Если обоюдка будет ли выплата по осаго
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке
Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью удастся получить компенсацию за нанесенный ущерб. Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию?
Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.
Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности. Например, если один из них нарушил п.2.1.2 правил, не пристегнув ремень безопасности, в то время как второй участник не соблюдая п. 13.9 и не уступил дорогу, тогда правонарушение второй стороны очевидно, и об “обоюдке” речь не ведется.
Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.
Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:
“Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.”
Судебная практика показывает, что чаще всего выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей распределяется в равных частях между обоими сторонами процесса. Суды опираются на вышеуказанную статью ГК РФ, которая гласит, когда невозможно установить вину, она автоматически оценивается как равная. Доказать обратное порой бывает очень сложно, особенно без участия в деле опытного автоюриста. В случае судебного решения о распределении выплат 50/50, компании могут предложить водителям половинчатую компенсацию ущерба.
Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО имеет множество “подводных камней” и юридических тонкостей, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным правоведам, имеющим опыт в делах о взыскании материального ущерба в “обоюдке” при ДТП.
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Если обоюдка будет ли выплата по осаго
В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя (о том, как вести себя при оформлении протокола, вы можете прочитать в нашем F.A.Q. «Что делать при ДТП»).
«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал «Авто Mail.Ru» референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.
Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).
Существует несколько вариантов «обоюдки»:
- Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
- Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
- Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.
Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».
Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.
Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).
«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).
Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.
А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.
Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?
Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.
Что такое «обоюдная вина»?
Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:
- ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
- Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
- Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.
С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.
Кому и сколько заплатят при «обоюдке»
Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:
- Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
- Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.
Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.
В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.
Какая предусмотрена выплата по ОСАГО, если в ДТП виноваты оба водителя
На сегодняшний день каждый эксплуатируемый на дороге автомобиль должен быть в обязательном порядке соответствующим образом застрахован полисом ОСАГО.
При возникновении дорожно-транспортного происшествия пострадавший получит денежную компенсацию от своей страховой компании. Аналогичным образом обстоят дела в случае, если вина обоюдна.
Чтобы избежать возникновения каких-либо сложностей при получении возмещения после ДТП, когда виновными являются сразу все участники, необходимо разобраться, прежде всего, с самим понятием «обоюдная вина».
Под определением вины понимается какое-либо действие, свершенное по умыслу или же случайно, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие.
Но нередко случается, что правила дорожного движения нарушают сразу оба водителя, одновременно – и в результате такого совпадения возникает ДТП. Именно в таких ситуациях и будет установлена обоюдная вина.
Многие водители считают, что в подобного рода случаях выплату ОСАГО получить не удастся всем участникам – это не так.
Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП в 2018 году осуществляются на основании п. 22 ст. №12 закона «Об ОСАГО».
На основании данного нормативно-правового документа право на получение выплат в рассматриваемой ситуации имеют сразу оба водителя.
Но необходимо помнить, что существуют различные степени вины:
Вопрос по поводу величины вины каждого конкретного водителя в обязательном порядке рассматривает суд. Именно на основании решения суда и сформированного им исполнительного листа осуществляются соответствующей величины выплаты.
Во избежание появления всевозможных сложностей в процессе судебного разбирательства необходимо помнить о важности правильной подготовки документов, оформления ДТП.
Также следует учитывать, что далеко не все нарушения ПДД являются основанием для вынесения решения суда по поводу обоюдной вины.
Например, если один из водителей выехал на полосу встречного движения, а второй – просто не пристегнулся, виновным будет именно первый. Суд в обязательном порядке всегда руководствуется принципом разумности.
Возможны ли выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей
Достаточно продолжительный период времени выплаты при обоюдной вине водителей никак не отражались в действующем на территории Российской Федерации законодательстве. Данный момент был исправлен относительно недавно – 01.09.14 г.
При возникновении дорожно-транспортного происшествия, где виновны сразу оба водителя, необходимо оформить его стандартным образом. Для этого требуется вызвать сотрудников дорожной полиции, составить схемы ДТП.
При этом необходимо руководствоваться стандартной схемой действий, которая определяется законом «Об ОСАГО» и инструкцией самого страховщика.
Обращаться сразу в страховую компанию необходимо в следующих случаях:
- все участники были признаны виновными в ДТП;
- вина по какой-то причине не установлена.
Чаще всего страховые компании осуществляют выплаты в равных долях, разделяя сумму ущерба 50/50. Продолжительность ожидания при этом составляет стандартный период времени – не более 15 дней.
При этом все документы должны быть поданы срывщику не позже 10 рабочих дней. По истечении данного период времени получить выплату будет крайне затруднительно.
Если же страховые компании с соотношением сумм ущерба по какой-то причине не согласны, назначается специальное судебное разбирательство.
При этом если судом будет назначена величина ущерба к выплате каждой страховой компании, то они будут обязаны осуществить все выплаты, полностью.
Если же озвученная в решении суда сумма не будет перечислена вовремя, на страховщика обязательно будет наложен внушительный штраф.
Именно поэтому если по какой-то причине сотрудники страховой компании отказываются принимать документы или задерживают выплаты, необходимо пригрозить им судом.
При возникновении дорожно-транспортного происшествия оба участника, при наличии установленной обоюдной вины, должны обращаться в свои страховые компании – клиентами которой они являются.
Ранее существовало правило, позволяющее получить выплату как от своего страховщика, так и от страховой компании другого участника ДТП.
На данный момент данная практика недопустима – этот момент закреплен на законодательном уровне недавней реформой закона «Об ОСАГО».
Для получения соответствующей выплаты необходимо будет в обязательном порядке собрать все документы, положенные в стандартном случае – когда клиент страховой является обычным пострадавшим.
При этом если размер вины был установлен в судебном порядке, стоит приложить в решение органа государственной власти.
ДТП с мотоциклистом со смертельным исходом рассматривается здесь.
Что говорится в законодательстве
Чтобы избежать различного рода сложностей при получении выплаты соответствующей величины, необходимо будет в обязательном порядке заранее разобраться с соответствующей статьей действующего законодательства.
Максимально подробно вопрос обоюдной вины водителей освещается непосредственно в ст. 12 закона «Об ОСАГО».
К наиболее важным моментам сегодня можно отнести следующее:
- если в возникновении ДТП виновны одновременно все участники – страховщик обязан осуществить выплаты пропорционально величине вины;
- если одному лицу был одновременно нанесен вред сразу несколькими другими участниками ДТП – в таком случае вся необходимая для возмещения сумма будет разделена между страховыми компаниями всех виновных;
- страховщик, возместивший вред в результате возникновения ДТП, имеет право на осуществление регресса – данный момент обуславливается и максимально подробно раскрывается в действующей редакции гражданского законодательства;
- если по какой-то причине вина участников не определена или же данная операция попросту невозможна, то в таком случае в обязательном порядке осуществляется разделение ответственности на всех страховщиков в равных долях.
Все остальные пункты рассматриваемой статьи закона об ОСАГО также необходимо в обязательном порядке учитывать. Такая ситуация не является нестандартной, она представляет собой один из частных случаев дорожно-транспортного происшествия.
При наличии каких-либо сложностей всегда необходимо обращаться в суд соответствующей инстанции.
Сегодня действующее по рассматриваемому поводу законодательство достаточно хорошо проработано, потому разбирательства по причине ДТП занимают минимальное количество времени.
Также следует не забывать ориентироваться на уже имеющуюся судебную практику по данному вопросу.
От чего зависит решение страховой компании
Решение страховой компании по поводу выплаты по ОСАГО зависит от достаточно большого количества самых разных факторов. Всем участникам ДТП лучше всего ознакомиться сними заранее – во избежание различного рода неприятных прецедентов.
Наиболее частыми причинами отказа в выплате в результате возникновения ДТП сегодня являются следующие:
- один из виновников не был вписан в полис ОСАГО;
- участник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения;
- один из виновных или же другая страховая обжаловали вынесенное решение суда;
- виновный скрылся с места ДТП.
Например, когда в ваш автомобиль въехал сын владельца другой машины, не вписанный в полис ОСАГО, страховая может попытаться отказать в принятии документов.
В таком ситуации необходимо напомнить о п. 1 ст. №14 Федерального закона «Об ОСАГО». Согласно ему право требования переходит к лицу, причинившему вред. Именно на основании данного положения страховая обязана платить.
Если же компания мотивирует отказ тем, что виновник был в состоянии алкогольного опьянения, действует аналогичное правило.
Когда участник ДТП обжаловал решение суда, страховая компания имеет право приостановить процедуру возмещения ущерба. Но ни в коем случае не отказать в её осуществлении.
Аналогичным образом обстоят дела, если виновник покинул место дорожно-транспортного происшествия. Невозможно получить выплату по ОСАГО только в случае, если личность виновника не может быть установлена.
При ДТП с обоюдной виной все водители имеют право на получение соответствующих выплат. Необходимо лишь помнить о некоторых важных нюансах. Это позволит избежать различного рода затруднений.
О профилактике ДТП с участием детей читайте на странице.
Статью УК РФ за угон автомобиля найдёте по ссылке.
Видео: Обоюдная вина в ДТП
Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. В справке о ДТП фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховщик тем более не обладает полномочиями для этого.
Что говорит закон?
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Позиция Верховного Суда
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. N 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Как поступать автовладельцам?
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.
Эксплуатация автомобиля без ОСАГО сейчас запрещена. Это обосновано: именно благодаря страхованию тот водитель, по чьей вине пострадали люди или было повреждено при ДТП имущество, может не беспокоиться о том, сможет ли он прямо сейчас расплатиться – за него платит страховая компания.
Однако иногда возникают ситуации, когда никого из участников аварии нельзя назвать однозначно виновным — по сути, каждый из них одновременно и виновник, и потерпевший. Как быть в этой ситуации, и кому и за кого будет платить страховщик?
○ Обоюдная вина при ДТП.
Прежде всего разберёмся с тем, какая вина при ДТП должна считаться обоюдной. Чёткого определения этого термина нет ни в КоАП РФ, ни в ГК РФ. Однако на практике под такой формой вины и страховщики, и инспектора ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый из участников ДТП тем или иным образом стал нарушителем Правил – и каждый из них был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД.
При этом необходимо помнить: сам по себе факт нарушения Правил, допущенного каждым из водителей, не означает обоюдности вины. Закон однозначно гласит: возмещение распределяется в соответствии со степенью вины каждого из участников движения – но для того, чтобы эту степень установить, необходимо, чтобы состоялся суд. Нарушение ПДД как таковое может к ДТП не иметь никакого отношения. Проиллюстрировать это можно с помощью следующих примеров:
- Один из водителей проехал на красный сигнал, а второй ездил на автомобиле без прав. Налицо правонарушение со стороны каждого – но говорить о том, что не имевший прав каким-то образом виновен в конкретном ДТП, не приходится.
- Один водитель не уступил дорогу машине, имевшей согласно Правилам преимущество – а второй совершил обгон через двойную сплошную, не удержал машину на курсе и протаранил автомобиль первого. Здесь уже можно утверждать, что хотя бы в минимальной степени, но вина каждого из водителей в совершении аварии имеется.
○ В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП.
Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:
- Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
- Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
- Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.
Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:
- Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
- Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.
В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.
○ Степени вины при обоюдном ДТП.
Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.
Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:
- Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
- Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
- Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.
Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.
Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.
Однако в тех случаях, когда очевидно, что действия одного из участников являются менее грубым нарушением правил, чем у другого, речь может идти уже о разной степени вины. Зачастую судьями здесь применяется та же методика, что была описана выше. Связано это с тем, что, по сути, иного пути может и не быть. Даже высококвалифицированный эксперт не всегда может ответить, насколько прямо связаны действия каждой из сторон ДТП с наступившими последствиями – а принимать решение судье как-то надо.
Характерным примером ДТП с обоюдной виной различной степени является следующая ситуация: первый водитель остановил на трассе неисправный автомобиль, не только не включив аварийную сигнализацию, но и не выставив знак остановки. Второй водитель, двигавшийся с превышением скорости, на полном ходу врезался в стоящую машину. В результате был причинён как имущественный ущерб, так и вред здоровью пассажира. Очевидно, что:
- Обе стороны обоюдно виновны в ДТП (если бы первый водитель выставил знак на положенном расстоянии, второй, возможно, заметил бы стоявший автомобиль и не допустил бы столкновения).
- Но вина первого намного меньше: если бы второй двигался с допустимой скоростью, он успел бы заметить и среагировать даже без установленного знака.
В описанном случае суд счёл, что степень вины первого и второго водителя соотносятся как 10% к 90%. Кассационная инстанция оставила такое решение в силе.
○ Кто оплачивает ущерб при обоюдной вине.
Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):
- «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
- Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
- Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
- В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».
Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.
Таким образом, можно увидеть следующее:
- Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
- Возмещение выплачивается только после решения суда.
- Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).
А теперь посмотрим, как это выглядит практически.
○ Страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО при обоюдной вине.
Из приведённой выше нормы Закона об ОСАГО следует, что выплата возмещения будет пропорциональна степени вины каждого из участников. И варианты тут могут быть следующие:
✔ Выплата 50 на 50.
Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.
Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:
- Первому водителю – 25 тысяч рублей.
- Второму – 20 тысяч.
Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.
Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.
✔ Расчет по степени виновности.
В том же случае, если суд состоялся и определил, что вина не равно, возмещение также будет выплачено не полностью. Однако в этой ситуации страховые компании уже не просто «резать пополам» выплаты, а уменьшать их пропорционально степени вины каждого участника.
Снова возьмём двух водителей из приведённого выше примера, но допустим, что первый виноват на 10%, а второй – на 90%. В этом случае выплаты будут следующими:
- Первому – 45 тысяч рублей.
- Второму – всего 4 тысячи.
○ Выплаты по КАСКО.
Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.
В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.
Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.
○ Как нужно оформлять аварию при обоюдной вине.
В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:
- Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
- Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
- Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
- После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
- На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
- Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.
В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» — это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.
○ Действия сотрудников ГИБДД.
В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:
- Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
- Должен быть составлен протокол.
- Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.
В свою очередь в протокол заносятся данные:
- О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
- О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
- О видимых повреждениях на автомобилях.
- О объяснениях участников аварии.
○ Доказывание обоюдной вины.
В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.
Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.
Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.
Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.
При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.
○ Примеры судебной практики.
Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.
Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.
✔ Можно ли оформить европротокол?
На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:
- П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
- П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.
✔ Ответственность за оставление места ДТП обоими водителями при обоюдной вине.
Оставить место ДТП оба водителя могут только в двух случаях:
- Когда они составили Европротокол и разъехались, не вызывая ГИБДД.
- Когда они вместе составили и подписали схему ДТП и приехали с ней на ближайший пост ДПС для оформления (п. 2.6 ПДД).
В всех остальных случаях потребуется как минимум наличие серьёзных и уважительных причин для того, чтобы куда-то уехать. И водитель, оставивший место ДТП, может быть привлечён к административной ответственности вне зависимости от степени вины.
Обоюдная вина в ДТП. Выплаты по осаго. Рассказывает Орлов Алексей Евгеньевич, специалист в области страхового права.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ