Лебедянский мировой суд липецкой области официальный сайт

Лебедянский районный суд Липецкой области

На основании декрета «О суде» от 24 ноября 1917 года в Лебедянском районе (ранее уезде) было приостановлено действие мировых судей Лебедянского уезда и они были заменены на постоянных местных судей и двух народных заседателей. 25 марта 1919 года Декрет «О суде» был отменен на основании «Положения о едином народном суде» территория Лебедянского уезда была разделена на несколько судебных участков. С 19 апреля 1919 года в г. Лебедяни действовал народный суд первого участка Лебедянского уезда Тамбовской Губернии. С момента образования Рязанской области (26 сентября 1937 года) на территории района действовал народный суд Лебедянского района Рязанской области.

До 1990 года Лебедянский районный суд располагался в бывшем купеческом доме. А нынешнее здание предназначалось по планам гражданской обороны для эвакуации Верховного суда и Прокуратуры РСФСР, которые и выступали в качестве заказчиков.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих за собой административное наказание, которое вправе назначить только судья, производство по которым осуществляется в форме административного расследования; дела, влекущие административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд органами и должностными лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

Судебная система Липецкой области: проблемы, достижения, перспективы

В рамках мероприятий, проводимых в преддверии IX Всероссийского съезда судей, 23 сентября в Липецком областном суде состоялась интернет-конференция.

Ведущий: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию на тему: «Судебная система Липецкой области: проблемы, достижения, перспективы». Отвечать на вопросы сегодня будут:

  • Марков Иван Иванович — председатель Липецкого областного суда, председатель комиссии Совета судей Российской Федерации по вопросам организационно-кадровой работы, член президиума Совета судей Российской Федерации, делегат I — IХ Всероссийских съездов судей;
  • Щедухина Татьяна Михайловна — председатель Арбитражного суда Липецкой области, делегат IХ Всероссийского съезда судей;
  • Пахомов Анатолий Леонидович — начальник Управления Судебного департамента в Липецкой области;
  • Орлова Елена Васильевна — заместитель начальника управления административных органов Липецкой области;
  • Луганцева Марина Николаевна — председатель Октябрьского районного суда г. Липецка, делегат IХ Всероссийского съезда судей;
  • Гольтяев Валерий Николаевич — председатель Становлянского районного суда Липецкой области, делегат IХ Всероссийского съезда судей;
  • Савкина Лариса Анатольевна — мировой судья судебного участка №2 Лебедянского судебного района Липецкой области, делегат IХ Всероссийского съезда судей.

Вести конференцию будет исполнительный директор ООО»Гарант-Сервис» — Кондратьева Светлана Ивановна.

Итак, переходим к вопросам.

По каким критериям оценивается качество работы судьи и суда в целом?

Марков И.И.: Главными и универсальными критериями оценки работы каждого судьи являются оперативность и качество постановленных судебных решений.

Когда говорят о качестве работы, то учитывают количество отмененных и измененных судебных решений; под оперативностью же подразумевают соблюдение предусмотренных законом процессуальных сроков судебного разбирательства, заметьте — разумных сроках. Анализ практики Европейского суда по правам человека позволяет сделать вывод, что не всякое нарушение сроков судопроизводства, установленных национальным законодательствам, по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, одновременно является нарушением разумного срока разбирательства дела судом, — судебной волокитой. При определении разумного срока судебного разбирательства учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

Вместе с тем, целью правосудия является восстановление справедливости, а она не может быть достигнута, если судья будет постоянно думать лишь о количественных, цифровых показателях своей работы.

Исходя из этого, недопустим чисто формальный подход и к оценке деятельности конкретного судьи: столько-то дел рассмотрено, столько-то отмен и изменений. Так как в этих случаях, не проводя дифференциации отмен и изменений судебных решений, не учитывая те из них, которые были отменены и изменены в связи с оценкой доказательств судом 1-ой инстанции, мы рискуем добиться того, что суд будут представлять из себя лишь исполнителей, руководствующихся принципом наименьшей «безопасности» для себя, а не законом и совестью.

Именно поэтому в Липецкой области установлены дополнительные критерии оценки осуществления судейской деятельности: проведение профилактической работы; использование альтернативных способов разрешения конфликтов – применение процедуры медиации, принципов восстановительного правосудия.

Ведущий: Насколько стабилен по составу штат судов нашего региона? С чем это связано?

Марков И.И.: Если говорить о штате судей, то да, стабилен. Среднестатистическая цифра работы судьи в занимаемой должности в нашем регионе — 17 лет. И, к нашей чести, всё-таки большинство судей уходит в почетную отставку, проработав в должности продолжительное время, а не лишается полномочий за неудовлетворительную работу. Полагаю, что стабильность судейского корпуса в большой мере связана с непростой процедурой назначения на должность. Необходимо пройти много сложных этапов профессионального отбора: иметь профильное образование и необходимый стаж; успешно сдать квалификационный экзамен на должность судьи; победить в конкурсной процедуре и получить рекомендацию к назначению от квалификационной коллегии судей; наконец, по результатам тщательной проверки быть назначенным Президентом Российской Федерации или Липецким областным Советом депутатов (для мирового судьи). Иными словами, существует много фильтров, позволяющих выбрать достойных и профессионально грамотных кандидатов, людей, идущих в судебную систему неслучайно.

За последние пять лет штат судей области существенно обновился, омолодился. Очень многие наши коллеги, включая еще ветеранов судебной системы первого, послевоенного поколения, отдавшие правосудию по тридцать и более лет, ушли на заслуженный отдых. Произошла смена поколений. Насколько наши молодые коллеги — судьи окажутся стабильны, — покажет время.

А что касается стабильности кадров аппаратов судов, то здесь ситуация гораздо напряженней. «Текучка» существенная. И к тому много причин: некачественное, по сравнению с советским периодом отечественной истории, вузовское образование и, как следствие, низкий уровень профессиональных знаний приходящих в судебную систему молодых людей; высокая нагрузка в аппарате судов; низкий уровень социального обеспечения и заработной платы. Совокупность этих факторов влечет для нас стабильно печальную тенденцию, пожалуй, уже последние пять лет отсутствие заинтересованности и мотивации прихода молодых юристов в аппарат судов.

Мы активно стараемся тенденцию переломить. Придумали и реализуем большой проект, направленный на увеличение интереса к работе в судебной системе. Проект многоуровневый: профессиональная ориентация школьников (проводим экскурсии для учеников в судах разного уровня; лекции, конкурсы, викторины для школьников и пр.); мероприятия для студентов юридических ВУЗов (организуем все виды практики, деловые игры и конкурсы- соревнования между ВУЗами и др.); трудоустройство для лучших выпускников профильных ВУЗов (принимаем участие в профессиональных студенческих «ярмарках работодателей», тестируем практикантов, направляем на целевое обучение).

Луганцева М.Н.: Грамотных юристов, в том числе и среди работающих в судебной системе, на сегодняшний день достаточно, что связано, прежде всего, с высокой престижностью профессии. Вместе с тем, в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к кандидатам, многие из них не могут претендовать на должность судьи либо рассчитывать на профессиональный рост. К сожалению, это приведет к исчезновению судейских династий. Полагаю, что нельзя разрушать преемственность поколений, и надеюсь, что на Съезде эти вопросы будут также обсуждаться.

Ведущий: Ведется ли работа по повышению профессионального уровня судей, их помощников, работников аппарата судов? Если да, то какая?

Марков И.И.: Конечно, ведется. Во-первых, повышение квалификации для всей судебной системы: и для судей, и для работников аппарата является обязанностью, закрепленной в законах: о статусе судей, в законе о государственной гражданской службе. Каждый работник обязан повышать квалификацию один раз в три года. Без повышения квалификации не будет рассматриваться вопрос о присвоении квалификационного класса судье, классного чина работнику аппарата, вопрос о постановке в кадровый резерв, вопрос о назначении на вышестоящую должность.

Во-вторых, мы рассматриваем повышение квалификации не как «формальную обязательную повинность», а как институт, который должен быть действительно эффективным и продуктивным, поэтому не ограничиваемся только направлением судей и работников на курсы повышения квалификации в обязательных плановых рамках системы госзаказа в Российский университет правосудия, но и реализуем выработанную в судебной системе региона и показавшую себя успешной за последние 10 лет, собственную систему повышения квалификации.

Это ежемесячные семинары судей в областном суде, которые проводятся с учетом специализации судей: по гражданским, административным, уголовным делам; семинары, проводимые дистанционно — посредством видео-конференц-связи; регулярный выпуск обзоров и обобщений судебной практики по различным категориям дел; работа зональных судей областного суда с судьями районных судов и мировыми судьями.

По аналогичной схеме осуществляется и повышение квалификации аппарата судов. Плюсом к этому проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства среди работников аппаратов, которые также отлично стимулируют стремление к профессиональному росту, самостоятельному повышению квалификации.

Щедухина Т.М.: Безусловно, такая работа ведется в Арбитражном суде Липецкой области. Реализуя положения федерального законодательства, раз в 3 года судьи, помощники судей, секретари судебных заседаний, сотрудники структурных подразделений суда проходят курсы повышения квалификации в вузах г. Москвы, Воронежа.

Помимо этого, внутри самого суда ведется большая работа в данном направлении: это и ежемесячные учебные занятия с судьями и сотрудниками аппарата суда, постоянный мониторинг изменений в практикоприменительных подходах, анализ отмененных и измененных решений и определений вышестоящими инстанциями.

Ведущий: Насколько выпускники ВУЗов являются готовыми к работе в судах специалистами?

Марков И.И.: Наверное, прямой и честный ответ прозвучит обидно, но всё же скажу: ни насколько. И объясню, почему так категорично.

Во-первых, грустно, но приходится констатировать, что качество вузовского юридического образования в последние два десятилетия существенно ухудшилось. Огромное количество появившихся в постсоветский период юридических ВУЗов в целом с задачей подготовки качественных специалистов не справились. Мы возлагаем большие надежды на начавшиеся реформы в сфере подготовки юристов в системе высшей школы.

Во-вторых, заинтересовать хорошего выпускника престижного юридического ВУЗа, получившего качественное, фундаментальное юридическое образование работой в судебной системе на младших должностях (специалистом, секретарем), (а другие без наличия минимум двух лет стажа мы предложить в силу закона, установившего квалификационные требования к должностям, не можем) за зарплату 8 тысяч рублей весьма проблематично, т.е. судебная система на рынке труда в этом смысле неконкурентоспособна. В-третьих, у молодежи сегодня зачастую «хромает» мотивация. Даже если не пугает низкая заработная плата и высокая нагрузка, то им кажется, что при таких условиях труда ни учиться, ни стараться не надо. Отсутствует осознание уровня ответственности, отсутствует понимание смысла работы, четких целей.

Мы всё-таки стараемся оптимистично смотреть в будущее и верим в позитивные перемены. Со своей стороны делаем все возможное. Иногда и невозможное. Студентов-практикантов стараемся заинтересовать. Перспективных — приглашаем на работу. Всех принятых на работу — обучаем, помогаем; подающих надежды — ценим, обеспечиваем профессиональный рост. Мне кажется, что у нас хорошо налажена работа с кадрами. Мы заботимся, растим кадры, прикладываем массу усилий для их дополнительного образования, совершенствования, по возможности — материального обеспечения. Гордимся успехами своих служащих. Трепетно и бережно относимся к аппарату, понимая, что от их добросовестной и качественной работы во многом зависит общий итог работы судебной системы.

Ведущий: Проходят ли практику студенты ВУЗов в судах? Как организуется этот процесс?

Марков И.И.: Да, проходят. Мы с Вами уже касались этой темы сегодня. Поэтому расскажу про организацию практики. Судебная система нацелена на максимально эффективное взаимодействие с профильными ВУЗами и факультетами. Мы более пятнадцати лет предлагаем любым заинтересованным ВУЗам открытый, прозрачный путь взаимодействия — двусторонний договор о сотрудничестве. Сегодня такие договоры есть с десятком ВУЗов. Юридические факультеты предоставляют места для целевого обучения, судебная система организует практики и стажировки любых видов и форм, в которых заинтересован ВУЗ. И по индивидуальным, и по групповым программам. Кадровая служба суда оформляет все необходимые документы, издает приказ о прохождении практики, разрабатывает ее план с учетом всех пожеланий факультета, определяет руководителей практики, контролирует все этапы ее прохождения. По итогам практики и стажировки мы обязательно «делимся впечатлениями» с руководством ВУЗа: что можно усовершенствовать, чему уделить больше внимания.

Это интересно:  Требования к контрольно-измерительному инструменту

Ведущий: Какова тенденция совершения преступлений подростками? Какие виды наказания они получают?

Марков И.И.: На протяжении последних лет наблюдается стойкое уменьшение детской преступности, и особенно, что радует, сокращение повторной детской преступности. Так, с 2008 года, т.е. с начала проведения судами совместно с органами профилактики активных мероприятий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, к 2016 году:

  • в 2 раза сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними; при этом удельный вес преступлений несовершеннолетних снизился с 7.4% до 4,1%.
  • в 7,7 раз сократилось количество ранее судимых несовершеннолетних, совершивших преступления повторно;
  • судами области рассмотрено в 3,75 раза меньше уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Количество несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались уголовные дела, сократилось в 4 раза.

По поводу наказаний, которые суды назначают несовершеннолетним, хочу пояснить, что главная задача суда – не столько наказать, сколько принять меры к перевоспитанию подростка, оградить его от совершения повторных преступлений. Поэтому большинство уголовных дел о преступлениях небольшой или средней тяжести, совершенных подростками, прекращается – либо в связи с назначением принудительных мер воспитательного характера, либо, если причиненный преступлением вред уже возмещен и подсудимый с потерпевшим помирились – дело прекращается в связи с примирением сторон.

Например, в 2015 году судами области рассмотрено 134 уголовных дела в отношении 156 несовершеннолетних. В отношении 84 подростков уголовные дела прекращены по вышеуказанным основаниям, а наказание назначено только 66 подросткам. При этом 18 несовершеннолетних осуждены к реальному лишению свободы. Это те, кто совершил тяжкие или особо тяжкие преступления, ранее привлекался к уголовной ответственности, но правильных выводов для себя не сделал и не исправился. Остальные подростки осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в том числе к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы.

Подростки, в отношении которых уголовные дела прекращены, либо которые осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, стоят на внутрисудебном учете, с ними проводится огромная профилактическая работа как судьями и помощниками, так и органами профилактики.

Ведущий: Каким образом иски распределяются между судьями?

Марков И.И.: Распределение гражданских дел в судах Липецкой области является автоматизированным и в соответствии с положениями части 3 ст. 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производится с использованием программного комплекса ГАС «Правосудие» при помощи модуля с одноименным названием.

Такое распределение дел направлено в первую очередь на реализацию принципов независимости судей и их беспристрастности при рассмотрении конкретных дел.

Данная методика учитывает сложность дел, специализацию и реальную нагрузку судей делами, находящимися у них на рассмотрении, а также оценивает сложность поступивших дел для последующего распределения судьям с соблюдением принципов равномерной нагрузки и случайного распределения. Кроме того, данной методикой учитываются график работы судей, коэффициент административной нагрузки председателя суда и другие факторы, характерные для организации судебного процесса в федеральных судах общей юрисдикции.

Применение данного модуля снижает человеческий фактор при распределении поступивших дел, исключает влияние посторонних лиц на возможность рассмотрения дела конкретным судьей, упорядочивает и оптимизирует нагрузку на судей, что в свою очередь повышает доверие граждан к судебной системе Российской Федерации и авторитет судебной власти в обществе.

Щедухина Т.М.: В Арбитражном суде Липецкой области уже достаточно давно функционирует система автоматического распределения дел. Как работает эта система? Все поступающие заявления регистрируются в специальной программе, которая затем распределяет их между судьями, учитывая коэффициент нагрузки, то есть количество уже находящихся у судьи на рассмотрении дел, а также их сложность. Это позволяет создать равные условия для всех судей. Кроме того, данная система полностью исключает такой фактор, как конфликт интересов: судье не распределяются споры с теми организациями, где у него, например, работают родственники.

Ведущий: Существует ли практика отказа судьи от конкретного дела и какие для этого могут быть причины?

Марков И.И.: Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему дел, за исключением случаев, установленных законом.

Так, в случае, если судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности, обязан заявить самоотвод, который разрешается определением суда, вынесенным в совещательной комнате.

Ведущий: Что в профессии судьи представляется самым трудным?

Марков И.И.: Знаете, это одновременно и очень интересный, и трудный вопрос. Поясню почему: нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда люди, выбирая ту или иную жизненную стезю, часто ориентируются только на одну, как правило, позитивную сторону профессии, забывая о немалых трудностях, которые, также как и вознаграждение, неизбежно идут рядом, рука об руку. А трудностей в нашей работе немало…

Сама по себе, главная задача судьи, в первую очередь, состоит в отправлении правосудия, качественном и оперативном рассмотрении поступающих гражданских, уголовных дел, административных и других материалов. Казалось бы, всё просто. Однако, приступая к исполнению своих обязанностей необходимо быть готовым к неизбежно возникающему повышенному вниманию со стороны граждан, различных правозащитных организаций, представителей средств массовой информации, особенно если речь идёт о деле, имеющим большой общественный резонанс. Выдержать такое серьёзное внешнее давление, сохранив при этом выдержку и максимальную беспристрастность, скажем честно, совсем нелегко.

Кроме того, судье зачастую приходится преодолевать коллизии между нормами права. В ходе их толкования он должен использовать весь арсенал своей правовой и общекультурной эрудиции, личный опыт и сформировавшееся в процессе жизнедеятельности нравственное сознание для того, чтобы принять решение не только на основе закона, но и личного усмотрения (судейского правотворчества), не посягающего на полномочия законодателя. Поэтому мало просто знать и грамотно применять свои познания в области юриспруденции, важно ещё и умело сочетать установленные законом процедуры и творческое начало, укрепляя тем самым веру простых людей в честность, открытость, доступность и неотвратимость правосудия. Сколько горя, непростых судеб, непонимания, обид приходится видеть нам каждый раз, начиная процесс. И как хочется, завершая его всегда иметь в душе стойкое чувство, что ты всё сделал правильно и с точки зрения закона, и с точки зрения человеческой справедливости… Конечно же, хотелось бы, чтобы все стороны, участвующие в разбирательстве, были удовлетворены вынесенным решением, получили исчерпывающие ответы на свои вопросы. Однако, чаще кто-то всё равно остаётся недоволен. Все эти душевные переживания, вместе с огромной ответственностью, ложатся тяжёлым грузом на плечи судьи.

На самом деле, список сложностей, с которыми нам приходится сталкиваться, можно перечислять долго. И всё же, возвращаясь к вашему вопросу о том, что в профессии судьи представляется самым трудным, я думаю, что это всё-таки не повышенные умственные и физические нагрузки, не тяжёлые многочасовые беседы с участниками процесса, не преодоление попыток различного рода воздействий извне, а способность достойно справляться со всеми этими испытаниями, в том числе, и может быть, даже в большей мере, с влиянием высокого статуса, особым положением в обществе, и сохранять при этом душевное тепло, человечность, чуткое отношение к окружающим.

Ведущий: Быть судьей — это работа или миссия?

Марков И.И.: На мой взгляд, данный вопрос неразрывно связан с предыдущим и является его логическим продолжением.

С одной стороны, судья – это одна из многих важных и востребованных в нашем обществе профессий. Она, безусловно, имеет свои особенности, свои цели и задачи.

С другой стороны – этот род деятельности предъявляет к человеку свои специфические требования и накладывает на него особые обязанности. Ранее мы затронули тему высокой нравственной ответственности служителей фемиды перед обществом, которая связана с этическими нормами, не встречающимися в большинстве иных профессий, но обычными для правосудия (тайна совещательной комнаты, закрытые процессы, табу на обсуждение с посторонними лицами личных и деловых качеств коллег по работе и т.п.), что предполагает строгое соблюдение Кодекса чести судьи Российской Федерации.

Кроме того, данные требования, несут в себе и значительного рода ограничения, распространяющиеся не только на рабочие моменты, но и на повседневную, личную жизнь судьи. Принимая на себя высокую честь и обязанность вершить правосудие от имени Российской Федерации, человек приобретает и серьёзный груз сдерживающих факторов. Он уже должен с большим вниманием подходить к выбору круга своего общения, неустанно следить за своим поведением и манерами не только в стенах Дворца Правосудия, но и за его пределами в повседневных бытовых ситуациях, быть примером и максимально безупречным в соблюдении моральных норм и проявлении своих нравственных качеств. Можно сказать, что профессия судьи, с этой точки зрения, — это профессия, подразумевающая определённого рода одиночество и постоянный внутренний самоконтроль.

Сказать однозначно, что же такое быть судьёй… Просто каждый день хорошо делать свою работу или осуществлять некую миссию? Думаю, трудно и всё-таки каждый, в первую очередь, должен сам это для себя решать. Но в одном я уверен точно, судья – это не просто профессия, это особый уклад жизни, несколько иной образ мысли и, скорее всего, это судьба!

Ведущий: Одним из вариантов досудебного урегулирования спора является медиация. Как часто удается решать споры таким способом?

Марков И.И.: Медиация как альтернативный способ разрешения споров имеет глубокие корни в российской истории судебной практики, упоминания об этом имеются, например, в трудах Карамзина Н.М. В этом смысле этот способ не является новеллой, мы успешно применяем этот опыт именно в Липецкой области. Обращаю внимание, что важным является не среднестатистический показатель применения медиации, а реальный качественный уровень мирного урегулирования споров, по которым ранее стороны не могли договориться. При медиации, как правило, в выигрыше остаются обе стороны, поскольку они договариваются на взаимовыгодных для каждой стороны условиях без принуждения, но руководствуясь здравым смыслом. Эффективно для судебной системы не только то, что разрешён конкретный спор, но и то, что найдя возможности для примирения, стороны и далее будут использовать такие возможности без последующих порой длительных судебных тяжб и исполнения судебного решения. Медиация в настоящее время применяется во всех судах Липецкой области, включая мировых судей. Судьи и медиаторы профессионально подготовлены на высоком уровне. В 2015 году изъявили желание пойти на информационную встречу с медиатором в судах всех уровней по 903 спорам, из них заключили медиативные соглашения по 223 делам. За 7 месяцев 2016 года наблюдается рост, на информационную встречу с медиатором изъявили желание стороны по 620 делам в судах всех уровней, реально заключили медиативные соглашения по 176 делам.

К концу первого полугодия 2016 года суды Липецкой области для прохождения процедуры медиации направили к медиаторам 160 подсудимых, 102 из них, в том числе 20 несовершеннолетних, заключили с потерпевшими медиативные соглашения. В подавляющем большинстве случаев инициаторами проведения процедуры медиации выступали сами стороны.

По результатам рассмотрения уголовных дел с применением процедуры медиации все уголовные дела прекращены за примирением сторон.

Анализ медиативных соглашений показал, что проведение процедуры медиации способствует защите прав и интересов потерпевших от преступлений, улучшению взаимоотношений сторон, достижению взаимоприемлемых условий примирения в большей степени, чем при решении вопроса о прекращении уголовного дела за примирением в обычном порядке, без участия посредника.

Можно сказать, что Липецкая область настроена на позитивное развитие, в том числе при решении спорных вопросов.

Ведущий: Как на Ваш взгляд меняется ситуация с доверием к судебной системе населения нашего региона?

Марков И.И.: Несмотря на серьезные преобразования, затронувшие Российскую судебную систему, ее состояние и проблемы, по-прежнему, вызывают неоднозначную оценку со стороны широкой общественности. И это вполне оправданно, поскольку граждане нашей страны хотят видеть суд в качестве образцового, но главное, реального механизма защиты их прав и законных интересов.

Уважение общества к суду, авторитет судей не возникает сам по себе, только потому что того требует закон.

Полагаю, что наша общественность пока недостаточно осведомлена о деятельности судейского сообщества. У граждан, ставших непосредственно участниками судебных заседаний, доверие к судебной системе выше, по сравнению с теми — кто знает о суде понаслышке.

Изменение отношения к судам — это вопрос времени. Оно уже меняется в лучшую сторону, ведь с каждым годом количество обращений в суды неуклонно растет, что, безусловно, свидетельствует о росте доверия к судебным способам защиты гражданских прав. Только в 2015 году во всех формах судопроизводства судьями Липецкой области рассмотрено свыше 215 тысяч дел и материалов. Это почти на 23 тысячи больше аналогичного показателя за 2014 год. Районные суды рассмотрели более 68 тысяч дел и материалов (68702). Мировые судьи рассмотрели более 137 тысяч дел и материалов. Более 9 тысяч дел и материалов рассмотрено Липецким областным судом.

Это интересно:  Полномочия акционеров в оао

О росте доверия к судебной системе свидетельствуют и результаты проведенного студентами Липецкого государственного педагогического университета социологического исследования о ходе реализации на территории области антикоррупционного законодательства: по уровню коррумпированности суд находится на 9-м месте.

На 1-м открытом Форуме «Защита прав предпринимателей – залог успешного развития региона» также проводился мониторинг по аналогичному направлению. При оценке степени коррупционных факторов в органах государственной власти, муниципальных учреждений, правоохранительных органов, суды указаны как органы, способные противостоять коррупции и принимать справедливые решения.

Полагаю, что в рамках судебной системы борьба с коррупцией должна осуществляться, прежде всего, организационными способами. В судах существует электронная система распределения дел. Компьютер по методу случайной выборки формирует судью для рассмотрения дела. Таким образом, невозможно заранее предугадать или как-то повлиять на этот процесс, в том числе и председателю суда. Огромное значение в борьбе с коррупцией играет и обеспечение информационной открытости, в частности, свободный доступ к выносимым решениям и другим судебным актам.

Кроме того, рост доверия к судебной системе обеспечивается и результатами работы: качество и оперативность осуществления правосудия в судах Липецкой области самое высокое за последние 5 лет. Так, например, по данным первого полугодия 2016 года в вышестоящую инстанцию гражданами было обжаловано только 22% от числа вынесенных судами приговоров районных судов и 10 % приговоров мировых судей, что свидетельствует о том, что подавляющее большинство судебных актов признается справедливыми.

Работа судов по внедрению альтернативных процедур разрешения споров, где во главу угла поставлена релаксация, помощь, мирное урегулирование конфликта, — также повышает уровень доверия и уважения к судебной системе.

Важнейшим направлением деятельности является постоянная, планомерная просветительская работа. Практически все суды области ведут активную профилактическую работу с родителями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также с детьми, совершившими преступления или общественно опасные деяния. Начатая ранее судами работа по созданию школьных служб примирения продолжила осуществление и в 2016 году.

Оказание судейским сообществом помощи детским домам, интернатам; участие в социально значимых, культурных и спортивных мероприятиях, направленных на поддержание здорового образа жизни; — всё это помогает повысить рейтинг открытости судебной системы и, как следствие, уровень доверия общества к ней.

Щедухина Т.М.: Отвечая на данный вопрос, хотелось бы обратиться, прежде всего, к статистическим данным: так, за январь-август 2016 года к производству принято 7735 исковых заявлений, в то время как за аналогичный период 2015 года – 5911. Сегодня судьи Арбитражного суда Липецкой области рассматривают в среднем 92 дела в месяц. Это колоссальный показатель, превышающий прошлогодний почти на 30 %. При этом за месяц судьи проводят 125 судебных заседаний. Мне кажется, что указанные выше цифры как нельзя лучше говорят о том, что люди доверяют суду, стремятся решать спорные вопросы в правовом русле.

Хотелось бы отметить еще и следующий момент. В Арбитражном суде Липецкой области осуществляется прием граждан по вопросам, не связанными с рассмотрением дел. Если еще в 2014 году на прием приходило за полгода человек 5, то сегодня такое количество посетителей мы принимаем за 2 месяца. Большинство обращений носит чисто консультативный характер, при том, что суд не оказывает услуг юридической консультации.

Ведущий: В преддверии IX Всероссийского съезда судей хотелось бы узнать насколько выполнены планы предыдущего VIII съезда?

Марков И.И.: В мае этого года в рамках работы пленарного заседания Совет судей Российской Федерации рассмотрел ряд вопросов, среди которых основное место было отведено обсуждению тех, которые должны найти отражение в отчетном докладе и итоговом документе 9-го Всероссийского съезда судей. Центральное место в докладе и постановлении съезда будет отведено итогам выполнения постановления VIII Всероссийского съезда судей; невыполненным мероприятиям, их причинам и путях дальнейшего решения.

Так, остались невыполненными мероприятия по разработке и внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации». Этот вопрос «с бородой», он ставится практически на каждом съезде, но сегодня ситуация усугубляется нетерпимым финансовым и материальным обеспечением судебных участков мировых судей в ряде субъектов Российской Федерации. Хочу сразу отметить, что данный вопрос, не актуальный для Липецкий области, т. к. имеет принципиальное значение.

До конца не решены вопросы и не осуществлены мероприятия по увеличению штатной численности сотрудников психологических служб, пресс-служб; организации работы приёмных судов. Причина – недостаток выделения средств из бюджета на 2015 – 2016 года. Но работа в этом направлении должна обязательно быть продолжена.

К сожалению, не выполнено постановление 8-го съезда в части совершенствования законодательства, связанного с формированием норм судебной нагрузки, что позволит определить действительную штатную численность суда каждого уровня; будет способствовать созданию условий для осуществления судопроизводства качественно и в разумные сроки, с соблюдением принципа законности.

До настоящего времени не принят закон об обеспечении судей жилыми помещениями. В течение 8 лет остается невыполненным Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года №2-П, обязывающее федерального законодателя надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Больным остаётся решение вопроса неравного статуса мировой юстиции в различных субъектах Российской Федерации (кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение). Необходимо добиться передачи на федеральный уровень вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей и возложения этих обязанностей на Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации, принятие законодательных актов, связанных с отнесением должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации. Всё это будет способствовать обеспечению единства гарантий самостоятельности и независимости всех судей судебной системы Российской Федерации.

Как одной из социальных гарантий независимости деятельности судей, улучшению кадровой политики в системе судов представляется необходимым добиться окончательного разрешения концепции проекта ФЗ о внесении изменений в Закон РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 » О статусе судей в Российской Федерации» в части обеспечения судей жилыми помещениями.

Начата и будет продолжена работа по изучению нормативного урегулирования медицинского освидетельствования судей.

Должны быть выработаны единые критерии отбора при проведении конкурсов на судейские посты, а отдельно – к возможному конфликту интересов; установлены чёткие подходы, препятствующие назначению на должность судьи. Данное направление деятельности актуально и для решения вопросов избирания членов органов судейского сообщества.

В зависимости от прохождения законопроекта «О судебной службе в Российской Федерации», необходимо продолжить обсуждение вопросов в данном направлении. Это вопрос принципиальный: будут ли установлены должностные оклады помощников судей и секретарей судебных заседаний в процентном отношении от должностного оклада судьи соответствующего уровня? Его недооценка приводит к систематической замене кадрового состава помощников судей и как следствие – увеличению профессиональной нагрузки судьи. Его положительное решение позволит устранить дисбаланс в организации судебной деятельности; устранит текучесть кадров; будет способствовать воспитанию судейских кадров силами самой системы из числа работников аппарата, пополнению судебной системы профессионалами из других правовых ведомств, а, в конечном счёте — формированию достойного кадрового резерва.

Ведущий: Вопрос, адресованный Маркову Ивану Ивановичу: Как часто вышестоящие суды отменяют решения Липецкого областного суда? Несут ли судьи персональную ответственность за решения, которые были отменены?

Марков И.И.: Если говорить о первом полугодии 2016 года, то судьями Липецкого областного суда по 1 инстанции было вынесено 175 судебных решений по гражданским делам и 2 приговора по уголовным делам. Все они были обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации. Из них в настоящее время на рассмотрении в вышестоящей инстанции находится 1 гражданское и 1 уголовное дело. Все остальные судебный акты были оставлены без изменения Верховным Судом Российской Федерации.

Что касается вопроса о персональной ответственности судей за вынесенные решения, которые впоследствии были отменены, то данный вопрос детально урегулирован российским законодательством. Надлежащее исполнение судьей принятых на себя обязательств, вытекающих из конституционно-правового статуса судьи, обеспечивается предоставлением ему гарантий судейского иммунитета, включая неприкосновенность, которая, по общему правилу, не позволяет привлекать его к какой-либо ответственности за выраженное при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»), если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении, либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Данная правовая позиция согласуется с международными стандартами в сфере правосудия, исключающими возможность пересмотра судебных актов во внесудебном порядке (ст. 4 Основных принципов независимости судебных органов).

Ведущий: Хотелось бы услышать пояснения по вопросу, касающемуся Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000 № 37-ФЗ (действующая редакция, 2016), в частности, сформирован ли Общий список народных заседателей районных судов соответствующим представительным органом местного самоуправления (Липецким городским советом депутатов) на основе информации, полученной от исполнительного органа местного самоуправления (администрации Липецка), которую он обязан предоставлять вышесказанному представительному органу местного самоуправления?

Если не сформирован, то почему данный федеральный закон не пользуется популярностью и про него неоправданно забыли и не ограничивает ли это таким образом право граждан участвовать в осуществлении правосудия?

Если сформирован, то прошу разъяснить, по какой именно информации исполнительный орган местного самоуправления определяет, кто из граждан имеет право участвовать в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей, а кто нет, и не ограничивает ли это таким образом право граждан участвовать в осуществлении правосудия?

Марков И.И.: Участие народных заседателей в уголовном и гражданском судопроизводстве предусматривалось ст.1 Федерального закона от 2 января 2000г. №37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», однако с принятием Федерального закона от 14 ноября 2002г. №137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указанный федеральный закон утратил силу для гражданского судопроизводства, а Федеральным законом от 18 декабря 2001г. №177-ФЗ с 1 января 2004года было исключено участие народных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам. Таким образом, институт народных заседателей в настоящий момент в уголовном и гражданском судопроизводстве не применяется.

Путем издания Закона РФ от 16 июля 1993г. №5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», в Закон РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР» был включен раздел V «Присяжные заседатели», а в УПК РСФСР — раздел десятый «Производство в суде присяжных».

Закон о присяжных заседателях был принят в 1993 году, а вступил в законную силу с 1 января 1994 года. Первоначально было только 9 территорий России (а фактически — 8), где действовал суд присяжных.

С 20 августа 2004 года действует Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (от 20.08.2004г. №113-ФЗ), который регламентирует участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Определены требования, предъявляемые к присяжным заседателям, а также порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Федеральным законом от 23.06.2016 №190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» предоставлено право обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей. Данные изменения вступают в силу с 01 июня 2018 года.

Списки кандидатов составляются на основе постановления Администрации Липецкой области от 30 декабря 2009 г. № 454 «Об утверждении порядка составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции на территории Липецкой области».

Ведущий: Поступил вопрос для Щедухиной Татьяны Михайловны: с 1 июня этого года в силу вступили поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, касающиеся досудебного урегулирования спора. А что еще нового для экономического правосудия появилось в законодательстве в этом году?

Щедухина Т.М.: За январь-июль 2016 года было внесено множество поправок в уже действующие нормативно-правовые акты, был принят и ряд новых документов. Мне бы хотелось остановиться на самых последних, и на мой взгляд, наиболее значимых для арбитражного процесса. Помимо обязательного досудебного урегулирования спора, с 1 июня 2016 года вводится рассмотрение арбитражными судами определенных категорий дел в порядке приказного производства. К таким категориям, в частности, относятся дела, требования по которым вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает четыреста тысяч рублей; если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, но в том случае, если общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей, а также, если требования основаны на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

Это интересно:  Есть ли у военных подоходный налог

Отмечу, что существует определенная, законодательно закрепленная, процедура рассмотрения таких заявлений, выдачи судебного приказа и вступления его в законную силу. Данная процедура существенно отличается, например, от общего порядка рассмотрения заявлений.

Кроме того, значительные изменения внесены в упрощенное производство, а также арбитражные суды наделены правом вынесения частных определений. Здесь я назвала самые значимые и наиболее актуальные изменения в арбитражном законодательстве.

Ведущий: В ходе VIII Всероссийского съезда судей обсуждалась возможность предоставления судам права оглашать только резолютивные части приговоров по уголовным делам. Но соответствующее решение так и не было принято. Стоит ли вернуться к этой инициативе?

Гольтяев В.Н.: Я согласен с тем, что суды целесообразно наделить правом в ряде случаев оглашать только резолютивную часть приговора. Чаще всего участников процессов интересует информация, содержащаяся именно в резолютивной части – признание или не признание вины подсудимых и назначенные наказания. При этом оглашение приговоров по некоторым делам занимает колоссальное количество времени, а их текст с трудом воспринимается слушателями. Стороны в любом случае получают полный текст, поэтому нет никакой необходимости в оглашении всего документа. А деперсонифицированные тексты приговоров публикуются на сайтах судов, чтобы представители общественности и другие заинтересованные лица могли с ними ознакомиться.

Ведущий: Как Вы относитесь к широко обсуждаемому сейчас вопросу декриминализации законодательства?

Гольтяев В.Н.: Могу сказать, что с учетом финансовой ситуации в стране, несколько утратили актуальность пределы материального ущерба, при причинении которого наступает уголовная ответственность. Необходимо повышать эту планку, чтобы наказание, назначаемое за совершение преступления, воспринималось обществом и виновным как справедливое. Кроме того, это позволит разгрузить суды и сократить число граждан, привлеченных к уголовной ответственности за незначительные преступления.

Ведущий: Какие вопросы беспокоят Вас как председателя суда?

Гольтяев В.Н.: С учетом тех условий, в которых сейчас работают аппараты судов, конечно, хотелось бы верить, что по итогам IX Всероссийского съезда судей будут приняты решения, которые в последующем позволят увеличить заработную плату сотрудникам. Надеюсь, что съезд судей обратится к правительству с просьбой о выделении дополнительного финансирования фонда заработной платы секретарям судебных заседаний, помощникам и другим сотрудникам судов.

Ведущий: Вопросы высокой нагрузки неоднократно становились предметом обсуждения участников Всероссийских съездов судей. Можно ли говорить об улучшении ситуации?

Луганцева М.Н.: Сегодня мы можем говорить не столько об улучшении, сколько об изменении ситуации, которая позволяет нам надеяться, что на Всероссийском съезде судей эти вопросы будут обсуждаться, поскольку произошедшие в последние годы изменения процессуального законодательства позволяют лишь незначительно снизить нагрузку. Имеются в виду, прежде всего, изменения в УПК РФ, ГПК РФ и принятие КАС РФ. Кроме того, следует сделать следующий шаг, предоставив судам право не использовать параллельно несколько способов фиксации судебного заседания, что позволит отказаться от привычных протоколов, в случае если процесс проведен с использованием аудиозаписи. Это позволит реально снизить техническую нагрузку не только на секретарей судебного заседания, но и на судей, поскольку избавит их от проверки протоколов судебных заседаний на бумажных носителях.

Ведущий: Что можно предпринять для снижения нагрузки?

Луганцева М.Н.: Вопрос снижения нагрузки остается актуальным и на сегодняшний день. Например, в Липецкой области очень высокая нагрузка на судей Советского районного суда, рассматривающих гражданские дела, в Октябрьском районном суде из года в год растет нагрузка на судей-криминалистов, в Елецком городском суде возросла нагрузка в связи с увеличением количества административных дел. К сожалению, предпринятые законодателем попытки в виде упрощения порядка рассмотрения гражданских дел в действующей на сегодняшний день редакции ГПК РФ не приведут к реальному снижению нагрузки на судей, а только позволят в более сокращенные сроки принимать решение по делу. Изменение же подсудности отдельных категорий гражданских дел привели лишь к перераспределению нагрузки между районными и мировыми судьями, у которых нагрузка значительно увеличилась.

Полагаю, что проблему нагрузки можно было бы частично решить путем расширения категорий дел, по которым предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Пример Липецкой области показателен в вопросах досудебного урегулирования споров с использованием процедуры медиации, о которой мы в последнее время много говорим, а также много делаем для развития этого института.

На мой взгляд, одной из причин высокой нагрузки является дешевое правосудие, а потому представляется интересным обсуждение вопроса увеличения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с проигравшей стороны, что в свою очередь будет побуждать стороны разрешать споры в досудебном порядке.

Недостаточно обсуждается сегодня, но от этого не становится менее актуальным, отсутствие законодательной основы увеличения численности судей в городах, а также районах, где имеет место резкое увеличение численности населения за счет новой застройки либо за счет иного притока населения, например, беженцев. Прежде всего, это касается областных центров и крупных городов, где численность населения увеличилась в несколько раз, а количество судей не изменилось. Вынужденные же меры, к которым прибегают в отдельных регионах для решения проблемы путем перераспределения нагрузки между судами за счет изъятия отдельных единиц из судов с меньшей нагрузкой, не способны решить существующей проблемы, они лишь порождают новые.

Думаю, что проблема нагрузки в целом может быть решена только с утверждением нормы нагрузки, что автоматически приведет к необходимости увеличения численности судей. Но о таком способе разрешения проблемы судьи только мечтают.

Ведущий: С какими проблемами, требующими решения, суды сталкиваются в процессе повседневной работы?

Луганцева М.Н.: Сейчас большое внимание уделяется техническому усовершенствованию, внедрению системы электронного правосудия, применению комплексов аудио- и видео-фиксации судебных заседаний, а потому суды должны иметь, прежде всего, технические возможности применения этих систем на практике. Необходимо соответствующее материально-техническое оснащение судов. Безусловно, требует доработки и усовершенствования Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Надеюсь, что IX Всероссийский съезд судей пройдет плодотворно и часть проблем, существующих на сегодняшний день, по итогам съезда будет решена.

Ведущий: Что, по Вашему, необходимо для дальнейшего совершенствования статуса мировых судей?

Савкина Л.А.: Мировые судьи, входящие в систему судов общей юрисдикции, в то же время в силу существующего порядка назначения на должность являются и судьями субъекта Российской Федерации. Такое двоякое положение может негативно влиять на независимость и самостоятельность мирового судьи, поэтому, считаю, необходимо внесение изменений в действующее законодательство, затрагивающее статус, положение и организацию деятельности мировых судей. В настоящее время мировой судья не имеет властно-организационных полномочий по отношению к своему аппарату, его сотрудники фактически не подчиняются мировому судье, поскольку вопросы приема и увольнения, наложения дисциплинарных взысканий находятся в ведении исполнительных органов субъектов РФ. Такое положение также ставит мирового судью в зависимость от исполнительной власти. Согласна с существующей точкой зрения о необходимости наделения мирового судьи полномочиями председателя районного суда по отношению к сотрудникам аппарата судебного участка.

Полагаю, необходимо установление единого порядка обеспечения функционирования мировой юстиции, возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей, включение в единую автоматизированную систему ГАС «Правосудие».

Ведущий: Что делается для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями в здания судов?

Пахомов А. Л.: На сегодняшний день все здания судов в Липецкой области оборудованы пандусами и кнопками вызова у входа в здание для маломобильных групп населения, а также табличками с режимом работы, текст на которые нанесен шрифтом Брайля. Кроме того, в Управлении Судебного департамента, Липецком, Правобережном, Тербунском районных и Данковском городском судах санузлы имеют специальное оборудование для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году в 14 судах были смонтированы откидные поручни и ограждения в санузлах. Работа по созданию и поддержанию оптимальных условий нахождения людей с ограниченными возможностями здоровья ведется на постоянной основе.

Ведущий: Есть ли у судов в Липецкой области возможность проведения заседаний в режиме видео-конференц-связи?

Пахомов А. Л.:Такая возможность есть. В каждом районном и городском суде Липецкой области есть по одному комплексу видеоконференцсвязи, при помощи которых можно проводить заседания удаленно, например, когда кто-то из участников процесса находится в другом городе.

Также могу сказать, что в рамках развития системы видеоконференцсвязи федеральные суды Липецкой области в 2015 году получили возможность проводить судебные заседания в режиме удаленного участия с исправительными колониями №№ 2, 4 и 6, а также СИЗО – 1 УФСИН России по Липецкой области и ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области. Прорабатывается вопрос о поставке дополнительных комплектов видеоконференцсвязи для обеспечения ими других учреждений УФСИН.

Видео-конференц-связь востребована судами, так как она позволяет упрощать процедуру допроса свидетелей и участников процессов, которые удалены от суда, где дело рассматривается, а также эта технология позволяет судья не выезжать в колонии, которые оборудованы комплексами, что значительно экономит рабочее время судьи.

Ведущий: Каким образом можно получить информацию, разъяснения, связанные с разрешением спорных ситуаций, возникающих при обращении в судебный участок мирового судьи?

Орлова Е.В.: Вы можете получить необходимые разъяснения на приеме у помощника мирового судьи, который осуществляется в течение рабочего дня в порядке общей очереди.

Можно направить обращение в электронном виде посредством специальной формы на официальном сайте мирового судьи.

Кроме того, управлением административных органов Липецкой области создан «телефон доверия» (4742)23-89-25, по которому можно получить информацию по организационным вопросам деятельности судебного участка мирового судьи, либо обратиться с жалобой на действия (бездействие) сотрудников аппарата мирового судьи.

Ведущий: Каким образом можно трудоустроиться в аппарат мирового судьи? Какие требования предъявляются к кандидатам на замещение должностей в аппарате мировых судей и куда нужно обращаться для трудоустройства?

Орлова Е.В.: Аппарат мирового судьи состоит из помощника мирового судьи и секретаря судебного заседания. Для документационного и информационного обеспечения деятельности мирового судьи предусмотрена должность «администратор».

Для замещения указанных должностей необходимо наличие гражданства Российской Федерации и высшего юридического образования.

Более подробную информацию о порядке трудоустройства и сведения о наличии вакантных должностей можно получить в отделе кадров управления административных органов Липецкой области по адресу: г. Липецк, ул. Скороходова, д.2, каб. 510 или по телефонам (4742)23-89-22 и 23-89-23.

Ведущий: Каковы ожидания делегатов Липецкой области от IX Всероссийского съезда судей?

Гольтяев В.Н.: Думаю, что обязательно будут обсуждаться изменения в законодательстве, в соответствии с которыми в районных судах вводится процедура рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. И уже сейчас есть много вопросов, связанных с реализацией этого нововведения. В частности, могут возникнуть трудности финансового характера, поскольку в большинстве районных судов Липецкой области просто отсутствуют помещения, приспособленные для работы в них присяжных заседателей.

Также для успешной реализации нового положения может потребоваться дополнительная подготовка судей. Поскольку до начала рассмотрения районными судами дел с участием присяжных еще есть время, съезд судей как раз может стать площадкой для обсуждения всех нюансов.

Также полагаю, что в ходе съезда будет обсуждаться вопрос развития института медиации в уголовном процессе.

Луганцева М.Н.: Безусловно, в настоящее время актуальными являются вопросы материального и технического обеспечения судов, повышения заработной платы сотрудникам аппарата. В последние годы к ним возросли профессиональные требования, обязательным стало наличие высшего юридического образования, умение пользоваться новым программным обеспечением, увеличилась нагрузка, вместе с тем, заработная плата с учетом роста инфляции упала. В крупных городах повсеместно наблюдается высокая текучесть кадров, что, сказывается на профессионализме сотрудников аппаратов судов, а косвенно, такая ситуация приводит и к увеличению нагрузки непосредственно на судей.

Савкина Л.А.: Надеюсь на решение вопросов по реализации постановлений предыдущих съездов, в частности, о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, рассмотрения возможности передачи функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей на федеральный уровень, о снижении нагрузки на мировых судей и сотрудников судебных участков, в том числе и за счет расширения примирительных процедур на досудебных стадиях судопроизводства, передачи рассмотрения ряда административных дел от мировых судей уполномоченным должностным лицам соответствующих органов. Актуальны вопросы автоматизации судебного делопроизводства.

Ведущий: Подошла к концу наша интернет-конференция. Уважаемые участники, позвольте от имени компании «Гарант-Сервис» поблагодарить всех Вас за исчерпывающие ответы на возникшие вопросы, пожелать успехов в профессиональной деятельности и высокой результативности.