Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н
«Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
С изменениями и дополнениями от:
2 декабря 2013 г., 30 июня 2015 г., 21 апреля 2016 г., 31 октября 2017 г.
О применении настоящего приказа см. информационное письмо Минздрава России от 17 октября 2013 г. N 25-4/10/2-7719
В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) и пунктом 5.2.179 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов согласно приложению N 1;
формы рецептурных бланков согласно приложению N 2;
порядок оформления рецептурных бланков, их учета и хранения согласно приложению N 3.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.
Регистрационный N 28883
Разработан новый порядок назначения и выписывания лекарств.
Теперь в рецепте указывается не торговое, а международное непатентованное наименование (МНН) препарата. Если оно отсутствует — отражается группировочное наименование.
Лекарства выписываются по торговому наименование лишь в следующих случаях. Во-первых, — если у препарата отсутствуют международное непатентованное и группировочное наименования. Во-вторых, — если такое решение приняла врачебная комиссия (в связи с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям).
Напомним, что данные меры были приняты, чтобы исключить сговор врачей с фармкомпаниями. Предполагается, что это позволит пациенту самостоятельно (прибегнув к консультации фармацевта) выбрать конкретное лекарство. Однако отметим, что данная позиция также подвергается критике. В частности, это обусловлено тем, что обычный человек не имеет достаточных знаний, чтобы сориентироваться на фармрынке. Следовательно, это может вызвать злоупотребление доверием уже со стороны фармацевтов (провизоров).
Предусмотрено, что при выписке из больницы по решению главврача больному могут выдать (или выписать) необходимые ему наркотики (психотропные препараты) курсом на 5 дней. Кроме того, при паллиативной медицинской помощи назначение данных препаратов возможно по единоличному решению медицинского работника, если пациент страдает от болевого синдрома.
Установлены предельные дозировки, отпускаемые на 1 рецепт. При этом дозы некоторых лекарств увеличены (например, промедол, фентанил).
Утверждены новые бланки рецептов. Регламентировано, как они оформляются и хранятся.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.
Регистрационный N 28883
Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 3 июля 2013 г. N 142
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава России от 31 октября 2017 г. N 882н
Изменения вступают в силу с 20 января 2018 г.
Приказ Минздрава России от 21 апреля 2016 г. N 254н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением подпункта 3 пункта 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Приказ Минздрава России от 30 июня 2015 г. N 386н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением подпунктов 9-12 пункта 1, пункта 2 и подпунктов 3 и 5 пункта 3 изменений, которые вступают в силу с 1 января 2016 г.
Приказ Минздрава России от 2 декабря 2013 г. N 886н
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Рецепты с торговым названием лекарств будут под запретом
Врачи начнут выписывать рецепты строго по действующему веществу препарата. Соответствующий приказ Минздрава вступит в силу с 1 июля 2013-го
В редакцию стали обращаться читатели, обеспокоенные тем, что на рецептурных бланках вместо привычных торговых наименований будут указываться международные непатентованные наименования (то есть по действующему веществу препарата). Эти сложные названия несведущим людям мало о чем говорят. Да и как тогда идти в аптеку, если не знаешь торгового названия?
Ведь препаратов с одним и тем же действующим веществом, но под разными торговыми названиями может быть огромное число. Причем относительно некоторых препаратов счет (согласно перечню зарегистрированных в России лекарств) может идти на десятки, а то и сотни наименований. Таким образом Минздрав собирается исключить возможность выписки рецепта на препараты определенной фармкомпании, с которой врач заключил негласный договор. За разъяснениями «ВП» обратился к Татьяне ЗАЙЧЕНКО, председателю Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
— Сейчас приказ, согласно которому все рецепты на препараты должны быть выписаны строго по международному непатентованному наименованию (МНН), проходит регистрацию в Минюсте. Он вступит в силу только с 1 июля. Так что в ближайшее время ничего в плане выписки рецептов не поменяется. Кстати, норма выписки по МНН уже фактически действует в отношении рецептов для льготных категорий. Если врач выписал препарат по торговому названию, а в аптеке для бесплатного отпуска его нет, но есть другой препарат с тем же действующим веществом, аптека отоварить рецепт не сможет. И пациенту придется обращаться к доктору за новым рецептом. Что касается нормы, вводимой с 1 июля, то в целом ее можно оценить положительно, — пояснила Татьяна Васильевна. — К тому же законом не запрещается рекомендовать пациенту конкретное торговое название препарата. То есть доктор выпишет рецепт по МНН, при этом он вполне может рекомендовать конкретные торговые названия препаратов.
Да, врачам придется восстанавливать свои знания по выписке рецептов по МНН. Но другого выхода нет, приказ обратной силы не имеет. Соответственно возрастет и нагрузка на аптечных работников, которые должны будут предлагать пациенту те или иные имеющиеся в наличии препараты с нужным действующим веществом. Будут разными и производители препарата, и его стоимость.Отдельный разговор о том, что ни для кого не секрет: препараты с одинаковым действующим веществом могут различаться не только по стоимости, но и по эффективности, побочным явлениям. Это очень тонкие моменты.
Сегодня многие препараты вообще выписываются не на рецептурных бланках, а на бумажке (мы не говорим о препаратах строгого учета и лекарствах для льготников). А некоторые медицинские учреждения вообще не имеют рецептурных бланков. Но через какое-то время, похоже, от этой практики придется отойти. Уже в феврале должна быть утверждена стратегия лекарственного обеспечения россиян до 2025 года. В будущем планируется и отпуск строго по рецепту, и компенсация затрат на лекарства государством (но в какие сроки должно быть осуществлено то или иное нововведение, пока неизвестно). Но в целом мы идем по примеру других цивилизованных стран — во-первых, к резкому ограничению безрецептурного отпуска, во-вторых, к компенсации затрат на приобретение препаратов.
Минздрав разрешил врачам стационаров указывать бренды лекарств в рецептах
В больницах врачам при назначении и выписке лекарств снова можно указывать не только формулу препарата (международное непатентованное наименование), но и бренд (торговое наименование). Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на зарегистрированный в августе в Минюсте приказ Минздрава.
По введенным в 2012 году правилам бренды можно было указывать в рецепте только в ислючительных случаях. Новый приказ вносит в правила пункт, говорящий, что «назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется по международному непатентованному, группировочному или торговому наименованию». Критериев, когда какое из них использовать, не приводится – это остается на усмотрение врачей.
Для поликлиник старые правила продолжают действовать, и в рецептах должно стоять международное непатентованное наименование (МНН) или «группировочное» по действующему веществу.
Еще одно изменение — врачам, выписывающим рецепты, не нужно теперь указывать свою должность.
В ФАС считают, что новый приказ Минздрава противоречит распоряжению правительства и может привести к ослаблению конкуренции и росту коррупции. Заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская заявила, что ФАС будет настаивать на выписке лекарств по МНН и отмене нового приказа. ФАС уже сообщила Минздраву свою позицию, и было принято решение провести рабочую встречу по этому вопросу.
Пресс-служба Минздрава не предоставила оперативного комментария о новом приказе.
Директор Центра социальной экономики, член общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов считает, что врачебное сообщество и пациенты, в отличие от ФАС, поддержат позицию Минздрава.
Гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк отметил, что каждый из способов выписки лекарств не может быть однозначно правильным: с точки зрения развития конкуренции правильнее выписывать рецепты по МНН, но врачи могут на основе опыта рекомендовать именно то лекарство, которое лучше подходит пациенту. А фармкомпании могут присопособиться даже к самым строгим антимонопольным правилам и найти способ ввести пациентов в заблуждение.
В больницах врачам при назначении и выписке лекарств снова можно указывать не только формулу препарата (международное непатентованное наименование), но и бренд (торговое наименование). Об этом говорится в приказе Минздрава, который был зарегистрирован в Минюсте в августе (копия есть у «Известий»).
Врачам разрешили вписывать в рецепты бренды лекарств
В больницах врачам при назначении и выписке лекарств снова можно указывать не только формулу препарата (международное непатентованное наименование), но и бренд (торговое наименование). Об этом говорится в приказе Минздрава, который был зарегистрирован в Минюсте в августе (копия есть у «Известий»).
Ранее при выписке препаратов как в больницах, так и в поликлиниках указывать бренд можно было только в исключительных случаях, например если пациент не переносит какие-то лекарства. Эти правила были введены в 2012 году и были частью «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке лекарственных средств, утвержденной распоряжением правительства РФ. В ФАС считают, что новый приказ Минздрава противоречит распоряжению правительства и может привести к ослаблению конкуренции и росту коррупции.
Правила назначения и выписки препаратов содержатся в приказе Минздрава от 20 декабря 2012 года № 1175. В нем говорится, что медицинские работники должны использовать международное непатентованное наименование (МНН, название действующего вещества препарата, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения). Если МНН нет, используется «группировочное наименование» (его получают препараты, объединенные в группы по составу действующих веществ).
И только в случае отсутствия МНН и группировочного наименования врач в документе указывает бренд. Также коммерческое название можно указывать, если пациент не переносит какие-то аналоги или в других исключительных случаях. При этом решение о назначении препарата по бренду принимается на специальной врачебной комиссии.
Новый приказ Минздрава вносит в правила пункт, который вводит отдельный порядок для стационарных учреждений. Сказано, что «назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется по международному непатентованному, группировочному или торговому наименованию». При этом не перечисляются критерии, когда какое наименование использовать, таким образом это могут решать сами медики.
Еще одно изменение — врачам, выписывающим рецепты, не нужно теперь указывать свою должность.
Отметим, что в «дорожной карте» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной правительством в декабре 2012 года, есть пункт «введение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям».
Как напомнила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская, Минздрав уже отчитался об исполнении этого пункта «дорожной карты», а теперь возвращается к «старой коррупционной схеме».
— Все аналоги считаются взаимозаменяемыми в рамках МНН. И только в исключительных ситуациях это не так. Поэтому раньше можно было только в исключительных случаях назначать и выписывать препараты по торговому наименованию, — сказала Надежда Шаравская. — Мы поддерживали это, потому что исключения должны быть для защиты прав пациентов. Но разрешить всегда прописывать конкретный бренд — это коррупционная схема, и именно поэтому правительство ранее приняло решение от нее уйти.
Как рассказала Надежда Шаравская, больницы и сейчас нередко допускают нарушения при назначении лекарств.
— Больница закупает лекарства, чтобы обеспечивать ими всех, кто туда попадает. Но обеспечиваются не все. Бывает, что пациенту говорят: вам нужно такое-то лекарство, спуститесь на первый этаж и купите. Аптеки, которые создаются в больницах, по сути, монопольные, потому что пациент не может выйти на улицу. Мало того что он не может выбрать аптеку, теперь ему еще будут писать и конкретный бренд.
Надежда Шаравская добавила, что ФАС будет настаивать на выписке лекарств по МНН и отмене нового приказа. ФАС уже озвучила Минздраву свою позицию, и было принято решение провести рабочую встречу по этому вопросу.
Пресс-служба Минздрава не предоставила оперативно комментария о новом приказе.
Директор Центра социальной экономики, член общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов считает, что врачебное сообщество и пациенты в отличие от ФАС поддержат позицию Минздрава. По его словам, российские пациенты плохо разбираются в том, какие лекарства являются взаимозаменяемыми. Когда они приходят в аптеку с рецептом, выписанным по МНН, выбор за них фактически делает провизор. А на выбор провизора, в свою очередь, влияют фармкомпании: у них может быть с аптекой коммерческий договор. Давид Мелик-Гусейнов напомнил, что раньше медицинские представители фармкомпаний работали с врачами — когда те выписывали рецепты с названиями брендов.
— Сейчас медицинские представители свои основные маркетинговые усилия направили на розничный сегмент. В том числе с аптеками заключаются коммерческие договоры, — сказал эксперт.
По его мнению, в 2012 году Минздрав согласился ограничить выписку лекарств по МНН «под давлением ФАС».
— Сейчас Минздрав, очевидно, собрал критическую массу замечаний о том, как работает нынешняя система, а также требований со стороны медицинского сообщества изменить ее, — сказал Давид Мелик-Гусейнов. — С этим может быть связано решение отыграть ситуацию, сделать полшага назад. В поликлиниках ведь всё остается по-прежнему.
По мнению эксперта, «полшага назад» Минздрав делает именно в больницах, потому что нужно соблюдать преемственность препаратов, которые пациенты получают в стационаре и после выписки.
— Если в больнице выписывают рецепт по МНН, пациент приходит в аптеку и может купить препарат, у которого будет другое название и другой производитель. В результате, особенно если речь идет о биологически синтезированных препаратах, пациент может не получить того эффекта, который был в больнице, — сказал Давид Мелик-Гусейнов.
Как считает эксперт, Минздраву придется «доказать ФАС и общественности», что система с выпиской лекарств по торговым наименованиям в больницах может работать нормально и что врачи не будут поддаваться давлению со стороны фармкомпаний.
— Например, может быть установлен запрет на посещение медицинскими представителями стационарных организаций, — предположил он.
Гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк отметил, что каждый из способов выписки лекарств — по МНН и по бренду — не может быть однозначно правильным.
— С точки зрения развития конкуренции выписка должна быть по МНН, — сказал он. — Но, с другой стороны, врачи, которые назначают конкретный препарат, в большинстве случаев руководствуются своим опытом и рекомендуют именно то лекарство, которое лучше всего подходит пациенту.
Сергей Шуляк добавил, что фармкомпании могут приспособиться даже к самым строгим антимонопольным правилам и найти способ ввести в заблуждение пациента.
— Когда врачи стали выписывать по МНН, на рынке появилось много непатентованных дженериков, — пояснил он. — У них нет торгового наименования, и когда пациент показывает рецепт с МНН, вместо того чтобы дать ему 10 лекарств на выбор, дают именно этот дженерик — потому что на нем написано именно то «слово», что и в рецепте. То есть происходит подмена понятий.
Как писали «Известия», ранее ФАС предлагала Минздраву работать над повышением уровня знаний врачебного сообщества и населения о том, какие лекарства можно считать взаимозаменяемыми. Это помогло бы не только делать правильный выбор, но и повысило бы конкуренцию на фармрынке. В частности, для аптек ФАС предлагала ввести новое требование — «о первом предложении покупателям наиболее дешевого взаимозаменяемого лекарственного препарата». Если покупатель спрашивает что-то конкретное, то нужно их информировать «о наличии аналогов приобретаемых лекарственных препаратов и их ценах».
Как было сказано в проекте плана развития конкуренции на рынке лекарств, направленном ФАС в Минздрав, разница в ценах на лекарства, у которых одно и то же МНН и главное действующее вещество и разные торговые названия и вспомогательные вещества, составляет 5873%, то есть цена самого дорогого лекарства выше в 59 раз самого дешевого.
ПРИКАЗ Минздрава России (Министерство здравоохранения РФ) от 20 декабря 2012 г. №1175н ««Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»»
В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) и пунктом 5.2.179 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:
порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов согласно приложению № 1;
формы рецептурных бланков согласно приложению № 2;
порядок оформления рецептурных бланков, их учета и хранения согласно приложению № 3.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2013 г.
Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 20 декабря 2012 г. № 1175н
Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов
I. Общие положения
1. Настоящий порядок регулирует вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее — медицинская организация).*(1)
2. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный № 23971), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее — медицинские работники).
3. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью и с указанием своей должности.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии — группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
В случае индивидуальной непереносимости и (или) по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии медицинской организации назначение и выписывание лекарственных препаратов, в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи, осуществляется по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Медицинские работники осуществляют назначение и выписывание лекарственных препаратов, подлежащих изготовлению и отпуску аптечными организациями (далее — лекарственные препараты индивидуального изготовления).
4. Рецепт, выписанный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, считается недействительным.
5. Сведения о назначенном и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента.
Рецепт на лекарственный препарат выписывается на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.
Рецепт на лекарственный препарат может быть получен пациентом или его законным представителем*(2). Факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю фиксируется записью в медицинской карте пациента.
6. Запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты:
6.1. медицинским работникам:
при отсутствии медицинских показаний;
на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации;
на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;
на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681*(3) (далее — Перечень), зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании;
6.2. индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, на лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня.
7. Рецепты на лекарственные препараты выписываются на рецептурных бланках по формам № 148-1/у-88, № 148-1/у-04 (л), № 148-1/у-06 (л) и № 107-1/1, утвержденным настоящим приказом.
8. Наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II Перечня выписываются на специальном рецептурном бланке по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный № 25190).
9. Рецептурный бланк формы № 148-1/у-88 предназначен для выписывания:
1) психотропных веществ, внесенных в список III Перечня, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных препаратов (далее — психотропные лекарственные препараты списка III Перечня);
2) иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
3) лекарственных препаратов, обладающих анаболической активностью;
4) лекарственных препаратов, указанных в пункте 5 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 562н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2012 г., регистрационный № 24438);
5) лекарственных препаратов индивидуального изготовления, содержащих наркотическое средство или психотропное вещество списка II Перечня, и другие фармакологические активные вещества в дозе, не превышающей высшую разовую дозу, и при условии, что этот комбинированный лекарственный препарат не является наркотическим или психотропным лекарственным препаратом списка II Перечня.
10. Рецептурные бланки форм № 148-1/у-04 (л), № 148-1/у-06 (л) предназначены для выписывания лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
11. Рецептурный бланк формы № 107-1/у предназначен для выписывания:
лекарственных препаратов, указанных в пункте 4 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 562н;
иных лекарственных препаратов, не указанных в пунктах 8-10 настоящего Порядка.
12. При выписывании рецепта на лекарственный препарат индивидуального изготовления наименования наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, пишутся в начале рецепта, затем — все остальные ингредиенты.
13. При выписывании рецепта запрещается превышать предельно допустимое количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 1 к настоящему Порядку, за исключением случая, указанного в пункте 15 настоящего Порядка.
Не рекомендуется превышать рекомендованное количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 2 к настоящему Порядку, за исключением случаев, указанных в пунктах 15 и 22 настоящего Порядка.
14. При выписывании наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, доза которых превышает высший однократный прием, медицинский работник пишет дозу этого препарата прописью и ставит восклицательный знак.
15. Количество выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 1 к настоящему Порядку, или рекомендованным количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 2 к настоящему Порядку.
16. Состав комбинированного лекарственного препарата, обозначение лекарственной формы и обращение медицинского работника к фармацевтическому работнику об изготовлении и отпуске лекарственного препарата выписываются на латинском языке.
Допустимые к использованию рецептурные сокращения предусмотрены приложением № 3 к настоящему Порядку.
Не допускается сокращение близких по наименованиям ингредиентов, составляющих лекарственный препарат, не позволяющих установить, какой именно лекарственный препарат выписан.
17. Способ применения лекарственного препарата обозначается с указанием дозы, частоты, времени приема относительно сна (утром, на ночь) и его длительности, а для лекарственных препаратов, взаимодействующих с пищей, — времени их употребления относительно приема пищи (до еды, во время еды, после еды).
18. При необходимости немедленного или срочного отпуска лекарственного препарата пациенту в верхней части рецепта проставляются обозначения «cito» (срочно) или «statim» (немедленно).
19. При выписывании рецепта на лекарственный препарат индивидуального изготовления количество жидких фармацевтических субстанций указывается в миллилитрах, граммах или каплях, а остальных фармацевтических субстанций — в граммах.
20. Рецепты, выписанные на рецептурном бланке формы № 148-1/у-88, действительны в течение 10 дней.
21. Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), действительны в течение одного месяца со дня выписывания.
Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам действительны в течение трех месяцев со дня выписывания.
Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.
22. Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы № 107-1/у, действительны в течение двух месяцев со дня выписывания.
При выписывании медицинским работником рецептов на готовые лекарственные препараты и лекарственные препараты индивидуального изготовления пациентам с хроническими заболеваниями на рецептурных бланках формы № 107-1/у разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 2 к настоящему Порядку.
При выписывании таких рецептов медицинский работник делает пометку «Пациенту с хроническим заболеванием», указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптечной организации или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (еженедельно, ежемесячно и иные периоды), заверяет это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации «Для рецептов».
23. Рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин, псевдоэфедрин в чистом виде и в смеси с другими лекарственными средствами, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин (его соли), для лечения пациентов с хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до двух месяцев.
В этих случаях на рецептах производится надпись «По специальному назначению», отдельно скрепленная подписью медицинского работника и печатью медицинской организации «Для рецептов».
II. Назначение лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях
24. При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях назначение лекарственных препаратов производится медицинским работником единолично, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1-2 пункта 25 настоящего Порядка, без выписывания рецепта.
25. Согласование назначения лекарственных препаратов с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом либо другим лицом, уполномоченным приказом главного врача медицинской организации, а также с врачом — клиническим фармакологом, необходимо в случаях:
1) одновременного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному пациенту;
2) назначения лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов*(4), при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.
В указанных случаях назначение лекарственных препаратов фиксируется в медицинских документах пациента и заверяется подписью медицинского работника и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).
26. Медицинский работник медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте или населенном пункте, расположенном в удаленных и труднодоступных местностях, осуществляет назначение лекарственных препаратов в случаях, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, единолично.
27. По решению врачебной комиссии пациентам при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях назначаются лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
28. В случаях обследования и лечения гражданина в стационарных условиях в рамках предоставления медицинских услуг на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договора, в том числе договора добровольного медицинского страхования*(5), ему могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если это оговорено условиями договора.
29. В отдельных случаях по решению руководителя медицинской организации при выписывании из медицинской организации пациента, имеющего соответствующие медицинские показания и направляемого для продолжения лечения в амбулаторных условиях, могут назначаться либо выдаваться одновременно с выпиской из истории болезни наркотические и психотропные лекарственные препараты списков II и III Перечня на срок приема пациентом до 5 дней.
III. Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи
30. При оказании первичной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания.
31. Назначение и выписывание лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи, паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случаях:
1) одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
2) назначения лекарственных препаратов при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента;
3) назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией).
32. Назначение и выписывание наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III производится пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза самостоятельно медицинским работником либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией).
33. При оказании скорой медицинской помощи лекарственные препараты назначаются медицинским работником выездной бригады скорой помощи, медицинским работником медицинской организации при оказании медицинской помощи гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
IV. Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, в рамках оказания им первичной медико-санитарной помощи
34. Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе:
1) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 г., регистрационный № 8322) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. № 651 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2007 г., регистрационный № 10367), от 27 августа 2008 г. № 451н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2008 г., регистрационный № 12254), от 1 декабря 2008 г. № 690н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2008 г., регистрационный № 12917), от 23 декабря 2008 г. № 760н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2009 г., регистрационный № 13195), от 10 ноября 2011 г. № 1340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2011 г., регистрационный № 22368);
2) гражданам, страдающим злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также гражданам после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с перечнем централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
3) гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890*(6).
35. Право выписывать рецепты на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют:
1) медицинские работники, работающие в медицинской организации по совместительству (в пределах своей компетенции);
2) медицинские работники стационарных учреждений социального обслуживания и исправительных учреждений (независимо от ведомственной принадлежности);
3) медицинские работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в случае, предусмотренном пунктом 29 настоящего Порядка;
4) медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) гражданам, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств федерального бюджета;
б) иным категориям граждан, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств бюджетов различных уровней и обязательного медицинского страхования;
5) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
36. Не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, медицинскими работниками санаторно-курортных организаций, медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь стационарно или в условиях дневного стационара, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 настоящего Порядка.
37. При выписывании рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, указывается номер телефона, по которому работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата.
38. На рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л) рецепт выписывается медицинским работником в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого пациент обращается в аптечную организацию.
39. Наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II Перечня для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получения лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, к которому дополнительно выписываются рецепты в 3-х экземплярах на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) или формы № 148-1/у-06 (л).
40. Психотропные лекарственные препараты списка III Перечня, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, комбинированные лекарственные препараты, указанные в подпункте 4 пункта 9 настоящего порядка, предназначенные для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на рецептурном бланке № 148-1/у-88, к которому дополнительно выписываются рецепты в 3-х экземплярах на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) или формы № 148-1/у-06 (л).
*(1) Статья 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446).
*(2) В отношении лица, указанного в части 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 27, ст. 3198; 2004, № 8, ст. 663, № 47, ст. 4666; 2006, № 29, ст. 3253; 2007, № 28, ст. 3439; 2009, № 26, ст. 3183, № 52, ст. 6572; 2010, № 3, ст. 314, № 17, ст. 2100, № 24, ст. 3035, № 28, ст. 3703, № 31, ст. 4271, № 45, ст. 5864, № 50, ст. 6696, ст. 6720; 2011, № 10, ст. 1390, № 12, ст. 1635, № 29, ст. 4466, ст. 4473, № 42, ст. 5921, № 51, ст. 7534; 2012, № 10, ст. 1232, № 11, ст. 1295, № 19, ст. 2400, № 22, ст. 2864, № 37, ст. 5002, № 48, ст. 6686, № 49, ст. 6861.
*(4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 51, ст. 7544; 2012, № 32, ст. 4588).
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 41, ст. 5628).
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1791; 1995, № 29, ст. 2806; 1998, № 1, ст. 133, № 32, ст. 3917; 1999, № 14, ст. 1724, № 15, ст. 1824; 2000, № 39, ст. 3880; 2002, № 7, ст. 699.
Приложение № 1
к Порядку назначения и выписывания
лекарственных препаратов,
утв. приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 20 декабря 2012 г. № 1175н