Лицензия драгоценные камни

Оглавление:

Россияне могут получить право добывать драгоценные камни и металлы на некоторых месторождениях

Депутат Госдумы Максим Шингаркин уверен, что необходимо дополнить перечень оснований возникновения права пользования участками недр (ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»; далее – закон о недрах). Новым основанием может стать так называемый режим вольного приноса, устанавливаемый правительством для отдельных месторождений. Планируется, что добывать драгоценные камни и драгоценные металлы на таких месторождениях смогут обычные россияне.

Необходимым условием для этого станет добыча драгоценных металлов и камней в непромышленных масштабах. Использовать технические и транспортные средства, применяемые в промышленной добыче, будет запрещено.

Все добытое нужно будет передать государству за плату. Конкретные условия допуска граждан и осуществления ими самостоятельной добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в режиме вольного приноса, список разрешенных к использованию механизмов, порядок передачи полученной продукции и размеры денежного вознаграждения в случае одобрения инициативы предстоит установить правительству.

В настоящее время пользователями недр по общему правилу могут быть только субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица (ст. 9 закона о недрах).

Маским Шингаркин объясняет свою инициативу 1 тем, что нужно решать вопрос занятости населения, особенно в дальних районах, где нет больших объемов торгового оборота и слабо развита транспортная сеть. Он добавляет, что не все запасы драгоценных металлов и драгоценных камней вырабатываются при промышленных способах добычи, и в выработанной породе часто присутствуют их небольшие остатки. Предполагается, что реализация инициативы позволит использовать недра более рационально.

За смягчение условий добычи драгметаллов выступало ранее и Минприроды России. Так, в конце марта министерство предложило разрешить ИП добычу золота из россыпных месторождений в Магаданской области. Предполагается, что лицензию на добычу золота предприниматель получит по своему заявлению, без проведения аукциона, и будет освобожден от НДПИ. Добыть на таких условиях можно будет не более 10 кг золота в год. Такая инициатива была разработана в том числе и потому, что нелегальная добыча золота идет в регионе уже сейчас. Ее объем составляет ежегодно более 10 тонн металла, что влияет и на криминогенную обстановку.

О драгоценных металлах и драгоценных камнях. Федеральный закон РФ №41-Ф3

Некоторые статьи о золоте. Ссылка на полный текст закона в конце статьи.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ), (см. текст в предыдущей редакции)

4. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. В Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ), (см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и иными федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

3. Организации, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 66-ФЗ), (см. текст в предыдущей редакции)

4. Осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит лицензированию.

Глава V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

4. Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни. Договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи этих самородков. Договорная цена уникальных драгоценных камней устанавливается экспертными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон.

Порядок и критерии отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Самородки драгоценных металлов, не относящиеся к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оценка и сертификация самородков драгоценных металлов осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Не приобретенные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по поручениям указанных субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе с аукциона.

Это интересно:  Полномочия приставов алименты

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В этих целях указанные организации и индивидуальные предприниматели должны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по охране объектов.

2. Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней, а также перечень видов специальных средств и оружия и правила их применения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов. Требования к оборудованию специального автомобильного транспорта, за исключением специального автомобильного транспорта служб безопасности и инкассации банков, устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органами внутренних дел.

Лицензирование деятельности по продаже ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней.

Средняя цена: 21 000 ₽ (Стоимость услуги за один объект).

Данный вид деятельности лицензированию не подлежит. Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г.

Для осуществления деятельности, связанной с розничной и/или оптовой торговлей ювелирными изделиями, изготовлением и ремонтом ювелирных изделий, торговлей прочими изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, необходимо встать на специальный учет в органах пробирного надзора и получить свидетельство о постановке на специальный учет.

Постановка на учет в инспекции пробирного надзора требует опыта.

Как и где заказать лицензию на ювелирные изделия?

Определиться с лицензией на ювелирные изделия Вам помогут консультации квалифицированных специалистов компании по телефону, e-mail или ICQ. Наши юристы в кратчайшие сроки подберут необходимую лицензию и подготовят все необходимые для этого документы. Для оформления заказа (подачи заявки) Вам достаточно перейти по ссылке «заказать», расположенной справа от нужной Вам услуги по лицензированию деятельности по продаже ювелирных изделий .

При необходимости Вы можете подробно ознакомиться со всей информацией по каждому отдельному виду лицензии на ювелирные изделия , перейдя по ссылке с наименованием вида услуги. Многолетний опыт компании Объединенные Юристы является гарантией высокого качества наших услуг по лицензированию деятельности по продаже ювелирных изделий .

Средняя цена: 21 000 ₽ (Стоимость услуги за один объект).

Требуется ли лицензия для оптовой продажи драгоценных камней?

Лицензия для оптовой продажи драгоценных камней требуется? если да. то что нужно для этого.

30 Октября 2017, 14:26 Ашот, г. Москва

Ответы юристов (1)

Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии перечислен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ. На оптовую продажу драгоценных камней лицензия не требуется. Однако для деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов лицензия нужна (статья 34 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Постановка на учет в Пробирной палате. Ювелирная лицензия (Свидетельство Пробирной палаты)

Стоимость услуги по постановке на учет в Пробирной палате — 10 000 руб.

Срок регистрации — от 15 дней.

Как получить ювелирную лицензию?

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (ФКУ «Пробирная палата России») осуществляет специальный учет (пробирный надзор) организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Постановка на учет в Пробирной палате с получением Свидетельства Пробирной палаты (ювелирной лицензии) о постановке на специальный учет необходима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ИП, которые осуществляют или собираются заняться деятельностью, связанной с драгоценными металлами или камнями, ювелирными изделиями.

Постановка в Пробирной палате. Постановка на пробирный учет

Постановка на специальный учет в пробирную палату обязательна для следующих видов деятельности:

  • Производство драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.
  • Торговля драгоценными металлами, камнями и изделиями из них.
  • Скупка драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий и торговля ими (деятельность ювелирных ломбардов).
  • Ремонт часов и ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и камней.
  • Производство драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.
  • Обработка драгоценных/полудрагоценных металлов, камней, ювелирных изделий, отходов и лома драгоценных металлов.
  • Диагностика и экспертиза драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий.
  • Участие в выставках драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.

Без постановки на учет в Пробирной палате, осуществление этих видов деятельности запрещено законом и влечет за собой административную ответственность.

Свидетельство Пробирной палаты (Ювелирная лицензия)

При постановке на специальный учет в Пробирной палате выдается:

  • Свидетельство Пробирной палаты (Свидетельство государственной инспекции пробирного надзора российской государственной пробирной палаты), в простонародье называемая ювелирная лицензия или:
    • лицензия на продажу ювелирных изделий;
    • лицензия на торговлю ювелирными изделиями;
    • лицензия на изготовление ювелирных изделий;
    • лицензия на ремонт ювелирных изделий;
    • лицензия на ювелирную деятельность;
    • лицензия на ювелирные изделия;
    • лицензия на драгоценные металлы
  • Карта постановки на специальный учет.

Кому не требуется регистрация в Пробирной палате?

Регистрация в Пробирной палате (постановка на спецучет) не требуется организациям или индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с:

  • добычей драгоценных металлов или камней по лицензии Министерства природных ресурсов РФ;
  • применением химических соединений драгоценных металлов в медицинских целях;
  • с использованием приборов или инструментов, содержащих драгоценные металлы;
  • применяющими в производстве инструменты с элементами из природных алмазов, при условии, что предприятие не производит изготовление или переделку данных инструментов;
  • торговля или применение драгоценных камней, являющихся непригодными для производства украшений, согласно ГОСТам РФ;
  • оплатой драгоценных металлов в кредитных организациях, но не получающих их в физическом виде, т.е. при размещении оплаченных драгметаллов на обезличенных металлических счетах.

Документы для постановки на учет в пробирную палату

  1. Копии документов, свидетельствующих о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на правах собственности, оперативного управления, аренды, субаренды);
  2. Копия свидетельств о государственной регистрации (ОГРН) и о постановке объекта на налоговый учет (ИНН).
  3. Паспортные данные руководителя.
  4. Подлинники ранее выданных инспекцией регистрационных документов (свидетельство с картой постановки на спецучет) – при наличии.
Это интересно:  Заявление вычет ндфл 2012

Порядок действий Государственных инспекций пробирного надзора при постановке на спецучет

Государственная инспекция пробирного надзора, в течение 15 календарных дней с момента получения документов, необходимых для постановки на специальный учет, выносит решение о постановке заявителя на специальный учет или об отказе в постановке на пробирный учет.

Решения государственной инспекции доводится до заявителя в виде уведомления о постановке на специальный учет либо уведомления об отказе в постановке на специальный учет с указанием причин отказа.

Уведомление о постановке на специальный учет выдается бессрочно.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ

А.В. Касаткин, ГУПВО «Алмазювелирэкспорт».

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) в п. 1 ст. 17 содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензирование видов, не указанных в перечне, прекращается со дня вступления Закона в силу (т.е. с 10 февраля 2002 г.), а федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей новому Закону.

Драгоценные металлы не упомянуты в перечне, что с учетом приведенной нормы означает следующее. С 10 февраля 2002 г. не подлежит применению подавляющее большинство норм гл. IV Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 10 января 2002 г. (далее — Закон о драгметаллах), в соответствии с которой устанавливалось лицензирование целого ряда видов деятельности с драгметаллами и определялся порядок такого лицензирования (содержание, порядок выдачи лицензий, основания для прекращения, приостановления или ограничения их действия и т.д.).

Кроме того, автоматически утрачивают силу Положения о лицензировании, принятые во исполнение указанных норм Закона о драгметаллах. Среди них:
— Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. N 302;
— Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 396;
— Положение о лицензировании деятельности по производству драгоценных металлов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 397;
— Положение о лицензировании деятельности по производству и ремонту ювелирных изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 398;
— Положение о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 443;
— Положение о лицензировании деятельности торговых организаций по купле — продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 445;
— Положение о лицензировании оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 446;
— Положение о лицензировании деятельности по сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2001 г. N 468.

Таким образом, введенная Законом о драгметаллах и разработанная исполнительной властью система лицензирования различных видов деятельности с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, так и не начав действовать, оказалась погребенной под новеллами федерального законодательства о лицензировании.

Не касаясь проблемы несовершенства нормотворческого процесса в нашей стране, наглядно демонстрируемой данным фактом, попытаемся оценить произошедшее по существу.

Лицензирование — одна из мер государственного регулирования, носящая разрешительный характер. Главная цель, преследуемая при этом государством в лице уполномоченных лицензирующих органов, состоит в том, чтобы установить, кому из лиц, обращающихся за лицензией, можно разрешить заниматься определенным видом деятельности. Основным критерием при принятии конкретного решения является соответствие либо несоответствие соискателя лицензии установленным законом требованиям и условиям. Помимо собственно выдачи лицензий, лицензирующие органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением владельцами лицензий лицензионных требований и условий.

В сфере драгоценных металлов указанные функции задолго до принятия Закона о драгметаллах выполнялись и выполняются Российской государственной пробирной палатой при Минфине России и ее территориальными подразделениями — государственными инспекциями пробирного надзора.

Так, согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгметаллами, обязаны встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора и получить регистрационные удостоверения на право работы с этими ценностями.

Данная процедура, как и лицензирование, носит разрешительный характер.

Регистрационное удостоверение, так же как и лицензия, выдается на конкретные виды деятельности, причем перечень требований, соответствие которым необходимо для получения удостоверения, варьируется в зависимости от вида деятельности.

Как и лицензия, регистрационное удостоверение выдается на определенный срок и может быть досрочно отозвано за нарушения, совершаемые при ведении деятельности, указанной в удостоверении.

Наконец, одной из важнейших задач инспекций пробирного надзора, равно как и лицензирующих органов, является осуществление постоянного и периодического государственного контроля за лицами, работающими на рынке драгметаллов.

Из сказанного следует, что внедрение на практике системы лицензирования в том виде, в каком она была прописана в Законе о драгметаллах и соответствующих положениях о лицензировании, неизбежно породило бы проблему параллелизма в работе лицензирующих органов и органов федерального пробирного надзора.

Первоначально выдачу лицензий планировалось начать с 1 октября 2001 г., что было предусмотрено Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 243. Однако принятие нового Закона о лицензировании обессмыслило данную процедуру, ибо стала очевидной нецелесообразность выдачи документов, которые через несколько месяцев автоматически утратят силу. Поэтому 7 сентября 2001 г., т.е. всего через три дня после выхода в свет Приказа N 243, появилось фактически дезавуировавшее данный Приказ совместное письмо Минфина N 23-03-03/796 и Минэкономразвития России N ИМ-1047. В нем предлагалось до вступления в силу Закона о лицензировании считать наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей регистрационных удостоверений госинспекций пробирного надзора достаточным основанием для осуществления ими операций с драгметаллами. Тем самым исполнительная власть сама косвенно признала схожесть юридической природы и целевого назначения лицензии и регистрационного удостоверения.

Большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей положительно оценили отмену лицензирования в сфере драгметаллов и восприняли эту новость как устранение дополнительного административного барьера, очередной шаг на пути либерализации российского рынка указанных ценностей.

Вместе с тем некоторые специалисты из государственных структур считают, что следствием принятия законодательных новелл в области лицензирования может стать массовое появление на рынке драгметаллов новых субъектов, ранее не занимавшихся видами деятельности, лицензирование которых отменено, а это, в свою очередь, серьезно дезорганизует рынок, нарушит сложившиеся правила работы на нем.

Так, по мнению первого заместителя руководителя Российской государственной пробирной палаты Б.П. Борисова, отмена лицензирования, и прежде всего в области оптовой и розничной торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгметаллов и драгкамней, предоставит возможность фирмам — однодневкам выбрасывать на рынок некачественный либо нелегально изготовленный или ввезенный товар. Кроме того, есть вероятность потери контроля государства над рынком драгметаллов и, как следствие, дальнейшего развития криминала, именно поэтому лицензирование, по крайней мере, указанного вида деятельности следует восстановить .
——————————-
См.: Борисов Б. Действие законодательства по драгоценным металлам и драгоценным камням // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. N 11. С. 45.

Это интересно:  Иск о проведении генетической экспертизы

Несмотря на то что система лицензирования в сфере оборота драгметаллов фактически ликвидирована, есть такие виды деятельности, осуществление которых по-прежнему требует наличия лицензий. В отношении этих видов новый Закон о лицензировании не применяется.

Так, согласно п. 2 ст. 1 означенного Закона его действие не распространяется среди прочего на использование природных ресурсов, в том числе недр, деятельность кредитных организаций, а также на внешнеэкономические операции. Применительно к драгметаллам это означает, что в соответствии с действующим законодательством сохраняется лицензирование пользования участками недр, содержащими драгметаллы; операций банков с драгметаллами; экспорта драгметаллов.

Лицензирование недропользования предусмотрено Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (в ред. от 8 августа 2001 г.) и Законом о драгметаллах. Соискателями лицензий на пользование участками недр, содержащими драгметаллы, могут быть только юридические лица (причем в Законе о драгметаллах такие лицензии неточно названы лицензиями на добычу драгметаллов). Лицензирующим органом является Министерство природных ресурсов РФ.

Лицензирование операций банков с драгметаллами по Закону о драгметаллах осуществляется Центральным банком РФ.

Лицензии выдаются на привлечение во вклады и на размещение драгметаллов, т.е. на операции, которые в п. 7 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.) отнесены к числу банковских. Речь идет о праве банков на заключение с клиентами договоров вклада (депозита) в драгоценных металлах и на совершение операций с использованием металлических счетов.

Что касается совершения банками иных операций с драгметаллами в соответствии с российским законодательством, предусмотренных п. 4 ч. 2 указанной статьи, то вопрос о том, какие из них требуют наличия лицензии Банка России, долгое время оставался неурегулированным.

В связи с многочисленными запросами кредитных организаций по этому поводу Банк России выпустил официальное разъяснение от 29 января 2002 г. N 23-ОР «Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации», где указал, что банки независимо от наличия лицензии Центрального Банка на совершение операций с драгметаллами вправе:
принимать драгметаллы в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц;
предоставлять услуги по хранению драгметаллов в специально оборудованных хранилищах ценностей;
оказывать услуги по транспортировке драгметаллов силами и средствами инкассаторской службы банка;
осуществлять реализацию драгметаллов по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.);
использовать принадлежащие им драгметаллы для обеспечения своей деятельности в социально — культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях.

Это разъяснение вызывает немало вопросов. Неясно, например, вправе ли банк, не имеющий лицензии на операции с драгметаллами, хранить у себя слитки аффинированных металлов по договорам хранения с третьими лицами или продавать по договорам комиссии монеты, содержащие драгметаллы. Казалось бы, ответ очевиден: для совершения указанных сделок лицензия не нужна. Драгоценные металлы в официальном разъяснении N 23-ОР понимаются по аналогии с Законом о драгметаллах — как золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, а значит, данный документ, безусловно, касается слитков и монет из драгметаллов — основных объектов операций банков.

Однако в отношении названных объектов официальное разъяснение N 23-ОР вступает в противоречие с Положением о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, принятым Приказом Банка России от 1 ноября 1996 г. N 50 (в ред. от 11 апреля 2000 г.). Нормы Положения однозначно обусловливают осуществление перечисленных в официальном разъяснении N 23-ОР операций со слитками и монетами из драгметаллов (кроме монет, являющихся валютой России) наличием у банка лицензии Центрального Банка на совершение таких операций.

Известно, что при коллизии двух нормативных правовых актов применяется акт более высокой юридической силы, а если акты расположены на одной ступени иерархии — тот, который принят позднее.

В рассматриваемом же случае ситуация иная. Дело в том, что по своему статусу официальные разъяснения вообще не относятся к числу нормативных актов, а являются актами толкования права. Цель подобных разъяснений заключается в восполнении пробелов правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Такие разъяснения обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение (п. п. 1.1 — 1.4 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России, принятого Приказом Банка России от 18 июля 2000 г. N 115-П).

В документе N 23-ОР разъясняется применение не отдельного нормативного акта, а законодательства о проведении банками операций с драгметаллами в целом, следовательно, данное разъяснение не может не затрагивать основного правового акта, изданного Банком России в этой сфере, — Положения N 50.

В отношении слитков и монет из драгметаллов содержащееся в официальном разъяснении N 23-ОР толкование носит явно ошибочный характер, а значит, этот документ не может являться обязательным для применения кредитными организациями. Следовательно, для заключения с третьими лицами договоров купли — продажи, залога, хранения, перевозки и иных договоров, имеющих в качестве объекта слитки или монеты, банкам по-прежнему требуется лицензия Банка России на совершение операций с драгметаллами. Отсутствие таковой будет служить веским основанием для оспаривания сделок в судебном порядке.

В отличие от недропользователей (субъектов добычи драгметаллов), обязанных, помимо лицензий на право пользования недрами, иметь еще и регистрационные удостоверения государственных инспекций

Лицензия на ювелирную деятельность

Виды деятельности, регулируемые ювелирной лицензией:

  • оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями и драгоценными камнями;
  • огранка драгоценных камней;
  • производство драгоценных камней и ювелирных изделий;
  • хранение и реализация драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий;
  • ломбардная деятельность.

Получение ювелирной лицензии.

Выдается ювелирная лицензия Государственной Инспекцией Пробирного Надзора (ГИПН) в течение 2 недель при условии соответствия документов всем требованиям лицензирующего органа. В рамках основного этапа работы мы осуществляем сбор полного пакета документов и его последующую подачу в лицензирующий орган. Данный этап является главным в процессе оформления ювелирной лицензии, требующим от исполнителя специальных юридических знаний в области лицензирования и опыта работы с лицензирующими органами.

Простой способ получения ювелирной лицензии от «Нева Консалт».

У любого предпринимателя время является дорогим ресурсом. Мы предлагаем простой и быстрый способ получить ювелирную лицензию и сэкономить время и деньги. Гарантированный результат получения лицензии на ювелирные изделия позволит открыть бизнес в указанный нами срок получения лицензии. Сложный процесс лицензирования в руках наших специалистов — обычное дело, а процессы с инспекциями заканчиваются получением положительного заключения, поэтому мы с уверенностью предлагаем свои услуги.

Необходимо обратить внимание на то, что гос. орган выдающий разрешение, не осуществляет выезд на место проведения работ.

НО в любой момент может прийти проверка (полиция, налоговая и т.п.) и проверить наличие: