Офп пояснительная записка

Программа кружка по ОФП для 5-9 классов

Рабочая программа кружка «Общая физическая подготовка» для 5-9 классов

Срок реализации – три года

Составитель: Ивонина Г.Ф. учитель физической культуры, высшая квалификационная категория

Занятия в кружке общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, лёгкоатлетических упражнений.

На занятиях в кружке ОФП решаются задачи:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Основной формой работы на кружке ОФП является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Общее количество часов – 68 (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся -11 – 15лет. Данная программа рассчитана на 1 год.

Программа кружка общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Спортивные сооружения для занятий кружка следующие: спортивная площадка, для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимые подсобные помещения: классы для теоретических занятий, комната для хранения спортивного инвентаря.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности кружковцев.

Руководитель кружка систематически оценивает реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следит за самочувствием кружковцев, во время замечает признаки утомления и предупреждает перенапряжение, а также в ходе занятий сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Основные задачи теоретических занятий дать необходимые знания о самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель имеет в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому использует для этой цели комплексные занятия, в содержание включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или подвижные игры и т.д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:

— подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т.д.);

— основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

— заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем кружка на основе требований уровня физической подготовленности учащихся.

Спортивные соревнования в кружке следует проводить систематически с приглашением родителей.

Планируемые результаты обучающихся:

Учащиеся будут знать:

— особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр;

— общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного внешнего вида;

— причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.

Учащиеся будут уметь:

-составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

-организовывать и проводить самостоятельные занятия;

-уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Тематическое планирование кружка составлено в соответствии с программой А.П. Матвеева «Физическая культура. 5 – 11 классы». Москва, «Просвещение», 2007 год.

ПРОГРАММА ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2 ПРОГРАММА ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задача ОФП-это разрядка умственного напряжения учащихся, противодействие чрезмерному утомлению, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности, укрепление здоровья, совершенствование их физического развития и двигательной подготовки. Занятия в секции ОФП являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целю укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе школьных нормативов по физической подготовке, приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой. Заниматься в секции ОФП может каждый гимназист прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Во время занятий необходимо систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене в режиме дня питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. В группы учащихся необходимо распределять, по возрастным категориям, по физическому развитию. Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Материал распределен от простого к сложному. Для групп первого года обучение используется простой материал, для старших групп- более сложный. Основные задачи теоретических занятий- дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях. При подборе средств и методов практических занятий необходимо иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержании которых включаются упражнения из разных видов спорта ( легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры ит. д.).

3 Упражнения побираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия. Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительнаяупражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения ( без предметов, с предметами, в парах и т.д.) основная- упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, атлетической гимнастики, подвижные и спортивные игры,заключительная- ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание. Занятия должны проводиться2 раза в неделю по 1 академическому часу. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Занятия в секции ОФП способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования универсальных способностейи компетенции). Эти способности ( компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура» Личностные результаты: -активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: — обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; -общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; — организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организация места занятий; -управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

4 -технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта,использование их в игровой и соревновательной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Планирование учебной работы- довольно трудоемкий и ответственный процесс. Как один из вариантов планирования рассмотрим такой, в основу которого закладывается планирование по блокам. I.Теоретические сведения 1.История физической культуры; 2.Гигиена, врачебный контроль, травматизм; 3. Самоконтроль, техника безопасности; II.Гимнастика 1.Строевые упражнения; 2.Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами ( мячами, скакалками, гимнастическими палками), с партнером; 3.Упражнения на гимнастических снарядах; 4.Акробатические упражнения; 5.Силовые упражнения; 6. Упражнения на преодоления собственного веса; 7. Опорный прыжок; 8. Игры и эстафеты на уроках гимнастики. III.Легкая атлетика 1.Бег на короткие дистанции, низкий старт, высокий старт; 2.Бег на средние дистанции; 3.Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; 4.Прыжок в высоту способом «перешагивание»; 5.Метание мяча в цель и на дальность; 6. Игры и эстафеты по легкой атлетике. IV.Баскетбол 1.Стойка баскетболиста, передвижение;

5 2. Ведение мяча; 3.Ловля и передача на месте и в движении; 4. Броски мяча в корзину; 5.Перехват,выравание и забивание мяча; 6.Тактические действия в нападении и в защите; 7.Учебная игра; 8. Игры и эстафеты с элементами баскетбола V.Волейбол 1.Стойка волейболиста, передвижение; 2.Прием и передача мяча; 3.Отбивание мяча в прыжке; 4.Нижняя прямая подача; 5. Тактические действия в нападении и защите; 6. Учебная игра по упрощенным правилам; 7. Игры и эстафеты с элементами волейбола. VIБадминтон 1.Стойка игрока, перемещения; 2.Хват ракетки; 3.Короткая подача; 4.Высоко-далекая подача; 5.Короткий, косой, плоский, высоко-далекий удар; 6.Учебная игра по упрощенным правилам; 7.Игры и эстафеты с элементами бадминтона. Дополнительно можно включить, в зависимости от условий проведения, ручной мяч, футбол, настольный теннис, флорбол, Блочное планирование предусматривает отбор сходного материала по технике, организации и методике обучения. Так, например, материал по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм повторяется из класса в класс, но с каждым годом к учащимся предъявляются новые и более сложные требования.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИИ ОФП (8-10 лет) Содержание Классы II III IV 1 Основы знаний В процессе занятий 2 Гимнастика Легкая атлетика Подвижные игры Баскетбол Волейбол Бадминтон Общее количество часов Контрольные упражнения по общей физической подготовке Учащиеся,занимающиеся в секциях дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Перечень показателей, подлежащих регистрации и вводу в компьютерную программу «Физкультурный паспорт» при проведении мониторинга детей. п/п Перечень показателей А) общие данные 1 Фамилия, имя ( полностью без сокращений) 2 Пол(сокращено м-мальчики,юноши; д-девочки, девушки 3 Дата рождения( в формате-день, месяц, год) 4 Медицинская группа (1,2) 5 Длина тела ( рост) в см. 6 Масса тела (вес) в кг с точностью до 0,5 кг Б) Данные по тестам (4 теста в каждой возрастно-половой группе): 7 Бег ( 30м) все участники с 4 лет и выше

7 8 Бег 1000 м( мин и сек) все учащиеся с 8 лет и выше 9 Подтягивание на перекладине ( кол.вораз)- мальчики 10 Подъем туловища в сед из положения лежа ( кол.во раз за 30 сек)-девочки. 11 Прыжок в длину с места ( см) все участники мониторинга УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы, М. «Просвещение», 2011 г. 2. Матвеев А.П. Физическая культура. Начальная школа, М. «Просвещение», 2007 г. 3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы, М. «Просвещение», 2006 г. 4. Назаркина Н.И.; НиколаевичеваИ.М. Преподавание Физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях ведения ФГОС второго поколения и третьего часа физической культуры. М.; ТВТ Дивизион, 2011 г. 5. Лепешкин В.А. Баскетбол. Подвижные учебные игры, М.: Советский спорт 2011 г. 6. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М.: Физкультура и спорт 2005 г. 7. Коротков И.М. Подвижные игры в школе, М.: «Просвещение», 1979 г. 8. Бердюгина Я.В., Леонтьев В.С. Бадминтон на уроке физической культуры, М.: Спорт в школе, 2009 г. 9. Учебно-методические пособия и рекомендации ( Рабочий кабинет) 10. Журнал «Физическая культура в школе», журнал «Спорт в школе» ( Рабочий кабинет). 11. Печатные пособия: таблицы схемы ( Рабочий кабинет)

8 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Компьютер; 2. Музыкальный центр ( экранные звуковые пособия- аудио записи); 3. Мегафон. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Спортивный зал; 2. Универсальная спортивная площадка для занятий на улице; 3. Спортивный инвентарь для занятий гимнастикой: козел гимнастический, перекладина навесная, стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая,палки гимнастические, скакалки, обручи, кегли, набивные мячи, резиновые мячи, бревно напольное, гимнастические маты, гимнастические коврики; 4. Спортивный инвентарь для занятий легкой атлетикой: планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, рулетка измерительная, секундомер, мячи для метания, набивные мячи, школьные барьеры; 5. Спортивный инвентарь для баскетбола и волейбола: баскетбольные и волейбольные мячи, волейбольные стойки универсальные, сетка волейбольная, баскетбольные щиты- игровые и тренировочные; 6. Спортивный инвентарь для настольного тенниса: стол, сетка и ракетки; 7. Спортивный инвентарь для бадминтона: воланы, ракетки, сетка.

Календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт) на тему:
Рабочая программа по ОФП

Рабочая программа и тематическое планирование по ЛФП для 1 класса. Новые стандарты, один час в неделю.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза И.И.Борзова села Середниково

Шатурского муниципального района

Протокол педсовета №_____

Приказ по школе №_______

«Общая физическая подготовка»

составлена на основе:

рабочих программ//Предметная линия

учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г.

Рабочую программу составила:

Огурцова Алла Олеговна,

учитель физической культуры

Рассмотрена на ШМО учителей

Протокол №_____ от____________

ШМО учителей начальных классов

Протокол №_____ от____________

Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 33 часа при одноразовом занятии в неделю.

Это интересно:  Независимая трасологическая экспертиза автомобиля

Цель физического воспитания:

формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности.

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования.

Легкая атлетика. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча.

Подвижные и спортивные игры . Салки, Гуси-лебеди, Метко в цель, Два Мороза, Запрещенное движение, Совушка, Охотники и зайцы, Кто быстрее схватит, Правильный номер, Удочка.

Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли физические упражнения. Чему обучают на уроках физической культуры. Как передвигаются животные. Как передвигается человек.

Способы физкультурной деятельности. Одежда для игр и прогулок. Подвижные игры. Что такое режим дня. Утренняя зарядка. Физкультминутка. Личная гигиена.

Физическое совершенствование. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения. Акробатика. Прыжки со скакалкой и висы. Лазанье по гимнастической стенке и канату.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах, повороты, спуски, подъемы, торможение.

Перечень изучаемых разделов (тем)

Учебники и пособия для реализации программы:

  1. Е.Л. Гордияш и др.//Физическое воспитание в школе//Волгоград, 2008 год;
  2. Е.Б. Деревлева и др. // Гимнастическая аэробика // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №24 // М.2008 год;
  3. П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ / Волгоград, 2008 год;
  4. В.И. Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре// 2 класс// М. 2008 год;
  5. Ю.Г. Коджаспиров // Физкульт-ура! Ура! Ура! // М.2002 год;
  6. С.К. Кучкильдин //Гимнастика. Нестандартный подход // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;
  7. В.А.Лепешкин // Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах // 1 – 11 классы // М.2006 год;
  8. А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы // М.2011 год;
  9. А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1 класс // М.2011 год;
  10. А.В.Маслюков // Развитие координационных способностей у школьников // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №21 // М.2008 год;
  11. И.Б.Павлов, Н.В. Тулупчи // Строевые упражнения. Методика обучения строевым приемам // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №26 // М.2009 год;
  12. Г.И. Погадаев //Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения//М.2006 год;
  13. Авт.сос. А.Ю. Патрикеек // Физическая культура. 1 класс. Рабочие программа по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;
  14. Сборник нормативных документов. Физическая культура// М.2006 год;
  15. Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год;

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Гимнастические палки, скамейки, стенка, козел, конь, маты, брусья, обручи, скакалки;
  2. Лыжи, лыжные палки, ботинки;
  3. Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; кольца баскетбольные, сетка волейбольная;
  4. Гранаты и мячи для метания, турник, стойки для прыжков, кубики, секундомер, рулетка, свисток;
  5. Компьютерные презентации по темам.

Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры:

  1. http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.
  2. http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
  3. http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
  4. http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.
  5. http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1 Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.
  6. http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
  7. http://portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту.
  8. http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» .

По окончании 1 класса должны быть достигнуты определенные результаты.

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

По окончании 1 класса учащиеся должны уметь:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

  1. А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы // М.2011 год;
  2. А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1 класс // М.2011 год;
  3. Авт.сос. А.Ю.Патрикеев // Физическая культура. 1 класс. Рабочие программа по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;
  4. Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год.

Рабочая программа секции ОФП для учащихся 5 классов

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от «Столичного учебного центра» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Рабочая программа кружка

Общая физическая подготовка

Для учащихся 5 классов

Разработана на основе авторской программы по физическому воспитанию

В. И. Лях «Физическая культура»

учитель физической культуры

Солошенко Марина Николаевна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физическому воспитанию В. И. Лях «Физическая культура»

Программа рассчитана на обучающихся 5 классов.

В группах кружка осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни. Программа разработана на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры.

Цель физического воспитания:

формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности.

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Рабочая программа основного общего образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования.

Отличительные особенности рабочей программы по общей физической подготовке:

В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.

К занятиям в секции допускаются все учащиеся 5 классов, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.

Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15 человек.

Формы организации занятий.

Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.

Формы проведения занятий.

Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

— будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

— будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);

-будет укреплено здоровье

-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности

Легкая атлетика. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча.

Подвижные и спортивные игры . Салки, Метко в цель, Два Мороза, Запрещенное движение, Совушка, Охотники и зайцы, Кто быстрее схватит, Правильный номер, Удочка, Пионербол и др.

Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли физические упражнения. Чему обучают на уроках физической культуры. Как передвигаются животные. Как передвигается человек.

Способы физкультурной деятельности. Одежда для игр и прогулок. Подвижные игры. Что такое режим дня. Утренняя зарядка. Физкультминутка. Личная гигиена.

Физическое совершенствование . Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения. Акробатика. Прыжки со скакалкой и висы. Лазанье по гимнастической стенке и канату.

Тематическое планирование 3-4 класс

Тема урока. Содержание учебного материала.

Т/б на уроках л/а и подвижных игр Основы знаний. Строевые приёмы. ОФП. Л/а (медленный бег, прыжок в дл.с места). Бег 30м. Подвижные игры.

Строевые приёмы. ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры.

Строевые приёмы. ОФП. Л/а (медленный бег, прыжок в дл.с места). Бег с высокого старта. Бег 30м. Подвижные игры.

Строевые приёмы. ОФП. Л/а (метание тен.мяча в цель (6-7м), прыжок в дл.с места). Бег 30м.(зач.). Игры.

Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега, метание тен.мяча в цель (6-7м)). Подвижные игры.

Строевые приёмы. ОФП. Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с низкого старта. Подвижные игры.

Т/б на занятиях спорт. играми (инстр.№46).Строевые приёмы. ОФП. Прыжок в длину с места (зач.). Изучение техники ведения мяча пр. и лев. рукой. Подводящие упр-я с б/б мячом.

Строевые приёмы. ОФП. Поднимание, опускание туловища за 30сек.(зач.).Совершенствование техники ведения мяча пр. и лев. рукой. Изучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Челночный бег (зач.). Совершенствование техники ведения мяча пр. и лев. рукой, ловли и передачи мяча двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Наклон туловища вперед (зач.). Совершенствование техники ведения мяча пр. и лев. рукой. Изучение техники броска сбоку от щита.

Строевые приёмы. ОФП. Подтягивание (зач.). Совершенствование техники броска сбоку от щита. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Отжимание в упоре лежа (зач.). Совершенствование техники броска сбоку от щита и передачи мяча двумя руками от груди. Уч.эст.

Строевые приёмы. ОФП. Прыжки на скакалке (зач.). Совершенствование техники ведения, передачи, ловли, броска. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Вис на перекладине (зач.). Изучение техники мини-штрафного броска. Уч.эст.

Строевые приёмы. ОФП. Совершенствование техники мини-штрафного броска. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Ведение, передача, ловля, броски. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Ведение, передача, ловля, броски. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. ОФП. Ведение, передача, ловля, броски. Учебная эстафета.

Т/б на уроках спорт. играми. Инструкция №46. Основы знаний. Строевые приёмы. Подготовка к сдаче контр. нормативов. Изучение техники ведения мяча правой, левой рукой. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. Подготовка к сдаче контр. нормативов. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. Сдача контр. норматива-прыжок в длину с места. Совершенствование техники ведения мяча правой, левой рукой. Учебная эстафета.

Сдача контр. норматива — поднимание опускание туловища за 30 сек. Изучение техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Сдача контр.норматива-наклон туловища вперед. Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Сдача контр.норматива-подтягивание. Совершенствование техники передачи мяча в парах двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. Сдача контр.норматива- отжимание. Изучение техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Строевые приёмы. Сдача контр.норматива- вис на перекладине. Совершенствование техники броска сбоку от щита двумя руками от груди. Учебная эстафета.

Сдача контр.норматива- челночный бег. Изучение техники мини- штрафного броска. Учебная эстафета.

Сдача контр.норматива- прыжки на скакалке. Совершенствование техники ведения мяча, передачи и мини- штрафного броска. Учебная эстафета.

Т/б на уроках лёгкой атлетики. Инструкция № Совершенствование техники высокого старта с пробеганием отрезков от10 до 15м.Уч.игра футбол.

Строевые приемы. Совершенствование техники высокого старта. Уч.игра футбол.

Строевые приемы. Изучение техники метания малого мяча одной рукой. Совершенствование техники высокого старта. Уч.игра футбол.

Строевые приемы. Сдача контр.норматива-бег 30м. Совершенствование техники метания малого мяча одной рукой. Уч.игра футбол.

Строевые приемы. Совершенствование техники бега с высокого старта в равномерном темпе до 12мин. Уч.игра футбол.

Строевые приемы. Совершенствование техники бега с высокого старта в равномерном темпе до 12мин. Уч.игра футбол.

Офп пояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рубиловская основная общеобразовательная школа»

на педсовете директор школы

30.08.2013 г. Григорьева Ж.М.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Возраст участников: 10-13 лет

Срок реализации 1 год

Данная программа разработана на основе Комплексной программы физического воспитания 1-11 классов, В.И.Лях, А. А. Зданевич, М. Просвещение 2012г. Занятия в кружке ОФП являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:

Это интересно:  Банкротство организации виды цели последствия

· укрепления здоровья и закаливания занимающихся,

· достижения всестороннего развития,

· приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,

· формирование моральных и волевых качеств гражданина.

Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Основой ОФП являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.

Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

ОФП имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен

Основная задача руководителя — воспитание кружковцев, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.

Программа кружка «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе и рассчитана на 1 год, 1 час в неделю. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности кружковцев. Поэтому руководитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому кружковцу), в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений. Руководитель кружка должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием кружковцев, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение. Также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию юных спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и подвижные игры , лыжная подготовка).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Спортивные соревнования в кружке повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически.

Результатом образовательного процесса обучения является:

-желание заниматься тем или иным видом спорта.

-стремление овладеть основами техники одним из видов спорта.

-расширение знаний по вопросам правил соревнований.

-повышение уровня разносторонней физической подготовленности.

-развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания.

-интерес родителей к занятиям ребенка в кружке.

Офп пояснительная записка

Пояснительная записка………………………………. 3 стр

Нормативная часть……………………………………………..5стр

  1. Цель и задачи программы……………………………. 5стр
  2. Режим учебно-тренировочной работы………………. 5стр
  3. Контрольные нормативы……………………………………..6стр

Методическая часть………………………………………. 7стр

  1. Организация учебно-тренировочного процесса………….…7стр
  2. Учебно-тематический план…………………………………..7стр
  3. Программный материал………………………………………8стр
  4. Практические занятия ……………………………………..10стр
  5. Освоение техники по различным видам спорта…………. 10стр
  6. Примерные упражнения для развития двигательных качеств..12стр
  7. Теоретическая подготовка…………………………………..13стр
  8. Техническое обеспечение занятий…………………………15стр
  9. Врачебный контроль………………………………………. 15стр
  10. Воспитательный процесс на учебно-тренировочных занятиях……………………………………………………….16стр
  11. Воспитательная работа и психологическая подготовка……. 18стр
  12. Список литературы, использованной для составления программы……………………………………………………21стр
  13. Список литературы, рекомендуемой обучающимся……. 22стр

Образовательная деятельность в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности регулируется Законом РФ “Об образовании” [1], законом «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, законом «Об общественных организациях».

Настоящая программа реализуется в спортивно-оздоровительных группах в МОУ ДОД «ДЮСШ № 3».

Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ [2]. Набор обучающихся производится с 7-летнего возраста.

Перевод учащихся из спортивно-оздоровительных групп ОФП в группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы по видам спорта осуществляется не ранее установленного для данного вида спорта минимального возраста при условии выполнения контрольных нормативов общей физической подготовленности и оформляется приказом директора по школе.

Цель программы: нормативно-правовое и методическое обеспечение построения, содержания, организации и осуществления образовательного процесса на спортивно-оздоровительном этапе обучения в МОУ ДОД «ДЮСШ № 3».

Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ [3]. Выполнение программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности обучающихся;
  • воспитание у школьников нравственных качеств; формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом, воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию;
  • приобретение необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;
  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
  • развитие двигательных качеств.

Программа призвана обеспечить:

– преемственность в решении задач по формированию личности обучающегося, укреплению здоровья, гармоническому развитию всех органов и систем организма;

– преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;

– комплексную систему контроля и анализ состояния подготовленности обучающихся, как на этапах подготовки, так и на этапах возрастного развития.

При реализации данной программы тренеры-преподаватели имеют возможность самостоятельного выбора содержания практической части учебно-тренировочных занятий, рекомендуемых в разделе 3 настоящей программы.

Нормативная часть

  1. Цели и задачи программы.

К занятиям общефизической подготовкой допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В спортивно-оздоровительных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладению основами техники.

Основные задачи подготовки:

  1. Укрепление здоровья и закаливание;
  2. Устранение недостатков физического развития;
  3. Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, силовых и координационных возможностей);
  4. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
  5. Воспитание морально-этических и волевых качеств.
  6. Режим учебно-тренировочной работы.

Минимальный возраст зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по ОФП на конец года

Выполнение нормативов по ОФП

Возраст занимающихся в СОГ – от 7 до 18 лет. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Продолжительность одного занятия в СОГ не должна превышать 2-х часов. Основными формами учебно-тренировочной работы являются групповые занятия; участие в соревнованиях и контрольных тренировках; теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия; участие в конкурсах и смотрах.

Прыжки со скакалкой

8-14 лет м-20с , д-30с

Сгибание и разгибание рук (д)

Приседание на одной ноге

Прыжки в длину с места

Прыжки из полуприседа вверх

Методическое обеспечение

  1. Организация учебного процесса.

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течении всего календарного года. Учебный год начинается с 1 сентября и для СОГ заканчивается обычно 31 мая. Годовой объем работы определяется из расчета недельного режима работы.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и матчевых встречах.

Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и учебных заведениях.

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Общая физическая подготовка

Участие в контрольных тренировках и соревнованиях

Общее количество часов

  1. Программный материал.
  1. Катание на коньках, роликах

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Эстафеты с элементами гимнастики: скамейки, набивные мячи, обручи, скакалки.

— Развитие скоростных способностей:

эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением; с максимальной скоростью на расстояние до 60 м; бег с изменением направления, темпа, ритма; из различных исходных положений.

— Развитие скоростно-силовых способностей:

разнообразные прыжки, многоскоки; упражнения с отягощением в повышенном темпе.

лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; полоса препятствий; различные прыжки: многоскоки, «лягушка», в высоту; в длину; на тумбу; с высоким подниманием бедра; барьерный бег.

— Развитие силовой выносливости:

подтягивание, упражнение в висах и упорах, отжимание.

упражнения с отягощением: гриф, штанга, блины, гиря, эспандер, различные тренажеры.

— Развитие быстроты, ловкости, координации:

волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей на льду с мячом.

— ОРУ, специальные и имитационные упражнения на суше.

— Подготовительные упражнения для ознакомления с водой (скольжения, вдохи-выдохи в воду, подныривания, погружения под воду с головой)

плавание на время

— Развитие ловкости, быстроты, координации:

игры, плавание со старта, «водное поло».

— Специальные упражнения конькобежца:

Развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой координации, статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в походке (многоскоки0; упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг.

— Развитие скоростных способностей:

эстафеты, старты, бег с ускорением.

— Развитие силовой выносливости:

упражнения с эспандером; парашютом.

— Развитие скоростно-силовой выносливости:

ускорение с эспандером; парашютом; СУ в статике.

— Развитие быстроты, ловкости:

игры «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей с мячом.

упражнения: «змейка», «фонарики», «восьмерка», «лабиринты».

— Специальные упражнения конькобежца:

развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой, координационные статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в посадке (многоскоки); упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг.

  1. Практические занятия.

Упражнения на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений, скоростно-силовых.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения для рук, туловища и ног.

Общеразвиваюшие упражнения с предметами. Со скакалкой. С гимнастической палкой. Упражнения с теннисным мячом. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг). Упражнения с отягощениями (с гантелями, штангой, гирями).

Упражнения на гимнастических снарядах (на канате и шесте, на бревне, на перекладине и кольцах, на козле и коне).

Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, подъемы).

Легкая атлетика (бег на короткие дистанции, кроссы с преодолением различных естественных и искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание мяча и гранаты).

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом; прыжками, элементами сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.

Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, водное поло, футбол. Двухсторонние игры по упрощенным правилам.

Силовая подготовка. Упражнения на специальных тренажерах.

  1. Освоение техники по различным видам спорта.

Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с преодолением препятствий 30-40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; тройной прыжок с места; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание мяча и гранаты на дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.

Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; брусья – для девочек: вис на верхней, размахивание, вис присев на нижней, сед на правом бедре; для мальчиков: упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь, махом назад соскок; бревно – приставной и переменный шаг, повороты на одной, соскок прогнувшись; акробатика – кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, прыжок вверх прогнувшись; перекладина низкая – вис стоя, переворот в упор, вис согнувшись, вис прогнувшись, соскок махом назад; переворот боком, стойка на руках с помощью.

Плавание. Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании кролем, на спине и брассом; согласование движения рук с дыханием; прыжок в воду с тумбочки, старт из воды; повороты; игры на воде.

Настольный теннис. Стойка и позиции; способы хвата ракетки; разновидности ударов, подачи, приемы мяча; двухсторонняя игра.

Конькобежный спорт. Скольжение по прямой, торможение, повороты.

Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.

Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные.

Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной стороной стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание, вбрасывание, выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и командные действия.

Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта, повышению уровня ОФП, развитию координации движений.

Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.

  1. Примерные упражнения для развития двигательных качеств

Для развития силы

1. Общеразвивающие упражнения с предметами

2. Упражнения с гантелями

2. Упражнения с гирей 16 кг

3. Упражнения со штангой в положении стоя

4. Удержание угла в висе и упоре

5. Силовые упражнения с собственной массой

6. Упражнения с партнером

7. Подвижные и национальные игры

Скоростно-с иловые

1. Прыжки через скакалку

2. Прыжки на одной и двух ногах

4. Выпрыгивание из приседа

5. Тройные и пятерные прыжки с места

6. Бег с партнером на спине и плечах

7. Метание набивных мячей

8. Толкание ядра

9. Игровые задания по сигналу

10. Подвижные и национальные игры

На общую и силовую выносливость

2. Прыжки со скакалкой 1—3 мин

3. Серийное выполнение упражнений с умерен-

ной интенснвностью (например, 50 подскоков

+ 30 приседаний в темпе + 30 подскоков).

Повторить 2—3 раза

4. Круговая тренировка

Это интересно:  Как правильно заплатить штраф

5. Спортивные игры

6. Серийное выполнение силовых упражнений

7. Вис на согнутых руках

8. Удержание угла в упоре и висе

На координацию движений

1. Разнонаправленные движения руками и но гами одновременно и последовательно

2. Жонглирование различными предметами

3. Метание на точность

4. Полосы препятствий

6. Подвижные и национальные игры

На гибкость

1. Пружинящие наклоны из различных исход-

2. Повороты и вращения туловища с большой

3. Акробатические упражнения

10. Теоретическая подготовка

Теоретический материал для занятий с обучающимися 1-2 года обучения:

  1. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
  2. Режим дня и личная гигиена.
  3. Значение физических упражнений для здоровья человека.
  4. Значение утренней гимнастики и закаливания.
  5. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений.
    1. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности.
      1. Первая помощь при травмах на занятии.

Теоретический материал для занятий с обучающимися свыше двух лет обучения:

  1. Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Физическая культура — одно из важнейших средств психического и физического воспитания; укрепления здоровья и всестороннего развития. Великие спортсмены России.
  2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значении сердца и сосудов. Дыхание, значение дыхания для жизнедеятельности организма. Обмен веществ. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма человека.
  3. Гигиенические знания и навыки, закаливание, режим и питаниеспортсмена. Режим дня. Режим питания, питьевой и весовой режим спортсмена. Витамины и их значение в питании спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.
  4. Самоконтроль. Самоконтроль спортсмена. Понятие о спортивной форме, тренировке, утомлении и перетренировке. Меры предупреждения переутомления. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление; субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.
  5. Психологическая подготовка. Понятие о психологической подготовке. Психологическая подготовка в процессе тренировки: восприятие, чувство времени, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание. Индивидуальные особенности спортсмена.
  6. Основы методики обучения и тренировки. Последовательность изучения основных действий при освоении техники по отдельным видам спорта. Возможные ошибки при изучении технических действий и способы их устранения. Основные требования техники безопасности и профилактики травматизма, предъявляемые к организации учебно-тренировочных занятий. Тренировка как процесс всестороннего совершенствования специальных навыков, физических и психологических качеств.

11. Техническое обеспечение занятий

В здании ДЮСШ имеется:

  • спортивный зал 62,91 м 2
  • спортивный зал (тренажерный) 56,2 м 2
  • спортивный зал 87,1 м 2
  • спортивный зал (силовой подготовки) 54,3 м 2
  • спортивный зал 61,9 м 2
  • спортивный зал 62,56 м 2

Хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения:

  • душ – 7,4 м 2
  • умывальных – 4
  • уборная – 6
  • раздевалка – 6
  • тренерская – 6,12 м 2

На территории ДЮСШ имеется спортивная площадка площадью 3200 кв. м , включающая

— площадка для мини-футбола с искусственным покрытием 40 м Х 20 м ,

— ворота футбольные — 2,

— беговая дорожка 235 м,

— роликодром длиной 180 м,

— асфальтированная игровая площадка 100 кв.м ,

— трибуны на 170 человек

12. Врачебный контроль.

Врачебный контроль за занимающимися в спортивно-оздоровительных группах, осуществляется врачом соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).

В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.

13. Воспитательный процесс на учебно-тренировочных занятиях.

На учебно-тренировочном занятии воспитательным процессом руководит тренер-преподаватель.

Функции тренеров-преподавателей и педагогов определяются необходимостью создания условий существования ребенка в учебно-тренировочном процессе для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Педагог, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесса становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Воспитание — прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Педагог:

— формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;

— создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в учебной группе и учреждении.

Работа педагога — целенаправленная, систематичная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения, и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. При составлении программы воспитания необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Педагог должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающих социальные и материальные условия их жизни, специфику семейные обстоятельств.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

В своей работе педагог постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Педагог должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка. Педагог может организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Дифференцированный подход к обязанностям педагога определяется спецификой учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями.

Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, укомплектованностью учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно — беседы, дискуссии, игры, соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующего эмоциональному развитию обучающегося, его интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.

14. Воспитательная работа и психологическая подготовка.

Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе занятий. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и в жизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки достигается следующими средствами:

— идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты);

— социальными заданиями в области психологии, техники и тактики по видам спорта;

— личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием;

— обсуждением в коллективе;

— проведением совместных занятий обучающихся разных уровней подготовки.

Воспитание юного спортсмена — комплексный процесс, состоящий из трех компонентов: воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали; воспитание волевых качеств; воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях. Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школах.

Воспитательная работа тренера начинается с установления товарищеских отношений между занимающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований.

Спортивные успехи занимающихся обусловлены достижением намеченного результата или победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена. Развитие воли начинается с отказа от вредных привычек и неорганизованности. Каждый ребенок должен иметь строгий распорядок дня, предусматривающий распределение времени па учебу, отдых, сон, тренировки.

Воля спортсмена основана па принципах морали, на стремлении прославить страну, республику, регион, город, свою школу. Чувство долга перед коллективом — это идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена. Тренер должен постоянно приучать учеников преодолевать встречающиеся трудности, которые всегда присущи тренировке и соревнованиям. Воля к победе — ее воспитание и проявление — неразрывно связана со всеми моральными и волевыми качествами. У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Выходя на старт соревнования любого масштаба, спортсмены непременно волнуются. Их беспокоят тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники, уровень наступающего утомления. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы побороть волнение и вести спортивную борьбу за победу, за достижение запланированного результата. Необходимо стимулировать воспитанников на самостоятельные решения сложных задач, возникающих в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях.

Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает:

— воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности;

— воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях;

— совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания;

— совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

— обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний;

— адаптацию к условиям соревнований.

Соревнования способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить па две основные группы: словесные -лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; комплексные — различные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для выполнения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддержать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему надо сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

15. Список литературы, использованной для

составления программы, и рекомендуемой педагогам.

  1. Закон РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992г.
  2. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, М., 9995г.
  3. Примерные требования к Программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
  4. Программа подготовки многоборцев. А.П. Шахматов, М., ФиС, 1986г.
  5. Подготовка юных пловцов. В.А. Прозуменщиков, М., ФиС, 1981г.
  6. Молодому коллеге. Н.Г. Озолин, М., ФиС, 1988г.
  7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: ФиС, 1985.
  8. Донской Д.Д. Теория строения действий //Теория и практика физической культуры. — М., 1991. — № 3. — С. 9-12.
  9. Ивченко Е.В., Шухардин И.О., Крылов А.И. Особенности техники движений у юных пловцов. //Совершенствование двигательных действий спортсменов водных видов спорта. Л., 1989, с. 30-36.
  10. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1981.
  11. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. — М.: МГУ, 1976.
  12. Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных спортсменов. — Сб. докл. II Всес. конф. по проб. юнош. спорта. — М.: 1971, с. 55-61.
  13. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. — Автореф. дис. докт. пед. наук. — М.: 1979. — 25 с.
  14. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. — М.: Просвещение, 1968.
  15. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ин-тов и техникумов физ. культ. — М.: ФиС, 1987.
  16. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  18. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение// Теория и практика физической культуры. 1991, № 4, с. 2-10.
  19. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Докт дис. Краснодар, 1997. — 419 с.
  20. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. — 320 с.
  21. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: Пособие : 2-е изд., испр. и доп. / Г.А. Халемский и др.
  22. Лобанова Ж. А. издательство: ЭНАС
  23. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. — (Воспитание и доп. образование детей)
  24. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов : Пособие для учителей, студентов педвузов Фокин Г. Ю.

16. Список литературы, рекомендуемой для обучающихся

Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, 1987.

  1. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1981.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: ФиС, 1988.
  3. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. — М.: Просвещение, 1968.
  4. Коновалов Е. Ты — сильнее воды. — М.: Молодая гвардия, 1983. —128 с.
  5. Готовцев П.И., Дубровский В.М. Спортсменам о воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1981.
  6. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
  7. Фомин Н.А., Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/под ред. Бутлина Ю.Ф./ М.: Физкультура и спорт, 1981.

© 2011 МОУ ДОД ДЮСШ № 3

Нижегородская область, Дзержинск, ул. Маяковского, д.7А