Статья 32. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 42-ФЗ в статью 32 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 32 . Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.
2. По предъявлении удостоверения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы агентства гражданской авиации или аэропорты, билетные кассы (как суточной, так и предварительной продажи) железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней обязаны вне очереди предоставить члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы бесплатный билет на одно место в самолете или вертолете, спальном или купейном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий.
3. Проезд члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус.
4. Утратила силу с 1 января 2005 г.
Информация об изменениях:
5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов с последующим возмещением соответствующим организациям стоимости оказанных услуг за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.
6. Установленные частями первой — пятой настоящей статьи права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, являющихся инвалидами I группы, распространяются также на лицо, его сопровождающее.
7. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для поездок в связи с осуществлением ими своих полномочий по территории Российской Федерации служебный автотранспорт предоставляется по вызову члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для поездок по городу Москве и Московской области — соответствующими федеральными органами государственной власти. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий могут пользоваться также личным автотранспортом.
7.1. Расходы органов государственной власти, связанные с предоставлением члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы автотранспорта, а также расходы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанные с использованием личного автотранспорта для осуществления ими своих полномочий, возмещаются соответственно органам государственной власти, члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке и размере, устанавливаемых соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
До дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва положения статьи 39 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ) применяются без учета изменений, внесенных в неё названным Федеральным законом
Статья 39 . Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
См. комментарии к статье 39 настоящего Федерального закона
1. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:
а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
в) получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
д) ведет делопроизводство;
е) выполняет иные поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ в часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ в пункт «а» части 2 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
а) пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;
б) получать адресованные члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ в пункт «в» части 2 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
в) на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений: для помощника члена Совета Федерации — в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата Государственной Думы — в пределах территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона. Проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в билетных кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус;
г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы (за исключением помощников, работающих на общественных началах);
д) по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
Депутат государственной думы имеет право на
- Статьи
- Полезное
- Полномочия депутата Государственной Д.
Полномочия депутата Государственной Думы
Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей, которые составляют их полномочия. При этом законодательно закрепленных прав у народного слуги куда больше, чем того, что он делать обязан.
Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей. Они прописаны в Конституции и в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который существует с некоторыми изменениями с 1994 года.
Полномочия депутата Госдумы – это и есть набор прав и обязанностей, сохраняющихся за ним на весь срок службы. Полномочия распространяются на протяжении одного созыва, то есть начинаются в момент избрания и заканчиваются, когда начинает работу Дума следующего созыва. Сейчас этот срок увеличили до пяти лет (вплоть до шестого созыва Госдума избиралась сроком на четыре года).
Права и обязанности депутата Госдумы
Права депутата в законе составляют куда более обширную группу, чем его обязанности. Что же вправе делать народный избранник? Самое основное право, ради которого, можно сказать, Госдума и собирается, — это право на законодательную инициативу. Депутат может предложить проект закона, общего для всей страны, или внести поправки в те, которые уже действуют. Если же депутат будет не один, а объединится в группу с другими, он уже сможет предлагать поправки главного закона страны – Конституции.
Одно из прав депутата является и его прямой обязанностью. Он должен принимать участие в заседаниях своей палаты, комитета или комиссии. Участие состоит во включении в дискуссию: депутат может и должен высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, вносить поправки, давать комментарии и т. д. У народных избранников на заседаниях есть право совещательного голоса – то есть он может голосовать «за» или «против» обсуждаемых законопроектов.
Депутат обязан присутствовать на каждом заседании Госдумы, поэтому наличие всех на месте проверяется по спискам, за которые отвечает думский председатель. Организация этого процесса похожа на школьный урок: проверка находящихся в классе, письменные задания, записка от родителей в случае отсутствия.
Спикер регистрирует всех присутствующих, затем они получают карточки для голосования. Если же кто-то по объективным причинам не имеет возможности прийти на заседание, он ставит в известность руководителя фракции, к которой принадлежит, либо председателя комитета/комиссии, либо непосредственно спикера Госдумы. Отсутствующий депутат пишет бумагу, в которой называет причины неявки и указывает, как он планировал проголосовать по обсуждаемому вопросу.
Право на запрос информации
Депутат, причем не только Государственной Думы, но и любого местного парламента, обладает правом на депутатский запрос, а при объединению в группу – на парламентский запрос. Последний направляется группой депутатов в госорган или должностному лицу. В такой форме парламент или его часть может задавать вопросы правительству (председателю правительства и его замам, министрам, генпрокурору, главе Банка России), то есть отчасти контролировать его деятельность.
Что касается индивидуального депутатского запроса, то чаще всего он относится к проблемам по избирательному округу или иным вопросам интересов населения. Депутатский запрос может касаться социальной сферы, охраны объектов культурного наследия, экологического благополучия города/района и других важнейших для граждан сфер.
Ответить на его запрос депутату или группе депутатов должны в течение 15 дней, если это парламентский запрос. Важно, что для того, чтобы он вообще имел силу, он должен быть изначально принят большинством голосов всех находящихся в Думе депутатов. Если же парламентский запрос, который выслушали на заседании палаты, получил одобрение, он направляется в соответствующий орган для получения ответа. А вот срок индивидуального депутатского запроса, который, кстати, представитель народа может отправить тем же высокопоставленным должностным лицам, больше, и насчитывает 30 дней. Зато и согласовывать его на заседании и получать большинство голосов не нужно: такой запрос пишется по личной инициативе депутата.
Права на получение сведений от должностных лиц
Еще один способ контролировать жизнь страны и правительства, который вправе реализовать депутаты, это приглашение должностного лица на заседание Госдумы. Приглашенного заранее ставят в известность, что хотят задать ему вопросы, о чем они будут, и приглашают на заседание палаты. Также в рамках этого права у Госдумы есть возможность проводить «правительственный час». Можно сказать, что и это право перетекает в обязанность, ведь «правительственный час» всегда проходит два раза в месяц по средам в Государственной Думе.
Если же депутат сам захочет посетить должностное лицо, он также имеет на это право. Представитель Государственной Думы обладает возможностью быть принятым должностным лицом в первую очередь, если хочет обсудить свою деятельность. Депутата в первоочередном порядке должны принять как руководители правительства, так и начальники силовых ведомств.
Депутат Госдумы вправе получать и распространять информацию. Причем получать они ее от органов государственной власти могут в те же сроки, что и обычные граждане при запросе информации – 30 дней. Также депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ.
То, что депутат делать не вправе, прописано в законе одной скудной строкой и относится исключительно к определенной сфере, а именно: депутат не имеет права вмешиваться в работу следственных органов и в деятельность суда.
Гарантии депутатов
Конечно же, у депутата есть на его посту гарантии. Одна из главных – это гарантия неприкосновенности депутата на протяжении всего срока его избрания. В первую очередь она существует для того, чтобы на народного избранника было сложно оказать давление или скомпрометировать его деятельность. Например, депутатов нельзя задержать, арестовать, обыскать, привлечь к административной или уголовной ответственности через суд. Все это может сделать только Главный Прокурор России.
Перечислим еще некоторые права депутатов Государственной Думы. Также депутат имеет право отказаться становится свидетелем и давать показания, если дело касается ситуации, о которой он узнал по причине своей деятельности. Жизнь и здоровье народного избранника страхуются государством в обязательном порядке.
Депутат имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсацию в случае досрочного роспуска Государственной Думы. Депутат вправе получить пособие на переезд в столицу с семьей, получать вне очереди места в гостинице, транспортное обслуживание. Наконец, депутатам положено иметь свою квартиру в Москве, в противном случае их работа на благо страны в Госдуме может стать затруднительной.
Прекращение полномочий депутата может произойти досрочно по его собственному заявлению, в случае избрания его депутатом законодательного органа власти субъекта РФ или муниципалитета, а также в случаях нарушения им закона: например, обнаружения у депутата счетов в иностранном банке.
Какую пенсию получают депутаты Государственной Думы
В соответствии с этим законом гражданин, который не менее пяти лет исполнял обязанности депутата Государственной Думы, имеет право на доплату к пенсии. Доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла:
● при стаже от пяти до 10 лет – 55% денежного вознаграждения депутата Государственной Думы;
● при стаже свыше 10 лет — 75% денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.
Если гражданин был депутатом ГД менее пяти лет, то доплату к пенсии он не получает.
До 2017 года правила были другими. Сумма пенсии и доплаты для тех, кто был депутатом ГД от одного года до трех лет, составляла 55% от денежного вознаграждения депутата ГД, для тех, кто был депутатом более трех лет, — 75% от денежного вознаграждения депутата ГД. Однако те, у кого уже было право на эту доплату до изменения законодательства, его не потеряли.
Если после ухода с поста депутата ГД гражданин замещает государственную или муниципальную должность, должности государственной или муниципальной службы, выплата доплаты приостанавливается и возобновляется только после освобождения от соответствующей должности.
В соответствии с законодательством среднемесячная заработная плата депутата ГД в 2018 году составляет 399,3 тыс. рублей до уплаты подоходного налога (то есть, «на руки» депутат ГД в среднем получает 347,4 тыс. рублей). Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 27.02.2015 г. заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%.
Фактическая начисленная среднемесячная заработная плата за шесть месяцев 2018 года (с учетом дней болезни депутатов Государственной Думы и отпусков) составила 388,5 тыс. рублей (338 тыс. рублей после уплаты подоходного налога).
Денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, от которого исчисляется доплата к пенсии, с учетом индексаций в 2018 году, – 84 тыс. 774 рубля.
Таким образом, пенсионное обеспечение депутата ГД составляет 46 тыс. 626 рублей при исполнении обязанностей от пяти до 10 лет и 63 тыс. 581 рубль при исполнении обязанностей 10 лет и более.
Госдума поддержала отмену льгот на проезд помощников депутатов на общественных началах
МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении проект закона об отмене льгот на бесплатный проезд в междугородних поездах и автобусах для помощников депутатов и сенаторов на общественных началах. Инициатива была внесена на рассмотрение первым вице-спикером нижней палаты Александром Жуковым, лидерами всех четырех парламентских фракций, а также заместителем председателя Совета Федерации Евгением Бушминым.
Депутаты поддержали поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы», которыми оговаривается, что «на помощников, работающих на общественных началах, право бесплатного проезда не распространяется».
В пояснительной записке авторы отмечают, что в соответствии с российским законодательством депутаты и сенаторы могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до 40 помощников, работающих на общественных началах.
«Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной думы имеет право на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений: для помощника члена Совета Федерации — в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата Государственной думы — в пределах избирательного округа», — напоминается в сопроводительных материалах. Вместе с тем, указывают инициаторы, «в законе прямо не указано, распространяется это право на всех помощников (включая помощников, работающих на общественных началах) либо только на помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору». Госдума решила «искоренить этот законодательный пробел».
Раскрыт размер пенсии депутатов
Размер пенсии депутатов, проработавших в Госдуме не менее пяти лет, составляет 46,6 тысячи рублей. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента в четверг, 5 июля.
«Гражданин, который не менее пяти лет исполнял обязанности депутата Государственной Думы, имеет право на доплату к пенсии», — говорится в сообщении.
Так, если парламентарий проработал в Госдуме более 10 лет, размер его пенсии составит 63,5 тысячи рублей. Если стаж работы депутата составил менее пяти лет, он не имеет права на доплату и получает стандартную пенсию.
Среднемесячная заработная плата депутата Госдумы составляет 399,3 тысячи рублей до уплаты налога. По итогам первой половины 2018 года фактическая начисленная среднемесячная зарплата депутата составила 388,5 тысячи рублей.
В апреле фракция «Справедливой России» предложила приравнять заработную плату сенаторов и депутатов к средней по стране — 35 тысяч рублей. Однако в правительстве инициативу не оценили и отклонили соответствующий законопроект. В заключении кабмина отмечается, что высокие зарплаты депутатов «обусловлены природой их деятельности».
В свою очередь, лидер ЛДПР Владимир Жириновский опасается, что, если снизить доходы парламентариев, законы будут писать люди с низким уровнем образования, к примеру, каменщики и водители.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы
1. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.
2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).
Статья 4. Федеральный избирательный округ
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.
3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.
4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
4.1. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
4.2. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)
(часть четвертая.2 введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
5. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
5. Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.
7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы
1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).
3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями
1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, а также граждан не допускается.
3. Нормативные акты и другие решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
4. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).
Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы
1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, об итогах голосования и о результатах выборов.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») в течение пяти дней со дня принятия.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
Статья 10. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.
2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).
(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
4. Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы
1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.
Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений
1. Осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями, международными организациями и международными общественными движениями деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации и избранию того или иного федерального списка кандидатов, не допускается.
2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.