Пояснительная записка к здоровьесберегающим технологиям в доу

Cайт для руководителя детского сада, Дошкольное воспитание в ДОУ

«Заведующая детским садом, Руководитель ДОУ»

Методическая копилка в детском саду ДОУ

Программа здоровье в ДОУ

Комплексная программа «Здоровье»

1. Пояснительная записка

2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

3. Аналитическое обоснование программы

3.1. Анализ уровня развития детей

3.2. Анализ ресурсного обеспечения программы

4. План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ДОУ

Характеристика основных направлений программы «Здоровье»

5. Медико-профилактическая деятельность

5.1. Мониторинг здоровья детей

5.2. Профилактика и оздоровление детей

5.3. Организация питания

5.4. Организация питьевого режима

5.5. Проведение закаливающих процедур

5.6. Организация гигиенического режима

5.6.1. Гигиена воздуха

5.6.2. Режим проветривания

5.6.3. Проведение противоэпидемиологических мероприятий

5.6.4. Гигиенические требования к игрушкам

5.7 Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

5.7.1. Качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка

5.7.2. Организация и проведение прогулок

5.7.3. Организация прогулки в летний период времени

5.7.4. Оказание первой медицинской помощи

5.7.5. Оптимизация режима дня

5.7.6. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и режима дня

6. Физкультурно-оздоровительная деятельность

6.1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности

6.2. Модель двигательного режима детей 3-7 лет

6.3. Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки

6.4. Требования к организации занятий по физическому воспитанию

6.5. Организация оздоровительных беговых тренировок

7. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

7.1. Модель организации деятельности по обеспечению психического здоровья детей

7.2. Охрана психического здоровья

8. Здоровьесберегающая образовательная деятельность

8.1. Валеологическое образование детей, осуществляемое в рамках образовательной программы «Развитие» под ред. Л. А. Венгера

8.2. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни

8.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

9. Взаимодействие с семьей

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения). Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень.

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая целевая программа «Здоровье». Программа ориентирована на улучшение медико-психолого-педагогических условий пребывания детей в ДОУ.

Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

  1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
  2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
  4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка– необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества , что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.

За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В. А. Деркунской: «Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
  2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
  3. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий

(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • контроль за физическим развитием дошкольников;
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий :

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • профилактика зрения.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения социально-психологического

  • в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
  • эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель — обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.

Презентация по теме:
Презентация опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста» и пояснительная записка к презентации

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Яйский детский сад «Чайка» « Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста» Буробина Александра Борисовна Инструктор по физической культуре I квалификационная категория

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Задача каждого ДОУ, обозначенная в ФГОС дошкольного образования:

Дополнительное образование «Звездный дождик»

Упражнения для профилактики плоскостопия и дыхательная гимнастика

Игровой самомассаж и пальчиковая гимнастика

Занятия на свежем воздухе и дни здоровья

Музыкально-подвижные игры и игры соревнования

Приглашаем к сотрудничеству Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Яйский детский сад «Чайка» 652100, Кемеровская область, Яйский муниципальный район, п.г.т . Яя , ул. Пионерская,5 тел. 8 (384-41) 2-13-82 Сайт: chaika-jaja.ucoz.ru

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 1. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Поэтому, перед нами встала необходимость в целесообразном подборе здоровьесберегающих педагогических методик и технологий.

СЛАЙД 2. Определила цель своей деятельности: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий.

Поставила следующие задачи:

1. Создать здоровьесберегающую среду на занятиях.

2. Формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Это интересно:  Официально не работаю будет ли пенсия

3. Воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

4. Обеспечить преемственность дошкольного и семейного воспитания путём активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс (приобщение родителей к традициям в ДОУ).

СЛАЙД 3. Повышая интерес детей к физическим упражнениям, исхожу из природной потребности дошкольников в игре. Провожу вариативные формы утренней гимнастики такие как: обычная, игровая, музыкально-ритмическая, с различными предметами и без них, сюжетная, по показу ребенка, по схемам, со стихотворным текстом. В теплое время года утреннюю гимнастику провожу на улице, что способствует лучшему закаливанию организма.

СЛАЙД 4. Как при проведении гимнастики, так и при проведении занятий, применяю здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребят. Во время гимнастики и занятий дети выполняют упражнения с различными предметами из разных и.п. На занятиях ребятам нравиться ходить, наступая из следа в след, по дорожкам «Здоровья».

СЛАЙД 5. Для детей старшего возраста организованы занятия ритмики и танца «Звёздный дождик», которые способствовали укреплению здоровья, формированию правильной осанки, развитию основных видов движений и психофизических качеств.

СЛАЙД 6. К нетрадиционным методам иммунопрофилактики относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, массаж и самомассаж.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. Ежедневно использую упражнения с мячиками, платочками, камешками, шишками; хождение босиком по дорожкам «Здоровья».

СЛАЙД 7. В своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Например, при проведении досуга «Прогулка в лес» дети выполняют пальчиковую игру «По грибы». В методической копилке имеется: картотека стихов, пальчиковых игр, книги, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений: мячи-ежики, платочки, ленточки, шишки, камушки и т.д.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами (аурикулотерапия) полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

СЛАЙД 8. За время существования детского сада сложилась определённая традиция в сфере оздоровительной деятельности. Один раз в квартал проходит Неделя здоровья, которые имеют свои названия. Один раз в месяц организовываются физкультурные досуги, развлечения, два раза в год спортивные праздники. Прогулку организую так, чтобы она была интересной для детей, включаю сюрпризный момент, подвижные, хороводные игры, игры малой активности. Перед детским садом нанесена цветная полоска способствующая увеличению двигательной активности.

СЛАЙД 9. Ежегодно участвуя в «Веселых стартах» на базе ДЮСШ «Альбатрос» дети занимают призовые места.

СЛАЙД 10. Таким образом, данная система работы с детьми, родителями и сотрудниками детского сада даёт свои положительные результаты по здоровьесбережению. В дальнейшем оздоровительная система будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как центр родительского просвещения. Пояснительная записка

Просветова Светлана
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как центр родительского просвещения. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно- оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно- оздоровительной работе.

В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:

1. Социально-психологическое направление —технологии и методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме.

3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так-же использование физического потенциала.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Организация двигательного режима детей

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня (Приложение №1).

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно- оздоровительной работе мною, как инструктором по физкультуре используются следующие формы и методы:

Традиционная утренняя гимнастика: состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег, комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика: включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов: проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.

Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно- оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

Корригирующие упражнения – используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;

Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно- оздоровительной работы используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Дыхательная гимнастика – может применяться как в вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;

Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно- оздоровительной деятельности на организм;

Активный отдых – проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

Традиционно проводится у нас каникулярные сезонные недели, во время которой дети принимают участие в различных мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Разрабатывая сценарии досугов, я творчески подхожу к выбору темы и форме проведения. Тематику досугов условно делю на 4 группы: развлекательные, спортивные, оздоровительные, нравственно-патриотические.

Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно- оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов.

Условиями успешного проведения занятий считаю:

1. Занятия проводятся в спортивном зале, в спортивной одежде, при наличии спортинвентаря, ковриков, разнообразной фонотеки.

2. Создание эмоционально-положительной непринужденной обстановки на занятии.

3. Учет нагрузки и дозировки в каждой возрастной группе.

Нагрузка от минимальной должна возрастать постепенно, т. к. в это время происходит начальный этап адаптации к ней организма.

4. Каждому занятию стараюсь придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.

5 Учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.

Применяя такие методы и технологии как: подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, дыхательную; непосредственно физкультурные занятия, беседы о здоровье, самомассаж, Ортопедические и корригирующие упражнения, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Это интересно:  Техплан сооружение приказ

Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ

В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий: (см. Приложение).

Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствовали сохранению и укреплению здоровья и обеспечивали успешность обучения дошкольников. Дети активно включались в организованную образовательную деятельность и получили знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Конспект родительского собрания «Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях» Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ» ПРОБЛЕМА: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, активного осмысленного отношения.

Развитие речи. Пояснительная записка Развитие речи. Пояснительная записка. Извлечение из ФГОС ДО Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;.

Пояснительная записка к учебному плану ДОУ Учебный план Пояснительная записка к учебному плану по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [/b] Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья.

Материал на тему:
Пояснительная записка к презентации опыта

Индивидуальная работа на занятиях по развитию речи

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации опыта

Прокопчик О.В., воспитатель

МДОУ Тисульского детского сада №1 «Колосок»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Работа по развитию речи детей на протяжении многих лет занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта работы с детьми показывает, что занятия по развитию речи по традиционным методикам не дают желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы, в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка. Именно поэтому данная проблема является актуальной и на сегодняшний день.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС ДО традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Стратегия современного обучения согласно одному из принципов ФГОС ДО (п. 1.4.) строится на построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Занятия по развитию речи занимают небольшую часть общего бюджета времени пребывания ребёнка в детском саду, но их воспитательное значение велико.

Индивидуальный подход на занятиях по развитию речи способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Исходя из этого, была поставлена цель: развитие речи детей дошкольного возраста через организацию индивидуального подхода на занятиях по развитию речи.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике;
  2. Наметить основные направления по внедрению индивидуального подхода на занятиях по развитию речи;
  3. Проверить целесообразность использования индивидуального подхода на занятиях по развитию речи дошкольников с применением новых технологий.

Теоретической базой работы стали исследования отечественных и зарубежных ученых Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др.

Как известно речь – функция высшей нервной деятельности. Ни одно другое существо более не обладает этим Божьим даром. И у каждого ребёнка он развивается особенно, по-своему. Эти индивидуальные различия просто необходимо учитывать.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, методических пособий по развитию речи помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. На занятиях по развитию речи активно применяю:

  • игровые технологии (игры-драматизации, дидактические игры)
  • и нформационно-коммуникационные технологии ( интерактивные игры и игровые презентации );
  • технологию моделирования;

Использование данной техники ( мнемотехника, опорные картинки, карточки-символы ) на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, а так же помогает ребёнку в обогащение словарного запаса.

  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика);
  • методическое пособие лэпбук.

Лэпбук — тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями.

  • методические пособия Воскобовича

Это уникальный комплекс разноплановых игровых пособий, направлен на обучение ребенка основным знаниям в рамках игрового пространства.

Игры Воскобовича развивают память, речь, мышление, воображение. Они учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения, отрабатывают навыки и закрепляют умения.

В результате использования такой системы занятий, которая включает в себя индивидуальный подход, удалось добиться повышения эффективности всех составляющих процесса по развитию речи. Поведение детей в ходе таких занятий изменилось: они стали более активными, повысился интерес к образовательной деятельности. Их ответы стали более полными, содержательными, точными, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Уровень грамматически правильных ответов значительно повысился.

Показателем хорошего развития речи детей стало участие воспитанников в районном конкурсе выразительного чтения «К подвигу героев прикоснись…», посвященного празднованию 70-летия Победы в ВОВ – 1 место.

Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи является эффективным средством активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста.

«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

1 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка») «ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Подготовили воспитатели: Алексеева Л.Н, Магомедова А.Б. г. Пыть-Ях, 2017г.

2 «ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии валеологического просвещения родителей. Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

3 развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Технологии социально-психологического благополучия ребѐнка технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребѐнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребѐнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социальноэмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребѐнка в педагогическом процессе ДОУ. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребѐнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий учѐт личностных особенностей ребѐнка, индивидуальной логики его развития, учѐт детских интересов и предпочтений в

Это интересно:  Адвокат а торжке

4 содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребѐнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Технологии валеологического просвещения родителей это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Возможности использования здорвьесберегающих технологий в ДОУ. Обоснование выбора использования здовьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях): 1. 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии. Педагогические здоровьесберегающие технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья — Стретчинг — Динамические паузы — Подвижные и спортивные игры — Релаксация — Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др) — Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая Технологии обучения здоровому образу жизни — Физкультурные занятия — Проблемно-игровые :игротренинги, игротерапия — Коммуникативные игры — Серия занятий«уроки здоровья» — Точечный самомассаж Коррекционные технологии — Технологии музыкального воздействия — Арт-терапия — Сказкотерапия — Технологии воздействия цветом — Психогимнастика — Фонетическая ритмика

5 Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа дошкольного учреждения конкретных условий дошкольного образовательного учреждения организации здоровьесберегающей среды от программы, по которой работают педагоги продолжительности пребывания детей в ДОУ от показателей здоровья детей профессиональной компетентности педагогов. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели. Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели. Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели. Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,

6 Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог. Гимнастика пальчиковая с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели. Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Гимнастика ортопедическая в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст мин., средний возраст мин., старший возраст мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель. Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

7 Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания. Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурнооздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги Арт-терапия. Сеансами занятий по мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

8 Технологии воздействия цветом как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Ответственный исполнитель: воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.