Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:
— иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;
— лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В практике возникают вопросы:
могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;
могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);
могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).
2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:
— через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);
— в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:
— режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);
— правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);
— иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).
4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:
1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;
2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);
3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);
4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);
5) оно назначается с обязательным учетом:
— общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);
— обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);
— обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);
6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);
7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».
В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).
4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.
Статья 3.10 КоАП РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Новая редакция Ст. 3.10 КоАП РФ
1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Комментарий к Статье 3.10 КоАП РФ
1. Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.
Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 23.10 КоАП), органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
3. Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:
1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;
2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;
3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.
4. Административное выдворение как вид административного наказания различается с депортацией иностранного гражданина (лица без гражданства).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Основаниями применения депортации выступают:
— если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;
— если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а также предусмотрены другие случаи (ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), например за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правилами расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769.
Соответствующие меры предусмотрены также ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О беженцах»; ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
5. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства установлен КоАП (см. комментарий к ст. 32.10).
Другой комментарий к Ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Административное выдворение характеризуется следующими чертами:
оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;
оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц. Особенной частью КоАП РФ административное выдворение предусматривается за нарушение режима Государственной границы РФ (ч.2 ст.18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч.2 ст.18.4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст.18.8); нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ч.2 ст.18.10); нарушение иммиграционных правил (ст.18.11);
данная мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами;
административное выдворение как вид административной ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется административное выдворение как мера пресечения;
иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено административное выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке.
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
СТ 3.10 КоАП РФ
1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Комментарий к Ст. 3.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может устанавливаться только КоАП РФ и применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ, заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
3. Ввиду того что в соответствии с ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, данный вид административного наказания является единственным, который не применяется к гражданам РФ.
4. Частью 3 комментируемой статьи установлен запрет на применение административного выдворения за пределы Российской Федерации к военнослужащим — иностранным гражданам.
5. В соответствии с ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья обязан в своем решении указать способ исполнения вынесенного постановления: принудительное выдворение за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации. При этом судья руководствуется также положениями ч. ч. 5 и 6 ст. 3.10 КоАП РФ о том, что:
— в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации он вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;
— административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
6. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
Исключение из этого правила составляют случаи совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию, при которых данное административное наказание назначается соответствующими должностными лицами.
Выдворение за пределы рф как административное наказание
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
- Главная ›
- Правовая энциклопедия ›
- Основы административного права ›
- Административное наказание ›
- Что такое административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?
Что такое административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?
Что такое административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?
Такая мера административной ответственности как выдворение за пределы РФ предусмотрена в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как и всякое административное наказание, административное выдворение носит личный характер, т.е. применяется лишь к лицу, совершившему административное правонарушение. При этом применение административного выдворения рассчитано только на специального субъекта административной ответственности — иностранного гражданина или лицо без гражданства.
Применение же административного выдворения к гражданам РФ недопустимо как в силу конституционного регулирования (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ), так и в силу того, что их право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ) делает смысл данного наказания ничтожным и вытекает из самой природы взаимосвязи лица с государством, где личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект.
В силу этого исполнение постановления о выдворении (ст. 32.9 КоАП РФ) возможно только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. При этом КоАП РФ особо предусмотрено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается:
а) в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (т.е. принудительное выдворение за пределы Российской Федерации);
б) в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Указание на одну из вышеперечисленных форм административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено.
Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
Выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается (п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации:
а) за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства;
б) либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
Выдворение за пределы рф как административное наказание
Согласно статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (далее — Административное выдворение) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Административное выдворение как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.
Административное выдворение назначается, помимо прочего, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом (статья 18.8 КоАП РФ).
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом . Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации
Административное выдворение иностранных граждан за пределы
Согласно закону с 1 января 2012 года на судебных приставов возлагается обязанность исполнять постановления суда о принудительном выдворении за пределы нашей страны иностранных граждан или лиц без гражданства при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. То есть судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы РФ или контролируемом самостоятельном выезде из России. До этих пор выдворением иностранных граждан за пределы России занималась Федеральная миграционная служба (ныне Главное Управление по вопросам миграции МВД России).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст.3.10 КоАП).
Федеральная служба судебных приставов или его территориальный орган, или пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации по решению суда, содержатся в спецприемнике МВД до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Наиболее распространенными правонарушениями иностранных граждан влекущих административное выдворение являются статья 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» и статья 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации».
После выдворения иностранный гражданин в течение пяти лет не сможет въехать на территорию РФ.
В 2016 году судебными приставами РТ за пределы страны выдворено 896 иностранных граждан, 27 были депортированы. Основная масса из них уроженцы Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, других стран СНГ.
На приобретение проездных билетов для выдворения в 2016 году было затрачено 4 миллиона 898 тысяч рублей.
В текущем году выдворено 11 граждан, еще для 5 граждан приобретены проездные документы на 15.01.2017.
Пресс-служба
УФССП России по Республике Татарстан
Дата пресс-релиза 10 января 2017 года
Время создания документа: 20 апреля 2017 15:58
Как иностранцу не попасть под выдворение из России в 2018 году
Понятие административного выдворения очень часто путают с термином «депортация». Для начала стоит уточнить, что выселение не грозит гражданам России. Это административное наказание применяется только к иностранным гражданам и людям без определенного гражданства, незаконно пребывающим в пределах РФ.
Значение термина по закону
В российском законе четко прописаны основные положения выселения иностранцев или апатридов. Выдворение – это процесс принудительного перемещения гражданина другой страны или апатрида за пределы России. Иногда переезд совершается добровольно. Как уже упоминалось, выселение за пределы Российской Федерации грозит только гражданам зарубежных стран и апатридам, нарушившим закон о пребывании на территории РФ.
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина производится согласно КоАП Российской Федерации (ст.3.10 — скачать статью). Порядок выселения иностранного гражданина определен Федеральным законом №115-ФЗ (ст.34) — скачать закон.
Причиной административного наказания может стать нарушение норм, принятых государством. Решение о выдворении из страны принимает судебный орган. При этом иностранцу могут назначить добровольное или принудительное выселение. Во втором случае иностранный гражданин подлежит размещению в специальном учреждении.
Не стоит путать выдворение с лишением гражданства. Последнее не практикуют. Данный процесс противоречит международному праву и Конституции Российской Федерации.
Лишение статуса гражданина могло использоваться как мера пресечения только во времена СССР. Лишить советского паспорта могли за такие нарушения, как:
- действия, порочащие облик советского гражданина;
- подрывная деятельность;
- деятельность, представляющая опасность для СССР.
Выдворение направлено не столько на обеспечение безопасности государства, сколько на борьбу с нелегальной миграцией. Проблема нелегальной миграции на территории России является одной из наиболее существенных. Выдворение – безальтернативный метод пресечения. Несмотря на это, его можно оспорить.
Выдворение – мера пресечения, которая может быть назначена только судьей по одному из вышеперечисленных поводов. Если вина нарушителя доказана, выдворение становится делом времени. Но нарушитель имеет право обжаловать обвинение, если он не преступал закон, обнаружил какие-либо ошибки при оформлении дела или при ведении судебного процесса.
Обжаловать выдворение можно за 10 суток после вынесения обвинения. Очень важно не опоздать с подачей прошения, так как второго шанса могут не дать. Судья может предоставить дополнительный срок, если вы представите уважительную причину задержки.
Перечень оснований
Выдворение может быть применено к иностранцам и лицам без гражданства согласно судебному решению по следующим причинам:
- нарушитель работал на территории РФ без официального разрешения;
- мигрант не оформил временную регистрацию по месту пребывания либо она является недействительной;
- нарушитель приехал в Россию по трудовому контракту (или для обучения), но находится в стране сверх положенного срока;
- человек не позаботился о получении документа, дающего право проживать в государстве, у сотрудников миграционного подразделения ГУВМ МВД (ранее Федеральная миграционная служба);
- иностранный гражданин привлекается к ответственности за нарушение по КоАП второй раз за год.
Административное выдворение иностранных граждан не может быть осуществлено по отношению к некоторым лицам.
- Иностранцу, имеющему близкого родственника-гражданина России или лица, имеющего право жить в пределах Российской Федерации на законных основаниях. Близким родственником мигранта считают супруга, родителя, ребенка.
- Иностранному гражданину, приехавшему в Россию в качестве политического беженца. Статус должен быть признан официально.
- Иностранному гражданину, имеющему семью в Российской Федерации и являющимся для нее единственным кормильцем.
- Военнослужащему-иностранцу.
- Сотруднику дипломатического учреждения.
- Лицу, на чьей родине ведутся боевые действия.
Принудительное и самостоятельное выдворение
Выдворение иностранных граждан за пределы РФ выражается двумя способами:
- принудительным исполнением резолюции суда;
- самостоятельным выдворением.
Способ устанавливается постановлением суда или решением работника погранслужбы России. Основанием для выбора формы выдворения из РФ является степень тяжести нарушения, совершенного иностранным гражданином.
Самостоятельный выезд из государства может быть назначен судьей. Резолюция содержит требование добровольного выезда из России в 5-дневный срок. Сотрудники миграционного подразделения ГУВМ МВД (ранее Федеральная миграционная служба) отвечают за выполнение мигрантом постановления суда.
Уклонение от самостоятельного пересечения пределов Российской Федерации грозит иностранцу наложением штрафа и принудительным выдворением. Рассмотрение на этой стадии производит районный суд.
Принудительное выдворение производится, если иностранцы нарушают принятые правительством России миграционные правила повторно на протяжении года. Если мигрант не может своими силами покинуть Российскую Федерацию, он уезжает по принуждению. Процедура включает в себя обязательное размещение иностранного гражданина в специализированном центре.
Кто оплачивает высылку
Оплата пересечения пределов Российской Федерации согласно судебной резолюции производится:
- самим иностранцем;
- приглашающим лицом или организацией, которая помогла нарушителю, способствовала его въезду;
- посольством родного государства;
- общественной организацией;
- за счет бюджета РФ.
Запрет на дальнейший въезд
Выдворение имеет серьезные последствия для иностранного гражданина – его выпроваживают за пределы Российской Федерации. По отношению к нарушителю применяется и другое административное наказание. С момента административного выдворения на иностранца суд налагает запрет на въезд в Россию на 3-, 5- и 10-летний срок. Иностранный гражданин или апатрид, принудительно перемещенный за пределы РФ, по истечении пятилетнего запрета на въезд не сможет получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, подать заявление о получении гражданства. Таким образом, в отношении мигранта, выдворенного за пределы России, действует дальнейший запрет на въезд.
Трехлетний срок запрета на въезд действует, если человек пребывал в РФ более 4 месяцев, а также был привлечен к ответственности по КоАП дважды или более за год.
Суд может установить запрет на въезд в Российскую Федерацию на 5 лет в следующих случаях:
- иностранец неоднократно уклонялся от налоговых отчислений;
- при совершении въезда в Российскую Федерацию были предоставлены поддельные документы или ложные сведения;
- мигрантом неоднократно нарушалось миграционное законодательство;
- иностранец превысил установленный для него срок пребывания в стране;
- мигрант имеет непогашенную судимость в РФ или за рубежом;
- иностранец являет собой угрозу для безопасности РФ.
Повторное выселение по вердикту суда назначается на 10-летний срок.
Как вернуться в Россию
Административное наказание может быть отменено. Доступный способ – апелляция. Во время рассмотрения апелляционной жалобы действие предыдущего решения суда приостанавливается. Заявление должно быть составлено с учетом требований и содержать основания для его подачи. При наличии доказательств невиновности заявителя жалоба будет удовлетворена. В этом случае человек вправе въехать в страну. Если судебное решение о выселении вошло в силу, жалоба не имеет смысла. Смена фамилии и другие ухищрения для повторного пересечения границ РФ могут привести к депортации и уголовной ответственности.
Фиктивные браки
Бесплатная юридическая поддержка по телефону:
Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)
Также процедура выдворения может грозить тем, кто решил заключить фиктивный брак с целью получения гражданства. Фиктивные браки очень популярны среди аферистов и мошенников, которые стремятся обойти действующее законодательство РФ. По закону, заключение брака с гражданином России может стать основанием для упрощенного порядка получения гражданства. Многие иностранные граждане и апатриды регистрируют фиктивные отношения.
Если фиктивный брак доказан, в силу вступает такое понятие, как «ничтожная сделка». Все социальные блага, полученные в силу заключения брачных уз, полностью нивелируются и признаются недействительными. Нарушитель больше не имеет права находиться на территории России. К нему применяется такое наказание, как процедура выдворения.
Отличие выдворения от депортации
Выдворение и депортация – схожие понятия. Однако между этими терминами есть весомые различия. Процесс административного выдворения иностранного гражданина – это принудительное перемещение иностранного гражданина или апатрида за пределы России, который в некоторых случаях совершается добровольно. Но при депортации добровольный переезд не предусмотрен, перемещение за пределы РФ выполняется исключительно в принудительном порядке.
Причины для вынесения резолюции о депортации примерно такие же, что и при выдворении. Но если вопросы о выдворении решает суд, то депортацией занимаются органы исполнительной власти. Решение о депортации может быть подкреплено соответствующей резолюцией Министерства юстиции.
Возникла проблема? Позвоните юристу:
Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)
Накладывается ли штраф
В России при вынесении такого решения штрафа не предусмотрено. Существует взыскание за трудоустройство нелегальных мигрантов, штраф за незаконное предоставление им жилья, собираются ввести штраф за заключение фиктивного брака, но никаких финансовых взысканий при принудительном перемещении не предусмотрено.
Как обжаловать решение суда
Согласно процессуальному регламенту, заявитель должен обратиться с жалобой в течение 10 дней после вынесения решения или получения копии постановления (КоАП ст.30.3 п.1). Жалоба от иностранного гражданина передается судебной инстанции, которая рассмотрела дело о несоблюдении закона. Заявитель передает копию постановления и апелляционную жалобу. В его обязанности входит предоставление документов апелляционному органу.
При составлении заявления нужно понимать, что признание нарушения автоматически приводит к отрицательному результату рассмотрения апелляции. Если определение по апелляции не устраивает иностранца, он может представить кассационную жалобу. Действовать нужно сразу после вынесения определения суда.
Если принято решение об обжаловании постановления о выселении, следует сразу ходатайствовать о приостановлении его действия. В этом случае рассмотрение дела пройдет в присутствии заявителя. Если ходатайства нет, обжалование будет происходить через доверенные лица. В случае положительного исхода апелляции, миграционная служба пересмотрит дело.
Иногда выселение – решение пограничной службы. В этом случае обжалование лучше проводить через прокуратуру. Такое обращение также должно быть обоснованным.
Один комментарий на «Как иностранцу не попасть под выдворение из России в 2018 году«
куда подать и как заявление на выдворение нелегального эмигранта