Требования, предъявляемые к упаковке и маркировке алкогольной продукции РФ
С принятием Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. требование доступности информации распространилось на все алкогольные напитки. Так в ст. 11 упомянутого Закона указывается: «Реализуемая в розничной сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, о коде изготовителя, о знаках соответствия, о наименованиях государственных стандартов, обязательным требованием которых алкогольная продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, о составе, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противопоказаниях к применению». Следовательно, надписи на иностранных языках на маркировке являются нарушением Закона, что влечет за собой административную ответственность. Кроме обязательных требований, маркировка алкогольных напитков может содержать дополнительную информацию: страну и место происхождения, фирменные знаки – обыкновенные и престижные (например, медали, полученные на национальных международных выставках и показанные на этикетках).
Маркировка этикеток знаком соответствия является одним из способов подтверждения соответствия, при этом не требует наличие сертификатов соответствия либо их первой копии или штампа на товарно-сопроводительных документах. На бочки с вином наносят следующие дополнительные обозначения: наименование вина, инвентарный номер бочки, дату розлива (год, месяц, число); на ящики: наименование вина, количество и вместимость бутылок, дату упаковки (год, месяц, число). Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой марке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. Правительство РФ вынуждено пересматривать ранее принятые законы, вносить поправки. Эти меры нужны для устранения с рынка уже произведенной контрафактной алкогольной продукции, и предупреждения нового ее производства. На сегодняшний день рассматривается закон о введении новых акциз на всю алкогольную продукцию. Теперь они должны состоять из двух частей: первая – носитель информации, вторая – пломба, которая позволит определить потребителю визуально факт вскрытия средств укупорки товара. Но эти меры еще не введены, т.к. существует ряд проблем, и главным образом это большие финансовые затраты производителей алкогольной продукции. Если данный закон вступит в силу, то нелегальной окажется вся ранее произведенная алкогольная продукция. Необходимо вводить законопроект постепенно, не нанося ущерба отечественному производителю.
К маркировке предъявляют общие для товарной информации и специфичные требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС
Потребители привыкли к тому, что на упаковке любого товара, помимо состава и бренда производителя, приводится несколько специальных значков, несущих ту или иную информацию о продукте. Но зачастую даже производители и импортеры не до конца понимают, зачем требуется нанесение иконо- и пиктографических маркеров на упаковку, какую информацию они в себе несут, какие знаки нужно наносить обязательно, а какие — нет.
Требования к упаковке и маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Евразийский экономический союз был создан тремя странами — Россией, Казахстаном и Белоруссией. В соответствии с концепцией объединения, государства-участники должны привести к единообразию таможенное и иные виды законодательства, в том числе в сфере технического регулирования. Многое уже сделано: в частности, за период существования ЕАЭС на всей территории союза были установлены единые таможенные требования, требования к безопасности ключевых видов продукции, к ее маркировке и упаковке.
Основная идея маркировки — донесение до потребителей полной, корректной и достоверной информации о товаре. Эта обязанность вменяется продавцу не только нормами ЕАЭС, но и внутренним законодательством: в России это законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». За нарушение правил маркировки наступает административная ответственность, в России она установлена ст. 14.7 и 14.8 КоАП.
Основные правила маркировки указаны в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 005/2011. Например, упаковка должна содержать обозначение материала, из которого она изготовлена, для продукции какой категории она предназначена, а также может содержать информацию о возможности ее утилизации (Петля Мебиуса) (рис. 1).
Рис. 1. Маркировка, указывающая на особенности упаковочного материала
Еще одно обязательное требование к маркировке: вся продукция, находящаяся в обращении на территории государств-членов ЕАЭС, должна быть отмечена единым знаком «EAC» (рис. 2). Знак наносят на каждую единицу товара контрастным цветом. Он должен быть читаем на всем протяжении срока службы или годности продукта. Место нанесения установлено соответствующими каждой категории продукции ТР ТС.
Рис. 2. Знак обращения продукции на рынке ЕАЭС
Что касается порядка маркирования разных категорий продукции — список требований установлен в техническом регламенте для каждой группы в отдельности. Мы рассмотрим нескольких основных групп товаров.
Правила маркировки пищевой продукции
Они установлены в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Согласно ТР ТС любой товар этой категории должен иметь этикетку со следующими сведениями:
- название продукта;
- вес, количество штук или объем;
- состав. Не нужен в случаях, если продукция состоит из одного компонента без добавок и состав понятен по названию: например, «тушка куриная», «стейк из семги». Можно не указывать в составе ингредиенты, которые присутствуют в ничтожно малом количестве (кроме химических добавок и аллергенов) или исчезают в процессе производства;
- пищевая ценность. Необязательно для ряда товаров: воды, чая, мяса и субпродуктов, рыбы, овощей, ягод, специй и т.п.;
- дата производства и срок годности;
- правила хранения, в том числе годность после вскрытия упаковки (если необходимо);
- наименование и адрес производителя, место упаковки или производства (если не совпадает с местонахождением изготовителя), а также представителя или импортера, рассматривающего обращения граждан по продукции (если есть);
- советы по приготовлению, а также ограничения (если необходимо);
- данные о наличии ГМО.
Для кофеиносодержащих безалкогольных напитков необходимо разместить на этикетке предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, при беременности, а также ряде заболеваний.
Дополнительно законодатель разрешает указание особых свойств товара (например, «без консервантов», «со вкусом краба»), однако некоторые из них при этом должны быть подтверждены документально (например, «не содержит ГМО»)
Особенности маркирования некоторых категорий непродовольственных товаров
Парфюмерно-косметическая продукция
Правила маркировки этой категории товаров определены в п. 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Регламент содержит следующие требования к содержанию этикетки:
- название продукции;
- назначение, если оно не понятно из названия;
- данные о производителе;
- страна изготовления, если она не совпадает с местоположением производителя;
- наименование и контакты импортера или представителя, по которым можно обратиться с претензиями по товару (если изготовитель не принимает их самостоятельно на территории ТС);
- объем или масса продукции в упаковке (не распространяется на пробники и товары менее 5 мл или 5 г);
- срок годности;
- указание на особые условия хранения (если они есть);
- меры предосторожности при использовании (если необходимо) и/или предупреждения;
- сведения о партии и код для идентификации;
- способы применения (если необходимо);
- состав продукта. Парфюмерную композицию указывают одним ингредиентом, без уточнения состава.
Некоторые сведения обязательны только для отдельных групп товаров этой категории: например, детская косметика должна иметь соответствующую надпись, декоративные и окрашивающие средства — указание тона, фторсодержащие средства для чистки зубов, десен и полости рта — массовую долю фторида.
Продукция легкой промышленности
В ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» требования к маркировке разделены на общие, обязательные для всех товаров категории и специальные, применимые к конкретным группам. Первые включают в себя стандартные данные: название товара, изготовителя, адрес производителя или представителя, состав, дату изготовления, при необходимости — товарный знак, гарантии и номер партии.
Специальные требования установлены для следующих товаров легкой промышленности:
- одежды и текстильных изделий (состав с указанием в процентах натурального и химического сырья, модель, знаки-правила ухода за товаром, при необходимости — инструкция по использованию);
- изделий и полотен из трикотажа и текстиля, ковров, штор, покрывал и одеял (состав с указанием вида и массы сырья, вида отделки, правил ухода, для полотен — массы, устойчивости окраски);
- обуви (модель, материал верха, низа, подкладки, символы-правила ухода, при необходимости — инструкция по эксплуатации; для обуви с мехом должен быть указан вид меха и его обработки);
- кожгалантерейных изделий (модель, материал верха, правила использования);
- кож (площадь и масса куска, сорт, если необходимо — толщина);
- шкурок меховых (тип меха и его обработки, сорт, марка, размер).
Порядок стикирования упаковки импортируемой продукции
Итак, мы рассмотрели сведения, которые должна содержать этикетка самых распространенных категорий товаров. Согласно требованиям к маркировке импортных товаров, все указанные данные на продукции должны быть приведены на русском языке, а также (при необходимости) на языке государства-участника ЕАЭС. Информация должна быть легкочитаемой, понятной и достоверной. Допускается размещение части данных на прилагаемом к продукции ярлыке или наклеенном поверх «родной» (иноязычной) маркировки стикере.
Наличие маркировки является обязательным условием выпуска товара при импорте. Стикировку можно произвести в любое время до начала таможенного оформления груза силами производителя или импортера. Этому этапу предшествует процедура оценки соответствия требованиям ТР ТС. Продукция, подлежащая обязательной сертификации (декларированию), должна пройти процедуру оценки соответствия в аккредитованных на территории ЕАЭС органах оценки соответствия. Инициирует процедуру компания-изготовитель или компания-грузополучатель, а также их законные представители.
Сложности с маркировкой товара могут возникнуть у каждого участника ВЭД: крупные европейские и азиатские изготовители зачастую отказываются от самостоятельного нанесения данных, необходимых для проведения таможенной очистки на территории ЕАЭС, и осуществлять этот процесс приходится импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, часто приводят к запрету выпуска товара и большим финансовым потерям компании.
Требования к упаковке алкогольной продукции
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
Wine products. Packing, marking, transportation and storage
Дата введения 2014-07-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным научным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИПБиВП Россельхозакадемии)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 7 июня 2013 г. N 43)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2013 г. N 323-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32061-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2014 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на винодельческую продукцию в потребительской упаковке и устанавливает требования к ее упаковке, маркировке, транспортированию и хранению.
Стандарт не распространяется на игристые вина (шампанское).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте
ГОСТ 10117.1-2001 Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. Общие технические условия
ГОСТ 10117.2-2001 Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. Типы, параметры и основные размеры
ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 23285-78 Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия
ГОСТ 23943-80 Вина и коньяки. Методы определения полноты налива в бутылки
ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1]-[3].
4.1 Винодельческую продукцию разливают в потребительскую упаковку — стеклянные бутылки по ГОСТ 10117.1 и ГОСТ 10117.2 в соответствии с требованиями [1] или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт. Могут быть использованы другие виды потребительской упаковки, обеспечивающие сохранение качества и безопасность винодельческой продукции.
4.2 Полноту налива в стеклянных бутылках определяют по ГОСТ 23943, в потребительской упаковке других видов — по нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
4.2.1 Объем продукции в единице потребительской упаковки должен соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке продукции на потребительской упаковке, с учетом допустимых отклонений.
Пределы допустимых отрицательных отклонений объема продукции в единице потребительской упаковки от номинального количества — по ГОСТ 8.579.
4.3 Потребительскую упаковку с винодельческой продукцией укупоривают с применением укупорочных средств, использование которых в контакте с винодельческой продукцией обеспечивает сохранение ее качества и безопасность.
4.4 Потребительскую упаковку с винодельческой продукцией помещают в транспортную упаковку или объединяют в групповые упаковки. Транспортная упаковка и групповая упаковка должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранение качества и безопасность винодельческой продукции.
4.5 При укрупнении грузовых мест формирование пакетов с продукцией — по ГОСТ 24597.
Пакетирование грузовых мест проводят по ГОСТ 23285.
4.6 Упаковывание продукции, отправляемой в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, — по ГОСТ 15846.
5.1 Маркировка потребительской упаковки — в соответствии с требованиями [2], [3] или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и содержит следующую дополнительную информацию:
— количество (объем) винодельческой продукции;
— объемная доля этилового спирта;
— массовая концентрация сахаров (кроме сухих вин и винодельческой продукции с объемной долей этилового спирта не менее 35%);
— дата изготовления (розлива) винодельческой продукции;
— год урожая для вин защищенных географических указаний, вин защищенных наименований места происхождения, произведенных из винограда урожая одного года, или минимальная продолжительность выдержки для вин защищенных географических указаний, вин защищенных наименований места происхождения, произведенных из винограда урожая разных лет;
— минимальный срок выдержки дистиллятов, входящих в купажи винодельческой продукции с объемной долей этилового спирта не менее 35%;
— состав (для винных напитков);
— наличие пищевых добавок; ароматизаторов;
— сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО);
— о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции: «Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения»;
— о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека;
— о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
5.2 Маркировка транспортной упаковки — в соответствии с требованиями [3] или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 14192.
6 Транспортирование и хранение
6.1 Винодельческую продукцию транспортируют в крытых транспортных средствах всех видов.
6.2 Условия транспортирования и хранения, обеспечивающие безопасность и качество винодельческой продукции, устанавливает изготовитель.
Рекомендуется винодельческую продукцию хранить в вентилируемых, не имеющих постороннего запаха помещениях, исключающих воздействие прямого солнечного света, при температуре от 5 °С до 20 °С и относительной влажности не более 85%.
Требования к упаковке алкогольной и спиртосодержащей продукции
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 №49, на потребительской таре единицы алкогольной продукции обязательно должна присутствовать надпись: «Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения».
Общие требования к таре определены в ГОСТ Р 52579-2006 “Тара потребительская из комбинированных материалов. Общие технические условия”. Данный стандарт распространяется на потребительскую тару из комбинированных материалов, предназначенную для упаковывания пищевых жидкостей, в том числе алкогольной продукции.
Требования к упаковке продуктов винодельческой промышленности определены в п.3 ГОСТ Р 51149-98 “Продукты винодельческой промышленности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение”.
Перечень информации для потребителя, которая должна быть нанесена на упаковку определён в п.4.19 ГОСТ Р 51074-2003 “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования”.
В целях предотвращения поступления на потребительский рынок фальсифицированной алкогольной продукции Правительством Российской Федерации было принято постановление “Общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары” (Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 №822). Методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции определена Приказом Минсельхоза России от 01.02.2006 №18.
Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка
По вопросу возможности розничной продажи пива в розлив в полимерную тару продавца объемом более 1500 миллилитров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее – ТР ТС 005/2011), устанавливающий на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к упаковке (укупорочным средствам), обеспечения свободного перемещения упаковки (укупорочных средств), выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.
Следовательно, полимерная тара, в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, будет являться потребительской.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
Таким образом, розничная продажа пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров запрещена.
По вопросу возможности хранения и возврата алкогольной продукции поставщику в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 278-ФЗ) в статью 20 Закона № 171-ФЗ внесены изменения.
В течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ (пункт 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ). Данное изменение вступило в силу 31 июля 2017 года.
Таким образом, возможность хранения алкогольной продукции, а также ее возврата поставщику на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, действие которой прекратилось до вступления в силу Закона № 278-ФЗ, Законом № 171-ФЗ не предусмотрены.
При этом если действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции прекратилось после вступления в силу Закона № 278-ФЗ, организация в течение двух месяцев с момента прекращения действия такой лицензии может хранить остатки алкогольной продукции, а также вернуть их поставщику.
Осуществление государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона № 171-ФЗ).
По вопросу необходимости предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода при розничной продаже алкогольной продукции в случае ее осуществления без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Правила применения контрольно-кассовой техники определяются нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
При этом, розничная продажа алкогольной продукции не допускается без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).
Таким образом, обязанность предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода установлена независимо от применения контрольно-кассовой техники.
По вопросу указания в лицензии сведений о месте нахождения обособленных подразделений лицензиата и истребования лицензирующим органом дополнительных документов и информации.
В соответствии с формой лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. № 359 (далее – Форма лицензии), в табличной форме лицензии указываются места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, информация о которых состоит из:
графы 2 – адреса (указывается структура адреса в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221);
графы 3 – иных сведений, позволяющих определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
В графу 3 Формы лицензии лицензирующим органом вносятся позволяющие определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, сведения, содержащиеся в представленных организацией заявлении и документах, а также содержащиеся в информации, полученной лицензирующим органом в рамках оказания государственной услуги по лицензированию, за исключением сведений об адресе, указываемых в графе 2.
При этом, при заполнении лицензии, в том числе при указании сведений о местах нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующим органом может быть использована информация как из документов, предоставленных непосредственно соискателем лицензии (лицензиатом), так и полученная в рамках проведения документарной и (или) внеплановой выездной проверки в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.
По вопросу перечня мест осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Осуществление вышеуказанного лицензируемого вида деятельности в иных объектах общественного питания Законом № 171-ФЗ не предусмотрено.
Вместе с тем, статьей 7 Закона № 278-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданной до дня вступления в силу Закона № 278-ФЗ, вправе осуществлять указанную деятельность в объектах общественного питания, типы которых не указаны в абзаце втором пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, до окончания срока действия такой лицензии.
Классификация предприятий общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие для добровольного применения приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1676-ст.
При этом необходимо отметить, что в постановлении от 20 июля 2016 г. № 46-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации указал, что несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.
По вопросу возможности изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.
10 марта 2017 г.
По вопросу возможности перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, осуществляющего ее розничную продажу.
В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в лицензии указывается место нахождения организации, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, перемещение алкогольной продукции возможно по местам нахождения подразделений, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции.
Перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ и содержит в том числе, справку к товарно-транспортной накладной (далее – Справка к ТТН).
Форма Справки к ТТН и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».
В соответствии с пунктом 5 правил заполнения Справки к ТТН при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» Справки к ТТН.
Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС).
Правилами функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1459, установлен перечень информации, представляемой в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, организациями, использующими оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
Согласно Правилам организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции в целях последующей розничной продажи указанной продукции, представляют информацию, содержащую в том числе:
— сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, Справке к ТТН, справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);
— номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Форма заявки о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 84н.
Исходя из вышеизложенного, для перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица необходимо оформление документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ, а также отражение в ЕГАИС информации о таких перемещениях.
При этом такое перемещение возможно как между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в границах одного субъекта Российской Федерации, так и между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в разных субъектах Российской Федерации.
10 марта 2017 г.
По вопросу возможности использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Следовательно, использование алкогольной продукции, приобретенной по договору розничной купли-продажи, при производстве неспиртосодержащих продуктов питания для их последующей продажи не соответствует целям, предусмотренным статьей 492 ГК РФ.
При этом, в данном случае закупка алкогольной продукции может осуществляться по договору поставки (статья 506 ГК РФ) у организации, имеющей лицензию, предусматривающую поставку алкогольной продукции в соответствии с видами деятельности, определенными абзацами третьим, шестым и одиннадцатым пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
10 марта 2017 г.
По вопросу необходимости фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС).
Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ).
Таким образом, Законом № 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.
10 марта 2017 г.
По вопросу возможности осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении.
В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в лицензии указываются, в том числе, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленных подразделениях (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), указанных в лицензии.
При этом пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.
Согласно форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. № 359, в лицензии указываются, в том числе, иные сведения, позволяющие определенно установить место нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Таким образом, место осуществления розничной продажи алкогольной продукции и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны отличаться как фактически, так и в лицензии.
10 марта 2017 г.
По вопросу необходимости применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
(далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, в том числе должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику.
Абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.
При этом, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) внесены изменения, в том числе в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники. Данное изменение вступает в силу с 31 марта 2017 года.
Учитывая, что вышеуказанное требование Закона № 261-ФЗ является специальной нормой по отношению к положениям Закона № 54-ФЗ (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны использовать контрольно-кассовую технику с 31 марта 2017 г.