Трудовой кодекс общественные работы

Общественные работы

Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные работы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Общественные работы

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общественные работы

Формы документов: Общественные работы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Что такое общественные работы?

Свое название общественные работы получили потому, что принять участие в них может любой гражданин (конечно, учитывая состояние здоровья и возраст), с целью улучшения своего материального благополучия в период поиска работы. То есть, общественные работы — это временная занятость безработных граждан, не требующая специальной квалификации.

Но неквалифицированный труд — это не только работа дворником, есть много других вариантов.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

-строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

-проведение сельскохозяйственных работ, работ в лесном хозяйстве;

— заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

— строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

— обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

— эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

— озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

— уход за престарелыми, инвалидами и больными;

— обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санитарно-курортных зон;

-организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов и др.

Кроме того, общественные работы проводятся в сфере оказания услуг торговли и общественного питания, обслуживание аттракционов, обработки рыбы.

Согласно Закону о занятости населения в РФ ст. 24 п.1, под общественными работами понимается «трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу».

Для организации общественных работ Центр занятости заключает с предприятием договор о сотрудничестве, на условиях официального трудоустройства. То есть, с работником заключается срочный трудовой договор, и, работая на общественных работах, он остается социально защищенным ( ст.24 п.4).

Устраиваясь на предприятие, Вы не знаете, как сложатся отношения с руководителями и коллективом, насколько условия труда и оплата соответствуют обещанному. Так вот, общественные работы — это один из вариантов проверить все на практике и убедиться, что предприятие и условия труда Вас устраивают. Есть вероятность, что после окончания общественных работ Вам предложат остаться на предприятии.

Общественные работы — это не бесплатный труд, как думают некоторые. На предприятии выплачивается заработная плата не меньше минимальной оплаты труда за месяц, а безработным гражданам, кроме зарплаты с предприятия, выплачивается материальная поддержка от службы занятости. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, если общественные работы не являются подходящим вариантом трудоустройства, за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, и они не снимаются с учета в ЦЗН.

Если Вы в настоящее время находитесь в поиске подходящих вариантов трудоустройства или ждете формирования группы профессионального обучения, ищете временную работу – Вы можете стать участником общественных работ. Для этого гражданам, зарегистрированным в Центре занятости, нужно обратиться в сектор организации временной занятости (кабинет № 5, тел. 54-01-95, 54-49-78), а гражданам, не имеющим статуса безработного, можно подойти к диспетчеру с документами.

Центр занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района находится по адресу: ул. Пионерская, 70 .

Статья 170 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Новая редакция Ст. 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Комментарий к Статье 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так гласит статья 170 Трудового кодекса РФ.

Другой комментарий к Ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 170 ТК РФ предусматривает принципиально иной подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей, чем ранее действовавшее законодательство. Обязанность работодателя исчерпывается освобождением работника от работы, а компенсацию неполученного заработка обязан произвести тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Размер компенсации определяется законом или иным нормативным правовым актом.

2. Перечень государственных или общественных обязанностей в Трудовом кодексе отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время должно быть предусмотрено Трудовым кодексом или федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относятся:

— участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума;

— участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление полномочий доверенного лица в период проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе;

— осуществление функций народных, арбитражных и присяжных заседателей;

— явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;

— выполнение специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом;

— выполнение воинских обязанностей;

— выполнение обязанностей спасателей на нештатной основе и на общественных началах.

3. Гарантии и компенсации в связи с участием в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, предусмотрены п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

4. Гарантии и компенсации зарегистрированному кандидату в выборах Президента РФ, выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления предусмотрены ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Работодатель обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Это интересно:  Адвокат крылов артем

5. Гарантии и компенсации работникам, являющимся доверенными лицами кандидатов в Президенты РФ, в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотрены ст. 43 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить доверенных лиц, количество которых устанавливается законодательством. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

6. Осуществление депутатских полномочий на непостоянной (без освобождения от основной деятельности) основе может быть предусмотрено представительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также представительными органами местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; см. также законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований). Законы субъектов Федерации могут устанавливать социальные гарантии этим лицам.

7. В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) «О судебной системе РФ» участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участия в отправлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с федеральными законами за народными и арбитражными заседателями сохраняется средний заработок по месту их основной работы.

8. Присяжными заседателями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется судом в порядке, установленном УПК, один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Присяжному заседателю выплачивается судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за это время.

Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и компенсации.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются. Время исполнения обязанностей присяжного заседателя учитывается во все виды стажа.

9. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане РФ, наделенные в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (см. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

10. Статья 131 УПК РФ предусматривает возмещение работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Пункт 7 ст. 56 АПК устанавливает, что граждане, вызванные в арбитражный суд в качестве свидетелей, имеют право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и получение денежной компенсации в связи с потерей времени. Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 70 ГПК. На основании ст. 25.14 КоАП потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Таким образом, во всех случаях вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд (кроме Конституционного Суда РФ), к должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, за гражданином сохраняется средний заработок по месту его работы, а также возмещаются понесенные расходы. Порядок возмещения недополученного заработка и понесенных расходов предусмотрен Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1990 г. N 245 (в ред. от 4 марта 2003 г.).

Лица, отвлеченные от работы в связи с вызовом в органы предварительного следствия, дознания, в прокуратуру, в суд, имеют право:

а) на выплату компенсации за недополученный заработок в размере среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы;

б) на компенсацию расходов по проезду к месту явки и обратно. Компенсация указанных расходов выплачивается на основании проездных документов, но не свыше:

по железной дороге — стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне;

по водным путям — стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V — VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории на судах речного флота;

по шоссейным и грунтовым дорогам — стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси).

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного класса.

Помимо расходов по проезду при представлении соответствующих документов, возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения органа, производящего вызов, свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки;

в) на компенсацию расходов по найму жилого помещения и оплату суточных за дни вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, суд или к соответствующему должностному лицу, включая время в пути, выходные и нерабочие праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами; компенсация производится в порядке, установленном законодательством о возмещении командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Это интересно:  Белых андрей адвокат барнаул

Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой стоимости места за сутки.

Соответствующие суммы выплачиваются органом, производящим вызов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, — из средств, специально отпускаемых по смете на указанные цели, а по гражданским и арбитражным делам — из сумм, вносимых сторонами, кроме случаев, когда стороны освобождены от уплаты судебных расходов по делу; в этих случаях оплата производится из средств, отпускаемых по смете.

Порядок и размеры возмещения расходов участникам производства по делам об административных нарушениях (потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым) определяется Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 (СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 905).

В соответствии со ст. 131 НК и Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1601), в аналогичном порядке свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные, а за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Выплата указанных сумм производится на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

11. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 551) лицам, привлекаемым с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в 5-кратном минимальном размере оплаты труда, а также сохраняется заработная плата в размере не ниже среднего заработка по месту работы в случае выполнения ими специальных задач в рабочее время.

12. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 12 апреля 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе» на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, а также на время военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.

Аналогичные гарантии предоставляются при медицинском освидетельствовании гражданам, направляемым на альтернативную гражданскую службу.

Расходы, понесенные организациями, компенсируются им за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 (в ред. от 29 мая 2006 г.) «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На время прохождения военных сборов и связанных с ними мероприятий граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и возмещаются расходы по проезду, найму (поднайму) жилья и суточные в соответствии с Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2525).

13. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2006 г.) «О пожарной безопасности» предусматривает создание подразделений добровольной пожарной охраны. Добровольными пожарными признаются граждане, непосредственно участвующие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные граждане в свободное от работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца и не более чем на четыре часа подряд. Таким образом, никаких гарантийных и компенсационных выплат лицам, привлекаемым к участию в добровольной пожарной охране, действующее законодательство не устанавливает.

14. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться как на постоянной штатной основе, так и на нештатной и добровольной основе. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестации, утрачивают статус спасателей.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ. Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 67 (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 53) установлены размеры и порядок выплаты денежной компенсации взамен дополнительного отпуска спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Компенсация выплачивается из расчета один день отпуска за 24 часа фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда спасателей, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Что нужно знать работодателю об общественных работах

Что такое общественные работы?

Кто организует проведение общественных работ, каков порядок проведения, направления на общественные работы?

Кто имеет преимущества в предоставлении общественных работ?

Что является основанием для предоставления общественных работ?

В каких сферах деятельности работники привлекаются к общественным работам?

Как принять сотрудника на работу, который направлен на общественные работы в организацию?

Как уволить сотрудника, который принят на общественные работы в организацию?

Учитывается время общественных работ в стаж для пенсии?

Об этом в статье

Общественная работа — это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401).

Проведение оплачиваемых общественных работ организуют органы службы занятости (центры занятости населения) (ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875).

Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется при наличии одного из следующих оснований (п. 8 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401):

  • личного обращения гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении общественной работы;
  • предложения работника центра занятости населения (органа службы занятости населения), согласованного с гражданином о выполнении общественных работ.
  • Форма заявления-анкеты утверждена Приложением N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401.
  • Форма согласия гражданина, ищущего работу, с предложением о предоставлении общественных работ утверждена Приложением N 4 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401.
Это интересно:  Как проходит банкротство предприятия

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане (ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

В первую очередь центр занятости населения (орган службы занятости населения) предлагает выполнять общественные работы следующим гражданам (п. 9 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401):

    гражданам, которые испытывают трудности в поиске работы;

К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

  • гражданам, которые впервые ищут работу (ранее не работали) и при этом не имеют профессии (специальности);
  • гражданам, которые уволены более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • гражданам, которые прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • гражданам, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • гражданам, которые направлены центром занятости населения на обучение и отчислены за виновные действия;
  • гражданам, которые отказались повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • гражданам, которые состоят на учете в центре занятости населения более 18 месяцев;
  • гражданам, которые более трех лет не работают;
  • гражданам, которые обратились в центр занятости населения после окончания сезонных работ.
  • Общественные работы организуются, как правило, по следующим направлениям (п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, п. 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401):

    • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
    • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
    • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
    • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
    • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
    • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
    • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
    • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
    • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
    • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
    • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
    • другим направлениям трудовой деятельности.

    Обратите внимание, что вышеприведенный список не является закрытым, следовательно, и на других видах работ могут осуществляться общественные работы.

    Органы службы занятости (центры занятости населения) не в каждую организацию могут дать направление на общественные работы.

    Органы службы занятости (центры занятости населения) выдают направления на общественные работы только в те организации, которые заключили договор с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ (п. 10 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, п. 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401).

    В договоре определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ. Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

    Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы (п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

    Между тем, по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) (п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875).

    Для выполнения общественных работ органы службы занятости (центры занятости населения) выдают гражданам направления в организации для выполнения общественных работ (п. 11 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875). Участие в общественных работах является правом, а не обязанность гражданина (работника) (п. 12, п. 13 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875).

    Необходимо помнить, что участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия (п. 13 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

    Граждане направляются на общественные работы бесплатно (п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401).

    Иными словами, чтобы получить направление в организацию гражданин ничего не должен платить центру занятости населения (органу службы занятости).

    Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.

    Форма бланка направления для участия в оплачиваемых общественных работах утверждена Приложением N 5 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401.

    При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан (п. 13 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

    С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор (ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, ст. 59 Трудового кодекса РФ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875).

    В срочном трудовом договоре, который заключается с лицом, направленным на общественные работы, должны быть указаны все обязательные сведения и условия трудового договора, перечисленные в ст. 57 Трудового кодекса РФ.

    Срочный трудовой договор заключается в порядке указанном в ст. 67 Трудового кодекса РФ.

    На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании (ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, п. 14 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875).

    Алгоритм приема на работу гражданина направленного на общественные работы:

    • Предоставление работодателю направления для участия в оплачиваемых общественных работах
    • Предоставление документов необходимых при приеме на работу указанных в ст. 65 Трудового кодекса РФ
    • Ознакомление работника под роспись (до подписания трудового договора) с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ст. 68 Трудового кодекса РФ)
    • Заключение срочного трудового договора (ст. 57, ст. 59, ст. 67 Трудового кодекса РФ)
    • Приказ о приеме на работу (ст. 68 Трудового кодекса РФ)
    • Заполнение трудовой книжки (ст. 66 Трудового кодекса РФ)
    • Запись в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них
    • Оформление личной карточки (Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1)

    Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством, в соответствии с условиями трудового договора (п. 16 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, ст. 57 Трудового кодекса РФ).

    Срочный трудовой договор, заключенный на время выполнения общественных работ прекращается с истечением срока его действия п.п. 2 части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (ст. 79 Трудового кодекса).

    Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

    Трудовой договор, заключенный на время выполнения общественных работ может быть прекращен, а работник уволен, по любому основанию, предусмотренному Трудовым кодексом РФ при наличии основания для увольнения и с соблюдением порядка увольнения.

    В системе «Помощник кадровика: Эксперт» содержится справка «Основания прекращения трудового договора (увольнения)».

    Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Постановления Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

    Все упомянутые в статье нормативно-правовые акты содержатся в системе «Помощник кадровика: Эксперт».

    Информация предоставлена ИПС «Кодекс»