Договор на страхование авто

Договор страхования автомобиля образец бланк

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт авто;
  • водительские удостоверения тех людей, которых вы планируете допускать к управлению вашего авто;
  • при ДТП;
  • при самовозгорании, взрыве автомобиля;
  • в стихийных бедствиях (буря, землетрясение, шторм);
  • от действий третьих лиц.

Кроме того, различают:

  1. Угон.
  2. Страхование установленного оборудования.

Как правильно продлить договор страхования?

Договор страхования КАСКО и ОСАГО заключается, как правило, на один год, после чего его необходимо продлевать. Срок пролонгации обычно такой же – двенадцать месяцев.

Не стоит продлевать договор, не раздумывая, по первому звонку сотрудника страховой компании или агента. Желательно узнать подробнее какие предлагаются условия, будут ли они сильно отличаться от ранее действовавших. И самое главное — сколько придется заплатить за страховку, больше или меньше, чем в прошлом году. Может случиться так, что ваша компания не в состоянии обеспечить приемлемый вариант и придется искать другого страховщика.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Перед продлением договора, в первую очередь, необходимо разобраться с таким важным моментом, как количество аварий, в которых побывало авто и степень виновности в случившемся водителя. Наличие или отсутствие страховых случаев в наибольшей мере зависит от самого автовладельца. В тоже время это важнейший фактор для страховой компании при перезаключении договора. Как правило, именно он определяет будет ли тариф увеличен или снижен при новой калькуляции.

Далее вы найдете ответы на ряд вопросов и рекомендации для принятия взвешенного и своевременного решения по продлению договора КАСКО и ОСАГО.

  1. Сроки.
    Желательно соблюдать непрерывность страхования: срок действия каждого последующего договора должен начинаться сразу же после окончания предыдущего.
    Некоторыми компаниями такой перерыв допускается. Срок обычно не более 30 дней. Большинство страховщиков предоставляют за непрерывность различные льготы. И, наоборот, при несоблюдении все надо будет начинать с «нуля». Даже имеющуюся положительную историю клиента (безубыточность) компания чаще всего в расчет не примет. В отличие от отрицательной – ее то никто не забудет.
    А при наличии кредитного договора выполнение такого условия просто обязательно! В противном случае банк имеет полное право потребовать досрочного погашения задолженности по кредиту, да еще и в полном объеме.
  2. Скидки.
    При отсутствии выплат по предыдущему договору большинством страховых компаний предоставляется скидка за безубыточность:
    • по КАСКО 5-10% за год, но не более, как правило, 50% за все годы страхования;
    • по ОСАГО 5% за год, но не более 50% за 10 лет.

Некоторые страховщики приравнивают к отсутствию выплат по КАСКО случаи, когда в ДТП застрахованное лицо является потерпевшей стороной, то есть невиновно в случившемся.
Многие компании дают скидки за безубыточность не только своим клиентам, но и клиентам конкурентов при их переходе, правда в этом случае нужно будет предоставить справку по установленной форме от предыдущего страховщика.

  1. Надбавки.
    При получении выплат по предыдущему договору страховые компании имеют несколько методик для начисления надбавок к тарифу. Рассмотрим их более детально:
    • Надбавка к тарифу КАСКО зависит от количества страховых случаев, но никак не связана с размерами выплат. Например:
      — 1 выплата – 30%;
      — 2 выплаты – 60%;
      — 3 и более выплат – от 100% надбавки к первоначальной стоимости договора: в этом случае поощряется уменьшение количества заявлений клиентов по поводу маленьких выплат.
      Таким образом, отсекаются «аварийщики», попадающие в частые и мелкие происшествия. Зато при повреждениях среднего и выше среднего размера санкции не ужесточаются.
      При ОСАГО надбавки составляют от 55% до 2,45 раз и зависят от количества полученных страхователем выплат. ОСАГО, по закону, работает только по такой системе.
    • Надбавки к тарифу КАСКО определяются суммой выплат, вне зависимости от их числа:
      — сумма выплат не более 2 страховых платежей – 10-20%;
      — не более 3-4 платежей – 40-50%;
      — 5 и более платежей – 80-100%.
      Страховой платеж – это некоторая условная величина, которую рассчитывает страховая компания и оперирует ею в своих тарификациях.
      При таком подходе «наказываются» страхователи, обращающиеся по поводу средних и крупных выплат. К тем, кто заявляет о небольших суммах ущерба, пусть даже часто, отношение более лояльное, т.е. надбавка не увеличивается.
    • Учитывается как количество, так и размер выплат по КАСКО.
      Здесь равное отношение к клиентам независимо от частоты и величины полученных ими выплат. Правда и размеры надбавок могут быть больше.
    • Не применяются вообще никакие скидки и надбавки, связанные с убыточностью КАСКО.
      В этом случае больше минусов у «безаварийного» страхователя, который никак за это не поощряется. Напротив, преимущество получает тот, кто не очень-то беспокоится о безаварийной эксплуатации автомобиля.
      Такой подход, как правило, заложен в более высоких тарифах. К тому же, использующие его компании, обычно вообще не заключают договор страхования на последующий период с клиентом, принесшим ей ощутимые убытки.
  2. Оценочная стоимость автомобиля.
    Стоимость страхования КАСКО на следующий срок существенно зависит от правильной оценки автомобиля на момент заключения договора.
    Ведь размер платежа напрямую определяется страховой суммой, которая должна соответствовать реальной стоимости. При ее установлении надо обязательно учитывать состояние и пробег автомобиля, рыночные цены на аналогичные авто.
    Тогда даже при старом тарифе клиент заплатит за следующий период страхования меньшую сумму. Арифметика здесь простая: стоимость авто за прошедший период уменьшается, соответственно, меньше и страховая сумма, умножаем на тот же тариф – в результате платеж меньше.

Однако надо иметь ввиду, что для клиента может стать неприятным сюрпризом повышение стоимости КАСКО на следующий год, например при полном отсутствии выплат по его договору. У него возникнет закономерный вопрос: «Как же так? Выплат не было, а никаких скидок за это не дают, да еще и тариф повышают!». Дело в том, что ситуация на страховом рынке меняется. Она зависит от множества факторов. Это и статистика по количеству и характеру происшествий, размеры среднестатистического ущерба, стоимость ремонтных работ и запасных частей, импортные пошлины на автомобили и комплектующие, обменные курсы валют, изменения на зарубежных локальных и мировых глобальных рынках, количество угонов авто аналогичной марки и модели и т. д.

Все это может повлиять на тарифы и в итоге на стоимость страхования в целом, КАСКО при этом может обойтись дороже (чтобы иметь представление о сумме, которую придется выложить из своего кошелька для оплаты страховых услуг, можно предварительно сделать расчет на онлайн калькуляторе каско ). Подготовьтесь к продлению договора страхования заранее, не откладывайте на последний день. Это даст вам возможность выяснить все нюансы и вовремя принять окончательное решение. Если оно в пользу вашей компании – спокойно заключайте договор и безаварийной вам езды! Если же придется поменять страховщика, то у вас будет на это достаточно времени.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Известия, 3 декабря 2008 г.

Кризисная половина

До 50% сокращения объемов сбора страховых премий и аналогичная доля уменьшения числа игроков рынка — таким может стать для российских страховщиков 2009 год. Компаниям, которые инвестировали в ритейл крупные средства, придется кардинальным образом пересмотреть сроки их окупаемости, а тем, кто ориентировался исключительно на автострахование, нужно будет банальным образом выживать. Глядя на рекламу [. ]

Справка юриста по теме заключения договора добровольного автострахования.

Финансовая газета. Региональный выпуск, 6 мая 2001 г.

Договор автострахования: особенности заключения и оформления

Для грамотного заключения договора автострахования страхователь должен сначала определить свои реальные потребности в страховании автомобиля и выбрать наиболее оптимальный способ их удовлетворения, а также заранее позаботиться о точности и правильности юридических условий договора страхования, чтобы получить достаточно полную и надежную страховую защиту по приемлемой цене.
Страхование — рисковая услуга, предоставляемая страховщиком. Заключая договор, ни страхователь, ни страховщик не знает, попадет ли автомобиль в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) в течение срока страхования (по данным, около 70% автолюбителей вообще никогда в своей жизни не попадали в ДТП), следовательно, ДТП — это вероятностное событие. На вероятность прямо или косвенно влияет множество факторов. Основные факторы учитываются при расчете тарифной ставки, поэтому, чем больше факторов, влияющих на повышение вероятности ДТП (или других страховых случаев), тем выше размер страховой премии (цена страховой услуги). К этим факторам можно отнести водительский стаж, марку машины, частоту и регулярность ее использования и др.
Однако существуют и другие косвенные факторы, которые невозможно формально учесть, так как они носят психологический характер и постоянно меняются, поэтому остаются за рамками договора страхования. К ним относятся самочувствие водителя, обстановка у него в семье и на работе и др. Тем не менее они играют значительную роль в статистике ДТП.

Выбор страховой компании
Для заключения договора страхования автотранспортных средств страховщик должен иметь лицензию на право осуществления соответствующего вида (видов) страховой деятельности (п. 2.1 Условий лицензирования) — страхование средств наземного транспорта, а в приложении к лицензии должно быть отражено название правил по соответствующему виду страхования, покрывающему риски ущерба и угона автотранспорта. Аналогично должны быть указаны соответствующие строки и для других видов автострахования (гражданской ответственности владельцев автотранспорта, несчастных случаев и др.).
Определить, в какой страховой компании выгоднее страховать машину, довольно сложно, поскольку условия страхования в разных страховых компаниях могут существенно различаться. Однако общее правило таково: чем шире объем ответственности страховщика, тем выше тариф (и, наоборот, чем дешевле полис, тем меньше ответственность страховщика).
Иногда встречаются и не типичные для большинства страховщиков условия. Например, у некоторых страховых компаний в объем ответственности не входит риск ущерба транспортному средству причинением вреда гравием, вылетевшим из-под колес другой машины, и т.п.
Для выбора наиболее приемлемого варианта страхования перед заключением договора страхования необходимо внимательно ознакомиться с правилами страхования нескольких компаний, сравнить их страховые продукты по потребительским характеристикам и качеству, а также по соотношению цены и содержания страхового покрытия. Сравнивать предложения страховщиков нужно по наиболее важным для клиента условиям договора страхования, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.
Следует уделять внимание и дополнительным услугам, оказываемым страховыми компаниями автовладельцам: эвакуация машины, юридическая помощь и др. Однако надо учитывать, что значение имеет не только, какие услуги продекларированы, но и на каком уровне и по каким ценам они оказываются.

Объем ответственности страховщика по договору
Объем ответственности страховщика — это первое, на что должен обращать внимание будущий страхователь. Объем ответственности — это перечень конкретных событий, которые признаются страховыми случаями по тому или иному риску. Кроме того, следует изучить перечень исключений из объема ответственности (т.е. тех событий, которые не считаются страховыми случаями), а также основания освобождения страховщика от страховой выплаты. Ими и определяется та страховая услуга, которую предлагает страховщик. Как правило, страховые случаи, исключения и основания для освобождения от выплаты перечисляются отдельными пунктами в правилах страхования.
Необходимо отметить, что условия, на которых заключается договор страхования, содержатся, как правило, не в договоре страхования, а в правилах страхования, с которыми страховщик по закону обязан ознакомить клиента. Эти условия должны включаться в договор страхования (страховой полис) либо прилагаться к нему, что должно быть удостоверено записью в договоре (п. 2 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Страхователь (или выгодоприобретатель) вправе ссылаться в защиту своих интересов на правила страхования во всех случаях. Закон допускает возможность изменять, дополнять или исключать в договоре отдельные условия страхования по сравнению с положениями правил страхования по соглашению сторон (п. 3 ст. 943 ГК РФ). Однако эти изменения не должны затрагивать существенных условий имущественного страхования — допустимый контингент страхователей, объекты страхования, сроки договора и страхуемые риски, поскольку страховщик не может расширить свои полномочия по приему на страхование в части этих существенных условий без предварительного согласования новой редакции правил в органах страхового надзора.

Учет амортизации (износа автомобиля)
Размер причитающейся страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая выплаты во многом зависит от того, по какой методике рассчитывается страховая выплата и каким образом производится страховая выплата. В частности, важное значение имеет, в каком порядке учитывается износ автотранспортного средства.
Некоторые страховые компании предлагают две методики расчета страховой выплаты: по восстановительной стоимости и с начислением амортизационного износа, от чего зависят не только базовые страховые тарифы, но и размер страхового возмещения. Часто оказывается, что выплата не покрывает полностью причиненный ущерб. Страхователю не имеет смысла выбирать методику с начислением амортизационного износа, если у него старый автомобиль или тем более старая иномарка. В таких случаях выплаченное возмещение может быть в несколько раз меньше реальных затрат на восстановление машины.
От методики с начислением амортизационного износа необходимо отличать определение действительной (страховой) стоимости при заключении договора, в которую также закладывается износ. Порядок определения процента износа при расчете действительной стоимости транспортного средства устанавливается страховыми компаниями и может различаться, что способствует уменьшению или увеличению действительной стоимости и, следовательно, размера страховой премии и страховой выплаты.
Действительной стоимостью считается стоимость транспортного средства в месте его нахождения в день заключения договора страхования.
Согласно п. 2 ст. 947 ГК РФ при страховании машины (риск автокаско), если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость). Таким образом, в ст. 947 ГК РФ говорится, что при страховании имущества возможно превышение страховой суммы, если такое закреплено в договоре. Однако в п. 1 ст. 951 ГК РФ и п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” устанавливается противоположное правило: если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.
Итак, в ГК РФ, с одной стороны, допускается страхование имущества с превышением страховой суммы над действительной стоимостью имущества, а с другой — признается ничтожным договор страхования в части превышения страховой суммы над действительной стоимостью, поэтому в интересах страхователя и во избежание подобных недоразумений при заключении договора страхования ориентироваться на то, чтобы страховая сумма устанавливалась в пределах действительной стоимости автомобиля.

Определение стоимости ремонта
Страховыми компаниями предлагаются различные варианты получения страхового возмещения по случаю повреждения автомобиля. Страховщик может предложить:
• оплатить счет ремонтной мастерской, выбранной страхователем;
• производить ремонт в выбранной страховой компанией ремонтной организации;
• получить страховое возмещение на основе средних расценок.
Проведение ремонта — дорогостоящая процедура, причем стоимость ремонта не всегда соответствует его качеству, а качество ремонта — стоимости транспортного средства, что иногда является предметом разногласий страхователя и страховщика. Это является следствием того, что по существующим методикам оценки допускается достаточно большой диапазон цен при определении стоимости ремонта, поэтому необходимо определять оптимальную стоимость ремонта, устраивающую страхователя с позиций качества, а страховщика — с позиций стоимости.
Предположим ситуацию, когда страхователь, купивший транспортное средство, срок гарантии которого еще не истек, попал в ДТП. Согласно условиям договора купли-продажи гарантия действует, если покупатель производит ремонт в фирменном техническом центре, а по условиям правил страхования ремонт должен осуществляться только в технических центрах, указанных страховщиком (и приводится их перечень).
Если страхователем является гражданин, то на него распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” (в ред. от 9.01.96 г. № 2-ФЗ (с изм. от 17.12.99 г.) (преамбула), в ст. 16 которого запрещается “обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)”, а такие условия договора признаются недействительными. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В таких случаях имеет место нарушение этой статьи, допущенное как со стороны страховщика, установившего противоречащие закону условия в правилах страхования, так и со стороны продавца транспортного средства, навязывающего услуги своих технических центров. Эти условия договора в соответствии со ст. 168 и 167 ГК РФ следует считать недействительными с момента заключения договора. Наличие такого условия в правилах страхования не влечет недействительности всего договора страхования, поэтому согласно ст. 180 ГК РФ такой договор будет продолжать действовать, за исключением указанного условия.

Франшиза
В договоре страхования автотранспорта или правилах страхования может быть установлено условие, что страховая выплата производится только тогда, когда размер причиненного вреда превышает определенную сумму (франшизу).
Франшизу необходимо рассматривать не как условие договора страхования, ограничивающее обязанность страховщика производить страховую выплату и соответственно право страхователя ее получать при наступлении страхового случая, а как условие договора страхования, не признающее события, причинившие ущерб менее определенного размера (франшизы), страховыми случаями.
При наличии в договоре страхования условия о франшизе уменьшается размер страховой премии, но одновременно из числа страховых случаев исключаются те события, которые причиняют незначительный ущерб, а практика показывает, что именно такие случаи составляют большинство обращений страхователей.

Порядок оформления договора
По закону договор страхования заключается путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (ст. 940 ГК РФ). В последнем, наиболее распространенном случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В соответствии со ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику все известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска). Эти сведения будущий страхователь предоставляет страховщику в виде документов, необходимых для заключения договора: как правило, это заявление на страхование и документы на транспортное средство. Если договор страхования все же заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем (п. 2 ст. 944 ГК РФ). В случае когда страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 ГК РФ, если только эти обстоятельства уже не отпали.
Договор может заключаться с осмотром или без осмотра представителем страховщика транспортного средства, однако в российской практике второй вариант встречается не так часто. В целом стоимость страхования “с осмотром” стоит дешевле, так как страховщик в этом случае меньше рискует быть обманутым недобросовестным страхователем. Согласно п. 1 ст. 945 ГК РФ при заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости, но эта оценка страховщиком страхового риска необязательна для страхователя, который вправе доказывать иное (п. 3 ст. 945 ГК РФ).
Договор страхования должен заключаться обязательно в письменной форме, поскольку несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования (ч. 1 ст. 940 ГК РФ). Страховщик при заключении договора страхования может применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования, в данном случае — по автострахованию. Если имеется необходимость в систематическом страховании однородных объектов (например, страхование автотранспортных средств на период перегона магазином, торгующим автомобилями) на сходных условиях в течение определенного срока, то по соглашению страхователя со страховщиком страхование может осуществляться на основании одного договора страхования — генерального полиса (п. 1 ст. 941 ГК РФ). При этом все данные о каждом автомобиле необходимо передавать страховщику.
В случае несоответствия содержания страхового полиса при замене по требованию страхователя генерального полиса на страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса, предпочтение отдается страховому полису (п. 3 ст. 941 ГК РФ).
Договор страхования можно заключать со страховой компанией непосредственно в ее офисе либо через ее полномочного представителя — страхового агента (п. 2 ст. 8 Закона № 4015-1) или брокера (п. 3 ст. 8 Закона № 4015-1). Чтобы договор, заключенный через представителя, имел юридическую силу, агент или брокер должен иметь доверенность и договор между ним и страховой компанией.
В России традиционно большая часть договоров автострахования заключается через агентов. Однако в последние 1,5-2 года на рынке автострахования начали активно действовать крупные страховые брокерские фирмы, которые имеют возможность предлагать клиенту в зависимости от его индивидуальных особенностей продукты различных страховых компаний.

Вся пресса за 6 мая 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Автострахование

Инфотека по защите прав потребителей

Финансовые услуги

Размещен: 04.07.2016 г.

Страхование транспортного средства

Согласно п.2 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» выделяются две формы страхования: обязательное и добровольное. В обязательном страховании государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей (например, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное медицинское страхование, страхование ответственности туроператора и др.)

Добровольное страхование действует в силу закона, но на добровольных началах. Законодательство может определять подлежащие добровольному страхованию объекты, общие аспекты страхования, но конкретные условия регулируются Правилами страхования, установленными страховщиком.

В настоящее время на российском страховом рынке институт добровольного страхования приобрел достаточную популярность (добровольное страхование финансовых рисков; добровольное пенсионное страхование; добровольное страхование от пожаров и рисков стихийных явлений и др.).

Страховые компании осуществляют свою деятельность на основе лицензии. Лицензирование страховой деятельности направлено на защиту интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля деятельности страховых организаций и соблюдения ими действующего законодательства РФ. Органом, осуществляющим лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации, является Банк России.

Обратим внимание на значение некоторых понятий, используемых в страховых отношениях и требующих понимания со стороны страхователя.

Страховая премия – это сумма, которую страхователь обязуется уплатить страховщику при заключении договора страхования. Не путать с понятием страховая сумма(!).

Под страховой суммой в страховании понимают сумму, предусмотренную Законом или договором страхования, в пределах которой страховщик осуществляет выплату при наступлении страхового случая.

Страховой случай – свершившееся событие, предусмотренное Законом или договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.

Страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Размер страхового тарифа в добровольном страховании определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.

Страхование автотранспортного средства

В области автострахования можно выделить обязательное государственное (ОСАГО) и добровольное (КАСКО) страхование.

Что такое ОСАГО?

Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется Федеральным Законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО), Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком

России 19.09.2014 №431-П (далее Положение).

Цель обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО. Эксплуатация транспортного средства без страхового полиса является незаконной и влечет за собой штраф.

Обязательное страхование осуществляется владельцем транспортного средства путем заключения со страховщиком договора обязательного страхования. Данный договор заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Таким образом, различают два вида полисов ОСАГО: с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению автомобилем, и без ограничений. В случае страховки с ограничениями каждый водитель должен быть внесен в бланк полиса ОСАГО. Действие полиса ОСАГО без ограничения числа лиц, обладающих правом управлять автомобилем, распространяется на всех водителей, допущенных владельцем к управлению конкретным транспортным средством (такой вариант используют службы доставки, почта и т.п.).

Договор ОСАГО заключается на 1 год. Согласно ст.7 Закона об ОСАГО страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, который составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Для реализации права, связанного с возмещением вреда, причиненного автотранспортному средству в размере, превышающем сумму страховой выплаты, потерпевший может обратиться в суд с иском к лицу, причинившему вред (п.3.7 Положения). Порядок определения размера страховой выплаты за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего регулируется ст.12 Закона об ОСАГО.

Порядок действия при наступлении страхового случая по ОСАГО

(при причинении вреда имуществу)

Уведомление страховой компании о страховом случае

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков), если одновременно соблюдаются следующие условия: в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам (отсутствует вред жизни или здоровью); ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО ( п. 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО). Во всех остальных случаях требование потерпевшего о возмещении вреда, причиненного его имуществу, предъявляется страховщику лица, причинившего вред.

При наступлении страхового случая потерпевший предъявляет страховщику заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков и необходимые документы не позднее пяти рабочих дней после ДТП или направляет их любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки (например по почте с уведомлением о вручении) (п. 3.8 Положения).

Перечень документов для предоставления в страховую компанию

К заявлению о страховой выплате потерпевший при возмещении вреда имуществу прилагает документы, предусмотренные пунктами 3.10 и 4.13 Положения:

— копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), заверенную в установленном порядке;

— документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя (например, доверенность);

— документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;

— согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;

— справку о ДТП, выданную подразделением полиции, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции;

— копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ).

— документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;

— заключение независимой экспертизы (оценки) о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим;

— документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если экспертиза проводилась и оплата произведена потерпевшим;

— документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;

— документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. При этом расходы на хранение возмещаются со дня ДТП до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы (оценки).

— иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества.

Представление автомобиля для осмотра

При причинении вреда имуществу потерпевший обязан в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате представить поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра, выяснения обстоятельства причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков ( п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В срок не более пяти рабочих дней со дня представления поврежденного автомобиля страховщик проводит его осмотр и (или) организует независимую экспертизу (оценку) ( п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО). Если автомобиль потерпевшего не может участвовать в дорожном движении, то эксперт осматривает автомобиль по месту его нахождения.

Порядок осуществления страхового возмещения

Согласно п.12 статье 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:

путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);

— путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.

Выплатить страховое возмещение, выдать направление на ремонт или направить потерпевшему мотивированный отказ страховщик обязан в течение 20 календарных дней, (не считая нерабочих праздничных дней), со дня принятия заявления и необходимых документов от потерпевшего (п. 4.22 Положения)

За несоблюдение срока выплаты страхового возмещения или возмещения вреда в натуре страховщик уплачивает потерпевшему неустойку в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страховой выплаты. За несоблюдение срока направления мотивированного отказа — 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда.

Урегулирование спора со страховой компанией

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером страховой выплаты, потерпевший до подачи иска в суд должен обратиться к страховщику с претензией. Претензия подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить требование потерпевшего или направить мотивированный отказ (п.1. ст. 16.1. Закона об ОСАГО).

Требования к содержанию претензии в адрес страховщика установлены пунктом 5.1 Положения. Претензия должна содержать:

1) наименование страховщика, которому она направляется;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;

3) требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов РФ;

4) банковские реквизиты потерпевшего (иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика;

5) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.

6) Перечень документов в приложении к претензии согласно п. 5.1. Положения (если какие либо из данных документов не были представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае).

Претензия предоставляется или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика.

Что такое КАСКО?

Под «КАСКО» на территории РФ понимается вид добровольного страхования автомобиля, связанный с защитой имущественных прав водителя (страхование от ущерба и хищения). Ущерб может быть получен в результате ДТП, разбойного нападения с причинением механических повреждений транспортному средству, пожара, взрыва, стихийных бедствий. Хищение транспортного средства предполагает его незаконное и противоправное овладение третьими лицами.

В отличие от ОСАГО, тарифы на КАСКО не устанавливаются государством, а разрабатываются каждой страховой компанией с применением собственных коэффициентов. На законодательном уровне не утверждена и единая форма полиса КАСКО, в связи с чем его внешний вид и данные могут отличаться в зависимости от страховой компании. Сроки выплаты по договору КАСКО определяют стороны при заключении договора КАСКО, но фактически все условия договора разрабатывает страховая компания, а клиент лишь присоединяется к ним. Сроки выплат прописываются не в самом договоре страхования, а в Правилах страхования, на которые ссылается договор. Правила вручаются страхователю вместе с договором страхования.

Стоит учитывать, что банковские программы автострахования на покупку нового автомобиля предусматривают обязательное оформление КАСКО, при этом, выбор страховой компании остается за банком.

(!) При оформлении договора автострахования КАСКО, внимательно ознакомьтесь с правилами страховой компании, изучите риски, входящие в пакет страховки, обратите внимание на то, что прописано в договоре мелким шрифтом.

Страхование дополнительного оборудования

Стандартный полис КАСКО обеспечивает страховой защитой лишь оборудование, входящее в заводскую комплектацию транспортного средства, а все установленное после подпадает под определение «дополнительное оборудование» и должно страховаться отдельно. Если Вы установите на транспортное средство дополнительные элементы, необходимо показать автомобиль страховщику и попросить расширить полис КАСКО, включив в него новые детали. Страхование дополнительного оборудования производится либо на основании платежных документов (квитанций, чеков) либо по оценке стоимости экспертами страховой компании.

(!) При страховании дополнительного оборудования важно быть полностью проинформированным о том, какую страховую защиту и от каких именно рисков вы получите на свое дополнительное оборудование, с износом или без учета износа будет осуществляться выплаты за детали.

Куда пожаловаться на страховую компанию?

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) (оказывает консультации по вопросам ОСАГО, осуществляет прием жалоб и обращений от страхователей и потерпевших на действия страховых организаций – членов РСА; на сайте РСА можно проверить полис ОСАГО на принадлежность страховой организации);

Управление Роспотребнадзора по городу Москве, в административных округах и субъектах РФ.

Это интересно:  Приказ на прием главного бухгалтера