Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ
«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 12 июля 2017 года
Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года
Президент Российской Федерации
26 июля 2017 года
Подписан Закон о безопасности критической информационной инфраструктуры России.
Он регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.
Определены основные принципы обеспечения безопасности, полномочия госорганов, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами инфраструктуры, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов.
К объектам инфраструктуры отнесены информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
Закреплены понятия компьютерной атаки, компьютерного инцидента и др. Определен порядок функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.
Предусмотрены категорирование объектов; ведение реестра значимых объектов; оценка состояния защищенности; госконтроль; создание специальных систем безопасности.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 июля 2017 г., в «Российской газете» от 31 июля 2017 г. N 167, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4736
История рассмотрения и принятия Федерального закона
Что сулит закон о безопасности критической информационной инфраструктуры?
Среди достаточно большого числа законодательных ИТ/ИБ-новшеств, вступивших в силу в 2018 г., можно выделить Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Его актуальность видна уже потому, что он принят в виде самостоятельного закона, а не поправок к ранее действовавшим документам. Но это же показывает, что речь идет о регулировании новой (для законодательства) ИТ-сферы, а потому можно ожидать, что процесс практического применения закона будет проходить вполне естественную «притирку».
С вопросами о том, как 187-ФЗ может повлиять на развитие ситуации на корпоративном ИТ/ИБ-рынке, о перспективах его применения, возможных проблемах и вариантах их решения, мы обратились к ряду экспертов.
Что регулирует новый закон
Одна из главных новаций закона — механизм реализации «Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (ГосСОПКА), которая, по-видимому, должна взять под государственный контроль все уже существующие системы ИБ и стать единым центром управления всем этим хозяйством.
Закон расширяет перечень информационных систем (для них вводится понятие «критическая информационная инфраструктура», КИИ), к которым предъявляются обязательные требования по безопасности со стороны государства и владельцы которых теперь несут ответственность, в том числе уголовную. Как пояснил директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов, под КИИ понимаются ИТ-системы государственных и коммерческих организаций, сбои в которых (в том числе в результате хакерских атак) могут привести к тяжелым социальным, политическим, экологическим и прочим последствиям.
С точки зрения директора по ИБ компании РТ-ИНФОРМ (Центр компетенций по ИТ и ИБ госкорпорации Ростех) Александра Евтеева, важным является то, что закон определяет порядок категорирования значимых объектов КИИ, порядок госконтроля в области обеспечения их безопасности, права и обязанности организаций, которым принадлежат субъекты КИИ.
В плане регулирования отношений в области обеспечения безопасности КИИ в условиях проведения хакерских атак закон выделяет два направления — обеспечение безопасности и противодействие атакам. В этом связи директор департамента ИБ компании «Сервионика» (ГК «АйТеко») Василий Степаненко напоминает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25.11.2017 № 569 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности КИИ, является ФСТЭК России, а согласно Указу Президента РФ от 15.01.2013 № 31с полномочия по созданию ГосСОПКИ возложены на ФСБ России.
«ГосСОПКА должна контролировать степень защищенности критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак, — отметил Дмитрий Огородников, директор по развитию Angara Technologies Group. — При этом до сих пор не было четкого понимания, кто должен конкретно подключаться к этой системе. Теперь, с выходом 187-ФЗ, появилась ясность в данном вопросе. А именно, в законе указали, что к ГосСОПКЕ должны подключаться все субъекты КИИ, причем вне зависимости, есть ли у них значимые объекты КИИ или нет».
Начальник информационно-аналитического управления Московской городской Думы Антон Таран среди ключевых идей закона выделяет необходимость создания единого центра мониторинга и управления ИБ для важных с точки зрения государства ИТ-систем. «Сегодня центральная власть может не знать, что на какой-нибудь центр управления ТЭЦ в Ханты-Мансийске напали хакеры и вывели на два часа из строя систему пожаротушения. А теперь будут знать и как-то реагировать», — пояснил он.
Действительно, теперь закон напрямую обязывает службы ИБ таких объектов передавать информацию о зафиксированных атаках в ФСБ. Генеральный директор R-Vision Александр Бондаренко считает, что это позволит наладить обмен информацией между специалистами по ИБ и в целом повысит уровень защищенности объектов КИИ.
Что предстоит сделать субъектам КИИ и регуляторам для реализации закона
«В части ФСТЭК всем субъектам КИИ необходимо будет выполнить ряд мероприятий, в том числе выделение и категорирование объектов КИИ, выполнение требований по безопасности. Но у большинства организаций на сегодняшний день уже реализованы определенные меры безопасности (например, в соответствии с нормативными актами по ГИС и/или ПДн), поэтому им потребуется соотнести имеющуюся систему защиты информации с требованиями ФСТЭК в части КИИ и при необходимости ее доработать», — считает Дмитрий Огородников. В части ФСБ, добавил он, потребуется провести работы по подключению к ГосСОПКЕ, что, наверно, является самым обременительным мероприятием.
«Сейчас мы ждем утверждения правительством правил категорирования объектов КИИ, а также утверждения требований ФСТЭК по внедрению мер по защите информации на объектах КИИ в зависимости от присвоенной категории, — рассказал руководитель направления ИБ компании „Системный софт“ Яков Гродзенский. — После того, как эти документы будут утверждены, видимо определенное время займет у ФСТЭК работа по категорированию объектов КИИ. После этого начнется массовое внедрение соответствующих решений».
«В соответствии с приказом ФСТЭК № 227 от 6.12.2017 об утверждении порядка ведения реестра КИИ данный реестр будет закрытым. Сведения из него направляются в ГосСОПКУ, а также могут предоставляться только государственным органам или российским юридическим лицам, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере», — отметил Дмитрий Огородников. Добавим, что в соответствии с Указом Президента от 02.03.2018 № 98 сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности КИИ, а также сведения, раскрывающие состояние ее защищенности, отнесены к государственной тайне.
Совершенно определенном можно сказать, что реализация 187-ФЗ потребует от участников рынка дополнительных усилий, в том числе финансовых затрат.
«В силу того, что количество объектов и организаций, которые подпадают под действие данного закона, внушительно, а уровень обеспечения ИБ на них не очень высокий, это потребует серьезных инвестиций в безопасность. Таким образом, обеспечение защиты объектов КИИ может стать очередным драйвером рынка, каким в свое время стал пресловутый закон о персональных данных», — уверен Александр Бондаренко.
«На рынке ИБ появится новый вид услуг, ориентированных на приведение в соответствие требованиям ФСТЭК в части КИИ, а также услуги по подключению к ГосСОПКЕ. Здесь возможны различные варианты: создание ведомственных центров, подключение к корпоративным центрам и т. д. Все варианты также потребуют закупки соответствующих средств защиты информации», — полагает Дмитрий Огородников.
По словам Якова Гродзенского, организациям, подпадающим под определение субъектов КИИ, неминуемо придется создавать центры ГосСОПКИ в своей инфраструктуре. В связи с этим будет необходимо реализовать интерфейс обмена информацией с Головным центром. «В том числе на основе уже существующих решений отечественных разработчиков нужно внедрить систему учета инцидентов и реагирования на них (IRP), основанную на SIEM-решениях, которые являются частью SOC организации. Кроме того, необходимо проводить анализ защищенности инфраструктуры и внедрить решения по повышению осведомленности сотрудников по вопросам ИБ», — пояснил он.
«Для поставщиков средств безопасности закон несет позитивные новости, но как это отразится на ИТ-рынке — сказать сложно, ведь вполне возможно, что дополнительные усилия в направлении безопасности будут реализовываться за счет сокращения активности по другим ИТ-проектам», — делится своими опасениями Антон Таран.
Но Александр Евтеев высказывает мнение, что реализация закона скажется позитивно на деятельности организаций, которые сегодня зачастую несут прямые потери от своего невнимания к проблемам безопасности: «В последние годы существенно увеличилось число инцидентов, связанных с компьютерными атаками, злоумышленники постоянно находят новые способы атак. Тенденция последних лет к ужесточению требований ИБ, особенно для госсектора и КИИ, является необходимой ответной мерой».
По-видимому, одним из важных направлений, которые попадают в поле применения 187-ФЗ, являются системы управления технологическими процессами. На это, в частности, обращает внимание Дмитрий Кузнецов: «Владельцы промышленных предприятий и разработчики средств промышленной автоматизации осознали, насколько промышленность уязвима к атакам, и сейчас происходит кооперация между производителями систем АСУ ТП и компаниями, специализирующимися на анализе защищенности таких систем».
В свою очередь, Василий Степаненко отмечает, что закон подразумевает не проведение некоторой одноразовой акции по усилению безопасности ИТ-систем, а постоянную работу в этом направлении: «Заказчикам нужно теперь постоянно разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности, планировать бюджеты на это, информировать ФСБ об инцидентах, расследовать инциденты и оказывать содействие представителям ФСБ и ФСТЭК». По его словам, аттестация КИИ будет проходить не в привычном формате выдачи аттестата соответствия, а в виде проверки выполнения установленному ФСТЭК минимуму требований и постоянной оценки эффективности мер защиты со стороны ФСБ.
Все ли гладко в 187-ФЗ?
Опыт предыдущих лет показывает, что реализация принятых законов в области ИТ порой проходит довольно сложно. Оказывается, что какие-то положения принятых актов трудновыполнимы на практике, а каким-то важным аспектам законодатели уделили недостаточное внимание или вовсе упустили их из виду. Регулярно возникает и проблема финансирования исполнения требований закона.
«Качество 187-ФЗ — не лучше и не хуже аналогичных законов, связанных с ИТ, — отмечает Антон Таран. — Есть не до конца проработанные определения, допускающие неоднозначные толкования. Есть размытость формулировок. Как обычно бывает, довольно подробно прописаны алгоритмы администрирования и функционал уполномоченных органов, поскольку от этого зависит дальнейшее нормотворчество и зоны ответственности, а соответственно и бюджетополучатели. Пока не понятно, каковы будут затраты бюджета на создание и функционирование системы. Учитывая, что законом предусмотрено создание национального координационного центра по компьютерным инцидентам, затраты все же предстоят. Если только это не будет виртуальный центр».
С тем, что исполнение потребует существенных затрат как со стороны владельцев информационных систем, так и со стороны государства, согласны все эксперты. Но Дмитрий Кузнецов уверен, что такие расходы просто необходимы: «Проблема ИБ многими организациями игнорировалась. Необязательность защиты привела к тому, что во многих жизненно важных информационных системах отсутствуют элементарные механизмы защиты. Болезнь стала запущенной, и сейчас ее лечение требует серьезных усилий».
Александр Бондаренко видит потенциальную проблему закона в том, что на его внедрение в реальную жизнь потребуется несколько лет, так как критические объекты в силу своих особенностей потребуют серьезной адаптации существующих механизмов защиты.
То, что государство в столь явном виде проявило озабоченность вопросами безопасности КИИ, — хорошо. Но Василий Степаненко видит проблему 187-ФЗ в том, что он, по его мнению, плохо состыкован с другими законами, которые уже давно действуют в ряде отраслей, обозначенных как потенциальные субъекты КИИ. Не ясно пока и с ответственностью по исполнению требований закона, например, где лежит зона ответственности руководителя субъекта, а где — иных должностных лиц. Не все понятно и с финансированием. «Обязать всех выделять бюджеты и бояться проверок можно, но без должного финансирования, в том числе со стороны государства, сложно добиться реальных результатов», — считает эксперт.
Что же касается перспектив закон, то, по мнению Антона Тарана, об этом говорить пока сложно. С одной стороны, чисто теоретически, систематизация, координация и стандартизация никому еще не вредили, и если будущая система будет реально работать, а издержки для экономики субъектов КИИ не будут превышать потенциальные риски, то можно ожидать повышения уровня безопасности. С другой, говорить об оценке эффективности закона будет очень сложно, пока не будут определены количественные показатели обеспечения безопасности.
Главную же проблему закона он видит в издержках для бизнеса. Ведь отдельно взятый субъект вполне способен обеспечить себя защитой от компьютерных атак и в целом должен владеть технологиями ИБ не хуже государства. Создание же дополнительных организационных и, возможно, материальных затрат для любого бизнеса должно компенсироваться дополнительными доходами, при этом есть риск, что дополнительные затраты не будут компенсированы повышением уровня безопасности.
В целом все эксперты согласны с тем, что практическая реализация закона в решающей степени будет зависеть от системы последующий нормативных подзаконных актов, которые в том числе должны определить ответственность тех или иных лиц за исполнение закона.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 12 июля 2017 года
Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее также — критическая информационная инфраструктура) в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) автоматизированная система управления — комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами;
2) безопасность критической информационной инфраструктуры — состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак;
3) значимый объект критической информационной инфраструктуры — объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
4) компьютерная атака — целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации;
5) компьютерный инцидент — факт нарушения и (или) прекращения функционирования объекта критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия таких объектов, и (или) нарушения безопасности обрабатываемой таким объектом информации, в том числе произошедший в результате компьютерной атаки;
6) критическая информационная инфраструктура — объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов;
7) объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры;
8) субъекты критической информационной инфраструктуры — государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры
1. Отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
2. Особенности применения настоящего Федерального закона к сетям связи общего пользования определяются Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Принципы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры
Принципами обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры являются:
2) непрерывность и комплексность обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, достигаемые в том числе за счет взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и субъектов критической информационной инфраструктуры;
3) приоритет предотвращения компьютерных атак.
Статья 5. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации
1. Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. В целях настоящей статьи под информационными ресурсами Российской Федерации понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации.
2. К силам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, относятся:
1) подразделения и должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
2) организация, создаваемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты (далее — национальный координационный центр по компьютерным инцидентам);
3) подразделения и должностные лица субъектов критической информационной инфраструктуры, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.
3. Средствами, предназначенными для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения (в том числе для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры), предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и (или) обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак, а также криптографические средства защиты такой информации.
4. Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
5. В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации осуществляются сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая поступает в данную систему через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, информации, которая представляется субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в соответствии с перечнем информации и в порядке, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, а также информации, которая может представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, организует в установленном им порядке обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.
7. Предоставление из государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры
1. Президент Российской Федерации определяет:
1) основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
4) порядок создания и задачи государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации устанавливает:
1) показатели критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры и их значения, а также порядок и сроки осуществления их категорирования;
2) порядок осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
3) порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации:
1) вносит предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации;
2) утверждает порядок ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры и ведет данный реестр;
3) утверждает форму направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий;
4) устанавливает требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (требования по обеспечению безопасности информационно-телекоммуникационных сетей, которым присвоена одна из категорий значимости и которые включены в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи), а также требования к созданию систем безопасности таких объектов и обеспечению их функционирования (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка устанавливает указанные требования по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
5) осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, а также утверждает форму акта проверки, составляемого по итогам проведения указанного контроля.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации:
1) вносит предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации;
2) создает национальный координационный центр по компьютерным инцидентам и утверждает положение о нем;
3) координирует деятельность субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;
4) организует и проводит оценку безопасности критической информационной инфраструктуры;
5) определяет перечень информации, представляемой в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, и порядок ее представления;
6) утверждает порядок информирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка утверждает указанный порядок по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
7) утверждает порядок обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, а также порядок получения субъектами критической информационной инфраструктуры информации о средствах и способах проведения компьютерных атак и о методах их предупреждения и обнаружения;
8) организует установку на значимых объектах критической информационной инфраструктуры и в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;
9) устанавливает требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;
10) утверждает порядок, технические условия установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, за исключением средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка утверждает указанные порядок и технические условия по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи, утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, порядок, технические условия установки и эксплуатации средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры.
Статья 7. Категорирование объектов критической информационной инфраструктуры
1. Категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.
2. Категорирование осуществляется исходя из:
1) социальной значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимальном времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;
2) политической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;
3) экономической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба субъектам критической информационной инфраструктуры и (или) бюджетам Российской Федерации;
4) экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;
5) значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
3. Устанавливаются три категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры — первая, вторая и третья.
4. Субъекты критической информационной инфраструктуры в соответствии с критериями значимости и показателями их значений, а также порядком осуществления категорирования присваивают одну из категорий значимости принадлежащим им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектам критической информационной инфраструктуры. Если объект критической информационной инфраструктуры не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий.
5. Сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий субъекты критической информационной инфраструктуры в письменном виде в десятидневный срок со дня принятия ими соответствующего решения направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, по утвержденной им форме.
6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в тридцатидневный срок со дня получения сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, проверяет соблюдение порядка осуществления категорирования и правильность присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо неприсвоения ему ни одной из таких категорий.
7. В случае, если субъектом критической информационной инфраструктуры соблюден порядок осуществления категорирования и принадлежащему ему на праве собственности, аренды или ином законном основании объекту критической информационной инфраструктуры правильно присвоена одна из категорий значимости, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, вносит сведения о таком объекте критической информационной инфраструктуры в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.
8. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, выявлены нарушения порядка осуществления категорирования и (или) объекту критической информационной инфраструктуры, принадлежащему на праве собственности, аренды или ином законном основании субъекту критической информационной инфраструктуры, неправильно присвоена одна из категорий значимости и (или) необоснованно не присвоена ни одна из таких категорий и (или) субъектом критической информационной инфраструктуры представлены неполные и (или) недостоверные сведения о результатах присвоения такому объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления представленных сведений возвращает их в письменном виде субъекту критической информационной инфраструктуры с мотивированным обоснованием причин возврата.
9. Субъект критической информационной инфраструктуры после получения мотивированного обоснования причин возврата сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, не более чем в десятидневный срок устраняет отмеченные недостатки и повторно направляет такие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
10. Сведения об отсутствии необходимости присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости после их проверки направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.
11. В случае непредставления субъектом критической информационной инфраструктуры сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, направляет в адрес указанного субъекта требование о необходимости соблюдения положений настоящей статьи.
12. Категория значимости, к которой отнесен значимый объект критической информационной инфраструктуры, может быть изменена в порядке, предусмотренном для категорирования, в следующих случаях:
1) по мотивированному решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, принятому по результатам проверки, проведенной в рамках осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
2) в случае изменения значимого объекта критической информационной инфраструктуры, в результате которого такой объект перестал соответствовать критериям значимости и показателям их значений, на основании которых ему была присвоена определенная категория значимости;
3) в связи с ликвидацией, реорганизацией субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) изменением его организационно-правовой формы, в результате которых были изменены либо утрачены признаки субъекта критической информационной инфраструктуры.
Статья 8. Реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры
1. В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры в установленном им порядке. В данный реестр вносятся следующие сведения:
1) наименование значимого объекта критической информационной инфраструктуры;
2) наименование субъекта критической информационной инфраструктуры;
3) сведения о взаимодействии значимого объекта критической информационной инфраструктуры и сетей электросвязи;
4) сведения о лице, эксплуатирующем значимый объект критической информационной инфраструктуры;
5) категория значимости, которая присвоена значимому объекту критической информационной инфраструктуры;
6) сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте критической информационной инфраструктуры;
7) меры, применяемые для обеспечения безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры.
2. Сведения из реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры направляются в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
3. В случае утраты значимым объектом критической информационной инфраструктуры категории значимости он исключается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, из реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
Статья 9. Права и обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры
1. Субъекты критической информационной инфраструктуры имеют право:
1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, информацию, необходимую для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином законном основании, в том числе об угрозах безопасности обрабатываемой такими объектами информации и уязвимости программного обеспечения, оборудования и технологий, используемых на таких объектах;
2) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, получать от указанного органа информацию о средствах и способах проведения компьютерных атак, а также о методах их предупреждения и обнаружения;
3) при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, за свой счет приобретать, арендовать, устанавливать и обслуживать средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;
4) разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры.
2. Субъекты критической информационной инфраструктуры обязаны:
1) незамедлительно информировать о компьютерных инцидентах федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации (в случае, если субъект критической информационной инфраструктуры осуществляет деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка) в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка указанный порядок устанавливается по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
2) оказывать содействие должностным лицам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов;
3) в случае установки на объектах критической информационной инфраструктуры средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, обеспечивать выполнение порядка, технических условий установки и эксплуатации таких средств, их сохранность.
3. Субъекты критической информационной инфраструктуры, которым на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, также обязаны:
1) соблюдать требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
2) выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, об устранении нарушений в части соблюдения требований по обеспечению безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры, выданные этими лицами в соответствии со своей компетенцией;
3) реагировать на компьютерные инциденты в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, принимать меры по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
4) обеспечивать беспрепятственный доступ должностным лицам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, к значимым объектам критической информационной инфраструктуры при реализации этими лицами полномочий, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Система безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры
1. В целях обеспечения безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры субъект критической информационной инфраструктуры в соответствии с требованиями к созданию систем безопасности таких объектов и обеспечению их функционирования, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, создает систему безопасности такого объекта и обеспечивает ее функционирование.
2. Основными задачами системы безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры являются:
1) предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимым объектом критической информационной инфраструктуры, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимого объекта критической информационной инфраструктуры;
3) восстановление функционирования значимого объекта критической информационной инфраструктуры, обеспечиваемого в том числе за счет создания и хранения резервных копий необходимой для этого информации;
4) непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
Статья 11. Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры
1. Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, дифференцируются в зависимости от категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры и этими требованиями предусматриваются:
1) планирование, разработка, совершенствование и осуществление внедрения мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
2) принятие организационных и технических мер для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
3) установление параметров и характеристик программных и программно-аппаратных средств, применяемых для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
2. Государственные органы и российские юридические лица, выполняющие функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, могут устанавливать дополнительные требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, содержащие особенности функционирования таких объектов в установленной сфере деятельности.
Статья 12. Оценка безопасности критической информационной инфраструктуры
1. Оценка безопасности критической информационной инфраструктуры осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в целях прогнозирования возникновения возможных угроз безопасности критической информационной инфраструктуры и выработки мер по повышению устойчивости ее функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.
2. При осуществлении оценки безопасности критической информационной инфраструктуры проводится анализ:
1) данных, получаемых при использовании средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, в том числе информации о наличии в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, признаков компьютерных атак;
2) информации, представляемой субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в соответствии с перечнем информации и в порядке, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, а также иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными;
3) сведений, представляемых в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации по итогам проведения государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, о нарушении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в результате которого создаются предпосылки возникновения компьютерных инцидентов;
4) иной информации, получаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Для реализации положений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, организует установку в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в таких сетях электросвязи.
4. В целях разработки мер по совершенствованию безопасности критической информационной инфраструктуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, результаты осуществления оценки безопасности критической информационной инфраструктуры.
Статья 13. Государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры
1. Государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры проводится в целях проверки соблюдения субъектами критической информационной инфраструктуры, которым на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Указанный государственный контроль проводится путем осуществления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, плановых или внеплановых проверок.
2. Основанием для осуществления плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) внесения сведений об объекте критической информационной инфраструктуры в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
2) окончания осуществления последней плановой проверки в отношении значимого объекта критической информационной инфраструктуры.
3. Основанием для осуществления внеплановой проверки является:
1) истечение срока выполнения субъектом критической информационной инфраструктуры выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
2) возникновение компьютерного инцидента, повлекшего негативные последствия, на значимом объекте критической информационной инфраструктуры;
3) приказ (распоряжение) руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора об осуществлении внеплановой проверки в рамках проведения надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. По итогам плановой или внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, составляется акт проверки по утвержденной указанным органом форме.
5. На основании акта проверки в случае выявления нарушения требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, выдает субъекту критической информационной инфраструктуры предписание об устранении выявленного нарушения с указанием сроков его устранения.
Статья 14. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов
Нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент Российской Федерации В. Путин