучаемому) те знания и навыки, которыми наставник владеет в совершенстве и которые необходимы обучаемому для эффективного выполнения своих трудовых обязанностей.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Наставничество направлено на развитие прикладных знаний и навыков работника и представляет собой один из наиболее эффективных методов обучения персонала. Этот метод применяется очень давно и успел доказать свою результативность.

Продолжительность наставничества, необходимая для формирования требуемых профессиональных навыков сотрудника, в зависимости от сферы деятельности может варьироваться от короткого срока, исчисляемого днями или неделями, до практически постоянного процесса обучения.

Правовые аспекты наставничества

Действующее трудовое законодательство практически никак не регулирует институт наставничества. Среди нормативных правовых актов существует лишь несколько положений, регламентирующих наставничество в ряде так называемых силовых органов (в частности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следственный комитет при прокуратуре РФ и т.п.). В этих положениях указаны задачи и порядок организации наставничества в соответствующих органах и ведомствах.

Кроме того, упоминание наставничества встречается в некоторых других нормативных правовых актах. К примеру, такое упоминание есть в Рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 25.03.2009 №06-296), но подробно организация наставничества документе не раскрывается. Также о возможности установления наставничества говорится в некоторых отраслевых соглашениях (примеры отраслей: электроэнергетика, ЖКХ).

Таким образом, если наставничество в организации ранее не применялось, необходимо изучить отраслевые нормативные правовые документы, а затем разработать и закрепить порядок проведения наставничества в локальном нормативном акте — Положении о наставничестве.

Для работника, обучающего других сотрудников, наставничество в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ является дополнительной работой, если в трудовом договоре с данным работником этот вопрос не был отрегулирован отдельно. Содержание и объем дополнительной работы устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, а за ее выполнение в соответствии со статьей 151 ТК РФ работнику полагается доплата в размере, утвержденном по соглашению сторон трудового договора. В случае бюджетной организации размер доплаты устанавливается вышестоящей организацией и закрепляется в локальных нормативных актах.

Важно помнить, что если трудовым договором за работником не было закреплено выполнение функций наставничества, а работник не давал согласия на обучение других сотрудников, то работодатель не вправе требовать от него выполнения этих функций.

Приказ о наставничестве

Назначение сотрудника наставником другого сотрудника должно быть надлежащим образом оформлено. Как говорилось выше, сначала от работника требуется получить разрешение на выполнение функций наставничества. Затем необходимо издать приказ по организации, в котором отражается факт назначения работника наставником другого работника, устанавливается срок наставничества и определяется величина доплаты за наставничество.

Примерное содержание приказа о наставничестве может быть таким:

О назначении наставника

В соответствии с Положением о наставничестве в (наименование организации)

  • 1.Назначить (должность, ФИО наставника) наставником (должность, ФИО обучаемого) на период с (дата)по (дата) включительно.
  • 2.Установить (должность, ФИО наставника) надбавку к окладу в размере (сумма) на период, указанный в п. 1. настоящего Приказа

Руководитель (подпись, ФИО руководителя)

С приказом ознакомлен:

(подпись, ФИО наставника, дата)

(подпись, ФИО обучаемого, дата)

Рекомендуем материалы по теме:

Положение о наставничестве 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ «Школа Экспресс»

___________ О.Д. Владимирская

«___» ________________ 2016 г.

Приказ №_____

«___» ________________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом

«___» ________________ 2016 г.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В
В ЧОУ «ШКОЛА ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург
2016 г.

  1. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. 1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
    2. 2. Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в методике преподавания и воспитания.
    3. 3. Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуз, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
    4. 4.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
    5. 5.Правовой основой института школьного наставничества являются Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений
  2. 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
    1. 1.Цель: оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
    2. 2.Задачи:
      1. 2.1.привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
      2. 2.2.ускорение процесса становление учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
      3. 2.3.адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанности учителя.
  3. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
    1. 1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
    2. 2. Руководство деятельностью наставника осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
    3. 3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности не менее пяти лет.
    4. 4.Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
    5. 5.Кандидатуры наставника рассматриваются на заседаниях педагогического совета, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются на заседании педагогического совета.
    6. 6.Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания педагогического совета, согласованная с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
    7. 7.Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации педагогического совета приказом директора с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
    8. 8.Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
    9. 9.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
Это интересно:  Экспертиза страхового случая при несчастном случае на производстве

– впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

– выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;

– выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

– учителями переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

– учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

  1. 10.Замена наставника производится директором в случаях:

– перевода на другую работу подшефного наставника;

– психологической несовместимости наставника и подшефного

  1. 11. По инициативе наставников они могут создавать органы общественного самоуправления – Совет наставников.
  2. 4.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
    1. 1.Наставник обязан:
      1. 1.1.знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
      2. 1.2.разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
      3. 1.3.изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, обучаемыми и их родителями, увлечения наклонности;
      4. 1.4.знакомить молодого специалиста со школой, расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
      5. 1.5.вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями к учителю, соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
      6. 1.6.проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий);
      7. 1.7.разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
      8. 1.8.оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
      9. 1.9.личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
      10. 1.10.участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельности молодого специалиста, вносить предложения о его поощрения или применении мер воспитательного дисциплинарного воздействия;
      11. 1.11.вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю педагогического совета о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
      12. 1.12.подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
  3. 5.ПРАВА НАСТАВНИКА
    1. 1.Наставник имеет право:
      1. 1.1.с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ОУ;
      2. 1.2.требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
  4. 6.ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
    1. 1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании педагогического совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ.
    2. 2. В период наставничества молодой специалист обязан:
      1. 2.1.1изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
      2. 2.2.выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
      3. 2.3.постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
      4. 2.4.учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
      5. 2.5.совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
      6. 2.6.периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем педагогического совета.
  5. 7.ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
    1. 1. Молодой специалист имеет право.
      1. 1.1.вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
      2. 1.2.защищать профессиональную честь и достоинство;
      3. 1.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
      4. 1.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
      5. 1.5.требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      6. 1.6.посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
      7. 1.7.повышать квалификацию удобным для себя способом.
  6. 8.РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА
    1. 1.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
    2. 2.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан:
      1. 2.1.представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
      2. 2.2.создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
      3. 2.3.посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
      4. 2.4.организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
      5. 2.5.изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
      6. 2.6.определить меры поощрения наставников.
  7. 3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет председатель педагогического совета.
  8. 4.Председатель педагогического совета обязан:
    1. 4.1.рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
    2. 4.2.провести инструктаж наставников и молодых специалистов, обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
    3. 4.3.осуществлять систематический контроль работы наставника;
    4. 4.4.заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по учебно-воспитательной работе
  9. 9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТВАНИЧЕСТВО
    1. 1.К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

– приказ директора ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга об организации наставничества;

– планы работы педагогического совета;

– протоколы заседаний педагогического совета, на котором рассматривались вопросы наставничества;

– методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

– переписка по вопросам деятельности наставников.

Приказ школы о наставничестве

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чебачинскаясредняя общеобразовательная школа»

1. Общие положения.

1.1. Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравст­венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство­ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко­водством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее По­ложение, другие нормативные акты Министерства образования РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества.

2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказа­ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Это интересно:  Задержка зарплаты банкротство

2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за­крепление учителей в образовательном учреждении;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно­сти по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества.

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и руководители методических объе­динений, в которых организуется наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее под­готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму­никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4. Кандидатуры наставников согласовываются с директором.

3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на­ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому спе­циалисту на срок не менее одного года.

3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, при­бывшими в образовательное учреждение по распределению;
  • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учрежде­ний, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудо­вого стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и ов­ладения новыми практическими навыками;
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на проме­жуточном и итоговом контроле.

3.9. Для мотивации деятельности наставнику 1 раз в четверть по итогам работы директор школы выплачивает премию. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по дейст­вующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

3.10. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления — Совет наставников.

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа­гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения;
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, ре­зультатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

  • с согласия методиста (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письмен­ной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.

6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора школы.

6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать нормативные документы, определяющие его слу­жебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство­ванию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо­ты, давать по ним объяснения;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника .

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста.

8.2. Методист обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить при­каз о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивиду­альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни­чества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.

Руководитель методического объединения обязан:

  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соот­ветствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты моло­дого специалиста и наставника и представить их методисту.

9. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора школы об организации наставничества;
  • планы работы педагогического, методического советов, методических объединений;
  • протоколы заседаний педагогического, методического советов, методических объединений, на которых рассматривались вопросы на­ставничества.

Приказ школы о наставничестве

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 21 августа 2013 года N 898

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ «О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

В целях закрепления молодых специалистов в учреждениях здравоохранения Республики Хакасия, приобретения ими необходимых профессиональных навыков, овладения нормами медицинской этики и деонтологии, привлечения к участию в общественной жизни коллектива приказываю:

1. Утвердить Положение «О наставничестве в государственных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия» (приложение).

2. Главным врачам государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия обеспечить реализацию Положения в учреждениях в срок до 15 октября 2013 года.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

ПОЛОЖЕНИЕ «О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

Утверждено
приказом
Министерства здравоохранения
Республики Хакасия
от 21.08.2013 N 898

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Наставничество — общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов. Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива.

Это интересно:  Претензия по ипотеке

Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в учреждение здравоохранения после окончания образовательного учреждения.

1.2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, повышение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов (врачей, медицинских сестер) в первые два года их работы в лечебно-профилактическом учреждении (далее — учреждение), овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни учреждения.

1.3. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.

1.4. Кандидатуры наставников предлагаются заведующими структурных подразделений, главной медицинской сестрой, заместителями главного врача в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.

1.5. Списочный состав наставников и совет наставников утверждаются руководителем учреждения.

1.6. Наставник назначается приказом руководителя учреждения и на основании добровольного согласия сторон вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 1 года. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 2 лет.

1.7. Критериями соответствия роли наставника следует считать умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.

Сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, привлекать к наставнической работе на период действия данного взыскания не рекомендуется.

1.8. Критериями работы наставника являются владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.

1.9. Утверждение кандидатуры наставника производится организационно-распорядительного документом руководителя учреждения не позднее двух недель со дня назначения на должность молодого специалиста. Основанием для издания организационно-распорядительного документа является служебная записка заведующего структурным подразделением, главной медицинской сестры, заместителя руководителя учреждения при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, в отношении которого будет осуществляться наставническая работа.

1.10. Замена наставника производится согласно организационно-распорядительному документу руководителя учреждения:

— при прекращении наставником трудовых отношений с учреждением;

— при переводе (назначении) наставника или молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое отделение медицинской организации или на иную должность;

— при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;

— по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

1.11. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается устное соглашение о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами и соглашение в письменной форме «О трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом» (приложение N 3 — не приводится).

1.12. Наставник составляет план и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста (приложение N 2).

1.13. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного организационно-распорядительным документом за подписью руководителя учреждения, молодой специалист готовит отчет об итогах наставничества, который согласовывает с заведующим отделением, утверждает у соответствующего заместителя главного врача и представляет руководителю учреждения. При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.

1.14. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем учреждения приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.

1.15. Наставникам могут устанавливаться дополнительные стимулирующие выплаты в соответствии с локальными нормативными актами учреждения.

2. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни учреждения.

2.2. Воспитание их на примерах работы лучших работников учреждения.

2.3. Ознакомление с историей учреждения, этапами его деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.

2.4. Организация и проведение праздников (первый рабочий день, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).

2.5. Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставничество.

2.6. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту по его просьбе в решении сложных для него проблем.

2.7. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы.

2.8. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.

2.9. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.

2.10. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.

2.11 Ведение установленной документации (планы, дневник наставника и др.).

2.12. Подведение итогов работы по наставничеству за год.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Положением о наставничестве, договором о трудовом сотрудничестве, должностной инструкцией.

— максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;

— составлять план работы с молодым специалистом и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;

— просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;

— получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;

— содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в учреждении, в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;

— передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

— периодически сообщать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине, результатах его профессионального становления;

— составлять отчет по итогам наставнической работы.

Наставник имеет право:

— при решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста:

— принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.

3.2. Молодой специалист обязан:

— выполнять правила внутреннего трудового распорядка учреждения и руководствоваться в работе должностной инструкцией;

— в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить Устав учреждения, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации и конкретного специалиста;

— максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации;

— проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

— дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:

— пользоваться имеющейся в учреждении служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;

— в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему структурным подразделением.

Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности сотрудников учреждения, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.