Как оплачивается проезд в отпуск в районах Крайнего Севера?
На государственном уровне, условия любой работы в районе Крайнего Севера признаются особыми. Поэтому все, кто трудится в этих регионах, может рассчитывать на льготные правила. Эти льготы представляют собой большее количество отпускных дней, дополнительные надбавки и т.д. Также это относится к оплате проезда во время отпуска до необходимого места.
Данные расходы работодателя, могут включаться в список расходов, которыми оплачивается труд. Чтобы такая возможность досталась руководителям, процедура должна проводиться согласно Трудовому законодательству. Точный порядок расчета определяется тем, работает человек в бюджетном учреждении или в коммерческой организации.
Бесплатный проезд в отпуск северянам по ТК РФ
Работодатели должны гарантировать своим работникам бесплатный проезд во время официального отдыха, если работа ведется в районе Крайнего Севера. Компенсация должна осуществляться один раз в два года. Данное правило прописано в 325-й статье ТК РФ. Также нормы установлены в Федеральном законе, регулирующим вопросы государственных гарантий и компенсаций для северян.
В кодексе указано: если человек трудится в бюджетных организациях, то за оплату проезда отвечают соответствующие государственные учреждения. Дорога оплачивается в две стороны вне зависимости от используемого транспорта. Запрещено использовать только такси.
Дополнительно компенсируется провоз багажа в размере до 30 кг. Также обязательно оплачивается дорога во время отпуска супругам и детям работника, если сами они не являются трудоустроенными. Основанием для оплаты являются предоставленные билеты и иные документы.
Закон о Северах — оплата проезда в отпуск 2018
В законе о северянах и компенсациях для них, есть отдельная статья, отведенная под вопрос оплаты проезда работникам, когда те отправляются в отпуск. В 33-й статье данного закона просто представлена отсылка на Трудовой Кодекс. Поэтому абсолютно для всех северян порядок остается один и тот же: один раз в два года, уходя в отпуск, им будет оплачена дорога до местности, в которой люди будут отдыхать.
Если сотрудник уже трудоустроился в организацию и будет выполнять свои обязанности в районе Крайнего Севера, то он получит данное право сразу же, как только у него в принципе возникнет право на официальный отдых — через 6 месяцев. Однако он может перенести данное право и использовать его не обязательно во время первого же отпуска.
Если же в течение 2-х лет он не воспользуется такой возможностью, то она не будет сохраняться на следующий период – у каждого сотрудника может быть в запасе не больше одной подобной возможности.
Компенсация проезда в отпуск в район Крайнего Севера на личном транспорте
Личный транспорт также включается в список тех видов транспорта, с помощью которых работнику, ведущему деятельность на Крайнем Севере, можно добраться до места назначения, а его проезд при этом будет оплачен. Оплачивается стоимость, соответствующая кратчайшему пути.
Для расчета учитываются нормы расхода, определенные для автомобиля, на котором добирался сотрудник организации. Они берутся из специального Распоряжения от Минтранса. При этом работнику нужно будет предоставлять чеки с АЗС, на которых он заправлялся.
Образец заявления на возмещение проезда в отпуск на Крайний Север
Работая на Крайнем Севере и уезжая в отпуск, гражданин может рассчитывать на компенсацию стоимости дороги. Для этого необходимо подать заявление. Его оформление должно быть осуществлено в свободной форме.
В заявление входят следующие пункты:
- сведения руководителя, который является адресатом обращения;
- данные самого заявителя с его подписью;
- ссылка на 325-ю ст ТК РФ;
- место проведения отдыха;
- стоимость;
- выбранный тип транспортного средства;
- дата оформления.
Приложениями в данном случае являются все авиабилеты и посадочные талоны. Иногда эту информацию сразу вносят в заявление на официальный отдых вместо того, чтобы писать два обращения.
Оплата проезда в отпуск в районах Крайнего Севера пенсионерам в 2018
Данная компенсация проезда предусмотрена не только для работников Крайнего Севера, но и для пенсионеров, там проживающих.
Пенсионерам Крайнего Севера для получения данной финансовой помощи можно обратиться в Пенсионный Фонд, в отделение, соответствующее месту проживания. Писать обращение можно не чаще, чем один раз в два года. В ПФР подаются заявления и документы, подтверждающие поездку. По существующим правилам пенсионерам Крайнего Севера оплачиваются поездки исключительно в пределах РФ.
Правила компенсации за проезд к месту отдыха по закону о северах
Живу в Архангельске.Двухлетний период на право проезда к месту отдыха заканчивался 31 июля 2015г.По приказу отпуск был предоставлен также по 31 июля.
Обратный билет был предоставлен на 2 августа(воскресенье). Администрация отнесла компенсацию расходов за проезд не на период 2013-2015 год а на период 2015-2017г. мотивируя тем,что я вернулся из отпуска на 2 дня позже окончания периода.Правильно ли это?
Ответы юристов (6)
Здравствуйте Александр! Если бы Вы вернулись из отпуска и находились еще в отпуске, то есть не задержались к выходу на работу, то:
Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 50] [Статья 325]
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерациик месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Но как видно из Вашего вопроса:
, По приказу отпуск был предоставлен также по 31 июля.
Александр
То администрация права.
Уточнение клиента
1и 2 августа выходные,я должен был выйти на работу и вышел в понедельник 3 августа.
Проблема возникла в том,что я на 2дня вышел за пределы периода за который подразумевалась оплата проезда(с 1 августа 2013г. по 31 июля 2015г.)
23 Декабря 2015, 19:38
Есть вопрос к юристу?
Как минимум должна быть произведена оплата к месту проезда, но следует тогда учесть, что оплата работодателем стоимости проезда только к месту использования отпуска и отказ в оплате стоимости обратного проезда является нарушением гарантированного ст. 325 ТК РФ права.
Законом (правилами) не установлены ограничения в части обязательного возвращения работника и членов его семьи в период ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть задержка нахождения в отпуске не является основанием для отказа в компенсации (См. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 07.06.2012 по делу N 33-788/2012).
По мнению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, работник, имеющий право на компенсацию расходов в текущем году, может его использовать до конца календарного года в соответствии с утвержденным графиком отпусков.
Полагаю решение Администрации незаконно.
С уважением, Федоров Денис.
Уточнение клиента
я не задержался в отпуске т.к. 1 и 2 августа — выходные дни
23 Декабря 2015, 19:30
А вы предупреждали работодателя что вернетесь позже? Нужна уважительная причина. По сути согласен с коллегой, администрация права.
Тем более. Пусть пишут письменный отказ, который можно обжаловать. Если он, конечно, уже не написан.
Уточнение клиента
Мне не отказали.У меня приняли документы и оплатили проезд но в счет периода 2015-2017г.г. что выяснилось только сегодня когда я собрался подать документы на оплату зарубежной поездки в декабре.
23 Декабря 2015, 19:46
Я считаю, что администрация не права.
Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
Исходя из того, что трудовое законодательство (часть первая статьи 325 ТК РФ) связывает оплату стоимости проезда с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска и не устанавливает ограничения в части обязательного возвращения работника в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в период ежегодного оплачиваемого отпуска, обоснованной является практика тех судов, которые удовлетворяют требования работников о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.
Пример. Заозерским городским судом Мурманской области рассмотрено дело по иску К. к «Центральной медико-санитарной части N 120» о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Работодатель отказал истцу в компенсации расходов на проезд в полном объеме на том основании, что она вернулась из отпуска позднее окончания очередного отпуска — в период отпуска без сохранения заработной платы.
Суд удовлетворил заявленные требования лишь в части компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска, в части взыскания расходов на проезд от места отпуска отказал, указав, что законодательством не предусмотрена компенсация расходов на проезд от места отпуска в период отпуска без сохранения заработной платы.
С мнением городского суда не согласилась судебная коллегия Мурманского областного суда, которая решение городского суда изменила, взыскав расходы на проезд в полном объеме.
При этом судебная коллегия указала, что нормы статьи 325 ТК РФ не содержат требований обязательного возвращения работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Нормы трудового законодательства связывают оплату проезда с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска (по материалам обобщения судебной практики Мурманского областного суда).
Таким образом, отпуск Вы взяли до истечения периода 2013-2015 год и то факт когда Вы вернулись не имеет значения, т.к. статья 325 ТК РФ не содержит требований обязательного возвращения работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска, а тем более только в двухлетний период 2013-2015 год. Обжалуйте действия работодателя.
Напишите заявление и сошлитесь на мнение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также на указанное решение суда.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Работник с Севера летит в отпуск за рубеж без посадки у границы — как учесть расходы
В письме от 19.12.2014 № 03-03-06/1/66014 Минфин напомнил, что согласно ныне действующей редакции статьи 325 Трудового кодекса лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Согласно пункту 7 статьи 255 НК такие компенсации учитываются в расходах в случае проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении.
В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.
Также для подтверждения поездки в целях компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия загранпаспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения госграницы РФ.
Если в коллективном договоре предусмотрено, что при выезде работника за границу в отпуск стоимость проезда работодатель оплачивает до места пересечения границы РФ, то в рассматриваемой ситуации — без оформления проездного документа до приграничного пункта — расходы на оплату стоимости проезда до границы, по мнению Минфина, могут быть признаны расходами на оплату труда в соответствии с пунктом 7 статьи 255 НК при обязательном условии их документального подтверждения.
Рекомендуйте новость коллегам:
Комментарии читателей
Старая песня: фискалы считают точкой пересечения границы — отметку в паспорте. 23.01.2015 16:11
В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.
Старая песня: фискалы считают точкой пересечения границы — отметку в паспорте.
то ему шлепнут отметку о пересечении границы в Мурманске и фиг тебе, а не компенсация?
Что ага? В Мурманске прямо стоят столбы госграницы и погранцы с берданкой?
В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.
Нет, Петя, в аэропорту стоит пограничник и ставит штемпель каждому пересекающему границу. Понятно? 24.01.2015 11:26
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя относительно Вселенной я не уверен. (А.Энштейн)
А ваша глупость, Анатолий, бесконечна((
Вы хоть что-нибудь слышали о воздушном пространстве, воздушном коридоре, о правилах и аэронавигационных документах, законах, постановлениях правительства, КС. о транзите, об уполномоченных в области безопасности, обороны, таможенного дела и т.д. ?
Татьяна, не слушайте ересь Анатолия, справки выдают и РЖД, и Авиакомпании, и Турагенства, указывая стоимость не общей цены билета, а именно до точки пересечения воздушной границы России.
Это и будет компенсацией работнику.
Петя, Ваши репризы — чрезмерно пафосны, но не имеют отношения к действительности. А действительность такова: авиакомпании, которые устраивают чартеры из мест отбытия РКС — не раскрывают стоимость пролета этого чартера от а/п вылета, до точки пересечения границы. А чартеры -это основной вид перемещений РКС в отпуск по наиболее популярным направлениям. Если же работник предоставит справку (расчёт) по регулярным тарифам(такие справки дают), то даже по «promo» стоимость пролета от а/п вылета, до географической точки пересечения границы оказывается больше, чем стоимость чартерного билета до точки назначения. Теперь, Петя, понятно? 24.01.2015 12:02
Ответственность несешь, словоблуд?
— Нет!
ну и чмоки-чмоки, комедиант, good bye . 24.01.2015 12:07
Что, Петя, аргументы закончились? А известно ли Вам, что с момента вступления 2-й части НК РФ фискалы на эту тему выпустили не только это письмо?
Первоначально (см. Письмо МФ РФ от 19 августа 2005 г. N 03-05-02-04/159 и ряд других), позиция была такова:». Согласно ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Как следует из вышеприведенной нормы, работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов).
Учитывая изложенное, в целях реализации п. 7 ст. 255 Кодекса налогоплательщик отражает в составе расходов на оплату труда документально подтвержденные проездными документами расходы по проезду до аэропорта, в котором он осуществляет вылет к месту своего отдыха, расположенного за пределами Российской Федерации. «
Потом были и другие письма, и арбитражные решения, как в пользу, так и не в пользу налогоплательщиков.. Обсуждаемое письмо ровно на эту же тему.
Впрочем, Петя, это я пишу не для Вас. 24.01.2015 13:50
Последний раз, мне ВСЁ известно и предыдущее письмо Минфина 2012г.
В письме от 19.12.2014 № 03-03-06/1/66014 Минфин напомнил, что согласно ныне действующей редакции статьи 325 Трудового кодекса лица
Петя, а что Вы так горячитесь? При чем тут ст.325 ТК? Разве в этой статье ТК содержится норма о признании возмещений стоимости для налоговых правоотношений? Речь там идет об обязанности работодателя по отношению к работнику, а не о признании этих расходов для целей НУ. И Закон о Госгранице — здесь не работает: у работника, вылетевшего из Мурманска или Сургута — стоит отметка о том, что он (работник) пересек границу в Мурманске или Сургуте. А справку от перевозочной организации, если человек летел чартером — он не получит, а справка, относящаяся к регулярному тарифу — не будет признана фискалами, потому, что сумма по ней будет превышать стоимость всего чартерного авиабилета.
Все перечитывайте! Может быть и поймете, в чем сомневаюсь. слов нет, одни многоточия ((
Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
Компенсация дороги в отпуск
Статья 325 ТК РФ наделяет правом возмещения трат на дорогу в отпуск не всех работников, а только северян. Возместить траты на поездку к месту отдыха могут сотрудники бюджетной сферы, чьи работодатели находятся на территории Крайнего Севера и причисленных к ней областях. По мнению законодателя, такие граждане нуждаются в смене климатической обстановки, так как работают в неблагоприятном климате. Компенсация стоимости дороги к месту отдыха и назад признаётся стимулирующей выплатой для этих сотрудников. Она производится из средств федерального бюджета.
Чтобы применить своё право на такую компенсацию, нужно соблюсти множество правил, собрать большое количество подтверждающих документов. Правила компенсации затрат на поездку в отпуск для работников Севера закреплены статьей 325 ТК РФ и правительственным постановлением от 12.06.2008 N 455.
Так, компенсируется дорога и перевозка багажа сотрудникам гос. органов и учреждений, финансируемых из федер. бюджета, и их членам семьи. Под членами семьи подразумеваются иждивенцы — безработные муж (жена) и дети, проживающие совместно.
Требует отдельного разъяснения вопрос о том, когда сотрудник имеет право воспользоваться положенной компенсацией. Ст 325 ТК РФ подчёркивает, что выплаты компенсации не суммируются, и сгорают, если сотрудник не успеет вовремя их получить.Так когда же необходимо успеть получить положенную компенсацию?Важно, что компенсировать затраты на дорогу можно за каждый ежегодный отпуск, но если не успеть этого сделать за 2 года, право на выплату теряется. Уходя в свой первый оплачиваемый отпуск, сотрудник приобретает право возмещения трат на отпуск за 1-й и 2-й год работы на предприятии. На 3-м и 4-м году работы он может компенсировать расходы за 3-й и 4-й годы, но уже никак за 1-й и 2-й. Так, право на возмещение прерывается каждые два года.
Право на компенсацию трат на проезд родственников возникает одновременно с таким же правом для работника. Его отпуск должен совпадать по времени и месту пребывания с отпуском остальных членов семьи — только в таком случае траты на проезд будут компенсированы всем. Например, не получится офромить компенсацию за проезд одного ребенка в летний лагерь, или, отправившись отдыхать с супругом в разные места, компенсировать дорогу каждого.
То, какие именно затраты на проезд могут компенсировать северяне, и как подтвердить свое право на денежное возмещение, целесообразно рассмотреть более подробно.
Затраты, подлежащие компенсации, и их документальное подтверждение
- Стоимость дороги к месту отдыха и обратно к месту жительства — в объеме фактических расходов, но в сумме, не большей, чем стоит проезд в:
- купе скорого фирменного поезда;
- каюте 5 группы морского судна;
- каюте 2 категории речного судна;
- каюте 1 категории паромной переправы;
- авиасалоне эконом-класса;
- автомобильном транспорте общего пользования и автобусах (кроме такси).
Траты подтверждаются билетами.
Право компенсации трат на проезд для работников внебюджетной сферы
Бегло ознакомившись с нормами ст 325 ТК РФ, можно подумать, что возместить траты на проезд к месту отдыха, могут только те работники северных районов, чьи предприятия финансируются из бюджета. Однако это нет так.
Ст 325 ТК РФ не ограничивает возможность воспользоваться этой льготой для граждан, которые трудятся на частных предприятиях. В последней части статьи сообщается, что другие работодатели устанавливают условия и порядок такого денежного возмещения колл. договорами, локальными актами, вводимыми с учётом мнения профсоюзов, и труд. договорами. Под “другими работодателями” здесь понимаются фирмы и предприятия, которые не имеют отношения к бюджетной сфере и занимаются предпринимательством и иной экономической деятельностью на территории Крайнего Севера и причисленных к ней.
То есть все работодатели Севера обязаны компенсировать траты на проезд к месту отдыха и обратно для своих сотрудников, способствуя выезду трудящихся за границы неблагоприятной климатической зоны. При установлении размеров и объемов такой компенсации локальными актами фирмы учитываются реальные финансовые возможности организации. Но полностью отказаться от компенсации и неоправданно занижать её работодатель не вправе.
КС РФ трактует норму ч 8 ст 325 ТК РФ, обязывающую работодателей — не бюджетников тоже возместить своим сотрудникам проезд, следующим образом. Это возможность соблюсти баланс интересов сторон труд. договора, то есть работника и работодателя. Интересы работника не могут ущемляться, но при этом организация должна иметь экономическую базу и финансовую возможность, чтобы компенсировать сотруднику затраты.
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года
Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года
Статью 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) изложить в следующей редакции:
«Статья 33. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.».
Внести в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:
1) части первую и вторую изложить в следующей редакции:
«Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.»;
2) в части четвертой слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами «федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения»;
3) в части пятой слова «в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации» заменить словами «в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации»;
4) в части седьмой слова «организации, финансируемой из федерального бюджета,» заменить словами «федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения»;
5) часть восьмую изложить в следующей редакции:
«Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.».
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 18 января 2013 г. по делу N 33-232/2013 (ключевые темы: компенсации — место проведения отпуска — оплата стоимости проезда — районы Крайнего Севера — багаж)
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия
от 18 января 2013 г. по делу N 33-232/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Сыромятникова А.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 ноября 2012 г. по иску Камбалиной Т.К. к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «Петрозаводское дорожное ремонтно-строительное управление» о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия установила:
Камбалина Т.К. обратилась с указанным иском по тем основаниям, что Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Петрозаводское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее ГУП РК «Петрозаводское ДРСУ»), где она работает, отказало компенсировать ей расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно в 2010 г. в сумме . руб., в 2012 г. в сумме . руб. Истица просила взыскать указанные суммы с ответчика.
Решением суда исковые требования Камбалиной Т.К. удовлетворены частично.
С ответчика в пользу истицы взыскана компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно за 2012 г. в размере . руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере . руб.
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе директор предприятия Чепарев В.В. просит его отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на Положение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно работникам ГУП РК «Петрозаводское ДРСУ», действующее в организации с 31.08.2012, указывает, что размер такой компенсации не превышает . руб., производится раз в 2 года работникам, отработавшим на предприятии более 2-х лет. Поэтому, вывод суда об отсутствии на предприятии локальных нормативных актов, предусматривающих размер и порядок таких выплат, не соответствует обстоятельствам дела. В связи с чем, у суда не было оснований ссылаться на пункт 10 Правил о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провода багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей и взыскивать в пользу истицы компенсацию расходов по оплате проезда за 2012 г. в размере . руб., то есть сверх лимита выплаты по предприятию. Считает, что суд, при вынесении решения, должен был принять во внимание сложное финансовое положения предприятия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, действующая по доверенности Клементьева И.А., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истица Камбалина Т.К. просила решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
К числу таких гарантий относится законодательное закрепление правила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с 2004 г. Камбалина Т.К. работает в качестве сторожа в ГУП РК «Петрозаводское ДРСУ».
Заключенным с истицей трудовым договором от 22.07.2004 была предусмотрена «оплата проезда в отпуск по Закону о Северах». Дополнительным соглашением к данному трудовому договору от 18.05.2012 компенсация расходов по проезду к месту отдыха и обратно не предусмотрена. С 31.08.2012 на предприятии введено и действует Положение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно работникам ГУП РК «Петрозаводское ДРСУ» (приложение к Коллективному договору на 2010 — 2013 г.г.), которым предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в два года в размере фактической стоимости проезда, но не более . руб.
Камбалина Т.К. в период очередных отпусков в 2010 г. (с 26.07.2010 по 26.08.2010) и в 2012 г. (с 30.07.2012 по 11.09.2012) выезжала на месту использования отпуска в гор. К. и обратно. Расходы истицы на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно в 2010 году составили . руб., в 2012 г. — . руб., ответчиком истице на основании указанного выше Положения компенсированы расходы по проезду из г. . в г. Петрозаводск 05.09.2012 в сумме . руб.
Разрешая спор в части компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно в 2010 году, суд, ссылаясь на положения статьи 392 Трудового кодекса РФ и принимая во внимание заявление представителя ответчика о пропуске истицей срока обращения в суд, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части в связи с пропуском истицей срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Судебная коллегия также полагает правомерным решение суда о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно в 2012 г., исходя из того, что ответчиком были нарушены права истицы в части полной оплаты стоимости ее проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Согласно статье 325 Трудового кодекса РФ лица, которые работают в расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациях, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на оплату один раз в два года стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, и на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг за счет средств работодателя, который оплачивает также стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи работника; размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления, для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, возлагая указанную обязанность на всех работодателей, как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере, федеральный законодатель исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, каковыми являются право на отдых и право на охрану здоровья.
Поскольку размер, порядок и условия предоставления своим работникам права на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в коллективном договоре предприятия в период с 2010 г. по 31.08.2012 установлены не были, то при разрешении указанного спора судом правильно были применены положения статьи 325 ТК РФ и статьи 33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определяющие оплату льготного проезда в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
Судебная коллегия полагает, что при определении размера компенсации суд обоснованно исходил из того, что установление размера, условий и порядка компенсации, предусмотренной статьей 325 Трудового кодекса РФ, для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, отличных от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, возможно в случаях, если такие различия являются оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям.
Таким образом, учитывая указанные выше законоположения, фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит правомерным вывод суда, основанный на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 2-П от 09.02.2012 «По делу о проверке конституционности положений части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой», относительно нарушения прав истицы на получение указанной компенсации за 2012 г. в полном размере.
Руководствуясь Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истицы компенсацию указанных расходов в размере . руб.
В связи с изложенным не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном применении судом указанных Правил .
Доводы жалобы о сложном финансовом положении предприятия, не позволяющем предприятию оплачивать проезд к месту использования отпуска и обратно в полном объеме, не влияют на постановленное судебное решение, поскольку при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что данная компенсация взыскана по расходам, понесенным истицей в период до 31.08.2012, то есть до принятия Положения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно работникам ГУП РК «Петрозаводское ДРСУ».
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, к спорным правоотношениям применен закон, подлежащий применению, представленным доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь положениями статей 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 ноября 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика — без удовлетворения.