Приказ по спирту 2018 378

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Приказ от 5 июня 2013 г. № 144 «Об установлении цены, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

(Росалкогольрегулирование)


П Р И К А З

от 05 июня 2013 г.

№ 144

Москва

Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта

В соответствии с подпунктом 5.2.5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1119; 2010, № 21, ст. 2618, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251, № 42, ст. 5403; 2011, № 6, ст. 888, № 14, ст. 1935; 2012, № 7, ст. 852, № 34, ст. 4735),

п р и к а з ы в а ю:

1. Установить цену (без учета акциза и налога на добавленную стоимость) на этиловый спирт из пищевого сырья (за исключением денатурированного этилового спирта, этилового спирта по фармакопейным статьям, головной фракции этилового спирта (отходов спиртового производства), спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), не ниже которой осуществляются его закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта), в размере 37 рублей за 1 литр безводного спирта.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 мая 2012 г. № 132 «Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июня 2012 г., регистрационный № 24501).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Порядок учета расхода спирта в медицинских организациях

Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала

Вопрос:
Как правильно оформлять Журнал учета операций, связанных с обращением спирта этилового, в отделениях медицинской организации? Можно ли в графе 8 журнала указывать номер требования, по которому отпускается спирт старшей медицинской сестрой отделения, процедурной сестре?

«Порядок заполнения журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утвержден Приказом ФНС России от 17.08.2006 N ММ-3-07/[email protected] (в ред. от 25.01.2007), однако, по нашему мнению, этот Приказ не имеет отношения к медицинским организациям.
В то же время «Этанол (Спирт этиловый, Медицинский антисептический раствор)» включен в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами» (в ред. от 06.08.2007), а согласно подпункту 3 пункта 3 утвержденных Приказом Минздрава РФ от 17.06.2013 г. N 378н «Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих ПКУ, осуществляется медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 3 к указанным Правилам.
Ни указанные выше «Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения», ни утвержденные этим же Приказом «Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» не дают явного указания на то, как следует вести такие журналы – единый журнал для всей организации или отдельные журналы по структурным подразделениям. По нашему мнению, в виду отсутствия четкого указания в действующих нормативно-правовых актах руководитель медицинской организации вправе самостоятельно определить порядок организации учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, издав соответствующий приказ.
В графе 8 «Журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения», предназначенного для регистрации операций с лекарственными средствами, подлежащими ПКУ, в медицинских организациях, должен указываться номер медицинского документа, по которому лекарственный препарат (в рассматриваемом случае спирт) отпускается в соответствующее подразделение или Ф.И.О. больного, которому назначено применение данного лекарственного препарата. Следовательно, по нашему мнению, в данной графе может указываться номер требования, по которому старшей медицинской сестрой отделения спирт отпускается процедурной сестре.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.08.91 N 245 «О НОРМАТИВАХ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.08.91 N 245 «О НОРМАТИВАХ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

В целях улучшения качества медицинской помощи населению и более рационального использования спирта утверждаю:

1. Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения (приложение 1).

2. Ориентировочные нормы расхода этилового спирта для подразделений лечебно-профилактических учреждений (приложение 2).

3. Ориентировочные нормы расхода этилового спирта на медицинские процедуры (приложение 3).

1. Министерствам здравоохранения союзных и автономных республик, руководителям краевых, областных и городских органов здравоохранения, главных аптечных управлений и объединений «Фармация» минздравов союзных республик, краевых, областных и городских аптечных управлений (объединений «Фармация»):

1.1. При определении потребности учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения в этиловом спирте руководствоваться нормативами, утвержденными настоящим приказом (приложение 1).

1.2. Разрабатывать и утверждать при необходимости нормативы потребления этилового спирта для отдельных учреждений, отделений и кабинетов, а также нормы расхода на различные медицинские процедуры с учетом используемого оборудования, методик лечения и объема работы.

1.3. Предоставить право руководителям учреждений здравоохранения распределять этиловый спирт между отделениями и кабинетами в пределах общего объема спирта, выделенного учреждению, используя при необходимости нормы, приведенные в приложении 2 настоящего приказа.

1.4. При распределении потребности аптек в этиловом спирте расчет производить с учетом только экстемпоральной рецептуры.

1.5. Разрешить аптечным управлениям (объединениям «Фармация») общее количество спирта для изготовления лекарств распределять между аптеками с учетом специфики рецептуры, установив в случае необходимости, индивидуальные нормативы.

1.6. Отпуск этилового спирта учреждениям здравоохранения производить на основании требований, подписанных руководителем учреждения (отделения) и заверенных печатью учреждения по отдельной доверенности, оформленной в установленном порядке и дающей право на получение спирта в течение одного месяца. Спирт отпускать в весовом измерении по цене, установленной для лечебно-профилактических учреждений.

1.7. Установить, что руководители учреждений здравоохранения несут персональную ответственность за правильность назначения, хранения, учета и отпуска этилового спирта и рациональность его использования.

2. Считать утратившими силу приказы Минздрава СССР от 16.09.69 N 675; от 28.09.73 N 774; от 15.07.76 N 693; от 17.08.77 N 762; от 24.04.72 N 325; от 11.10.83 N 1196; от 18.06.84 N 694; от 30.05.85 N 737.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление общественного здравоохранения и медико-социальных программ Минздрава СССР (т. Карпеев А.А.) и на В/О «Союзфармация» (т. Апазов А.Д.) .

Разрешаю размножить приказ в необходимых количествах и довести до сведения учреждений здравоохранения.

Заместитель министра
А.М.МОСКВИЧЕВ

Приложение 1
к приказу Минздрава СССР
от 30 августа 1991 г. N 245

Учет спирта этилового в медорганизации

Этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям

Правовая база по использованию спирта в медучреждении

Этиловый спирт не относится к НС и ПВ и включен в раздел II «Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» утвержденного Приказом Минздрава РФ от 22 апреля 2014 г. № 183н.

Соответственно на него не распространяются требования постановления Правительства РФ № 1148 по хранению НС и ПВ и нормированию запаса в отделениях (в днях).

До настоящего времени оборот спирта этилового в медицинских организациях (далее — МО) регламентируется приказом Минздрава СССР от 30 августа 1991 г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения» (далее — приказ № 245), некоторые положения которого уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня.

Отпуск этилового спирта

Так, п. 1.6. приказа № 245 указывает , что «Отпуск этилового спирта учреждениям здравоохранения производить на основании требований, подписанных руководителем учреждения (отделения) и заверенных печатью учреждения по отдельной доверенности, оформленной в установленном порядке и дающей право на получение спирта в течение одного месяца. Спирт отпускать в весовом измерении по цене, установленной для лечебно-профилактических учреждений».

Однако, уже в течение 10 последних лет спирт этиловый в МО общим весом не поступает, выдача его в отделения и на посты в весовом измерения стала невозможной. Фармакопейный этиловый спирт для нужд МО поступает во флаконах по 100 мл в различной концентрации.

Расчет потребностей медицинской организации в спирте этиловом, скачать сейчас >>

В отделениях МО старшая медсестра отпускает спирт этиловый на посты, в операционные, перевязочные и т.п. в количестве флаконов, необходимых для выполнения определенных манипуляций (обработка частей медицинского оборудования, рук и т.п.) обычно на сутки (в целях предотвращения немедицинского использования).

Таким образом, учет движения (приход и расход) спирта этилового как в аптеке, так и в отделениях МО при выдаче на посты и др. подразделения осуществляется по количеству флаконов.

Из аптеки больницы спирт отпускается флаконами на основании требований отделений, списывается в расход также по количеству флаконов.

Порядок учета спирта этилового

В МО учет движения этилового спирта следует вести в соответствии с приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных Журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» (далее — приказ № 378).

Это интересно:  Сколько оформить визу в грецию

В МО, имеющих аптеку, учет этилового спирта ведется:

  1. в аптеке МО — в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение № 2 к приказу № 378н);
  2. в отделениях МО — в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение №3 к приказу № 378н).
  3. В МО, не имеющих аптек — также в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение № 3 к приказу № 378н);

В каждой форме Журнала заводится отдельный лист (или несколько листов в зависимости от частоты совершаемых операций) на этиловый спирт с указанием наименования препарата, дозировки (40, 70, 90, 95% — 100 мл), лекарственной формы (раствор), единицы измерения (флакон).

Ниже приведена форма такого журнала для отделений.

Приказ по спирту 2018 378

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Предметно-количественный учет: новые разъяснения Минздрава (Лопатина А.М.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

В обзоре новостей в прошлом номере журнала мы рассказали, что Приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н утвержден Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее — Перечень). Этот документ был зарегистрирован в Минюсте 22 июля 2014 г. за номером 33210 и вступил в силу 16 августа 2014 г.

С целью разъяснить некоторые вопросы, возникающие у практиков в связи с применением Перечня, Минздрав России выпустил Письмо от 03.09.2014 N 25-4/10/2-6691. Данная статья не только знакомит читателей с изложенной в Письме позицией чиновников, но и рассматривает ряд документов, которыми необходимо руководствоваться в ходе предметно-количественного учета лекарственных средств. Напомним, что нарушение этих правил признается грубым нарушением лицензионных требований и влечет наложение административного штрафа.

Нормативная база

Во исполнение положений ст. 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ приняты следующие акты:

— Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (утв. Приказом Минздрава России N 183н);

— Порядок включения лекарств в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (утв. Приказом Минздрава России от 20.01.2014 N 30н);

— Правила регистрации в специальных журналах операций, связанных с обращением лекарств, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (утв. Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н);

— Правила ведения и хранения специальных журналов (см. таблицу).

Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Журнал регистрации операций, связанных с оборотом

Документ, утверждающий правила ведения и хранения журнала

наркотических средств и психотропных веществ

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 644

прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 419

остальных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету

Приказ Минздрава России N 378н

Перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету

При формировании Перечня соблюдено требование п. 2 Порядка включения лекарств в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, о включении в Перечень «особо контролируемых» групп лекарственных средств (наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также лекарственные препараты, содержащие малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и отпускаемые по рецептам формы 148-1/у-88).

Перечень состоит из трех разделов.

Первый раздел. Он включает в себя фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (монопрепараты и комбинированный препарат), являющиеся в соответствии с национальным законодательством наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами (их солями, изомерами, стереоизомерами).

Выше отмечалось, что предметно-количественный учет указанных лекарственных средств ведется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 644 (в отношении наркотических средств и психотропных веществ) и Постановлением Правительства РФ N 419 (в отношении прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ). В этих же документах содержатся формы необходимых к заполнению журналов и отчетов, а также правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (их прекурсоров), ведется по каждому наименованию на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.

Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица.

Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение (которое назначил руководитель), шариковой ручкой (чернилами) на основании подтверждающих документов. Периодичность внесения записей об операциях с наркотическими средствами и психотропными веществами устанавливается руководителем юридического лица, но не может быть реже одного раза в день. Что касается прекурсоров, то записи о них вносятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции. Документы или их копии, подтверждающие совершение операции и заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.

Минздрав России в Письме N 25-4/10/2-6691 обращает внимание на то, что некоторые прекурсоры можно учитывать по упрощенным правилам — запись о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных веществ вносить в журнал регистрации ежемесячно и без документального подтверждения совершения каждой операции.

Упрощенный порядок предусмотрен п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, для случаев регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45% или более, перманганата калия в концентрации 45% или более массой, не превышающей 10 кг, ацетона (2-пропанон) в концентрации 60% или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80% или более, толуола в концентрации 70% или более, серной кислоты в концентрации 45% или более, соляной кислоты в концентрации 15% или более, уксусной кислоты в концентрации 80% или более массой, не превышающей 100 кг, а также смесей, содержащих только указанные вещества, и для случаев регистрации операций по использованию метилакрилата в концентрации 15% или более, метилметакрилата в концентрации 15% или более массой, не превышающей 100 кг.

В этой норме четко не прописано, что упрощение применяется только тогда, когда месячный оборот конкретного вещества в аптеке не превышает 10 кг (100 кг). В рассматриваемом Письме Минздрав описал именно такой подход, то есть, когда оборот прекурсора из этого списка превышает 10 кг (100 кг) в месяц, сведения о каждой из операций с ним должны заноситься в журнал в хронологическом порядке, а подтверждающие документы — подшиваться в папку.

Примечание. Лекарственный препарат «калия перманганат, порошок» (3 г, 5 г, 15 г), как и прежде, отпускается без рецепта врача, хотя и подлежит предметно-количественному учету как прекурсор наркотических средств и психотропных веществ.

В случае реализации прекурсоров, которые внесены в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ , физическому лицу копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681.

В журналах могут быть указаны как названия наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с п. 1 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций (наименования прекурсоров согласно спискам I и IV Перечня), так и иные названия, под которыми эти вещества получены юридическим лицом.

Записи по каждому наименованию вещества нумеруются в пределах календарного года в порядке возрастания. Не заполненные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. Исправления также заверяются подписью ответственного лица. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются.

Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками), результаты отражаются в журналах регистрации.

Храниться журналы должны в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении, а ключи от шкафа и сейфа должны находиться у лица, ответственного за ведение и хранение журналов.

Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, сдаются в архив, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем.

Второй раздел. Он включает фармацевтические субстанции и лекарственные монопрепараты, являющиеся в соответствии с национальным законодательством сильнодействующими и ядовитыми веществами (их солями, изомерами, простыми и сложными эфирами, смесями и растворами независимо от концентрации), а также один комбинированный лекарственный препарат, содержащий сильнодействующее вещество трамадол и иное фармакологически активное вещество парацетамол.

Примечание. Лекарственные препараты с международными непатентованными (группировочными, химическими) наименованиями «змеиный яд», «пчелиный яд», «1-тестостерон» в лекарственных формах для наружного применения (кремы, мази, гели) исключены из Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

Чиновники особо отметили, что учету подлежат монопрепараты, являющиеся сильнодействующими веществами, с международным непатентованным наименованием «сибутрамин» (торговые наименования «Слимия, капсулы», «Меридиа, капсулы», «Голдлайн(R), капсулы», «Линдакса, капсулы»).

Часто вопросы у практиков вызывал лекарственный препарат «Редуксин, капсулы» (международное непатентованное наименование «сибутрамина гидрохлорид моногидрат + целлюлоза микрокристаллическая»). Дело в том, что он является комбинированным лекарственным средством — содержит два фармакологически активных действующих вещества: сибутрамин и целлюлозу микрокристаллическую.

Вещество сибутрамин включено в Список сильнодействующих веществ для целей ст. 234 и других статей УК РФ и Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. При этом в разд. II Перечня указано: чтобы подлежать учету, перечисленные в разделе лекарственные средства должны сочетаться:

— или с фармакологически неактивными веществами;

— или с фармакологически активными веществами при условии включения последних в Перечень отдельной позицией.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 964.

Целлюлоза микрокристаллическая — фармакологически активное вещество, однако оно не включено в Перечень отдельной позицией. Поэтому «Редуксин» и не относится к сильнодействующим веществам и не подлежит предметно-количественному учету.

В Письме Минздрава России N 25-4/10/2-6691 также сказано, что учету подлежат только лекарственные средства (фармацевтические субстанции и монопрепараты), содержащие сумму алкалоидов красавки как основное и единственное фармакологически активное вещество и имеющие соответствующее международное непатентованное (группировочное) или торговое наименование (например, сырье растительное — экстракт сухой, зарегистрированное под торговым наименованием «Красавки сумма алкалоидов»).

Это интересно:  Общедоступная собственность в институциональной экономике

Таким образом, не подлежат предметно-количественному учету лекарственные препараты:

— «Красавки экстракт, суппозитории ректальные» (имеющий международное непатентованное (группировочное) наименование «белладонны листья» и содержащий в своем составе экстракт красавки сухой или густой);

— «Беллатаминал(R), таблетки, покрытые оболочкой» (являющийся комбинированным препаратом, содержащим сумму алкалоидов красавки + фенобарбитал + эрготамина тартрат).

Кроме того, в связи с тем, что ядовитым веществом является спирт этиловый (а не этанол), предметно-количественный учет нужно вести в отношении всех лекарственных средств (препаратов), имеющих торговое или международное непатентованное наименование «спирт этиловый».

К сильнодействующим веществам и, следовательно, к лекарственным препаратам, подлежащим предметно-количественному учету, относятся монопрепараты, содержащие тестостерон (смесь эфиров тестостерона), во всех лекарственных формах (за исключением лекарственных форм для наружного применения — кремов, мазей, гелей), такие как:

— «Тестостерона пропионат, раствор для внутримышечного введения» (химическое наименование пропионат);

— «Андриол ТК(R), капсулы»;

— «Небидо(R), раствор для внутримышечного введения» (международное непатентованное наименование «тестостерон»);

— «Сустанон(R)-250, раствор для внутримышечного введения»;

— «Омнадрен(R)-250, раствор для внутримышечного введения» (группировочное наименование «тестостерон (смесь эфиров)»).

Предметно-количественный учет включенных во второй раздел препаратов ведется в журнале по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу Минздрава России N 378н, и согласно Правилам, утвержденным этим Приказом.

Операции по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) регистрируются на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдельном журнале учета на бумажном носителе либо в электронном виде.

Журнал учета оформляется на календарный год. Если он ведется в бумажном виде, то листы сброшюровываются, пронумеровываются и скрепляются подписью руководителя и печатью перед началом ведения журнала. Листы журнала учета, заполняемого в электронной форме, ежемесячно распечатываются, нумеруются, подписываются уполномоченным на ведение и хранение журналов учета лицом и брошюруются по наименованиям лекарственного средства, дозировке, лекарственной форме. По истечении календарного года эти листы оформляются в журнал. Поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно.

На последнее число каждого месяца уполномоченное лицо сверяет фактическое наличие лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответствующие записи в журнал учета.

Третий раздел. Он включает в себя комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества.

Они отпускаются из аптеки по рецептам формы 148-1/у-88 согласно п. 5 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества .

Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н.

В рамках данного раздела подлежат предметно-количественному учету:

— кодеинсодержащие лекарственные препараты (такие как «Каффетин, таблетки», «Коделак, таблетки», «Солпадеин, капсулы (таблетки шипучие)», «Терпинкод, таблетки», «Юниспаз, таблетки» и др. с содержанием кодеина (его солей) в количестве до 20 мг на 1 дозу твердой лекарственной формы);

— лекарственные препараты, содержащие псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве выше 30 мг и до 60 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Ринасек, таблетки»);

— лекарственные препараты, содержащие декстрометорфана гидробромид в количестве до 200 мг включительно на 100 мл (100 г) жидкой лекарственной формы для внутреннего применения (такие как «Гликодин, сироп», «Колдрекс Найт, сироп», «Туссин плюс, сироп», «Терасил-Д, сироп»);

— лекарственные препараты, содержащие фенилпропаноламин в количестве до 75 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Диетрин, капсулы», «Колдакт, капсулы», «Контак, капсулы») или до 300 мг включительно на 100 мл (100 г) жидкой лекарственной формы для внутреннего применения (такие как «Триаминик, сироп»);

— лекарственные препараты, содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с кодеином (его солями) независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Пенталгин плюс, таблетки», «Пенталгин-Н, таблетки», «Пиралгин, таблетки», «Седальгин-нео, таблетки», «Седал-М, таблетки», «Тетралгин, таблетки» и др.);

— лекарственные препараты, содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрина гидрохлоридом независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы (такие как «Нео-Теофедрин, таблетки», «Теофедрин-Н, таблетки»).

Обратите внимание! Предметно-количественному учету не подлежат:

— «Нурофен Стопколд, таблетки», «Каффетин Колд, таблетки», «Тофф плюс, капсулы», «Беллатаминал, таблетки», «Амиксид, таблетки», «Кофетамин, таблетки», отпускаемые по рецепту формы 107-1/у;

— «Гриппекс, таблетки», «Грипэнд, таблетки», «Алекс плюс, пастилки», «Андипал, таблетки», отпускаемые без рецепта.

Ответственность за нарушение правил предметно-количественного учета

Напомним, что соблюдение Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарств, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах, а также Правил ведения и хранения этих журналов поименовано в пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности среди лицензионных требований, которым обязаны соответствовать аптечные организации и предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.

Согласно п. 5 этого Положения нарушение правил предметно-количественного учета является грубым нарушением лицензионных требований и влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ):

— на предпринимателей — от 4000 до 5000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток);

— на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. ;

— на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

О том, что попытка аптеки договориться с контролерами о вынесении решения о привлечении к административной ответственности в отношении должностного, а не юридического лица, может обернуться миллионным штрафом по ст. 19.28 КоАП РФ, читайте в статье С.С. Кислова «Когда административная ответственность может обернуться уголовной?», N 9, 2014.

Таким образом, на сегодняшний момент Минздравом приняты все необходимые для реализации положений ст. 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ нормативно-правовые акты, регулирующие предметно-количественный учет. Надеемся, данная статья поможет вам правильно вести предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения и избежать претензий и штрафов контролеров.

Приход и расход спирта этилового

Вопрос-ответ по теме

В нашем учреждении приход и расход спирта этилового проводятся в единицах измерения — флакон. Приказами Минздрава РФ № 378 от 17.06.13 и 183 от 22.04.14 установлено, что списание спирта должно проводиться в килограммах. Фармацевт нашей организации отказывается списывать спирт в килограммах, объясняя тем, что спирт этиловый поступает в учреждение во флаконах. А в таблице пересчета спирта во флаконах в килограммы указаны усредненные параметры, а брать ответственность на себя за погрешность пересчета фармацевт отказывается. Как учреждению списывать этиловый спирт, во флаконах или в килограммах. Если в килограммах, просим разъяснить порядок списания в килограммах и кто ответственный за пересчет — фармацевт или бухгалтер?

В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств этиловый спирт(этанол)является зарегистрированным лекарственным средством.

Согласно п.6 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 данный препарат подлежит предметно-количественному учету.

Предметно-количественный учет этилового спирта ведется в медучреждении-

в журнале, форма которого приведена в приложении № 3 к Правилам, утвержденным приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н.

В соответствии с п.1.6 Приказа Минздрава СССР от 30.08.1991 N 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения» отпуск этилового спирта учреждению здравоохранения производится на основании требований, подписанных руководителем учреждения (отделения) и заверенных печатью учреждения. Спирт отпускается в весовом измерении по цене, установленной для лечебно-профилактических учреждений.

Официально утвержденными весовыми единицами измерения являются килограммы, граммы, миллиграммы. Литры — это единицы измерения объема. Кроме того, в приложении 1 «Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения» к Приказу Минздрава СССР N 245 все нормативы отпуска этилового спирта приведены в граммах.

Таким образом, учет этилового спирта в учреждении, в отделениях должен осуществляться в граммах (в переводе на 1 кг).

Единицы объема могут быть указаны в строке «Наименование» только в виде справки в требовании-накладной.

Учет спирта, как и других препаратов подлежащих предметно-количественному учету, следует организовать согласно приведенной ниже рекомендации.

С учетом требований нормативных документов следует разработать Порядок учета медикаментов, в том числе спирта, в составе приказа по учетной политике и назначить лиц, ответственных за пересчет.

Целесообразно предусмотреть учет в одной единице измерения: и приход, и списание.

В соответствии с должностными инструкциями ответственных лиц (бухгалтера, фармацевта, возможно, членов комиссии по поступлению и выбытию активов) необходимо обеспечить учет спирта в учреждении с учетом единицы измерения в граммах, в соответствии с приказом N 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения…».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Из рекомендации
Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как вести учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету

Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения должны вести:
– производители лекарственных средств;
– аптеки;
– медицинские учреждения, осуществляющие оборот лекарственных средств.

Такой перечень установлен пунктом 3 статьи 58.1 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ.

Государственные (муниципальные) учреждения ведут предметно-количественный учет в аптеке, при ее наличии в учреждении, либо в отделениях учреждений, не имеющих аптек (п. 6, 14, 39 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747).

Когда лекарства поступят от поставщика, вы можете проверить, не изъяты ли они из обращения. Чтобы это сделать, воспользуйтесь электронным сервисом «Поиск изъятых из обращения ЛС». В окне поиска введите соответствующие данные лекарственного средства (наименование, производитель, серия и др.). Об этом сказано в письме Росздравнадзора от 25 июля 2014 г. № 01И-1085/14.

Что нужно учитывать

Предметно-количественный учет ведут по лекарственным средствам для медицинского применения, перечень которых утверждает Минздрав (ранее – Минздравсоцразвития) России (п. 1 ст. 58.1 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ). К ним, в частности, относятся этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты. Остальные медикаменты указаны в перечне, утвержденном приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 г. № 183н. Правила включения препаратов в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, установлены в Порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 20 января 2014 г. № 30н.

Также Минздрав России в письме от 3 сентября 2014 г. № 25-4/10/2-6691 подробнее разъяснил, какие из лекарств подлежат предметно-количественного учету, а какие нет. В частности, не подлежат такому учету лекарственные препараты «НурофенСтопколд таблетки», «КаффетинКолд таблетки». А вот лекарство «Каффетин таблетки» предметно-количественному учету подлежит, так как содержит кодеин (его соли) в количестве до 20 мг на 1 дозу.

Это интересно:  Образец доверенность на представление интересов должностного лица в суде

Суть предметно-количественного учета таких препаратов заключается в том, что их наличие и движение нужно учитывать в количественном выражении по наименованию, дозировке, форме выпуска, единице измерения и т. п.

Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, утверждены приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н.

Учет лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, ведет сотрудник, который уполномочен на это руководителем (например, старшая медсестра, заместитель руководителя).

Учет наркотических средств и психотропных веществ нужно вести в журналах регистраций и по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644.

Записи в журнал вносите на основании документов, подтверждающих операции с наркотическими и психотропными веществами. Делайте это с той периодичностью, которую установил приказом руководитель учреждения. При этом установленная периодичность не может быть реже одного раза в день. Подтверждающие документы или их копии подшивайте в отдельную папку, которую храните вместе с журналом регистрации.

Срок хранения составляет пять лет с даты последней записи. После истечения этого срока журналы можно уничтожить. Для этого нужно составить акт об уничтожении и утвердить его у руководителя учреждения.

Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644. Подробнее об этом см. Как учитывать и хранить ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства.

Учет остальных лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, нужно вести:

  • в аптеке – в журнале, форма которого приведена в приложении № 2 к Правилам, утвержденным приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н;
  • в медучреждении – в журнале, форма которого приведена в приложении № 3 к Правилам, утвержденным приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н.

Учет ведите по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале. Учет можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Об этом сказано в пунктах 3, 4, 5 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н.

Журналы, которые ведутся на бумажном носителе, заполняйте шариковой ручкой (чернилами). Перед началом их ведения нужно сброшюровать, пронумеровать и скрепить подписью руководителя и печатью учреждения. Такие журналы открываются на календарный год.

Если учреждение ведет журналы в электронной форме, порядок их ведения несколько иной. Листы электронного журнала нужно распечатывать ежемесячно, после чего они нумеруются и подписываются уполномоченным на их ведение лицом. Такие листы нужно брошюровать по наименованиям лекарств, дозировке и лекарственной форме. По истечении года сброшюрованные листы сложите в журнал, опечатайте с указанием количества листов и заверьте подписью уполномоченного на это лица и печатью учреждения.

Записи в журнале нужно производить в конце рабочего дня на основании документов, которые подтверждают поступление и расход лекарств. Поступление отражайте на основании каждого приходного документа в отдельности с указанием его номера и даты. Расход записывайте ежедневно.

Некоторые лекарства можно учитывать в упрощенном порядке: производить записи о них не ежедневно, а один раз в месяц и без документального подтверждения каждой операции. В частности, такой учет предусмотрен для диэтилового эфира и калия перманганата (каждое из лекарств в концентрации 45% или более) при обращении до 10 кг в месяц. Отпускать эти лекарства можно без рецепта.

Приходные и расходные документы (копии документов) подшивайте в порядке их поступления по датам.

На последнее число каждого месяца уполномоченный сотрудник должен провести сверку фактического наличия лекарств с их остатком по журналу. После этого нужно внести соответствующие записи в журнал.

Журналы и документы (копии) к ним храните в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого должны храниться у уполномоченного на ведение журнала сотрудника.

Заполненные журналы регистрации вместе с подтверждающими документами храните в архиве учреждения.

В аптеке учреждения есть некоторые особенности документального оформления отпуска лекарств, подлежащих предметно-количественному учету. Такие лекарства отпускайте из аптеки материально ответственным лицам отделений (кабинетов) учреждения по отдельным требованиям-накладным (ф. 0504204) со штампом и печатью учреждения. В них укажите номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарства. Требование-накладную утверждает руководитель учреждения. Об этом сказано в пункте 18 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747. В остальном применяйте общий порядок отпуска медикаментов из аптеки.

Не реже одного раза в квартал сотруднику бухгалтерии, который ведет учет лекарственных средств, целесообразно проводить выборочные проверки правильности ведения журналов учета лекарств, а также подсчетов итогов в требованиях-накладных (ф. 0504204). В проверенных документах при этом бухгалтер должен поставить подпись. Такой вывод следует из пункта 12 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747, Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Не менее одного раза в год (но не ранее 1 октября отчетного года) в отношении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, проводится инвентаризация по видам, наименованиям, фасовкам, лекарственным формам и дозировкам (п. 29 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747).

Учет в отделениях медучреждения

В отделениях медучреждения лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, получает от поставщиков и выдает в отделения (кабинеты) главная (старшая) медсестра в размере текущей потребности. В отделения (кабинеты) такие лекарства нужно выдавать по отдельным требованиям-накладным (ф. 0504204).

В конце каждого месяца главная (старшая) медсестра представляет в бухгалтерию учреждения отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по форме № 2-МЗ. Указанный отчет утверждает руководитель учреждения.

Контроль и ответственность

Предметно-количественный учет является лицензионным требованием для учреждений, которые обязаны его вести (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081, п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686). Контроль за его ведением проводится в рамках лицензионного контроля (п. 5 ст. 58.1 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).

Внимание: За отсутствие предметно-количественного учета предусмотрена административная ответственность.

Отсутствие учета будет квалифицироваться как нарушение условий, предусмотренных лицензией. Санкции за такое правонарушение установлены частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для учреждений – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для должностных лиц – штраф в размере от 3000 до 4000 руб.

2.Из рекомендации
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должны все учреждения независимо от типа.

Учетную политику формируют раздельно для целей бухучета и налогообложения.

В этой рекомендации рассмотрим, как составить и утвердить учетную политику, как ее изменить и сколько хранить.

Для чего нужна учетная политика

Учетную политику для целей бухучета составляют, чтобы установить правила ведения бухучета в конкретном учреждении с учетом его специфики.

Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности (ч. 2 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Если у учреждения нет учетной политики, штрафа за это нет. Но при проверке налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

  • учреждение – на 200 руб.;
  • руководителя – на 300–500 руб.

Это следует из статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кто разрабатывает учетную политику

Когда у учреждения своя бухгалтерия, то она обязана вести бухучет и разрабатывать бухгалтерские локальные акты. Если же отдельной бухгалтерии нет, то заключите договор бухгалтерских услуг со сторонней организацией. В учреждениях госсектора такие организации – это централизованные бухгалтерии.

Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Учет ведет само учреждение

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приказ об утверждении учетной политики составьте в произвольной форме.

В учете казенных учреждений:

Пример оформления приказа об учетной политике

Главный бухгалтер казенного учреждения разработал учетную политику. Данный документ утвержден приказом руководителя.

В учете бюджетных учреждений:

Пример оформления приказа об учетной политике

Главный бухгалтер бюджетного учреждения разработал учетную политику. Данный документ утвержден приказом руководителя.

Принятую учетную политику применяйте последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Что входит в состав учетной политики

В учетную политику включают:

– рабочий план счетов (в нем укажите счета учета, которые применяют учреждения);
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок, как проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
– порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации. В том числе порядок и сроки передачи первичных документов по графику документооборота;
– формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм;
– порядок, как проводить внутренний финансовый контроль;
– положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета;
– другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для различных групп материальных запасов

Матзапасы можно списывать в расход по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В законодательстве нет ограничений по выбору способа оценки для разных групп матзапасов.

Каждый из выбранных способов оценки групп матзапасов закрепите в учетной политике для целей бухучета. Например, списывать медикаменты по фактической стоимости каждой единицы, а прочие материальные запасы – по средней фактической стоимости.

Такой вывод следует из части 3 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

3.Дополнительно по этой теме

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР от 30.08.1991 № 245

О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения