Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664
«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»
С изменениями и дополнениями от:
21 декабря 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*, Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373**, — приказываю:
1. Утвердить Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приложение N 1).
2. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника полиции А.В. Горового.
Министр
генерал полиции
Российской Федерации
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900, N 27, ст. 3880, N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441, N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645, N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870, N 27, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071, N 25, ст. 3591, N 31, ст. 4821.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2017 г.
Регистрационный N 48459
Заново регламентировано исполнение МВД России госфункции по госнадзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения его участниками.
Скорректирован перечень административных процедур. К ним отнесены надзор за дорожным движением; остановка т/с; остановка пешехода; проверка документов, номеров, техсостояния т/с; применение мер административного воздействия; выезд на место ДТП.
Актуализированы правила информирования об исполнении госфункции, оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, проверки документов иностранцев и лиц без гражданства, освидетельствования на алкогольное опьянение и др. Исключены нормы, связанные с изъятием в/у и запрещением эксплуатации т/с как мер обеспечения производства по административному делу.
Закреплено право сотрудников ГИБДД использовать для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, цифровые устройства, позволяющие снимать видео. По возможности сотрудник должен проводить административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных т/с и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. Разрешено использовать измерительные приборы, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
Закреплены нормы об оформлении ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, а также возможность предъявить для проверки бумажную копию информации о заключении договора ОСАГО в электронном виде.
Участники дорожного движения предъявляют документы для проверки не только без обложек, но и без удерживающих устройств.
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2017 г.
Регистрационный N 48459
Настоящий приказ вступает в силу с 20 октября 2017 г.
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 октября 2017 г., в «Российской газете» от 13 октября 2017 г. N 232
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МВД России от 21 декабря 2017 г. N 948
Изменения вступают в силу с 3 февраля 2018 г.
Не очень понимаю кипиша вокруг вопроса остановки только на стационарных постах, но по сути для нас, водителей, мало что изменилось в конечном итоге. По факту, всего тремя цитатами постараюсь лаконично изложить ответ на этот вопрос (впрочем, сами цитаты не очень лаконичные).
Приказ № 664 пришёл на замену 185-му, и 20 октября сего года первый вступает в законную силу, а второй утрачивает её.
Но начну я с формальности, о которой всё же нужно знать. Административная процедура «остановка ТС» содержится не в самом Приказе. Вообще в приказе не описана ни одна такая процедура — Приказ вводит в действие Административный регламент, и правильно ссылаться именно на него.
Итак, пункт 36 регламента предписывает, что любые административные действия должны начинать выполняться только после наступления факта с основаниями для такого действия:
36. Выполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках выполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего административного действия, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 67, пунктами 82, 143, 144, 288 Административного регламента.
Если брать наш пример, то остановка ТС может осуществляться только после факта наличия оснований для этого. Исчерпывающий список оснований представлен в п.84 регламента (настало время длинных цитат):
Остановка транспортного средства 84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учётов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
85.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Отдельного внимания заслуживает пп. 84.13. Проверка документов тоже должна иметь свои основания, они перечислены в п. 106:
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
И ещё по поводу документов — если раньше удерживающие устройства для оных наподобие «железного аргумента» были запрещены на уровне решения ВС РФ (т.е. запрет являлся непрецедентным), то в новом приказе такой пункт прописали прямо:
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
1. Термин «стационарный пост» удалён из регламента, и теперь в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки и проверки документов.
2. Большая проблема в этом вопросе — отсутствие обязанности инспектором обосновывать наличие оснований. Ориентировка, например, может и устная, а документально ознакамливать со спецмероприятиями инспектор на месте остановки не обязан.
Глава ГИБДД генерал Черников приказал подчиненным позировать водителям
Стало известно о специальном письме, разосланном от имени главы ГИБДД генерала Михаила Черникова в региональные структуры ведомства. В нем разъясняется, что новая редакция Административного регламента ГИБДД ничего не меняет в плане возможности для граждан фиксировать на фото и видео процесс своего общения с инспекторами. Напомним, что в новом Регламенте, вступившем в силу 20 октября 2017 года, этот вопрос не отражен вообще никаким образом. А в старой редакции «библии гаишника» сотрудникам прямо запрещалось препятствовать гражданам в проведении фото-видеосъемки работы офицеров.
В связи с этим, после 20 октября в регионах внезапно ставшие жутко стеснительными сотрудники ДПС принялись запрещать гражданам съемку под угрозой ареста на 15 суток за «неподчинение законному требованию сотрудника полиции». В связи с этим председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов обратился к Михаила Черникову с просьбой разъяснить подчиненным на местах «политику партии». Что генерал и сделал в официальном циркуляре, который сводится, по большому счету, к мысли: фиксировать сотрудника на видео можно точно так же, как и раньше. Таким образом инспекторам «запрещается запрещать» гражданам снимать занимательные видеоролики о повседневной работе служивых.
ГИБДД упрощает установку нового мотора и разрешает ставить на учет автомобили с электронными ПТС
Опубликован приказ МВД с новыми правилами регистрации автомобилей. Теперь не надо будет ехать в ГИБДД и проходить сложные согласования при замене двигателя на идентичный. Впервые можно будет регистрировать в ГИБДД автомобиль с электронным паспортом транспортного средства. Кроме того, граждане получат возможность в течение года хранить в подразделении регистрационный знак с проданной машины.
Официально опубликован приказ МВД №399, утверждающий «правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД». Документ вступает в силу 6 октября и придет на смену старым правилам регистрации, утвержденным приказом №1001 2008 года.
Документ, о первой версии которого сообщалось еще в конце прошлого года, содержит ряд нововведений.
Первое связано с электронными паспортами транспортных средств (ЭПТС). Напомним, к введению таких паспортов российские власти готовятся несколько лет, для этого было создано специальное АО «Электронный паспорт», входящее в структуру ГК «Ростех», которое занимается введением информационной системы электронных паспортов. В ЭПТС, как ожидается, будет храниться информация не только о данных на автомобиль, но и о техосмотре, ОСАГО, возможных залоговых ограничениях на машину и т. д.
Введение ЭПТС несколько раз переносилось, и теперь в соответствии с приказом МВД появилось юридическое основание ставить на учет машины с электронными паспортами. Порядок такой регистрации прописан в новом приказе №399 МВД. А с 1 ноября 2019 года, согласно решению Евразийской экономической комиссии, прекратится выдача традиционных бумажных ПТС при выпуске в обращение транспортных средств. Иными словами, при покупке нового автомобиля у дилера или ввозе машины из-за рубежа на нее выдадут сразу электронный ПТС. А вот для уже выпущенных в обращение машин продолжает действовать традиционный бумажный ПТС — он бессрочный, можно будет получить его дубликат (эта опция заложена в новом приказе): замена на ЭПТС исключительно добровольная.
Как легализация конструктивной переработки автомобилей стала госуслугой
Еще одно важное нововведение касается установки в автомобиль нового двигателя. До сих пор автовладельцы при установке нового силового агрегата сталкивались с рядом проблем — инспекторы ГИБДД, в частности, требовали предъявить на мотор отдельный договор купли-продажи и в определенных случаях отказывали в регистрации авто. Теперь все это уходит в прошлое. С 6 октября можно будет установить в машину новый мотор (речь идет о замене двигателя на идентичный юридически чистый) и ездить на таком автомобиле без каких-либо дополнительных действий. Инспектор ДПС на дороге ничего не сверяет, поскольку номер мотора не относится к регистрационным данным — он указывается только в ПТС, его водитель возить с собой не обязан.
При продаже автомобиля новому собственнику какие-либо дополнительные документы на двигатель также не нужны: инспектор на площадке, увидев, что установлен мотор от другой машины, проверит, не изменена ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, не менялась ли конструкция машины (установка более мощного двигателя в автомобиль считается изменением конструкции). Если вопросов не возникает, информация о новом моторе вносится в ПТС при регистрации машины.
Также приказ определяет правила регистрации машины, которая принадлежит нескольким собственникам, например в случае получения наследства от умершего родителя несколькими детьми. Сейчас нередко возникают проблемы из-за того, что у наследников нет регистрационных документов на автомобиль, но формально они все являются владельцами, и не понятно, как и на кого машину ставить на учет. Теперь вводится два сценария. Первый: все собственники приезжают в ГИБДД и пишут простое письменное заявлении о согласии регистрировать машину на одного из наследников. Второй сценарий: оформляется нотариально заверенное согласие наследников на регистрацию машины за одним из них, с этим документами он уже сам приезжает в подразделение и регистрирует машину на себя.
Как ГИБДД отстояла правила регистрации машин в Верховном суде
Помимо этого приказом МВД уточняется, что зарегистрировать машину можно будет не только по паспорту, но и по временному удостоверению личности, которое выдается взамен утерянного паспорта. Также в приказе четко прописана обязанность инспекторов вносить в Федеральную информационную систему ГИБДД все данные (включая сканы документов и фотографии) об измененной маркировке автомобилей. Речь идет о случаях, к примеру, когда один из номеров на кузове проржавел и не читается, но в ходе экспертизы официально установлено, что никакого криминала в этом нет, на машине можно ездить. Нововведение исключит случаи направления автовладельцев на одни и те же экспертизы в разных регионах и разгрузит экспертов-криминалистов от лишней работы.
Еще одно нововведение связано с хранением номеров. По действующим правилам, напомним, водитель может при смене автомобиля сохранить за собой госзнак, оставив его на хранение в ГИБДД на срок до 180 дней. Практика показала, что нередко граждане просят продлить этот срок, но такой возможности не было предусмотрено. Теперь максимальный срок хранения номера составит 360 дней, причем он будет автоматически продлен для тех автовладельцев, кто хранит номер в ГИБДД на момент вступления в силу приказа МВД.
«По результатам анализа обращений граждан и организаций уточнены процедуры выдачи регистрационных знаков «Транзит» на вывозимые транспортные средства, расширен перечень документов, подтверждающих факт утилизации транспортного средства и являющихся основанием к проведению соответствующего регистрационного действия,— отметила официальный представитель МВД России Ирина Волк.— Закрепленные в приказе нововведения направлены на повышение качества предоставления государственных услуг в системе МВД по регистрации транспортных средств и упрощения соответствующих административных процедур для заявителей»
Эксперты документ поддержали. «Многие скептики выражали сомнение по поводу того, что ЭПТС появится, но тем не менее это произошло, и наша система технически полностью к этому готова,— заявил “Ъ” директор департамента научно-технической деятельности АО “Электронный паспорт” Борис Ионов.— По нашей информации, ряд автопроизводителей уже выпустил с конвейера автомобили, на которые оформлены ЭПТС, и в ближайшее время эти автомобили поедут на регистрацию в ГИБДД. Сейчас мы вместе с Госавтоинспекцией ведем тонкую настройку взаимодействия систем, единичные автомобили с оформленными ЭПТС будут ставиться на учет. В течение года будем наращивать обороты». Гендиректор компании «Услуги авто» (экспертиза и сертификация автомобилей) Юрий Пархоменко говорит, что новый приказ «адаптирован» к обороту электронных ПТС. Среди плюсов для автовладельцев он отметил более четкое описание случаев и перечня документов, которые нужно предоставлять при измененной маркировке автомобиля, а также упрощенную процедуру замены двигателя.
Как автопроизводители, ГИБДД и страховщики готовились к переходу на электронные ПТС
Новый приказ МВД — это часть большой реформы в области регистрации автомобилей, которая ведется последние несколько лет. В 2017 году, напомним, ГИБДД разрешила автовладельцам ставить на учет некриминальные машины с ржавыми номерами. В августе 2018 года Госдума приняла закон «О государственной регистрации транспортных средств», о котором ранее сообщал “Ъ”: вводится возможность регистрации новых машин у дилеров без посещения Госавтоинспекции. ГИБДД будет присваивать машинам только сочетание букв и цифр, выдачей самих номеров будут заниматься частные фирмы. Документ вступает в силу в августе 2019 года, отсрочка нужна для принятия 11 подзаконных актов, необходимых для реализации закона. А с 1 января 2019 года вступит в силу новый ГОСТ по автомобильным номерам, о котором также сообщал “Ъ”: владельцы японских и американских машин с задней площадкой под номер нестандартных размеров смогут изготовить на свои машины специальный регистрационный знак и официально его использовать.
Новый регламент ГИБДД. Как жить будем?
С 20 октября 2017 года в силу вступает новый регламент ГИБДД. Среди автомобилистов документ успел наделать много шума. Какие-то нормы вызвали резкое осуждение, какие-то непонимание, а какие-то и вовсе оказались незамеченными. Есть вероятность, что регламент будет дорабатываться и меняться. Но суть в том, что жить нам с ним уже сегодня. И без экспертных комментариев и анализа главных нововведений тут не разобраться.
Запрет видеосъёмки
То, что из регламента был изъят пункт о съёмке работы автоинспекторов вызвало, пожалуй, наибольший резонанс. Имея равные права на видеофиксацию с сотрудниками ГАИ, водители чувствовали себя более защищёнными. Автоэкспертам пришлось срочно разъяснять: ничего не изменится.
«В СМИ было много шума, что с сегодняшнего дня инспекторов ГИБДД нельзя снимать на видео, потому что данную норму убрали из этого приказа. Но этот приказ вовсе не отменяет конституционное право граждан получать, сохранять и распространять информацию. Инспектора ГИБДД снимать на видео можно не зависимо от того, что написано в приказе МВД. К сожалению, инспекторы у нас плохо знают Конституцию и Федеральные Законы, и приказ министра был дня них как-то роднее. В своё время я даже специально попросил добавить это как норму в предыдущий приказ. Почему её убрали сейчас я не знаю. На следующей неделе я встречаюсь с начальником ГИБДД РФ, обязательно задам этот вопрос и попрошу вернуть обратно эту норму. Потому что, увы, многие инспекторы, особенно в глубинке, комментарии не читают и для них Федеральный Закон не так важен, как приказ министра», — прокомментировал ситуацию вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.
Подтвердить точку зрения эксперта поспешили и в ГИБДД. На пресс-конференции, посвящённой вступлению в силу нового регламента, начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД России Александр Быков сообщил:
«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом».
В том, что касается видеофиксации пассажиров инспекторами тоже есть важные технические нововведения.
- Во-первых, согласно новому регламенту, места, где установлены временные знаки, теперь должны быть оборудованы камерами.
- Во-вторых, на службу автоинспекторам теперь официально приходят дроны. Око ГИБДД становится вездесущим.
Проверки вне постов
Вторым по степени вызванного резонанса нововведением стало данное автоинспекторам право самостоятельно определять место, где они будут надзирать за дорожной обстановкой. О понятии «гаишная засада» многие успели позабыть, а открытость действий сотрудников ГИБДД давала приятное ощущение свободы. Но эксперты утверждают, что на самом деле, по сути, ничего не меняется.
«Исключения для остановки вне постов были всегда: спецоперации, подозрения, что автомобиль находится в розыске. Инспектор, в этих случаях, имел право остановить автомобиль и проверить. Так что, тут мало что поменялось. Просто раньше нас такие остановки нас возмущали и вызывали конфликты. Сейчас регламент просто привели в соответствие с действительностью», — комментирует Александр Холодов
Ещё яснее становится ситуация, если внимательно вчитаться в сам документ, а не опираться на громкие заголовки.
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — сказано в регламенте.
То есть, ни о каких «изощрённых хитростях» типа засады инспекторов на гражданском автомобиле речь не идёт. Более того, хоть регламент и даёт инспекторам свободу в выборе места для дежурства, он в тоже время и ограничивает их. Дело в том, что наряд ГИБДД обязан иметь при себе маршрутную карту, в которой будет указан ареал их деятельности.
Связаны эти нововведения ещё и с тем, что количество стационарных постов значительно сократилось, а вот автопарк ГИБДД увеличился.
«С учетом сокращения финансирования вопрос об увеличении личного состава не рассматривается», — отчитался Александр Быков, добавив, что сейчас количество сотрудников ДПС в России не превышает 55 тысяч человек.
Быков также уточнил, что число стационарных постов ДПС сократилось за последние пять лет более чем в три раза, а автопарк за этот же период вырос на 6 млн автомобилей. Таким образом, дорожная полиция стала более мобильной, что, согласитесь, логично.
ДТП без справки о ДТП
Зато вне зоны общественного резонанса остались моменты, которые у экспертов вызывают куда больше тревоги и опасений. Например, то, что сотрудники ДПС теперь не будут оформлять справки о ДТП, что может вызвать сложности в общении со страховыми компаниями.
«Я думаю, что в ближайшее время в страховых компаниях будут столпотворения автомобилистов, которые будут пытаться убедить страховые компании, что отсутствие справки — это нормально. То есть переходный период некоего взаимонепонимания, к сожалению, обязательно будет. Получается, что ГАИ будет выдавать какие-то обычные определения, протоколы или постановления. И есть риск, что из этих документов будет не понятно, например, сколько всего участников ДТП, были ли другие пострадавшие, другие участники аварии. Да, думаю, в переходный период у водителей будут проблемы со страховыми компаниями. Но вот по мнению ГАИ такой документ не нужен, избыточен. По этим правилам мы начинаем жить с сегодняшнего дня. Где-то ГАИ, может быть, по старинке будет этот документ выдавать. Но, с точки зрения приказа МВД, этого документа больше нет», — высказал опасения вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.
«ГИБДД абсолютно сознательно убрало этот документ. Справка отчасти дублируется другими документами – определением, постановлением, протоколом. Но мне, например, будет не хватать этой справки. Потому что из неё более чётко и понятно следовало, сколько участников ДТП, какие пострадавшие, какие повреждения, что произошло. То есть, если функции определений, протоколов, постановлений не расширятся, то будет очень сложно понять по бумагам все обстоятельства ДТП».
Это ещё один момент в регламенте, который, как считают эксперты, может быть подвергнут реформированию в ближайшее время. Но произойдёт ли это, пока, не известно, а жить без справки о ДТП нам предстоит уже с сегодняшнего дня.
Есть и ещё одно важное нововведение, связанное со страховками. В соответствии с новым регламентом, обладатели электронных полисов ОСАГО теперь обязаны возить с собой его распечатанную версию. Отсутствие документа в бумажном виде автоинспектор может прировнять к отсутствие автогражданской страховки как таковой.
Проверка пассажиров
Это ещё одна ситуация в которой, на самом деле, ничего не изменилось. Проверка автоинспектором документов водителя – это норма. А вот попытка проверки пассажиров всегда вызывала недоумение. Мол, вы же дорожный полицейский, а я не за рулём. Но тут кроется очень банальная логическая ошибка. Автоинспектор – это такой же сотрудник МВД, как и любой другой полицейский, и полномочия у него такие же.
Отважный и быстрый сотрудник ГАИ задержал карманника в центре Петербурга
«Что касается пассажиров, то новый регламент – это, фактически, указание министра инспекторам, как им себя вести. Но не забывайте, что у нас есть ещё и Закон «О полиции» и он не запрещал проверить документы у пассажира, если есть какие-то подозрения. Например, если есть подозрения, что пассажир находится в наркотическом опьянении, или неадекватен, или в розыске. Инспектора и так это делали. Так что здесь тоже принципиально ничего не поменяется», — комментирует Александр Холодов.
Это вовсе не означает, что любой полицейский, как и сотрудник ГИБДД, имеет право проверять документы когда угодно, где угодно и у кого угодно. Федеральный Закон «О полиции» чётко определяет и регламентирует весь перечень, притом не особенно длинный, ситуаций, когда и как правоохранитель в принципе имеет право обратиться к гражданину. И документ этот лучше изучить самостоятельно и подробно. Свои права, как и чужие, нужно знать и уважать, не путая их при этом со вседозволенностью.
Приятные мелочи
Несправедливо заподозренных, например, в алкогольном опьянении, водителей автоинспекторы будут обязаны после всех проверочных мероприятий доставить обратно к автомобилю.
«Если освидетельствование проводилось не на месте остановки, а пришлось проехать, например, на стационарный пост, и результаты, при этом, были отрицательные, то есть водитель оказался трезвым, сотрудник ГИБДД обязан доставить водителя обратно к его транспортному средству, чтобы водитель мог оттуда же спокойно, без лишних неудобств продолжить движение», — сообщил начальник управления ДПС Александр Быков.
Кроме того, автоинспекторы больше не будут изымать у нарушителей права на месте. У водителя будет в запасе 3 дня, чтобы самостоятельно и добровольно сдать документ в ГИБДД. Это поможет избежать проблем с тем, чтобы вызвать водителя или эвакуатор для автомобиля, которым, лишённый прав владелец больше не может управлять.
«Исключены нормы, связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», — прокомментировал Александр Быков.
Естественно, эта поблажка не касается тех водителей, которые не могут сесть за руль из-за своего состояния или нарушителей, которые водили без прав.
«Народные инспекторы»
Это уже новинка не из регламента, а из законопроекта, внесённого правительством в Госдуму. Просто даты двух событий причудливо совпали. Теперь сотрудникам ГИБДД смогут более активно помогать и простые граждане. В качестве эксперимента, это нововведение уже тестировалось в ряде регионов. Осуществляться это будет с помощью портала госуслуг и мобильных приложений.
«Предлагается установить, что постановления о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения могут быть вынесены без составления протокола об административном правонарушении в случае их фиксации гражданами, зарегистрированными на портале государственных услуг, с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Наказать за нарушение ПДД сможет каждый, у кого есть смартфон
Этикет
Изъятие из регламента пункта о запрете для автоинспекторов курения на посту и при общении с водителями тоже многими было воспринято негативно. Но в самом ГИБДД пояснили, что это было связано с тем, что пункт просто дублировал и так существующие нормы из кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. А градус вежливости автоинспекторов новый регламент предлагает лишь повысить.
«С учетом конкретной ситуации и конкретных обращений сотрудник содействует участникам дорожного движения: в организации транспортировки поврежденных транспортных средств, охране имущества лиц, пострадавших в результате преступных и иных противоправных посягательств и доставленных в медицинские организации, а также в переходе инвалидами и детьми улиц и дорог», — говорится в документе.
Так что дымить сигаретой вам в лицо сотрудники ДПС не будут. Это является грубым нарушением этики российского полицейского. А в комплексе с оставшимся у водителей правом вести видеозапись работы инспекторов, полицейскому-нарушителю за такое поведение может грозить серьёзный выговор.
ГИБДД разрешили останавливать авто за пределами постов ДПС
«РГ» завтра опубликует приказ МВД, вступающий в силу 20 октября, об утверждении нового регламента по надзору за соблюдением правил участниками дорожного движения.
Речь идет об отмене 185 приказа, который водители называли регламентом по работе ДПС, и введении в силу нового приказа за номером 664. Это такой же регламент, который приведен в соответствие с ныне действующим законодательством. Напомним, что прежний регламент работал с 2009 года. Восемь лет прошло. Поменялись правила, Кодекс об административных правонарушениях, появился закон о полиции, а все это время работал старый регламент.
А теперь о главном. В 185 приказе говорилось, что проверка документов происходит только на стационарном посту ДПС. Однако за время действия приказа количество таких постов сократилось в разы. Для этого, помимо прямого указания руководства МВД было несколько причин. Их дорого содержать. А кроме того, выявление нарушений гораздо более эффективно на трассе, чем на стационарном посту.
Стоит напомнить, что когда вступил в силу 185 приказ, у ГИБДД не было на руках тех технологических возможностей, которые есть сейчас. Для проверки документов необходимо было доставить остановленного на пост. Именно по этой причине не было смысла проверять документы на дороге, кроме тех случаев, когда водитель совершил нарушение.
Была еще одна причина. В то время на дороге промышляли банды мошенников, которые вырядившись в форму сотрудников ДПС, тормозили машины якобы для проверки документов. Чем могла закончиться такая встреча, можно узнать в криминальных сводках.
Однако, как отмечают в ГИБДД, сейчас и у сотрудников ГИБДД, и у мошенников найдется масса причин, чтобы остановить автомобиль. Мало кто из остановленных граждан начнет проверять у дежурного, закономерно ли его остановили.
В тоже время, пока действовала норма об остановке только за нарушение, многие реальные нарушители уходили от ответственности. Например, если человек выпил, но еще не сильно пьян, он, как правило, едет строго соблюдая все правила. Угонщик тоже не будет привлекать к себе внимание, превышая скорость.
А раз нет повода остановить, нет постов, то и уходят такие водители в никуда.
В то же время, в соответствии с законом о полиции, проверить документы можно в любом случае. Поэтому проверять на дорогах будут везде, даже без проведения спецмероприятий.
Текст приказа МВД об административном регламенте будет опубликован в номере «Российской газеты» за пятницу, 13 октября.
Новый регламент ГАИ — что там на самом деле сказано
Приказом МВД № 664 утвержден новый регламент для сотрудников ДПС. Еще в процессе обсуждения проекта документ вызвал массу споров. Давайте посмотрим, что теперь ожидает автомобилистов.
Необходимость принять новое положение назрела давно — слишком много в последнее время было внесено изменений в Правила дорожного движения, Закон об ОСАГО и в другие нормативные документы, касающиеся дорожного движения. Латать прежний регламент уже не было смысла.
Справка о ДТП и европротокол
После аварии нам не будут выдавать справки о ДТП — те самые, которые пострадавшие предоставляют в страховые компании для получения возмещения. Но это вовсе не означает, что инспекторы не будут оформлять сами ДТП. В пункте 31 нового регламента прямо указано, что сотрудники ДПС выезжают на место аварии и оформляют необходимые документы.
Ждать инспектора не стоит, если аварию можно оформить по европротоколу. В этом случае водители заполняют извещение о ДТП самостоятельно. Что касается аварий, которые нельзя оформить самостоятельно, нужно знать следующее. Инспектор по-прежнему будет составлять схему аварии, оформлять протокол по административному нарушению, выписывать постановление виновнику. Копии постановления и протокола при этом вручаются пострадавшему по его требованию. И именно эти документы нужно направить в страховую компанию для получения выплаты.
Если в ближайшее время ЦБ не внесет поправки в Правила ОСАГО, то у пострадавших могут возникнуть проблемы. Ведь здесь прописана обязанность автовладельцев помимо прочих документов предоставить справку о ДТП. Хотя, по сути, вся информация, которая указывается в справке, — это дублирование сведений из протокола, постановления или определения по административному делу. Но формально отсутствие справки о ДТП может послужить причиной отказа в получении страховки.
Где могут размещать стационарные камеры фотофиксации?
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Речь идет о работе камер автоматической фиксации. Напомню, что раньше камеры нельзя было размещать в зоне действия временных дорожных знаков. Ведь как у нас часто бывает? Начали дорожники ремонт, поставили знаки, ограничивающие скорость. Ремонт закончили, а знаки остались. И все к этому привыкли и смирились. Водители не сбрасывают в таких местах скорость, инспекторы их не наказывают (в том числе и с помощью камер).
Уж не знаю, чем руководствовались в МВД, убирая из регламента подобный запрет. Может быть, дорожники пообещали, что не будут больше забывать свои знаки, а, может, наоборот. Все понимают, что многолетняя привычка водителей не обращать внимание на эти знаки поможет серьезно пополнить госбюджет, а коммерсантам с автоматическими камерами — подзаработать. В общем теперь водителям нужно быть аккуратными и внимательными: отныне мобильные комплексы автоматической фиксации могут легально устанавливать и в зоне проведения ремонтных работ.
Где инспектор может остановить водителя?
Остальные «страшные» моменты, появившиеся в документе, новыми серьезными последствиями нам не грозят. Так, в регламенте больше нет фразы, что останавливать водителя для проверки документов можно только на стационарных постах.
То есть останавливать нас теперь могут везде. Но тут нужно понимать, что и раньше у инспектора ДПС было большое число оснований, чтобы выцепить вас из потока. И все эти основания продублированы в новом документе. Перечислены они в четырнадцати пунктах (84.1-84.14). Так что тут сильно-то ничего не поменялось. Как говорится, было бы желание, а причину остановки инспектор всегда найдет.
Можно ли снимать на видео инспектора ДПС?
Многие, ознакомившись с регламентом, сделали ошибочный вывод, что теперь нельзя снимать на видео работу инспектора ДПС. Это не так. Да, в регламенте исключили положение, по которому инспектор не имел права препятствовать ведению видеозаписи. Но при этом в документе указано, что принят он в соответствии с действующим законодательством. А раз так, то запретить нам вести съемку можно в сильно ограниченных случаях (антитеррористические мероприятия, режимные объекты). Причем при запрете инспектор обязан сослаться на конкретный нормативный акт. Поэтому и тут никаких проблем я не вижу. Конечно, если инспекторы ДПС на местах будут руководствоваться законом и здравым смыслом.
В общем, как я уже отмечал, изменения были вызваны необходимостью привести основной документ Госавтоинспекции в соответствие с новым законодательством и современными реалиями. В регламенте учли и новые технические возможности слежения за дорожным движением. Ведь теперь никого не удивить следящими за водителями дронами. Кроме того, в МВД решили, что дублировать все права и обязанности участников дорожного движения в регламенте нет смысла, ведь они прописаны в других нормативных актах.
Еще ряд изменений носят уточняющий характер и направлены на сокращение числа споров на дороге. К примеру, убрали возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Такие действия давно канули в Лету. Отдельно прописали и то, что документы водитель обязан передавать сотруднику ДПС без удерживающих устройств. Купили полис ОСАГО через интернет? Теперь обычная распечатка подойдет для инспектора.
Если исходить из утверждения, что все участники дорожного движения и сотрудники Госавтоинспекции законопослушные, то злоупотреблений и перегибов быть не должно. Хотя, если честно, я в этом сильно сомневаюсь. Ведь так уж устроено наше общество, что суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения, а превышение должностных полномочий и обязанностей мы принимаем как должное.