Требования к спасательным средствам на судне

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДОВЫМ СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

Судовые спасательные средства — это совокупность предусмотренных на судне средств для спасания людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Они делятся на индивидуальные, коллективные и специальные. Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями международной Конвенции СОЛАСт74, которая определяет минимальный уровень требований по оборудованию и снабжению судов устройствами для спасания людей. Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от тре­бований СОЛАС-74, но не могут быть мягче.

Объем требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размерений и района плавания судна.

Согласно Правилам Российского морского регистра судоходства спасательные средства должны удовлетворять следующим общим требованиям:

• изготовляться из материалов, одобренных Регистром;

• не приходить э негодность при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65 °С;

• работать при температуре воды от —1 до +30 °С, если во время их использования возможно попадание в морскую воду;

• быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков;

• быть стойкими к длительному воздействию солнечных лучей (не терять своих качеств);

• быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их
обнаружению;

• быть снабженными световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению;

• удовлетворительно работать на волнении (если они для этого предназначены);

• иметь четкую маркировку, содержащую информацию об их одобрении Регистром, а также любые эксплуатационные ограничения;

• иметь защиту, где это необходимо, от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Для каждого спасательного средства, подверженного потере своих качеств с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие спасательные средства должны иметь маркировку, указывающую их срок службы или дату, когда они должны быть заменены. Постоянная маркировка с датой окончания срока службы является предпочтительным способом установления периода допустимости. Электрические батареи, не имеющие маркировки с датой окончания срока службы, могут быть использованы, если они заменяются ежегодно или в случае, если батареи аккумуляторные и состояние электролита в них может быть быстро проверено.

Дата добавления: 2015-02-03 ; просмотров: 1248 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общие сведения и требования к спасательным средствам

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море сборта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средстваслужат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

К поддерживающимспасательным средствам относятся:

• спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку,
оказавшемуся за бортом;

• спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут
оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующимспасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующееспасательное средство — гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде, и пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активноеспасательное средство — спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных, используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

• полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

• полностью закрытыми огнезащищёнными.

Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевёрнутого вверх дном положения.

В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей — тросов, проведённых через блоки подъёмно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты. По конструкции различаются надувные и жёсткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт — сбрасываемые и спускаемые.

Суда должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:

спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа;

•спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять
разместить 100% экипажа);

•спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты,
гидротермокостюмы, теплозащитные средства).

Спасательные средства — это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA Code).Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74 и Кодекса LSA,но только в сторону ужесточения.

Объём требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размещения и района плавания судна.

Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA).

Кодекс подготовлен на базе положений части С главы III«Спасательные средства и устройства» Конвенции SOLAS-74 подкомитетом Международной морской организации по спасательным средствам, поиску и спасанию. Кодекс является приложением к Конвенции, и вступил в силу с 1 июля 1998 года.

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции SOLAS-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

• быть изготовленными из соответствующих материалов, одобренных Регистром
или другим признанным классификационным органом.

• сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65 и
быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30.

• быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать чрезмерное воздействие
морской воды, нефти или грибков.

• не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей.

• всюду, где это будет способствовать обнаружению спасательных средств, они
должны быть хорошо видимого цвета, т.е. быть окрашенными, как правило, в оранжевый
цвет.

• иметь полосы из светоотражающего материала, отражающего падающие на его
поверхность лучи света в обратном направлении, т.е. к источнику света. Применение
светоотражающих полос облегчает обнаружение спасательных средств при использовании
прожектора.

• иметь чётко нанесённую маркировку, включая информацию об одобрении и
название органа, одобрившего средство

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Требования к индивидуальным спасательным средствам согласно международного кодекса по спасательным средства

Спасательные круги
Спецификация спасательного круга
Каждый спасательный круг должен:
.1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;
.2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обес¬печиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;
.3 поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;
.4 иметь массу не менее 2,5 кг;
.5 не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
.6 иметь такую конструкцию, чтобы выдержи¬вать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спа¬сательного круга или прикрепленного к нему оборудования;
.7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;
.8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.
Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов
Самозажигающиеся сигнальные огни, должны:
.1 быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;
.2 быть белого цвета и должны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд во всех направлениях верхней полусферы или давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, по меньшей мере, с такой же эффективной силой света;
.3 иметь источник энергии, обеспечивающий выполнение требований пункта 2 в течение по меньшей мере 2 ч;
.4 выдерживать испытание сбрасыванием.
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов должны:
.1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде:
.2 не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия дымовой шашки;
.3 не заливаться водой на волнении;
.4 продолжать дымообразование при полно погружении в воду по меньшей мере на 10 с;
.5 выдерживать испытание сбрасыванием.
Плавучие спасательные лини
Плавучие спасательные лини должны:
.1 быть нескручивающимися;
.2 иметь диаметр не менее 8 мм;
.3 иметь разрывное усилие не менее 5 кН.

Это интересно:  Судебная практика по восстановлению на работе

Спасательные жилеты
Общие требования к спасательным жилетам
1 Спасательный жилет должен не поддерживать горения или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с.
2 Конструкция спасательного жилета для взрослого человека должна быть такой, чтобы:
А) по крайней мере 75% лиц, совершенно не знакомых с конструкцией жилета, могли правильно воспользоваться им в течение не более одной минуты без всякой помощи, подсказок или предварительной демонстрации;
Б) после демонстрации надевания все лица смогли правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;
В) было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась вероятность неправильного надевания;
Г) его было удобно носить;
.Д) в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.
3 Спасательный жилет для взрослого человека должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:
А) поддерживать рот обессилевшего или поте¬рявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° от его вертикального положения; и
Б) поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.
4 Спасательный жилет для взрослого человека должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.
.5 Конструкция детского спасательного жилета должна удовлетворять тем же требованиям, которые предъявляются к спасательному жилету для взрослого человека, но:
А) допускается оказание помощи малолетним детям при надевании жилета;
Б) требуется только чтобы поддержание рта обессилевшего или потерявшего сознание над водой находилось на расстоянии, соответству-ющем размеру ребенка; и
В) допускается оказание помощи детям при посадке в коллективное спасательное средство из воды, однако подвижность ребенка не должна существенно ограничиваться надетым жилетом.
6 Маркировка детского спасательного жилета должна содержать:
А) пределы роста или веса ребенка, при которых жилет выдерживает испытания и удовлетворяет критериям, рекомендованным Организацией*;
Б) символ «child», как в одобренном Организацией** символе детского спасательного жилета «спасательный жилет для детей».
7 Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч.
8 Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.
Надувные спасательные жилеты
Спасательный жилет, плавучесть которого обеспечивается надуванием, должен иметь не менее двух отдельных камер и должен: надуваться автоматически при погружении, иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением, а также его конструкция должна быть такой, чтобы предусматривалась возможность надувания ртом;
Сигнальные огни спасательных жилетов
Каждый сигнальный огонь спасательного жилета должен:
1 иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;
2 иметь источник энергии, способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 ч;
3 быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, насколько это практически возможно;
4 быть белого цвета.
Если сигнальный огонь, упомянутый в пункте 2.2.3.1 является проблесковым, он должен, кроме того:
1 снабжаться ручным выключателем; и
2 давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, и иметь эффективную силу света не менее 0,75 кд.

Гидрокостюмы
Общие требования к гидрокостюмам
1 Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
А) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с любой соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования;
Б) он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того как полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
В) он закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидрокостюму перчатки;
Г) он имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха; и
.Д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в него не попадало чрезмерное количество воды.
2 Человек в гидрокостюме со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен иметь возможность:
А) подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
Б) выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;
В) прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидро¬костюма и без телесных повреждений; и
Г) проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.
3 Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем,
4 Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Человек в гидрокостюме должен быть способен надеть спасательный жилет без посторонней помощи.
Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов
Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:
.1 иметь маркировку, указывающую на то, что он должен надеваться на теплую одежду; и
.2 иметь такую конструкцию, чтобы, будучи на¬детым вместе с теплой одеждой и спасатель¬ным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2° после пребывания его в течение часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2°С при отсутствии волнения.
Требования к плавучести
Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 с.

Защитные костюмы
Общие требования к защитным костюмам
1 Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
-обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 Н;
-используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;
-закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук и, если разрешает Администрация, ног.
Перчатки и головной капюшон должны быть выполнены с учетом условий использования защитного костюма;
-можно было распаковать и одеть его без посторонней помощи в течение 2 мин;
-не поддерживалось горение или продолжалось плавление костюма после полного охвата пламенем в течение 2 с;
-имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;
-обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120″.
2 Защитный костюм должен позволять одевшему его человеку:
-подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
-прыгать в воду ногами вперед с высоты не менее 4,5 м и при этом без повреждения или смещения костюма и без получения телесных повреждений;
-проплыть в воде не менее 25 м и забраться в спасательную шлюпку или плот;
-надеть спасательный жилет без посторонней помощи;
-выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказанию помощи другим лицам и использованию дежурной шлюпки.
Защитный костюм должен иметь сигнальный огонь
Требования к теплоизоляционным свойствам защитных костюмов
Защитный костюм должен:
-иметь маркировку с инструкцией, что используется с соответствующей теплой одеждой, если он изготовлен из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами;
-быть таким, чтобы будучи надетым в соответствии с нанесенной на него инструкцией, продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту человеку после одного его прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5*С в течение одного часа после первого получасового пребывания в циркулирующей воде с температурой 5″С при отсутствии волнения.
Требования к остойчивости
Человек в защитном костюме, отвечающем требованиям настоящего правила, должен быть способен пере¬ворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5 с и сохранять это положение. Костюм не должен способствовать перевороту человека лицом вниз в условиях волнения.

Это интересно:  Договор хранения нефтепродуктов на нефтебазе

Теплозащитные средства
Теплозащитное средство должно изготавливаться из водонепроницаемого материала, обладающего коэффициентом теплопередачи не выше 7800 Вт/(м2К), и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потерю тепла телом человека как конвекционным путем, так и через испарение.
Теплозащитное средство должно:
-закрывать все тело человека любого размера (роста) в спасательном жилете, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к теплозащитному средству перчатки;
-быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помо¬щи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;
-быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде не более чем за 2 мин, если оно мешает ему плыть.
Теплозащитное средство должно выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от -30 до +20’С.

СОЛАС-74 ГЛАВА III – СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВА LIFE – SAVING APPLIANCES AND ARRANGEMENTS

Подготовка к борьбе с остальными экстремальными ситуациями расценивается СОЛАС как различными аварийными ситуациями.

Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:

1) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам, требуемым Правилом III/8.3;

2) пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух необходимых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;

3) проверка снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;

4) проверка соответствующего оборудования связи;

5) проверка работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок;

6) проверка необходимых устройств для последующего оставления судна.

Учения по борьбе с пожаром должны планироваться таким образом, чтобы должное внимание было уделено регулярной практике при различных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в зависимости от типа судна и груза.

Каждое учение по оставлению судна должно включать:

1) вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, предписанного Правилом III/6.4.2, и ознакомление их с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;

2) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

3) проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;

4) проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;

5) приспускание по меньшей мере одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;

6) пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;

7) работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов.

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна. Администрация может разрешить судам, совершающим короткие международные рейсы, не спускать на воду спасательные шлюпки одного борта, если схема их швартовки в порту и характер перевозок не позволяют спускать на воду спасательные шлюпки этого борта. Однако все такие спасательные шлюпки должны приспускаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца и, по меньшей мере, один раз в год спускаться на воду.

Для каждого находящегося на борту человека предусматриваются четкие инструкции, которым надлежит следовать в случае чрезвычайной ситуации. На пассажирских судах такие инструкции должны быть изложены на языке или языках, требуемых государством флага судна, а также на английском языке.

Экземпляры расписания по тревогам и инструкции на случай чрезвычайной ситуации, отвечающие требованиям Правила 37, должны быть вывешены на видных местах по всему судну, включая ходовой мостик, машинное отделение, а также жилые помещения экипажа.

В расписании по тревогам должны быть указаны обязанности различных членов экипажа, включая:

1) закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

2) пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;

3) подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;

4) общую подготовку других спасательных средств;

5) сбор пассажиров;

6) использование средств связи;

7) комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;

8) специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем.

В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.

В расписании по тревогам должны быть указаны заместители лиц, занятых на наиболее ответственных участках, которые могут оказаться выведенными из строя, учитывая при этом, что различные аварийные ситуации могут потребовать действий различного характера.

В расписании по тревогам указываются обязанности членов экипажа по отношению к пассажирам в случае аварии. Эти обязанности должны включать:

1) предупреждение пассажиров;

2) наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно надеты спасательные жилеты;

3) вывод пассажиров к местам сбора;

4) Обеспечение порядка в коридорах и на трапах, а также общее регулирование движения пассажиров;

5) обеспечение подачи в спасательные шлюпки и плоты запаса одеял.

Расписание по тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Если после составления расписания происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения в расписание по тревогам изменений, капитан должен либо снести в него исправления, либо составить новое расписание.

Общесудовая авральная сигнализация должна обеспечивать подачу общесудового сигнала тревоги, состоящего из семи или более коротких звуковых сигналов и следующего за ними одного продолжительного звукового сигнала, подаваемых судовым свистком или сиреной и дополнительно, электрическим звонком или ревуном либо другим равноценным звукосигнальным устройством, работающим от основной судовой электросети, а также от аварийного источника электроэнергии, требуемого Правилом II-1/42 или 43, в зависимости от случая. Сигнализация должна приводиться в действие с ходового мостика, а также, за исключением судового свистка, с других ключевых постов. Сигнал тревоги должен быть слышен во всех жилых помещениях, а также в помещениях, где обычно работают члены экипажа.

В 1996 году в эту Главу были внесены изменения Резолюцией КМБ.47(66) и принят Кодекс по спасательным устройствам, Правила которого являются обязательными (Резолюция КМБ.48(66)). Кодекс вступил в силу с 1 июля 1998 года.

Согласно Кодекса ЛСА коллективные спасательные средства должны:

– быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов;

– быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от – 30º до + 65ºС;

– быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от – 1º до + 30ºС, если предполагается, что при использовании возможно их погружение в морскую воду;

– где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков;

– не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей;

– быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их обнаружению;

– быть снабжены световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению, а также в соответствии с рекомендациями Организации;

– если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях;

– иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации, одобрившей средство, а также указаниям на любые эксплуатационные ограничения;

– быть обеспечены, где это необходимо, защитой от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.

– двигатель спасательной шлюпки должен еженедельно проверяться на холостых реверсах в течение не менее 5 минут с записью в судовом журнале.

Администрация должна устанавливать срок службы спасательных средств, подверженных потере своих качеств с течением времени. Такие спасательные средства должны иметь маркировку, указывающую срок годности или дату, когда они должны быть заменены. Постоянная маркировка датой истечения срока службы предпочтительнее для установления срока одобрения. Электробатареи, не имеющие маркировки даты истечения срока годности, могут использоваться при условии ежегодной их замены, а в случаях использования вторичной батареи (аккумуляторов) – если предусматривается возможность проверки годности их электролита.

Кодекс предусматривает наличие на морских торговых судах дежурной шлюпки. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надутыми или комбинированного типа и должны:

– быть длиной не менее 3,8 и не более 8.5 м;

– обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек на местах для сидения и одного – в положении лежа на носилках;

Если дежурная шлюпка не имеет достаточной седловатости, она должна быть оборудована носовым закрытием, простирающимся не менее чем на 15% ее длины.

Дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать при скорости, по меньшей мере, 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 часов.

Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасания находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью не менее 2 узлов.

Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Каждая дежурная шлюпка должна быть оборудована эффективным средством откачки воды или быть самоосушающейся.

Дежурные шлюпки должны быть оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами для хранения мелких предметов снабжения.

Все предметы снабжения дежурной шлюпки, за исключением отпорных крюков, должны храниться незакрепленными для отталкивания дежурной шлюпки, должны быть закреплены внутри дежурной шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах и подобных им крепежных приспособлениях, либо быть закреплены другим соответствующим способом. Снабжение должно быть закреплено так, чтобы оно не создавало помех при спуске и подъеме дежурной шлюпки. Все предметы снабжения дежурной шлюпки должны быть, насколько это возможно, небольшими по размеру и легкими, а также в удобной и компактной упаковке.

Это интересно:  Образец заявления на проведения проверки

Спасательная шлюпка может быть одобрена для использования в качестве дежурной шлюпки, если она отвечает всем нижеизложенным требованиям, успешно выдержала испытания согласно Правилу III/4.2, а ее установка на судне, спуск и подъем отвечают всем требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.

Назначение спасательной шлюпки в качестве дежурной, закрепляется приказом капитана по судну.

Кодекс ЛСА требует обязательное наличие на морских судах спусковых и посадочных устройств. Каждое спусковое устройство должно быть устроено так, чтобы обеспечивать безопасный спуск с судна обслуживаемых спусковым устройством спасательных шлюпок и плотов, либо дежурной шлюпки с их полным снаряжением при дифференте до 10º и крене до 20º на любой борт:

– после посадки в них полного комплекта людей;

– с числом людей не более команды, занятой эксплуатацией шлюпки.

Спуск обслуживаемых спусковым устройством коллективного спасательного средства либо дежурной шлюпки с полной нагрузкой и снабжением, а также порожнем не должен обеспечиваться какими-либо способами, иными, чем с помощью силы тяжести или накопленной механической энергии, не зависящей от судовых источников энергии.

Конструкция каждого спускового устройства должна быть такой, чтобы оно требовало минимального текущего технического обслуживания; все части, требующие технического обслуживания. Все части, требующие регулярного технического обслуживания со стороны экипажа судна, должны быть легкодоступными, а их обслуживание – легко выполнимым.

Кодексом ЛСА предусмотрены нижеследующие требования к индивидуальным спасательным средствам.

Каждый спасательный круг должен:

– иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;

– изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;

– поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

– иметь массу не менее 2,5 кг;

– не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек.;

– иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м;

– если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;

– иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны:

– быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;

– быть белого цвета и должны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд во всех направлениях верхней полусферы или давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту.

Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов должны:

– давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин., находясь на плаву на тихой воде;

– не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия дымовой шашки;

– не заливать водой на волнении;

– продолжать дымообразование при полном погружении в воду по меньшей мере на 10 сек.;

Плавучие спасательные лини должны:

– иметь диаметр не менее 8 мм;

– иметь разрывное усилие не менее 5 кН.

Спасательный жилет должен не поддерживать горения или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем, в течение 2 секунд.

Конструкция спасательного жилета для взрослого человека должна быть такой, чтобы:

– по крайней мере, 75%, совершенно незнакомых с конструкцией жилета, могли правильно воспользоваться им в течение не более одной минуты без всякой помощи, подсказок или предварительной демонстрации;

– после демонстрации надевания все лица смогли правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 минуты;

– было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась вероятность неправильного надевания;

– его было удобно носить;

– в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.

Спасательный жилет для взрослого человека должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:

– поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20º от его вертикального положения; и

– поворачивать за время не более 5 секунд тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.

Спасательный жилет для взрослого человека должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.

Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа.

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.

Кодекс по спасательным средствам (LSA)

ГЛАВА VII-ДРУГИЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

7.1 Линеметательные устройства 7.1.1 Каждое линеметательное устройство должно: .1 обеспечивать метание линя с достаточной точностью; .2 иметь не менее четырех ракет, каждая из которых обеспечивает метание линя на расстояние не менее 230 м в штилевую погоду; .3 включать не менее четырех линей, имеющих каждый разрывное усилие не менее 2 кН; .4 иметь краткую инструкцию или рисунки, поясняющие правила использования линеметательного устройства. 7.1.2…

ГЛАВА VI – СПУСКОВЫЕ И ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

6.1 Спусковые и посадочные устройства 6.1.1 Общие требования 6.1.1.1 За исключением дополнительных устройств для спуска спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, каждое спусковое устройство должно быть устроено так, чтобы обеспечивать безопасный спуск с судна обслуживаемых спусковым устройством спасательных шлюпок и плотов либо дежурной шлюпки с их полным снаряжением при дифференте до 10° и крене до 20° на любой борт: .1 после посадки в…

ГЛАВА V-ДЕЖУРНЫЕ ШЛЮПКИ

5.1 Дежурные шлюпки 5.1.1 Общие требования 5.1.1.1 Если в настоящем разделе не предусмотрено иное, все дежурные шлюпки должны отвечать требованиям пунктов 4.4.1—4.4.7.4 включительно, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10и 4.4.9. Спасательная шлюпка может быть одобрена для использования в качестве дежурной шлюпки, если она отвечает всем нижеизложенным требованиям, успешно выдержала испытания согласно правилу 111/4.2, а ее установка на судне, спуск и подъем отвечают всем требованиям, предъявляемым…

ГЛАВА IV – СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ И ПЛОТЫ

4.1 Общие требования к спасательным плотам 4.1.1 Конструкция спасательных плотов 4.1.1.1 Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря: 4.1.1.2 Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты18 м. Если спасательный плот…

ГЛАВА III – ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

3.1 Парашютные ракеты 3.1.1 Парашютная ракета должна: .1 быть заключена в водостойкий корпус; .2 быть снабжена четко иллюстрирующими способ использования рисунками или краткой инструкцией, нанесенными на ее корпус; .3 иметь встроенное запальное средство; и .4 иметь такую конструкцию, которая .не причиняла бы неудобства держащему ее человеку при использовании ракеты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. 3.1.2 При запуске ракеты в вертикальном направлении она…

ГЛАВА II – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

2.1 Спасательные круги 2.1.1 Спецификация спасательного круга Каждый спасательный круг должен: .1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм; .2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами; .3 поддерживать в пресной воде груз железа массой…

ГЛАВА I- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Определения 1.1.1 Конвенция означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками. 1.1.2 Эффективное удаление от судна есть способность спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, удаляться от судна после спуска без использования их двигателей. 1.1.3 Ускорение при спуске методом свободного падения есть ускорение, которое испытывают на себе находящиеся в шлюпке люди при спуске. 1.1.4 Высота спуска свободным падением есть наибольшая одобренная…

Международный кодекс по спасательным средствам

1 Целью настоящего Кодекса является установление международных стандартов к спасательным средства, требуемым главой III Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. 2 С 1 июля 1998 г. данный Кодекс является обязательным по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. Любые будущие поправки к Кодексу одобряются и вступают в силу в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей VIII вышеуказанной…