Арбитраж в Китае
Преимущества арбитража
Существует множество способов разрешения споров между сторонами коммерческого соглашения, но только судебный приговор и арбитражное решение имеют обязательную силу для сторон, а также принудительное исполнение. Арбитражное решение отличается от судебного приговора, арбитражное решение не может быть обжаловано, однажды принятое, оно является окончательным, имеет обязательную силу для сторон. Хотя арбитражное решение может быть отменено решением суда или в процессе исполнения отозвано судом от исполнения, однако причины для этого очень ограничены, в проблемах, касающихся иностранных дел, как правило, ограничены процедурными вопросами.
Автономия мнения сторон
В процессе арбитража стороны имеют право выбирать арбитражных судей, место арбитража, язык арбитража и приемлемые юридические свободы. Стороны также могут начать слушание дела, представлять доказательства, излагать мнения и достигать договоренностей по другим пунктам, в соответствии с необходимым им особенным арбитражным порядком. В ситуации, когда стороны не приходят к согласию, арбитражный суд волен принимать решение. Поэтому по строгости судебного процесса и временному сравнению арбитражный процесс более гибок.
Арбитражное дело не рассматривается открыто, что позволяет эффективно защищать коммерческие секреты и коммерческую репутацию сторон.
Арбитражные решения могут получить признание и исполнение на международном уровне.
По самым новым данным от 28 февраля 2005 г. количество стран-участниц «Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» («Нью-Йоркской конвенции» 1958 г.) достигло 135. Согласно данной конвенции арбитражные решения в этих странах могут быть взаимно признаны и исполнены. Кроме того, арбитражные решения могут быть исполнены в соответствии с другими касающимися арбитражного дела международными конвенциями и договорами. «Нью-Йоркская конвенция» вступила в силу для Китая в 1987 г., присоединившись к «Нью-Йоркской конвенции» Китай сохранил за собой право коммерческих и взаимовыгодных оговорок.
В Шанхае есть две арбитражные организации:
1. Шанхайский филиал Китайского комитета по международному экономическому и торговому арбитражу (CIETAC)
2. Шанхайская арбитражная комиссия
Заявитель, подавая ходатайство в арбитражную организацию, должен предоставить также следующие материалы:
1) основные документы сторон;
2) арбитражное соглашение, текст договора и их копии;
3) соответствующие доказательные материалы и документы.
Стоимость рассмотрения арбитражного заявления меняется в зависимости от суммы спора и местонахождения сторон.
Например, если обе стороны находятся не в Шанхае, сумма спора составляет 500 тыс. юаней, стоимость рассмотрения дела в Шанхайской арбитражной комиссии составит 17800 юаней, в CIETAC – 27500 юаней.
Арбитражный суд в китае
НОВОСТИ САЙТА
Уважаемые клиенты! В настоящее время нашей компанией оказываются услуги по ВИЗОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ в Китай
Нашей компанией оказываются услуги по регистрации компаний в Китае с полным юридическим и бухгалтерским сопровождением указанных компаний
Нашей компанией осуществляется услуга: проверка китайского поставщика на благонадежность
НОВОСТИ
ВЗГЛЯД НА АРБИТРАЖ В КИТАЕ
Заключая торговый или инвестиционный контракт с китайским контрагентом, многие игнорируют жизненную важность арбитражной оговорки, оставляя ее для определения «дружественной» китайской стороной в качестве демонстрации доверия и намерений добросовестно и длительно сотрудничать. Практически каждое подобное соглашение закрепляет между сторонами два способа урегулирования разногласий — «дружественные переговоры» и «разрешение споров».
В такой ситуации следует помнить, что арбитраж — наиболее предпочтительный способ разрешения споров и существует множество альтернатив, таких как выбор арбитражного органа и процедурных правил, применимых в арбитраже, которые при разрешении спора будут иметь первоочередное значение.
Итак, попробуем разобраться, что же представляет собой арбитраж в Китае.
Прежде всего следует отметить, что арбитраж в Китае существенно отличается от арбитража в других странах. Легитимным считается только арбитраж, проводимый официально признанными постоянно действующими учреждениями арбитража. Поэтому, выбирая Китай в качестве страны арбитража, стороны автоматически ограничивают себя в выборе применимых процедурных и основных норм. Кроме того, они смогут выбрать арбитров только из списков, предлагаемых учреждением арбитража в Китае, которое избрали стороны. В Китае существует два вида арбитража: регулирующий споры, связанные с зарубежными странами, и участвующий в разрешении исключительно внутренних споров. В первую категорию входят два учреждения — Китайская комиссия по международной экономике и торговому арбитражу (China International Economic and Trade Arbitration Commission — CIETAC) и Морская арбитражная комиссия, в компетенцию которой входят споры по вопросам судоходства. В данной статье мы рассмотрим только первую из них.
CIETAC — самый известный арбитражный орган Китая и один из наиболее часто используемых органов арбитража в мире. Ее можно приравнять к Международной Торговой Палате и Стокгольмской Торговой Палате.
В процессе своей деятельности CIETAC утверждает список арбитров, который предоставляется сторонам для выбора арбитров. В отличие от местных арбитражных комиссий CIETAC включает в свой список значительное количество иностранцев. Однако, несмотря на кажущуюся интернациональность, для разрешения определенных споров существует отдельный список арбитров, в который не входят иностранцы. Это споры, возникающие между предприятиями с иностранными инвестициями и китайскими внутренними юридическими лицами.
Даже сами слушания CIETAC имеют ряд отличий от слушаний в аналогичных учреждениях. Прежде всего именно CIETAC, а не арбитры, решает такие вопросы, как существование и законность арбитражного соглашения, и устанавливает даты слушаний. Кроме того, согласно правилам CIETAC, арбитражная комиссия уполномочена выносить решение на основе принципа справедливости и достоверности в дополнение к рассматриваемым фактам, договорным условиям и закону. В то же время международная практика предполагает, что арбитражная комиссия принимает во внимание справедливость только тогда, когда стороны явно уполномочили ее на это.
Параллельно с CIETAC в Китае также действуют более 140 местных арбитражных комиссий, функционирующих в соответствии с Законом об арбитраже. И хотя первоначально комиссии создавались лишь для решения внутренних споров, теперь они уполномочены разрешать все виды споров, происходящих из соглашений сторон. Такие комиссии работают в крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу. Пекинская арбитражная комиссия (ПАК) считается наиболее активной в разрешении споров, связанных с представителями зарубежных стран. Из-за более низких цен на услуги, сжатого периода рассмотрения дел и желания соответствовать международному уровню она становится реальной альтернативой CIETAC и зарубежным арбитражным судам.
По своей природе правила арбитража ПАК базируются на законодательстве об арбитраже и в основном соответствуют международным стандартам и практике. Но существуют и некоторые сложности. Так, одной из проблем, связанных с текущими процедурными правилами, является то, что ПАК часто признает публичное объявление равным оформлению документации даже тогда, когда нет никаких трудностей в ее ведении (таких, как невозможность определить местонахождение ответчика).
Слушания ПАК проходят в очень интенсивном ритме, и ответчик имеет лишь 15 дней во внутренних спорах и 45 дней в спорах, связанных с зарубежными странами, для того чтобы представить заявление в защиту своих интересов в арбитраже. Любые возникшие встречные требования должны быть зарегистрированы в течение 45 дней со дня получения уведомления об арбитраже. На практике соблюдение этих сроков редко влияет на исход дела, поскольку стороны зачастую до появления в зале заседаний не представляют к рассмотрению свои аргументы.
Аналогично CIETAC ПАК разрешает иностранным адвокатам и иным иностранным гражданам выступать в роли агентов. Однако в отличие от CIETAC ПАК ограничивает их число до трех, если сторона имеет «соответствующую причину».
Не нужно обладать выдающейся логикой, чтобы понять, что грош цена решению арбитража, если оно не может быть приведено к исполнению. В случае если ответчик — резидент Китая, маловероятно, что у него будут существенные активы за границей. В результате единственной реальной альтернативой станет исполнение решения на территории Китая. Следует помнить, что исполнение решения китайского арбитражного органа вне территории Китая может быть менее проблематично, чем в Китае. Поэтому важно учитывать этот фактор в случае наличия у китайского контрагента активов за пределами Китая. Если же таких активов нет, то при исполнении решения следует учитывать место рассмотрения спора и местонахождение активов в самом Китае.
Следует отметить, что процесс исполнения решений китайских арбитражных органов сложен, хотя может быть проще, нежели исполнение судебных постановлений. Согласно обзору 310 судов, проведенному Исследовательским институтом арбитража при Китайской внешнеторговой палате, начиная с начала 1990-х годов около 25 % заявлений по исполнению решений CIETAC, связанных с зарубежными странами, были отклонены. За тот же период 3 из 14 решений иностранных арбитражных органов были отклонены на основании отсутствия активов и стороны, обязанной выполнить решение, или других аналогичных трудностей.
В то время, как решения арбитражных органов стран, подписавших Нью-Йоркское соглашение, подлежат минимальному независимому пересмотру, китайские суды имеют большие полномочия по отмене решений арбитражных органов по внутренним спорам.
CIETAC — арбитражный орган, рассматривающий споры, связанные с представителями зарубежных стран. Однако, на его решения распространяется норма статьи 260 Гражданского процессуального закона Китайской Народной Республики, который позволяет судам отказывать в исполнении решений только по ограниченному числу процессуальных причин, совместимых с международной практикой.
Решения CIETAC подлежат дальнейшей защите, чего нельзя сказать о решениях местных арбитражных комиссий: они входят в область компетенции Постановления Высшего народного суда об иностранном и связанном с зарубежными странами арбитраже 1995 года. Согласно этому Постановлению, если китайский суд предлагает не исполнять решение, вынесенное иностранным арбитражным органом, или решение внутреннего китайского органа арбитража (например, CIETAC) относительно спора, связанного с зарубежными странами, он должен получить одобрение народного суда провинциального уровня, которому он подчиняется. Народный суд провинциального уровня в свою очередь обязан получить одобрение Высшего народного суда, если тот согласится с отказом в исполнении решения. Таким образом, арбитраж, связанный с зарубежными странами, осуществленный одной из местных комиссий, не будет подлежать какой-либо защите внутри страны.
Также следует учитывать, что в пределах отдельных административно-территориальных единиц некоторые нормы законодательства, как и практические аспекты, могут варьироваться. Это вызвано историческими и политическими факторами.
И все-таки, если предположить, что ответчик имеет активы за границей? В этом случае исполнение решений арбитражных органов Китая за границей поддерживается тем, что Китай присоединился к Нью-Йоркскому соглашению. Поэтому китайские решения должны исполняться судами в других государствах, подписавших Соглашение, с минимальными основаниями для непризнания, как сформулировано в Нью-Йоркском соглашении.
Предприятия с иностранными инвестициями зачастую выбирают арбитраж за пределами Китая, что абсолютно логично по нескольким причинам. Во-первых, они могут быть незнакомы с арбитражными органами Китая, поэтому предпочтут известное учреждение. Во-вторых, они могут предпочитать процедурные правила иностранного арбитражного учреждения и больше доверять квалификации иностранных арбитров в области применения выбранного независимого законодательства. В-третьих, в то время как китайские суды признают решения арбитражных органов Китая только в том случае, если эти органы входят в ограниченное число постоянно действующих учреждений арбитража, иностранные учреждения признают иностранные арбитражные решения, вынесенные любым учреждением или человеком, выбранным сторонами. Наконец, решения иностранного арбитража имеют большую вероятность исполнения в Китае, чем решения арбитражных органов Китая, китайских или иностранных судов.
В заключение хотелось бы отметить, что, даже зная процедурные и законодательные особенности арбитражного процесса в стране контрагента, не следует беспрекословно соглашаться на его условия, но помнить, что своя рубаха ближе к телу.
Арбитражный суд Китая
Особенности законодательства об арбитраже в Китае, создание и работа арбитражных комиссий, арбитражное соглашение и процедуры, арбитражный суд в Китае
Под арбитражем в данной статье понимается орган или процедура разрешения коммерческих или имущественных споров. Согласно определению Закона Китая «Об арбитраже», арбитраж может решать правовые, договорные и имущественые споры, возникшие между гражданами, юридическими лицами и организациями.
В настоящее время базовым документом в вопросах организации и деятельности арбитража является уже упомянутый выше Закон Китая «Об арбитраже», вступивший в силу в сентябре 1995 г. Данный закон прописывает порядок создания и функционирования арбитражных комиссий, определяет арбитражное соглашение, процедуру арбитража, арбитражный суд и арбитражное решение, основные положения внешнего арбитража (т.е. при участии иностранной стороны) и др.
Кроме данного закона, в сфере арбитража применяются положения Гражданского процессуального кодекса Китая и Свод арбитражных правил Китайской Международной Торгово-Экономической Арбитражной Комиссии как центральног арбитражного органа Китая.
Кроме того, Верховный суд Китая издает разъяснения и указания по различным аспектам, связанным с арбитражным процессом. В частности, 8 сентября 2006 г. было опубликовано «Разъяснение Верховного суда Китая о некоторых вопросах применения «Закона Китая об арбитраже», а с августа 2007 г. в силу вступило «Указание Верховного Суда Китая по вопросам применения законодательства при рассмотрении в судах споров по гражданским делам и коммерческим сделкам с участием иностранцев».
Одной из основных особенностей законодательства Китая об арбитраже является то, что арбитраж может проводиться только официально признанными учреждениями арбитража: кроме арбитражной комиссии, судопроизводство по арбитражным спорам не может осуществляться другими судебными подразделениями.
Арбитражная комиссия в Китае организуется при торговой палате и при народных правительствах городов и работает независимо от административных органов и не подчиняется им. До недавнего времени китайские учреждения арбитража делились на те, которые регулируют споры, «связанные с зарубежными странами», и те, которые разрешают исключительно внутренние споры. В настоящее время это разделение практически отсутствует.
Как уже упоминалось выше, основным арбитражным органом Китая является Китайская Международная Торгово-Экономическая Арбитражная Комиссия (КМТЭАК), которая приравнивается по своему статусу к Международной торговой палате и Стокгольмской торговой палате. КМТЭАК находится в Пекине и имеет подкомиссии в Шанхае и Шэньчжэне.
Кроме КМТЭАК существует более 140 местных арбитражных комиссий, которые созданы и работают на основании Закона «Об арбитраже в Китае». Они существуют в наиболее крупных городах, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и могут рассматривать все виды споров, проистекающих из соглашений сторон. Наиболее популярной из таких арбитражных комиссий является Пекинская Арбитражная Комиссия (ПАК).
Как правило, арбитражная комиссия в Китае занимается разрешением споров, возникающих в сфере совместного хозяйствования китайского и иностранного капитала, индивидуального хозяйствования иностранного капитала, передачи технологии, денежного кредитования, арендных отношений, споров, возникших в результате исполнения внешнеторговых договоров, в области договоров-поручений на куплю-продажу, споров, возникающих в процессе транспортировки, страхования и хранения продукции, и др.
При разрешении возникающих в пределах КНР вышеуказанных споров применяются законы КНР. В договоре или контракте желательно отдельно прописывать законодательство, применяемое при исполнении данного договора.
Согласно упомянутому выше «Указанию Верховного суда КНР по вопросам применения законодательства при рассмотрении в судах споров по гражданским делам и коммерческим сделкам с участием иностранцев», если в контракте или договоре сторонами не определено законодательство, в соответствии с которым должно осуществляться судебное разбирательство, то при возникновении споров по сделке будет применено законодательство государства или района имеющего «самое непосредственное отношение» к этому контракту или договору. Данный документ определяет 17 конкрентых случаев, когда суд может определить законодательство, применяемое при разрешении спора.
Особенности китайского законодательства об арбитраже, арбитражное соглашение, процедура арбитража, арбитражный суд в Китае и арбитражное решение, основные положения внешнего арбитража в Китае
При принятии решения о передаче спора на рассмотрение арбитражной комиссии стороны должны заключить соответствующий договор в письменной форме и направить заявление в арбитражную комиссию. Истец, обращаясь к арбитражу, должен уплатить залоговую сумму за арбитраж в размере 0,5% оспариваемой денежной суммы. На практике плата за арбитраж не превышает 0,1% оспариваемой денежной суммы.
Арбитражная комиссия, получив направленное истцом заявление об арбитраже и прилагаемые к нему документы, обязана немедленно уведомить об этом ответчика, направив жалобу истца и прилагаемые к ней копии документов ответчику. Арбитражный процесс начинается со дня отправления уведомления об арбитражном разбирательстве Арбитражной комиссией или её подкомиссиями.
Далее происходит процесс формирования состава арбитражного суда. Каждая из сторон выбирает из списка жюри Арбитражной комиссии по одному арбитру или поручает это председателю Арбитражной комиссии. Третий арбитр совместно выбирается сторонами, участвующими в процессе, либо по поручению сторон назначается председателем Комиссии.
Арбитры избираются и назначаются Арбитражной комиссией из китайских граждан и иностранных лиц, обладающих специальными знаниями и практическим опытом в областях права, экономики и торговли, науки и техники и т.д.
Если стороны в течение 20 дней с момента получения ответчиком арбитражного уведомления, не могут сообща избрать или уполномочить председателя Арбитражной комиссии назначить третьего арбитра, председатель сам производит назначение. Третий арбитр принимает на себя обязанности председателя. Председатель и два других арбитра формируют состав арбитражного суда и приступают к разбирательству по делу.
Дата первого слушания по делу назначается арбитражным судом после согласования с секретарём Арбитражной комиссии. Стороны получают уведомление о дате заседания из секретариата Арбитражной комиссии за 30 дней до его начала. В случае согласия сторон относительно места проведения арбитража, арбитражный суд проводится в выбранном ими месте.
Официальным языком Арбитражной комиссии является китайский язык, если на этот счет не существует других договоренностей сторон. В случае необходимости стороны могут воспользоваться услугами переводчиков, предоставленных секретарем Арбитражной комиссии, либо услугами своих собственных переводчиков.
В течение 9 месяцев с момента его формирования арбитражный суд должен вынести решение по делу. Дата вынесения решения по делу считается датой вступления в силу арбитражного решения. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон, принявших участие в процессе. Ни одна из сторон не может обжаловать решение арбитража в суде или ходатайствовать в любые другие организации, относительно изменения решения.
Исполнение решения осуществляется сторонами самостоятельно, согласно указанным в арбитражном решении срокам. Если одна из сторон не исполняет решения арбитража, другая сторона может обратиться в народный суд КНР с требованием о его исполнении.
Кроме того, согласно подписанному КНР международному «Договору о признании и исполнении решений иностранного арбитража», если решение, принятое Арбитражной комиссией, требует исполнения за рубежом, но зарубежная сторона отказывается от его исполнения, можно на основании настоящего договора ходатайствовать перед иностранным судом о его исполнении.
Нередко иностранные инвесторы выбирают арбитраж вне Китая, предпочитая процедурные правила иностранного арбитражного органа и имея большее доверие к квалификации иностранных арбитров в области применения выбранного независимого законодательства. Немаловажно и то, что иностранные учреждения признают иностранные арбитражные решения, вынесенные любым учреждением или человеком, выбранным сторонами, тогда как китайские суды признают решения ограниченного числа учреждений арбитража.
Наиболее широко используемым учреждением международного арбитража является Стокгольмская Торговая Палата и Международная Торговая Палата.
Арбитражный суд в китае
§ 1. Подача и прием заявления к рассмотрению
Статья 21. Условия обращения в арбитраж. При обращении одной из сторон в арбитраж необходимо соответствие следующим условиям:
1) наличие арбитражного соглашения;
2) наличие конкретного требования провести арбитраж, сведений и доводов;
3) обращение в арбитраж должно относиться к компетенции арбитражной комиссии.
Статья 22. Документы при обращении в арбитраж. При подаче заявления об арбитраже сторона должна передать в арбитражную комиссию арбитражное соглашение, заявление об арбитраже и их копии.
Статья 23. Содержание заявления об арбитраже. Заявление об арбитраже должно содержать следующие сведения:
1) имена и фамилии, пол, возраст, род занятий, место работы и место проживания сторон; наименования, место нахождения, а также имена и фамилии и должности законных представителей или ответственных лиц юридического лица;
2) требование провести арбитраж, а также сведения и доводы, на которых основывается требование;
3) доказательства и источники получения доказательств, имена и фамилии и места проживания свидетелей.
Статья 24. Принятие и отказ в принятии обращения в арбитраж. Арбитражный суд должен в течение 5 дней с момента получения заявления принять к рассмотрению заявление об арбитраже и уведомить стороны при условии соответствия данного заявления требованиям. В случае несоответствия данного заявления требованиям необходимо в письменной форме уведомить сторону об отказе в принятии обращения в арбитраж, а также дать разъяснение.
Статья 25. Подготовительная работа после принятия обращения в арбитраж. После принятия обращения в арбитраж к рассмотрению арбитражная комиссия должна передать истцу регламент арбитражного разбирательства и список арбитров в сроки, установленные регламентом, а также передать ответчику регламент арбитражного разбирательства, список арбитров и копию заявления об арбитраже.
После получения копии заявления об арбитраже ответчик должен представить в арбитражную комиссию отзыв на заявление об арбитраже в сроки, установленные регламентом арбитражного разбирательства. После получения отзыва на заявление об арбитраже арбитражная комиссия должна передать истцу копию отзыва в сроки, установленные регламентом. Отказ ответчика от предоставления отзыва на заявление об арбитраже не оказывает влияния на проведение арбитражного разбирательства.
Статья 26. Подача иска в суд стороной арбитражного разбирательства. В случае если стороны заключили арбитражное соглашение, одна из сторон при обращении с иском в народный суд не заявила о наличии арбитражного соглашения, в результате чего заявление было принято народным судом к рассмотрению, то народный суд должен отказать в иске при представлении другой стороной арбитражного соглашения до первого заседания суда, за исключением случаев недействительности арбитражного соглашения. Отсутствие протеста в отношении принятия данного дела к рассмотрению народным судом до первого заседания суда считается отказом другой стороны от арбитражного соглашения; народный суд должен продолжить рассмотрение дела.
Статья 27. Изменение обращения в арбитраж. Истец может отказаться или внести изменения в обращение о проведении арбитража. Ответчик может признать или опротестовать данное обращение, а также вправе подать встречные требования.
Статья 28. Обеспечительные меры в отношении имущества. Сторона может обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении имущества при наличии действий другой стороны или иных причин, по которым исполнение решения может быть невозможно или затруднено.
При обращении стороны с заявлением о принятии обеспечительных мер, арбитражная комиссия должна представить заявление стороны в народный суд на основании соответствующих положений Гражданского процессуального кодекса КНР.
При наличии ошибок в заявлении истец должен компенсировать ответчику ущерб, нанесенный обеспечительными мерами.
Статья 29. Представление интересов в арбитраже. Стороны или законные представители могут уполномочить юристов или иных агентов на ведение работы в арбитраже. Уполномоченные юристы или иные агенты должны представить в арбитражную комиссию доверенности при ведении работы в арбитраже.
§ 2. Состав арбитража
Статья 30. Состав арбитража. Арбитраж может состоять из трех арбитров или из одного арбитра. При наличии трех арбитров создается должность председателя арбитража.
Статья 31. Выбор и назначение арбитров. В случае если установлен состав арбитража из 3 арбитров, стороны должны выбрать или уполномочить председателя арбитражной комиссии на назначение одного арбитра для каждой стороны. Третий арбитр совместно выбирается сторонами или назначается председателем арбитражной комиссии, совместно уполномоченным сторонами. Третий арбитр является председателем арбитража.
В случае если установлен состав арбитража из 1 арбитра, стороны должны совместно выбрать или совместно уполномочить председателя арбитражной комиссии на назначение данного арбитра.
Статья 32. Назначение арбитров. В случае если стороны не определили способ формирования арбитража или выбор арбитров в сроки, установленные регламентом арбитражного разбирательства, арбитры назначаются председателем арбитражной комиссии.
Статья 33. Уведомление о формировании арбитража. После формирования арбитража арбитражная комиссия должна в письменной форме уведомить стороны о сведениях, касающихся арбитража.
Статья 34. Применение отвода арбитров. При наличии одного из следующих обстоятельств необходим отвод арбитра; сторона также вправе подать заявление об отводе арбитра:
1) арбитр является стороной данного дела или находится в близких родственных связях стороны или агента;
2) арбитр является заинтересованным лицом в данном деле;
3) арбитр находится в иных связях со стороной или агентом данного дела, что может оказать влияние на беспристрастность арбитражного разбирательства;
4) арбитр лично встречается со стороной или агентом, принимает от стороны или агента подарки или посещает организованные ими банкеты.
Статья 35. Отвод арбитра по заявлению стороны. При подаче заявления об отводе сторона должна разъяснить доводы и представить заявление до первого заседания арбитража. В случае если основания для отвода стали известны после первого заседания арбитража допускается подача заявления до завершения последнего заседания арбитража.
Статья 36. Решение об отводе арбитра. Решение об отводе или отказе от отвода арбитра принимается председателем арбитражной комиссии. В случае если председатель арбитражной комиссии занимается должность арбитра, решение принимается арбитражной комиссией коллективно.
Статья 37. Повторное определение арбитров. В случае если арбитр не может выполнять свои обязанности из-за отвода или по иной причине, необходимо провести повторный выбор или назначение арбитров в соответствии с положениями настоящего Закона.
После повторного выбора или назначения арбитров по причине отвода сторона может обратиться с заявлением о повторном начале проводимого арбитражного разбирательства; решение о разрешении или отказе принимается арбитражем. Арбитраж также может самостоятельно решить о повторном начале проводимого арбитражного разбирательства.
Статья 38. Исключение арбитров. В случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 34 настоящего Закона, и наличии отягчающих обстоятельств, или случаях, предусмотренных подпунктом 6 статьи 58 настоящего Закона, арбитр должен быть привлечен к уголовной ответственности, а арбитражная комиссия должна исключить данного арбитра из списка.
§ 3. Решение арбитража
Статья 39. Способ проведения арбитражного разбирательства. Арбитраж должен провести устное слушание дела. В случае если по соглашению сторон устное слушание дела не проводится, арбитраж может принять решение на основании заявления об арбитраже, отзыва на заявление об арбитраже, а также иных материалов.
Статья 40. Принцип закрытости заседания. Арбитраж не проводит открытое заседание. В случае если по соглашению сторон проводится открытое заседание, то проведение открытого заседания допускается, за исключением случаев, когда рассмотрение дела касается государственной тайны.
Статья 41. Уведомление о проведении слушания и отложение срока слушаний. Арбитражная комиссия должна уведомить стороны о дате слушания дела в сроки, установленные регламентом арбитражного разбирательства. При наличии обоснованной причины сторона может в установленные регламентом сроки обратиться с заявлением об отложении срока. Решение об отложении срока принимается арбитражем.
Статья 42. Отсутствие стороны на слушании дела и принятие решения в отсутствии одной из сторон. Отсутствие заявителя при получении уведомления в письменной форме на слушании дела без обоснованной причины или снятие с заседания в процессе слушания дела без разрешения арбитража может считаться отказом от обращения в арбитраж.
При отсутствии ответчика, получившего уведомление в письменной форме, на слушании дела без обоснованной причины или снятии с заседания в процессе слушания дела без разрешения арбитража может быть принято решение в отсутствии одной из сторон.
Статья 43. Обязанность доказывания. Стороны должны представить доказательства для обоснования собственных требований.
При необходимости провести сбор доказательств арбитражный суд может самостоятельно проводить сбор доказательств.
Статья 44. Эксперт. При необходимости провести экспертизу профессиональных вопросов арбитраж может передать данные вопросы для экспертизы в ведомстве, установленном сторонами; также допускается проведение экспертизы в ведомстве, определенном арбитражем.
На основании заявления стороны или требований арбитража экспертное ведомство должно направить эксперта на участие в слушаниях по делу. По разрешению арбитража стороны могут задавать эксперту вопросы.
Статья 45. Представление и проверка доказательств. Доказательства должны быть представлены в ходе слушания дела. Стороны могут провести проверку доказательств.
Статья 46. Обеспечительные меры в отношении доказательств. Сторона может обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении доказательств при возможном уничтожении или сложности получения доказательств в дальнейшем. При обращении стороны с заявлением о принятии обеспечительных мер, арбитражная комиссия должна представить заявление стороны в народный суд базовой ступени по месту получения доказательств.
Статья 47. Прения сторон. В процессе арбитражного разбирательства стороны вправе провести прения. По завершению прений председатель арбитража или единоличный арбитр должен запросить заключительное мнение сторон.
Статья 48. Протокол слушания. Арбитраж должен вести протокол слушания дела. При наличии упущений или неточностей в изложении собственного мнения по мнению сторон или иных лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве, данные лица вправе обратиться с заявлением о внесении дополнений. В случае отказа в дополнении необходимо внести в протокол факт подачи заявления.
Протокол заверяется подписями и печатями арбитров, протоколиста, сторон и иных лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве.
Статья 49. Мировое соглашение. После обращения в арбитраж стороны вправе самостоятельно прийти к мировому соглашению. В случае достижения мирового соглашения допускается обращение в арбитраж о вынесении решения на основании мирового соглашения, также допускается обращение об отзыве обращения в арбитраж.
Статья 50. Отказ от мирового соглашения. В случае отказа от заключенного сторонами мирового соглашения после отзыва обращения в арбитраж допускается обращение в арбитраж в соответствии с арбитражным соглашением.
Статья 51. Медиация. Перед вынесением решения арбитраж вправе провести предварительную медиацию. Арбитражный суд должен провести медиацию при добровольном желании сторон. В случае если стороны не достигли соглашения в процессе медиации необходимо своевременно принять решение об арбитраже.
В случае достижения соглашения в процессе медиации арбитраж должен разработать примирительное соглашение или решение, основанное на результатах соглашения. Примирительное соглашение и решение имеют равную правовую силу.
Статья 52. Примирительное соглашение. Примирительное соглашение должно содержать сведения об арбитраже и результаты соглашения сторон. Примирительное соглашение заверяется подписями арбитров, а также печатью арбитражной комиссии, и передается сторонам.
Примирительное соглашение вступает в правовую силу после получения данного соглашения обеими сторонами.
В случае отказа от заключенного примирительного соглашения арбитраж должен своевременно принять решение.
Статья 53. Вынесение решения арбитражем. Решение принимается в соответствии с мнением большинства арбитров; особое мнение меньшинства арбитров может быть внесено в протокол. При отсутствии мнения большинства у арбитража решение должно быть принято в соответствии с мнением председателя арбитража.
Статья 54. Содержание решения. Решение должно содержать сведения об арбитраже, предмет спора, основания для вынесения решения, результаты решения, распределение расходов на проведение арбитражного разбирательства и дату принятия решения. В случае если по соглашению стороны не намерены указывать предмет спора и основания для вынесения решения, допускается не указывать данные сведения. Решение заверяется подписями арбитров, а также печатью арбитражной комиссии. Арбитр, который не согласен с решением, может заверять или не заверять решение своей подписью.
Статья 55. Предварительное решение. При проведении арбитражного разбирательства в отношении спора арбитраж может принять предварительное решение в отношении части спора, по которой все факты уже установлены.
Стать 56. Дополнение арбитражного решения. Арбитраж должен внести дополнение в случае ошибок в тексте или цифрах, указанных в решении, а также при наличии упущений в решении, принятом арбитражем. Сторона может обратиться в арбитраж с заявлением о внесении дополнений в течение 30 дней с момента получения решения.
Статья 57. Действительность арбитражного решения. Арбитражное решение вступает в правовую силу с момента вынесения.
Данный сайт поддерживается компаниями CHINA WINDOW Consulting Group и Beijing CW Consulting, являющимися аффилированными структурами, организованными российскими юристами, работающими в Китае. Сайт компании
Арбитражный суд Китая
Как арбитражный суд в Китае добивается выполнения своих решений
Государство с бурно развивающейся промышленностью и экономикой не могло не столкнуться с проблемой лавинообразного увеличения количества обращений граждан и субъектов предпринимательской деятельности в суды. Самым распространенным поводом хозяйственных и имущественных споров является нарушение договорных обязательств юридическими лицами, отношения между совладельцами бизнеса, иски частных лиц к компаниям и организациям. Арбитражный суд Китая, как и аналогичные структуры в других странах, призван разгрузить судебную систему от хозяйственных споров.
Однако китайцы были бы не похожи на себя, если бы не сделали все по-своему. Чтобы не допустить коррупции судей, что вполне возможно при их полномочиях и длительном сроке пребывания «у руля», была разработана и внедрена в жизнь совершенно иная, коллегиальная структура для принятия решений – арбитражные комиссии. Только этот коллективный орган имеет право принимать решения по всем имущественным и хозяйственным спорам частных и юридических лиц, а также предпринимательских структур и госпредприятий.
Законодательная база арбитража в Китае
Основополагающим нормативным документом в этой области является закон КНР «Об арбитраже», который был принят еще в далеком 1995 году. Собственно, необходимость созыва специальных арбитражных комиссий впервые была обоснована именно в этом законе. Впоследствии сфере арбитража было уделено внимание, когда разрабатывался и утверждался Гражданский процессуальный кодекс, а также во время подготовки и принятия Свода арбитражных правил для Центральных арбитражных органов Китая. В этих документах главными являются следующие вопросы:
1. Процедура создания арбитражной комиссии.
2. Порядок функционирования новой коллегиальной структуры.
3. Процедуры арбитража и принятия решений.
4. Правовые вопросы, связанные с участием в арбитражных разбирательствах иностранных компаний.
5. Порядок достижения арбитражного соглашения.
Все основные процедуры арбитражного разбирательства были коренным образом пересмотрены и адаптированы к китайской действительности тех лет. Позднее в порядок проведения арбитража был внесен еще один пакет изменений, после чего многие международные специалисты признали китайскую систему организации арбитражных разбирательств одной из самых совершенных в мире. Важным моментом здесь является принцип использования местных норм закона при рассмотрении спора иностранных компаний, если в хозяйственном договоре не было указано – по законам какой страны следует производить арбитражное разбирательство.
Порядок рассмотрения арбитражем хозяйственных споров по-китайски
Нововведения начинаются сразу – с момента, когда противоборствующие стороны не смогли самостоятельно разрешить свои противоречия и приняли решение о передаче этих вопросов для рассмотрения в арбитраже. Принятый в Китае порядок предписывает сторонам такого конфликта перед подачей заявления в арбитражную комиссию письменно заключить специальный договор. С истца, обратившегося в арбитраж, удерживают залоговый платеж в размере 0,5% от суммы иска. Скорее всего, такой залог является чрезмерным, так как реальные затраты на арбитраж обычно в пять раз меньше.
После подачи в арбитражную комиссию заявления истца и всех необходимых для рассмотрения дела по сути документов, обязанностью комиссии является незамедлительное информирование ответчика. Для этого ему направляются копии всех документов, имеющих отношение к делу. Официальной датой начала процесса считается день, когда арбитражной комиссией принято решение о необходимости слушаний по данному заявлению и назначена его дата.
Формирование арбитражной комиссии
Когда уже известна дата будущего рассмотрения, начинается формирование состава арбитражного органа. Из членов Арбитражной комиссии истец и ответчик имеют право выбрать одного арбитражного заседателя. Если истец или ответчик решили не принимать участие в этой процедуре, вместо них выбор имеет право совершить председатель комиссии. Так как арбитров должно быть трое, недостающего стороны также выбирают вместе, или поручают это председателю.
В состав комиссии обычно входят граждане Китая и иностранные лица, которые имеют определенную подготовку в правовых вопросах и знания в различных отраслях хозяйствования, включая торговлю, бизнес и производство. Максимальный срок, который отводится законодательством Китая на формирование состава арбитров, — 20 суток. После их истечения председатель имеет право доукомплектовать состав самостоятельно и приступить к рассмотрению дела.
Сложности для иностранцев
Наибольшей проблемой для иностранных граждан, участвующих в заседаниях, является китайский язык, — официальный язык любого арбитражного рассмотрения. Комиссия может выделить переводчиков, но большинство предпринимателей из России предпочитают приглашать соотечественников, что также законом не запрещено. Специалисты юридического отдела компании Asiainspector в такой ситуации могут одновременно решать две задачи: обеспечивать перевод и профессиональную юридическую помощь заказчику во время всего процесса.
На всю процедуру – от приема заявления до вынесения решения, закон выделяет срок не более 9 месяцев. Принятое решение пересмотру и обжалованию не подлежит. Если какая-либо из сторон не намерена выполнять вердикт, вынесенный Арбитражным судом, его действия теперь уже можно оспорить в Народном суде КНР. Если уклоняется от выполнения постановления иностранная компания, исковое заявление подается в суд страны, где эта структура зарегистрирована.
Китайская настойчивость может довести дело даже до Международной торговой палаты, поэтому решения китайского арбитражного суда проигравшая сторона, как правило, выполняет сразу.