Шкляр м ф основы научных исследований учебное пособие

Шкляр м ф основы научных исследований учебное пособие

Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 244 с. — ISBN 978-5-394-02162-6. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415019

В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ. Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ. Для студентов бакалавриата и специалитета, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

М.Ф.Шкляр Основы научных исследований

Серия «Учебные издания для бакалавров»

Издательско торговая корпорация «Дашков и К°»

УДК 001.8 ББК 72

М. Ф. Шкляр — доктор экономических наук, профессор.

А. В. Ткач — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Ш66 Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 4 е изд. — М.: Издатель ско торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 244 с.

ISBN 978 5 394 01800 8

В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны ос новные положения, связанные с организацией, постановкой и проведени ем научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика рабо ты с литературными источниками и практической информацией, особен ностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ.

Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Для студентов бакалавриата и специалитета, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

ISBN 978 5 394 01800 8

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2011

1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ .

1.1. Понятие науки .

1.2. Наука и философия .

1.3. Современная наука. Основные концепции .

1.4. Роль науки в современном обществе .

Контрольные вопросы и задания .

2.1. Законодательная основа управления наукой

и ее организационная структура .

2.2. Научно технический потенциал

и его составляющие .

2.3. Подготовка научных

и научно педагогических работников .

2.4. Ученые степени и ученые звания .

2.5. Научная работа студентов и повышение качества

Контрольные вопросы и задания .

Г л а в а 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ .

3.1. Науки и их классификация .

3.2. Научное исследование и его сущность .

3.3. Этапы проведения

научно исследовательских работ .

Контрольные вопросы и задания .

Г л а в а 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

4.1. Методы и методология научного исследования .

4.2. Всеобщие и общенаучные методы

4.3. Специальные методы научного исследования .

Контрольные вопросы и задания .

Г а в а 5. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ

И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО

5.2. Прогнозирование научного исследования .

5.3. Выбор темы научного исследования .

5.4. Технико экономическое обоснование темы

Контрольные вопросы и задания .

Г л а в а 6. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА

6.1. Умение читать книгу .

6.2. Поиск и сбор научной информации .

6.3. Ведение рабочих записей .

6.4. Изучение научной литературы .

Контрольные вопросы и задания .

Г л а в а 7. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ .

Это интересно:  За что можно подать в суд на вуз

7.1. Особенности научной работы

и этика научного труда .

7.2. Курсовые работы .

7.3. Дипломные работы .

Структура дипломной работы

и требования к ее структурным элементам .

Контрольные вопросы и задания .

8. НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ .

8.1. Композиция научной работы .

8.2. Рубрикация научной работы .

8.3. Язык и стиль научной работы .

8.4. Редактирование и “вылеживание”

Контрольные вопросы и задания .

Г л а в а 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

И ЗАЩИТА НАУЧНЫХ РАБОТ .

9.1. Особенности подготовки структурных частей

9.2. Оформление структурных частей

9.3. Особенности подготовки к защите

Контрольные вопросы и задания .

Обязанность мыслить — удел совре менного человека; обо всем, что попадает в орбиту науки, он должен мыслить не иначе, как в форме строгих логических суждений. Научное сознание… — неумо лимый императив, составной частью входящий в понятие адекватности совре менного человека.

Х. Ортега и Гассет, испанский философ (1883–1955)

В современных условиях бурного развития научно техни ческого прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно технической информации, быстрой сменяемости и об новления знаний особое значение приобретает подготовка в выс шей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, спо собных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных резуль татов.

С этой целью в учебные планы многих специальностей ву зов включена дисциплина “Основы научных исследований”, широко внедряются элементы научных исследований в учеб ный процесс. Во внеучебное время студенты принимают учас тие в научно исследовательской работе, ведущейся на кафед рах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объедине ниях.

В новых социально экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недо статочное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделе но: анализу методологических и теоретических аспектов науч ного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенно стей и логики процесса научного исследования; раскрытию ме тодического замысла исследования и его основных этапов.

Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и спо собность их к проведению научно исследовательских работ — объективная предпосылка успешного решения учебных и науч ных задач. В свою очередь, важным направлением совершенство вания теоретической и практической подготовки студентов яв ляется выполнение ими различных научных работ, дающих сле дующие результаты:

— способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и от раслей науки;

— развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и вы работке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

— совершенствует методические навыки студентов в са мостоятельной работе с источниками информации и соответ ствующими программно техническими средствами;

— открывает студентам широкие возможности для освое ния дополнительного теоретического материала и накопленно го практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

— способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

В пособии обобщена и систематизирована вся необходи мая информация, связанная с организацией научных исследо ваний — от выбора темы научной работы до ее защиты.

В данном пособии изложены основные положения, связан ные с организацией, постановкой и проведением научных ис следований в форме, пригодной для любой специальности. Этим оно отличается от других учебных пособий подобного типа, пред назначенных для студентов той или иной специальности.

Это интересно:  Оформить трактор на физ лицо

Так как данное пособие предназначено для широкого круга специальностей, оно не может включать исчерпывающий мате риал по каждой специальности. Поэтому преподаватели, веду щие данный курс, могут применительно к профилю подготовки специалистов дополнить материал пособия изложением специ фических вопросов (примеров) или сократить по объему отдель ные разделы, если это целесообразно и регламентируется отве денным планом времени.

НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Знание, только знание делает чело века свободным и великим.

Д. И. Писарев (1840–1868),

русский философ материалист

1.1. Понятие науки.

1.2. Наука и философия.

1.3. Современная наука. Основные концепции.

1.4. Роль науки в современном обществе.

1.1. Понятие науки

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль на

уки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование чело века, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодня нет однозначного определения науки. В различ ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: “Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос редственной целью постижение истины и открытие объектив ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи мосвязи”. Также широко распространено и другое определение: “Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про цесс их производства”. В. А. Канке в своей книге “Философия. Исторический и систематический курс” дал следующее опре деление: “Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное”.

Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по своему, счи тая, что именно их восприятие является единственным и вер ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту ально не только в наше время, — ее истоки начинаются с до вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа куль туры и при переходе от одной общественно экономической фор мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социо культурных факторов.

Предпосылки для возникновения науки появились в стра нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где

Шкляр м ф основы научных исследований учебное пособие

  • .
  • 70-79 Культура. Наука. Просвещение
  • 72 Наука. Науковедение
  • 72.4 Организация науки
Это интересно:  Мировой суд максатиха

Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров

Библиографическая запись

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Филиппов Б.И., Шерстнева О.Г.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Конюшков Г.В., Воронин В.И., Лисовский С.М.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Шадрина А.В., Крец В.Г.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Ефимова Е.А.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Лобачев С.Л.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова Л.Б., Вишнякова С.А., Кирейцева А.Н., Колосова Т.В., Ласкарева Е.Р., Лужковская М.Ф., Моисеева В.Л., Селиверстова Е.И., Химик В.В., Шатилов А.С., Шутова Т.А.

Основы научных исследований. Учебное пособие

В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ. Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

Основы научных исследований: учебное пособие

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2017 г. 208 страниц

В учебном пособии с учетом современных требований описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любого направления подготовки. Подробно изложены методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенности подготовки и оформления курсовых и выпускных квалификационных работ.Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.Для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

Для бесплатного просмотра доступны первые 7 страниц

Доступ к 238 789 книгам раздела Основной фонд от 950 руб.

Список основной и дополнительной литературы. 1. *Шкляр М.Ф. Основы научных исследований

1. *Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 244 с.

2. *Основы научных исследований: Учебник для техн. Вузов/Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с.

3.Ф.А. Кузин Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М: «Ось-89»,1998.

14. Вопросы по контролю учебных достижений студента(перечень вопросов для самоподготовки, для подготовки к итоговому контролю и др.)

1. Необходимость, сущность и роль исследовательской деятельности человека

2. Обоснованность и оформление результатов научных исследований

3. Формы представления результатов исследования и их научно-практическая ценность

4.Объективная необходимость исследовательской деятельности человека, общества, государства

5. Этапы научно-исследовательской работы.

6. Методологические основы научного познания.

7. Основные отрасли человеческих знаний.

8. Управление научной сферой в Республике Казахстан. Организация научных исследований в общегосударственном масштабе

9. Задачи и методы теоретического исследования.

10. Сущность понятия «исследование»

11. Язык и стиль экономической речи

12.Обоснованность и оформление результатов научных исследований»

13.Сбор научной информации, поиск и изучение литературы

14.Информатика и компьютеризация как науки. Информационные технологии.

15. Организация работы с научной литературой

16. Методы исследования, применяемые на общетеоретическом уровне

17.Поиск, накопление и обработка научной информации

18.Структура магистерской диссертации

19.Требования к содержанию и оформлению таблиц

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 147 . Нарушение авторских прав