Арбитражный суд система арбитражных судов в 2018

Оглавление:

Арбитражный суд Калужской области

Уважаемые посетители сайта и профессиональные участники арбитражных процессов! Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет Вас с профессиональным праздником — Днем юриста!

Объявление об открытии конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

Уважаемые посетители сайта и профессиональные участники арбитражных процессов! Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет вас с Днем народного единства!

Система арбитражных судов Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Система арбитражных судов Центрального федерального округа

Арбитражный суд Оренбургской области

В Арбитражном суде Оренбургской области состоялось собрание по случаю вручения служебного удостоверения судье Д.В. Телепову.

Коллектив Арбитражного суда Оренбургской области поздравляет с «Днём работника налоговых органов Российской Федерации».

Коллектив Арбитражного суда Оренбургской области поздравляет с «Днём Бухгалтера».

Арбитражная система Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;
(пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 2-ФКЗ)

Арбитражный апелляционный суд:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; — пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Общее количество федеральных арбитражных судов -10.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, — Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.

Арбитражный суд Амурской области

Стартует областной конкурс «Амурский юрист – 2019»

Уважаемые юристы и работники юридической сферы!

От имени коллектива Арбитражного суда Амурской области поздравляю Вас с профессиональным праздником — Днём юриста!

ИНФОРМАЦИЯ о проведении первого этапа конкурса на формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Амурской области

Структура арбитражной системы Российской Федерации

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды округов
(арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Волго-вятский судебный округ

Восточно-сибирский судебный округ

Дальневосточный судебный округ

Западно-сибирский судебный округ

Московский судебный округ

Поволжский судебный округ

Северо-западный судебный округ

Северо-кавказский судебный округ

Уральский судебный округ

Центральный судебный округ

Арбитражные суды субъектов РФ

Это интересно:  Образец искового заявления на должника по жкх

Арбитражные суды республик РФ

Арбитражные суды краев и областей

Арбитражные суды городов федерального значения

Арбитражные суды автономной области и автономных округов

Структура арбитражной системы РФ

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2018 г. N Ф08-3096/18 по делу N А53-23521/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей истца — общества с ограниченной ответственностью «Дельта» (ИНН 6163103028, ОГРН 1106195005377), ответчика — Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, третьего лица — муниципального казначейства города Ростова-на-Дону, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Дельта» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2017 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-23521/2017, установил следующее.

ООО «Дельта» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее — департамент) о взыскании 8 038 514 рублей неосновательного обогащения и 2 373 940 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.08.2014 по 28.11.2017 (с учетом увеличения размера исковых требований).

Иск основан на положениях статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и мотивирован внесением обществом платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 61:44:0000000:156143 площадью 28 956 кв. м в отсутствие правовых оснований (договор аренды не заключен). Неправомерно уплаченные департаменту (арендодателю) денежные средства подлежат возврату с начислением на соответствующие платежи процентов за пользование чужими денежными средствами (статьи 395, 1107 Гражданского кодекса).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону (далее — казначейство).

Решением от 29.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика. В связи с отсутствием оснований для взыскания неосновательного обогащения, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит. Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) возложены на истца.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий общества просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на наличие судебных актов, противоречащих друг другу, в части использования разными арендаторами земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156143 площадью 28 956 кв. м в один и тот же период, за который общество взыскивает неосновательное обогащение с департамента.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил, участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в силу статей 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.

В порядке статьи 163 Кодекса в судебном заседании от 24.05.2018 объявлен перерыв до 31.05.2018 до 16 часов 10 минут. После перерыва судебное разбирательство продолжено.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом следующего.

Как видно из материалов дела, по результатам открытых аукционных торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 28 956 кв. м (кадастровый номер 61:44:0000000:156143), имеющего адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский и Первомайский районы, с восточной стороны р. Темерник, в районе ул. Армянской, для целей строительства торгового центра общей торговой площадью более 5 тыс. кв. м, сроком на три года, победителем признано общество, принявшее на себя обязанность перечислить организатору аукциона, в качестве которого выступило МКУ «Фонд имущества г. Ростов-на-Дону», размер годовой арендной платы, за исключением суммы задатка (1 238 600 рублей) в размере 6 799 914 рублей, что подтверждено протоколом от 01.09.2014 N 3/384-1 (л. д. 6, 7).

Сумма задатка в определенном организатором аукциона размере, а также доплата за приобретение права на заключение договора аренды внесены обществом платежными поручениями от 20.08.2014 N 111 на сумму 1 238 600 рублей, 02.09.2016 N 116 на сумму 6 799 914 рублей (л. д. 8, 9).

Ссылаясь на незаключенность договора аренды, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с неосновательного обогащения и соответствующих процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса.

Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 Гражданского кодекса).

По правилам пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со статьей 398 данного Кодекса и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением (пункт 3 статьи 611 Гражданского кодекса).

Из содержания приведенных норм следует, что исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы обусловлено исполнением арендодателем встречного обязательства по передаче имущества во владение и пользование арендатору.

Статья 607 Гражданского кодекса (пункты 1, 3) предусматривает, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса (статья 1102 данного Кодекса). По смыслу норм, регулирующих обязательства сторон вследствие неосновательного обогащения, в предмет доказывания при рассмотрении таких споров входят обстоятельства приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для получения имущества, период пользования имуществом, размер неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса.

Разрешая данный спор, суды установили, что по результатам открытых аукционных торгов по продаже права аренды 22.10.2014 департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили на срок до 01.09.2017 договор N 35627 аренды спорного земельного участка для строительства торгового центра.

3 октября 2014 года в Единый государственный реестр прав внесена запись о государственной регистрации N 61-61-01/544/2014-475 права федеральной собственности на земельный участок (61:44:0000000:156143), в связи с чем, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (арендодатель, территориальное управление) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 16.12.2014 N 1180. Основанием к этому явилось распоряжение от 16.12.2014 N 2925-р, изданное по результатам упомянутых торгов.

16 апреля 2015 года общество и ООО «РТИ» заключили договор о передаче прав арендатора по договору аренды от 16.12.2014 N 1180. Распоряжением от 27.04.2015 N 835-р территориальное управление согласовало данную сделку.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 по делу N А53-16486/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2016, признано отсутствующим зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:166481 в части (в границах) земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156143, признан недействительным договор аренды от 16.12.2014 N 1180 и договор об уступке прав от 16.04.2015 (с ООО «РТИ»).

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:156143 снят с кадастрового учета 09.03.2016 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:166481.

Это интересно:  Иск по ст 170 гк рф

В рамках дела N А53-14875/2015 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:166481.

1 марта 2016 года территориальное управление и ООО «РТИ» заключили договор аренды N 1385 находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:166481 (образован из земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0000000:156143 и 61:44:0020608:49), площадью 40 436 кв. м. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

22 декабря 2016 года письмом N 12-10348/01 территориальное управление передало в департамент договор аренды земельного участка от 01.03.2016 N 1385.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, с учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции указали, что заявленная ко взысканию сумма в размере 8 038 514 рублей состоит из задатка (1 238 600 рублей) и платы за приобретение права на заключение договора аренды в виде годовой арендной платы в размере 6 799 914 рублей в рамках реализации договора аренды от 22.10.2014 N 35627. Обязанность общества по внесению платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 61:44:0000000:156143 сохранена до даты заключения договора аренды от 01.03.2016 N 1385.

Коллегия окружного суда полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.

В силу статей 606 и пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса основная обязанность арендодателя состоит в обеспечении арендатору пользования вещью в соответствии с ее назначением.

Системное толкование указанных норм свидетельствует о том, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользоваться арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества не осуществляет какого-либо предоставления, соответственно, он теряет право на получение арендной платы (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).

Суды не приняли во внимание, что, несмотря на формальную передачу земельного участка, цель договора аренды, заключенного обществом и департаментом, не достигнута.

Заслуживают также внимания доводы кассационной жалобы о том, что в рамках дела N А53-16486/2015 в пользу департамента с ООО «РТИ» взысканы денежные средства (неосновательное обогащение) за пользование земельным участком (кадастровый номер 61:44:0000000:156143) за период с 08.05.2015 по 31.12.2015, тогда как в рамках настоящего дела период взыскания неосновательного обогащения с 01.09.2014 по 31.08.2015 (пункт 3.2 договора аренды земельного участка 61:44:0000000:156143, заключенного обществом и департаментом). Данные обстоятельства суды надлежащим образом не проверили.

Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для его рассмотрения обстоятельства, проверить довод общества о совпадении периодов взыскания платы за пользование одним и тем же земельным участком, фактическое использование обществом объекта аренды (с учетом цели предоставления), после чего вынести законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу N А53-23521/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд система арбитражных судов в 2018

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

Статья 127 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 127 Конституции РФ гласит:

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)*(28).

Комментарий к Ст. 127 КРФ

Комментируемая статья учреждает Высший Арбитражный Суд РФ, устанавливает основы его компетенции и определяет место в системе судов арбитражной юрисдикции.

Арбитражная юстиция появилась в России в 1991 г. В отличие от ряда современных государств, имеющих судебные системы, построенные на принципе дуализма судов, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, в России в течение почти 70 лет существовало два принципиально различных подхода к разрешению споров между гражданами (собственно гражданские дела) и между юридическими лицами или, как было принято их называть, организациями, учреждениями и предприятиями (хозяйственные, экономические, торговые дела). Первая категория дел входила в компетенцию (общую предметную подсудность) судов, вторую разрешали специализированные органы системы государственного управления (исполнительной власти) — государственный и так называемый ведомственный арбитраж. Деятельность последних дополнялась в части рассмотрения некоторых видов дел деятельностью диспашерских судов (споры о распределении бремени потерь или убытков при морской общей аварии), международного коммерческого арбитража и третейских судов (существовавших скорее как исключение), а также наличием институтов претензионного типа.

Такое положение дел было предопределено существованием на территории СССР планово-регулируемой экономики, характеризующейся, помимо прочего, не судебными, а административно-командными способами разрешения социальных конфликтов. Другой особенностью общественного строя того времени, явившейся причиной такого положения дел, стал отказ от признания существования права собственности как граждан, так и юридических лиц на большинство возможных объектов (земля, природные ресурсы, недвижимое имущество и т.п.). Суррогатные права — личной собственности (граждане) и оперативного управления (юридические лица) — не предоставляли судам возможности серьезно специализироваться в сфере гражданского права. Отказ от данной экономической системы в конце 80-х годов привел к формированию на территории СССР судов арбитражной или хозяйственной юрисдикции, осуществляющих правосудие по делам, связанным с предпринимательской деятельностью как юридических лиц, так и граждан, поскольку обычные суды не могли справиться с задачей разрешения гражданско-правовых споров в полном объеме. Несколько позже (к 1994 г.) арбитражные суды стали специализироваться также и на рассмотрении административных дел — дел об оспаривании актов и действий (бездействия) органов и должностных лиц системы исполнительной власти, нарушающих права и охраняемые законом интересы в сфере экономики.

В настоящий момент суды арбитражной юрисдикции действуют в РФ в соответствии с конституционными нормами (ст. 118-124, 127-128) и нормами ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», ст. 23-25, 30, 32-33 (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2699; 2004. N 13. Ст. 1111; 2006. N 29. Ст. 3120), а также в соответствии с ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288; 2002. N 30. Ст. 3033). Деятельность этого вида судов урегулирована также Арбитражным процессуальным кодексом 2002 г. (см. комм. к ст. 128).

Высший Арбитражный Суд, согласно комментируемой норме, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматриваемых арбитражными судами.

К числу экономических споров статья 27 АПК относит споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений между организациями — юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, между Российской Федерацией и ее субъектами (обе категории могут быть российскими или иностранными), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К числу иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, относятся также экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда*(39);

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности*(40);

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК).

Кроме того, к компетенции арбитражных судов АПК относит дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);

— о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участником иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности этих обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 33 АПК).

Арбитражные суды также рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Несмотря на столь обширный перечень, он не является закрытым; федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе и ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах, в подсистему арбитражной юрисдикции помимо Высшего Арбитражного Суда входят также: федеральные арбитражные суды округов или арбитражные кассационные суды (10 судов), арбитражные апелляционные суды (20) и федеральные арбитражные суды субъектов Федерации (86 судов).

Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют: а) рассмотрение по первой инстанции всех экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции (родовой подсудности) арбитражных судов, за исключением тех, которые отнесены к компетенции (видовой подсудности) Высшего Арбитражного Суда (так называемая остаточная компетенция); б) пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам; в) обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности (см. комм. к ст. 125); д) обладают полномочиями по обобщению судебной практики и подготовки предложений по совершенствованию законодательства, анализу судебной статистики (ст. 25 ФКЗ о судебной системе, ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах).

Учрежденные в 2003 г. арбитражные апелляционные суды рассматривают жалобы на решения арбитражных судов субъектов Федерации, не вступившие в законную силу, естественно, в апелляционном порядке (ст. 33.1 ФКЗ об арбитражных судах; ранее эти полномочия осуществляли арбитражные суды округов).

Это интересно:  Заявление о выдаче биометрического загранпаспорта

Окружные суды являются судами кассационной инстанции, проверяющей законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими по первой инстанции, и решений арбитражных апелляционных судов, а также осуществляют полномочия иного характера, аналогичные перечисленным выше (ст. 24 ФКЗ о судебной системе, ст. 24 и 26 ФКЗ об арбитражных судах).

Высший Арбитражный Суд возглавляет эту обширную систему, в силу чего он обладает полномочием (как правами, так и обязанностями) по осуществлению судебного надзора за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом формах. Организационное подчинение нижестоящих судов вышестоящим с провозглашением принципа независимости судей и судебной власти (см. комм. к ст. 120) ушло в прошлое. Закон устанавливает одну прямую и одну косвенную формы такого надзора: а) пересмотр судебных дел в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов*(41), б) дача разъяснений по вопросам судебной практики (см. комм. к ст. 126); пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, Высший Арбитражный Суд обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов и иных нормативных актов и договоров и о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Специфической формой судебного надзора, осуществляемой Высшим Арбитражным Судом по отношению к собственным решениям, выступает полномочие по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам собственных решений, вступивших в юридическую силу (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах).

Комментируемая статья наделяет Высший Арбитражный Суд не только полномочиями, свойственными высшему органу какой-либо системы, но и полномочиями ординарного суда. Эти полномочия конкретизированы в ст. 23 ФКЗ о судебной системе и ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах, а также в ст. 34 АПК. В качестве суда первой инстанции Высший Арбитражный Суд рассматривает дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (т.е. в каждом случае необходимой предпосылкой применительно к этой группе актов является наличие прямого законодательного предписания. — А.Е.);

— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Федерации.

Конституция непосредственно наделяет Высший Арбитражный Суд еще одним полномочием — полномочием законодательной инициативы по предметам ведения этого суда (см. комм. к ст. 104).

ФКЗ об арбитражных судах содержит еще несколько полномочий Высшего Арбитражного Суда, обеспечивающих успешную реализацию конституционной модели его правового статуса:

— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения (подробнее см. комм. к ст. 124);

— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.

Высший Арбитражный Суд осуществляет также иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами; в частности, по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд обладает правом принимать регламенты.

Относительно полномочия Высшего Арбитражного Суда, а равно иных судов арбитражной юрисдикции, в сфере судебного контроля за конституционностью и законностью нормативных актов Конституционным Судом в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции РФ (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004), а также, косвенным образом, в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774) была выражена правовая позиция, согласно которой эти суды не вправе признавать какие бы то ни было нормативные акты, перечисленные в ст. 125 (ч. 2 и 5), не соответствующими Конституции (подробнее см. комм. к ст. 125).

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель (ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах). Председатель Высшего Арбитражного Суда:

— организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России;

— созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

— осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда;

— формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы;

— выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;

— представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему ФКЗ об арбитражных судах.

С целью реализации указанных полномочий Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает правом издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в системе арбитражных судов, и правом принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

В работе Председателю Высшего Арбитражного Суд помогают его заместители, правовой статус которых также определен ФКЗ об арбитражных судах (ст. 21).

Существенную роль в работе Высшего Арбитражного Суда РФ играет Пленум — собрание всех судей Суда, — который решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов (ст. 13). Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане (ст. 12).

Пленум Высшего Арбитражного Суда:

— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

— решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

— решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

— избирает, по представлению Председателя Суда, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда сроком на три года;

— утверждает, по представлению Председателя, членов судебных коллегий и председателей судебных составов Суда, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда;

— решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

— утверждает в порядке, предусмотренном ФКЗ об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

— решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Федерации, определяет места их постоянного пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

— утверждает, по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, судей арбитражного суда субъекта Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Федерации;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного апелляционного суда, судей арбитражного апелляционного суда, входящих в президиум арбитражного апелляционного суда;

— утверждает, по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, регламент арбитражных судов;

— решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

Таким образом, именно Пленум Высшего Арбитражного Суда реализует три из перечисленных в Конституции (ст. 104 и 125) полномочия этого Суда. Остальные полномочия Пленума раскрывают сущность положения Высшего Арбитражного Суда в системе арбитражных судов в качестве «высшего судебного органа» в его организационном, в меньшей степени процессуальном, выражении. Отметим также, что Пленум является реально действующим органом, он созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Процессуальная сторона деятельности Высшего Арбитражного Суда сосредоточена в его Президиуме и судебных коллегиях.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе (а в ряде случаев и обязан) принимать участие Генеральный прокурор. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики (о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в России), в случае необходимости пересматривает свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос объема полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда был предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В Постановлении от 3 февраля 1998 г. N 5-П в деле о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 прежнего АПК (СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784) оценивались те положения указанных норм, которые, конкретизируя норму комментируемой статьи, не допускали пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда. Нормы ст. 180, 181 и 187 были признаны соответствующими Конституции, но при условии, что они не служат основанием для отказа в пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по вновь открывшимся обстоятельства в связи с обнаружившейся судебной ошибкой, которая не могла быть выявлена ранее, поскольку возможность такого пересмотра вытекает из ст. 46 Конституции. Оспариваемая норма ст. 192 по тем же основаниям была признана не соответствующей положениям ч. 1 ст. 46 Конституции. Нормы АПК, определяющие те или иные аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда, равно как и иных арбитражных судов, в рамках рассмотрения дел по первой, апелляционной, кассационной и особенно надзорной инстанциям вообще часто становились предметом исследования в Конституционном Суде, но они не затрагивали проблем реализации положений комментируемой статьи. В приведенном примере косвенным образом подтверждается конституционная характеристика Высшего Арбитражного Суда как высшего судебного органа системы судов арбитражной юрисдикции.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда (которые, в свою очередь, включают несколько судебных составов) рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов (ст. 18 ФКЗ об арбитражных судах).

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается федеральным законом (например, ФЗ «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2279). Численность судей и работников аппаратов судов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом в пределах общей численности.

Ресурсное обеспечение арбитражных судов, включая организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и т.д., также осуществляется Высшим Арбитражным Судом (ст. 44 и 45 Закона об арбитражных судах). Ресурсное обеспечение самого Высшего Арбитражного Суда осуществляет его аппарат, возглавляемый с 2003 г. администратором суда (подробнее см. комм. к ст. 124).