Организация получает дивиденды от иностранных организаций (Республика Беларусь). Налог удержан у источника выплаты. Какие налоговые декларации необходимо представлять в налоговую инспекцию и в каких листах (строках) отражать данные операции? Как подтверждать зачет налогов, уплаченных за пределами РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для зачета удержанного иностранной организацией налога при уплате российской организацией налога на прибыль необходимо подтверждение налогового агента. НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих факт удержания налога налоговым агентом, а также не устанавливает перечня реквизитов данных документов.
Налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога удержана источником выплаты. Подтверждением налогового агента может являться письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом, с приложением платежного поручения о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника.
Налоговые органы при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанного в иностранном государстве, могут запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета:
— копии договора (контракта), на основании которого российской организации выплачивался доход вне территории Российской Федерации, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
— копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне территории Российской Федерации;
— документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.
В целях зачета российская организация представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации.
Обоснование вывода:
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, регламентированы положениями ст. 275 НК РФ.
В соответствии с абзацем первым п. 2 ст. 275 НК РФ, если источником дохода является иностранная организация, в том числе иностранный эмитент представляемых ценных бумаг в случае выплаты дохода эмитентом российских депозитарных расписок, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 284 НК РФ.
С 1 января 2015 года ставка налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, установлена в размере 13%.
При этом сохраняются неизменными положения абзаца второго п. 2 ст. 275 НК РФ, запрещающие уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с главой 25 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.
Иными словами, российская организация — получатель дивидендов от иностранной компании вправе уменьшить сумму налога на прибыль на сумму налога, который был удержан с таких доходов по месту нахождения иностранной компании, но только в том случае, если право зачета налога предусмотрено международным договором, заключенным между РФ и государством, в котором выплачиваются дивиденды.
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация) и порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/[email protected]
Дивиденды, полученные от иностранных организаций, указываются в Декларации в составе внереализационных доходов в сумме за вычетом удержанного налоговым агентом налога по строке 100 приложения 1 к листу 02 и по строке 020 листа 02 декларации (абзац четвертый п. 6.2 и абзац второй п. 5.2 Порядка). При этом сумма дивидендов отражается в качестве дохода, исключаемого из прибыли, по строке 070 листа 02 декларации (абзац третий п. 5.3 Порядка).
Для исчисления налога с дивидендов, полученных от иностранного источника, налогоплательщику необходимо заполнить Лист 04 Декларации.
При заполнении данного Листа в поле «Вид дохода» необходимо проставить код 04 — доход в виде дивидендов (доходов от долевого участия в иностранной организации), ставка — 9%*(1), или код 05, соответственно, ставка — 0%. Начисленная иностранной организацией полная сумма указывается по строке 010 «Налоговая база».
По строке 030 указывается соответствующая виду дохода налоговая ставка, определяемая с учетом показателя по коду строки 2: «4» — 13%, «5» — 0%.
По строкам 050, 060 с кодом «4» по реквизиту «Вид дохода» отражается сумма налога на прибыль, выплаченная за пределами РФ и засчитанная в уплату налога на прибыль согласно порядку, установленному ст.ст. 275, 311 НК РФ, в предыдущем отчетном периоде.
Суммы начисленного налога за предыдущие отчетные периоды отражаются по строке 070, а в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода — по строке 080.
Согласно п.п. 4.4.4, 4.4.5 раздела IV Порядка суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет (строка 080 листа 04), переносятся в подраздел 1.3 раздела 1 Декларации с указанием вида платежа 4 или 5 по строке 010 (доходы от долевого участия в иностранных организациях).
Подробнее смотрите материал: Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль — «Налоги и финансовое право», 2010 г. Несмотря на то, что указанные рекомендации даны для налоговой декларации по налогу на прибыль, которая утратила силу, на наш взгляд, они актуальны и в приведенной ситуации.
В соответствии с п. 12.3 Порядка по строке 050 Листа 04 с кодом «4» по реквизиту «Вид дохода» указывается сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному ст. 311 НК РФ (т.е. в том случае, если между Российской Федерацией и государством, на территории которого уплачен налог, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения).
Так, согласно п. 3 ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российск
ой Федерации.
Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение).
В силу п. 2 ст. 9 Соглашения дивиденды могут облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором предприятие, выплачивающее дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в соответствии с законодательством этого государства, но взимаемый налог не должен превышать 15% валовой суммы дивидендов.
На основании ст. 20 Соглашения двойное налогообложение устраняется следующим образом: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход или владеет имуществом в другом договаривающемся государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на упомянутые доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с указанными доходом или имуществом в первом упомянутом государстве. Данный вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого государства на доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
В целях зачета налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных ею от источников за пределами РФ, форма которой (далее — Декларация о доходах за рубежом) и инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция) утверждены приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709.
В соответствии с п. 3 Инструкции Декларация о доходах за рубежом может быть представлена в налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей Декларации (смотрите письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32671).
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — документа, заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
Подтверждение, указанное в п. 3 ст. 311 НК РФ, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации контрагент выступил в качестве налогового агента и удержал в соответствии с законодательством Республики Беларусь соответствующую сумму налога. В связи с этим для зачета удержанного иностранной организацией налога при уплате российской организацией налога на прибыль необходимо подтверждение налогового агента.
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих факт удержания налога налоговым агентом, а также не устанавливает перечня реквизитов данных документов.
По мнению Минфина России, представленному в письмах от 21.02.2014 N 03-08-05/7410, от 21.09.2011 N 03-08-05, налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми на территории иностранного государства.
В письме Минфина России от 16.06.2010 N 03-08-05 сообщается, что подтверждением налогового агента может являться письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом, с приложением платежного поручения о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника. Указанное подтверждение налогового агента, по мнению Минфина России, может не заверяться печатью в том случае, когда законодательство иностранного государства, резидентом которого является налоговый агент, удержавший налог, не предусматривает проставления печати на документах об удержанном налоге.
В ряде случаев представители Минфина России также сообщают, что платежное поручение о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника, должно содержать отметку об исполнении (смотрите письм
а Минфина России от 07.10.2009 N 03-08-05, от 20.08.2008 N 03-08-05).
Документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык (письма Минфина России от 21.02.2014 N 03-08-05/7410, от 21.09.2011 N 03-08-05).
Представители Минфина России также разъясняют, что налоговые органы при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанного в иностранном государстве, могут запросить дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета (смотрите письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-08-05).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
9 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) С 1 января 2015 года повышена ставка налога на прибыль организаций по доходам в виде дивидендов (доходам от долевого участия в других организациях) с 9% до 13%. Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/[email protected], не учитывает изменение этой налоговой ставки. До внесения изменений в форму декларации при заполнении Раздела А «Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)» декларации необходимо руководствоваться разъяснениями, приведенными в письме ФНС России от 26.02.2015 N ГД-4-3/[email protected]
ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА
Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .
Смотреть что такое «ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА» в других словарях:
ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА — (deduction at source) Метод взимания подоходного налога, который предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. Налоговые органы… … Финансовый словарь
взимание налога у источника дохода — Метод взимания подоходного налога, который предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. Налоговые органы полагают, что собирать… … Справочник технического переводчика
ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ ПО ДЕКЛАРАЦИИ И У ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ — способы взимания прямых личных налогов (подоходных налогов с физических лиц, корпорационного налога, налогов с наследства и др.). Взимание налога по налоговой декларации предусматривает подачу налогоплательщиком заявления о доходах, полученных им … Энциклопедия российского и международного налогообложения
ВАЛОВОЙ ДОХОД, ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ — (gross income) 1. Доход физического лица или организации до вычета их него понесенных при его получении затрат. 2. Доход, подлежащий налогообложению, налоги из которого, однако, удержаны не были. Для многих видов доходов налоги могут удерживаться … Словарь бизнес-терминов
Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора
Россия. Политический отдел и финансы: Финансовое хозяйство — 1) Древнейший период. Содержание князя, военные предприятия, примитивное управление и суд как главнейшая составная часть последнего были единственными коллективными потребностями древнейших русских политических союзов. Удовлетворение этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Налоги — (общая теория). I. Историческое развитие Н. Налоги, ныне составляющие главный источник государственного дохода, возникали и развивались постепенно, заменяя собой прежние способы извлечения доходов. Существование стройной системы Н. есть, поэтому … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Финансы — (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). Слово финансы ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fonancia, употреблявшегося в XIII и XIV вв. в смысле обязательной уплаты денег и срока уплаты . В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДОГОВОР БЕЗНАЛОГОВЫЙ — TAX FREE COVENANTФедеральный закон о подоходном налоге 1913 г. содержал положение, предусматривавшее взимание налога по доходам от облигаций у источника , а также требовал от эмитентов, чтобы каждый отрывной купон на получение процентов содержал… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Соляной налог — с точки зрении равномерности обложения, крайне нерационален. Размер потребления соли вовсе не стоит в связи с налогоспособностью плательщиков; каждый более или менее нуждается для поддержании своего здоровья в одном и том же количестве соли;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русско-казахский словарь налог взимаемый у источника дохода
налог взимаемый у источника дохода
Не нашли перевода? Напишите Ваш вопрос в форму ВКонтакте, Вам, скорее всего, помогут:
Правила:
- Ваш вопрос пишите в самом верхнем поле Ваш комментарий. , выше синей кнопки Отправить. Не задавайте свой вопрос внутри вопросов, созданных другими.
- Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать или в поле Написать комментарий. , ниже вопроса.
- Размещайте только небольшие тексты (в пределах одного предложения).
- Не размещайте переводы, выполненные системами машинного перевода (Google-переводчик и др.)
- Не засоряйте форум такими сообщениями, как «привет», «что это» и своими мыслями не требующими перевода.
- Не пишите отзывы о качестве словаря.
- Рекламные сообщения будут удалены. Авторы получают бан.
Налог взимаемый у источника дохода
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право
Налог на прибыль у источника дохода по договору между российской компанией и белорусской компанией
Вопрос:
Интересует вопрос удержания налога на прибыль у источника дохода по договору между российской компанией и белорусской компанией (либо ИП, физ. лицом), предметом которого одновременно является оказание услуг и передача авторских прав (ст.7 и ст. 11 Соглашения между РФ и Белоруссией от 21.04.1995). По условиям нашего договора ИП резидент Беларуси оказывает российской компании услуги по съемке и предоставляет авторские права на отснятые материалы. По статье 7 услуги в РФ налогом не облагаются, а авторские права по ст.11 облагаются по ставке 10 %, но есть мнение, что налоговая требует облагать по ставке 10 % всю сумму по договору (и права, и стоимость услуг).
По телефону было уточнено, что предметом договора является оказание услуг по съемке концерта и передача права на отснятый материал на условиях отчуждения авторского права. Местом оказания услуг является территория РФ (оператор приезжает в РФ со своим оборудованием).
Ответ:
Исходя из текста вопроса, в рамках настоящего ответа рассмотрим налогообложение доходов у исполнителя — индивидуального предпринимателя.
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются налогоплательщиками НДФЛ в отношении доходов от источников в РФ (п.1 ст.207 НК РФ).
К доходам от источников в РФ, в частности, относятся:
— доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав (пп.3 п.1 ст.208 НК РФ);
— вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (пп.6 п.1 ст.208 НК РФ).
По общему правилу налогообложение доходов физлиц, не являющихся резидентами РФ, производится на ставке 30% (п.3 ст.224 НК РФ).
Вместе с тем по правилам ст.7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Между Правительством РФ и Республикой Беларусь действует Соглашение «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» от 21.04.1995 (далее — Соглашение от 21.04.1995).
Согласно ст.11 указанного Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 % валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
В силу п.3 ст.11 Соглашения от 21.04.1995 термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
В то же время, в данном случае авторские права передаются путем их отчуждения.
Исходя из ГК РФ права на использование произведения передаются по лицензионному договору (ст. 1286 ГК РФ), тогда как по договору об отчуждении исключительных прав автор или иной правообладатель обязуется передать исключительное право на произведение в полном объеме (ст. 1285 ГК РФ).
Таким образом, ГК РФ разделяет передачу исключительного права (договор об отчуждении исключительного права) и предоставление прав использования объектов интеллектуальной собственности (лицензионный договор) на два отдельных вида дохода (по смыслу см. Письма Минфина России от 28.10.2015 N 03-08-05/61954, N 03-08-05/61955), в связи с чем, на наш взгляд, доходы от отчуждения авторских прав не должны подпадать под положения ст.11 Соглашения от 21.04.1995.
Данный вывод подтверждается разъяснениями Минфина.
В частности, в Письме Минфина РФ от 21.05.2010 N 03-08-05 указано, что «в соответствии с Комментариями к Модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Фед
ерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения термин «доходы от авторских прав и лицензий» не включает платежи, производимые за отчуждение исключительного права на любой элемент имущества, упомянутого в определении термина «доходы от авторский прав и лицензий», в том числе на аудиовизуальное произведение, то есть за передачу полного права владения аудиовизуальным произведением». Платежи такого вида Минфин относит к прибыли от осуществления предпринимательской деятельности, налогообложение которой регулируется положениями ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Соглашения от 21.04.1995.
Схожий по смыслу вывод сделан в Письме Минфина РФ от 06.10.2016 N 03-08-05/58256.
На основании п.1 ст.7 Соглашения от 21.04.1995 прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве (ст.5 Соглашения от 21.04.1995).
В силу пп. «д» п. 1 ст. 3 Соглашения от 21.04.1995 выражение «предприятие Договаривающегося Государства» означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого Государства.
По информации Минфина, в соответствии с достигнутыми между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь договоренностями в каждом из Договаривающихся Государств индивидуальные предприниматели другого Договаривающегося Государства должны рассматриваться в качестве предприятий согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 3 Соглашения от 21.04.1995.
Таким образом, ст.7 Соглашения от 21.04.1995 распространяется на ИП, зарегистрированных в таком качестве на территории Республики Беларусь. При этом белорусские предприниматели для обеспечения налогообложения на территории РФ в соответствии с достигнутыми договоренностями должны представить справку о подтверждении налогового резидентства на территории Республики Беларусь, выданную соответствующим компетентным органом.
Соответствующие разъяснения представлены, например, в Письмах Минфина России от 06.12.2016 N 03-08-05/72610, от 07.07.2006 N 03-08-07/Белар., от 20.04.2006 N 03-08-07/Белар.
Компетентным органом применительно к Республике Беларусь является Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченные представители (пп. «ii» п.1 ст.3 Соглашения от 21.04.1995).
По разъяснениям ФНС РФ (Письмо от 08.08.2007 N ГИ-6-26/[email protected]) право подтверждения постоянного местопребывания резидентов Республики Беларусь (юридических и физических лиц) предоставлено инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту регистрации юридического лица и проживания физического лица.
Документ (справка), подтверждающий постоянное местопребывание (резидентов), составляется по форме, установленной Республикой Беларусь.
Уполномочены подписывать такой документ начальники и заместители начальников городских (районных) инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту нахождения организаций (проживания физических лиц). Подписи указанных должностных лиц заверяются гербовой печатью с наименованием налоговой инспекции.
Что касается доходов от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ, то они также подпадают под действие ст.7 Соглашения от 21.04.1995 и не облагаются в РФ, если ИП не осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через находящееся там постоянное представительство.
С учетом изложенного, считаем, что при выплате российской организацией дохода белорусскому индивидуальному предпринимателю как за оказанные услуги, так и за отчуждение авторских прав у такого предпринимателя по правилам ст.7 Соглашения от 21.04.1995 не возникает налогооблагаемых доходов в РФ, если только его деятельность не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.
В рамках отве
тов на вопросы анализ конкретных хозяйственных операций и оценка рисков по ним не проводятся. Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение по вопросу клиент принимает самостоятельно.
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право
ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ
Налог. Классификация налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
Признаки налогов следующие:
- императивно-обязательный характер;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма;
- публичный и нецелевой характер.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.
Обязательные элементы налога:
- объект (доход, имущество, товар);
- налоговая база;
- величина налоговой ставки (квота);
- налоговый период (месяц, квартал, год);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты налога.
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
- прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
- косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
- пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
- общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
- маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
4. По субъекту уплаты выделяют:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода;
- налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
- собственные (закрепленные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
Существуют три способа взимания налогов:
1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.
2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).
3. По декларации (подача деклараций по налогам).
Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Налоги как источник доходов государства
В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.
Финансы — 1) денежные средства, ценные бумаги и иные денежные обязательства семьи, предприятия, государства; 2) совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.
Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.
Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.
Под системой налогообложения страны понимают (рис. 13-1):
- перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
- методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
- методы организации сбора и использования налогов;
- круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.
Рис. 13-1. Структура налоговой системы страны
Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:
- нейтральной;
- справедливой и
- эффективной как источник получения доходов государства.
Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.
Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.
Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год. Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате.
Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:
- что облагать налогами (какова основа налогообложения);
- какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).
Основы налогообложения. Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.
Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.
Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.
Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.
Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.
Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.
Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Использование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития. Именно так, например, укрепил бюджет России на пороге XX в. выдающийся государственный деятель премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте.
Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс). При этом некоторые из налогов являются целевыми, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.
В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.
Пошлина — плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.
Например, государство берет с россиян пошлину за:
- оформление свидетельств о браке и рождении детей;
- выполнение процедуры расторжения брака;
- подтверждение права на получение наследства;
- принятие жалобы к рассмотрению в суде;
- выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).
Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.
В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.
Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами: за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами; налог на прибыль организаций; налоги, служащие источником образования дорожных фондов: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств; государственную пошлину; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на игорный бизнес; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых.
Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса.
Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.
Ставка налога — величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.
Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме.
В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:
- прогрессивную;
- пропорциональную;
- регрессивную.
В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.
В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.
Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.
Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая. Существуют два подхода к обеспечению налоговой справедливости — горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость.
Горизонтальная справедливость (рис. 13-2) предполагает равное налогообложение равных доходов. Напротив, вертикальная справедливость (рис. 13-3) — это система налогообложения, при которой применяются различные налоговые ставки в зависимости от уровней дохода.
Рис. 13-2. Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/3 своих доходов)
Рис. 13-3. Вертикальная налоговая справедливость (доля доходов, отдаваемая в качестве налогов, увеличивается по мере роста исходной суммы доходов)
Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. В связи с этим они часто используются в рамках комплекса налогов, так как практически все страны мира собирают доходы с помощью не одного, а многих различных налогов.
Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.
Масштаб налоговых изъятий. Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере Огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.
С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.
С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.
В итоге система налогов всегда формируется как компромисс между интересами различных групп общества, а также между интересами страны в целом и ее отдельных регионов. Именно поэтому не существует однозначных правил построения налоговых систем, хотя экономической науке известно немало проверенных вековой практикой принципов на/логовой политики. Но каждая страна использует эти принципы по-своему в зависимости от стоящих перед нею задач.
В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.
Возможности дальнейшего введения новых налогов практически исчерпаны — можно добиваться лишь более полного сбора налогов, ранее утвержденных законодательной властью. Поэтому задача российского правительства на ближайшее десятилетие не изобретение новых налогов, а совершенствование механизма взимания уже действующих и общее улучшение механизма налогообложения в соответствии с рекомендациями финансовой науки.
Теперь надо выяснить, что происходит с налоговыми сборами, как они трансформируются в расходы государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет.