Евсеев ю и физическая культура учебное пособие

Евсеев ю и физическая культура учебное пособие

  • Спорт. Самооборона
  • 49.00.00: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
  • 49.03.01: Физическая культура
  • 49.04.01: Физическая культура

Физическая культура: Учебное пособие / Евсеев Ю.И., — 9-е изд., стер. — Рн/Д:Феникс, 2014. — 444 с. ISBN 978-5-222-21762-7

Представленное учебное пособие, апробированное пятью предыдущими изданиями и дополненное с учетом результатов анализа и обобщения опыта педагогов, тренеров, с учетом мнения студенческой молодежи, соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Структура пособия — модульная форма обучения. Физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ю.И. Евсеев. Серия «Учебники, учебные пособия»

1 Серия «Учебники, учебные пособия» Ю.И. Евсеев ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Ростов-на-Дону 2003

2 ББК 65.5 Е 25 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.Г. Трушкин, кандидат педагогических наук, профессор Н,К. Ковалев Евсеев Ю.И. Е 25 Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, с. Учебное пособие отражает требования Государственного образовательного стандарта. В нем физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Для студентов и преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений. ISBN ББК 65.5 Ю.И. Евсеев, 2003 Оформление «Феникс», 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ Реальные преобразования в стране, и, естественно, в высшей школе отразились и на процессах переосмысления, пересмотре концепции развития отечественной системы высшего образования профессиональное образование в вузах обретает гуманистический, культурно-созидающий, творческий характер. В направлении «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта удельный вес вузовской дисциплины «Физическая культура» значителен, конкретен и составляет 408 часов аудиторных занятий на I-IV курсах. Особенно важно то, что теоретическая подготовка более глубокое освоение методико-практйческого и практического учебного материала физической культуры представлена конкретной тематикой в виде цикла лекций и итоговой аттестацией экзаменом. Ю.И. Евсеевым заслуженным работником физической культуры РФ, профессором, членом-корреспондентом Международной педагогической академии, заведующим кафедрой физического воспитания, спорта и туризма, а главное, педагогом с многолетним стажем разработан авторский курс соответствующих рекомендуемой теории лекций по обязательной части программы по физической культуре для нефизкультурных вузов. Содержание базируется на современных достижениях науки, формирующих физическую культуру, ее понятийный аппарат и практическое использование в подготовке высококвалифицированных специалистов. Достаточно интересна архитектоника учебного пособия, мотивирующая интерес к содержанию и возможность самоконтроля, самопознания. Учебное пособие спланировано в соответствии с легитимными документами, иллюстрировано примерами из личного опыта автора спортсмена, путешественника, восходителя, педагога и популяризатора физической культуры, спорта и туризма. Содержание учебного пособия, рекомендованного высшим органом образования РФ, будет интересно не только студенческой молодежи, кому оно и предназначено, но и преподавательскому корпусу высших и средних профессиональных учебных заведений, читающих соответствующий курс по дисциплине «Физическая культура». Заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор, действительный член Академии наук высшей школы Виленский М.Я. 3

3 ВВЕДЕНИЕ Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая физическая культура направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства. Естественно, что вузам и кафедрам физического воспитания предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний учебного заведения, контингента студентов, преподавателей, тренеров и климато-гео-графических условий. Педагогический процесс физического воспитания предусматривает теоретическую, методико-практическую и практическую направленность воздействий с целью формирования у студентов системы научно-практических знаний, умений, навыков по физической культуре. Содержание предлагаемого обязательного курса включает в себя основополагающие понятия и термины, необходимый минимум знаний наук, питающих физическую культуру и отвечает на контрольные вопросы Примерной программы (2000 г.) практически в полной мере. На опыт педагога, лектора предоставлено углубление и расширение отдельных тем, что связано с особенностями будущей профессии выпускника. Эти же причины дают возможность методистам кафедры сформировать систему или воспользоваться предложенной (см. Приложение 1) для подготовки итоговой аттестации. Не претендуя на исчерпывающее решение задач, связанных с теоретической и, частично, методико-практичес-кой подготовкой студентов нефизкультурных вузов, автор заранее благодарен за критические замечания как уважаемым коллегам, так и дорогим студентам. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В этой главе вы ознакомитесь с основными терминологическими понятиями, а также с наиболее значимыми периодами становления и значением физической культуры в жизни народов. В ней подчеркнута весомость физической культуры, спорта и туризма в формировании личности, гражданина, профессионала, а также даны тесты для определения общей физической подготовленности человека. Основные понятия, ключевые слова Физическая культура (ФК) это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Спорт специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества. Ценности ФК практически значимая основа физической культуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуальноличностных задач. Физическое совершенство наиболее выраженный специфический результат воздействия ФК на человека. Физическое воспитание вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека. Физическое развитие процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Психофизическая подготовка целенаправленный процесс специальная система занятий, фундамент которой взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. Психофизическая тренировка учебно-тренировочный процесс, в основе которого методика использования со- 4 5

4 четания определенной физической нагрузки и приемов регуляции. Физическая и функциональная подготовленность конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности. Физическое образование процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями по использованию средств ФК в различных условиях жизни и деятельности. Двигательная активность один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств ФК и спорта. Двигательное умение сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов. Двигательный навык подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения. Профессиональная направленность физического воспитания осуществляется одной из основных подсистем культуры в виде профессионально-прикладной физической подготовки, задачи которой формировать специально-прикладные знания, качества, умения, навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к эффективной профессиональной деятельности. Физическое совершенство человека это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его. И. Г. Чернышевский Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности. Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы». Физическая культура это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей. В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела и др. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно ценностно и значимо. Академик Н.И. Пономарев, опираясь на результаты исследования обширного материала, пришел к выводу, ставшему основополагающим для истории возникновения и первоначального развития физического воспитания, что «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела. Организма человека как главной производительной силы». В этом развитии охота, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период 6 7

5 человек оценил преимущества новых навыков, жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты. Археология и этнография предоставили возможность проследить за развитием человека, следовательно, и физической культуры, с древнейших времен. Результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно необходимых действий физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже тогда, в каменном веке, появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и т.д. Представляет интерес и то, что у многих народов появляются традиции и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящения при переходе из одной возрастной группы в другую. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты испытания, а девушкам выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни. Так, на одном из островов архипелага Новые Гибриды ежегодно устраивались праздники, кульминацией которых были «прыжки с вышки» на суше (Л. Кун). Участник этого состязания, к щиколоткам которого была привязана закрепленная веревка из лиан, летит вниз головой с высоты 30 м. Когда голова почти касается земли, упругие лианы сокращаются и подбрасывают человека вверх, и он плавно приземляется на ноги. В те далекие времена не прошедшие это испытание не допускались к обряду посвящения, не могли появляться на людях. Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов. Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не 8 умел читать, писать и плавать» (Агеевец В.У., 1983), физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего. Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр. Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон кулачный боец, математик и философ Пифагор олимпийский чемпион, Гиппократ пловец, борец. Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес. у греков, Гильгамес у вавилонян, Самсон у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической. Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и умением слагать стихи. Наибольшего развития в капиталистическом обществе достиг спорт как составнаячасть физической культуры. Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие. 9

Это интересно:  Приказ 2700 минобороны

6 физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упражнениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв., был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время (вплоть до начала XX в.) игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания. Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной). Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Ценные самобытные виды физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже многонационального русского государства. Появление и укрепление дворянской империй Петра I (XVIII в.) сказалось в известной мере и на государственном влиянии на развитие физической культуры. Это коснулось прежде всего боевой подготовки войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитания дворянства. Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры. 10 В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову. Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В 1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба. В начале XX в. в Петербурге возникли спортивные общества: «Маяк», «Богатырь». Различные спортивные организации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменовлюбителей. Однако условий для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и настойчивости, с какой они тренировались. Это всем известные Поддубный, Заикин, Елисеев и др. С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортплощадок. В 1918 г. организуется первый в стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию. Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в 11

7 физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи. В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников. В гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн человек. В 1989 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпинизма скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методическими и учебными центрами. При клубах готовились инструктора, тренеры, руководители секций. Следует сказать о том, что первый туристский клуб в СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г. Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий. Помещение клуба было очень скромным. Он располагался в двух больших залах. Вот как писал о планах работы клуба журнал «На суше и на море»: «Здесь туристы имеют возможность обменяться опытом в работе, обсудить планы своих путешествий, получить консультацию, организовать учебу по технике туризма. Несомненно, что форма клубно-туристской работы целиком и полностью оправдает себя. На стенах комнат размещен методический, консультационный и справочный материал по всем видам самодеятельного туризма. Здесь имеется уголок альпиниста, водника, велосипедиста и пешехода. Куда можно поехать летом, где и как провести выходной день? На этот вопрос отвечают десятки маршрутных плакатов. При клубе работают секции: пешеходная, водная, велосипедная и альпинистская. 12 В ближайшее время организуются географический, краеведческий и фотокружки. Клуб провел консультацию, как организовать туристско-экскурсионную работу на предприятии, и лекции с диапозитивами о Казбеке и Эльбрусе. Намечено организовать вечера встреч туристского актива и провести для фабзавместкомов и добровольных спортивных обществ ряд массовых консультаций по туризму». До Великой Отечественной войны Ростовский клуб туристов так и остался единственным в стране. После войны он был организован вновь в октябре 1961 г. Автору этого учебного пособия посчастливилось быть его первым директором. В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза. Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы. В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д. После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды и почти тысячу раз мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов СССР. С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами Международной федерации по 63 видам спорта. Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные заведения, Госкомитет России по физической культуре и туризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом России, являясь его членом, с правительственными 13

8 органами, различными молодежными организациями. РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех его мероприятиях. РССС объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей/около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование. Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идеи и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие мероприятия, направленные на реализацию уставных задач. Повышается роль физического воспитания и высших учебных заведений. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессиональноприкладная физическая под- 14 готовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту; совершенствование спортивного мастерства студентов. Занятия проводятся на всем протяжении теоретического обучения на всех курсах. Одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс по физическому воспитанию в вузах, является учебная программа, которая определяет объем знаний, навыков, уровень физической подготовленности, т.е. то, чем должны овладеть студенты по предмету «физическое воспитание». Наука о физическом воспитании развивает положения И.М. Сеченова о роли «темного» мышечного чувства и других органов чувств в выполнении упражнений, о природе произвольных движений и основах двигательного навыка, об активном отдыхе, о роли внешней среды. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали работы выдающихся русских педагогов К.Д. Ушинс-кого, П.Ф. Лесгафта, а позднее И.П. Павлова, А.Н. Крес-товникова, Н.Н. Яковлева и др. Большим достижением науки о физическом воспитании явилось создание организационных и методических форм использования физических упражнений с лечебной целью. Повышенное внимание к использованию средств оздоровительной физической культуры (ОФК) как никогда актуально сегодня. Обратимся к нашей действительности: на период конца 2000 г. у 72% школьников начальных классов отмечается нарушение осанки, у 30-40% отклонения в сердечно-сосудистой системе. 50% девочек и 20% мальчиков имеют избыточный вес (по материалам съезда работников народного образования). Увеличьте эти цифры на 10-15%, и вы получите информацию 2002 г. Отмечаются и устойчивые негативные тенденции. В первую очередь это снижение уровня физического и психического здоровья абитуриентов и студентов, рост заболе- 15

9 ваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем за период обучения, увеличение количества лиц с отклоняющимся поведением в силу жизнедеятельности с ограниченной двигательной активностью, ухудшение и потеря социально-культурных ценностей и привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи, а также неукоснительно снижающийся уровень материально-технического обеспечения учебного и учебнотренировочного процессов. Отсюда вытекает актуальность задач вузовского физического воспитания, перечисленных выше. Думается, что естественное стремление кафедр решить поставленные задачи сегодня, да и в обозримом будущем, столкнется с рядом проблем, детерминированных нашим прошлым, с его «гонкой» за объемами и цифрами, фундамент которых огромное количество противоречий: разнообразие мотивов, социально и личностно значимых потребностей, чрезмерная унификация содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания; необходимость формирования потребностно-мотивационной сферы студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности и предписывающий, регламентирующий характер ее организации, в которой ограничен учет интересов, духовной культуры личности; широкий спектр возможности спорта для удовлетворения индивидуальных и групповых запросов молодежи и слабая дифференциация реальных возможностей занятий по направленности (рекреация, оздоровление, активный отдых и др.), ограничивающие привлечение их к этой сфере деятельности; большие потенциальные возможности эмоциональноэстетического развития в физкультурно-спортивной деятельности и их низкий содержательно-эмоциональный компонент, объединяющий и ограничивающий ее привлекательность; стремление молодежи к состязательности, сравнению своих способностей и возможностей в различных сферах физической культуры, спорта и ограниченное, регламентированное включение ее в соревновательную деятельность, преимущественно в рамках обязательного курса «Физическая культура»; стремление молодежи к самосовершенствованию и саморазвитию и отсутствие необходимых знаний, операционных умений, самоуправления и методически обоснованного самопрограммирования своей деятельности; наличие программно-целевой основы всего учебновоспитательного процесса и отсутствие необходимого содержательного обеспечения в профессиональной направленности учебных занятий и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности по ряду направлений профессионального обучения; повышение требований к качеству подготовки специалистов не сопровождается адекватным улучшением содержания по физической культуре, должным контролем за уровнем состояния здоровья и психофизической подготовленности, качеством обеспечения педагогических кадров, необходимым научнометодическим и информационным обеспечением, улучшением материально-технической базы; участие многих государственных и общественных организаций в обеспечении процесса физического воспитания и развития студенческого спорта и отсутствие необходимой преемственности и согласованности, что нарушает целостность образовательно-профессиональной подготовки специалистов. Неразрешенность отмеченных и других противоречий привела к тому, что на сегодняшний день физическое образование и воспитание студенчества не оправдывает социальных ожиданий. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений в большинстве своем не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в процессе физического воспитания, существенно ограничен перенос их знаний и практических умений на сферу учебного и профессионального труда, быта, отдыха, общения, здоровый стиль и образ жизни. Это находит отражение в отношении личности к себе, своему здоровью, психофизическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных отдач, в рациональном, содержательном ис

Это интересно:  Проектирование систем пожаротушения требования

10 пользовании свободного времени, наконец, в способности к социокультурному самоопределению. Негативные результаты усугубляются снижением возможностей полноценного питания, нерационального расписания учебных занятий, отсутствием действенной профилактики медицинского обслуживания, необходимостью подработки студентов для обеспечения прожиточного бюджета и др. Как результат состояние здоровья, физическая подготовленность студентов старших курсов к завершению профессионального обучения существенно ухудшаются. К физическому самовоспитанию приобщается лишь незначительная часть выпускников. Резко ограничивается на 3-5 годах обучения участие студентов в спортивной деятельности. Все это приводит к тому, что в процессе профессиональной деятельности состояние здоровья ограничивает многим выпускникам возможность полноценной реализации своего творческого потенциала, сокращает их творческое долголетие. Вузовская физическая культура, играющая роль в гуманитарной подготовке специалиста, представляет для студенческой молодежи особую, непреходящую ценность, восполнить которую в последующие годы в полной мере невозможно. В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского. 1. Социально значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности. 2. Профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, «инструментальных» знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми «окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнения ее без моральных и психофизических издержек. 3. Индивидуально-личностный отражает целенаправленную и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую куль-туру, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей. На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали, как содержательного компонента учебно-научной, практико-ориентированнои дисциплины при подготовке специалиста в вузе. Выделены следующие группы: 1. Ценности-цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально-профессиональной деятельности специалиста: концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности, концепция «Я профессионал» как источник и результат профессионально самосовершенствования. 2. Ценности-средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально-профессиональной деятельности: владение необходимыми технологиями физического саморазвития, методико-практическими знаниями-умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля. 3. Ценности-отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупности отношений к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др. Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности. 4. Ценности-знания определяют значение и смысл знаний по физической культуре в процессе социально-про фессиональной деятельности: теоретических, методологи ческих, определяющих кругозор, необходимый для само развития личности в физической культуре, ее мировоззренческих позиций и убеждений

11 5. Ценности-качества раскрывают значение и смысл актуальных качеств и свойств будущего специалиста для социально-профессиональной деятельности: личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностнопрофессиональных, внешнеповеденческих, психофизических. Учебно-содержательный материал учебной программы по физической культуре для вузов ориентирует дисциплины гуманитарного цикла и, естественно, физическую культуру на развитие личности будущего специалиста, что, безусловно, потребует усиления «культуросозидающей функции физической культуры», увеличения и расширения возможностей процесса для повышения ее «культуроемкости». Особая роль физической, культуры отведена в процессах профессионального обучения в виде профессиональноприкладной физической подготовки, цель которой развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия. В процессе учебно-тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У занимающихся вырабатывается трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом, физическое воспитание позитивно влияет на воспитание профессионально-трудовое. На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера, в основе которого гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к семье, работе. Именно на соревнованиях необходимо проявить или проявлять постоянно силу воли, дисциплинированность, выдержку, решительность, смелость, самообладание и многие другие качества, так необходимые для достижения поставленных целей. Так, физическое воспитание, органически связанное с идейнонравственным воспитанием, формирует высокие личностные качества человека и гражданина. 20 Не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию индивидуум усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект. Содержание профессиограмм и психограмм студентов и специалистов в различных сферах деятельности дало возможность увидеть некоторые обобщенные модельные характеристики как специалистов в условиях их профессионального труда, так и студентов в условиях вузовской среды индивидуальновоспитательного пространства, отражающего особенности учебного заведения, будущей профессии, формирования профессионала, гражданина, личности. И, видимо, имеет смысл рассмотреть влияние и роль физической культуры и спорта в общей подготовке высококвалифицированного специалиста в нефизкультурном вузе. Следует подчеркнуть широчайшие возможности физической культуры, спорта, которые могут быть использованы с целью развития, воспитания и формирования граней будущего профессионала практически в любой деятельности человека. Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы Анищенко B.C. Физическая культура: Учеб. пособие. М., Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт, Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностный качества важнейшие факторы конкурентоспособности спе- 21

12 циалиста в условиях рыночной экономики: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Ростов н/д, Физическая культура. Учебник Гардарики. М., Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, Мои физические возможности (тест для мужчин) Свои физические возможности вы сможете оценить с помощью гарвардского стен-теста. В течение 5 минут непрерывно делайте «восхождение» на приготовленный стул, а потом спускайтесь. Последовательность здесь такая: 1) одна нога поставлена на стул; 2) обе ноги на стуле; 3) одна нога на полу; 4) обе ноги на полу. Темп достаточно быстрый. Если вас не хватило на 5 ми нут _ засеките, сколько времени вы выдержали. Окончив упражнение, сразу сядьте на стул. Посчитайте пульс по такому графику: 1) через минуту после окончания упражнения в течение 30 с (ЧСС — 1); 2) через 2 минуты после окончания упражнения в течение 30 сек. (ЧСС- 2); 3) через 3 минуты в течение 30 с (ЧСС — 3). Теперь рассчитайте индекс гарвардского стен-теста по следующей формуле: время выполнения в сек. х 10 ИГСТ = (ЧЧС ЧСС ЧСС — 3) х 2 ИГСТ ОЦЕНКА меньше 55 плохо ниже средней средняя хорошая 90 и более отличная Для определения силы плечевого пояса проведем отжимание от пола в упоре лежа. 40 раз и более отлично, раз хорошо, удовлетворительно, меньше 10 плохо. Тренированность мышц живота и спины определяется так: садитесь на пол, руки в упоре сзади. Поднимите ноги на см от пола. Опишите ступнями круг 80 см сначала по часовой стрелке, затем против. Если вы сможете без перерыва выполнять это упражнение более 4 мин отлично, 3-2,5 мин хорошо, 2-1,5 мин удовлетворительно, меньше минуты плохо. Для определения силы ног предлагаем приседания. Нужно медленно, в течение 5-6 с, делать приседания и в течение такого же времени подниматься. 8 приседаний отлично, 6 хорошо, 4 удовлетворительно, меньше 2 плохо. Сведите результаты в таблицу и раз в месяц обновляйте данные. Чтобы результаты росли нужны ежедневные занятия по минут в день. В здоровом теле здоровый дух (тест для женщин) Итак, как вы чувствуете себя физически? Давайте проверим. Каждый знает, что это зависит от умеренного и разнообразного питания, достаточного сна, активного движения, лучше всего на открытом воздухе. И наоборот, вредит: курение, алкоголь, переедание, сидячий и малоподвижный образ жизни, отсутствие режима. Но, если говорить откровенно, многие ли придерживаются строгого режима? Многие ли могут себе это позволить при бешеном ритме современной жизни? Этот португальский тест даст возможность каждой женщине определить, как она себя чувствует. На ответы требуется совсем немного времени, но необходимо некоторое 23 22

13 усилие воли, чтобы, узнав результаты, при необходимости поменять некоторые свои привычки и обратить больше внимания на свое тело. 1. Когда вы смотритесь в зеркало, нравится вам ваша фигура? а) обычно да; б) да; в) нет. 2. Нравится ли вам ваша кожа? а) обычно да; б) да; в) нет. 3. Пальцами ущипните кожу на левой руке. Через какое время она примет первоначальный цвет? а) сразу же; б) через 1 секунду; в) через 2 секунды. 4. Есть ли у вас излишние кожные жировые отложе- ния? а) немного; б) да; в) нет. 5. Сколько раз в неделю вы едите горячую пищу? а) каждый день; б) 3-5 раз в неделю; в) 1-3 раза. 6. Возникают ли у вас проблемы с пищеварением? а) да, но редко; б) да; в) нет. 7. Следите ли вы за собой, даже когда вы одна? а) редко; б) да; в) нет. 8. Занимаетесь ли вы спортом: а) редко; б) да; в) нет. 9. Легко ли вы встаете утром? а) обычно да; 24 б) да; в) нет. 10. Как вы выбираете туалет (укажите одновременно два варианта)? а) чтобы он был модным; б) чтобы он был удобным; в) чтобы он был сшит по фигуре; г) чтобы он был свободного покроя. 11. Какую обувь вы носите (укажите один вариант от вета в каждом из разделов I, II и III)? I. а) на высоких каблуках; б) на низких; П. а) с заостренным носом; б) с широким; III. а) из мягкого материала; б) из твердого. 12. Пользуетесь ли вы натуральными косметическими средствами? а) да, иногда; б) да; в) нет. 13. Занимаетесь ли вы каким-то видом гимнастики (аэробикой, йогой и т.д.)? а) редко; б) да; в) нет. 14. Употребляете ли вы спиртное? а) 3-7 раз в неделю; б) 1-3 раза; в) нет. 15. Нормальный ли у вас вес (от вашего роста в сантиметрах отнимите 100 и от остатка еще 10%)? а) на 10-15% ниже нормы; б) норма; в) на 10-20% выше нормы. 16. Пытаетесь ли вы регулировать свой вес с помощью диеты? а) редко; б) нет; в) часто., 17. Каково обычно ваше душевное состояние? а) плохое; б) хорошее; 25

Это интересно:  Возврат налога при покупке недвижимости на материнский капитал

14 в) довольно хорошее. 18. Страдаете ли вы каким-то хроническим заболеванием? а) нет; б) да; 19. Чувствуете ли вы себя физически хорошо? а) обычно да; б) да; в) нет. 20. Умеете ли вы сосредоточиваться? а) нет; б) да; в) в достаточной степени. 21. Части ли у вас меняется настроение? а) нет; б) да; в) иногда. 22. Бывает ли у вас изжога? а) нет; б) да; в) иногда. 23. Часто ли вы зябнете? а) нет; б) да; в) иногда. 24. Регулярно ли вы заботитесь: а) о своем лице; б) о руках; в) о всем теле. 25. Довольны ли вы своей осанкой? а) нет; б) да; в) обычно да. 26. При легких недомоганиях вы предпочитаете: а) лекарства; б) домашние средства; в) ничего не делаете. 27. Сколько сигарет в день вы выкуриваете? а) от 5 до 10; б) от 20 до 40; в) не курите. 28. Сколько чашечек кофе или крепкого чая вы выпиваете ежедневно? а) больше трех; б) две-три; в) не пьете. 29. Бывают ли у вас сбои менструального цикла? а) часто; б) редко; в) нет. 30. Каков ваш пульс в спокойном состоянии? а) ударов в минуту; б) 66-70; в) Присядьте 10 раз на корточки. Каков ваш пульс теперь? а) ; б) ; в) Появляется ли у вас одышка, когда вы пешком поднимаетесь на третий этаж? а) нет; б) да; в) иногда. 33. Сделайте 10 подскоков на месте с высоко подняты ми коленями. Через какое время у вас восстановится ваш нормальный пульс? а) через 5 минут; б) через 2 минуты; в) через 1 минуту. 34. Сколько раз в день вы чистите зубы? а) 3 раза в день; б) 1-2 раза; в) бывает, что не успеваете или забываете почистить. 35. Сколько раз в год вы ходите к зубному врачу? а) не реже двух раз в год; б) один раз в год; в) вообще не ходите. 36. Достаточно ли вы времени отводите для сна (то есть 7-8 часов)? 27 26

15 а) обычно да; б) редко спите столько, сколько нужно; в) никогда столько не спите. 37. Бываете ли вы на свежем воздухе? а) часто; б) редко; в) нет. 38. Разведите руки в стороны, закройте глаза. Можете ли вы быстро попасть указательными пальцами обеих рук один в один? а) редко; б) обычно да; в) нет. По таблице подсчитайте набранные очки и сложите их. Номер а б в Номер а б в вопроса вопроса Если вам лет Если вам лет * см. Примечание ** см. Примечание Примечание. *Если вы выбрали: а + б, а + г, б + в 5 баллов; б + г 10 баллов; а + в 0 баллов. **Если вы выбрали: Iб + IIб + IIIб 10 баллов; Iа + IIа + IIIа 0 баллов; все прочие варианты 5 баллов. От О до 85 очков. Жаль, что вы совершенно не занимаетесь своим телом, не заботитесь о нем и считаете, что главное духовные ценности, забываете о важности физического здоровья. Если вы будете и дальше так продолжать, то ваше тело «отомстит» вам болезнями. Поторопитесь пересмотреть свое отношение к здоровью! От 90 до 230 очков. Вы уделяете своему телу недостаточно внимания и заботы. Вам не важно, в каком оно состоянии, лишь бы оно как-то функционировало. А ведь тело, как и ум, нуждается в постоянной заботе и внимании. От 235 до 385 очков. За ту заботу, которую вы проявляете о своем теле, в школе вам поставили бы «хорошо». Вы заботитесь о нем, но ваша забота односторонняя. Нужно обратить на свое тело большее и всестороннее внимание. От 390 до 540 очков. Ни в коем случае нельзя сказать, что вы не заботитесь о своем теле. Вы можете быть довольны, но не почивайте на лаврах. Только тот, кто постоянно и целеустремленно занимается своим телом (а также не забывает и пищу духовную), может достичь гармонии в жизни и хорошего самочувствия. 28

16 Глава II. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Вам предоставляется возможность полнее и глубже узнать нижеследующее: основные понятия, ключевые слова, организм человека как биосистема, кровеносная, нервная, эндокринная системы, функции дыхания, рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями, спортом, влияние гипоксии на человека в горах, а также ознакомиться с японским и американским тестами. Основные понятия, ключевые слова Организм человека целостная система, в которой все органы тесно связаны между собой и находятся в сложном взаимодействии; эта система способна к саморегуляции, поддержанию гомеостаза, корригированию и самосовершенствованию (И.П. Павлов). Гомеостаз (ис) (греч. стояние) поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство. Рефлекс (лат. отражение) ответная реакция организма на воздействия, осуществляющиеся через центральную нервную систему. Адаптация (лат. приспособлять) совокупность реакций организма, обеспечивающих приспособление организма или органа к изменению окружающей среды. Адинамия практически нулевая двигательная активность (ДА). Гиподинамия (греч. понижение + относящийся к силе) пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения. Гипокинезия (греч. понижение + движение) вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений. Гипоксия (греч. понижение + лат. кислород) кислородное голодание пониженное содержание кислорода в тканях. Максимальное потребление кислорода (МПК) критерий функционального состояния дыхательной и кровеносной систем. Двигательные умения, навыки форма двигательных стереотипов, выработанных по механизму условного рефлекса соответствующими упражнениями. Онтогенез (греч. сущее + происхождение) индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с филогенезом. Филогенез, филогения (греч. племя, род, вид + происхождение) историческое развитие организмов или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов. Можно говорить о филогенезе тех или иных органов. Рассматривается во взаимообусловленности и единстве с онтогенезом. Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Р. Декорт Организм человека как биосистема Одна из доминирующих черт XX в. ограничение двигательной активности современного человека. 100 лет назад 96% трудовых операций выполнялись за счет мышечных усилий. В настоящее время 99% с помощью различных механизмов. Наступило своеобразное противоречие с условиями окружающей среды: в то время, как все эволюционное формирование человека проходило под знаком высокой физической активности, в современных условиях эти качества оказываются мало применимыми. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека. Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками. Физические упражнения становятся своеобраз

17 ным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что очень важно!), но и как средство сохранения здоровья и работоспособности (что еще более важно!) Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, улучшается осанка). Повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей. Скелет, выполняя опорную и защитную (череп, грудная клетка, кости таза и др.) функции, чрезвычайно прочен. Отдельные кости выдерживают нагрузку до 2 тонн. Непрерывное (кости черепа и др.) и суставное соединения костей дают возможность составлять отдельные блоки, кинематические системы с большой степенью свободы, дающие возможность звеньям таких систем перемещаться по сложным траекториям. Сложный комплекс связанных друг с другом реакций расщепления (диссимиляции) и синтеза (ассимиляции) органических веществ основа развития организма человека. Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды 1. Не зная строения организма человека, особенности процессов жизнедеятельности в отдельных его органах, системах органов и в целостном организме, нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, а также обеспечить его физическое совершенствование. Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности будущего специалиста, который при изучении данной темы должен: исследовать особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды; 1 В главе II частично использованы материалы Я.Н. Гулько и Н.А. Прянишникова. уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем, вносить необходимую коррекцию в их развитие средствами физической культуры и спорта; уметь рационально адаптировать физкультурно-спортивную деятельность к индивидуальным особенностям организма, условиям труда, быта, отдыха и дифференцировать использование средств физической культуры и спорта с учетом отмеченных особенностей. Все это будет способствовать формированию мотиваци-онноценностного отношения к физической культуре, установке на здоровый образ жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Человеческий организм сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности, являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды. В организме человека насчитывается более 100 трлн (1х10 14 ) клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно фабрику по переработке веществ, поступающих в организм; электростанцию, вырабатывающую биоэлектрическую энергию; компьютер с большим объемом хранения и выдачи информации. Кроме этого определенные группы клеток выполняют специфические, присущие только им функции (мышцы, кровь, нервная система и др.). Наиболее сложное строение имеют клетки центральной нервной системы (ЦНС) нейроны. Их насчитывается в организме более 20 млрд. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 млрд единиц информации в 1 секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совершенная компьютерная система. Каждую клетку организма необходимо снабдить питательными веществами и кислородом, вывести из нее продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в Физическая культура 33