Минздрав России вводит приказ «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств»
Материал опубликован 21 марта 2016 в 19:28.
Обновлён 25 марта 2016 в 16:05.
С 26 марта 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15 июня 2016 года № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный № 41376).
Действие приказа распространяется на все случаи проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств:
освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
освидетельствование лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Наиболее важными изменениями в порядке медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) являются:
— сокращение числа осмотров врачами-специалистами (наибольшее сокращение числа осмотров предусмотрено для водителей (кандидатов в водители) транспортных средств категорий А, В, ВЕ, М и подкатегорий А1, В1);
— исключение экспериментально-психологического исследования из числа обследований, проводимых в рамках медицинского освидетельствования;
— исключение электроэнцефалографии из числа обязательных методов исследования при проведении медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств категорий А, В, ВЕ, М и подкатегорий А1, В1);
— введение возможности проведения химико-токсикологических исследований в целях определения психоактивных веществ в моче, а также качественного и количественного определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, в случае выявления врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Кроме того, с 1 июля 2016 года предусмотрена новая форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. При этом приказом определено, что медицинское заключение, выдаваемое по результатам медицинского освидетельствования действительно для предъявления в органы Госавтоинспекции в течение 12 месяцев с даты выдачи.
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ
ОПЬЯНЕНИЯ (АЛКОГОЛЬНОГО, НАРКОТИЧЕСКОГО, ТОКСИЧЕСКОГО)
2018 год
Утвержден Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н
(текст по состоянию на 08.09.2018 г. )
I. Общие положения
II. Основания для проведения медицинского освидетельствования
III. Порядок проведения медицинского освидетельствования
IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования
Приложение № 1 — Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортным средством
Приложение № 2 — Клинические признаки опьянения
Приложение № 3 — Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее — медицинское освидетельствование).
2. Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением № 1 к настоящему Порядку.
4. Медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:
а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);
б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
в) определение наличия психоактивных веществ в моче;
г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;
д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.
Примечание: осмотр врачом-специалистом проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением № 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
II. Основания для проведения медицинского освидетельствования
5. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) лица, которое управляет транспортным средством, — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностным лицом военной автомобильной инспекции;
2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, — на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения — на основании протокола о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, составленного в соответствии с требованиями приложения № 6 к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации должностным лицом воинской части, гарнизона или органа военной полиции;
5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения, — на основании направления работодателя;
6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения, — на основании направления органа службы занятости;
7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста, — на основании его письменного заявления;
8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста), — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя;
9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя;
10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования, — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя.
6. Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы и шаткость походки;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.
III. Порядок проведения медицинского освидетельствования
7. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у лица, в отношении которого оно проводится (далее — освидетельствуемый), документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Законный представитель освидетельствуемого в случае подачи им письменного заявления в соответствии с подпунктами 8 — 10 пункта 5 настоящего Порядка предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.
8. В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением № 2 к настоящему приказу (далее — Акт).
9. После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку.
10. Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
11. При проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.
Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного — в подпункте 13.2 Акта.
При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.
12. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2 — 10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.
13. Направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма № 452/у-06) (далее — Направление) заполняется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
При этом должностным лицам, указанным в подпунктах 1 — 4 пункта 5 настоящего Порядка, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, предусмотренные приложением № 2 к настоящему Порядку, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).
IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования
14. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее — медицинское заключение):
1) установлено состояние опьянения;
2) состояние опьянения не установлено;
3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.
15. Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
16. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.
17. Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 — 10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
18. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2 — 10 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.
19. Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:
1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);
2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
3) фальсификации выдоха;
4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от медицинского освидетельствования отказался».
20. Медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта. При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.
Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
В случае если медицинское заключение выносится по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта врачом-специалистом (фельдшером), не проводившим медицинское освидетельствование, в пункте 17 Акта указываются должность, фамилия и инициалы врача-специалиста (фельдшера), вынесшего медицинское заключение, сведения о прохождении им подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.
21. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.
22. При наличии сведений о том, что освидетельствуемый принимает по назначению врача лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе подтвержденных выпиской из медицинской документации, представленной освидетельствуемым (его законным представителем), указанные сведения, включая источник их получения, вносятся в пункт 15 Акта.
23. При проведении медицинского освидетельствования заполняется Акт в трех экземплярах с указанием даты медицинского освидетельствования, номера Акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), ведение которого осуществляется по форме, предусмотренной приложением № 3 к настоящему приказу (далее — Журнал).
При медицинском освидетельствовании на основании направления работодателя, органа, службы занятости или по личному обращению освидетельствуемого (его законного представителя) Акт заполняется в двух экземплярах.
24. При заполнении Акта и Журнала персональные данные освидетельствуемого указываются на основании документа, удостоверяющего его личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, что отмечается в Акте.
25. Акт может заполняться в письменной или в электронной форме. Все пункты Акта должны заполняться разборчиво и отражать все предусмотренные пунктами Акта сведения.
Записи в Акт вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета либо с применением печатающих устройств.
Если проведение медицинского освидетельствования в объеме, установленном настоящим Порядком, не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого, в Акте указываются причины невыполнения того или иного исследования.
Незаполненные пункты Акта перечеркиваются, экземпляры Акта выдаются в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка.
26. Страницы Акта должны быть пронумерованы. Каждая страница Акта подписывается врачом-специалистом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.
27. По завершении медицинского освидетельствования и оформления его результатов:
1) в случае, указанном в абзаце первом пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается должностному лицу, второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было проведено медицинское освидетельствование, в течение трех лет после календарного года, в котором Акт был заполнен, третий экземпляр Акта выдается освидетельствуемому;
2) в случае, указанном в абзаце втором пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается освидетельствуемому (его законному или иному уполномоченному представителю), второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.
Комментарий к приказу Минздрава России от 15 июня 2016 года № 344н
На мой взгляд данный приказ устанавливает преференции медицинским организациям государственной и муниципальной системы здравоохранения, так как согласно данного приказа обследование врачом — психиатром и врачом — психиатром наркологом не может быть выполнено в медицинской организации частной формы собственности.
Подобное, мне представляется, противоречит Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период, разработанной Минздравом России в которой медицинские организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности работают в рамках единого нормативного и правового поля.
Соответственно, подобное правовое регулирование вызовет перераспределение водителей и кандидатов в водители транспортных средств в пользу медицинских организаций общественного здравоохранения, так как гражданам удобно будет осмотры, обследования врачами — специалистами, инструментальные и лабораторные исследования получать на одном месте, а не в разных.
Тем самым минздрав России предоставит государственному и муниципальному здравоохранению возможности для дополнительного дохода, так как медицинское освидетельствование будет проводиться за счет заинтересованных лиц в рамках договоров платных медицинских услуг .
Если освидетельствуемый откажется, хотя бы от одного из обязательных осмотров, обследований и исследований, то ему не выдадут медицинское заключение о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний, медицинских показаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
При этом медицинские работники будут руководствоваться постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»
Новая форма медицинского заключения, установленная этим приказом будет применяться только с 1 июля 2016, а до этого времени продолжает действие Медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.»
Приказ Минздрава России 344н вступает в силу 26 марта 2016 года. Изучайте его подробно, так как в нем есть новшества, которых ранее не было, в том числе, в части оформления медицинской документации.
А что вы думаете по этому поводу? В поле для комментариев выскажите свое мнение: почему Минздрав России запретил обследование врачом — психиатром и врачом психиатром — наркологом в частных медицинских организациях?
Медосвидетельствование водителей. Новый закон.
Главная → Интересные статьи → Медосвидетельствование водителей. Новый закон.
Прежде чем начнете знакомиться со статьей, подумайте есть ли у вас такие вопросы…
Медицинское Освидетельствование. Приказ Минздрава №344н.
А также незаконно требовать от водителей каждый год проходить медицинское освидетельствование с целью получения новой справки.
Новый закон: Приказ Минздрава №344н ничего принципиально не изменил в этом вопросе.
Нельзя путать такие понятия как медосвидетельствование водителя и медицинский осмотр водителя. Это два разных мероприятия. И к каждому из них «подцепляется» своя нормативная база.
Прежде чем мы разберемся в этом вопросе, я процитирую вопрос который однажды ко мне поступил. Пусть не обижается тот кто мне его задал, но исходя из постановки вопроса понятно что в некоторых организациях полная «каша».
Более того, эту «кашу» заваривают сами надзорные органы.
- Внимание!
У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей бесплатной консультационной поддержке на базе образовательного учреждения АНО «Специалист». Проект двух экспертных организации — это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.Подробнее.
Теперь я что то не пойму, как эти справки контролировать?
В этом приказе четко сказано, что для органов ГИБДД они действуют на один год, а нужны они будут только для водителей при востановлении водительского удостоверения при его замене (через 10 лет) и т.д и все…
В старой справке был указан срок до какого периода она действует.
Хотя если быть честным, обязанность проводить медицинское освидетельствование, предусмотренное в ст. 23 Закона N 196-ФЗ, в отношении работодателя не установлена ни одним федеральным законом или нормативно-правовым актом.
Звонил в УГАДН Пермского края, спрашивал: «объясните пожалуйстата, что вы скажите по новому Приказу Минздрава № 344н, и как контролировать непонятно откуда взятое вами правило проверять медицинское освидетельствование водителей».
Они сначала сказали что, периодичность прохождения согласно ФЗ-196 медицинского осмотра 1 раз в 2 года (мы это и без них хорошо знаем), а про новый приказ и ничего не знают…
Вот так и живем, кто что-то пишет, кто что-то проверяет, ни кто ничего не поймет…
Или вот такой вопрос:
Как доказать инженеру по БДД и фельдшерам по проведению предрейсовых осмотров, что требование справки о медицинском освидетельствовании у водителей не правомерно. Ссылалась на Приказ Минтрнаса №344н прил. №1 п.4, выдергивают слова из контекста, стоят на своем что в ФЗ-196, сказано что должны «нести справку» и все. (хочу заметить, что вышеупомянутые лица имеют большой стаж работы, Газпром, ПНД и т.д. )…
Главный и короткий ответ: справки о медицинском освидетельствовании водителей контролировать не надо и требовать их обновления тоже не надо!
Теперь о Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. № 344н
«О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»
А теперь цитируем и анализируем фразы которые неверно истолковываются как надзорными органами, так и самими специалистами.
Справка о Медосвидетельствовании водителя. Срок действия.
Цитирую текст Приказа Минздрава №344н, который неверно применяют:
Многие неверно думают, что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев, а значит ее надо менять и требуют от водителя проходить медосвидетельствование каждый год.
Этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которму необходимо получить водительское удостоверение впервые или заменить старое водительское удостоверние.
То есть смысл здесь простой, физическое лицо прошло медицинское освидетельствование получило справку и у него есть 12 месяцев, чтобы предъявить их сотрудникам ГИБДД (работодатель тут вообще не причем) для получения водительского удостоверения.
Спустя 12 месяцев, если физическое лицо промурыжилось и забыло заняться вопросом получения ВУ, то получать справку надо заново.
Именно так работает срок в 12 месяцев в данном контексте закона.
Еще раз повторю медосвидетельствование не отностится к обязательным медицинским осмотрам, потому что это два разных мероприятия.
Еще один вопрос:
Буду Вам очень благодарен, если Вы уделите внимание моему вопросу.
Занимаю должность инженера по БДД, организация представлена во многих регионах РФ.
Руководители краевого отделения требуют от филиалов, то есть от нас, чтобы мы, в свою очередь, ТРЕБОВАЛИ от всего водительского персонала получения «водительской» мед. справки (то есть прохождения медицинского освидетельствования).
В настоящее время эти вопросы регулируются Приказом Мин. Здрава РФ №344н от 15.06.2015 «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения».
Насколько я понимаю, согласно этим нормативным документам, если при прохождении периодических медицинских осмотров (профессиональных осмотров) не выявлены никакие медицинские противопоказания у водителей транспортных средств, работодатель не имеет права требовать от водителей прохождения медицинского освидетельствования (кроме случаев замены ВУ).
Верно ли это? Наверняка уверен, что работодатель также не может устанавливать дополнительные требования о прохождении медицинского освидетельствования Приказами на предприятии, так как это противоречит федеральному закону.
С уважением, заранее спасибо…
- К сведению!
Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки. Подробнее.
Медосвидетельствование кадитата в водители.
Логика надзорных органов проста. Они действуют следующим образом.
Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.
Но помилуйте, а где слова в фабуле статьи 23 такого рода: «Юридические лица и ИП обязаны…»? Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?
К кому обращена это фраза? С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Также, обращаю внимание на словосочетание «кандитат в водители транспортных средств». Кто это?
На эту фразу надзорные органы также обращают внимание в Приказе Минздрава №344н, цитирую:
Опять же очень часто надзорные органы и сами специалисты при их подаче неверно истолковывают эту фразу. Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.
То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании. А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.
Не идите на поводу некомпетентности!
Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше. Теперь о кандидате в водители транспортных средств.
Цитирую Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (скачать и посмотреть можно ЗДЕСЬ):
Вот кто такие кандидаты в водители! Это лица желающие получить право на управление впервые, те кто сдают экзамены в ГИБДД.
Этим постановлением Правительства утверждаются Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Поэтому, не дайте себя обмануть.
Теперь вы знаете основные моменты связанные с медицинским освидетельствованием. Но у вас должно быть понимание, а как же тогда принимать сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля?
Что делать и что требовать? Мы подошли к такому понятию как предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу). Это один их 4-х обязательных медицинских осмотров.
- К сведению!
Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное. Подробнее.
Предварительный медицинский осмотр. Никакого медосвидетельствования.
Опять же без цитат из нормативных документов нам не обойтись. Трудовой Кодекс по медицинскому освидетельствованию я не цитировал и не цитирую сейчас, поверьте мне на слово там соответствующие нормы имеются, но мне хотелось бы быть более «приземленным» и обозначить вам наиболее короткий путь для понимания сути.
Вновь Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», цитирую:
К чему здесь обозначены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы? А к тому что, согласно законодательства, работа по управлению транспортным средством таковой и является. Но об этом чуть ниже.
Снова родной Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитирую:
Теперь Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Скачать и посмотреть актуальную версию можно ЗДЕСЬ
В Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, под пунктом 27 обозначено
«Управление наземными транспортными средствами».
В Приложении № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н обозначен Порядок проведения предварительных осмотров. Я думаю это будет полезно как для работника, так и для работодателя:
8. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается:
наименование работодателя;
форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
вид медицинского осмотра (предварительный или периодический),
фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
наименование должности (профессии) или вида работы;
вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.
Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под роспись.
Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.
9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы:
направление;
паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
паспорт здоровья работника (при наличии);
решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
10. На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются:
10.1 медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255) (зарегистрировано Минюстом России 14.12.2004 г. N 6188) (далее — медицинская карта), в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.
Медицинская карта хранится в установленном порядке в медицинской организации;
10.2 паспорт здоровья работника (далее — паспорт здоровья) — в случае если он ранее не оформлялся, в котором указывается:
наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, паспортные данные (серия, номер, кем выдан, дата выдачи), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), телефон,
номер страхового полиса ОМС лица, поступающего на работу (работника);
наименование работодателя;
форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник), наименование должности (профессии) или вида работы;
наименование вредного производственного фактора и (или) вида работы (с указанием класса и подкласса условий труда) и стаж контакта с ними;
наименование медицинской организации, к которой прикреплен работник для постоянного наблюдения (наименование, фактический адрес местонахождения);
заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.
Каждому паспорту здоровья присваивается номер и указывается дата его заполнения.
На каждого работника ведется один паспорт здоровья.
Для лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к ФМБА России, паспорт здоровья работника не оформляется.
В период проведения осмотра паспорт здоровья хранится в медицинской организации. По окончании осмотра паспорт здоровья выдается работнику на руки.
В случае утери работником паспорта здоровья медицинская организация по заявлению работника выдает ему дубликат паспорта здоровья.
11. Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение N 1 к приказу (далее — Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к приказу) (далее — Перечень работ).
12. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее — Заключение).
13. В Заключении указывается:
дата выдачи Заключения;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника);
наименование работодателя;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы;
результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
14. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу, или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного…
Само Направление на предварительный медицинский осмотр и инструкция по его заполнению обозначена в этом же нормативном документе.
Делается медосвидетельствование за счет водителя самостоятельно при получении в/у. Требовать его пройти у водителя поступающего на работу нельзя и незаконно (об этом прямо написано в Трудовом Кодексе). Тем более незаконно требовать его пройти через какой-то период. Поэтому все что мог и может работодатель это попросить предъявить оригинал (при поступлении на работу), снять копию и вернуть обратно. У водителя нет обязанности его предъявлять (это его право) и тем более обновлять по требованию организации.
Есть случаи направления на медосвидетельствование (но должны произойти определенные события), но при приеме на работу или просто так без основания требовать нельзя.