Возврат ребенка в биологическую семью
Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Е.Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3788 (дата обращения: 01.10.2018).
В России в настоящее время сложилась определенная система помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Наиболее распространенной формой государственной помощи является помещение ребенка в социально-реабилитационный центр. В данном учреждении основными направлениями социальной работы с семьей является сохранение целостности семьи, ее ресурсности и возможности воспитывать и обеспечивать детей. Детям создаются условия для формирования достойной жизненной перспективы их образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Но ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребенку родительскую заботу.
Значимость родительского внимания на всех этапах взросления ребенка колоссальна, особенно на ранних этапах развития. Никакие другие институты социализации не смогут компенсировать отсутствие родительской заботы в детском возрасте. Общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях, например, уровень интеллектуального развития ниже, беднее эмоциональная сфера и воображение.
Сам факт расставания ребёнка с кровной семьей наносит сильнейшую душевную травму. Детям необходимо наличие значимых взрослых, которые бы оказали им поддержку. В связи с этим встает вопрос о проведении социальной работы с семьей и последующем возвращении ребенка кровным родителям [1-2].
Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью – это процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско – родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах совместно со всеми социальными службами.
Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни. Оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности.
В семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и, соответственно, имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В социально-реабилитационных центрах или детских домах характерно наличие сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется чувство привязанности, они не умеют доверять окружающим.
Во всех детских учреждениях у ребёнка нарушены личные границы. Большинство вещей принадлежат коллективу. Зачастую дети и решения принимают коллективно. Даже плохая семейная реальность позволяет сохранять индивидуальные границы и развивает самостоятельность.
Знания о своих предках и своей семье – «чувство корней» помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.
В практике социальной работы специалисты не редко сталкиваются с ситуациями, когда помещение ребёнка в детское учреждение – необходимость. В таких случаях международные конвенции, национальное законодательство и руководства социальных служб требуют, чтобы социальная помощь была обеспечена так, чтобы дети могли возвратиться к их родителям и достичь необходимого уровня развития.
Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, поэтому организованная и последовательная помощь при воссоединении детей и родителей необходима для более быстрой адаптации к семье.
Решение о размещении ребенка в учреждении и вовремя начатая социальная работа оказывает влияние на вероятность успешного возвращения ребенка домой. Эти результаты также относятся к сопровождению семьи после прохождения реабилитации, когда существует риск для ребенка снова возвратиться в учреждение.
Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий:
- создания в детском учреждении (детский дом, СРЦН и проч.) и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- наличие профессиональной подготовленности специалистов учреждений;
- реализации индивидуальной для каждого ребенка программы восстановления детско-родительских отношений;
- выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка [3];
Для восстановления детско-родительских отношений специалисты уделяют внимание индивидуальной работе с ребенком и выстраивают тесное взаимодействие с кровными родителями.
В ходе работы специалистов социальной сферы с биологическими родителями необходимо изучить степень сохранности позитивных родительских ориентаций на будущее семьи. Изначально, приступая к работе с родителями, сотрудник социальной сферы должен оценить возможности родителей выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. Родители должны стать быть активными участниками изменения своей жизненной ситуации.
Необходимо привлекать к работе всех членов семьи и ее ближайшее окружение. Во-первых, они выступают в качестве поддержки семье. Во-вторых, нельзя исключать возможность передачи ребёнка под опеку в случае неудачного возврата в кровную семью.
Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с детьми.
В содержание работы с детьми входит:
- подготовка их к жизни в реабилитированной семье;
- осознание причин получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- формирование положительного образа биологических родителей и ближайших родственников;
- отслеживание эмоционального состояния ребенка.
Также как и родители, дети должны ощущать поддержку в сложившейся ситуации и гарантированность защиты их прав и законных интересов.
До возвращения к кровным родителям у детей должны быть возможности сказать социальному работнику, что есть особые условия или факторы, которые могли бы помочь им адаптироваться, когда они вернутся к своим родителями. Например, продолжение реабилитации после возвращения детей домой или занятия со специалистами, которые бы повысили их благосостояние, когда они еще находятся в учреждении.
Если специалисты содействуют быстрому воссоединению ребенка с родными родителями, то вероятность комфортного возвращения, безусловно, становится выше. Вероятность возвращения в кровную семью детей, которые находились на попечении государства в течение длительного периода, заметно снижается. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения.
Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы. Возвращение домой должно быть обдуманным поступком. Для этого должна быть проведена предварительная работа специалистов социальной сферы, как с родителями, так и с детьми.
Заранее должен быть разработан план поддержки семьи после возврата ребёнка в кровную семью. Необходимо учесть возможные сложности, с которыми столкнется семья в первое время после воссоединения.
В любой ситуации необходимо прогнозировать варианты и стремиться создавать наиболее комфортные условия для воссоединения кровной семьи.
Воспитание в кровной семье – неотъемлемое право каждого ребёнка. Забота и внимание родителей являются наиболее важными факторами развития гармоничной личности. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются жизненно важные потребности детей.
К сожалению, не все родители, которые были лишены прав, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы родителям, справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда появляется шанс восстановить семью.
На данном этапе важно оказать комплексную помощь семье. В соответствии с законодательными документами, специалисты всех уровней должны работать на единую цель – воссоединение семьи. Разрабатывая социальные проекты, внедряя новые технологии работы, сотрудники социальной сферы должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи.
Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.
Система работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в условиях детского дома
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.
Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:
- не проводится систематическая и профессионально организованная работа по устройству детей;
- сведение оценки кандидатов к формальному сбору документов;
- отсутствие подготовки семьи к принятию ребёнка на воспитание и подготовки ребёнка к жизни в новой семье;
- отсутствие профессионального сопровождения семьи до и после принятия ребенка;
- трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи;
- оценка эффективности работы не в связи с успешностью развития ребенка, а по статистической отчетности.
Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.
Организация на базе детского дома службы по устройству детей на воспитание в семью позволяет улучшить качество устройства, уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей, тем самым способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.
Цель деятельности службы: содействие реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства детей и предоставление последующего комплексного сопровождения семье и ребенку.
- информировать граждан о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
- осуществлять тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
- организовать комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи до и после принятия ребенка на воспитание;
- проводить работу по профилактике социального сиротства.
Система работы службы по устройству детей на воспитание в семью реализуется через следующие направления: информационно-поисковое, просветительско-профилактическое, практическое, научно-методическое. Каждое направление имеет свою специфику, конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
- организация и проведение информационных кампаний через средства массовой информации по привлечению граждан к устройству детей на воспитание в семью;
- подбор кандидатов в будущие родители, включающий различные методы диагностики личности и особенностей семейной системы воспитания, оценку их родительской компетенции.
- повышение уровня социально-психолого-педагогической компетенции замещающих родителей через организацию занятий в «Школе приемных родителей» и др.;
- профилактическая работа с биологической семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью восстановления ее социальных функций и возврата ребенка родителям.
- оказание квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки семье в решении конкретных проблем до и после принятия ребенка на воспитание.
- разработка индивидуально-ориентированных программ социально-психологического сопровождения семьи после принятия ребенка;
- проведение лекционных, семинарских, практических занятий по актуальным проблемам адаптации, воспитания и развития ребенка после принятия его в семью.
Служба организует свою деятельность по следующим блокам:
1. Блок работы с биологической семьей ребенка, находящегося в детском доме.
В рамках данного блока осуществляется социально-психологическая работа, направленная на восстановление семьи и возврат ребенка родителям, и включающая:
- установление контакта с родителями;
- проведение комплексной социально-психологической оценки семьи ребенка с целью выявления ресурсов для позитивных изменений в семье, определения перспектив и возможности для восстановления её утраченных социальных функций;
- оказание квалифицированной помощи биологической семье ребёнка.
2. Блок по устройству детей на воспитание в семью.
В данном блоке предусматривается:
- информирование общественности о семейных формах устройства детей на воспитание в семью и необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям;
- комплексная подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка через предоставление необходимой информации о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей в рамках работы «Школы приёмных родителей» (I курс обучения).
3. Блок по подготовке детей, проживающих в детском доме, к жизни в замещающей семье.
Деятельность специалистов в рамках данного блока направлена на:
- формирование представлений у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;
- планирование процесса знакомства и помещения ребенка в новую семью.
4. Блок комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения семьи после принятия ребенка на воспитание включает:
- комплексное сопровождение семьи в период адаптации ребёнка;
- повышение воспитательного потенциала замещающих родителей через посещение занятий в «Школе приёмных родителей» (II курс обучения);
- проведение совместных мероприятий с родителями в рамках организации деятельности клуба.
Деятельность службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью представляет собой сложный процесс, состоящий из следующих этапов:
- Привлечение потенциальных замещающих семей.
- Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.
- Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.
- Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.
1. Привлечение потенциальных замещающих семей.
Привлечение потенциальных замещающих семей осуществляется через регулярное проведение информационных кампаний при взаимодействии со средствами массовой информации.
Цели информационной кампании:
- информирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью;
- формирование общественного мнения о ценности семьи, приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- поиск и привлечение кандидатов в будущие родители.
Служба по устройству детей на воспитание в семью при проведении информационных кампаний использует следующие формы:
- публикации статей о воспитанниках детского дома в местной прессе под рубрикой «Мама, найди меня!»;
- трансляция на каналах городского телевидения видеороликов о детях детского дома;
- встречи с общественностью, спонсорами;
- информационные встречи с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью.
2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.
Работа службы по отбору и подготовке потенциальных замещающих семей включает в себя:
Информация, которая предоставляется клиенту по телефону, должна быть краткой, но достаточной для того, чтобы он смог принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. Для получения более подробной информации об условиях принятия ребенка на воспитание, кандидаты приглашаются на индивидуальное собеседование.
- установить доброжелательные отношения с кандидатом в потенциальные родители;
- получить общую информацию о потенциальном кандидате, выявить его мотивацию посредством анкетирования.
В процессе собеседования сведения о кандидатах фиксируются документально, заносятся в компьютерную базу данных и обсуждаются специалистами службы.
- формирование групп для занятий в «Школе приемных родителей».
На основании результатов собеседования выявляются кандидаты с позитивной мотивацией, высокой степенью готовности к принятию ребенка в свою семью. Данных кандидатов приглашают пройти цикл обучения в «Школе приемных родителей».
- цикл занятий в «Школе приемных родителей».
Занятия в «Школе приемных родителей» являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью. Обучение и поддержку в «Школе приемных родителей» ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник) с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, ПМПК и др., которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.
Полный курс для улучшения качества подготовки обучающихся в «Школе приемных родителей» состоит из 2 этапов:
I курс ориентирован на будущих родителей, находящихся в стадии поиска ребенка и оформления документов. Основная задача этого этапа курса: помочь подготовиться кандидатам в замещающие родители к приему ребенка. Кроме того, слушатели имеют возможность получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения, а также узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей.
II курс – для родителей, принявших ребенка на воспитание в семью. На курсе изучаются вопросы воспитания, взаимоотношений в семье, проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители и способы их разрешения.
Основными принципами организации обучения являются:
- Использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;
- Участие всех членов будущей замещающей семьи в работе «Школы приёмных родителей».
- обследование семьи специалистами службы.
Обследование семьи – необходимый этап подготовки – осуществляется социальным педагогом, который посещает семью кандидата, обследуя материально-бытовые условия жизни и наблюдая взаимодействие между ее членами с целью изучения возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых).
Анализ изучения материально-бытовых условий жизни семьи кандидата фиксируется в акте обследования, в котором представляется информация о составе семьи, условий проживания, соблюдении санитарно-гигиенических норм в жилище, взаимоотношениях между членами семьи.
Обследование семьи осуществляется и психологом, который изучает психологический климат в семье, особенности личности кандидата.
По результатам обследования семьи, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту. В ходе консультации психолог обсуждает с кандидатом его сильные – слабые стороны, способность справиться с теми или иными проблемами воспитания и помогает кандидату принять осознанное решение. Кроме того, во время консультации психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в принятии ребенка.
После посещения курса обучения в «Школе приемных родителей», обследования семьи и консультации делается вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям, мотивации принятия ребенка на воспитание в семью.
Полученная информация обсуждается со всеми специалистами службы по устройству детей на воспитание в семью, анализируется, структурируется и представляется в виде итогового заключения о семье кандидата в отдел опеки и попечительства.
- консилиум по вопросу утверждения кандидатуры замещающей семьи.
Консилиум специалистов, состоящий из сотрудников детского дома и отдела опеки и попечительства, принимает решение о возможности передачи ребенка на воспитание в замещающую семью.
3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.
Подготовка ребенка к жизни в семье проводится в течение всего времени пребывания его в детском доме. Реабилитационная работа, направленная на компенсацию эмоциональных травм детей, преодоление социальной дезадаптации, одновременно является первым этапом в подготовке ребенка к помещению в новую семью.
Второй этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью ориентирован на формирование у него представлений о том, что такое семья и жизнь в ней.
Работа на данном этапе осуществляется всеми специалистами службы и воспитателями групп, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры и др.), адекватных возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Третий этап подготовки начинается с появлением конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание. Здесь происходит планирование специалистами службы процессов знакомства и помещения ребенка в новую семью.
Последовательность помещения ребенка в замещающую семью:
- знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов службы, подготовлены к переходу в замещающую семью;
- личное знакомство с ребенком, рассказ ему обо всех членах предполагаемой семьи, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение парка и т.д.;
- посещение ребенком семьи в выходные и каникулярные дни (на основании договора).
Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулярные дни предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания;
- решение о передаче ребенка в замещающую семью утверждается на консилиуме;
- передача документов и заключения в орган опеки и попечительства для оформления документов о передаче ребенка на воспитание в семью.
4.Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.
Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:
- регулярный контакт с семьей и ребенком;
- анализ процесса адаптации ребенка в семье;
- оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;
- консультирование по запросу;
- мониторинг развития ребенка;
- обучение замещающих родителей в «Школе приёмных родителей» (II курс).
Сопровождают замещающую семью: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог (воспитатель), медицинский работник, предоставляя ей комплекс услуг, обеспечивающий успешность и стабильность помещения ребенка в семью, состоящий из групповых и индивидуальных программ.
Индивидуальные программы – психологическое консультирование, социально-правовая, логопедическая помощь.
Групповые программы – занятия в «Школе приемных родителей», тематические встречи, психологические группы.
Итоги психолого-педагогического и социального сопровождения замещающей семьи
подводятся на заседании консилиума.
Таким образом, для того чтобы эффективно способствовать реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо разрабатывать и внедрять разнообразные формы жизнеустройства детей. Ведь устройство ребенка в семью станет успешным, только если:
- обеспечивается предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью;
- проводится работа по отбору и подготовке кандидатов в будущие родители;
- осуществляется тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
- предоставляется последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка.
Опыт работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно улучшить качество устройства детей на воспитание в семью, тем самым решать проблему социального сиротства.
Возвращение ребенка
Юристы нашей компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Каждый ребёнок, по воле обстоятельств разлучённый с родителями, испытывает страдания, тоскует и мечтает снова быть с папой и мамой. В законодательстве нашей страны имеется достаточно инструментов для того, чтобы защитить права ребёнка жить и воспитываться в семье с родителями, уважать его достоинство и его интересы. И если родителю приходится отстаивать права ребёнка и неразрывно с этим связанные свои собственные родительские права, то надо быть готовым к длительному судебному процессу.
В адвокатской практике Группы Компаний АМТ особенно пристальное внимание к таким делам обусловлено тем, что при ведении дел по возвращению ребёнка лишённому прав родителю, очень сложно установить грань между опасностью, которой может подвергаться ребёнок, проживая с родителем, и желанием и потребностью ребёнка быть с ним вместе.
Дела о возвращении ребёнка родителю – всегда самые сложные в практике судопроизводства и требуют непременного участия адвоката.
Обычно ребёнок отнимается у родителей представителями органов опеки и попечительства по решению суда, и передаётся в соответствующее детское учреждение, или до суда, если имеются веские причины, указывающие на то, что для ребёнка в семье существует опасность его жизни и здоровья, когда родители игнорируют интересы ребёнка и не заботятся о нём. В дальнейшем представители опеки определяют, где будет проживать и воспитываться ребёнок: в детском доме, опекуном или приёмными родителями.
В последнее время в нашей стране участились случаи, когда отец забирает ребёнка у матери после развода и удерживает его у себя. Если же родители не были в браке, то случается, что биологический родитель забирает ребёнка у матери, даже не согласовывая это с ней. В таких случаях проходит много времени, иногда месяцы и годы, прежде чем ребёнок вернётся домой.
Для возвращения ребёнка потребуется много усилий от матери или от обоих родителей.
Основания для возвращения ребёнка после лишения родительских прав
Принимая во внимание тот факт, что решение суда о лишении родительских прав родителя, или обоих родителей, было принято на основе представленных оснований, то для восстановления прав необходимо представить доказательства, что эти основания уже не существуют. Родитель должен убедить суд в том, что он улучшил свои условия жизни и изменил отношение к ребёнку. И это будет сделать нелегко.
Что делать, чтобы вернуть ребёнка?
Для того, чтобы начать судебную тяжбу о возврате ребёнка, первым делом необходимо проконсультироваться с юристом. И если Вы хотите всё делать самостоятельно, то надо вспомнить каким непростым был судебный процесс о лишении (ограничении) родительских прав, понять, что восстановить эти права будет ещё сложнее.
Положитесь на профессионализм адвоката, и Вы получите максимальный результат в Вашей ситуации.
Документы для возвращения ребенка через суд
Составить грамотное и аргументированное исковое заявление о возвращении ребёнка – это уже половина успеха. Далее необходимо заняться сбором доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении факты. Что это может быть:
- справка о зарплате с места работы;
- положительная характеристика с места работы;
- справка из Жэка об отсутствии задолженности по квартплате;
- заключение от нарколога из медицинского учреждения, где родитель стоял на учёте;
- свидетельские показания соседей;
- результаты обследования органами опеки и попечительства жилищных условий у родителя и наличие там отдельного спального места для ребёнка и отдельного места для занятий и игр;
- и все другие возможные доказательства.
Рекомендуется предварительно самому истцу обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой составить заключение для суда о положительных изменениях, которые произошли в жизни родителя. И если Вам удастся убедить представителей опеки в своих твёрдых намерениях заботиться о ребёнке и создать для него достойные условия для жизни и развития, то у Вас есть шанс заручиться его поддержкой в суде.
Возвращение ребёнка невозможно
Если у родителей отобрали ребенка, то родители вправе потребовать возврата ребенка от любого лица, которое удерживает его не на основании закона или решения суда.
Но есть ситуации, когда возвращение ребенка в кровную семью невозможно. И это относится к случаям, когда ребёнок был усыновлён. К сожалению, для истца не возможно будет даже получить информацию о приёмных родителях, так как она является конфиденциальной. У ребёнка теперь другие родители и другое имя.
В возвращении ребёнка будет отказано
Родители получат отказ в возвращении ребёнка, если суд, разбираясь в представленных ими основаниях, придёт к выводу, что они не соответствуют интересам ребёнка. Родители не приложили достаточно усилий для изменения условий жизни и не смогли представить суду убедительные доказательства, что могут обеспечить достойные условия для жизни, воспитания и развития ребёнка.
Кроме того у самого ребёнка могут не складываться отношения с родителями, а образ жизни родителей отрицательно влияет на психику ребёнка. А если ребёнку уже исполнилось 10 лет и он не хочет возвращаться к родителям, то судья обязан принять этот факт во внимание.
Ситуации, связанные с возвращением ребёнка, очень многообразны и индивидуальны.
Даже если получен отказ в возвращении ребёнка, закон всегда оставляет право родителям повторно обратиться в суд.
Для этого должны произойти изменения обстоятельств, на которые опирался суд, что позволяет добиваться возвращения ребёнка домой. И это соответствует первоочередному праву родителей и ребёнка жить вместе одной семьёй. А сам ребёнок крайне нуждается в постоянном общении со своими родителями и другими членами семьи.
Адвокаты Группы Компаний АМТ советуют Вам бороться за своего ребёнка. Проявите настойчивость. Идите до конца. Это стоит того. Наш опыт в таких делах позволяет грамотно провести такую работу. Сделайте звонок адвокату, и Вы узнаете с чего начать.
Библиотека адвоката Жарова
То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет
Восстановление родительского попечения после лишения родительских прав или иных случаев утраты родительского попечения
Жаров А. А., адвокат по делам несовершеннолетних, семейным делам, опеке, попечительству
Если ребёнок остаётся по любой причине без родительского попечения[1], его, как правило, помещают в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей. Многих, попавших в эти организации ждёт новая семья, готовая принять ребёнка под опеку (попечительство), в приемную семью или усыновить. Некоторые, увы, остаются в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей достаточно длительное время, иногда до совершеннолетия.
Это — наиболее частые пути. Но встречаются ситуации, когда родители, как это принято говорить, «одумались», и решили восстановить свое родительское попечение.
Как правило, «одумавшаяся» мать появляется на пороге дома ребёнка, или детского дома и просит «вернуть» ей ребёнка. И совершенно справедливо встречает отказ. Родительнице рекомендуют обратиться в орган опеки и попечительства и там ставить вопрос о восстановлении родительского попечения.
Как показывает мониторинг, в органе опеки поступают двумя путями. Либо ребёнка чуть ли не сразу же отдают матери, не слишком досаждая её даже расспросами. Либо, напротив, возврат ребёнка превращается в изматывающую эпопею для всех её участников. Особенно, если ребёнок передан под опеку или в приемную семью.
Если первый путь вызван, как правило, недостаточным знанием законодательства, то органы опеки, идущие по второму пути, напротив, прочитав всё небогатое законодательство по этому вопросу, сталкиваются с проблемой его применения.
Наиболее простым, со стороны органа опеки, выглядит случай, когда родительское попечение старается восстановить родитель, лишенный родительских прав. Во-первых, восстановление в родительских правах происходит в суде, а значит, орган опеки ответственность разделяет с судьёй. Во-вторых, имеются критерии, согласно которым принимается решение о восстановлении в родительских правах.
Родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка[2]. Суд не обязан восстанавливать в родительских правах родителя, подавшего об этом заявление, даже если он изменил поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребёнка. Он только вправе это сделать. И те обстоятельства, которые перечислены — лишь необходимые условия для этого, но не всегда достаточные.
Если обратиться к перечню оснований для лишения родительских прав[3], можно заметить, что далеко не весь перечень оснований для лишения «перекрывается» перечнем оснований для восстановления в них. Так, очевидно, не является основанием для восстановления в родительских правах уплата алиментов.
Трудно говорить о восстановлении в родительских правах лица, лишенного их в связи с преступлением против детей или супруги. Большие вопросы вызовет восстановление в родительских правах лица, покушавшегося на половую неприкосновенность своих детей.
Необходимо также отметить, что иск о восстановлении в родительских правах родитель должен предъявлять в суд самостоятельно, и ответчиком будет либо орган опеки и попечительства, либо детская организация, либо опекун — в зависимости от того, на чём попечении находится ребёнок[4].
Если родитель не знает, где находится его ребёнок — следует предъявлять иск к органу опеки и попечительства, который изымал ребёнка, либо к тому учреждению, где ребенок находился до этого. В дальнейшем суд заменит ответчика.
Иск предъявляется по общему правилу подсудности — в районный суд по месту жительства (нахождения) ответчика.
Если ребёнок был усыновлён, то восстановление в родительских правах невозможно[5]. При этом орган опеки и попечительства, получив из суда запрос, определение, копию искового заявления о восстановлении в родительских правах по отношению к ребёнку, который был усыновлен, должен представить суду заключение, в котором указать, что ребёнок был усыновлён, не представляя, однако ни данных об усыновителях, ни новых данных ребёнка.
Восстановление в родительских правах по отношению к ребёнку, достигшему 10 лет допустимо лишь с его согласия.
Важно отметить, что отсутствие согласия ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, от восстановления родительских прав, выявленный органом опеки и попечительства, организацией, где ребёнок находится, или судом — обязательно для суда[6]. Отсутствие согласия не означает обязательно выражение несогласия: восстановление в родительских правах не должно произойти даже если ребёнок относится к этому индифферентно.
Должно выясняться и мнение ребёнка, не достигшего 10 лет, однако его мнение для суда не является обязательным. В любом случае, восстановление в родительских правах возможно лишь в случаях, когда это не противоречит интересам ребёнка.
Орган опеки и попечительства в обязательном порядке принимает участие в заседаниях суда, дает заключение по рассматриваемому вопросу. И прежде всего, по вопросу соответствия интересам ребёнка предстоящего восстановления в родительских правах.
В этом случае, для подготовки заключения, орган опеки и попечительства должен ознакомиться с документами, приложенными к исковому заявлению, с тем документами, которые были приобщены в дело на судебном заседании, обязательно осмотреть условия проживания родителя, восстанавливающегося в родительских правах, и сделать вывод об обоснованности восстановления в родительских правах.
Если одновременно с иском о восстановлении в родительских правах подан иск о возврате ребёнка родителям от опекуна или из организации для детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства должен проверить также, созданы ли условия для проживания ребёнка в том месте, куда его собирается забрать родитель, достаточны ли доходы родителя для содержания ребёнка, и сделать вывод об обоснованности передачи ребёнка родителю в настоящее время.
При этом стоит учесть, что орган опеки и попечительства не полномочен запрашивать какие-либо справки, документы и т.п., он должен, подобно суду, сделать вывод на основании тех данных, которые предоставил ему истец. Если их недостаточно для того, чтобы дать заключение, орган опеки вправе предложить родителю представить дополнительные документы. При их непредставлении, однако, вывод об обоснованности восстановления в родительских правах и возврате ребёнка необходимо делать по представленным документам. Заключение в подобном случае вполне может быть отрицательным.
Допустимо, однако, запросить справки или иным образом оформленные сведения о ребёнке, оставшемся без попечения родителей из детских организаций, медицинских организаций и т.п.
Если ребёнок, в отношении которого родители восстановлены в родительских правах, либо в отношении которого родители не были лишены родительских прав передан под опеку (попечительство), в приемную семью, то вопрос о возвращении его родителям решается лишь с согласия опекуна (попечителя).
До момента прекращения опеки (попечительства) именно он является законным представителем ребёнка и ему решать, допустима ли передача ребёнка родителям[7]. Прекращение же опеки или попечительства в данном случае возможно не ранее, чем ребёнок будет возвращён родителям[8].
Таким образом, если ребёнок, в отношении которого родители (родитель) собираются восстанавливать родительское попечение находится на любой форме опеки или попечительства, передача ребёнка родителю возможна или с согласия опекуна (попечителя) или по решению суда.
В случае, если опекун (попечитель) возражает против возвращения ребенка родителю, родитель должен обратиться в суд с иском к опекуну, в котором потребовать возврата ребёнка.
Суд, решая данный вопрос должен проверить, отвечает ли возврат ребёнка родителям его интересам[9]. При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний[10].
Орган опеки и попечительства, давая заключение по этому вопросу должен выявить все указанные обстоятельства, обследовав семейные условия как у опекуна, так и у родителей, а также выяснив мнение ребёнка, если он его в состоянии выразить[11].
Учитывая нормы семейного законодательства[12], организация, куда помещен под надзор ребёнок, оставшийся без попечения родителей, также вправе возражать против возврата ребёнка родителям. В этом случае, вопрос решается в судебном порядке.
Распространённой ошибкой органов опеки и попечительства является принудительное, несмотря на возражение, изъятие ребёнка из семьи опекуна (попечителя, приемной семьи) и передача его родителям, как только органом опеки устанавливается, что у родителей созданы условия для воспитания ребёнка.
Данные действия недопустимы, поскольку сам по себе отказ опекуна передать ребёнка по требованию родителя является спором, разрешать который у органа опеки полномочий не имеется — это прерогатива суда.
В подобных случаях орган опеки и попечительства должен уведомить родителя о том, что опекун (либо организация) отказывается передать ребёнка и указать, что данный спор подлежит разрешению в судебном порядке.
Стоит отметить, что если родители ребёнка, оставшегося без попечения родителей не были лишены родительских прав, они могут сразу обращаться в суд с иском о возврате им ребёнка. Родители же лишенные родительских прав должны быть в них восстановлены и лишь по факту этого могут требовать возврата им ребёнка (хотя данные требования и можно заявить одновременно)[13].
Учитывая вышеизложенное, можно рекомендовать органам опеки и попечительства, а также опекунам (попечителям) и администрации организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, в случае утраты ребёнком родительского попечения по причинам, обосновывающим лишение родительских прав, обращаться с исками о лишении родителей ребёнка родительских прав.
Следует отметить, что в случае, если имеются кандидаты в усыновители, предварительное лишение родительских прав для усыновления не требуется, если выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в ст. 130 СК РФ. Более того, если в отношении родителей такого ребёнка будет произведено лишение родительских прав, усыновление придётся отложить на 6 месяцев[14] (что, однако, не ограничивает передачу ребёнка на другие формы устройства, включая опеку).
[2] Пункт 1 ст. 72 СК РФ
[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6), п. 19
[5] Абзац 3 п. 4 ст. 72 СК РФ
[6] Упомянутое Постановление ВС РФ, п. 19
[10] Пункт 6 указанного Постановления Пленума ВС РФ.