Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы Российской Федерации с позиции подоходного налога с физических лиц
Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы Российской Федерации с позиции подоходного налога с физических лиц
М.М. Юмаев,
советник налоговой службы II ранга,
аспирант Финансовой академии
при Правительстве РФ, г. Мурманск
Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых — равенство (справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.
Критерий “равенство” или “справедливость” характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.
Существуют два типа справедливости.
Первый тип — вертикальная справедливость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяется между уровнями доходов. Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью платить большие налоги.
В российском законодательстве, регулирующем подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.
Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.
Законом о подоходном налоге предусмотрено исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оплаты труда, расходов на детей, на благотворительные цели, на строительство и приобретение жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на вычеты. На практике это означает, что граждане, имеющие значительный совокупный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном положении, так как суммы вычетов могут повлиять на переход размера доходов из ступени шкалы ставок налога, предусматривающей высокие ставки, в ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижается и размер налога.
Второй тип справедливости — горизонтальная справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах должны платить по одинаковым ставкам налогообложения. Иными словами, налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.
Основной проблемой в достижении данного типа справедливости является различный режим налогообложения “честных” налогоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих декларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от налогообложения и не подавших декларации.
Следующим критерием, который используется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство.
Высокая эффективность может быть достигнута там, где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, является нейтральной.
Отклонения от строго нейтральной системы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распределению ресурсов на рынках. В некоторых случаях это может произойти, если не все расходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.
С позиции существования единой шкалы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему России в отношении подоходного налога можно признать нейтральной. Однако эта нейтральность относительна, поскольку не достигнута эффективность взимания ставки с различных доходов либо с подобных доходов, получаемых при разных обстоятельствах.
Так, при налогообложении доходов предпринимателей, не имеющих возможности подтвердить свои расходы документально, происходит относительное увеличение ставки налога. Огромная сумма доходов вообще уходит от налогообложения (например, торговля на улицах, доходы, получаемые в теневой экономике), и, следовательно, в глобальном масштабе это означает снижение налоговой ставки.
Косвенное участие налоговых органов в ценообразовании, регламентированное инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 «По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”», позволяет неоднозначно подходить к определению объекта налогообложения и оказывает негативное влияние на эффективность подоходного налога.
Простота является важнейшим критерием оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится в жертву для следования другим целям.
Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к путанице и неуверенности в их применении. Трудности возникают также при ведении подробных записей, служащих только целям налогообложения.
В Российской Федерации подробный учет доходов ведется предпринимателями исключительно для определения налоговых обязательств. Несмотря на существование упрощенного порядка налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предприниматели должны тем не менее регистрировать получаемые доходы.
Исключительно налоговым целям служит приложение № 7 к инструкции Госналогслужбы России о подоходном налоге с физических лиц, которое предусматривает развернутый учет доходов физического лица и, по сути, является расшифровкой доходной части карточки лицевого счета, ведущейся на предприятии в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Эта проблема двойного учета, ставшая причиной увеличение нагрузки на бухгалтерские службы, может быть решена созданием унифицированного документа (программного продукта), отвечающего требованиям бухгалтерского и налогового учета.
Форма декларации о годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была признана Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году, разработана непосредственно главным налоговым органом страны более двух лет назад.
В связи с этим, одним из решений проблемы обоснованности и темпа изменений законодательства представляется проведение тщательного анализа нововведений до их официального вступления в силу, моделирование возможных практических ситуаций. К обсуждению новых законов и инструкций целесообразно привлекать не только специалистов, но и рядовых налогоплательщиков и должностных лиц предприятий, которым предстоит исполнять новые требования.
Материальные затраты на изменение действующего порядка налогообложения и отчетности, которые не выдержали проверку в реальных условиях и повлекли принятие новых дополнений к законам и инструкциям, а следовательно, привлечение новых финансовых, трудовых, временных ресурсов, увеличивают расходы государства на управление сбором налогов, снижают налоговые поступления, способствуют росту негативного отношения субъектов налогообложения к своим конституционным обязанностям и снижают эффективность всей налоговой системы.
Простота налоговой системы важна также и для управления сбором налогов. Система должна управляться четким и предсказуемым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонтальной справедливости. С другой стороны, необходимо, чтобы руководство налоговых органов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик соответствующий размер налога согласно установленному порядку или нет.
Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюдением двух предыдущих критериев — равенства (справедливости) и эффективности, для осуществления которых необходимо разрабатывать подробные и порой труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.
Главной целью налоговой системы является мобилизация поступлений.
Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают выполнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных поступлений на основании особых мер является важным аспектом их оценки. Стоимость проведения таких мероприятий должна быть сопоставлена с доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.
Как правило, предшествующий критерий — простота — приносится в жертву ради мобилизации налоговых поступлений.
В Мурманской области за 10 месяцев 1997 года подоходного налога мобилизовано 612 млрд руб., что составило 21 % общей суммы поступления налогов на территории региона, и вывело подоходный налог на второе место после налога на добавленную стоимость (834 млрд руб.). В доходах местных бюджетов роль данного налога чрезвычайно велика, поскольку он является не только основным источником их формирования, но и главным инструментом мобилизации платежей в денежной форме, а не в виде безденежных зачетов.
Можно предположить, что устранение сложности нормативной базы по подоходному налогу, охват налогообложением доходов, выведенных из под налогообложения легально или противозаконно, то есть максимально возможное соблюдение описанных выше критериев эффективности налоговой системы, позволило бы увеличить поступление подоходного налога по крайней мере в два раза.
Кроме проблем, связанных непосредственно с налоговым законодательством, на недопоступление подоходного налога влияют также общеэкономические причины, основной из которых является невыплата в срок заработной платы.
Для мобилизации налоговых поступлений необходимо прежде всего повышение заинтересованности граждан России и юридических лиц в полной и своевременной уплате налогов. Одно из направлений — доведение налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплательщиков информации о суммах собранных и израсходованных налогов и направлениях их использования, анализ проблем, возникающих при финансировании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся резервов увеличения поступлений и подготовка конкретных предложений по исправлению ситуации. Весьма важным представляется также введение в образовательные программы не только высших, но и средних учебных заведений предметов, затрагивающих вопросы формирования и расходования бюджетов и разъясняющих обязанности каждого члена общества выполнять обязанности по уплате налогов.
5.3. Критерии оценки налоговых систем
Единственный смысл и оправдание налогов в демократическом обществе — служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами принципов перераспределения доходов.
Если прогрессивный подоходный налог построен таким образом, что средняя норма налогообложения возрастает очень быстро, он тормозит повышение эффективности.
Итак, несомненный интерес представляет вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. На практике именно он нередко выходит на первый план, когда налогоплательщики не стремятся предоставить государству детальную информацию о своих предпочтениях, и как формирование спроса на конкретные общественные блага, так и распределение налоговых обязательств передоверяется государственным органам. Основное ограничение, с которым этим органам приходится считаться, — это некие (скорее подразумеваемые, чем точно фиксируемые) лимиты налоговых сумм, которые налогоплательщики согласны выплачивать в обмен на более или менее приемлемый уровень удовлетворения потребностей в общественных благах и перераспределении. В подобном случае главная проблема состоит в том, какие конкретные способы сбора требуемой суммы окажутся наименее болезненными для плательщиков и нанесут наименьший ущерб хозяйству.
Допустим, что, по мнению политиков, уполномоченных утверждать бюджет, первоочередная потребность в общественных расходах составляет 10 трлн. денежных единиц и налогоплательщики в принципе готовы выплатить такую сумму. Какие конкретные виды налогов следует использовать, чтобы собрать эти средства? По каким ставкам надо взимать каждый из налогов?
Выбирая лучшие из всевозможных ответов, следует, конечно, использовать всю доступную информацию о дифференциации потребительских предпочтений в отношении общественных благ. Однако не менее важным и нередко более осуществимым является анализ воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей и работников в различных отраслях экономики. Такой анализ позволяет выявлять искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений.
Искажающим называется налог, который, воздействуя на мотивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые были бы приняты при отсутствии данного налога. Налог, который не оказывает такого действия, называется неискажающим.
Неискажающий характер носят аккордные налоги, то есть те, которые предусматривают выплату в заранее определенное время твердых фиксированных сумм, не подлежащих какому-либо пересмотру в зависимости от меняющихся обстоятельств, в том числе от поведения налогоплательщика и его экономического положения. Так, если бы на каждого гражданина была возложена обязанность выплачивать в конце каждого года одинаковый налог, налогообложение сделало бы, конечно, всех граждан несколько беднее, но не препятствовало бы наиболее эффективной аллокации тех ресурсов, которые остаются в их распоряжении.
По-иному действует искажающий налог. Ярким примером может служить способ налогообложения строений, который довольно широко использовался в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Естественно облагать больший дом более высоким налогом, чем меньший, поскольку размер строения косвенно характеризует платежеспособность владельца. Довольно естественно также измерять величину постройки числом окон, которые она имеет. В этой связи жилые строения облагались так называемым налогом на окна, который, однако, привел к тому, что большие дома стали строиться с малым числом окон.
На относительное уменьшение налоговых поступлений правительство могло реагировать увеличением обложения каждого окна. В итоге государство, так или иначе, собирало намеченную сумму, но для налогоплательщиков ущерб в этом случае не сводился к платежам как таковым. Под влиянием налога они избирали не самые удобные, красивые и экономичные проекты домов, то есть отказывались от наиболее эффективных способов аллокации ресурсов при производстве одного из видов частных благ. Если бы домовладельцы стали беднее на сумму, выплаченную в виде налога, но при этом была бы устранена зависимость выплат от числа окон, появилась бы возможность Парето-улучшения: каждый индивид, используя оставшиеся у него средства, строил бы дом, обеспечивающий (при данных ресурсных ограничениях) максимальный уровень полезности, и уже не чувствовал себя стесненным необходимостью приспосабливаться к данной конкретной форме налога.
Примечательно, что искажения связаны не с величиной суммы, аккумулируемой государством, как таковой, а именно с формой обложения, способом, которым собираются средства, в том числе методом оценки объекта обложения (конкретный метод оценки размеров недвижимости играл ключевую роль в только что приведенном примере). Поэтому минимизация искажений — это в известном смысле проблема техники налогообложения, однако, она чрезвычайно существенна. Заметим, что эта проблема возникает постольку, поскольку типичный налогоплательщик стремится минимизировать свой вклад в финансирование общественных благ и пользоваться ими в качестве «безбилетника».
Не имея возможности сколько-нибудь точно увязать налоговые платежи с индивидуальным спросом на общественные блага, государство дифференцирует налоги с помощью разного рода индикаторов (будь то число окон в доме или размер дохода), которые, как отмечалось, ориентированы не столько на потребности, сколько на ресурсные возможности плательщиков, не на готовность, а на способность платить. При этом у налогоплательщиков, с одной стороны, появляется заинтересованность маскировать эту способность, а с другой — относительно уменьшаются стимулы к наилучшему использованию ресурсного потенциала.
Любой налог, как искажающий, так и неискажающий, уменьшает количество ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении налогоплательщика, что неизбежно влияет на его поведение. Так, плательщик аккордного налога может быть вынужден сократить потребление или увеличить интенсивность труда. Но у него нет оснований намеренно преуменьшать свои реальные возможности или отказываться от наиболее эффективных вариантов их использования.
Неискажающие налоги являются экономически нейтральными в том смысле, что не оказывают воздействия на эффективность аллокации ресурсов.
Нейтральность не означает, что налог вообще никак не затрагивает реальные экономические процессы аллокации и распределения ресурсов. Иными словами, нейтральный налог не является неощутимым. Теоретически мыслимо, что неискажающий налог выступает инструментом перераспределения доходов и изменения структуры производства при данном их уровне, но при этом в отличие от искажающего налога не сказывается на эффективности (понимаемой по Калдору-Хиксу). Если отвлечься от административных издержек, то при неискажающем налогообложении равновесие достигается на тех же кривых производственных возможностей и достижимых полезностей, что и при отсутствии налога, однако точка равновесия может смещаться вдоль этих кривых.
Обычно, когда говорят об искажающем налогообложении, подразумевают негативное влияние на эффективность. Это верно при условии, что «доналоговое» равновесие являлось оптимальным. Данное условие в свою очередь предполагает отсутствие изъянов рынка. Если же налогообложение осуществляется в зоне изъянов рынка, где свободное действие рыночных сил не обеспечивает максимальной эффективности, искажающее действие налога способно иногда оказаться его достоинством. Разумеется, для этого налог должен быть сконструирован специальным образом, чтобы полностью или хотя бы частично нейтрализовать изъян рынка, например, налоги на источники загрязнения окружающей среды. Такой налог, противодействуя негативным экстерналиям, может в конечном счете благоприятствовать повышению эффективности (во всяком случае, по Калдору-Хиксу).
Коль скоро он влияет на эффективность, то, очевидно, не является нейтральным. Вместе с тем его искажающее действие ведет не столько к потерям, сколько к приобретениям. В подобных случаях искажающие налоги принято называть корректирующими.
Однако гораздо чаще искажающий эффект налогообложения проявляется в экономических потерях, а не приобретениях, точнее говоря, в переходе к ситуации, уступающей первоначальному «доналоговому» равновесию. Поэтому на практике, анализируя конкретный налог с позиций экономической эффективности, чаще всего фокусируют внимание на минимизации порождаемых им искажений. В этом контексте экономическая эффективность налога предполагает как можно большую его нейтральность по отношению к аллокации ресурсов за пределами общественного сектора.
Поскольку описанные критерии оценки налоговых систем не предназначены для нахождения некоторого идеального состояния, неудивительно, что они не всегда в полной мере согласуются между собой.
Уже отмечалось, например, что аккордный налог привлекателен с точки зрения экономической нейтральности и организационной простоты, но при этом не отличается гибкостью. Что же касается принципа равенства обязательств, то следует напомнить: речь идет о равенстве относительном. Если иметь в виду увязку регулярно взимаемых налогов со способностью их уплачивать, то аккордное налогообложение не подходит.
В то же время, например, пропорциональный подоходный налог можно считать реализующим принцип относительного равенства. Он также до некоторой степени обладает гибкостью. Вместе с тем с точки зрения организационной простоты он значительно уступает аккордному, поскольку предполагает контроль за размерами фактически получаемых доходов. Кроме того, такой налог не является экономически нейтральным.
За некоторой несогласованностью критериев нередко скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Нейтральность, организационная простота и гибкость связаны преимущественно с первым требованием, относительное равенство обязательств и контролируемость — в большей мере со вторым. Противоречия между этими требованиями не могут быть полностью устранены и сказываются при решении многих конкретных проблем.
Это относится, в частности, к вопросу о налоговых льготах. Чаще всего их правомерность обосновывается с позиций справедливости. Например, вычет из налогооблагаемых сумм средств, израсходованных на лечение, может быть оправдан тем, что болезнь фактически создает неравенство (потерю благосостояния) при данной величине дохода. Однако любые льготы предполагают относительное усложнение налоговой системы и, как правило, усиливают ее искажающее воздействие.
Принимая во внимание все рассмотренные критерии, удается, с одной стороны, выбирать пусть не безукоризненные, но приемлемые компромиссные варианты налоговой системы, а с другой — различать не только достоинства, но и недостатки избранного варианта, по мере возможности уравновешивая последние специально подобранными мерами социально-экономической политики.
Именно потому, что на практике приходится довольствоваться такими решениями, которые всего лишь обеспечивают компромисс между несколькими не вполне согласующимися между собой критериями, отсутствует какой-либо единственный вариант налоговой системы, способный продемонстрировать свои преимущества перед любыми другими. Разнообразие структур налогообложения в немалой степени обусловлено тем, что в разных странах придают не вполне одинаковое значение отдельным критериям, точнее их относительной значимости.
Так, с точки зрения организационной простоты косвенные налоги в целом превосходят прямые, зато обычно уступают им с позиций контролируемости и соответствия принципу платежеспособности. Для государств со стабильно развивающейся экономикой, располагающих эффективно действующими налоговыми службами, организационная простота налога, позволяющая равномерно и достаточно полно собирать его на протяжении всего года при невысоких административных издержках, не так важна, как для государств, характеризующихся меньшим уровнем социально-экономического благополучия и испытывающих затруднения со сбором прямых налогов. Это во многом объясняет существенные различия в соотношениях прямого и косвенного налогообложения в отдельных странах.
Контрольные вопросы
1. Из каких источников поступают доходы государства?
2. Какова основная особенность налогов?
3. Что представляют собой прямые и косвенные налоги?
4. Насколько структура налоговых поступлений в России схожа со структурами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой?
5. Каковы соотношения предельных и средних ставок при пропорциональном, прогрессивном и регрессивном налогообложении?
6. Что представляют собой маркированные и немаркированные налоги?
7. Какова связь между рациональным неведением избирателей и преобладанием немаркированных налогов?
8. Перечислите применяемые на практике критерии оценки налоговых систем.
9. В чем заключается смысл относительного равенства налоговых обязательств?
10. Чем принцип платежеспособности отличается от принципа получаемых выгод? В каких случаях применяется каждый из них?
11. Какому истолкованию справедливости в наибольшей степени отвечает принцип дифференциации налогов в соответствии с различиями в платежеспособности?
12. Что представляют собой равенство по горизонтали и равенство по вертикали?
13. Какое значение для налогообложения имеют неденежные формы доходов?
14. Что такое экономическая нейтральность налога?
15. Приведите примеры искажающего и неискажающего налога.
16. Что представляют собой корректирующие налоги?
17. Что такое организационная простота налогообложения?
18. Приведите примеры издержек, порождаемых сложностью налоговых систем.
19. В чем состоит критерий гибкости налогообложения?
20. Каков смысл критерия контролируемости налогов?
21. В силу каких причин критерии оценки налоговых систем не вполне согласуются между собой?
В этой статье представлен обзор налогообложения доходов физических лиц в Сингапуре. Если вы хотите узнать о налогообложении корпораций, смотрите «Руководство по налогам для корпораций в Сингапуре».
Сингапурские налоговые ставки на доходы физических лиц являются одними из самых низких в мире. Чтобы определить, обязано ли физическое лицо платить налоги в Сингапуре, прежде всего необходимо установить, является ли это лицо налоговым резидентом, подсчитать облагаемый налогом доход и применить к нему прогрессивную налоговую ставку.
Ключевые сведения по подоходному налогу для физических лиц в Сингапуре:
- В Сингапуре применяется прогрессивная налоговая ставка, от 0% до 20% при сумме дохода выше 320 000 сингапурских долларов (с 2016 г. и далее максимальная ставка составит 22% при сумме дохода выше 320 000 сингапурских долларов).
- Отсутствует налог на доход от прироста капитала и налог на наследство.
- Налогом облагается только доход физических лиц, заработанный в Сингапуре. Доходы физических лиц, полученные при работе за границей, не подлежат налогообложению за некоторыми исключениями.
- Налоговые правила различаются в зависимости от налогового резидентства физического лица.
- Срок сдачи налоговых деклараций физических лиц – 15 апреля каждого года. Подоходный налог рассчитывается на основании данных о доходах за предыдущий год.
Ставки подоходного налога для физических лиц
Налоги для физических лиц-резидентов Сингапура рассчитываются по приведенной ниже прогрессивной налоговой ставке. Подача налоговой декларации является обязательной, если ваш годовой доход составляет 22 000 сингапурских долларов или более. Вам не нужно платить налоги, если ваш годовой доход менее 22 000 сингапурских долларов. Однако, вы все же будете должны подать налоговую декларацию, если налоговая служба Сингапура уведомит вас о такой необходимости.
В Сингапуре применяются разные правила для подоходного налога в зависимости от статуса налогового резидентства физического лица.
Налоги для физических лиц-резидентов Сингапура
Вы считаетесь налоговым резидентом, если вы:
- гражданин Сингапура; или
- имеете постоянный вид на жительство в Сингапуре и постоянно проживаете в этой стране; или
- иностранец, который проживал или работал в Сингапуре в течение 183 или более дней в налоговом году Налоговые резиденты платят налоги с налогооблагаемого дохода по ставкам, приведенным в таблице выше.
Что такое налогооблагаемый доход? Доход, который облагается налогом, определяется следующим образом:
Общий доход – это
— доход или прибыль от любого бизнеса, торговли, профессиональной или специализированной деятельности, которую физическое лицо ведет в качестве индивидуального предпринимателя или партнера в партнерстве
— доход или прибыль от любой трудовой деятельности o дивиденды, проценты, доход от инвестиций
— арендная плата, роялти, премии и другая прибыль, полученная от использования собственности
— исключается отвечающий необходимым критериям доход, полученный за границей (более подробная информация приведена далее в руководстве)
Расходы – это
— отвечающие необходимым критериям расходы, связанные с трудовой деятельностью
— отвечающие необходимым критериям расходы, связанные с арендой
Пожертвования – это
— пожертвования в пользу отвечающих необходимым критериям благотворительных организаций
Личные налоговые льготы – это
— особые личные налоговые льготы, например, скидки на определенные виды обучения, налоговые льготы на трудовой доход, пособие на содержание родителей и т.д.
Налогооблагаемый доход – это та часть дохода, которая осталась после вычетов из общего дохода (как показано на рисунке выше).
Налоги для физических лиц, не являющихся резидентами Сингапура
Вы считаетесь нерезидентом для целей налогообложения, если вы иностранец, который проживал или работал в Сингапуре менее 183 дней в налоговом году. Ваш доход как доход нерезидента облагается налогом по следующей схеме:
- Ваш трудовой доход освобождается от налогов, если вы находитесь в Сингапуре по краткосрочному трудовому контракту в течение 60 дней или менее в году. Освобождение от налогов не действует, если вы являетесь директором компании, звездой эстрады или выполняете профессиональные обязанности в Сингапуре. К профессиональным обязанностям относится работа иностранных экспертов, иностранных лекторов, королевских адвокатов, консультантов, инструкторов, тренеров и т.д.
- Если вы находитесь в Сингапуре в течение 61-182 дней в году, налогами облагаются все ваши доходы, полученные в Сингапуре. Вы можете указать ваши расходы и пожертвования, чтобы сократить налоги. Тем не менее, вы не можете указывать личные льготы. Ваш доход облагается налогом по ставке 15% или по прогрессивной ставке для резидентов (см. таблицу ставок выше), в зависимости от того, какая методика расчета позволит получить более высокую сумму налога.
- Вознаграждение директора, консультанта, а также все прочие доходы облагаются налогом по ставке 20%.
Подача декларации о доходах физического лица
Каждый отвечающий требованиям закона налогоплательщик обязан ежегодно подавать налоговую декларацию. Все заполненные формы должны быть переданы в налоговую службу Сингапура до 15 апреля.
Вам не нужно платить налоги, если ваш годовой доход менее 22 000 сингапурских долларов. Однако, вы все же будете должны подать налоговую декларацию, если налоговая служба уведомит вас о такой необходимости. Даже ели у вас не было доходов в предыдущие годы, вы должны будете указать нулевой доход в вашей декларации и подать ее до 15 апреля. Вы должны в обязательном порядке подавать налоговую декларацию, если ваш годовой доход составляет 22 000 сингапурских долларов или более.
Декларацию можно подать онлайн или по почте, на ваш выбор. Налоговая служба Сингапура (IRAS) направит вам указанные ниже необходимые формы в бумажном варианте в период с февраля по март.
1. Для физических лиц-налоговых резидентов – форма B1
2. Для индивидуальных предпринимателей – форма В
3. Для физических лиц-нерезидентов – форма М
Вам будет выписан штраф в случае поздней подачи или несдачи налоговой декларации.
После подачи декларации вы получите уведомление о начислении налога или счет на уплату налога к сентябрю. В счете на уплату налога будет указана сумма налога, которую вы обязаны уплатить. Если вы не согласны с начисленной суммой налога, вам необходимо уведомить об этом налоговую службу в течение 30 дней с даты вставления счета на уплату налога и указать ваши причины для возражений.
Вам необходимо оплатить сумму налога полностью в течение 30 дней после получения уведомления о начислении налога. При этом не имеет значения, уведомили ли вы налоговую службу о своих возражениях. Если ваш налог не будет оплачен по истечении 30-дневного периода, вам будет начислена пеня.
Налогообложение доходов, полученных за рубежом
В целом зарубежные доходы, полученные в Сингапуре 1 января 2004 г. или после этой даты, не подлежат налогообложению. Это правило распространяется и на зарубежные доходы, переводимые на счет в сингапурском банке. Вам не нужно указывать в декларации зарубежные доходы, которые не подлежат налогообложению.
Существуют определенные обстоятельства, при которых зарубежный доход подлежит налогообложению:
- Он получен в Сингапуре через сингапурское партнерство.
- Ваша работа за рубежом обусловлена вашей работой в Сингапуре. Это значит, что в рамках вашей работы здесь вам необходимо ездить за границу.
- Вы работаете за пределами Сингапура, представляя правительство Сингапура.
Вам необходимо указать отвечающий требованиям налогооблагаемый зарубежный доход в графах «доходы от трудовой деятельности» и «прочие доходы» (в соответствии с ситуацией) в декларации.
Налогообложение бонусов работодателя
Все доходы и прибыль, полученные вами в связи с трудовой деятельностью, являются налогооблагаемыми, за исключением случаев, когда они отдельным образом освобождаются от налогов или подпадают под существующие административные льготы. К доходам или прибыли относятся все бонусы, как в форме денежных средств, так и в ином виде, выплачиваемые или предоставляемые вам в связи с трудовой деятельностью.
Примеры налогооблагаемых бонусов, полученных от работодателя:
1. Предоставление жилья и компенсация расходов на жилье
2. Предоставление автомобиля работодателем
3. Возмещение медицинских и стоматологических расходов ваших иждивенцев, супруги и детей
4. Оплата сверхурочной работы
5. Суточное пособие (пособие, выплачиваемое сотрудникам в рабочих командировках за пределами Сингапура по количеству дней), при условии, что его сумма превышает приемлемые ставки
6. Фиксированное месячное пособие на оплату транспортных расходов или возмещение пробега личных автомобилей
7. Фиксированное месячное пособие на оплату питания Тем не менее, следует отметить, что для налогообложения некоторых неденежных бонусов (например, предоставление жилья) используются особые формулы, вследствие чего налоги на такие неденежные заработки оказываются более низкими.
Так, надлежащим образом структурированный компенсационный пакет (т.е. заработная плата плюс неденежное вознаграждение) руководителей может снизить их налоговое бремя в Сингапуре. Более подробное рассмотрение этого вопроса не является целью настоящего руководства.
Налог на прирост капитала, налог на наследство, наследственные пошлины
Под приростом капитала может пониматься «доход от инвестиций», который возникает в связи с использованием собственной недвижимости, финансовых активов, например, акций и ценных бумаг, а также нематериальных активов, например, репутации. В Сингапуре нет налога на прирост капитала. Налог на наследство – это налог, который необходимо заплатить после смерти, он рассчитывается на базе оставшегося финансового состояния. В Сингапуре он часто называется наследственной пошлиной. Налог на наследство был отменен в Сингапуре с 2008 г.
© 1996–2018
Консультационная группа Прайм Эдвайс
Подарок от ФНС: какие переводы с карты на карту облагаются налогом
В июне этого года россияне были взбудоражены слухами о том, что за любые переводы с карты на карту с 1 июля 2018 года Федеральная налоговая служба будет взимать подоходный налог. В соцсетях появились сообщения, что ФНС «прозрела» и поняла, что это не просто переводы – а плата, которую переводят клиенты тем людям, которые относятся к числу самозанятых. А как на самом деле?
Под удар попадают практически все замозанятые категории граждан – репетиторы, няни, парикмахеры, водопроводчики и электрики, маникюрши, переводчики с иностранных языков, короче — фрилансеры всех мастей.
ФНС написала письмо. Яснее не стало
В ответ на эти слухи появилось письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2018 года № БС-3-11/4252 «О порядке применения положений Налогового кодекса Российской Федерации». В письме сказано, что «перевод от физического лица безвозмездно на счет другого физического лица вне зависимости от суммы такого перевода не облагается налогом на доходы физических лиц».
Вместе с тем, «денежные средства, поступившие на счет физического лица в качестве оплаты товаров, услуг, вознаграждения за трудовые обязанности или по договорам гражданско-правового характера, признаются доходом такого физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке».
После этого письма не стало понятнее, по каким-то критериям ФНС будет определять те операции, которые служба посчитает переводом с целью получения дохода. И что же будет с этим переводом, с человеком, его совершившим и принявшим, и с картами этих людей дальше?
Спешим успокоить: карты не заблокируют. Но сумму налога ФНС выставит, и служба даже не обязана вас об этом факте уведомлять, так как следить за начислением налогов и объясняться со службой о том, что эти переводы – не доход, по закону граждане должны сами.
«Предполагаю, что письмо ФНС РФ вызвано недавними изменениями в законе «О банках и банковской деятельности», который расширил возможности налогового органа по доступу к сведениям об операциях по счетам налогоплательщиков. Так как налоговый орган будет более активно работать в этом направлении, в ФНС решили напомнить о порядке налогообложения в релевантных ситуациях», — считает юрист московского офиса международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.
Банки брать налог не будут, но и ФНС отказать не могут
В целом в работе ФНС и кредитных организаций после письма ФНС ничего не поменялось. Но это лишь для банков. Так пояснили нам в одном из банков топ-10.
«Разъяснения ФНС России сформулированы с учетом действующих норм Налогового кодекса РФ и не предусматривают новых правил в дополнение к уже установленным налоговым законодательством», — говорят в пресс-службе банка «Открытие».
И до 1 июля 2018 года по запросу ФНС банки были обязаны предоставлять информацию по операциям и остаткам по счетам клиентов — физических лиц. На сегодняшний день ФНС не может арестовать счета физических лиц. То есть заблокировать карту, или конкретный перевод, как и прежде, может лишь сам банк.
При этом банки не обязаны уведомлять налоговый орган о совершаемых переводах своих клиентов. «В рамках действующего законодательства РФ на банки не возложена функция удержания налогов с граждан, совершающих переводы», — так прокомментировали ситуацию в пресс-службе Сбербанка. Именно на переводы с карты на карту этого банка приходится львиная доля всех p2p переводов в нашей стране.
Но и отказать в запросе ФНС о совершенных операциях банки не могут. Порядок взаимодействия банков и налоговых органов в рамках налогового контроля, установленный статьей 86 НК РФ, не изменялся. Банки обязаны выдавать налоговым органам: справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и справки об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по депозитам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Помимо этого банки обязаны предоставлять в ФНС также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Все эти данные банки должны предоставлять в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа при проведении налоговых проверок указанных лиц, отметили в пресс-службе банка «Открытие».
И если ФНС решит, что какие-то из ваших проводок, например, третья, седьмая и восьмая за месяц, связаны с перечислением вам суммы в оплату услуг, то есть являются доходом, именно на эту сумму и будет начислен налог. Информация о том, что налог необходимо заплатить, появится в личном кабинете гражданина на сайте ФНС.
Отсутствие личного кабинета не освобождает человека от ответственности. «Наличие или отсутствие личного кабинета налогоплательщика на сайте налоговой службы никак не влияет на начисление налогов. Такой кабинет только позволяет увидеть решения, принимаемые налоговым органом, раньше, чем они дойдут до налогоплательщика по почте», — отмечает Дмитрий Константинов.
Юрист предполагает, что налоговый орган будет смотреть на периодичность и размер переводов. Например, не секрет, что некоторые предприниматели просят своих клиентов перечислять денежные средства в оплату товаров и услуг на свои банковские карты, выданные им как физическим лицам. «Вот именно такие случаи налоговый орган хочет (и, уверен, будет!) выявлять», — говорит юрист.
«Согласно Налоговому кодексу физические лица обязаны самостоятельно подавать налоговую декларацию и отчитываться о доходах, если налог не был уплачен работодателем», — напоминают в Сбербанке. То есть клиенты должны сами контролировать перечисление и получение денежных средств в рамках p2p переводов, равно как и доказывать ФНС, что перевод не имел коммерческий характер.
В настоящее время критерии определения бесплатности переводов на законодательном уровне не утверждены, их определяет ФНС. «Обязанности выявлять признаки предпринимательской деятельности при осуществлении переводов между физическими лицами у банков нет, доказывать это будет налоговый орган», — считают в «Открытии».
Налоговая инспекция дает оценку характеру таких трансакций самостоятельно. Роль банков здесь ограничена предоставлением информации в установленном порядке налоговому органу, так прокомментировал ситуацию Дмитрий Константинов. Разумеется, продолжает он, в оценке налогового органа всегда есть субъективный фактор, и соответствующее решение можно обжаловать в судебном порядке.
Ответственность за неуплату налога на доходы физического лица не зависит от метода выявления недоимки. При этом она остается достаточно жесткой: штраф в размере 20 % недоимки за неуплату налога, штраф за неподачу декларации в размере от 5 до 30 % недоимки за каждый месяц, а также ежедневная пеня на сумму недоимки, рассчитываемая исходя из 1/300 от ставки рефинансирования, установленной Банком России, предупреждает Дмитрий Константинов.
Копите подтверждения, что вы не скрываетесь от налогов
Но как доказать, что ты получил перевод от двоюродной сестры в подарок на день рождения, чтобы купить себе новое платье, а не плату за услугу консультирования. Или что вообще тебе не перевели взятку? Вряд ли люди будут нотариально заверять каждую сумму, которую берут или дают в долг. Иногда сама сумма долга меньше, чем стоимость похода к нотариусу.
Вряд ли заверение у нотариуса может как-то помочь с порядком налогообложения, полагает Дмитрий Константинов. Рецепт избежать ответственности за нарушение законодательства универсален: достаточно требования этого законодательства не нарушать.
Если речь идет о перечислениях между физическими лицами, то надо помнить правовую природу сделки, по которой осуществляется расчет. Например, стоит учитывать, что подарок не облагается налогом, только если акт дарения совершается между близкими родственниками. А если имеет место договор займа, то налога не возникает, но рекомендуется заключить договор и четко прописать назначение платежа при заполнении поручения на перечисление денежных средств. Это будет полезно в случае в случае возникновения вопросов у налогового органа, рекомендует Дмитрий Константинов.
В случае, если у банка возникают вопросы по операциям клиента, то кредитная организация запрашивает у него дополнительную информацию. Как правило, банки достаточно гибки при оценке предоставляемых сведений – принимаются любые документы, подтверждающие родство — свидетельства о рождении, документы о смене фамилии и прочее. Но не факт, что документы, которые достаточны для банка, будут достаточны и для налоговой инспекции.