Возврат товара экспортеру

ВОЗВРАТ ТОВАРА ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА С КОНТРАГЕНТОМ ИЗ ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) был подписан в городе Астане 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. В Евразийский экономический союз с января 2015 года вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, а с 12 августа 2015 года к ним присоединилась Киргизия.

Страны ЕАЭС договорились, что взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, установленном приложением № 18 к Договору (п. 1 ст. 72
Договора; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол).

Ситуация: возврат товара по причинам ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Налог на добавленную стоимость. В рассматриваемом случае нужно руководствоваться специальными положениями пункта 11 Протокола. В частности, там сказано, что налоговая база по НДС при экспорте товаров, при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) согласовали возврат экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Поскольку Налоговым кодексом иное не предусмотрено, экспортер руководствуется данной нормой.

После частичного или полного возврата покупателем некачественных (некомплектных) товаров экспортер должен скорректировать налоговую базу в декларации за период, в котором им был согласован возврат.

Данная корректировка согласно пункту 41.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость отражается в декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщик признал такой возврат товаров, по строке 060 код операции 1010447.

Корректировку экспортер подтверждает корректировочным счетом-фактурой, который он выставляет контрагенту из ЕАЭС на основании подп. 4 п. 20 Протокола и норм Кодекса (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ). (Последними предусмотрен порядок выставления корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае уточнения количества отгруженных товаров при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение.)

Необходимость выставления корректировочного счета-фактуры при возврате некачественного товара подтверждается разъяснениями Минфина России (письма Минфина России от 01.04.2015 № 03-07-09/18053, № 03-07-09/17917, № 03-07-09/18070, от 30.03.2015 № 03-07-09/17466).

По мнению налоговых органов (п. 2 письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780), поставщик при корректировке величины налоговой базы в связи с возвратом бракованного товара должен откорректировать (восстановить) величину налоговых вычетов и отразить данные корректировки за тот налоговый период, в котором признан возврат бракованного товара.

Восстановленный к уплате в бюджет НДС в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) принимается к вычету при условии, если экспортер намерен использовать возвращенные товары в операциях, признаваемых объектаминалогообложения по НДС.

В ситуации, когда возврат товаров был осуществлен до представления экспортером в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных пунктом 4 Протокола с целью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, такие документы представляются с учетом изменений (контракт, отгрузочные документы), связанных с возвратом некачественных товаров.

«Входной» НДС по возвращенным товарам в данной ситуации в общем порядке принимается к вычету при условии, что экспортер намерен использовать возвращенные товары в операциях, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Порядок налогового учета операций, связанных с возвратом товаров ненадлежащего качества и (или) комплектации, налоговым законодательством РФ не определен.

Известно мнение ФНС России (письма УФНС России по г. Москве от 21.09.2012
№ 16-15/[email protected], от 11.03.2012 № 16-15/[email protected]) об учете операций по возврату покупателем некачественных товаров путем корректировки налоговой базы за тот налоговый (отчетный) период, в котором были реализованы некачественные товары, с представлением уточненной налоговой декларации (данное мнение основано на нормах абз. 2 п. 1 ст. 54 и ст. 81 НК РФ).

В то же время в другом письме (письмо Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/40) Минфином России высказана точка зрения, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

В рассматриваемой ситуации факт возврата товара ненадлежащего качества и (или) комплектации установлен после его отгрузки и приемки контрагентом. В момент признания доходов и расходов при отгрузке товаров у экспортера отсутствовала информация о неустранимых недостатках товаров. Соответственно, говоритьвданномслучае об ошибке (искажении) налоговой базы экспортера по налогу на прибыль на дату отгрузки нет основания.

При таком подходе отсутствует необходимость производить пересчет налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса для случаев обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы.

Возврат товара ненадлежащего качества и (или) комплектации следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, связанную с полным или частичным расторжением договора поставки, которая подлежит отражению в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.

Возврат товара поставщику из ЕАЭС

В ситуациях, когда российская организация — импортер товара расторгает договор поставки с контрагентом из государства — члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и производит возврат товара отгруженного ранее, возникает ряд особенностей, которые следует учитывать при исчислении налогов и отражении операций в бухгалтерском учете

Возврат товара ненадлежащего качества и (или) комплектации

Налог на добавленную стоимость. Пунктом 23 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол) определен порядок корректировки НДС при возврате импортированного товара ненадлежащего качества.

Порядок корректировки зависит от периода возврата товара, который соответствует месяцу принятия товара на учет импортером, а также от того, был ли возврат полным или частичным.

Для ситуации, когда возврат осуществлен в месяце принятия на учет товаров, признанных сторонами договора некачественными (неукомплектованными), порядок действий импортера определен абзацем 1 пункта 23 Протокола. Здесь сказано, что отражение операций по импорту этих товаров в налоговой декларации не производится.

При этом возврат товара должен быть подтвержден документами, свидетельствующими о ненадлежащем качестве товаров и их возврате контрагенту из ЕАЭС:

  • согласованной с поставщиком претензией;
  • транспортными (товаросопроводительными) документами, подтверждающими перевозку возращенных товаров;
  • актами приема-передачи товаров от импортера первоначальному продавцу, если транспортировка возвращенных товаров осуществляется силами поставщика.

При частичном возврате некачественных товаров (неукомплектованных товаров) в месяце их принятия на учет вышеуказанные документы, подтверждающие возврат товара, представляются в налоговый орган вместе с документами при импорте (абз. 2 п. 23 Протокола).

Теперь обратимся к другой ситуации, когда возврат осуществлен по истечении месяца принятия на учет товаров, признанных сторонами договора некачественными (неукомплектованными). Здесь порядок уточнения налоговых обязательств по НДС российского импортеразависит от того, полностью были возвращены товары или частично.

Если осуществляется полный возврат товара контрагенту из ЕАЭС, то российский импортер должен представить в налоговый орган информацию о реквизитах заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое было первоначально представлено в налоговый орган при ввозе товаров.

При этом новое (уточненное) заявление в ситуации с полным возвратом товара представлять в налоговый орган не нужно.

Одновременно с этим в налоговый орган необходимо представить уточненную налоговую декларацию по косвенным налогам (НДС, акцизы) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств — членов таможенного союза (форма декларации утвержденаприказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н). В ней нужно отразить изменения, связанные с уменьшением объема ввезенных товаров за период (или с полным отказом от товаров, если иные товары не ввозились) (абз. 2 п. 23 Протокола).

К декларации необходимо приложить указанный выше комплект документов, свидетельствующих о ненадлежащем качестве товаров и возврате товаров поставщику из ЕАЭС.

В ситуации частичного возврата товара контрагенту из ЕАЭС российский импортер должен представить в налоговый орган уточненное заявление (взамен ранее представленного) без отражения сведений о частично возвращенных товарах (абз. 5 п. 23 Протокола).

К уточненному заявлению необходимо приложить указанные выше документы, свидетельствующие о ненадлежащем качестве товаров и их возврате контрагенту из ЕАЭС.

Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, уточненную декларацию российский импортер не подает (п. 21 Протокола).

Ни при полном, ни при частичном возврате товаров составление счета-фактуры для российского импортера не требуется.

Во всех описанных выше ситуациях импортер должен полностью восстановить НДС, ранее уплаченный при ввозе товаров и принятый к вычету, в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров.

В книге продаж того периода, в котором осуществлен полный или частичный возврат товаров, импортер регистрирует реквизитызаявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поскольку на его основании НДС был принят к вычету.

Такой порядок следует из положений пункта 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137): при восстановлении НДС в книге продаж регистрируется документ, на основании которого НДС был ранее принят к вычету.

Налог на прибыль организаций. В налоговом учете стоимость товаров формируется при их приобретении с учетом требований абзаца 2 статьи 320 Кодекса, расходы в виде стоимости товаров признаются по мере их реализации (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если недостатки качества были выявлены до реализации таких товаров, их стоимость не была учтена в составе расходов, следовательно, пересчитывать налоговую базу и сдавать уточненную декларацию по налогу на прибыль в данном случае не требуется.

На дату возврата расходов в виде стоимости возвращенного товара в налоговом учете не возникает.

Бухгалтерский учет. В ситуации возврата некачественного товара (некомплектного товара), который возвращается в связи с отказом импортера от исполнения ранее заключенного договора поставки в этой части, не возникает ни доходов, ни расходов.

Стоимость возвращенного поставщику товара можно отразить в бухгалтерском учете с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Если импортером уплаченный НДС при ввозе товара в РФ был принят к вычету, он подлежит восстановлению.

Указанная операция отражается записью по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Это интересно:  Трудовой договор по платным услугам в доу

Итак, возврат некачественных товаров (некомплектных товаров) импортером в бухгалтерском учете отражается записями:

ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 41

— приняты к учету возвращенные покупателем некачественные товары (первичный документ — уведомление о расторжении договора, претензионное письмо);

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 68

— восстановлен НДС по возвращенному товару, ранее принятый к вычету (первичный документ — заявление о ввозе товаров (уточненное заявление при частичном возврате), бухгалтерская справка-расчет).

Возврат товара по причине невозможности его дальнейшей реализации

Налог на добавленную стоимость. Данная ситуация аналогична рассмотренной выше ситуации по возврату качественного товара контрагентом из ЕАЭС российскому экспортеру.

В этом случае НДС должен уплачиваться контрагентом российского импортера при ввозе им на территорию страны ЕАЭС возвращаемых товаров в порядке, установленном пунктом 13 Протокола.

Российский импортер в данной ситуации становится экспортером товара и следует правилам, установленным Протоколом и Кодексом для операций по экспорту товаров из РФ, которые были обобщены во вводной части данной статьи.

При экспорте товара с территории РФ на территорию стран ЕАЭС российская организация вправе принять сумму «входного» НДС к вычету по этому товару в том же порядке, который применяется в отношении товаров, экспортированных с территории РФ за пределы Евразийского экономического союза (абз. 2 п. 3 Протокола).

Суммы «входного» НДС, принятые российским импортером к вычету при приобретении товаров, возвращенных контрагенту из ЕАЭС, подлежат восстановлению. Указанные суммы НДС отражаются в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 налоговой декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]).

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 года норма подпункта 5 пункта 3 статьи 170 Кодекса, которая прямо обязывала восстанавливать «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), относящийся к экспортным поставкам, утратила силу (Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ).

Однако это не означает прекращение обязанности восстановления экспортного НДС, поскольку пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. Согласно ему вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса (письма Минфина России от 28.08.2015 № 03-07-08/49710, от 13.02.2015 № 03-07-08/6693).

Если российскому экспортеру не удалось в 180-дневный срок собрать полный пакет документов для подтверждения нулевой ставки, реализация облагается по ставке для внутреннего рынка: 10 или 18 процентов. При этом экспортеру необходимо подать уточненную декларацию за квартал, на который приходится дата отгрузки, отразив в ней начисление налога и вычет соответствующего «входного» НДС. Если в дальнейшем будут собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку, ранее начисленный налог можно принять к вычету (п. 5 Протокола; п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Как и при возврате российским импортером контрагенту из ЕАЭС качественного товара по причине отсутствия возможности его реализации такой возврат товара следует рассматривать как отдельную хозяйственную операцию, не связанную с первичной продажей товаров.

В налоговом учете российской организации, которая в данной ситуации признается экспортером, выручка от реализации товара признается доходом от реализации на дату перехода права собственности на реализованный товар к контрагенту из ЕАЭС (подп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Доходы от реализации товаров уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров, сформированную с учетом положений статьи 320 Кодекса (подп. 3, абз. 1, 14 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Бухгалтерский учет. В рассматриваемой ситуации в бухучете российской организации в составе доходов от обычных видов деятельности на дату перехода права собственности на товары признается выручка в сумме дебиторской задолженности контрагента из ЕАЭС за отгруженные ему товары, которая определяется исходя из договорной стоимости товаров (пп. 6, 6.1 ПБУ 9/99).

Одновременно с признанием выручки на себестоимость продаж текущего отчетного периода относится себестоимость проданных товаров, сформированная на базе расходов по обычным видам деятельности (пп. 9, 16, 19 ПБУ 10/99).

В отношении порядка учета НДС следует отметить, что он зависит от подтверждения экспорта.

В рассматриваемой ситуации исходим из того, что российская организация подтвердила в установленный 180-дневный срок ставку НДС ноль процентов.

Для отражения возврата нереализованных товаров контрагенту из ЕАЭС в учете российскому импортеру следует произвести такие записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

— признана выручка от продажи товара (первичный документ — отгрузочные документы российской организации на возврат товаров);

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41

— списана фактическая себестоимость реализованного товара (первичный документ — бухгалтерская справка-расчет);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68

— восстановлена сумма «входного» НДС, ранее принятая к вычету по товарам, реализованным на экспорт (первичный документ — заявление о ввозе товаров, бухгалтерская справка-расчет).

Ликбез для начинающего экспортера

В данной статье рассмотрена одна из ключевых проблем экспорта — это получение возмещения НДС при продаже с нулевой ставкой налога. Всегда считалось, что внешнеэкономическая деятельность, и особенно экспорт нефтепродуктов, который составляет практически половину всего экспорта России, является привилегией Вертикально Интегрированных Компаний и крупных трейдерских фирм. Так ли это рассмотрим подробнее.
Согласно принципам построения налога на добавленную стоимость, уплата налога при экспорте производится по принципу страны — назначения, т.е. бюджет страны происхождения товара возмещает экспортеру НДС, который он уплатил своим поставщикам, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны.
Возмещение НДС при экспорте осуществляется для избежания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением НДС экспортерам в теории не возникает. Государство возвращает то, что было уже уплачено.
Казалось бы все просто — согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса предоставь документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, и затем в течении 90 дней ждите как говорится денег. Но это в теории. На практике все не так просто.

Начнем со сроков реального возврата денег, в идеале подтверждающие документы сдаются в ФНС на следующий месяц после отгрузки вместе с декларацией по НДС, т.е. с 15-го по 20-е число (сдать декларацию в более ранние сроки для компании даже со средним документооборотом представляется затруднительным). Но это только еще раз повторимся в идеале, а на практике до сдачи документов в налоговую необходимо получить отметки на копиях подтверждающих документов в пограничном таможенном посте, через который был перемещен груз, хорошо, если данный пост географически не очень отдален, один или два потерянных человека-дня одного не самой высокой квалификации (достаточной для того, чтобы разыскать в незнакомом городе здание таможни) сотрудника и заветные штампики у Вас в папочке. Только такая командировка уместна, в том случае, если Ваш груз пересек границу не позднее последнего дня месяца отгрузки, скажем до 28 февраля, а если это случилось первого марта, торопиться смысла нет, теперь декларацию сможете подать только в апреле. Также если станция перехода находится в 2-3 тысячах км, а то и более (страна то у нас не маленькая) командировка не всегда экономически оправдана.

Остается один путь — почта, но в этом случае придется настроиться на более длительное ожидание, т.к. таможенные органы обязаны дать подтверждение в течении 30 дней, и как правило именно на 30-й день они это и делают (наказывают их что-ли, если отправят раньше?), плюс пробег почты в оба конца, еще в среднем две — три недели. Иногда можно сэкономить время (но не деньги) воспользовавшись услугами какой-нибудь экспресс-почты, коих развелось немало, но если таможенный пост находится где-нибудь скажем в Карталах Челябинской области, где нет отделения ни одной службы экспресс-доставки, экономия времени будет несущественной. Таким образом пакет документов из таможни Вы получите месяца через полтора.
Теперь сдаем декларацию и в течении максимум 90 дней ждем решения о возмещении сумм НДС, именно столько отводится налоговикам на проверку ваших документов. Однако этот срок не только максимум, он же и минимум, потому, что решение будет подписано только на 90-й день (увы государство с деньгами расставаться не спешит), если конечно оно вообще будет принято, но об этом позже. Если же это чудо все-таки случится, подаем на следующий день письмо на имя начальника ИФНС с банковскими реквизитами, и теперь уж будьте уверены — в течении двух недель Вы свои деньги точно получите. Все это отняло у Вас пять — шесть месяцев.

Но это повторимся в том случае, если будет принято положительное решение, рассмотрим каковы же шансы? ИФНС за отведенные ей три месяца посылает запросы во все инстанции, имеющие отношение к сделке: в таможенный пост по месту затаможивания, в пограничный таможенный пост (спрашивается зачем наш сотрудник ездил в командировку?), в банк, обслуживающий паспорт сделки. С банками как правило проблем не возникает, ответы на запросы из ИФНС поступают от них безотказно. От таможенных органов ответы в большинстве случаев приходят, но на 100% надеяться не приходится.

А вот что вызывает проблемы посерьезней, так это запрос об истребовании документов, подтверждающих взаимоотношения с Вашими поставщиками, в ИФНС по месту нахождения Вашего поставщика. В большинстве случаев ответ от поставщика не приходит, абсурдность ситуации заключается еще в том, что налоговики должны проверить все звенья цепочки прохождения отправленной на экспорт партии товара вплоть до производителя. И если хоть одно звено не предоставит подтверждения, налоговики имеют полное право отказать в возмещении.

И на это у фискалов есть все основания, дело в том, что проблема возмещения НДС при экспорте порождается проблемой уклонения налогоплательщиков от уплаты налога на внутреннем рынке. Государство в нынешних условиях не имеет реальной возможности обеспечить уплату НДС на всех стадиях продажи товара. Здесь и использование фирм-однодневок, и искажение бухгалтерской отчетности и многое другое, но мы не будем останавливаться на этом подробней, так как это уже выходит за рамки темы нашей статьи. В результате при принятии решения по конкретному экспортеру государство сталкивается с риском возместить то, что реально не было уплачено, т.е. потерять бюджетные деньги. Так же имеет место проблема лжеэкспорта и псевдоэкспорта, когда недобросовестные экспортеры пытаются получить возмещение за фактически невывезенный или вывезенный по завышенным ценам товар. Государство в каждом факте экспорта видит недобросовестность, и бремя доказательства обратного ложится на Вас (принцип презумции нивиновности здесь на практике не работает). Поэтому ИФНС принимает не блещущее оригинальностью решение (все гениальное просто) максимально усложнить процедуру получения возмещения, и естественно использует любой повод для отказа в возмещении. А поводов здесь предостаточно, самой простой из них — не получен ответ от одного из звеньев технологической цепочки поставщиков, а если экспортером является сам производитель товара, подтверждающие документы должны быть на все комплектующие и сырьевые компоненты, использовавшиеся при изготовлении товара, а в случае использования импортных компонентов все усложняется еще больше.

Это интересно:  Заявление на компенсацию по медосмотру

Теперь рассмотрим рентабельность нашей сделки, в том случае, если нам будет отказано в возмещении. Вряд ли нам удастся заложить такую прибыль, которая перекроет сумму невозмещенного НДС без ущерба для конкурентоспособности цены (если конечно Вы не владелец какого-нибудь ноу-хау). Пример: мы купили абстрактного товара на сумму 1 млн. рублей (без НДС), и продали его с 10-процентной наценкой за 1,1 млн. рублей (опять же без НДС). Для чистоты эксперимента рассматриваем ситуацию с экспортом в страны таможенного союза на условиях FCA, дабы не усложнять пример расчетом экспортных таможенных пошлин и ж.д. тарифа. Видим прибыль до уплаты налогов 100 тысяч рублей, но это бумажная прибыль, с которой еще заплатим налог на прибыль по ставке 24%, но фактически то мы заплатили поставщику не 1 млн., а 1,18 млн. рублей (сумма с НДС), итого вместе с налогом на прибыль мы пока имеем убыток в размере 104 тысяч рублей, т.е. приблизительно 10%. После возмещения НДС в сумме 180 тыс. рублей (теоретически) мы имеем 76 тыс. прибыли после нескольких месяцев ожидания. Либо 104 минусом, либо 76 плюсом — прямо как в казино красное-черное, или бизнес по русски.

Простыми математическими вычислениями можно получить размер необходимой наценки, необходимый для того чтобы выйти на порог безубыточности, в данном примере он составит примерно 25 процентов.
Но это еще не все, наши потери не ограничиваются вышеуказанной суммой, после принятия налоговой службой отказного решения у нас появляется другая проблема, бухгалтерский баланс как и природа не терпит пустоты, невозмещенный НДС надо как то списывать, а списать его можно только на «прочие расходы» счет 91.2 согласно плана счетов. Эти расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль, но уменьшают нераспределенную прибыль текущего периода. Эта потеря бумажная, но если отбросить бухгалтерские термины, и сказать человеческим языком — это та сумма, которую можно было потратить на санаторно-курортное лечение сотрудников (в пределах РФ) или на выплату дивидендов. Получается (простите за жаргон) двойной «кидок».

Но и это еще не все, не дай боже, решение ФНС будет принято с короткой но веской резолюцией «Экспорт не подтвержден», такое случается не редко, просто в таможне или на почте затерялся запрос, конечно налоговики могут сделать повторный запрос. Но им это надо? Государственные органы никогда не отличались пунктуальностью в выполнении своих обязательств. Тем более, что время ограниченно, на все про все на проверку отводится 90 дней. Если такое случится, теперь уже мы будем должны перечислить в бюджет НДС с суммы поставки, эта обязанность возникает из статьи 65 второй части Налогового Кодекса. И это уже не бумажные потери, а наши кровные, исходя из нашего примера, 198 тысяч руб. Не нужно быть экспертом в области математики, чтобы посчитать только прямые общие потери — 302 тысячи рублей. Это даже уже не бизнес по русски, резня по Техасски получается.

В нашем примере для простоты подсчета мы взяли сумму в один миллион, тогда как при экспорте нефтепродуктов фигурируют суммы несравнимо большие, соответственно и потери увеличиваются в пропорциональном отношении. Также мы не учли некоторые сопутствующие расходы: оплата услуг таможенного брокера, госпошлина за таможенное оформление, стоимость сертификата происхождения, обслуживание паспорта сделки, потери при конвертации валюты, командировочные и почтовые расходы, стоимость междугородных переговоров, также не стоит сбрасывать со счетов процентные ставки по пользованию средствами — деньги то мы на полгода заморозили (в случае положительного решения, конечно). Имеет место также фактор потери рабочего времени менеджеров по продажам, как правило на «обработку» одного экспортного клиента времени уходит на порядок больше чем обычного.

Для полноты картины необходимо рассматривать еще один вариант, все таки в правовом государстве живем: в случае отказного решения ИФНС, у вас имеется шанс доказать неправоту налоговиков в Арбитражном суде, даже имеются прецеденты когда удавалось такие процессы выиграть (зря что ли нас в Европейское сообщество приняли). Тем более, что не редко можно услышать предложения юридических компаний за достаточно немаленький гонорар урегулировать в судебном порядке любые проблемы с налоговой, в т.ч. и по возмещению НДС. Вот только о последствиях такого урегулирования они конечно умалчивают. Оно и понятно: кушать всем хочется. А последствия достаточно драматичны, фискалы Вам этого не простят. Не успеют еще рассеяться в воздухе брызги шампанского на корпоративной вечеринке по случаю празднования победы, а к Вам уже стучится документальная проверка. При обычной то проверке инспектора не отличаются особой лояльностью, ну а в нашем случае надо полагать, ждать объективного подхода и вовсе не приходится. В лучшем случае придется отдать то, что взяли у бюджета (точнее будет сказать вернули свое, но государство думает иначе). Ну а в худшем …..все будет зависеть от того, в каком состоянии Ваша бухгалтерия, в любом случае показательная порка будет обеспечена. Чтоб другим не повадно было «на батьку руку поднимать».

В общем дерзайте господа, кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Возврат экспортированного товара и корректировка экспортной базы: заполняем НДС-декларацию

В разделах 4 и 6 обновленной НДС-декларации появились строки для отражения корректировки экспортных вычетов и налоговой базы при экспорте, а также для отражения возврата отгруженных товаро в утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] .

Проверить, относится ли государство контрагента к офшорному, можно, изучив специальный Перечен ь утв. Приказом Минфина от 13.11.2007 № 108н .

Отметим, что коды операций, которые надо проставлять при корректировке цены экспортированных товаров или их возврате, зависят не только от вида самой операции, но и от категории покупателей. Если они взаимозависимы с вашей организацией и/или являются резидентами офшорных зон, то код надо выбрать в приложении № 1 к Порядку заполнения НДС-декларации. А если ваши покупатели ни к тем ни к другим лицам не относятся, то вам не придется искать код: в разделах 4 и 6 предусмотрены отдельные блоки для отражения корректировочных операций с обычными покупателями. Для таких операций мы и посмотрим, как заполнять экспортные разделы НДС-декларации.

Корректировка цены экспортированных товаров

Порядок отражения корректировки цены экспортированных товаров зависит от того, была подтверждена нулевая ставка НДС или нет.

СИТУАЦИЯ 1. Скорректирована цена подтвержденного экспорта

К примеру, российский экспортер отгрузил зарубежному покупателю 30 тонн руды стоимостью по 1200 долл. США тремя равными партиями.

Продавец собрал полный комплект документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС. Экспортная выручка в сумме 1200 долл. США была отражена в разделе 4 декларации по курсу на дату отгрузки (для примера — 50 руб/долл.) п. 3 ст. 153 НК РФ .

По условиям контракта содержание железа в руде должно быть не менее 62%. Покупатель после проведения лабораторных анализов обнаружил, что в первой партии содержание железа меньше, а во второй — больше. Из-за чего подписано соглашение:

  • об уменьшении стоимости первой партии (10 тонн) на 80 долл. США;
  • об увеличении стоимости второй партии (10 тонн) на 60 долл. США.

После изменения стоимости экспортированного товара в разделе 4 НДС-декларации продавцу нужно заполнить строки 100— 110. Причем сделать это нужно в том квартале, в котором скорректирована цена п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 41.7 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] (далее — Порядок); п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . А дата подписания соглашения — это и есть дата изменения цены договора. Так что подавать уточненные декларации по НДС за прошлые налоговые периоды не требуется.

Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

Интересно то, что форма декларации не предполагает никаких дальнейших изменений показателей в случае заполнения строк 100 и 110: их данные дальше в декларации нигде не учитываются.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В строках 100 и 110 раздела 4 декларации по НДС отражается корректировка налоговой базы в отношении, в частности, реализованных товаров. Поскольку реализация таких товаров при подтвержденном экспорте облагается по нулевой ставке НДС, а исчисленная сумма налога по такой операции равна 0, то она не участвует в дальнейших расчетах суммы налога в этом разделе (при заполнении итоговых строк 120, 130). При изменении цен налоговые вычеты в разделе 4 не корректируются.

Поскольку меняется цена товара, изменяется и величина экспортной выручки, что должно быть учтено как в бухгалтерском учете, так и при расчете налога на прибыль. Для сопоставления данных сумма измененной выручки должна быть видна и в декларации по НДС ” .

Однако заполнение строк 100 и 110 не ограничивается лишь целями соответствия данных между НДС-учетом, учетом по налогу на прибыль и бухучетом. Изменение суммы экспортной выручки влияет на пропорцию, по которой могут распределяться вычеты входного НДС (правила распределения закрепляются в учетной политик е) п. 10 ст. 165 НК РФ . К примеру, такое возможно по работам и услугам, которые использовались как в экспортных, так и во внутрироссийских продажах. Либо по общим товарам, работам и услугам, используемым в облагаемой и не облагаемой НДС деятельности.

Увеличенная/ уменьшенная экспортная выручка повлияет на размер пропорций, которые будут определяться в квартале корректировки выручки (но не раньше). Это означает, что корректировать вычеты входного НДС в предыдущих кварталах и подавать уточненные декларации не потребуетс я п. 10 ст. 154 НК РФ . Ведь никаких ошибок ранее допущено не было.

Но есть случаи, когда при корректировке стоимости экспортированных товаров не нужно заполнять строки 100 и 110 раздела 4. Какие это случаи — пояснил специалист налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если корректировка цен отгруженных товаров сделана до подтверждения нулевой ставки НДС, то такая корректировка по строкам 100 и 110 раздела 4 не отражается. В этом случае при расчете показателей налоговой базы по операциям по подтвержденному экспорту товаров по строкам 020 раздела 4 должна быть отражена налоговая база с учетом корректировк и ” .

Это интересно:  Как оформить экспортную родословную

ПЕРСИКОВА Ирина Сергеевна
Государственный советник РФ 1 класса

СИТУАЦИЯ 2. Скорректирована цена по экспорту, не подтвержденному в срок

Для подтверждения экспортной ставки НДС Налоговый кодекс дает 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорт а п. 9 ст. 165 НК РФ . Если в этот срок вы не успели собрать полный комплект необходимых документов, на 181-й день нужно уплатить в бюджет НДС с экспортной отгрузки и заполнить уточненную НДС-декларацию за квартал отгрузки товара на экспорт.

В случае когда после этого изменилась цена экспортированных товаров, нужно делать так. Результаты корректировки налоговой базы и суммы исчисленного НДС надо отразить в строках 110— 150 раздела 6 НДС-декларации. Причем корректировка экспортной выручки отражается в квартале, в котором она произошл а п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 43.8 Порядка; п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . Так что никаких уточненных деклараций за предыдущие кварталы подавать не требуется.

Покажем порядок заполнения строк 110— 150 раздела 6, воспользовавшись условиями примера из предыдущей ситуации, с той лишь разницей, что корректировка базы происходит до подтверждения нулевой экспортной ставки по НДС, но после истечения полугода после экспорта товара.

Возврат товара экспортеру

Товар, экспортированный в страны ЕАЭС, может вернуться российскому продавцу по причине ненадлежащего качества. Тогда экспортер корректирует налоговую базу по НДС (уменьшает налог) в том налоговом периоде, в котором стороны согласовали возврат товара. Этот порядок следует из п. 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

В то же время перед экспортером встает вопрос, нужно ли платить ввозной НДС при возврате товара в таком случае. Минфин России ответил на него отрицательно в письме от 28.06.2017 № 03-07-13/1/40899. Другими словами, если российскому продавцу возвращается некачественный товар, ранее экспортированный в страны ЕАЭС, продавец не платит ввозной НДС и, соответственно, не подает в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Информационная система 1С:ИТС обновляется каждый день. Не пропускайте последние новости – подпишитесь на бесплатную рассылку сайта.

  • актуальность: десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • право выбора: вы подписываетесь только на те категории новостей, которые хотите получать;
  • экономию денег и времени: рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС и вам не нужно отбирать новости самим;
  • конфиденциальность: ваш e-mail не передается третьим лицам;
  • сохранность: все самое важное остается в вашей почте, а не теряется в дебрях Интернета.

Чтобы подписаться на новости или изменить содержимое рассылки, укажите Ваш почтовый адрес

Возврат НДС при экспорте товаров

Последнее время со страниц многих центральных газет не сходит тема возврата НДС при экспорте товаров. Сегодня этим вопросом занимаются и в Адрминистрации Президента, и в аппаратах его полномочных представителей на местах. Вопрос из обыденного перерос в стратегический, в проблему, реально угрожающую экономической безопасности страны.
Тема эта получила новое звучание пару-тройку лет назад, когда, найдя лазейку в законодательстве, «предприниматели» расширили ее до размеров дыры, через которую из федерального бюджета выкачиваются колоссальные денежные средства.
Сегодня не только отдельные районы, но и целые субъекты Федерации превратились в «красные» области. Причем это цвет не политической, а экономической окраски, означающий, что по данному административному образованию из бюджета возвращается денежных средств больше, чем территория перечисляет налогов в бюджет.
Схема получения средств предельно проста. В соответствии с законодательством при экспорте товаров не происходит начисление и уплата НДС. При этом экспортер имеет право получить возмещение тех сумм налога, которые были им уплачены при приобретении товаров, сырья или комплектующих у продавца или производителя. Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязательность перечисления продавцом или производителем полученной суммы НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру. Используя схемы возвратов так называемые предприниматели устраивают длинные цепочки подставных посреднических фирм «однодневок». Создаются они исключительно с целью проведения нескольких опе-
раций по перепродаже товаров на внутреннем рынке, с тем чтобы нельзя было найти начальный пункт движения товаров и конечный пункт получения денежных средств.
Существуют «однодневки» не более трех месяцев, и когда приходит пора сдавать квартальный отчет, они тихо «умирают». Для возврата сумм НДС используется несколько схем.

Несколько лет назад по стране прокатилась волна скандалов, связанных с ложным экспортом, в которых оказались замешаны в том числе и крупные российские предприятия-экспортеры. Товар оформлялся на экспорт, но для возврата НДС налоговым органам предъявлялись фиктивные документы о вывозе товара или документы были настоящими, только товар фактически таможенную границу не пересекал. НДС возмещался экспортеру, а товар пускался в реализацию в соседней области и его следы быстро терялись.
Еще большую криминализацию схема получила, когда в ней стали участвовать сотрудники таможенных органов. Например, товар на самом деле отправлялся на экспорт, но затем таможенники меняли на него документы и товар становился более дорогим. Когда через некоторое время экспортер или налоговый орган обращался в таможню за подтверждением факта вывоза, то другой сотрудник таможни, ничего не подозревающий о подмене документов, с чистым сердцем такой вывоз официально подтверждал.

Завышение таможенной стоимости

Завышение таможенной стоимости, основу которой составляет стоимость самого товара. Таким образом, чем она выше, тем большую сумму составляет НДС, подлежащий возмещению.
Например, фирма А покупает у фирмы Б партию деревянных прищепок за 10 рублей. Пропустив через пару посредников, стоимость данной партии увеличивается до 10 тысяч рублей. Прищепки продаются в некую африканскую страну для использования при сушке банановых листьев на морском бризе. Реальных расчетов между посредниками и уплаты налогов в бюджет не производится, а государству предъявляются документы на возврат 2 тысяч рублей, которые экспортер прищепок и получает.
Следует напомнить, что одним из условий возмещения НДС является поступление на счет экспортера валютной выручки. Варианты решения этой «проблемы» также просты. Начиная от «липовых» банковских документов о поступлении валютной выручки до расчетов в рублях на территории России или через банки государств, работающих с рублями. Второй вариант более простой, так как не надо думать о том, чтобы делиться с государством 75 процентами своих валютных доходов.

Экспорт интеллектуальной собственности

В соответствии с действующим таможенным законодательством при перемещении через границу декларируются только товары, а таможенное оформление экспорта работ и услуг не предусмотрено.
С этой целью заключается договор на оказание так называемых маркетинговых услуг, то есть на изучение рынка той или иной страны. Результаты «исследования» записываются на магнитный диск, который вывозится за границу и при этом добросовестно декларируется на таможне. Стоимость такого диска 100 001 доллар США, из которых 1 доллар — цена одной дискеты и 100 тысяч долларов — «продукта умственного труда», например динамики изменения количества воробьев, прилетающих в различные дни на колхозные рынки Москвы.
На таможне фактически фиксируется вьюоз одного магнитного носителя информации с записью, что и подтверждается налоговой службе. А 20 тысяч долларов США, якобы уплаченных в качестве НДС, приходится возвращать «исследовательскому центру».
Есть и другие схемы выкачивания денег из государства. Однако существовали они не всегда или масштабы оттока средств из бюджета были не столь катастрофичны. Так, до 1 января 1996 года Закон о НДС содержал положение, в соответствии с которым претендовать на возврат НДС могло только непосредственно предприятие — изготовитель экспортируемых товаров. Затем в Закон было внесено дополнение, позволяющее заявлять возвратный НДС не только производителю, но и посреднику-перекупщику любой очереди. От НДС стали освобождаться «экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные. «*.
_________________________________________________________________
* Федеральный закон РФ от 01.04.96 № 25-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96).

Справедливости ради надо отметить, что при экспорте подакцизных товаров возврат (зачет) сумм акциза производится только непосредственному производителю.
Видится, что хотя бы частичное решение данной проблемы возможно за счет возврата к ранее существовавшим формулировкам Закона о НДС, которые необходимо воспроизвести в главе 21 Налогового кодекса России. Наделение правом обращаться за возвратом НДС при экспорте только производителя-экспортера позволит снизить накал страстей.
Хотя более предпочтительным выглядит иной вариант: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет. Обмен информацией при этом должен идти на уровне налоговых служб, что позволит уменьшить возможность фальсификации информации.
Варианты решения этой проблемы предлагаются разные. Например, советник Министерства финансов В. Конторович рекомендует использовать спецсчета для расчетов по НДС, полагая, что рано или поздно эта сумма (НДС, полученный от покупателя. -В. К.) окажется в бюджете.
Блажен, кто верует. Скорее всего, эта сумма в бюджете не окажется никогда. Кто или что может заставить промежуточную «однодневку» перечислить деньги в бюджет?!
Сегодня уже не только налоговые органы бьют тревогу и кричат об этой проблеме во весь голос. Для ее решения подключены усилия всех правоохранительных структур: налоговой полиции, таможни, прокуратуры, ФСБ и милиции.
Вместе с тем нельзя не задаться вопросом: почему проблемой НДС озабочены одни силовики, а законодатели пребывают в безмятежности?
Сложившееся положение напоминает ситуацию, когда сидящий за пультом управления крана наблюдает, как, облепив со всех сторон бетонный блок под названием «возврат НДС при экспорте», лежащий поперек дороги, по которой текут доходы в бюджет, работники прокуратуры, полиции, таможенники, налоговики и представители других «компетентных» органов пытаются голыми руками сдвинуть этот блок с места. Шума много, спины у всех мокрые, все друг на друга кивают, а «вози ныне там».

Уважаемые законодатели! Позвольте заниматься нам более реальными делами, чем борьба с ветряньши мельницами. Позвольте руководителям силовых правоохранительных ведомств направлять усилия на реальную борьбу с криминалом, с реальными нарушениями законодательства, а не на то чтобы силевыми методами пытаться решить вопрос якобы имеющих место нарушениях закона, тогда как именно законом такие действия по возврату НДС предусмотрены.
Возможность законного возмещения НДС фактически провоцирует изобретение незаконных схем, позволяющих закон использовать. Если закон начинает приносить вред государству, его надо менять.
Изменение законодательной базы сэкономит сотни миллионов рублей, впустую тратящихся правоохранительорганами, так как отдача от всех заградительных операций примерно равна нулю, и миллиарды рублей, которые реально возвращаются из бюджета страны.