Статья 28. Собственность иностранных юридических лиц
Статья 28. Собственность иностранных юридических лиц
Иностранные юридические лица вправе иметь на территории РСФСР в собственности промышленные и другие предприятия, здания, сооружения и иное имущество для целей осуществления ими предпринимательской и другой деятельности в случаях и порядке, установленных законодательными актами РСФСР и Союза ССР.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
ПОЯСНЕНИЯ К ПОЗИЦИЯМ КЛАССИФИКАТОРА
Российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам и юридическим лицам России, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам), городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям и находящееся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).
Федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (ГК РФ, ст. 214).
Собственностью субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (ГК РФ, ст. 214).
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ГК РФ, ст. 215).
Частной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам или юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Собственностью российских граждан, имеющих постоянное местожительство за границей, является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам Российской Федерации, имеющим постоянное местожительство за границей, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
Собственностью потребительской кооперации, представляющей собой систему потребительских обществ и их союзов, является имущество, принадлежащее на праве собственности потребительским обществам, их союзам и образуемое за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (ФЗ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 5; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», ст. 1).
Собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным и религиозным организациям (объединениям).
Собственностью благотворительных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности благотворительным организациям (ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 16).
Собственностью политических общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности политическим общественным объединениям (политическим организациям, в том числе политическим партиям, а также политическим движениям) (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», ст. 1).
Собственностью профессиональных союзов является имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие на праве собственности союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и необходимые для выполнения своих уставных целей и задач (ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 24).
Собственностью общественных объединений является имущество, принадлежащее на праве собственности общественным объединениям и необходимое для материального обеспечения их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 30).
Смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности.
Смешанной российской собственностью с долей государственной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли государственной собственности.
Смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.
Смешанной российской собственностью с долей собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли собственности субъектов Российской Федерации и отсутствием доли федеральной собственности.
Смешанной российской собственностью с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием долей федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
Иной смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности и отсутствием доли государственной собственности.
Иностранной собственностью на территории Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, а также российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.
Собственностью международных организаций является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям.
Собственностью иностранных государств является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным государствам.
Собственностью иностранных юридических лиц является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным юридическим лицам.
Собственностью иностранных граждан, лиц без гражданства является имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства.
Смешанной иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества иностранных собственников различных форм собственности.
Совместной российской и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества российских и иностранных собственников.
Совместной федеральной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.
Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.
Совместной муниципальной и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности муниципальным образованиям и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.
Совместной частной и иностранной собственностью является имущество частной формы собственности, принадлежащее на праве общей собственности российским гражданам, российским юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.
Совместной собственностью общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности российским общественным или религиозным организациям (объединениям) и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам.
Приобретение и использование земельных участков иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации
Страницы в журнале: 63-67
В.А. БАКУЛИНА,
аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы
Исследуется правовое регулирование приобретения земельных участков иностранными субъектами; анализируются вопросы, сопряженные с имеющимися в законодательстве Российской Федерации ограничениями, связанными с приобретением земельных участков иностранными юридическими и физическими лицами, а также пробелы, существующие в законодательстве и требующие разрешения.
Ключевые слова: право собственности, земельный участок, иностранные физические лица, иностранные юридические лица, аренда земельных участков.
Acquisition and use the ground areas foreign citizens and foreign legal bodies in territory of the Russian Federation
Legal regulation of acquisition of the ground areas by foreign subjects is investigated; the questions interfaced with available in legislation of the Russian Federation by restrictions, connected with acquisition of the ground areas foreign legal and physical persons, and also the blanks existing in the legislation and demanding the permission are analyzed.
Keywords: ownership right, land lot, foreign natural entities, foreign legal entities, lease of land lots.
Собственностью граждан и юридических лиц могут являться земельные участки, право собственности на которые приобретается на основании общих положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю — этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Гарантией реализации данного принципа служат положения земельного и гражданского законодательства страны, которыми не закрепляются препятствия к приобретению земельных участков гражданами России. Однако законодательство Российской Федерации определило ряд ограничений при покупке земельных участков гражданами и юридическими лицами других государств. Тема приобретения земельных участков иностранными субъектами получает свою актуальность и так или иначе отражена в работах таких ученых-юристов, как О. Раскина, Н.Н. Мисник, С.А. Боголюбов, А.П. Анисимов и др.
В российском законодательстве содержится достаточное количество норм, которые определяют статус иностранного гражданина и иностранных юридических лиц на территории нашего государства, в том числе существуют положения, регулирующие права и обязанности иностранных граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации. Рассмотрим эти нормы и определим порядок использования земельных участков, находящихся на территории Российской Федерации, иностранными гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, «не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Иностранное юридическое лицо, наряду с иностранной организацией, подпадает под понятие иностранного инвестора, введенное ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. »
В свою очередь Конституция РФ определяет порядок осуществления прав и исполнения обязанностей иностранными гражданами: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). Конкретизация данной нормы закреплена в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, подтверждающем, что «права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами».
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно порядок приобретения земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами закреплен в земельном законодательстве, а именно в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, согласно которому «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами». Так, в развитие этой нормы Президентом РФ был издан Указ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее — Указ № 26), определяющий перечень муниципальных образований, на территории которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
И все-таки норма, содержащаяся в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, до принятия постановления КС РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы», признавшего ее не противоречащей Конституции РФ, не раз вызывала споры среди правоприменителей.
Таким образом, правоспособность физических и юридических иностранных лиц в вопросах приобретения прав собственности на земельные участки строго регламентирована, и из-за ограничения права иностранные граждане, в отличие от граждан Российской Федерации, не могут быть собственниками земельных участков на приграничных территориях, на иных установленных особо территориях Российской Федерации согласно федеральным законам. Отметим, что такие особенности установлены в отношении только земельных участков, в свою очередь Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не определяет каких-либо особенностей для участия иностранных лиц в процессе приватизации независимо от территории Российской Федерации.
Проблема прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков продолжает оставаться дискуссионной в земельном законодательстве в связи с имеющимися формулировками правовых норм разного периода. Так, первоначально в Законе РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было указано, что иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются (п. 3 ст. 4). Такое же ограничение было зафиксировано в Законе РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 4). Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 года с последними изменениями и дополнениями, внесенными в нее 10 декабря 1992 г., умалчивала о правах иностранных элементов на земельные участки, что было равносильно запрету такого права собственности в России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 года содержалось указание на то, что иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются (ст. 7). Право иностранных граждан на получение земельного участка в собственность было ограничено Законом РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[1]. Таким образом, в законах, установивших право частной собственности на землю и положивших начало земельным преобразованиям в Российской Федерации, иностранные граждане были лишены этого права.
ЗК РФ окончательно решил данный вопрос. Теперь указанные категории граждан вправе получить земельный участок в собственность, однако их права на его получение носят по сравнению с гражданами Российской Федерации ограниченный характер. Так, граждане иностранных государств и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земли сельскохозяйственного назначения. Эта категория земель может принадлежать гражданам иностранных государств и иностранным юридическим лицам лишь на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), но при этом, если в собственности указанных лиц по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в общей собственности на земельный участок из земель этой категории, такой участок или доля должны быть отчуждены собственником в сроки, определенные законом, что отражает положение гражданского законодательства, закрепленное в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».
Помимо указанного ограничения предоставление земельных участков иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в аренду и в собственность осуществляется только на платной основе. Указанное правило является ограничением действия общей нормы, предусматривающей возможность бесплатной передачи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 22, п. 12 ст. 30 ЗК РФ). «Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом» (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Однако Президент РФ согласно положениям земельного законодательства вправе установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Аналогичным образом может быть выкуплен в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на нем расположены объекты собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).
Необходимо отметить, что, в отличие от большинства стран, Россия предоставила иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам широкие права в сфере земельных правоотношений, в том числе право приобретения земельных участков на территории Российской Федерации в собственность. Например, в Таиланде гражданин иностранного государства может владеть землей на основе документально оформленной долгосрочной аренды или через компании, контроль над которыми осуществляет государство и на имя которых приобретается земля. Других способов владения землей иностранными гражданами в этом государстве нет. В то время как, например, в Австрии для покупки земли иностранцам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти и к различным иностранцам предъявляются неодинаковые требования. Законодательство США не ограничивает приобретение любой недвижимости иностранными гражданами.
Как видно из вышеизложенного, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в отношении земельных участков, находящихся на приграничных территориях, и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Но целесообразен ли этот подход, учитывая не совсем рациональное использование сельскохозяйственных земель в Российской Федерации? Данный вопрос остается дискуссионным, особую актуальность от приобрел после принятия Указа № 26.
По некоторым оценкам, в нашей стране минимум треть когда-то возделываемых полей простаивают, не используя свои ресурсы, вместе с тем Россия находится на третьем месте в мире по запасам сельскохозяйственных угодий. С принятием Указа № 26 положения ЗК РФ в отношении покупки земельных участков иностранными субъектами были ужесточены, и на сегодняшний день покупка сельскохозяйственных земель в Российской Федерации запрещена в 48 субъектах, в составе которых 380 муниципальных образований и городских округов (имеются в виду не только приграничные территории). В свою очередь многие специалисты в области земельного права утверждают, что эти положения не столь эффективны даже для физических иностранных лиц. Например, земельный участок может быть зарегистрирован на супругу, которая имеет российское гражданство, в то время как ее супруг, являющийся гражданином иностранного государства, осуществляет все возможные и допустимые законодательством операции с земельным участком. Для более крупных субъектов права функционируют свои механизмы. Например, не исключено создание дочерних иностранных организаций, деятельность которых по приобретению прав собственности законодательно не урегулирована; контролировать же деятельность подобных субъектов довольно сложно. Используя похожие механизмы, иностранные компании имеют возможность приобретать отечественные земли сельскохозяйственного назначения.
Подводя итог, отметим следующее: на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации существуют ограничения для иностранных юридических и физических лиц в праве приобретения земельных участков на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 28, п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Лимитированием прав иностранных элементов в области земельных отношений можно также считать наличие в п. 12 ст. 30 ЗК РФ положения о том, что земельные участки для строительства могут быть предоставлены иностранцам только с учетом ограничений, предусмотренных п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, пунктами 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ.
Таким образом, права на приобретение и использование земельных участков на территории Российской Федерации не кажутся такими широкими, как на первый взгляд. Указанные запреты на приобретение земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами кажутся излишними, ведь земельные участки никто никуда не увезет, и чем больше различных ограничений, тем больше возможностей для недобросовестных субъектов. В Российской Федерации нет дефицита земли для продажи, как в других странах, наоборот, наблюдается избыток такой земли, и думается, что нужно использовать это обстоятельство при проведении экономической политики. Также можно добавить, что население, проживающее вблизи районов, где в основном располагаются земли сельскохозяйственного назначения, избыточно и социально слабо обеспечено. Естественно, ограничения необходимы, например, можно связать покупателей инвестиционными условиями, обязать к действующему производству на этой земле, в случае неиспользования земли в течение определенного периода понуждать к обязательной продаже и др.
Собственность Иностранная
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .
Смотреть что такое «Собственность Иностранная» в других словарях:
СОБСТВЕННОСТЬ, ИНОСТРАННАЯ — собственность международных организаций, иностранных государств, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства … Большой экономический словарь
собственность смешанная — Общая собственность субъектов хозяйственной деятельности (собственников). Различаются формы собственности: смешанная российская собственность общая собственность субъектов, представляющих различные российские формы собственности; смешанная… … Справочник технического переводчика
ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не… … Юридическая энциклопедия
ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ — вложение иностранного капитала в сферу предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в… … Юридический словарь
Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не… … Официальная терминология
СОБСТВЕННОСТЬ, СМЕШАННАЯ — общая собственность субъектов хозяйственной деятельности (собственников). Различаются формы собственности: смешанная российская собственность общая собственность субъектов, представляющих различные российские формы собственности; смешанная… … Большой бухгалтерский словарь
СОБСТВЕННОСТЬ, СМЕШАННАЯ — общая собственность субъектов хозяйственной деятельности (собственников). Различаются формы собственности: смешанная российская собственность – общая собственность субъектов, представляющих различные российские формы собственности; смешанная… … Большой экономический словарь
иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в сферу предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в… … Большой юридический словарь
ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ — термин, определенный в ст. 2 Закона № 160 ФЗ. Термин означает вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Иностранная собственность на территории РФ — Иностранной собственностью на территории Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, а также российским… … Официальная терминология
Собственность иностранных юридических лиц
РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
1. Субъекты гражданских правоотношений
2. Объекты гражданских правоотношений
3. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации
4. Право собственности и иные вещные права
5. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров
6. Правовое регулирование земельных отношений
Может ли иностранное юридическое лицо купить недвижимость в России?
Вопрос-ответ по теме
Есть пару вопросов по оформлению недвижимости в России. Может ли зарубежная компания купить недвижимость в России без открытия представительства? Может ли зарубежная компания, владеющая недвижимостью, сдавать ее в аренду резиденту России? И какие при этом надо платить налоги арендатору в России, осуществляя арендный платеж за рубеж?
В соответствии с общими началами гражданского и земельного законодательства физические и юридические лица, в том числе иностранные, имеют право на покупку в России объектов недвижимости, включая земельные участки, а также они могут заключать сделки с имуществом, принадлежащим им на праве собственности (например, сдавать в аренду).
Срочно проверьте своих партнеров!
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!
Относительно права собственности иностранных юридических лиц на земли законом установлены ограничения: нельзя купить земельный участок, находящийся на приграничных территориях (перечень установлен президентом РФ), есть также изъятия в части права собственности на определенные категории земель (земли, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте, ограничения, связанные с целевым назначением земель).
В свою очередь Федеральный закон от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не содержит каких-либо особенностей, ограничений в участии иностранных юридических лиц в процессе приватизации недвижимого имущества. С момента вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единственным документом-доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН, подтверждающая государственную регистрацию права в уполномоченном органе – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Иностранное юридическое лицо в данном случае подпадает под определение «иностранного инвестора», закрепленного в ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
Иностранное юридическое лицо, цель деятельности которого – коммерческая, т. е. извлечение прибыли, по принятым обязательствам компания несет имущественную ответственность – вправе осуществлять деятельность на территории России через аккредитованный филиал или представительство.
Налоги на недвижимость с иностранных юридических лиц
Налоги – платеж, взимаемый государством с организаций и физлиц. Они бывают прямыми (зависят от факторов производства) и косвенными (на товары и услуги, состоящие в цене на предметы потребления). Одним из региональных налогов в России является налог на имущество предприятий, включая недвижимое, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.
Объектом налогообложения является имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета. Налогоплательщиками, соответственно, выступают организации, имеющие такое имущество. Размер налога зависит от региона, ставка устанавливается законодательным органом субъекта Российской Федерации (есть предельное значение, например, для Москвы ставка не может превышать 2 %, если налоговой базой для такого имущества признается кадастровая стоимость). Налоговая база (обязательный элемент налога, от которого зависит уплачиваемая сумма) определяется как среднегодовая стоимость имущества, а в отношении отдельных объектов недвижимого имущества как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Как работают иностранные юридические лица в России в 2018 году
Рыночная экономика, развивающаяся в России с момента обретения государственного суверенитета, способствовала приходу в страну иностранного капитала и инвестиций. Огромный российский рынок является весьма привлекательным для зарубежного бизнеса. В контексте этого актуальным представляется вопрос правового регулирования и законодательной базы, которой должно руководствоваться каждое иностранное юридическое лицо, действующее в России. Для ведения легального бизнеса данная информация является обязательной к изучению. Рассмотрим эту тему подробнее.
Понятие иностранного юридического лица
В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.
Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.
Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.
Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.
Правовое положение иностранных компаний
Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.
Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.
При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.
Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.
Правовой статус иностранных компаний
Правовой статус любого субъекта определяется его правовым положением на конкретной территории и в сфере деятельности. Таким образом, правовое регулирование статуса иностранной компании осуществляется как отечественным, так и зарубежным законодательством. Исходя из этого, все иностранные компании обладают правовым статусом, который позволяет им заключать сделки, совершать финансовые и иные операции, выступать в суде, выдавать доверенности и т.д.
Вместе с этим законодательство предусматривает некоторые условия для допуска иностранных организаций к работе в России. В частности, ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» требует от иностранных компаний обязательной государственной аккредитации, при помощи которой осуществляется государственный контроль.
Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается, согласно приказу ФНС от 22.12.14 № ММВ-7-14/668 , налоговыми органами РФ, которые и проводят аккредитацию. Аккредитацию можно рассматривать в качестве некоего процесса легализации.
Таким образом, иностранным компаниям не требуется регистрироваться второй раз, они лишь вносятся в специальный государственный реестр и могут действовать на территории РФ в качестве филиалов и представительств зарубежной компании.
Разновидности правовых режимов
Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.
При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.
Национальный режим традиционно фиксируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций и может формулироваться как общий режим недискриминации, основанный на нормах международного публичного права.
Тем, кто осуществляет сопровождение иностранной компании в России, нужно учитывать, что нормы, определяющие конкретный правовой режим для представителей других государств, могут содержать не только базовые принципы, но и иные вопросы, связанные с деятельностью иностранных компаний. В частности, порядок разрешения споров, выплаты компенсаций, возмещения ущерба, порядка совершения транзакций и т. д.
При этом, согласно ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях», правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для российских инвесторов, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Исходя из смысла статей 29, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в отношении товаров и услуг устанавливается национальный правовой режим, препятствующий созданию условий, менее благоприятных, чем для российских товаров и услуг.
Организационно-правовые формы зарубежных компаний
Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.
Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.
Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Некоммерческие иностранные организации
Некоммерческими организациями являются те, которые не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли. Они, согласно ч.3 с. 50 ГК, вправе создаваться в форме:
- потребительских кооперативов;
- общественных организаций и движений;
- ассоциаций;
- товариществ собственников недвижимого имущества;
- фондов, общин, религиозных организаций и т.д.
При этом некоммерческие организации могут получать доход, согласно положениям своего устава, однако лишь постольку, поскольку он способствует достижению целей, для которых они создаются. Для осуществления своей деятельности такая некоммерческая иностранная организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого должна быть не ниже, чем минимальный размер уставного капитала для ООО.
Коммерческие иностранные организации
Иностранные юрлица могут действовать на территории РФ и в качестве коммерческих организаций, целью которых является получение дохода. Согласно ч. 2 ст. 50 ГК, они могут действовать форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов. Цели, для которых создается коммерческая организация, должны быть указаны в ее статуте.
Национальность и личный статут иностранных юридических лиц
При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.
Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:
- сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
- требования к его наименованию;
- порядок создания, реорганизации и ликвидации;
- правоспособность и правосубъектность;
- отношения между участниками;
- ответственность учредителей и самой организации.
Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.
Основные ограничения для иностранных компаний
Несмотря на национальный правовой режим, действующий на территории РФ, федеральное законодательство содержит ряд изъятий, в некотором смысле ограничивающих права иностранных компаний. Основные из них касаются прав собственности на земельные участки.
Это не означает, что приобретение земельного участка иностранным юридическим лицом невозможно, но некоторые ограничения все-таки существуют. В частности, законодатель допускает возможность приобретения земельных участков иностранными компаниями. Однако, согласно ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, они не вправе обладать землей, находящейся на приграничных территориях, определенных указом Президента РФ от 09.01.11 № 26. Согласно ему, к таким территориям отнесены 380 муниципальных образований, городских округов и районов, находящихся на приграничных территориях.
Кроме того, существуют ограничения и в части владения землями сельскохозяйственного назначения. В частности, ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», запрещает иностранным компаниям владеть такими землями, допуская лишь их аренду. Данный запрет распространяется также на российские юрлица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан и компаний превышает 50%. Кроме того, действуют некоторые ограничения относительно страховой и банковской деятельности, а также в сфере телекоммуникаций.
Собственность иностранных компаний
Российское законодательство не предусматривает какой-либо особый тип собственности иностранных юридических лиц, позволяя им обладать частной собственностью на равных правах с отечественными компаниями. При этом в Общероссийском классификаторе форм собственности они имеют собственный идентификационный код, присваиваемый статистическими органами в соответствии с учредительными документами предприятия. При внесении в ОКФС иностранных юридических лиц их идентифицируют кодом «23» под наименованием «собственность иностранных юр. лиц».
Деятельность иностранных компаний в РФ
Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.
Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.
Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.
После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.
С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.
Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.
Налогообложение зарубежных компаний в РФ
Зарубежные компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, обязаны платить налоги с получаемых доходов. Кроме того, обязательными являются также взносы в ФОМС и ПФР для иностранной компании, нанимающей персонал. Согласно ст. 307 Налогового кодекса, объектами налогообложения для иностранных компаний являются доходы, полученные от предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения имуществом, а также иные доходы. К их налогообложению применяется общая ставка налога на прибыль организаций, которая, согласно ст. 284 НК, составляет 20%.
Такие компании применяют общий порядок исчисления и уплаты налога, установленный ст. 286-287 НК. Реквизиты для перечисления налога на доходы иностранных юридических лиц в 2018 году можно получить в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства зарубежной компании. Туда же подается и налоговая декларация по итогам налогового периода.
Следует учесть, что статьями 306-309 НК определены некоторые особенности налогообложения зарубежных компаний, которые необходимо учитывать.
Регистрация зарубежных компаний в РФ
Под регистрацией зарубежных компаний в России следует понимать их аккредитацию в налоговых органах. Зарубежная компания не требует повторной регистрации на территории РФ, а вносится лишь в специальный реестр аккредитованных филиалов и представительств.
Согласно приказу ФНС России от 22.12.2014 NММВ-7-14/[email protected], регистрация иностранных юридических лиц осуществляется межрайонной инспекцией ФНС России № 47 по г. Москве. Регистрация осуществляется в течение 12 месяцев после принятия юрлицом решения о создании или открытии филиала/представительства на территории РФ.
В соответствии с приказом ФНС России NММВ-7-14/[email protected] от 26.12.2014г., в налоговую инспекцию направляется заявление об аккредитации по форме № 15АФП, вместе с которым подаются:
- учредительные документы зарубежной компании;
- выписка из реестра юридических лиц из страны происхождения или равный документ;
- документ, подтверждающий регистрацию в стране происхождения;
- решение о создании филиала или представительства;
- документ об уплате госпошлины;
- опись всех документов.
Прохождение процедуры требует уплаты госпошлины в размере 120 тыс. рублей.
Участие иностранного инвестора в ООО
Иностранные инвесторы, исходя из положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», могут участвовать в хозяйственной деятельности путем создания новых предприятий или привлечения капитала в уже существующие. Поскольку в России действует национальный режим деятельности иностранных инвесторов, они могут приобретать доли в обществах и товариществах на равных правах с российскими инвесторами. При этом инвестицией признается приобретение не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.
Однако участие иностранного капитала допускается во всех хозяйственных обществах, не являющихся стратегическими для обороны и безопасности страны. Статья 6 ФЗ № 57 от 29.04.08 не допускает этого в отдельных видах деятельности, связанной, в частности, с:
- гидрометеорологическими и геофизическими процессами;
- возбудителями инфекционных заболеваний;
- ядерными установками, материалами и радиацией;
- производством шифровальных средств;
- вооружением и военной техникой;
- авиационной и космической безопасностью.
Ознакомьтесь подробнее с тем, как происходит продажа доли в ООО нерезиденту.
Постоянное представительство
Налоговое законодательство воспринимает предпринимательскую деятельность зарубежных компаний как такую, которая создает постоянные представительства или действует без их создания. Постоянным представительством, согласно ст. 306 НК, является филиал, представительство, бюро, контора, агентство и любое другое обособленное структурное подразделение, через которое зарубежная компания осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Оно считается образованным с момента начала осуществления хозяйственной деятельности и действующим – до момента ее прекращения.
Счет в банке для иностранной компании
Согласно ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», зарубежные компании вправе открывать счета в валюте и рублях только в уполномоченных банках. Порядок открытия таких счетов и их ведения определяется Положением Центробанка от 04.05.2005 N 269-П. При этом каких-либо ограничений на переводы с собственных счетов в других странах на счета уполномоченных банков не предусмотрено.
Иностранные компании и счета в России, открытые ими, подлежат налоговому учету по месту нахождения банка. Но, если компания уже встала на налоговый учет до этого в силу других обстоятельств, дополнительная постановка на учет не требуется.
Для открытия счета зарубежной компании в России ей потребуется предоставить:
- учредительные документы;
- выписку из торгового реестра страны происхождения;
- справка из налогового органа страны происхождения;
- свидетельство о постановке на учет в ФНС;
- документы, подтверждающие правовой статус.
Контролируемые зарубежные компании
Согласно ст. 25.13 Налогового кодекса, контролируемой иностранной компанией является зарубежная организация, находящаяся под контролем гражданина РФ или российской организацией. Контролирующим лицом может быть признан гражданин или организация, чьи доли участия превышают 25% или 10%, если совокупная доля резидентов РФ превышает половину уставного капитала организации.
Такой статус в ряде случаев, предусмотренных ст. 25.23-1 НК, позволяет контролируемой иностранной компании избегать налогообложения. При этом порядок налогообложения такой компании имеет некоторые особенности, определенные положениями ст. 309.1 НК.
Проверка иностранных компаний
В контексте сотрудничества с зарубежными компаниями важны вопросы проверки ее существования, добросовестности и легальности ее деятельности. В перечень мероприятий, направленных на проверку иностранных партнеров, входит анализ официальной информации из государственных реестров.
Все необходимые сведения об иностранном юридическом лице позволяет получить интернет-сервис ФНС , предоставляющий информацию из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств. Все данные предоставляются бесплатно.
Получение информации возможно, если указать сервису наименование представительства, государственный номер записи об аккредитации или регистрационный номер ИИН/КПП. По результатам поиска сервис выдает список всех официально аккредитованных филиалов и представительств зарубежного партнера. Кроме того, сервис позволяет получить реквизиты официальных документов, адрес регистрации, информацию о руководстве, видах осуществляемой деятельности, численности штата.
Зарубежный бизнес в России
Экономический кризис, безусловно, отразился на выручке и доходах иностранных компаний, что привело к их массовому уходу с отечественного рынка. Однако, несмотря на снижение показателей, международный бизнес, как и раньше, представлен на российском рынке. В контексте этого многих интересует, сколько и какие иностранные компании работают в России.
По данным ФНС, на территории РФ действует около 23 тыс. компаний с иностранным участием. В это число входят не только зарубежные компании, но и российские предприятия с иностранными инвестициями. При этом, несмотря на негативные оценки российского рынка, на нем продолжают присутствовать крупнейшие игроки.
В частности, согласно ежегодному рейтингу Forbes, в число крупнейших представителей иностранного бизнеса в России вошли такие иностранные предприятия, как:
- “Ашан”,
- “Метро Кэш энд Керри”,
- ДЖ.Т.И Россия,
- Toyota Motors,
- IKEA,
- Volkswagen Group,
- PepsiCo,
- Mercedes-Benz.
Интересно, что российский рынок приносит иностранным предприятиям неплохую прибыль. Например, доля российской выручки в общем объеме мировых продаж лидера списка – компании “Ашан” – достигала в 2015 году 14%. Очевидно, что многие зарубежные фирмы не желают покидать Россию, и по мере выхода страны из кризиса такая тенденция будет лишь усиливаться.