Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:
— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
— обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
— обязательных страховых взносов страхователей;
— взыскиваемых штрафов и пени;
— капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в 2018 году и в плановый период 2019 и 2020 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые устанавливаются страхователям в соответствии классом профессионального риска осуществляемого ими основного вида экономической деятельности.
Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, который определяется как отношение общей суммы расходов на обеспечение по страхованию в истекшем календарном году, к сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 2 приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) (далее – ОКВЭД) с 1 января 2017 года подлежит замене на Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее – ОКВЭД2).
В связи с изложенным, начиная с 01.01.2017 года, отнесение страхователей – юридических лиц, зарегистрированных в территориальных органах Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к основному виду экономической деятельности производится согласно заявленному страхователем при государственной регистрации коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, а страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 30.12.2016 г. № 851н. В Классификации, сформированной на основе кодов по ОКВЭД2, виды экономической деятельности распределены по 32 классам профессионального риска.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 г. № 524.
Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 г. № 39н .
Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему году, и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года, и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается. При наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю устанавливается надбавка с учетом количества погибших.
В соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно не позднее 1 июня текущего года рассчитываются и утверждаются значения основных показателей по видам экономической деятельности.
Индивидуализация размеров страховых тарифов производится за счет установления дифференцированного страхового тарифа структурным подразделениям предприятий, осуществляющим виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности, осуществляемого предприятием в целом и при условии соблюдения требований пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 55.
Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 05.12.2017г. № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Фонд в пределах бюджетных ассигнований вправе принимать в 2018 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждены Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:
а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;
б) страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности):
— единовременной страховой выплаты;
— ежемесячных страховых выплат;
г) оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в 2018 году — 289 161,6 руб. (72 290,4 руб. х 4).
Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.
Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
В 2018 году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 94 018,0 рубля, которая подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.
Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи с трудовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Экспертиза страхового случая
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Письмом ФСС РФ от 3 июля 2001 года №02-18/07-4808 утверждены Методические рекомендации о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций экспертиза страхового случая проводится на основании Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Целью проведения экспертизы является подтверждение страховщиком факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательств страховщика по обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ.
Экспертиза проводится по случаям повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, повлекшим за собой временную нетрудоспособность застрахованного, полную или частичную утрату застрахованным профессиональной трудоспособности, а также смерть застрахованного.
Экспертиза страхового случая проводится не более чем в 10-дневный срок с момента получения полного комплекта документов, подтверждающих факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания и представленных в исполнительный орган ФСС РФ. В комплект документов входят:
· сообщение о страховом случае, акт расследования несчастного случая на производстве по форме Н-1 или акт расследования профессионального заболевания, заключение центра профессиональной патологии и другие материалы, характеризующие условия труда застрахованного, его должностные и функциональные обязанности и так далее;
· документы, подтверждающие, что пострадавший являлся застрахованным по данному виду страхования (наличие трудового договора, гражданско-правового договора при обязательной уплате страхователем страховых взносов);
· документы, подтверждающие временную нетрудоспособность застрахованного с указанием диагноза (шифра);
· документы, подтверждающие стойкую утрату профессиональной трудоспособности застрахованного либо его смерть с указанием причины смерти;
· другие документы, необходимые, по мнению исполнительного органа ФСС РФ, для квалификации повреждения здоровья как страхового случая.
При проведении экспертизы страхового случая специалисты исполнительного органа ФСС РФ устанавливают:
§ факт регистрации страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
§ является ли пострадавший застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статьи 3 и 5 Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ);
§ исполнял ли застрахованный трудовые обязанности в момент получения им повреждения здоровья;
§ причинно-следственную связь полученного повреждения здоровья застрахованного с условиями его производственной деятельности, а также вредными и опасными производственными факторами;
§ соответствие вида и тяжести повреждения здоровья застрахованного (установленного медицинским учреждением) срокам временной нетрудоспособности;
§ обоснованность направления застрахованного в органы медико-социальной экспертизы для установления утраты стойкой профессиональной трудоспособности (на основании какого документа установлена утрата профессиональной трудоспособности);
§ подтверждение права на назначение обеспечения по страхованию у лиц, приобретших это право в связи со смертью застрахованного.
В случае недостаточной ясности и полноты, в случае недостоверности сведений, содержащихся в комплекте документов, перечисленных выше, исполнительные органы ФСС РФ вправе проверять информацию по страховым случаям в организациях любой организационно-правовой формы собственности, а также взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, учреждениями здравоохранения и другими органами и организациями для выяснения этих вопросов.
Более подробно с вопросами, касающимися взносов на страхование от несчастных случаев, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве».
Определение Арбитражного Суда Ивановской области от 22 апреля 2003 г. N 1002/5 Права обязать какое-либо предприятие производить выплаты семьям погибшего работника за счет собственных средств ни руководителю ИРО ФСС РФ, ни специалисту отделения ФСС РФ ни одним законодательным актом не предоставлено — осуществлять такие выплаты за счет средств предприятия может обязать только суд по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
Определение Арбитражного Суда Ивановской области
от 22 апреля 2003 г. N 1002/5
Арбитражный суд Ивановской области в лице судьи Кочешковой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Агропромэнерго» к Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании незаконным решения ИРО ФСС РФ, изложенного в Особом мнении к акту расследования несчастного случая,
при участии в судебном заседании:
от ответчика — Ширяевой И.С. — спец. 2 кат., представителя по доверенности от 13 мая 2002 г. N 43/04,
Открытое акционерное общество «Агропромэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ПРО ФСС РФ) о признании незаконным решения ИРО ФСС РФ, изложенного в Особом мнении к акту расследования несчастного случая.
Определением суда от 1 апреля 2003 г. дело принято к производству.
Истец, надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, заявления о рассмотрении дела без его участия не поступило.
Принимая во внимание принятые со стороны суда меры по надлежащему уведомлению ответчика (определения о принятии дела к производству от 1 апреля 2002 г. было получено ответчиком 5 апреля 2002 г.), спор в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Представитель ИРО ФСС РФ Коровин А.Н. письмом управляющего отделением от 30 сентября 2002 г. был направлен в ОАО «Агоропромэнерго» для участия в созданной комиссии по расследованию несчастного случая. По итогам работы в комиссии Коровиным составлено Особе мнение, в котором представитель ИРО ФСС РФ высказал мнение, что расследуемый несчастный случай не является страховым и установленные гражданским законодательством выплаты предприятие должно выплачивать за счет собственных средств.
Представитель ИРО ФСС РФ в судебном заседании пояснил, что направленный на предприятие для расследования несчастного случая представитель отделения правомочен давать заключение о том, является ли несчастный случай страховым. Этим полномочия представителя отделения ограничиваются. Обязывать предприятие выплачивать какие-либо суммы за счет собственных средств Фонд социального страхования не имеет права, представителем Коровиным высказано лишь мнение по этому вопросу. В связи с Особым мнением обязанности каких-либо выплат на ОАО «Агропромэнерго» ответчиком не возложено.
Также на вопрос суда представитель ИРО ФСС РФ пояснил, что управляющим ИРО ФСС РФ решения о назначении страховых выплат либо об отказе в назначении выплат по данному несчастному случаю не выносилось.
Заслушав представителя ответчика, изучив представленные по делу документы, арбитражный суд установил.
22 сентября 2002 года на ОАО «Аргопромэнерго» произошел несчастный случай со смертельным исходом. Письмом управляющего ПРО ФСС РФ от 30 сентября 2002 г. в ОАО «Агоропромэнерго» для участия в созданной комиссии по расследованию несчастного случая был направлен представитель ПРО ФСС РФ Коровин А.Н.
По итогам работы в комиссии Коровиным составлено Особе мнение, в котором представитель ИРО ФСС РФ высказал мнение, что расследуемый несчастный случай не является страховым и установленные гражданским законодательством выплаты предприятие должно выплачивать за счет собственных средств.
ОАО «Агропромэнерго», считая Особое мнение представителя ИРО ФСС РФ Коровина А.Н. решением отделения и указывая, что данным решением ИРО ФСС РФ незаконно возлагает на истца выплаты пострадавшим без зачета данных денежных средств в счет подлежащих уплате в ФСС, просит признать решение ИРО ФСС РФ, изложенное в Особом мнении, незаконным.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о прекращении производства пол делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что Особое мнение специалиста ИРО ФСС РФ Коровина А.Н. не является ненормативным правовым актом органа государственной власти РФ, не затрагивает права и законные интересы и не влечен для ОАО «Агропромэнерго» каких-либо неблагоприятных последствий.
В соответствии с » Методическими рекомендациями о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая», доведенного письмом ФСС РФ от 3 июля 2001 г. N 02-18/07-4808, эти Методические рекомендации устанавливают порядок проведения экспертизы страхового случая исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также порядок оформления ее результатов.
Согласно пунктов 1.2. — 1.3. Методических рекомендаций, экспертиза страхового случая проводится на основании Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Цель проведения экспертизы — подтверждение страховщиком факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательств страховщика по обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ. Экспертиза проводится по случаям повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, повлекшим, в том числе смерть застрахованного.
Одним из вопросов, которые специалистам исполнительного органа Фонда необходимо установить при проведении экспертизы страхового случая, является подтверждение права на назначение обеспечения по страхованию у лиц, приобретших это право в связи со смертью застрахованного ( п. 2.3. Методических рекомендаций).
Пунктами 3.1. — 3.2. Методических рекомендаций установлено, что специалисты исполнительного органа Фонда на основании проведенной экспертизы составляют заключение по квалификации повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания как страхового случая. Руководитель исполнительного органа Фонда принимает решение о назначении и выплате обеспечения по страхованию в связи со стойкой утратой профессиональной трудоспособности только при наличии заключения о квалификации случая как страхового.
Согласно статье 15 Закона РФ N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем следующих документов (их заверенных копий). Одним из документов является акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного — не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
Приказом ФСС РФ от 13 января 2000 г. N 6 утвержден Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах ФСС РФ.
В соответствии с п. 4.1. и 4.6. Временного порядка, решение о назначении страховых выплат принимается отделением Фонда и оформляется приказом управляющего отделением Фонда, в случае отказа в назначении страховых выплат отделение (филиал отделения) Фонда направляет пострадавшему (лицам, имеющим право на страховое возмещение) уведомление об отказе в назначении страховых выплат с указанием оснований для отказа и порядка обжалования принятого решения.
Анализ вышеуказанных правовых актов показывает, что самостоятельного решения о назначении или отказе в назначении страховых выплат за счет средств ФСС РФ специалист фонда при проведении экспертизы и расследовании несчастного случая не делает. Такое решение выносится управляющим отделения Фонда, следовательно, только оформленный в соответствии с требованиями законодательства отказ в назначении страховых выплат за счет средств ФСС РФ может повлечь отрицательные последствия. Само по себе Особое мнение специалиста Фонда правовых последствий не порождает.
ОАО «Аргопромэнерго» указывает в исковом заявлении, что Решение ИРО ФСС РФ, изложенное в особом мнении Коровина А.Н., незаконно возлагает на него выплаты пострадавшим без зачета данных денежных средств в счет подлежащих уплате в ФСС. Это утверждение истца необоснованно, не соответствует законодательству и также не влечет для ОАО каких-либо негативных последствий.
Согласно статье 234 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184, страхователи, выплачивающие в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику сумму, равную разнице между начисленными страховыми взносами (включая начисленные пени) и суммой расходов на выплату указанного обеспечения. Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов ( п. 5 Правил).
На основании пункта 9 Правил, страхователи выплачивают застрахованным, состоящим в трудовых отношениях со страхователем, обеспечение по страхованию в виде, в том числе единовременных и ежемесячных страховых выплат (если страховой случай наступил в период работы застрахованного у данного страхователя), назначенных страховщиком в установленном порядке.
Пунктом 10 Правил установлено, что выплата застрахованным обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов (включая начисленные пени). При этом расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, право и обязанность страховщика (в данном случае — ОАО «Агропромэнерго») производить выплаты за счет средств ФСС РФ и, следовательно, засчитывать их в счет платежей в ФСС РФ, возникает исключительно в случае назначения таких выплат в установленном законом порядке, то есть при наличии решения управляющего отделением ФСС РФ о назначении таких выплат.
Права обязать какое-либо предприятие производить выплаты семьям погибшего работника за счет собственных средств ни руководителю ИРО ФСС РФ, ни специалисту отделения ФСС РФ ни одним законодательным актом не предоставлено. Мнение специалиста Коровина А.Н. по этому вопросу не возлагает на истца обязанности производить выплаты за счет средств общества.
Осуществлять такие выплаты за счет средств предприятия может обязать только суд по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, и руководствуясь п. 1 ст. 150, ст. 184, 185, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Прекратить производство по делу.
2. Настоящее Определение может быть обжаловано в порядка и сроки, установленные АПК РФ.
Страхование от несчастных случаев на производстве в 2018-2019 гг.
Страхование от несчастных случаев на производстве является одной из важнейших социальных гарантий, обеспечивающих защиту права работников на компенсацию причиненного вреда здоровью. В статье расскажем подробно, что это такое, и как реализуется на практике.
Читайте в нашей статье:
- как определяются тарифы социального страхования;
- как рассчитываются скидки и надбавки к тарифам страхования от несчастных случаев;
- о видах и порядке выплат при несчастном случае на производстве.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве – это форма социальной защиты работников. Для оплаты затрат на восстановление трудоспособности пострадавшего либо выплату компенсации семье погибшего работника работодатель и ФСС формируют денежный фонд.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется с января 2000 года в соответствии с Законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. 125-ФЗ.
Социальному страхованию подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
- выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Тарифы социального страхования
Тариф страхования от несчастных случаев на предприятиях определяется в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 г. 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
В 2018 году и на плановый период 2019 года сохраняются 32 класса профессионального риска, а размеры и диапазон страховых тарифов – от 0,2 до 8,5%.
Отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска определяется, исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, который представляет собой отношение общей суммы расходов на обеспечение по страхованию в истекшем календарном году к сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год, на которые начислены страховые взносы.
Средства на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве формируются из:
- обязательных страховых взносов страхователей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений.
Несчастный случай на производстве, как страховой, так и не страховой, квалифицируется страхователем (ст. 229.2 ТК РФ).
Экспертизу страхового случая, на основании ст. 11 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», может проводить страховщик по материалам уже произведенного расследования, если возникли разногласия между страховщиком, страхователем или комиссией по поводу того, является ли случай страховым.
На основании экспертизы составляют заключение по квалификации повреждения здоровья, полученного в процессе производственной деятельности, как страхового или как не страхового случая.
Если случай квалифицируют как не страховой, выплату пострадавшему пособия по временной нетрудоспособности не засчитывают страхователю в счет уплаты начисленных страховых взносов по обязательному страхованию от причинения вреда здоровью на производстве.
Скидки и надбавки к тарифам страхования от несчастных случаев
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем, исходя из страхового тарифа и с учетом скидки или надбавки, которые устанавливаются страховщиком в соответствии с методикой расчета и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 г. № 524.
Величина скидки или надбавки определяется по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему году, и устанавливается на основании сведений о результатах проведенных СОУТ и медосмотров по состоянию на 1 января текущего календарного года и расходов на страховые выплаты пострадавшим на производстве.
Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год устанавливается надбавка с учетом количества погибших.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 г. 417-ФЗ, Фонд, в пределах бюджетных ассигнований, вправе принимать в 2018 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий год, за вычетом произведенных в предшествующем году расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
В случае если страхователи, с численностью работающих до 100 человек, не осуществляли два последовательных календарных года, предшествовавших текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение данных мер рассчитывается, исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествовавших текущему финансовому году.
Приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
При выполнении условий, установленных Правилами, работодатель может уменьшить сумму взносов на страхование от травматизма на стоимость проведенных предупредительных мероприятий.
Выплаты при несчастном случае на производстве
Страховые выплаты при несчастном случае на производстве осуществляются страховщиком в виде:
- пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;
- единовременных страховых выплат в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
- ежемесячных страховых выплат;
- оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Пособие по временной нетрудоспособности
Рассчитывается со дня, когда была утрачена трудоспособность, и до выздоровления работника (или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности) в размере 100% среднего месячного заработка (ст. 9 Закона № 125-ФЗ).
Назначение и расчет пособия регулируется статьями 12-15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), в части, не противоречащей Закону № 125-ФЗ.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный Законом РФ «О бюджете ФСС»:
- в 2017 году – 289 161,6 руб.=72 290,4 руб. х 4;
- в 2018 году – 300 728,0 руб.=75 182,0 руб. х 4;
- в 2019 году – 312 757,2 руб.=78 189,3 руб. х 4.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается на основании листка нетрудоспособности (п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ), форма которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н, порядок выдачи – приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
Если застрахованное лицо получило производственную травму, помимо листка нетрудоспособности, выдаваемого медицинской организацией, для возмещения пособия за счет средств страхования необходим акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (утвержден постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73), по правилам назначения страхового возмещения в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона № 125-ФЗ.
Работодатель должен оплатить пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, предоставляемый работнику (п. 7 ст. 15 Закона № 125-ФЗ).
Единовременная страховая выплата при несчастном случае на производстве
И единовременные, и ежемесячные страховые выплаты при несчастном случае на производстве назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.
Размер единовременной выплаты устанавливается как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.
В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты его родственникам составляет 1 миллион рублей.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ в Закон № 125-ФЗ было включено понятие заработка застрахованного лица, на основании которого рассчитывается ежемесячная выплата.
Заработок застрахованного лица определяется как сумма всех выплат (как по основному месту работы, так и по совместительству) в пользу застрахованного, выплачиваемых по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ.
Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 350-ФЗ с 1 января 2011 г. предусматривает условие об индексации размера заработка застрахованного лица в п. 10 ст. 12 Закона № 125-ФЗ. Это касается выплат, которые назначает и выплачивает непосредственно ФСС РФ.
Сумма, из которой исчисляется максимальный размер единовременной страховой выплаты при несчастном случае на производстве и максимальный размер ежемесячной выплаты, определяется Федеральным законом от 19.12.2016 г. 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».