Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ
«О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года
Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года
Президент Российской Федерации
3 ноября 2015 года
Урегулированы вопросы применения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и имущества иностранного государства в России.
Под юрисдикционными иммунитетами иностранного государства понимается прежде всего судебный иммунитет — изъятие этого государства из-под юрисдикции судов Российской Федерации путем установления обязанности российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе. Также сюда входит иммунитет в отношении мер обеспечения иска и исполнения судебного решения.
Закон закрепляет принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов. Российские суды наделяются правом исходить из того же объема юрисдикционных иммунитетов, каким наша страна пользуется в соответствующем иностранном государстве. Предусматривается возможность ограничения юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества, если будет установлено наличие ограничений в отношении предоставления России юрисдикционных иммунитетов в этом государстве.
Определяются случаи, когда иностранное государство не пользуется в нашей стране судебным иммунитетом (например, если оно прямо согласилось на осуществление российским судом юрисдикции в отношении соответствующего спора). Предусматривается возможность отказа иностранного государства от судебного иммунитета (в частности, если государство по собственной инициативе предъявило иск в российский суд).
Также закреплен перечень споров, по которым судебный иммунитет не применяется. Это, в частности, споры, связанные с предпринимательской деятельностью, трудовые споры, споры о возмещении вреда, споры, касающиеся интеллектуальной собственности или прав на имущество.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст Федерального опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 ноября 2015 г., в «Российской газете» от 6 ноября 2015 г. N 251, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6198
История рассмотрения и принятия Федерального закона
Принят закон о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и его имущества в России
4 ноября 2015 г. Президент подписал Федеральный закон от 03 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» (далее – «Закон»).
Прежде чем перейти к анализу Закона, важно напомнить, что до его принятия законодательство РФ основывалось на концепции абсолютного иммунитета государства, тогда как практика внешнеэкономической деятельности РФ показывает, что существует тенденция применения концепции ограниченного иммунитета. Согласно указанной концепции, иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов. На концепции ограниченного иммунитета основана принятая Организацией Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 2 декабря 2004 г. (далее – «Конвенция»), которая подписана Россией 1 декабря 2006 г., однако в силу так и не вступила.
Таким образом, в Законе использована концепцией ограниченного иммунитета и учтены положения Конвенции.
Отмечается, что юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если иностранное государство ограничивает юрисдикционный иммунитет РФ и ее имущества.
Определяются случаи, когда иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом:
1) в случае выражения согласия на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора;
2) в отношении споров, связанных с:
- участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и/ или осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- участием в юридических лицах или образованиях без статуса юридического лица;
- интеллектуальной собственностью;
- эксплуатацией судна;
- споров о правах на имущество;
- споров о возмещении вреда;
- трудовых споров;
3) в случае отказа иностранного государства от судебного иммунитета.
Закон также устанавливает случаи, когда иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению, а также иммунитетом в отношении исполнения решения суда. При этом Законом перечислены виды имущества иностранного государства, пользующееся иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда.
Закон вступает в силу с 1 января 2016 г. Отмечается, что реализация положений Закона потребует внесения изменений в ГПК РФ, АПК РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые содержат положения, определяющие особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц, в том числе о признании и исполнении решений иностранных судов. Положение Закона о возможности ограничения юрисдикционного иммунитета является особенно актуальным с учетом все увеличивающегося количества исков, предъявляемых РФ, а также последующих не всегда правомерных действий в отношении имущества РФ в иностранных государствах. Однако, активное использование положений Закона на практике может снизить инвестиционную привлекательность России для иностранного бизнеса в связи с возможными политическими рисками. В любом случае, какие-либо выводы относительно применения Закона на практике можно будет делать только после вступления его в силу и формирования соответствующей практики судов.
Более подробный обзор данных нововведения также доступен в формате статьи.
Об освобождении от НДФЛ доходов при прощении долгов перед банками, действовавшими в Крыму
Освобождены от НДФЛ доходы, возникающие при прекращении обязательств налогоплательщиков перед банками, действовавшими на территории Крыма.
Соответствующее дополнение внесено в статью 217 НК РФ. В ней идет речь о доходах, возникающих при прекращении обязательств в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. «.
Кроме того, уточнены положения, касающиеся порядка налогообложения в отношении участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя (определен порядок исчисления налогов для случаев расторжения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне).
297 ФЗ об юрисдикционном иммунитете государства
Предметом закона номер 297 «О юрисдикционных иммунитетах» является кредо суверенности отдельно взятой державы, которое дает ей право не подчиняться вердиктам, вынесенным структурами власти иного государства. Данные положения вошли в законодательство РФ относительно недавно. Их рассмотрение приводится в данной статье.
Описание 297 ФЗ
Утверждение и одобрение закона № 297 прошло в 2015-м, 23.10 и 28.10 соответственно. Ввиду того, что законопроект является недавним, его пока еще не подвергали редактуре. Документ получил полную юридическую силу в первый день первого месяца 2016 года. Его фундаментальное значение заключается в координации отношений юриспруденции с применением суверенных иммунитетов между сторонним государством и российской стороной.
По составу акт номер 297 подразделяется на восемнадцать статей. Их суть можно свести к следующим аспектам:
- Ст. первая – описывает предмет регламента ФЗ № 297;
- Ст. вторая – термины, встречающиеся в тексте закона;
- Ст. третья – привилегии и права, на которые не распространяется действие ФЗ об юрисдикционном иммунитете;
- Ст. четвертая – принцип взаимности и его базовое значение;
- Ст. пятая – определяет процесс, в ходе которого иностранное государство выражает согласие на решение вопросов права судом РФ;
- Ст. шестая – отказ от иммунитета в суде другой страны;
- Статьи с седьмой по двенадцатую – положения о неиспользовании неприкосновенности юрисдикционного характера в отношении тяжб по договорам цивилистики, споров о правах на интеллектуальную собственность, трудовых споров, имущественных тяжб и исков касательно компенсации ущерба;
- Ст. тринадцатая – невозможность использования судейского иммунитета в вопросах эксплуатации иноземных судов;
- Ст. четырнадцатая – поручительство иностранного государства по поводу иска и его иммунитет согласно данному аспекту;
- Ст. пятнадцатая – вердикт суда и обеспечение неприкосновенности другой страны, их корреляция;
- Ст. шестнадцатая – предметы достояния иностранного государства, защищенные от судебного вердикта и мер по осуществлению положений иска;
- Ст. семнадцатая – положение о другой стране как о фигуранте судебного процесса;
- Ст. восемнадцатая – актуализация ФЗ № 297.
Директива по предоставлению равных прав и тождественной ответственности, предоставляемых друг другом государствами, является принципом интернационального права или так называемым принципом взаимности. Он служит основной для рестрикции суверенного иммунитета иностранного государства, которую могут осуществлять отечественные судебные инстанции в пределах РФ. Говоря иначе, российская сторона обладает тем же набором прав в отношении иностранного государства по вопросу юрисдикционного иммунитета, какой имеется у другой страны. Это гарантирует соблюдение принципов взаимоуважения и поддержание интернационального сотрудничества на высоком дипломатическом уровне.
Основные положения Федерального закона 184 в новой редакции здесь:
Какие были внесены изменения?
Поскольку ФЗ об юрисдикционном иммунитете был принят не так давно, существенные изменения в его структуру с момента актуализации в ноябре 2015-го не вносились. На данный момент основные принципы, задекларированные в законе под номером 297, предполагают соразмерный ответ на рестрикции, накладываемые со стороны иностранного государства. Иными словами, власти РФ уполномочены реагировать аналогичным образом, если в отношении страны будет применено ограничение юрисдикционного иммунитета. При этом собственность другого государства, которая не подлежит санкциям, включает в себя:
- Собственность, принадлежащая дипломатическим миссиям;
- Военное снаряжение и его предметы;
- Объекты культурного значения, учреждения по хранению архивных документов, архивные бумаги и документы;
- Экспозиционное имущество;
- Имущество финансовых организаций, принадлежащих собственнику, в роли которого выступает другое государство.
Скачать закон о юрисдикционном иммунитете иностранного государства
Тематика и содержание закона номер 297 будет познавательным для студентов юридического факультета, а также лиц, вовлеченных в процессы юрисдикции.
Рекомендуем скачать Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 N 297-ФЗ в его последней редакции по следующей ссылке.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года
Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с применением Российской Федерацией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества.
2. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами с учетом положений настоящего Федерального закона.
3. Положения настоящего Федерального закона подлежат применению, если Российская Федерация и иностранное государство не договорились об ином.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) иностранное государство:
а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти;
б) составные части данного иностранного государства (субъекты иностранного федеративного государства или административно-территориальные образования иностранного государства) и их органы в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства и действуют в этом качестве;
в) учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами, в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства;
г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве;
2) имущество иностранного государства — имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации;
3) юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества — судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда;
4) судебный иммунитет — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;
5) иммунитет в отношении мер по обеспечению иска — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда;
6) иммунитет в отношении исполнения решения суда — обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда;
7) суд Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации, федеральный суд общей юрисдикции, арбитражный суд, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами;
8) суверенные властные полномочия — полномочия, которыми иностранное государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации суверенной власти.
Статья 3. Привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц.
2. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым в соответствии с нормами международного права главам государств, правительств или министрам иностранных дел.
3. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих иностранному государству или эксплуатируемых им, а также военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов.
Статья 4. Принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов
1. Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества в объеме, предоставляемом в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, дает заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.
Статья 5. Согласие иностранного государства на осуществление юрисдикции судом Российской Федерации
1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу:
1) международного договора;
2) письменного соглашения, не являющегося международным договором;
3) заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.
2. Согласие иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не может быть отозвано и распространяется на все стадии судебного разбирательства.
3. В качестве согласия иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не рассматриваются:
1) вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
2) согласие иностранного государства на применение законодательства Российской Федерации в отношении конкретного спора;
3) неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде Российской Федерации;
4) явка представителя иностранного государства в суд Российской Федерации для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта.
4. Согласие иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не затрагивает иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и (или) иммунитета иностранного государства в отношении исполнения решения суда.
Статья 6. Отказ от судебного иммунитета
1. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации, вступило в судебный процесс в суде Российской Федерации по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела.
2. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения, если данное иностранное государство заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием споров, которые возникли или могут возникнуть в будущем в связи с исполнением обязательств.
3. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации.
4. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении первоначального иска, если данное иностранное государство предъявило встречный иск в суд Российской Федерации.
5. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства.
6. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не рассматривается в качестве отказа данного иностранного государства от иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда.
Статья 7. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках с физическими лицами, или юридическими лицами, или иными образованиями, не имеющими статуса юридического лица, иного государства, если такие споры в соответствии с применимыми нормами права подлежат юрисдикции суда Российской Федерации и указанные сделки не связаны с осуществлением иностранным государством суверенных властных полномочий.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются, если все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами или стороны такой сделки договорились об ином.
3. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с осуществлением иностранным государством предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также на территории другого государства, если последствия такой деятельности имеют связь с территорией Российской Федерации.
4. При решении вопроса о том, связана ли сделка, совершенная иностранным государством, с осуществлением его суверенных властных полномочий, суд Российской Федерации принимает во внимание характер и цель такой сделки.
Статья 8. Неприменение судебного иммунитета в отношении трудовых споров
1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, возникших на основании трудового договора между этим иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории Российской Федерации.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в случае, если:
1) работник принят на работу для выполнения конкретных обязанностей по осуществлению суверенных властных полномочий иностранного государства;
2) работник является:
а) дипломатическим агентом, как это определено международными договорами;
б) консульским должностным лицом, как это определено международными договорами;
в) дипломатическим сотрудником постоянных представительств при международных организациях, специальных миссий или включен в этом качестве в состав делегации иностранного государства в органе международной организации либо на международной конференции;
г) любым другим лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом;
3) предметом судебного разбирательства является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе;
4) предметом судебного разбирательства является прекращение трудовых отношений с работником и глава иностранного государства, глава правительства иностранного государства или министр иностранных дел иностранного государства в письменной форме подтверждает, что такое разбирательство затронет интересы безопасности этого иностранного государства;
5) работник в момент возбуждения производства по делу в суде Российской Федерации является гражданином иностранного государства, с которым он заключил трудовой договор относительно работы, за исключением случая, если этот работник имеет место жительства в Российской Федерации.
Статья 9. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица
1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица, и возникших между иностранным государством и юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке и (или) осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, или иным образованием, не имеющим статуса юридического лица, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, либо между иностранным государством и иными участниками такого юридического лица или такого образования, если такое юридическое лицо или такое образование имеет иных участников наряду с государствами и (или) межгосударственными и (или) межправительственными организациями.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в случаях, если иное:
1) предусмотрено соглашением между соответствующими государствами;
2) содержится в документе, учреждающем такое юридическое лицо или такое образование или регулирующем их деятельность;
3) в письменной форме согласовано сторонами в споре.
Статья 10. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров о правах на имущество
Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, касающихся:
1) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
2) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении недвижимого и движимого имущества, которые возникают в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества;
3) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении управления имуществом.
Статья 11. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров о возмещении вреда
Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров о возмещении иностранным государством вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации физического лица или имуществу, деловой репутации юридического лица, если требование возникло из причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации действием (бездействием) или в связи с иным обстоятельством, имевшим место полностью или частично на территории Российской Федерации, и причинитель вреда находился на территории Российской Федерации в момент такого действия (бездействия).
Статья 12. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с интеллектуальной собственностью
Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с:
1) установлением и осуществлением прав иностранного государства на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
2) предполагаемым нарушением иностранным государством прав других лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Статья 13. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с эксплуатацией судна
1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с эксплуатацией иностранным государством судна, находящегося в его собственности или эксплуатируемого им, или перевозкой груза этим судном, если в момент возникновения факта, послужившего основанием иска, судно использовалось данным иностранным государством в целях иных, чем некоммерческие цели, и (или) груз не являлся грузом, принадлежащим иностранному государству и используемым или предназначенным для использования им исключительно для осуществления суверенных властных полномочий.
2. В целях применения настоящей статьи понимаются:
1) под судном — все виды плавучих средств, которые используются или могут быть использованы в качестве средств передвижения по воде;
2) под судном, используемым в некоммерческих целях, — суда, используемые для осуществления иностранным государством суверенных властных полномочий, включая военные корабли и эксплуатируемые в некоммерческих целях государственные суда;
3) под спорами, касающимися эксплуатации судна, — споры в отношении:
а) столкновения судов, повреждения портовых и гидротехнических сооружений или другой судоходной аварии;
б) оказания помощи, спасательных работ и общей аварии;
в) поставок, ремонтных и других работ, оказания услуг, касающихся судна;
г) последствий загрязнения морской среды;
д) подъема затонувшего имущества.
Статья 14. Иммунитет иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска
Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство:
1) явно выразило согласие на принятие соответствующих мер одним из способов, предусмотренных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
2) зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.
Статья 15. Иммунитет иностранного государства в отношении исполнения решения суда
Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, за исключением случаев, если:
1) иностранное государство явно выразило согласие на принятие соответствующих мер одним из способов, предусмотренных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
2) иностранное государство зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора;
3) установлено, что имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий.
Статья 16. Имущество иностранного государства, пользующееся иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда
1. Иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда пользуется следующее имущество иностранного государства, находящееся в его собственности, предназначенное для использования или используемое им от своего имени в деятельности, связанной с осуществлением суверенных властных полномочий:
1) имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
2) военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Российской Федерацией;
3) культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
4) имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
5) имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор.
2. Положения части 1 настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 14 и пунктов 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Статья 17. Судопроизводство по делам с участием иностранного государства
Дела с участием иностранного государства рассматриваются судом Российской Федерации в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
§ 2.3. Источники права об иммунитете и ФЗ РФ № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах»
Нормы о государственном иммунитете, как справедливо замечено К. Шроером, представляют собой соединение обычного международного права, националвного права и в менвшей части права международных договоров [264] .
К международно-правовым источникам права об иммунитетах можно отнести Европейскую конвенцию о государственном иммунитете 1972 года [265] и
Конвенцию ООН о иммунитете государств и их собственности 2004 года [266] . Обе конвенции представляют собой ввіражение теории функционалвного иммунитета, ограничивая юрисдикционный иммунитет государства сферой сувереннвіх действий и имущества, предназначенного для сувереннвіх целей.
На националвном уровне отражение теории функционалвного иммунитета происходит по-разному в зависимости от системні права. Природа государственного иммунитета в странах континенталвного права отличается от законодателвного подхода, который бвіл предпринят в странах общего права. Bo- перввіх, право иммунитета иностранного государства в странах континенталвного права — это, в первую очереди, концепция международного публичного права, а не разработка отделвного государства. Во-вторвіх, странві континенталвного права применяют общие принцигы международного права, включая принцип государственного иммунитета в их националвнвіе системні по необходимости. Таким образом, почти все подходві в области права государственного иммунитета в странах континенталвного права основанві на судебной практике. Перввіе законні о государственном иммунитете бвіли принятві в США в 1976 году [267] , и в Великобритании в 1978 году [268] . Государства, принявшие подобнвіе актві позднее, исполвзовали ввішеуказаннвіе законні в качестве моделей. Например, законні о юрисдикционнвіх иммунитетах таких стран, как Сингапур (1979 г.), Канада (1982 г.), Австралия (1985 г.), Пакистан (1981 г.) и Южная Африка (1981 г.), бвіли сформулированы, по болвшей части, идентично Акту о государственном иммунитете Великобритании [269] .
В Российской Федерации окончательный переход к доктрине функционального иммунитета ознаменовался принятием Закона о юрисдикционных иммунитетах № 297-ФЗ, который практически полностью копирует структуру Конвенции ООН, построенной следующим образом. В ч. 2 ст. 1 Закона закреплено общее правило, согласно которому «иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами». Дальнейшие положения представляют собой исключение из главного правила об иммунитете и могут быть классифицированы в соответствии с тремя видами иммунитета: судебным иммунитетом, иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда. Основным критерием, определяющим возможность государства воспользоваться защитой судебного иммунитета, является разграничение действий государства в качестве суверена (jure imperii) или в качестве субъекта экономической деятельности G ure gestions). Закон содержит перечень исключений, представляющих собой конкретные категории дел, в ходе рассмотрения которых государство не может прибегнуть к использованию иммунитета (трудовые споры, споры о правах на имущество, споры о возмещении вреда, споры, связанные с интеллектуальной собственностью и т.д.). Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска не предоставляется только в случае явно выраженного согласия государства или в том случае, если иностранное государство зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющимся предметом спора. При аналогичных обстоятельствах возможен отказ от иммунитета в отношении исполнения решения суда. Однако, в дополнение, Закон об иммунитетах содержит исключение в отношении собственности, используемой в целях, не связанных с осуществлением властных полномочий. Также Законом об иммунитетах предусмотрен перечень имущества иностранного государства, которое всегда пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения: имущество дипломатических представительств, военное имущество, культурные ценности и архивы, имущество, являющееся частью экспозиций и выставок и имущество центрального банка.
Особенностью российского закона является закрепление принципа взаимности в отношении предоставления иммунитетов в ст. 4 Закона о
юрисдикционных иммунитетах, а также ст. 417.9 ГПК РФ и ст. 256.9 АПК РФ.
Необходимо отметить, что данный принцип в отношении иммунитетов не является новым для отечественного законодательства. В статье 435 ГПК РСФСР содержалась норма, согласно которой «в тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается Российскому государству и его имуществу такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается иностранным государствам и их имуществу в РФ, Советом Министров РФ или иным управомоченным органом может быть предписано в отношении этого государства или его имущества применение ответных мер» [270] . Из новых ГПК РФ и АПК РФ 2002 года данная норма была изъята.
На современном этапе на законодательном уровне ещё до принятия Закона № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах» предпринимались попытки ввести принцип взаимности в отношении иммунитета иностранных государств в т.н.
Закон о юрисдикционных иммунитетах и процессуальное законодательство предлагают иной механизм принципа взаимности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о юрисдикционных иммунитетах, «юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества в объеме, предоставляемом в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах». В статьях 417.9 ГПК РФ и 256.9 АПК РФ указывается, что при рассмотрении иска суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны может применить принцип взаимности, если в ходе разбирательства будет установлена разница в объеме юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых иностранным государством Российской Федерации на своей территории и предоставляемых Российской Федерацией иностранному государству в пределах ее территории. Соотношение иммунитетов определяется судом на основании доказательств, представленных сторонами и заключений государственных органов.
Таким образом, новое законодательство ни в коем случае не наделяет российские суды правом арестовывать имущество иностранного государства в ответ на обращение взыскания на имущество Российской Федерации и её граждан на территории соответствующего иностранного государства. Такие действия возможны только в случае наличия судебного или арбитражного решения против иностранного государства, которое подлежит исполнению на территории Российской Федерации. Ст. 4 Закона о юрисдикционных иммунитетах предполагает применение принципа взаимности только в случае ограничения иммунитета. Однако при этом следует учитывать ч. З ст. 1 Закона об иммунитетах, где указано, что «положения настоящего Федерального закона подлежат применению, если Российская Федерация и иностранное государство не договорились об ином». Таким образом, определенным договором Российской
Федерации может быть предусмотрено положение о взаимности, где иностранному государству будет гарантироваться больший объем иммунитетов, чем это предусмотрено Законом. Положения о взаимности в отношении иммунитетов содержатся также в законодательстве Великобритании [272] , Австралии [273] , Сингапура [274] и Канады [275] также содержат схожие положения. Таким образом, ст. 4 российского Закона об иммунитетах не является новеллой среди законодательства иностранных государств, однако, предусматривает лишь ограничение иммунитета иностранного государства в то время, как вышеперечисленные законы предполагают возможность, как ограничения, так и расширения иммунитета. Ярким примером государства, законодательство которого позволяет ограничивать иммунитет на основе принципа взаимности, является Китайская Народная Республика. В целом Китай следует концепции абсолютного иммунитета, однако исходя из прагматических целей, периодически подписывает многосторонние международные договоры, которые требуют отказа от абсолютного иммунитета [276] . Среди прочих, данным государством подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, несмотря на то, что это противоречит его политике в сфере иммунитетов, однако ратификации до настоящего момента не последовало. В 2005 году в Китае был издан Закон о судебном иммунитете в отношении принудительных мер, касающихся имущества центральных банков [277] . Ст. 3 данного Закона содержит схожее положение со ст. 4 российского Закона об иммунитетах, предполагающее ограничение иммунитета иностранного государства: «Если иностранное государство не предоставляет иммунитет имуществу центрального банка Китайской Народной Республики .
или предоставленный иммунитет предоставляет менвший уровенв защиты, предусмотренный данным Законом, в таком случае подлежит применению принцип взаимности».
Таким образом, российский закон об иммунитетах отражает концепцию ограниченного иммунитета, содержащуюся в международнвіх конвенциях и националвном законодателвстве стран, где такие законы приняты, при этом, обладая своими особенностями. Также следует отметитв, что нормы об особенностях участия иностранного государства в процессе предусмотрены законами об иммунитете Великобритании и США, тогда как в Российской Федерации законодатели пошел по иному пути, включив данные нормы в АПК РФ, ГПК РФ и в Закон № 229-ФЗ «Об исполнителвном производстве».