Статья 30. Полномочия пограничных органов
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения
Статья 30. Полномочия пограничных органов
Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:
обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;
осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;
участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
проводят при необходимости пограничные поиски и операции;
осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:
1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;
2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;
4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;
5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;
6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;
7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;
См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденный приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 563
См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденную приказом ФСБ РФ от 6 мая 2008 г. N 227
9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;
10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;
12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;
13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;
14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;
16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;
17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;
18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;
19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:
предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;
предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;
остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;
снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
20) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности пограничных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу. (Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).
При осуществлении пограничных поисков и операций на территории Российской Федерации пограничные органы могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй настоящей статьи.
При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам), используемым пограничными органами, предоставляется право на безвозмездное:
использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;
получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;
обеспечение полетов и кораблевождения.
Иные права пограничным органам могут быть предоставлены только федеральными законами.
Не допускается использование пограничными органами предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами.
Пограничный наряд имеет право
Пограничные войска обязаны:
1) пресекать любые попытки противозаконного изменения Государственной границы.
2) отражать вооруженные вторжения воинских формирований и организованных преступных групп на территорию Республики Армения, пресекать вооруженные и иные подстрекательства, возникающие на Го- сударственной, границе, защищать население и все виды собственности от упомянутых преступных посягательств,
3) предотвращать и не допускать пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами вне пунктов пропуска или незаконными путями и обнаруживать и задерживать нарушителей Госу- дарственной границы,
4) в установленных пунктах осуществлять пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества при наличии соответствующих документов,
5) в установленном порядке самостоятельно или совместно с таможенными службами пресекать попытки незаконного ввоза в Республику Армения или вывоза из Республики Армения взрывчатых, ядовитых. радиоактивных, наркотических веществ, оружия, боеприпасов, провоз через Государственную границу запрещенных предметов и иных предметов контрабанды.
6) обеспечить исполнение обязательств по вопросам режима Госу-арственной границы, вытекающих из международных договоров,
7) самостоятельно или совместно с органами внутренних дел контролировать соблюдение пограничного режима,
8) самостоятельно или совместно с органами внутренних дел, сотрудниками аэропортов, открытых для международных полетов, приграничных железнодорожных вокзалов и автомобильных станций контролировать осуществление установленного режима в пунктах пропуска чере Государственную границу
9) осуществлять контроль за соблюдением летных и иных правил воздушными судами или иными летательными аппаратами, пересекающими Государственную границу,
10) в районах несения службы оказывать необходимое содействие специально уполномоченным на то государственным органам в сфере их деятельности по охране природных ресурсов, применению правил рыболовства, по охране природной среды от загрязнения.
Военнослужащие Пограничных войск во время исполнения служебных обязанностей при обращении к лицам обязаны представляться, а по требованию последних — предъявлять служебное удостоверение или военную книжку, во взаимоотношениях проявлять вежливость, терпение и сдержанность.
Пограничные войска обеспечивают установленные законодательством Республики Армения права задержанных или арестованных лиц, подозреваемых в действиях по нарушению Государственной границы, а также при необходимости принимают меры по оказанию этим лицам медицинской и иной помощи, сообщают родственникам задержанного или арестованного лица о месте его пребывания в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Армения.
Статья 27. Права Пограничных войск
Пограничные войска в пограничной зоне, а также на территории приграничных населенных пунктов при осуществлении охраны Государственной границы имеют право:
1) строить здания, строения, инженерно-технические сооружения, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых им землях,
2) располагать пограничные наряды и передвигаться при исполнении служебных обязанностей по любому участку местности,
3) вести в соответствии с законодательством Республики Армения дознание по делам о нарушениях Государственной границы и предпринимать необходимые оперативно-розыскные меры,
4) осуществлять административное задержание лиц, нарушивших пограничный режим или режим пунктов пропуска через Государственную границу на срок до трех часов для составления протокола, а при необходимости для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — на срок до трех суток с сообщением об этом в письменной форме прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или с санкции прокурора-на срок до десяти суток, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность, подвергать задержанных допросу, обыску, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи.
5) осуществлять административное задержание иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших Государственную границу, на сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, а если об этих лицах в установленном порядке принято решение о передаче их пограничным властям сопредельных государств, с санкции прокурора задерживать этих лиц на необходимое для их передачи время,
6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в изоляторах временного содержания или других арестах, специально оборудованных для этих целей. О каждом случае административного задержания, обыска задержанного, дознания, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол и сообщается об этом прокурору.
7) приглашать лицо в подразделения Пограничных войск для выяснения обстоятельств нарушения Государственной границы, ее режима, пограничного режима или режима пунктов пропуска через Государст- венную границу.
В необходимых случаях выяснение обстоятельств упомянутых нарушений может осуществляться также в иных местах,
8) проверять соответствующие документы на въезд в Республику Армения и выезд из Республики Армения лип, пересекающих Государственную границу, делать в них соответствующие отметки, а при необ- ходимости-временно изымать их, не допускать прохождение через Государственную границу лиц, не имеющих соответствующих документов на въезд или выезд, до надлежащего оформления ими документов , а пересечение Государственной границы или до выяснения обстоятельств утери документов гражданами Республики Армения в период нахождения за границей и установления их личности,
9) в установленном порядке самостоятельно или совместно с сотрудниками таможенных служб производить досмотр лиц, грузов и иного имущества, проходящих через Государственную границу,
10) в установленном порядке изымать перевозимые через Государственную границу запрещенные для ввоза или вывоза предметы, а также предметы контрабанды,
11) в установленном порядке производить досмотр проходящих через Государственную границу транспортных средств и перевозимых на них грузов, сопровождать транспортные средства пограничными нарядами,
12) совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями определять места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования,
13) при необходимости ограничивать выполнение различных работ в пограничной зоне,
14) использовать средства связи министерства, государственных управлений и ведомств, транспортные и иные средства предприятий, учреждений, организаций, хозяйств и граждан с их согласия или без их согласия для отражения вторжений на территорию Республики Армения, пресечения различных провокаций на Государственной границе. В случае использования без согласия этих средств командир пограничной части Республики Армения в течение 24 часов обязан сообщать об этом прокурору. Ущерб, причиненный использованным средствам, возмещается в установленном Правительством Республики Армения порядке за счет средств государственного бюджета Республики Армения,
15) учитывая тяжесть и обстоятельства совершенного правонарушения, разрешать вопрос о пересечении Государственной границы со стороны тех лиц, которые пытались провести через Государственную границу предметы, запрещенные для ввоза в Республику Армения или вывоза из Республики Армения, а также предметы контрабанды,
16) в целях обеспечения охраны Государственной границы в соответствии с действующим законодательством временно ограничивать права и свободы граждан, одновременно давая им соответствующие разъяснения об этом,
17) осуществлять иные действия по охране Государственной грани цы в соответствии с законодательством Республики Армения, между народными договорами Республики Армения.
В необходимых случаях, связанных с поиском и задержанием на рушителей Государственной границы. Пограничные войска могут рса лизовать предоставленные им права на всей территории Республики Армения.
Командующий Пограничных войск имеет право в установленном законодательством порядке лиц, нарушивших режим Государственной границы, пограничный режим и режим пунктов пропуска через Государственную границу, а также совершивших административные правонарушения на территории пограничной заставы подвергать административному взысканию, в течение трех дней сообщая об этом в письменной форме в соответствующие органы внутренних дел.
Статья 28. Основные обязанности Войск противовоздушной обороны и Пограничных войск при охране воздушного пространства Республики Армения
Войска противовоздушной обороны обязаны:
1) предложить воздушному судну или иному летательному аппарату ответить на сигналы опроса, произвести опрос о целях влета в воздушное пространство Республики Армения,
2) предложить воздушному судну или иному летательному аппарату изменить курс в направлении воздушных коридоров, выделенных для полетов, предложить совершить посадку в международных аэропортах,
3) в случае угрозы безопасности Республики Армения или совершения какого-либо другого враждебного действия в отношении Республики Армения сопровождать и принуждать воздушное судно или иной летательный аппарат совершить посадку в аэропортах или на другой соответствующей территории. В случае, если воздушное судно или иной летательный аппарат продолжают указанные действия, подразделения Войск противовоздушной обороны уничтожают указанное воздушное судно или иной летательный аппарат.
Пограничные войска обязаны:
1) производить осмотр воздушного судна или иного летательного аппарата, если они не отвечали на сигналы опроса, находились вне воздушных коридоров, нарушили порядок влета в воздушное пространство Республики Армения, а также после влета в воздушное пространство Республики Армения совершили посадку не в международных аэротортах.
Осмотр воздушного судна или иного летательного аппарата включает проверку документов воздушного судна или иного летательного аппарата, проверку документов членов экипажа, пассажиров и грузов.
После осмотра воздушного судна или иного летательного аппарата им может быть разрешено продолжать полет в воздушном пространстве Республики Армения с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воздушное пространство Республики Армения. или они могут быть арестованы в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Закона.
2) запрещать выход из воздушного судна или иного летательного аппарата экипажу, пассажирам или иным лицам иностранного воздушного судна или иного летательного аппарата, совершившим на территории Республики Армения нарушение правил аэропорта, летных, таможенных, санитарных и иных правил,
3) снимать с воздушного судна или иного летательного аппарата и задерживать лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству Республики Армения, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Армения.
Статья 29. Основания для ареста воздушного судна или иного летательного аппарата Пограничными войсками
Воздушное судно или иной летательный аппарат, пребывающие на территории Республики Армения, подвергаются аресту Пограничными войсками в случае, если:
1) воздушное судно или иной летательный аппарат занимаются сбором информации во вред безопасности Республики Армения или совершают какое-либо иное враждебное действие в отношении Республики Армения,
2) воздушное судно или иной летательный аппарат пребывали вне выделенных для пролетов воздушных коридоров,
3) воздушное судно или иной летательный аппарат высаживают или сажают людей, производят погрузку или выгрузку грузов вне международных аэропортов или в международных аэропортах без соответствующего разрешения,
4) командир воздушного судна или иного летательного аппарата не представил необходимые документы воздушного судна или иного летательного аппарата или груза,
5) воздушное судно или иной летательный аппарат не подчинилисьраспоряжениям военнослужащих Пограничных войск или Войск противовоздушной обороны,
6) в воздушном судне или ином летательном аппарате обнаружены предметы контрабанды, а также предметы. запрещенные для ввоза в Республику Армения или вывоза из Республики Армения,
7) воздушное судно или иной летательный аппарат пребывали на территории Республики Армения с нарушением иных установленных правил.
Решение об аресте воздушного судна или иного летательного аппарата принимает командование Пограничных войск после осмотра воздушного судна или иного летательного аппарата.
Воздушное судно или иной летательный аппарат, допустившие нарушения, указанные в пунктах 2-7 настоящей статьи, подвергаются аресту Пограничными войсками, если выяснилось, что они допустили нарушение умышленно или воздушное судно, или иной летательный аппарат нанесли ущерб безопасности или иным интересам Республики Армения.
Статья 30. Протокол осмотра или ареста воздушного судна или иного летательного аппарата
Об осмотре или аресте воздушного судна или иного летательного аппарата составляется протокол, который подписывает представитель Пограничных войск и командир подвергшегося осмотру или аресту воздушного судна или иного летательного аппарата. Протокол составляется на армянском языке, при необходимости обеспечивается перевод текста протокола.
При аресте воздушного судна или иного летательного аппарата у командира изымаются документы воздушного судна или иного летательного аппарата и груза, которые прилагаются к протоколу. Если командир осмотренного или арестованного воздушного судна или иного летательного аппарата считает действия военнослужащих Пограничных войск незаконными или не согласен с содержанием протокола, он может отметить это в протоколе или отдельно в прилагаемых к протоколу документах.
Если командир отказывается подписывать протокол, то об этом делается соответствующая запись.
Статья 31. Последствия ареста иностранного воздушного судна или иного летательного аппарата
Арестованное иностранное воздушное судно или иной летательный аппарат передается полномочным представителям соответствующих иностранных государств или выдворяется с территории Республики Ар- мения в порядке, установленном законодательством Республики Армения, или конфискуется решением суда в случаях, предусмотренных законодательством Республики Армения.
Статья 32. Право военнослужащих Пограничных войск на применение огнестрельного оружия и специальных средств
Военнослужащим Пограничных войск дается право носить и прменять огнестрельное оружие и специальные средства, порядок приобретения, учета, хранения, сдачи и использования которых устанавливается законодательством Респуолики Армения.
Если лицо, пребывающее в пограничной зоне, отказывается выполнять законные требования военнослужащих Пограничных войск, то последние имеют право применять физическую силу, служебных собак, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, установленном законодательством Республики Армения.. О применении огнестрельного оружия немедленно в письменной форме сообщается прокурору. О примененных специальных средствах составляется служебная докладная записка.
Статья 33. Применение оружия и боевой техники при охране Государственной границы
Военнослужащие Пограничных войск, осуществляя охрану Государственной границы, применяют оружие и боевую технику при отражении военного нападения или вторжения на территорию Республики Армения, предотвращении вооруженной провокации на Государственной гранние, если прекращение нарушения или задержание нарушителе не может быть осуществлено другими средствами.
Порядок применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы устанавливается законодательством Республики Армения.
Пограничный наряд
Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .
Смотреть что такое «Пограничный наряд» в других словарях:
Пограничный наряд — группа пограничников, назначенная для охраны участка государственной границы. Виды П. п.: дозоры, часовые, секреты, посты наблюдения и др. пограничный округ, в СССР военно административное и оперативное объединение пограничных войск,… … Словарь военных терминов
Укрупненный пограничный наряд — пограничный наряд в составе до стрелкового отделения с групповым оружием, иногда на бронетранспортерах или боевых машинах пехоты. Применяется при усиленной пограничной службе, отражении вооруженного нападения и вторжения и в других случаях для… … Пограничный словарь
Пограничный конвой — пограничный наряд в составе двух и более пограничников, назначаемый для конвоирования задержанных нарушителей ГГ и разыскиваемых лиц. Он может быть пешим, конным, на машине, катере, самолете или вертолете. При необходимости в состав наряда… … Пограничный словарь
Пограничный пост — 1) пограничный наряд, высылаемый для несения службы по охране ГГ в пределах участка пограничной заставы на определенное время суток в подвижном и неподвижном вариантах; 2) внештатное подразделение (группа), выставляемое на определенное время от… … Пограничный словарь
Наряд — подразделение или группа военнослужащих в воинской части, на корабле (суточный Н.) н в гарнизоне (гарнизонный Н.), назначаемые для несения внутренней, караульной или гарнизонной служб или для выполнения других задач (пограничный Н., Н. на работы… … Словарь военных терминов
Подвижный пограничный пост — пограничный наряд в составе пяти и более пограничников, назначаемый для охраны удаленных от пограничной заставы направлений или участков ГГ, где резерв заставы не упреждает выход нарушителей к государственной границе после преодоления ими… … Пограничный словарь
пограннаряд — пограничный наряд … Словарь сокращений русского языка
Заслон (ЗН) — пограничный наряд, выставляемый для охраны определенного участка государственной границы на рубеже его прикрытия (блокирования) или в тылу с целью задержания нарушителей границы и других разыскиваемых лиц. В состав ЗН могут включаться члены… … Контрразведывательный словарь
Заслон — пограничный наряд в составе пяти и более пограничников, назначаемый для прикрытия определенного участка ГГ, отдельных рубежей (пунктов) в тылу при поиске нарушителей ГГ и других разыскиваемых лиц. В состав З. могут назначаться расчеты… … Пограничный словарь
Поисковая группа — пограничный наряд в составе пяти пограничников и более, назначаемый для поиска, преследования и задержания нарушителей ГГ и других разыскиваемых лиц. В состав П.г. назначают инструктора розыскной собаки или вожатого с хорошо подготовленной… … Пограничный словарь
Виды пограничных нарядов подразделений пограничного контроля, их подчиненность и обязанности
Основные термины:
автоматизированная система пограничного контроля(далее – АСПК) – территориально-распределенный комплекс технических и программных средств, взаимосвязанных между собой для решения задач пограничного контроля, предназначенный для накопления, обработки и хранения информации о физических лицах, транспортных средствах, пересекающих ГГ, и создания единого информационного пространства;
группа пограничного контроля –штатная единица подразделений границы, предназначенная для охраны ГГ, осуществления пропуска через ГГ физических лиц, товаров, а также в пределах своей компетенции транспортных средств в одном пункте пропуска;
контрольные органы – подразделения республиканских органов государственного управления, осуществляющие свои функции в пункте пропуска (таможенный контроль, санитарно-карантинный контроль, ветеринарный контроль, фитосанитарный контроль, автомобильный контроль или контроль приемо-сдаточных операций, контроль в области обеспечения безопасности движения на железнодорожных приграничных и передаточных станциях, контроль в области обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов или контроль безопасности судоходства);
мобильная группа кинологов – подразделение, предназначенное для усиления охраны ГГ в пунктах пропуска в целях выявления нарушителей ГГ, пресечения незаконного перемещения через ГГ наркотических средств и психотропных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных (ограниченных) к перемещению через ГГ;
нарушители – нарушители ГГ, нарушители режима ГГ, нарушители режима в пункте пропуска, нарушители пограничного режима, нарушители правил пребывания в РБ, а также транзитного проезда через территорию РБ;
подразделение пограничного контроля (отделение (пост) пограничного контроля) – основное подразделение органов пограничной службы, предназначенное для охраны ГГ в пунктах пропуска и пропуска через ГГ физических лиц, товаров (в пунктах упрощенного пропуска), а также в пределах своей компетенции транспортных средств;
подразделение границы – основное подразделение органов пограничной службы, непосредственно охраняющее определенный участок ГГ (отдел пограничной службы, пограничная застава (пост), мобильная пограничная застава (пост));
пограничный наряд – один и более сотрудников, выполняющих приказ на охрану Государственной границы;
списочные базы данных автоматизированной системы пограничного контроля(далее-списочные базы данных АСПК) – сведения о физических лицах, состоящих на контрольном учете поручений правоохранительных и иных государственных органов РБ (далее – ППО), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включенных в Список лиц, въезд которых в РБ запрещен или нежелателен, банк данных о гражданах РБ право на выезд, которых из РБ временно ограничено, сведения об утраченных (похищенных), недействительных документах, удостоверяющих личность, для выезда из РБ и (или) въезда в РБ, а также иные сведения, внесенные в АСПК в соответствии с законодательством РБ;
технические средства пограничного контроля(далее – ТСПК) – технические средства, предназначенные для обеспечения оперативно-служебных действий подразделений пограничного контроля и включающие в себя: приборы первичной и специальной проверки документов (стационарные, переносные);техника досмотра транспортных средств; технические средства обеспечения режима в пунктах пропуска (телевизионные средства наблюдения, средства сигнализационного вооружения); техника документирования и вспомогательные средства.
В службе подразделений пограничного контроля применяются следующие виды пограничных нарядов:
1.старший смены пограничных нарядов (ССПН);
2.помощник старшего смены пограничных нарядов (ПССПН);
3.наряд по проверке документов (ПД);
4.наряд по досмотру транспортных средств (ДТС);
5.специальная досмотровая группа (CДГ);
6.наряд по сопровождению транспортных средств (СТС);
7.наряд по наблюдению (Н);
8.часовой у трапа судна (ЧТ);
9.часовой пункта пропуска (ЧПП);
10.дозор (Д);
11.оператор комплекса технических средств (ОКТС);
12.дежурный по отделению (посту) пограничного контроля (Дж);
13.дежурный по комплексу средств автоматизации (Дж КСА).
Численный состав пограничных нарядов определяет начальник отделения (поста) пограничного контроля в соответствии с обстановкой, складывающейся в пункте пропуска.
В случаях действий в составе резерва начальника пограничной группы (отряда), отдела пограничной службы при проведении пограничного поиска (режимных действий), в рамках специальных действий могут применяться пограничные наряды, используемые подразделениями границы.
Пограничные наряды по вопросам организации несения службы в пункте пропуска подчиняются начальнику пограничной группы (отряда), его первому заместителю, начальнику службы пограничного контроля (далее – спк), начальнику отделения (поста) пограничного контроля и их заместителям.
Пограничный наряд также выполняет указания должностных лиц, проверяющих несение им службы, за исключением распоряжений о пропуске (не пропуске) через ГГ физических лиц и транспортных средств, а также о снятии пограничного наряда с места несения службы, ранее установленного приказом на охрану ГГ времени.
Снятие пограничного наряда с места несения службы и перемещения на другое место несения службы осуществляется по команде начальника отделения (поста) пограничного контроля, его заместителей.
Пограничный наряд имеет право самостоятельно оставить место несения службы в случаях:
1.преследования нарушителей;
2.оказания помощи соседним пограничным нарядам;
3.стихийных бедствий и пожаров, если местность, где несет службу пограничный наряд, становится непроходимой для пересекающих ГГ физических лиц и транспортных средств, а дальнейшее несение службы на этом месте (участке) связано с опасностью для жизни и здоровья сотрудников;
4.заболевания (ранения) сотрудников, если по этой причине пограничный наряд не в состоянии продолжать несение службы и отсутствует возможность доложить об этом по команде.
Об оставлении места (участка) несения службы в указанных случаях пограничный наряд при первой возможности докладывает по команде или дежурному по отделению (посту) пограничного контроля.
Управление пограничным нарядам, состоящим из двух и более сотрудников, осуществляет старший пограничного наряда, непосредственно организующий службу пограничного наряда в пункте пропуска.
Старший пограничного наряда отвечает за своевременное и точное выполнение поставленной пограничному наряду задачи. Поддержание в нем воинской дисциплины и безопасное несение службы, а также за сохранность полученных для несения службы вооружений, техники, специальных средств, ТСПК, документации и другого имущества.
Он обязан:
1.организовывать службу пограничного наряда в соответствии с технологической схемой пограничного контроля и поставленной задачей, постоянно контролировать качество ее несения;
2.обеспечить соблюдение составом пограничного наряда законности, а также правил безопасного несения службы;
3.следить за изменениями обстановки, принимать по ним соответствующие решения и, при необходимости, ставить военнослужащим дополнительные задачи;
4.обеспечить эффективное применение АСПК, ТСПК;
5.своевременно докладывать по команде о вопросах, требующих решения старшего начальника;
6.поддерживать взаимодействие с сотрудниками контрольных органов и обслуживающим персоналом пункта пропуска;
7.после выполнения поставленной задачи проводить итоги службы пограничного наряда и докладывать о результатах старшему начальнику.
Старший пограничного наряда имеет право:
1.ставить задачи по службе подчиненным ему сотрудникам и требовать их выполнение;
2.самостоятельно, в пределах своей компетенции и утвержденной технологической схемы пограничного контроля, принимать решения на выполнение поставленной задачи, а также, исходя из складывающейся обстановки, на преследование и задержание нарушителей, локализацию и разрешение (пресечение) конфликтных ситуаций;
3.устанавливать сигналы для поддержания взаимодействия в пограничном наряде.
Два и более пограничных наряда, одновременно выполняющих задачу по охране ГГ в пункте пропуска, могут входить в состав смены пограничных нарядов.
Обязанности пограничных нарядов:
Старший смены пограничных нарядовосуществляет управление сменой пограничных нарядов. Он назначается начальником отделения (поста) пограничного контроля из числа офицеров , в необходимых случаях из числа наиболее подготовленных прапорщиков, знающих порядок несения службы и способных умело управлять сменой пограничных нарядов в пункте пропуска.
Старший смены пограничных нарядов отвечает за выполнение приказа на охрану ГГ и состояние воинской дисциплины подчиненной ему смены пограничных нарядов. Он является начальником для всех сотрудников смены пограничных нарядов с момента постановки ему задачи о подготовке смены пограничных нарядов к службе и до доклада о выполнении полученной задачи старшему начальнику и сдачи оружия, боеприпасов.
Старший смены пограничных нарядов обязан:
1.знать в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, приказы, распоряжения, указания по службе пограничного контроля, схему пропуска, технологическую схему пограничного контроля в пункте пропуска, правила безопасного несения службы;
2.при заступлении на службу уяснить обстановку в пункте пропуска (месте несения службы), обеспечить прием технических средств, служебной документации и другого имущества в установленном порядке;
3.организовывать службу смены пограничных нарядов в пункте пропуска в соответствии с требованиями настоящего Устава, схемой пропуска, с технологической схемой пограничного контроля и поставленной задачей, постоянно контролировать качество ее несения;
4.перед началом пропуска физических лиц и транспортных средств проводить взаимное информирование (совещание) с начальниками (старшими) смен контрольных органов по порядку функционирования пункта пропуска и взаимодействия при пропуске физических лиц, транспортных средств и товаров через ГГ по варианту согласно приложению 2;
5.обеспечить равномерное распределение служебной нагрузки на сотрудников смены пограничных нарядов , своевременный прием пищи и отдых;
6.своевременно осуществлять маневр силами и средствами в смене пограничных нарядов в целях прикрытия направлений наиболее активного движения физических лиц и транспортных средств, пересекающих ГГ, либо отдельных их категорий;
7.при необходимости лично осуществлять проверку документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу, а также лично участвовать в разбирательстве с физическими лицами, состоящими в списочных базах данных АСПК, предъявившими недействительные документы или документы, вызывающие сомнения в их принадлежности предъявителю, и докладывать о результатах разбирательства по команде;
8.при нарушении законодательства Республики Беларусь о Государственной границе задерживать в административном порядке физических лиц, совершивших административные правонарушения, составлять необходимые документы в соответствии с предоставленными полномочиями и по возможности проводить аудио-, видеодокументирование;
9.поддерживать взаимодействие с сотрудниками контрольных органов и обслуживающим персоналом пункта пропуска;
10.информировать начальника (старшего смены) отдела таможенного оформления и контроля при выявлении пограничными нарядами предметов административных таможенных правонарушений и контрабанды, осуществлять установленным порядком их передачу таможенным органам;
11.по окончании службы обеспечить сдачу (передачу) ТСПК, служебной документации и имущества установленным порядком, подвести итоги службы, о результатах доложить старшему начальнику.
Помощник старшего смены пограничных нарядов отвечает за организацию пограничного контроля на определенном направлении в пункте пропуска, состояние воинской дисциплины в смене пограничных нарядов. Он является начальником для всех сотрудников смены пограничных нарядов.
Помощник старшего смены пограничных нарядов обязан:
1.знать в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, приказы, распоряжения, указания по службе пограничного контроля, схему пропуска, технологическую схему пограничного контроля в пункте пропуска, правила безопасного несения службы;
2.следить за изменениями обстановки в пункте пропуска, докладывать о них старшему смены пограничных нарядов для принятия по ним соответствующих решений, ставить дополнительные задачи пограничным нарядам;
3.осуществлять контроль за состоянием воинской дисциплины в смене пограничных нарядов;
4.по указанию старшего смены пограничных нарядов:
5.при заступлении на службу уяснить обстановку в пункте пропуска (месте несения службы), принять технические средства, служебную документацию и другое имущество в установленном порядке;
6.перед началом пропуска физических лиц и транспортных средств принять участие во взаимном информировании (совещании) с начальниками (старшими) смен всех контрольных органов в пункте пропуска по уточнению взаимодействия;
7.оказывать помощь старшему смены пограничных нарядов в осуществлении своевременного маневра силами и средствами в смене пограничных нарядов в целях прикрытия направлений наиболее активного движения физических лиц и транспортных средств либо отдельных их категорий, в том числе лично усиливать данные направления;
8.лично осуществлять проверку документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу, при необходимости – осмотр (досмотр) транспортных средств;
9.в случае возникновения сомнений в действительности предъявленных документов осуществлять специальную проверку документов и документирование данных фактов;
10.участвовать в разбирательстве с физическими лицами, состоящими в списочных базах данных АСПК, предъявившими недействительные документы или документы, вызывающие сомнения в их принадлежности предъявителю, и докладывать о результатах разбирательства по команде;
11.составлять необходимые документы в отношении физических лиц, задержанных за нарушение законодательства Республики Беларусь и совершивших административные правонарушения;
12.по окончании службы сдать (передать) ТСПК, служебную документацию и имущество установленным порядком.
Наряд по проверке документов предназначен для осуществления проверки документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу. Он назначается из числа сотрудников, твердо знающих порядок пропуска через Государственную границу физических лиц, проверки документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу, имеющих практические навыки в работе с документами и допущенных к проверке документов приказом начальника пограничной группы (отряда).
Он обязан:
1.внимательно и быстро с применением ТСПК проверять документы у физических лиц, пересекающих Государственную границу, и проставлять в них соответствующие отметки;
2.установленным порядком вносить в АСПК сведения о физических лицах и транспортных средствах, пересекающих Государственную границу;
3.пропускать через Государственную границу физических лиц, имеющих действительные документы;
4.выявлять у физических лиц, пересекающих Государственную границу, недействительные документы и немедленно докладывать о них установленным порядком;
5.выявлять физических лиц, состоящих в списочных базах данных АСПК;
6.не пропускать через Государственную границу физических лиц при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
7.аккуратно обращаться с документами, взятыми для проверки, не допускать их порчи и утраты;
8.обращать внимание на поведение физических лиц, предъявивших документы, а также на наличие в документах отметок иностранных органов, представляющих служебный интерес.
При проверке документов у физических лиц, пересекающих Государственную границу непосредственно в транспортных средствах, одновременно может осуществляться осмотр данных транспортных средств.
Наряд по досмотру транспортных средств предназначен для осуществления визуального осмотра и досмотра транспортных средств и товаров. Он назначается из числа сотрудников, знающих технологические карты досмотра, устройство и конструктивные особенности транспортных средств (места возможного укрытия нарушителей и товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу), меры безопасного несения службы.
Он обязан:
1.осматривать (досматривать) транспортные средства и перевозимые на них товары с целью обнаружения и задержания нарушителей и товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу;
2.выявлять тайники и другие места в транспортных средствах, где могут быть укрыты нарушители и товары, запрещенные (ограниченные) к перемещению через Государственную границу;
3.при осмотре (досмотре) опломбированных транспортных средств и контейнеров, а также товаров в заводской упаковке убедиться в том, что эти транспортные средства, контейнеры и грузы опломбированы соответствующими исправными пломбами, печатями и другими средствами идентификации, заводская упаковка не нарушалась, отсутствуют следы вскрытия;
4.при выявлении неисправных пломб, печатей и других средств идентификации, нарушений упаковки, других следов проникновения в опломбированные транспортные средства, контейнеры, упакованные грузы принимать необходимые меры по их вскрытию и совместному досмотру с таможенными и другими заинтересованными контрольными органами, осуществляемому в комиссионном порядке;
5.умело применять при осмотре и досмотре транспортных средств ТСПК;
6.не допускать повреждений узлов и агрегатов транспортных средств и перевозимых на них товаров.
Специальная досмотровая группа —пограничный наряд, предназначенный для осуществления досмотра сложных, крупногабаритных товаров и проведения специального досмотра в специально отведенных для этого местах (боксах). Он назначается из числа сотрудников, хорошо знающих устройство и конструктивные особенности транспортных средств, места вероятного укрытия в них нарушителей и товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу, меры безопасного несения службы при проведении специального досмотра транспортных средств. В состав пограничного наряда могут назначаться специалисты-кинологи со служебными собаками.
Он обязан:
1.досматривать транспортные средства и перевозимые ими товары с целью обнаружения и задержания нарушителей и товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу;
2.выявлять тайники и другие места в транспортных средствах, где могут быть укрыты нарушители и товары, запрещенные (ограниченные) к перемещению через Государственную границу;
3.умело применять при досмотре транспортных средств и товаров ТСПК и служебных собак;
4.не допускать повреждений узлов и агрегатов транспортных средств и перевозимых ими товаров.
Во избежание повреждений узлов и агрегатов транспортного средства к их досмотру привлекать лиц из числа обслуживающего персонала, водителей, членов экипажей, а также специалистов контрольных органов.
Наряд по сопровождению транспортных средств предназначен для сопровождения транспортных средств от Государственной границы (пограничной железнодорожной станции) до пункта пропуска и обратно.
Он обязан:
1.вести непрерывное наблюдение за всем происходящим на сопровождаемых транспортных средствах и прилегающей местностью по маршруту следования;
2.не допускать посадки (высадки) каких-либо физических лиц на сопровождаемые транспортные средства;
3.задерживать всех физических лиц, незаконно проникших или пытающихся проникнуть на сопровождаемые транспортные средства, а также покинуть их во время сопровождения;
4.немедленно докладывать установленным порядком обо всем подозрительном, замеченном на транспортных средствах и прилегающей местности.
Пограничный наряд по сопровождению поездов выставляется в тамбурах вагонов, нерабочих кабинах локомотивов, а по сопровождению водных судов – на борту водного судна или на пограничном плавучем средстве и специально инструктируется относительно соблюдения мер безопасного несения службы.
В воздушных пунктах пропуска пограничный наряд назначается для сопровождения пассажиров из аэровокзального комплекса к воздушному судну и от воздушного судна в аэровокзальный комплекс.
Наряд по наблюдениюпредназначен для осуществления наблюдения за транспортными средствами и физическими лицами, пересекающими Государственную границу, а также ведения наблюдения за прилегающей местностью к пункту пропуска, а также для осуществления охраны нарушителей и наблюдения за физическими лицами, временно не пропущенными через Государственную границу.
Он обязан:
1.своевременно выйти к месту несения службы, осмотреть помещения и прилегающую местность и организовать наблюдение;
2.вести непрерывное наблюдение за транспортными средствами и прилегающей местностью, а также за поведением физических лиц в пункте пропуска и в транспортных средствах;
3.задерживать всех физических лиц, пытающихся незаконно проникнуть на транспортные средства, а также на территорию пункта пропуска, в служебные помещения или покинуть их;
4.с началом движения убывающих транспортных средств сопровождать их визуально, после чего осмотреть помещения и прилегающую территорию.
Наряд по наблюдению может располагаться на вышках, перекидных мостиках, в вагонах рядом стоящих железнодорожных составов, на баржах, катерах, на соседних белорусских водных судах, портовых кранах, в специально оборудованных для скрытого наблюдения и других, удобных для наблюдения и обеспечивающих безопасное несение службы, местах.
Часовой у трапа судна предназначен для организации пропуска физических лиц на водное судно или с водного судна на берег.
Он обязан:
1.внимательно проверять документы членов экипажа при сходе их на берег и возвращении на судно, фиксировать время схода и возвращения членов экипажа на судно;
2.знать, кому из членов экипажа не разрешен сход на берег;
3.задерживать всех физических лиц, пытающихся проникнуть на судно или сойти с него без установленных документов;
4.осуществлять в установленном порядке пропуск на судно бригад докеров–механизаторов, портовых рабочих и других физических лиц, пропущенных на судно, и контролировать их возвращение;
5.вести наблюдение за поведением членов экипажей иностранных судов и лицами, находящимися на борту судна;
6.выявлять попытки выноса с судна на берег или проноса с берега на судно запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу товаров и предметов;
7.умело применять ТСПК;
8.при возникновении конфликтных ситуаций, беспорядков, провокационных, хулиганских и иных неправомерных действий со стороны членов экипажа иностранного судна или других физических лиц немедленно докладывать дежурному по отделению (посту) пограничного контроля.
Часовой пункта пропуска предназначен для контроля за въездом (входом) в пункт пропуска и выездом (выходом) из него.
Он обязан:
1.знать нормативные правовые и иные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие режим в пункте пропуска;
2.осуществлять запуск физических лиц и транспортных средств на территорию пункта пропуска в порядке очередности, определенном нормативными правовыми и иными правовыми актами Республики Беларусь, а также схемой пропуска и технологическими схемами пограничного контроля;
3.вести наблюдение за прилегающей к Государственной границе местностью, физическими лицами и транспортными средствами, прибывающими для въезда в Республику Беларусь и выезда из Республики Беларусь;
4.осуществлять проверку наличия установленных документов у физических лиц, следующих на территорию пункта пропуска, докладывать установленным порядком о физических лицах, не имеющих документов для въезда (входа) на территорию пункта пропуска;
5.осуществлять осмотр салона (кабины) транспортных средств, следующих в (из) пункт(а) пропуска.
Дозор предназначен для контроля за соблюдением режима в пункте пропуска, а также для осмотра территории пункта пропуска, сигнализационных и контролирующих средств.
Он обязан:
1.двигаясь по заданному маршруту, внимательно осматривать местность, объекты и предметы с целью обнаружения физических лиц, нарушивших правила пересечения Государственной границы, или изыскивающих возможность такого нарушения;
2.выявлять и задерживать физических лиц, незаконно находящихся в пункте пропуска;
3.при обнаружении признаков нарушения Государственной границы немедленно докладывать установленным порядком и принимать меры по преследованию и задержанию нарушителей;
4.наблюдать за поведением физических лиц, находящихся в пункте пропуска.
Оператор комплекса технических средств предназначен для осуществления дистанционного контроля за соблюдением режима в пункте пропуска и поддержания в работоспособном состоянии технических средств обеспечения режима в пункте пропуска, телевизионных средств наблюдения, средств сигнализационного вооружения и связи.
Он обязан:
1.знать состав, тактико-технические данные, устройство технических средств пограничного контроля, их состояние, возможности и правила эксплуатации;
2.осуществлять подготовку технических средств пограничного контроля к работе, их настройку (отстройку) и постоянный контроль за работой и показаниями оконечных устройств;
3.при необходимости снимать заданные показания и фиксировать их в специальных учетах;
4.своевременно реагировать на поступающие сработки (сигналы) периметральной, пожарной, охранной сигнализаций и изменения обстановки в пункте пропуска, в том числе и на изменения изображения на мониторах, докладывать о них установленным порядком;
5.вести учет работы технических средств пограничного контроля;
6.при возникновении неисправностей в работе ТСПК своевременно докладывать о них установленным порядком;
7.соблюдать установленные правила радиообмена;
8.обеспечить порядок на рабочем месте, строгое соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
Дежурный по отделению (посту) пограничного контроля предназначен для сбора данных обстановки, поддержания связи, обеспечения выполнения распорядка дня и контроля за поддержанием внутреннего порядка в подразделении пограничного контроля, режима в пункте пропуска.
Он обязан:
1.осуществлять сбор данных обстановки, оперативно реагировать на ее изменения, своевременно докладывать о них и принятых мерах установленным порядком;
2.принимать поступающие в адрес отделения (поста) пограничного контроля распоряжения старшего начальника, а также специальные сигналы и сигналы оповещения, принимать по ним неотложные меры и докладывать установленным порядком;
3.передавать связанные с изменениями обстановки распоряжения старших начальников исполнителям;
4.своевременно информировать старшего смены пограничных нарядов об обстановке;
5.поддерживать служебные контакты с дежурными службами взаимодействующих подразделений, организаций и учреждений;
6.постоянно иметь данные за сутки о количестве пропущенных и не пропущенных через Государственную границу физических лиц и транспортных средств, задержанных нарушителей и запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу товаров и причинах их не пропуска;
7.осуществлять контроль за поддержанием в подразделении пограничного контроля внутреннего порядка, состоянием и качеством работы технических средств и системы связи, при возникновении неисправностей своевременно принимать меры по их устранению, докладывать о них установленными порядком.
Дежурный по комплексу средств автоматизации предназначен для обеспечения устойчивого функционирования комплекса средств автоматизации (далее – КСА). Он назначается из числа должностных лиц групп КСА отделения (поста) пограничного контроля.
Он обязан:
1.контролировать работу прикладного программного обеспечения автоматизированной системы информационного обеспечения пограничной группы (отряда) (далее – АСИО), лично принимать меры по восстановлению ее работоспособности;
2.иметь сведения о типах, количестве неисправных средств вычислительной техники КСА и этапах их восстановления;
3.знать принципы функционирования программной и аппаратной части АСИО и порядок ее администрирования;
4.знать порядок организации перевода системы передачи данных на резервные каналы;
5.немедленно докладывать дежурному по КСА пограничной группы (отряда), старшему смены пограничных нарядов и начальнику группы КСА об аварийных ситуациях в АСИО, влекущих за собой неработоспособность аппаратного либо программного обеспечения КСА, о нарушениях в работе АСИО, обо всех перерывах более 30 минут при передаче информации в АСИО, о грубых нарушениях мер безопасности на всех объектах КСА;
6.при отсутствии обмена информацией в АСИО немедленно информировать дежурного по КСА пограничной группы (отряда) для принятия им мер по восстановлению каналов передачи данных;
7.выяснять причины задержки обмена информацией в части, касающейся функционирования программного обеспечения и средств вычислительной техники АСИО, незамедлительно принимать меры по их устранению, докладывать о них старшему смены пограничных нарядов и начальнику группы КСА;
8.производить записи в журнале несения дежурства по КСА по возникающим неисправностям средств вычислительной техники и сетевого оборудования, отсутствии передачи данных, сбоях, возникающих в системном и прикладном программном обеспечении, и мерах, принимаемых по восстановлению работоспособности, а также о работах, проводимых на КСА отделения (поста) пограничного контроля по восстановлению работоспособности и функционирования АСИО;
9.анализировать причины нарушения работоспособности АСИО;
10.соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности.
В зависимости от вида пограничного наряда, особенностей выполнения служебных обязанностей в пункте пропуска, сотрудники подразделений пограничного контроля вооружаются и обеспечиваются средствами связи, ТСПК, а также иным имуществом, необходимым для выполнений поставленных задач (ключами от дверей железнодорожных вагонов, фонарями, пылезащитными очками, щупами и т.д.).
Пограничные наряды, несущие службу в пункте пропуска, обязаны поддерживать непрерывное взаимодействие с другими пограничными нарядами пункта пропуска.
Исходя из особенностей организации службы в пункте пропуска, начальником отделения (поста) пограничного контроля разрабатываются дополнительные специальные обязанности пограничных нарядов, которые утверждаются начальником пограничной группы (отряда).