Уголовная ответственность за получение взятки наступает с
Прокуратура Республики Коми Официальный сайт
Уголовная ответственность за получение взяток
Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.
Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.
Получение взятки — одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений. Часть 1 ст. 290 УК РФ определяет основной состав получения взятки.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.
Особое значение имеет предмет получения взятки, который ст. 290 УК РФ расшифровывает как деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. При этом понятия «деньги» и «ценные бумаги» определяются в соответствии со ст. ст. 140 — 143 ГК РФ. Деньги могут являться предметом взятки как в наличной, так и в безналичной форме. Иное имущество предполагает различные дорогостоящие вещи: мебель, автомашины, антикварные изделия, аудио- и видеотехника, драгоценные металлы и камни, недвижимость, в том числе дачи и виллы за рубежом. Понятие «выгоды имущественного характера» разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 (далее — Постановление Пленума ВС РФ) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».
Объективную сторону получения взятки составляет получение взятки лично должностным лицом или через посредника за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. В соответствии со статьей 290 УК РФ действия взяткополучателя могут быть выражены в следующих формах:
— действия (бездействие), которые входят непосредственно в круг служебных полномочий должностного лица, а также незаконные действия (противоправное бездействие) должностного лица. Служебные полномочия должностного лица предусмотрены его компетенцией. В Постановлении Пленума Верховного Суда N 6 разъясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица — неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения» (п. 10). Например, предусмотрены сроки сдачи бухгалтерской отчетности. Однако если эти сроки пропущены, то налоговый инспектор за взятку принимает отчетность «задним» числом;
— способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. В данном случае виновный использует свое положение и служебные связи, чтобы необходимые действия (бездействие) были совершены третьим лицом. При этом третье лицо в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ (п. 4) также является должностным. Необходимо отметить, что использование должностным лицом личных или родственных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;
— общее покровительство и попустительство по службе. Как правило, общее покровительство подразумевает благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение. При этом конкретные действия должностного лица могут не оговариваться, а само вознаграждение может вручаться не один раз, а на протяжении определенного периода времени.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от того, вручена взятка до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя. Таким образом, ст. 290 УК РФ предполагает ответственность как за взятку-подкуп, так и за взятку-вознаграждение.
Субъектом получения взятки является должностное лицо, понятие и признаки которого раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ. Ключевыми в Примечании к ст. 285 УК РФ являются такие понятия, как «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции». Первые Пленум ВС РФ определяет как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Ко вторым могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, иные полномочия. Пленум ВС РФ также подчеркивает, что лица, исполняющие профессиональные или технические обязанности в государственных органах или органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, не являются субъектами получения взятки.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ ужесточена ответственность за получение взятки.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства получение должностным лицом взятки в значительном размере. Согласно Примечанию к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. Указанное преступление наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
На основании часть 3 ст. 290 УК РФ наступает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Пленум Верховного Суда РФ (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ) разъяснил, что незаконные действия должностного лица предполагают неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного лица могут быть преступными, например, должностной подлог. В данном случае не требуется совершения этих действий для квалификации содеянного как получение взятки, однако, если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и не содержать в себе признаков преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается. Преступление наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве особо квалифицирующего обстоятельства получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 и п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ перечень таких должностных лиц устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Преступные действия наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
Особо квалифицирующие признаки предусмотрены также частью 5 рассматриваемой статьи. Согласно диспозиции статьи наказываются деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
Для понимания такого из них, как получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, необходимо обратиться к ст. 35 УК РФ. Пленум ВС РФ разъясняет, что в группе лиц по предварительному сговору могут участвовать два и более должностных лица, которые заранее договорились о совершении преступления, при этом неважно, какая сумма получена каждым (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ). Участниками организованной группы могут быть не только должностные лица, а оконченным преступление считается с момента принятия взятки одним из должностных лиц.
Пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ определяет вымогательство как требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку. То есть вымогательство может выражаться в открытом требовании должностного лица. Вымогательство может выражаться и в завуалированном требовании (постановка гражданина в такие условия, при которых он вынужден дать взятку). Например, организация предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, необходимый для получения лицензии, однако инспектор намеренно затягивает время, предъявляет новые требования в отношении документов (в течение этого времени организация не может осуществлять соответствующую деятельность), вынуждая руководителя организации искать возможность заинтересовать инспектора в более быстром решении вопроса. Необходимо также обратить внимание, что угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия (в том числе и ущемляющие его интересы) не может рассматриваться как вымогательство.
Крупным размером является взятки, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Указанные действия наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с частью 6 получение взятки в особо крупном размере, то есть свыше 1 миллиона рублей, наказывается штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Остановим коррупцию
ПАМЯТКА
для граждан по противодействию коррупции
ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ
Под коррупцией понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
(Толковый словарь русского языка, под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 2005).
Официальное толкование коррупции согласно статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ) «О противодействии коррупции» дается следующим образом:
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако предпринимать меры уголовно-правового, воспитательного, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
Наказание за взятки предусмотрено в статьях 290, 291 УК РФ. Уголовная ответственность наступает как за дачу взятки, так и за ее получение!
Взятка — это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
В зависимости от того, что дают, взятки делятся на:
— материальная взятка — не ограничивается денежными средствами (в различной валюте), но включает и иные имущественные ценности: ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, меховые изделия, автомобили, бытовую технику, недвижимость и т.п. К материальной форме относятся выгоды и услуги, которые имеют стоимость: лечение, выполнение ремонтно-строительных работ, выделение путевки, оплата развлечений, ремонт автомобиля.
— услуга как способ взятки — когда взятка не имеет четкого стоимостного выражения. Действия по принципу «Ты мне — я тебе», устройство на работу родственников, общее покровительство по службе в обмен на такое же общее покровительство, получение званий, победы в конкурсах, предоставление интимных услуг в обмен на высокооплачиваемую должность.
Взятки также можно условно разделить на явные и завуалированные.
В зависимости от времени и желаемого результата взятки бывают:
Говоря о взятке-благодарности, необходимо отличать ее от подарка. Часто взятка передается в виде подарка должностному лицу на день рождения, юбилей, Новый год и другие праздники. Следует помнить два аспекта:
- От способа передачи суть взятки не меняется. Взятка никогда не станет подарком. Взятка отличается от подарка целью — она предоставляется за определенные действия чиновника, как незаконные, так и законные , тогда как подарок предоставляется безвозмездно , то есть за него ни в прошлом, ни в будущем должностное лицо ничего не делало и не предполагает, что будет делать.
- Законодателем установлен прямой запрет на принятие чиновником подарка в связи с должностным положением, когда подарок дарится только потому, что чиновник занимает определенную должность (ст. 575 Гражданского кодекса, п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе»). Если должностное лицо не может отказаться от подарка (протокольные мероприятия, служебные командировки и другие официальные мероприятия), то, приняв подарок, служащий должен передать его по акту в государственный орган, в котором он замещает должность. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Представители власти – лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и НАКАЗАНИЕ
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на длительный срок как за получение взятки (статья 290 УК РФ), так и за дачу взятки (статья 291 УК РФ) и посредничество (статья 291.1 УК РФ).
Уголовная ответственность за получение либо передачу незаконного вознаграждения при КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ предусмотрена статьей 204 УК РФ.
НАКАЗАНИЯ, предусмотренные уголовным законодательством:
— для ВЗЯТОЧНИКОВ: ШТРАФ – до 1 млн. рублей или от 10 до 100 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 15 лет; дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;
— для ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ: ШТРАФ – до 500 тыс. рублей или от 5 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет.
дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;
— для ПОСРЕДНИКОВ: ШТРАФ – от 20 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет + штраф до 70 – кратной суммы взятки.
ОБЕЩАНИЕ или предложение ПОСРЕДНИЧЕСТВА во взяточничестве – от 15 до 70 – кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; штраф от 25 тыс. до 500 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом от 10 до 60 кратной суммы взятки.
Лицо, давшее взятку (являющееся посредником во взяточничестве), освобождается от уголовной ответственности, если оно АКТИВНО способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления ДОБРОВОЛЬНО сообщило о даче взятки правоохранительным органам!
ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?
Принять решение согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:
Первый: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
Второй: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.
Каждый человек свободен в выборе своего решения и как свободная личность не может не осознавать, что зло должно быть наказано.
Второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ
ВАМ НЕОБХОДИМО
Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;
- какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
- за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;
- в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.
При наличии сведений о готовящемся или совершенном коррупционном преступлении граждане вправе:
- обраться с заявлением лично к дежурному по Главному следственному управлению Следственного комитета по Республике Крым (далее – Главное следственное управление) г. Симферополь, ул. Киевская, 76;
- обратится с заявлением по телефону к дежурному Главного следственного управления;
- обратится к дежурному Главного следственного управления по телефону доверия;
- направить письменное заявление по указанному адресу Главного следственного управления;
- направить информацию на интернет страничку сайта Главного следственного управления «Противодействие коррупции»;
- обратится с заявлением к руководителю (первому заместителю руководителя, заместителям руководителя) Главного следственного управления на личном приеме.
На сайте Главного следственного управления имеется страничка «Противодействие коррупции», в которой расположен подраздел «Обратная связь для сообщения о фактах коррупции», в подразделе «Интернет-приемная» можно оформить электронные сообщения, которые обрабатываются уполномоченными работниками отдела по приему граждан и документационному обеспечению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормативными правовыми актами СК России.
Телефон доверия: 8 (3652) 69-24-81.
Телефон дежурного: +7-978-909-11-11, (3652) 69-24-78.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
Вас обязаны выслушать в дежурной части органа внутренних дел, в прокуратуре, Следственном комитете, Федеральной службе безопасности и принять сообщение в письменной форме либо составить протокол принятия устного сообщения о преступлении.
Вы имеете право получить в правоохранительном органе талон-уведомление, в котором указываются: краткое содержания сообщения, сведения о заявителе, сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование правоохранительного органа, адрес, номер служебного телефона, дата и время приема заявления.
В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть зарегистрировано и доложено руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о преступлении Вы имеете право обжаловать эти действия в вышестоящих инстанциях (областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру или суд.
Какая ответственность предусмотрена за коррупцию
Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.
То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даёт, или от чьего имени взятка передаётся взяткополучателю. В случае, если взятка передаётся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорённость между взяткодателем и взяткополучателем.
Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) – это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).
Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признаётся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передаётся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки , являются:
• получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
• получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
• получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);
• получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции
Памятка об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Немного истории
При Иване III в Судебнике 1497 года впервые в Русском государстве ввели запрет брать посулы (взятки): «Ссудите суд бояром и околничим. А на суде бытии у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалования не имати; тако жи всякому судии посула от суда не имати никому. А судом не мсти, не дружити никому».
По мере развития Московского государства формировались и центральные органы власти, среди которых особое место занимали органы центрального управления – приказы. Столичные приказы буквально были завалены нерешенными судебными делами, их прохождение двигалось очень медленно, они «волочились», откуда и произошла знаменитое выражение «волокита». Благоприятно на развитии политической системы и на борьбе с коррупцией сказались реформы «Избранной рады».
Борис Годунов (1598-1605) старался уничтожить взяточничество с помощью штрафов, публичных сечек, тюрьмы.
Одной из мер по усилению контроля за приказной системой при Алексее Михайловиче было создание Тайного приказа. «Для того, чтобы царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Соборное уложение 1649 года осуждало взяточничество и предусматривало многочисленные наказания: денежное взыскание, запрет на должность, битье кнутом или батогами, казни либо отсечение руки.
Распространение взяточничества и казнокрадства подрывало доверие к власти, принципам государственного управления, вызывало серьезные социальные потрясения. 17 век вошел в историю как «бунташный» непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством чиновников.
До 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось. А уже при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить «кормления». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.
Основная борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось,- писала Екатерина в своем указе, — когда Мы услышали, что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное преступление по справедливости должен быть лишен жизни». Императрица вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалось вовремя и было намного выше того, что было при Петре I.
Годовой средний оклад служащего в 1763 году составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек. Теперь она имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас. манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».
Во времена дворцовых переворотов, когда было уже не до чиновников, им отменили жалование и легализовали «кормления от дел». В это время честные служащие и вовсе исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но лишь беспомощно сотрясала воздух, не в силах что-либо изменить. «Ненасытная жажда корысти,- возмущалась императрица Елизавета Петровна,- дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам».
В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И.И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».
В 1881 году Александр III учредил комитет для выработки проекта Уголовного Уложения. Было принято специальное решение, запрещавшее совмещение государственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. Однако чиновники нашли выход и стали «проталкивать» в эти организации своих родственников.
В 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, особенно при И.В. Сталине, что, повлияло на уменьшение коррупции.
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Взяткой могут быть:
- Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
- Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
- Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
Кто может быть привлечен к уголовной отвественности за получение (дачу) взятки?
- взяткополучатель
- взяткодатель
- посредник при получении (дачи) взятки
Участие родственников в получении взятки
Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных
со взяткой:
- получение взятки;
- дача взятки;
- посредничество во взяточничестве;
- коммерческий подкуп;
- провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).
Дача взятки — дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 291 УК РФ).
Посредничество во взяточничестве — непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (статья 291.1 УК РФ).
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 УК РФ).
Провокация взятки либо коммерческого подкупа попытка — передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (статья 304 УК РФ).
Покушение на получение взятки
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Ответственность за получение взятки
(статья 290 Уголовного кодекса \российской Федерации)
штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).
Вымогательство взятки — это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).
Отвественность за дачу взятки
(статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации)
штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;
принудительные работы на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до десятикратной суммы взятки.
Дача взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) должностному лицу лично или через посредника
штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки;
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:
- установлен факт вымогательства;
- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
- гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Ответственность за посредничество во взятничестве
(статья 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)
штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
штраф в размере от 25 тыс. руб. до 500 млн. руб. и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Гражданин, являющийся посредником во взяточничестве, может быть освобожден от ответственности, если:
- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
- гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Не может быть признано добровольным заявление о посредничестве во взяточничестве, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Отвественность за коммерческий подкуп
(статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации)
штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
ограничение свободы на срок до двух лет;
принудительные работы на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до трех лет.
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
принудительные работы на срок до четырех лет;
арест на срок от трех до шести месяцев;
лишение свободы на срок до шести лет.
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Гражданин, совершивший незаконные передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказавший услуги имущественного характера освобождается от ответственности, если:
- активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
- в отношении гражданина имело место вымогательство;
- гражданин добровольно сообщил о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Провокация взятки либо коммерческого подкупа
(статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Передача должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа
штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
принудительные работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В рамках законодательства об административных правонарушениях существует административная ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействий), связанного с занимаемым ими служебным положением (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере
более 1 млн. рублей)
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере
(более 20 млн. рублей)
Темы, обсуждение которых с представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки
- низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников служащего, работника;
- необходимость поступления детей служащего (работника) в образовательное учреждение и т.д.
Слова и выражения служащего (работника), которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки
- «вопрос решить трудно, но можно»;
- «спасибо на хлеб не намажешь»;
- «дороворимся»;
- «нужны более веские аргументы»;
- «нужно обсудить параметры»;
- «ну что делать будем?» и т.д.
Действия, которые могут восприниматься окружающими как согласие принять взятку
- переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника);
- родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
- родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
Некоторые косвенные признаки предложения взятки:
- разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса
- он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
- в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
- сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
- взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
- взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.
Ваши действия в случае предложения или вымогательства взятки
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
- при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.
Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения или вымогательства взятки
Уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, в том числе предложение и вымогательства взятки (ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности представить в Департамент управления делами на имя представителя нанимателя уведомление о склонении к коррупционному правонарушению (далее — уведомление). (приказ Минтруда России от 16.08.2012 № 54н).
При получении работником организации, подведомственной Минтруду России, предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне рабочего времени, незамедлительно при первой возможности представить в структурное подразделение организации или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в организации уведомление о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приказ Минтруда России от 30.05.2013 № 231н).
Невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению о случаях предложения ему (вымогательства) взятки является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.