Увольнение педагога дополнительного образования
В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.
Как осуществляется реорганизация организаций дополнительного образования?
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Соответствующие действия с муниципальными образовательными организациями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10 статьи 22 закона «Об образовании»).
Принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (часть 11 статьи 22 закона «Об образовании»).
Кроме того, субъекты общественного контроля (общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации) могут осуществлять общественный мониторинг, общественные проверки, общественную экспертизу решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о реорганизации организаций дополнительного образования, а также проводить общественные обсуждения.
Какие образовательно-воспитательные организации для детей и юношества существуют в России?
В ведении Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», находится Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», задачами которого являются: формирование у молодежи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны; развитие многовековых духовных традиций Отечества, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия; формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.
Официальный сайт Роспатриотцентра www.rospatriotcentr.ru.
Также в настоящее время в Российской Федерации осуществляет свою деятельность некоммерческое негосударственное общественное объединение Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций «Федерация детских организаций»», являющийся правопреемником пионерского движения, задачей которого является создание благоприятных условий для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.
Дополнительную информацию о деятельности указанного союза можно получить на сайте www.upo-fco.ru.
Здравствуйте! Три года работаю педагогом дополнительного образования (физкультурно-спортивной направленности) на базе детского сада, имею педагогическое среднее профессиональное образование по специальности воспитатель детей дошкольного возраста, имею педагогический стаж 15 лет, 1-ю квалификационную категорию (педагога дополнительного образования). Мой работодатель сообщил мне (устно) о том, что я не соответствую занимаемой должности, ссылаясь на профессиональные стандарты педагогов дополнительного образования детей и взрослых от 08.09.2015 № 613н. Прошу вас разъяснить следующее:
1. Каким требованиям должен соответствовать педагог дополнительного образования?
2. Обязательна ли профессиональная переподготовка педагога дополнительного образования по преподаваемому учебному курсу?
3. Прошу дать исчерпывающие комментарии к профстандартам (требованиям к образованию и обучению педагога дополнительного образования).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Единый квалификационный справочник), отражены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Единого квалификационного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Приказ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В соответствии с Профессиональным стандартом определены следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность – педагог дополнительного образования).
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Таким образом, педагогу дополнительного образования, работающему в дошкольном образовательном учреждении, при наличии среднего профессионального педагогического образования (специальность – воспитатель детей дошкольного возраста) необходимо пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) по направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы (дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности).
Здравствуйте! Второй год работаю педагогом дополнительного образования (художественно-эстетической направленности) на базе ООШ, имею педагогическое среднее профессиональное образование по специальности воспитатель детей дошкольного возраста, в феврале 2016 года прошла курсы повышения квалификации. Мой работодатель сообщил мне (устно) о том, что я не соответствую занимаемой должности, ссылаясь на профессиональные стандарты педагогов дополнительного образования детей и взрослых от 08.09.2015 № 613н. Прошу вас разъяснить следующее:
1. Каким требованиям должен соответствовать педагог дополнительного образования?
2. Обязательна ли профессиональная переподготовка педагога дополнительного образования по преподаваемому учебному курсу?
3. Прошу дать исчерпывающие комментарии к профессиональным стандартам (требованиям к образованию и обучению педагога дополнительного образования).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Единый квалификационный справочник), отражены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Единого квалификационного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленного в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Приказ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В соответствии с Профессиональным стандартом определены следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность – педагог дополнительного образования)
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Таким образом, педагогу дополнительного образования при наличии среднего профессионального педагогического образования (специальность – воспитатель детей дошкольного возраста) необходимо пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) по направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы (дополнительное образование художественно-эстетической направленности).
Имея высшее экономическое образование, можно ли, получив диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации учитель ИЗО, работать преподавателем в детской художественной школе и иметь заработную плату в соответствии с НСОТ4?
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Единый квалификационный справочник), отражены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Приказ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В соответствии с Профессиональным стандартом определены следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность – педагог дополнительного образования)
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Таким образом, наличие высшего экономического образования и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «учитель ИЗО» достаточно для работы в должности «педагог дополнительного образования».
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты № 613н от 08 сентября 2015 г. Российской Федерации, педагогический стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых вызывает разночтения различных контрольных органов по требованиям к образованию педагогов. В дипломах педагогов значатся различные наименования специализации, что соответствует преподаваемым предметам (хореограф, хормейстер, Руководитель оркестра и пр.). Доходит до смешного. Кандидат медицинских наук не может вести детское объединение «Юный медик», хореограф – хореографическое объединение, дирижер – оркестр, и т. д. Складывается ситуация, когда 30 — 40% процентов педагогов дополнительного образования России должны быть уволены из учреждений дополнительного образования, так как якобы у них нет педагогического образования. Особенно критическая ситуация складывается в техническом, художественно-эстетическом и патриотическом направлениях.
Я окончил военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории в 1991 году по «военно-дирижерской» специальности с присвоением квалификации дирижер. За период обучения был пройден полный курс музыкальных и музыкально-педагогических дисциплин, позволяющих как работать с духовым оркестром, так и обучать игре на духовых инструментах. После увольнения в запас работаю в системе дополнительного образования.
Прошу Вас дать разъяснение, дает ли мой диплом право преподавания в системе дополнительного образования без каких—либо условий?
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – Единый квалификационный справочник), отражены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работылибо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Единого квалификационного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Приказ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В соответствии с Профессиональным стандартом определены следующие требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность – педагог дополнительного образования).
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Таким образом, при наличии высшего профессионального образования по профилю деятельности и отсутствии педагогического образования необходимо и достаточно пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического образования (профессиональную переподготовку).
Увольнение педагога дополнительного образования
Как вы решаете проблему приема пищи на протяжении рабочего дня?
На большой перемене хожу в столовую, вместе с детьми
Обедаю только когда закончатся уроки, потому что до этого нет ни одной свободной минуты
Готовлю дома и приношу с собой, а на переменах принимаю пищу, сидя в своем кабинете или лаборантской
Всего проголосовало: 2
или Невыдуманные задачи Игната Игнатова
номер 48, от 27 ноября 2018
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Как ни странно, чаще всего школьники идут на митинги из чувства любопытства. И это любопытство не погасить увещеваниями, запретами, запугиванием или наказаниями. Что же делать, чтобы оградить детей от участия в политических акциях? На этот вопрос отвечает доктор наук Ирина Шилова.
Четвертование – самый жестокий вид средневековой казни… Нечто подобное ей сегодня происходит, по мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, с зарплатой учителей в Красноярске. Перед выплатой суммы незаконно и несправедливо уменьшают в несколько раз. Так что, слабонервных автор просит свою статью не читать, а остальных приглашает заняться внимательными подсчетами по ходу прочтения.
«Я не припомню, чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гумилев, Маяковский, Ахматова, Пастернак, Булгаков, Тарковский, да тот же Бродский как-то пытались отстраниться от исторических процессов, происходящих на нашей Родине и у ее берегов. Сейчас это основная поэтическая тенденция – жить какими-то собственными узкими мирками. » — из интервью поэта и военного корреспондента Семена Пегова.
Наши приложения
Трудовые отношения: уволить или оставить
Как трактовать ограничения к педагогической деятельности
Учитель-пенсионер: увольнение через три года?
Начнем с пенсионеров. Пока на законодательном уровне им ничто не угрожает. Свое право на работу можно отстоять. Только на том основании, что педагог пенсионер, увольнение невозможно. Но по итогам совещания в рамках обсуждения Концепции-2020 по вопросам школьного образования, прошедшего 19 апреля 2012 года, будучи действующим Президентом РФ, Дмитрий Медведев подписал перечень поручений Правительству России. Одно из поручений дословно звучит так: «предоставить в установленном порядке предложения о переходе к заключению срочных (3-летних) трудовых договоров с педагогическими работниками, достигшими пенсионного возраста». Срок исполнения этого поручения — 1 октября 2012 года. Конечно, такое поручение продиктовано тем, что власть всерьез обеспокоена тем, как привлечь на работу молодых учителей. Бытует мнение, что одна из причин отсутствия молодых педагогов — засилье в школе учителей пенсионного возраста. Так ли это, вопрос очень спорный. Однако над этим поручением вовсю идет работа. Каковы будут предложения Правительства РФ, пока говорить рано. Однако у учителей-пенсионеров есть надежный защитник. Общероссийский профсоюз работников образования высказал свою позицию в письме директору Департамента общего образования Минобрнауки РФ от
19 июня 2012 г. №28. Мы представляем вашему вниманию позицию профсоюза без купюр. Этот ответ будет весьма полезен педагогам и их работодателям. Даже если правительство не решится на столь серьезный шаг.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО от 19 июня 2012 г. №28
О позиции Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по вопросу о переходе к заключению срочных трехлетних трудовых договоров с педагогическими работниками, достигшими пенсионного возраста
Профсоюз работников народного образования и науки РФ выражает свое несогласие с предложением по заключению срочных трудовых договоров на срок не более трех лет с педагогическими работниками, являющимися пенсионерами по возрасту, считая его не имеющим объективного обоснования и ограничивающим права работников.
Запрет на ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста провозглашен в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Принцип о запрещении дискриминации в сфере труда взаимосвязан и с общеправовым принципом равенства прав и свобод, и основным принципом трудового права о равенстве прав и возможностей работников.
Запрещение дискриминации в сфере труда означает, что не могут ограничиваться трудовые права и свободы или устанавливаться какие-либо преимущества по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника и признаваемым дискриминационными, поскольку каждый работник имеет согласно части 1 статьи 3 ТК РФ равные возможности для реализации своих трудовых прав. В противном случае эти обстоятельства приводят к уничтожению или нарушению равенства возможностей работников для реализации своих трудовых прав.
Смысл нормы о запрещении дискриминации в сфере труда, предусмотренный в статье 3 ТК РФ, вытекает из конституционного принципа равенства, продекларированного в ст. 19 Конституции РФ и ратифицированной РФ Конвенции МОТ №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что перечень обстоятельств, предусмотренных в ч. 2 ст. 3 ТК РФ, в зависимости от наличия или отсутствия которых запрещена дискриминация в сфере труда, не является исчерпывающим. Указанный перечень относит к дискриминации наряду с перечисленными в ст. 3 ТК РФ и другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника. Соответственно исключается возможность ограничивать трудовые права и свободы работников либо устанавливать им преимущества по любым обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников.
Так, Трудовым кодексом РФ установлены гарантии при заключении трудового договора, в том числе защита от дискриминации (ч. 2 ст. 64 ТК РФ).
При этом установлено, что не являются дискриминацией те исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются требованиями, свойственными данному виду труда, установленными федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
Толкование норм действующего законодательства, исходящее из принципа, что возрастной критерий при прекращении трудовых отношений, не обусловленный родом и особенностями выполняемой работы, носит дискриминационный характер и признается недопустимым, неоднократно подтверждалось правовой позицией высших судов Российской Федерации в лице Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Так, постановлением пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 даны разъяснения по сфере действия срочных трудовых договоров. В частности, в п. 13 постановления указано, что поскольку ст. 59 ТК РФ предусматривает право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор, в случаях, предусмотренных этой нормой, работодатель может реализовать это право при условии соблюдения общих правил заключения срочного трудового договора, установленных ст. 58 ТК РФ. При этом в силу статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок.
Решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 58, часть первая статьи 59 ТК РФ).
В соответствии с частью второй статьи 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 указанного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 ТК РФ), то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.
Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
В определении Конституционного суда РФ от 15.05.2007 №378-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что в первоначальной редакции статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации содержалась норма, которая предусматривала, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту. Закрепляя право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту, данная норма в системной связи с положениями статьи 58 названного кодекса предоставляла работодателю возможность инициировать заключение срочного трудового договора с указанной категорией лиц только в том случае, когда трудовые отношения с ними — с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения — не могли быть установлены на неопределенный срок. Из такого же понимания взаимосвязанных положений статьи 58 и абзаца четырнадцатого статьи 59 исходила и судебная практика (пункт 13 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от
30 июня 2006 года №90-ФЗ, заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора может иметь место и без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения. При этом установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми пенсионерами, кто поступает на работу. Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.
Учитывая изложенное, считаем, что пересмотр законодательства Российской Федерации в части ограничения трудовых прав педагогических работников, достигших пенсионного возраста, будет вступать в противоречие со ст. 19 и
ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Полагаем, что действующее трудовое законодательство, Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утв. приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 №209) и Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 №284), содержат необходимый и достаточный набор правовых инструментов (представление работодателя для аттестации работника на соответствие занимаемой должности, конкурс и др.), позволяющий работодателю эффективно регулировать вопросы обновления состава педагогических работников в образовательных учреждениях, в том числе работников, достигших пенсионного возраста.
В связи с изложенным изменение действующего трудового законодательства и законодательства об образовании в части введения нормы, предусматривающей заключение срочных трудовых договоров на срок не более трех лет с педагогическими работниками, являющимися пенсионерами по возрасту, по нашему мнению, не требуется.
Заместитель председателя профсоюза Т. КУПРИЯНОВА
Чем нельзя болеть?
Еще одним непонятным «новым основанием» увольнения стало положение о недопущении к педагогической деятельности лиц, имеющих заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым Минздравсоцразвития РФ. Что это за заболевания? Утвержден ли их перечень?
Это положение появилось в Трудовом кодексе РФ еще в 2006 году, но до сих пор перечень заболеваний не утвержден. Поэтому следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами по отдельным вопросам в этой сфере, в том числе актами бывшего Союза ССР, к числу которых относятся следующие основные документы:
Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. №377) (далее — Перечень 1993 г.). В частности, он предусматривает, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (эпилепсия отнесена к дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям). Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Периодичность таких освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в пять лет с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем 1993 г.
Инструкция Минздрава СССР от 27.12.1973 г. №1142 «а»-73 «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» относит к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, открытую форму туберкулеза.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302 н). В нем упоминаются болезни, на наличие которых медицинские осмотры проводятся при осуществлении следующих работ (п. 18-20):
— в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т. п.);
— в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях;
— в дошкольных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их замещающих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе спортивного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха, а также социальных приютах и домах.
Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.
Педагог с судимостью — педагог без допуска
Согласно части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ (в редакции от 23.12.2010 г. №387-ФЗ и дополнительной редакции от 01.04.2012 г. №27-ФЗ) к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Часть 2 статьи 331 ТК РФ, действовавшая до 7 января 2011 г. в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ, дополнена новым по содержанию абзацем третьим, в котором определены основания для ограничения на занятие педагогической деятельностью в соответствии с установленными уголовным законодательством видами (группами) преступлений (ранее они не расшифровывались).
Вместе с ограничениями к педагогической деятельности Трудовой кодекс РФ пополнился и новым основанием прекращения трудового договора. О том, каким образом правильно осуществить увольнение по этому основанию, Верховный суд РФ разъяснил в Обзоре судебной практики за первый квартал 2012 года (утверждена президиумом Верховного суда РФ от 20.06.2012 г.).
Из Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года
Вопрос. Подлежат ли прекращению трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. №387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»? Если подлежат, то на основании какой нормы Трудового кодекса Российской Федерации?
Ответ. Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. №387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, дополнен в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации лицами:
— имеющими или имевшими судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
— подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за те же преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Таким образом, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий граждан.
Данное ограничение обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.
Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.
С внесением в ст. 331 Трудового кодекса РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора.
Согласно новому п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ возникновение установленных данным кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
На основании изложенного трудовые отношения, возникшие до
7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, после вступления в силу Федерального закона от
23 декабря 2010 г. №387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» подлежат прекращению на основании п. 13
ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Без профильного образования
Еще одной новостью для педагогов стало требование обязательного наличия профильного, педагогического образования. Многие директора школ предупредили своих работников без педагогического образования, что им придется уволиться. Такого уточненного требования к образованию раньше не было. С чем это связано? В данном случае всему виной понятие «образовательный ценз», требования к которому изменились.
Согласно части 1 статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В данном случае образовательный ценз — это требование определенного уровня образования, подтверждаемого соответствующим документом.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, в пункте 62 содержит следующее требование к образованию:
«на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации».
Таким образом, требование к образовательному цензу педагога дополняется требованиями к квалификации работника, содержащимся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н утвержден раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования», которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат также определенные требования к профилю полученной специальности по образованию.
Так, учитель должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, — высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Особые требования к профилю образования предъявляются также к педагогу-психологу, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу дополнительного образования, музыкальному руководителю.
Уровень образования и квалификация работников образовательных учреждений определяются на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации: дипломов, аттестатов и других документов об образовании.
Таким образом, при заключении трудового договора установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, требуемых ТКХ по должности. В соответствии с частью 1 статьи 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением правил заключения трудового договора, установленных Трудовым кодексом РФ, и может служить основанием для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
И все же это требование имеет спасительную оговорку. Согласно пункту 9 «Общих положений» ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Исходя из этого, руководитель образовательного учреждения, довольный работой педагога, имеет право не увольнять уже действующего опытного учителя. Впрочем, он по-прежнему может взять на работу и нового учителя, не до конца отвечающего требованиям ТКХ. Однако ряд условий соблюсти придется: это и решение аттестационной комиссии, и установление испытательного срока.