Требования к паспорту группы в детском саду по фгос

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему:
паспорт группы

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № ….» города Ярославля

Возраст детей 5-6 лет

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды

Группа № 4, старшая

Целевой возраст детей группы : 5-6 лет

Количество детей : 25 (12 мальчиков, 13 девочек)

Дата составления паспорта:

Паспорт составлен: Шибаевой Евгенией Леонидовной,

Целевая аудитория: педагоги, родители.

  • Организация пространства для различный, в основном свободных, видов деятельности детей;
  • Включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
  • Создание условий для гармоничного развития детей.
  • Организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;
  • Создание условий для преемственности гармоничного развития ребенка в условиях семьи и детского сада.

Требования по организации РППС в группе:

  • РППС организована в соответствии с требованиями нормативных документов дошкольного образования, с учетом требования основной образовательной программы ДОУ.
  • РППС отражает полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • РППС состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности, и представляет целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.
  • Предметное содержание РППС выполняет информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
  • Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы):
  • Не провоцирует ребенка на агрессивные действия;
  • Не вызывают у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые).
  • РППС группы отвечает следующим качествам, направленным на обеспечение гармоничного развития ребенка:
  • Полифункциональность (дает возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях);
  • Применение элементов РППС в совместной деятельности ( все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при нициировании совместных действий);
  • Дидактическая ценность (игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка);
  • Эстетическая ценность (игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств).
  • Все элементы РППС соответствуют критериям, установленным ФГОС ДО.
  • Все элементы РППС имеют необходимые сертификационные документы: Сертификаты соответствия и Гигиенический сертификат.
  • Игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
  • Организация пространства РППС группы обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
  • Гибко в зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемые: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

Примерный перечень центров для организации РППС:

  1. Игровой центр (сюжетно-ролевые игры, строительные игры и др)
  2. Центр двигательной активности (физкультурный миницентр)
  3. Центр познавательной активности (мницентр настольно-печатных и развивающих игр, миницентр науки (природы и эксперементирования) математический миницентр и пр.)
  4. Речевой центр (миницентр книги)
  5. Центр релаксации (уголок уединения, миницентр «Мое настроение»)
  6. Центр искусства и творчества (миницентр художественно-продуктивной деятельности)

Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО

Надежда Москвина
Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО

Вопрос создания развивающей предметной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде.

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, в ДОУ должна быть создана развивающая предметно пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

Среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания», «среда развития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

В соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой ДОУ РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

-содержательно насыщенной (включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением; возможность самовыражения детей)

трансформируемой (обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей)

-полифункциональной (обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности)

-доступной (обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности)

-безопасной (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности).

Создание среды, отвечающей всем этим условиям— задача очень непростая, и для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной группе РППС возникла необходимость паспортизации групп ДОУ. Паспорт группы детского сада — это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.

Основная функция паспортизации ДОУ — это открытость, информированность всех участников образовательного процесса и анализ соответствия условий дошкольного учреждения ФГОС ДО.

Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно- образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающей среды.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.

Цель работы по паспортизации кабинетов и групп – регулирование создания и обогащения предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Задачи: Анализ нормативно – правовых основ принципов построения РППС, а также теоретических исследований и практического опыта по данному вопросу, разработка соответствующей нормативно – правовой базы; Анализ обогащения предметно-развивающей среды с учетом разных уровней развития ребенка;

Анализ обогащения предметно-развивающей среды по направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное;

Анализ проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ООП МБДОУ.

В работе по паспортизации групп и кабинетов ДОУ можно выделить подготовительный, деятельностный и заключительный этапы:

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами, комплексной программой.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Нормативно-правовая база проведения паспортизации – это:

Это интересно:  Орган опеки железногорск красноярский край

Закон об образовании в РФ

ФГОС ДО

Локальные акты, регулирующие паспортизацию кабинетов и групп, это:

• Положение о группе общеразвивающей направленности;

• Положение о методическом кабинете;

• Положение о студии художественно – эстетического развития;

• Приказ об утверждении паспортов групп, кабинетов.

Структура паспорта группы:

1. Общая информация:

Группа (возраст, направленность).

Формат услуг (присмотр и уход, реализация ООП ДО, особенности работы группы, продолжительность пребывания детей в группе.

• Списочный состав детей с датами рождения.

• Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф. И. О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке)

2. Организационный раздел:

• Режим дня группы на теплый и холодный период.

• Учебный план (распределение нагрузки)

• Расписание организованной образовательной деятельности

3. Материально – технический раздел.

Условия в группе для организации питания, хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены.

• Содержание предметно – пространственной развивающей среды

Даная структура полностью отражает содержание развивающей предметно – пространственной среды детского сада, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям каждой возрастной группы.

В ходе работы было создано необходимое нормативно-правовое обеспечение паспортизации, были созданы паспорта всех возрастных групп, методического кабинета, музыкального зала, студии художественно – эстетического развития детей, благодаря чему была дана возможность педагогам и специалистам проанализировать состояние РППС и проектировать обогащение воспитательного процесса необходимым оборудованием в дальнейшем. После проведения паспортизации выявились дальнейшие направления работы, проведен анализ РППС, выявлены недостатки, определены пути их устранения. В перспективе мы планируем работать над индивидуализацией РППС (названия групп, соответствующий стиль оформления, планируется работа по совершенствованию предметной среды прогулочных участков и их паспортизация. Работа над созданием современной отвечающей требованиям ФГОС РППС продолжается.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Аннотация В данной методической рекомендации предлагаются игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые можно.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Пути формирования у детей 6–7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Пути формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС ДО Выполнила: Степнова О. П., воспитатель.

Соблюдение культурно-гигиенических навыков в режиме дня как основа формирования здоровьесбережения и реализации ФГОС ДО Цель: совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время умывания. Задачи: 1. Способствование.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Проетно-исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС до ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового.

Разработка общего родительского собрания «Взаимодействие семьи и ДОУ как средство реализации ФГОС дошкольного образования» Западное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской.

Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Центр уединения в детском саду как средство обеспечения психолого-педагогических условий при реализации ФГОС Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего.

Методическая разработка (младшая группа) на тему:
паспорт группы «цыплята»

Нам в саду совсем не скучно,

Мы семья — мы неразлучны.

Дружно вместе мы живем

Здесь тепло, как под крылом!

Возраст детей: группа раннего возраста от 2-3 лет.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования

первой младшей группы «Цыплята»

Адрес дошкольного учреждения:

352330, Краснодарский край,

Нам в саду совсем не скучно,

Мы семья — мы неразлучны .

Дружно вместе мы живем

Здесь тепло, как под крылом!

Возраст детей : группа раннего возраста от 2-3 лет.

Списочный состав: На начало учебного года (сентябрь):

30 детей – 16 девочек, 14 мальчиков.

Многодетные семьи: 4

Один ребенок в семье: 11

Не полная семья: 1

Педагогический состав группы:

Макшанова Надежда Тимофеевна,

высшая квалификационная категория

Плюхина Марина Владимировна,

высшая квалификационная категория

Грачева Юлия Вениаминовна,

первая квалификационная категория

Гаврилова Наталья Анатольевна

Гаврилова Яна Александровна

Музыкальный руководитель группы: Ловдикова О.М

Педагог психолог : Елкина О.А

Программы и технологии, используемые в работе:

С детьми систематически проводится организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием образовательной деятельности.

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М. А. Васильевой.

Список использованной методической литературы:

— «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего дошкольного возраста». Л.И. Мосягина;

— «Познавательное развитие ребенка дошкольного раннего возраста»,

— «Игровые занятия с детьми от года до двух», Д.Н. Колдина;

— «Развитие игровой деятельности», Н.Ф. Губанова;

— «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста»,

— «Речевое развитие детей раннего возраста», О.Э. Литвинова;

— «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста», О.Э. Литвинова.

Технология исследовательской деятельности ( наблюдения; моделирование — создание моделей об изменениях в неживой природе; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова, применение потешек

Коллекционирование ( Игрушки-киндер, ракушки, животные, машинки)

Информационно-коммуникационные технологии (Создали презентации в программе РowerРoint и мультимедиоигры для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.)

Личностно — ориентированная технология

Игровая технология — дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; использовали картотеки.

Уровень заболеваемости детей в группе.

В результате изучения течения адаптации детей ясельной группы «Цыплята», были получены следующие данные

Легкая степень – 15 детей, т.е. эти дети почти не болели и быстро привыкли к детскому саду.

Средняя степень – 11 детей, они переболели по 2- 3 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство.

Тяжелая степень – у 4 детей, острая фаза адаптационного процесса, прошла тяжело, наблюдалась плаксивость, капризность. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленность к режимным моментам детского сада, отсутствие единства требований в воспитании ребенка.

Средняя посещаемость детей –

Организация процесса адаптации детей к условиям детского сада.

Для того, чтобы эту задачу решить мы проводили следующие мероприятия:

Заполнение первичного патронажа (выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания для сна; узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование)

Ежедневное наблюдение за ребенком, за его эмоциональном состоянием, настроением, аппетитом, двигательной активностью, сном, поведением по отношению к другим детям и к воспитателям (социальный контакт).

-Ежедневное заполнение листов адаптации

-Постепенное привыкание детей к режиму группы.

-Использовали элементы телесной терапии

-Предлагали ребенку ложиться в постель со своей игрушкой;

-Использовали игровые методы взаимодействия с ребенком. Ежедневно проводились игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым (потешки, пальчиковые игры), дидактические, настольные, настольно – печатные, строительные, подвижные, музыкальные. Базовыми средствами работы служили разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекали детей в свой ритм, переключали их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяя детей, задавая положительный эмоциональный настрой.

-Создавали у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Это интересно:  Приказ министра труда и социальной защиты населения рк 275-п

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Особенности развития детей раннего возраста:

Наталья Голофаева
Паспорт группы

МКДОУ «Детский сад №12 «Алёнушка»

Паспорт

среды подготовительной группы № 7

ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.

Группа состоит:

Групповой комнаты,

В группе имеются:

• Детские шкафчики для одежды, лавки;

• Детские столы, стулья;

• Шкафы и полки для игрушек;

• Детские раздвижные кровати;

Назначение и цели организации РППС ДОО

Развивающая предметно- пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной сферы дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей…

Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…

Построения вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мативации непрерывного самосовершенствования…

Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность;

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;

Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

•Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей подготовительной группы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

•Вариативность среды предполагает:

— наличие в нашей группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

•Доступность среды предполагает:

— доступность для детей, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

•Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использовании.

Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Оформление паспорта группы в ДОУ: правила и примеры

Воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений следует знать, как собирать информацию о своих воспитанниках и правильно оформлять рабочую документацию. Поскольку паспорта групп и кабинетов являются одними из самых информативных документов в детском саду, их нужно уметь правильно составлять.

Роль паспорта группы в образовательном процессе в детском саду

Паспорт группы в дошкольном учреждении представляет собой документ, содержащий информацию о воспитанниках группы, технологическом оснащении, педагогическом составе, режиме дня и расписании занятий. Всё это позволяет родителям, членам коллектива и административным образовательным организациям получить наиболее точную и полную информацию о группе.

В паспорте отражены основные моменты жизни группы: кто работает с воспитанниками, в каких условиях развиваются дети, какие услуги оказываются образовательным учреждением.

С паспортом группы можно ознакомить родителей во время собрания

Цели и задачи паспортизации группы

Основная задача паспорта группы — грамотное отображение рабочей структуры, условий и содержания группы, отдельных кружков, кабинетов, зон развития, залов в ДОУ. Главной целью является регулирование и создание обогащённой предметно-развивающей среды, индивидуально для каждой возрастной группы воспитанников.

Задачи паспортизации группы:

  • обогащение и дополнение предметно-пространственной среды в соответствии с уровнем развития воспитанников детского сада;
  • обеспечение вариативности развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
  • проектирование единого образовательного пространства ДОУ в соответствии с программами дошкольного образования.

Паспорт группы (кабинета) составляется в начале учебного года. В отдельных случаях допускается повторная паспортизация.

Виды паспортов в ДОУ

Существует несколько видов паспортов для групп:

  • Социальный (информация о детях, уровне их физического и умственного развития).
  • Образовательный (план образовательного процесса, режим дня на холодное и тёплое времена года, основные учебные задачи на текущий год).
  • Технический (информация о наличии в группе необходимой мебели, предметов для игр, различных зон для игры и занятий, учебных материалов, площади помещений и их количестве).
  • Паспорта музыкальных, физкультурных, танцевальных залов (информация об ответственном за кабинет или зал педагоге, размерах помещения, оснащении необходимым оборудованием).
  • Паспорт методического кабинета (общие сведения о помещении, информация о зонах развития и оборудовании, книгах и картотеках, план кабинета).
Это интересно:  Как получить паспорт на нежилое помещение

Также существуют общие для ДОУ паспорта, содержащие информацию о сотрудниках, по пожарной безопасности, правилам поведения на дорогах, общие сведения о детском саде, его планировке, предметном оснащении, дополнительных образовательных услугах.

Видео: паспорт группы «Ромашки»

Как оформить паспорт группы детского сада

Для разработки и оформления паспорта группы воспитателю следует сформулировать условия, содержание деятельности воспитанников, а также показатели результативности. Воспитатель составляет социальный и образовательный паспорт группы. Социальный паспорт включает в себя информацию о каждом воспитаннике группы, особенностях семьи, её типе (полная/неполная, благополучная/имеются проблемы), социальном статусе родителей, их материальном обеспечении, участии членов семьи в жизни детского сада.

Образовательный паспорт представляет собой документ, содержащий планы образовательной работы с детьми, расписание учебной деятельности, режим пребывания дошкольников в детском саду, перечень помещений и оборудование группы, цели каждого центра развития, их наполняемость (игры, книги, конспекты, учебный материал). Здесь же могут быть перечислены документы группы, информационные стенды и их направленность.

Как правило, в начале документа указываются цели и задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Фотогалерея: пример оформления социального паспорта группы

Фотогалерея: пример оформления образовательного паспорта группы

Паспорт логопедического кабинета

Если документ нужен не для группы, а для определённого помещения, где проводятся занятия, то следует указать его площадь, количество рабочих мест, основное назначение. В случае логопедического кабинета это создание условий для обучения согласно ФГОС, доступная, безопасная и разнообразная образовательная среда для развития речи у детей дошкольного возраста.

Список необходимых пунктов для оформления паспорта логопедического кабинета:

  1. График работы.
  2. Правила пользования кабинетом (для родителей, педагогов и сотрудников ДОУ).
  3. Цель работы кабинета (диагностическое обследование речевых нарушений детей, помощь в освоении образовательной программы, проведение подгрупповых и индивидуальных занятий).
  4. Задачи коррекционной работы логопеда.
  5. Оборудование кабинета (индивидуальная зона развития, общее оснащение).
  6. Документация (нормативно-правовые документы федерального уровня по обеспечению деятельности логопеда, правовое обеспечение профессиональной деятельности как работника муниципального образовательного учреждения).
  7. Внутренняя документация (здесь могут быть журналы обследования, учёта посещаемости кабинета детьми, расписание занятий, отчёты, планы работы, тетради учащихся и т. д. по решению заведующей ДОУ и логопеда).
  8. Предметно-развивающая среда (список картотек, игр и пособий для развития различных речевых навыков, таких как: звукопроизношение, слуховое внимание, работа со словарным запасом, грамматический строй речи, развитие связной речи, правильного дыхания).
  9. Список методической литературы для работы.

По аналогии с паспортом логопедического кабинета оформляется паспорт кабинета психолога

Паспорт логопедического кабинета может содержать следующие сведения:

  • Ф. И. О. специалиста, ответственного за кабинет.
  • Год организации кабинета.
  • Место нахождения кабинета.
  • Площадь.
  • Освещение.
  • Воздушный режим.
  • Тепловой режим.
  • Наличие функциональных зон.

Паспорт логопедического кабинета содержит перечень учебных материалов и пособий.

Фотогалерея: пример оформления паспорта логопедической группы

Паспорт физкультурного зала

Отличается тем, что имеет разрешение на проведение физкультурных занятий, имеет договор об ответственности, которую несёт педагог за воспитанников во время обучения. Также отдельно вынесены требования СанПиНа к помещению, техника безопасности и обращения со спортивным оборудованием. При оформлении паспорта спортивного зала группы потребуется перечислить:

    Задачи, выполняемые в данном помещении, его характеристики, предназначение (для занятий физкультурой, праздничных и спортивных мероприятий).

На титульном листе паспорта можно разместить фото помещения

В физкультурном зале должно находиться различное оборудование для спортивных упражнений

Необходимо описать оборудование и указать действия, выполняемые детьми в зале

Паспорт предметно-развивающей среды

Такой документ должен содержать в себе информацию о каждой зоне развития, имеющейся в группе. Если он предоставляется в электронном виде, то желательны фотографии. Указываются задачи для конкретной возрастной группы воспитанников, которые находятся в этом помещении, что предусматривает коррекционная работа (если в группе имеются дети с отклонениями от нормы развития), нормативно-правовая и методическая базы построения развивающей среды группы.

Список основных пунктов паспорта предметно-развивающей среды:

  1. Пояснительная записка (включает в себя цели и задачи работы, информацию о развивающей, консультативной, коррекционной работе).
  2. Документация, согласно которой проводится развитие и наполнение предметно-развивающей среды (ФГОС, СанПин, Конвенция о правах ребёнка, программа, по которой работает ДОУ, методическая литература).
  3. Принципы построения предметно-развивающей среды (доступность, содержательность, трансформируемость, безопасность).
  4. Требования к предметно-развивающей среде согласно возрасту воспитанников.
  5. Требования к играм, игрушкам, дидактическим материалам, книгам.
  6. Список направлений образовательных областей и задач к ним на текущий учебный год.
  7. Информационные справки о раздевалке, спальне, туалетной комнате (краткие, с описанием оборудования, его количеством, целями использования).
  8. Информационная справка о групповой комнате (подробная, с указанием основных характеристик помещения, описанием каждой из зон познания, перечислением оборудования и материалов в конкретных зонах, целей и задач там выполняемых, предметов для игр и самостоятельных занятий детей).
  9. Анализ создания условий в группе в соответствии с ФГТ и наличием необходимого материала развивающей предметно-пространственной среды (количество материалов, игрушек, книг, мебели, их состояние и соответствие возрасту детей).

Примеры паспорта предметно-развивающей среды в ДОУ:

Фотогалерея: пример оформления паспорта предметно-развивающей среды в группе

Паспорт музыкального зала

Этот паспорт отличается более кратким содержанием, но должен включать в себя расписание занятий для каждой группы детского сада и список проводимых мероприятий (утренняя гимнастика, концерты, утренники, занятия вокальных и танцевальных кружков, индивидуальные и групповые занятия). Можно указать основные требования к музыкальному залу, его оформление. Дополнительные пункты педагог может обговорить с заведующим ДОУ.

Пункты для оформления паспорта музыкального зала:

  1. Технические характеристики (размеры, число мест, окон, наличие осветительных приборов, системы отопления и пожарной безопасности).
  2. Оборудование зала (столы, стулья, шкафы).
  3. Музыкальные инструменты (отдельно перечисляются инструменты, используемые преподавателем, и отдельно — детские).
  4. Аудиоаппаратура (музыкальные центры, магнитофоны).
  5. Игрушки.
  6. Кукольный театр (ширмы, декорации, перчаточные куклы).
  7. Атрибуты (цветы, шарики, ленты, платки, шляпы, листочки, снежинки, колпачки, мячи и т. д.).
  8. Наглядно-демонстрационный материал (портреты музыкальных композиторов, картинки с музыкальными инструментами, видеофильмы).
  9. Список проводимых в зале мероприятий.
  10. Перечень документов музыкального руководителя.
  11. Список музыкально-дидактических игр.
  12. Методическая литература.

Фотогалерея: пример оформления паспорта музыкального зала

Паспорт экологической зоны

Согласно новым стандартам СанПина, в группах детских садов не должно быть «живого уголка», поскольку у дошкольников может возникнуть аллергия на животных или корма, которые им дают. Поэтому во многих дошкольных учреждениях есть отдельные залы, полностью посвящённые экологии, где помимо растений содержатся животные, которых дети могут изучить вместе с педагогом, покормить, провести наблюдения. Это могут быть рыбки, черепахи, морские свинки, попугаи и т. д. В группах также есть отдельные экологические зоны с различными растениями, соответствующими возрасту детей, за которыми они ухаживают вместе с воспитателем, книгами, иллюстрациями времён года, макетами, правилами поведения на природе.

Список пунктов для паспорта экологического центра:

  1. Пояснительная записка (цели и задачи экологического центра в ДОУ для разных возрастных групп).
  2. График уборки и проветривания помещения.
  3. Расписание занятий групп в экологическом центре.
  4. Характеристика помещения (размеры, наличие окон и света).
  5. Оборудование зала (столы, стулья, аквариумы и клетки для животных).
  6. Растения.
  7. Животные.
  8. Материалы для ухода за растениями (лопатки, лейки, вёдра, тряпки, фартуки).
  9. Материалы для экспериментирования (колбы, банки, весы, разноцветные стекла, песок, камни, ракушки, перья, кусочки ткани и т. д.).
  10. Список дидактических игр.
  11. Дневники наблюдения за животными и растениями.
  12. Художественная литература о природе.
  13. Уголок с поделками воспитанников.
  14. Список методической литературы.

Подбор и размещение растений в экологической зоне ДОУ следует осуществлять в соответствии с их биологическими особенностями.

Фотогалерея: экологический центр в ДОУ

С помощью паспорта группы, зала, кабинета, развивающего центра или всего детского сада можно предоставить подробную информацию о том, в каких условиях занимаются воспитанники, чего им не хватает, какая развивающая работа проводится в детском саду и какие образовательные направления следует развивать.