Правильное вождение автомобиля для начинающих
Здравствуйте, уважаемые автомобилисты!
Само выражение правильное вождение подразумевает под собой вождение любого транспортного средства по правилам, которые у нас одни – ПДД. Но, объективно, вождение автомобиля для начинающих водителей, начинается не с заучивания ПДД, это по умолчанию, а с курсов вождения, а в дальнейшем с самостоятельного вождения автомобиля.
Выбор автоинструктора – выбор стиля
И не всегда инструкция по вождению автомобиля может дать вам ответы на вопросы или ситуации, которые возникают в дороге. Вот для этого и существует – народная мудрость, чтобы передать вам «вековой» опыт управления автомобилем.
Наши рекомендации ни в коем случае не могут являться правилами, по которым осуществляется вождение автомобиля, для начинающих. Но когда вы изучив и впитав опыт поколений автомобилистов, выезжаете на дорогу, то у вас на многие возникающие ситуации уже сформирован в голове ответ или решение. Согласитесь – это значительно упрощает вождение автомобиля.
Именно с этого начинается вождение автомобиля для начинающих. Не с выученных правил «начала движения», «обгона» или «остановки», а именно с правильного выбора правильного автоинструктора. И в этом вопросе, странно, но мы вас не призываем экономить.
Так как основная мысль данного правила – как вас научит инструктор, так вы и будете двигаться на дороге. Агрессивно или с уважением других участников, спокойно или слишком динамично, по правилам или пренебрегая некоторыми из них. Это основа.
Давай знакомиться, — я твой автомобиль!
Следующее правило, на котором основано вождение автомобиля для начинающих водителей – это доскональное изучение своего автомобиля, а именно:
- Изучение инструкции по устройству автомобиля;
- Изучение инструкции по вождению автомобиля;
- Тщательное изучение предназначения и расположения в автомобиле органов управления: педали, рычаги, световой сигнализации и т.д.
- Изучение и привыкание к габаритам автомобиля – архиважный момент, который в дальнейшем на дороге позволит вам чувствовать себя более уверенно в потоке машин.
- Подготовка своего «рабочего места»: правильный подгон кресла, регулировка зеркал как боковых, так и заднего вида. Управление автомобилем должно быть комфортным, тогда вы сможете сосредоточить внимание на дороге, а не неудобствах.
Правило трёх «Д» — «дай дорогу дураку»
Это важно! От того, какой стереотип поведения на дороге вы переняли от своего автоинструктора или выбрали для себя сами, во многом зависит ваша дальнейшая судьба. И это не просто слова.
Постарайтесь на дороге перенимать только положительный опыт вождения. Не забывайте о том, что излишняя самоуверенность приводит к потере бдительности и последствия непредсказуемы. Лучше, если весь свой темперамент и энергию вы посвятите изучению и практической отработке правильного вождения автомобиля.
Советы, которые помогают
- Всегда выезжайте из гаража, только лишь удостоверившись в наличии документов: на авто и водительского удостоверения. Вождение автомобиля без прав позволено было вам лишь в период обучения с автоинструктором.
- Всегда перед движением по маршруту, «прокручивайте» в голове свой маршрут и опасные места на нём.
- Всегда во время движения сообщайте о манёвре световой сигнализацией, даже если рядом никого нет.
- Всегда помните, что зеркала в авто не для осмотра своего внешнего вида, а для контроля над ситуацией вокруг автомобиля
- Систематически проверяйте, как правило, перед выездом из гаража, техсостояние авто: наличие жидкостей (масло, тормозной, антифриз), работу световой и звуковой сигнализации, рулевого управления и тормозной системы. Это занимает 5 минут, но лишним не бывает.
- Во время движения по городу не «пристраивайтесь» в правую полосу за общественным транспортом.
- На первых порах постарайтесь не совершать обгон, и никогда не совершайте его с выездом на встречную полосу.
- Если вы готовитесь эксплуатировать машину в зимнее время – научитесь тормозить двигателем, какая бы суперрезина (если верить рекламе) не стояла на колесах вашего авто.
- Всегда двигайтесь с дневными ходовыми огнями, а с наступлением сумерек включайте ближний свет, даже если вам хорошо видно, не всегда хорошо видно вас.
- Если у вас во время управления авто возникли проблемы: на скользкой дороге, замерзли дворники или погасли фары, или вы перенервничали в дорожной ситуации, не надо стесняться остановитесь, включите «аврийку» успокойтесь или устраните неисправность и продолжайте движение.
Надеемся, что эти немногие советы помогут вам справиться с первым периодом самостоятельного вождения автомобиля.
Удачи вам, любители своего автомобиля.
Сергей Зеленин: Учебник по вождению автомобиля
Аннотация к книге «Учебник по вождению автомобиля»
Если Вы впервые собрались сесть за руль автомобиля или уже начали водить машину, но получается это у Вас не очень хорошо, то эта книга станет Вам незаменимым помощником. В ней изложен путь становления грамотного, рассудительного водителя, освоив который, Вы научитесь не только правильно работать руками и ногами, но и самое главное — правильно мыслить на дороге.
Если Вам предстоит сдавать экзамен в ГИБДД, то после изучения и освоения материала данной книги он будет для Вас всего лишь легким развлечением, где Вы приятно удивите экзаменаторов своими успехами.
Книга может оказаться полезной для лиц, занимающихся подготовкой будущих водителей.
Издание исправленное и дополненное.
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ
1 Казаков Е. А. УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ Пособие для начинающих автомобилистов Днепропетровск «Монолит» 2014
2 УДК ББК К14 Каждый человек, который впервые сел за руль автомобиля, наверняка задавался вопросами, а получится ли у него освоить все навыки правильного вождения, следить одновременно за многими информационными сигналами в автомобиле и на дороге, избегать опасных ситуаций, не создавать угроз другим участникам и т. п. Этот учебник развеет все сомнения даже очень нерешительного начинающего автомобилиста. Просто читайте неожиданные приемы обучения, необычные сравнения, яркие образы, увлекательные истории из жизни, интересные факты и толковые советы как рукой снимут все страхи и терзания. План учебника разработан в соответствии с программой практического курса обучения вождению в автошколах. Ученик автошколы сможет заранее ознакомиться, чему его должен научить инструктор и контролировать процесс своего обучения для достижения максимального результата. Пособие было создано опытным автогонщиком, в коллекции наград которого золотые, серебряные и бронзовые медали различных чемпионатов. С 2001 года он является инструктором-консультантом по подготовке водителей и автогонщиков. К каждому ученику наставник всегда пытается найти индивидуальный подход, благодаря этому у него сформировался солидный багаж знаний, определенных профессиональных секретов и особых навыков. Будьте уверены у вас все получится! К14 Учебник по вождению автомобиля: Пособие для начинающих автомобилистов. Д.: Монолит, с. ISBN: Воспроизведение и тиражирование тех частей данного издания, которые не являются официальными нормативными документами, запрещено. Ответственность за нарушения авторских прав преследуется согласно дейтвующему законодательству. Учебник по вождению автомобиля: Пособие для начинающих авто мобилистов Автор: Казаков Е. А. Главный редактор: Мирошниченко М. Е., ООО «Издательство «Монолит», 2014 ISBN: ООО «Издательство «Монолит» 49600, г. Днепропетровск, ул. Шелгунова, д Свидетельство о внесении субъекта издательской деятельности в Государственный реестр ДК 3662 от г. По вопросам заказа литературы и размещения рекламы обращайтесь по адресу: Подписано к печати по материалам заказчика Зак. 12/159 от Формат /16 Бумага: офсетная. Печать: офсетная. Гарнитура: FreeSet Усл. печ. л. 18,6 Тираж экз. Отпечатано в типографии ООО Предприятие «Спец» Украина, 61012, г. Харьков, ул. Полтавский шлях, 4
3 Содержание Полезные особенности книги ГЛАВА 1. Вступи тель ная часть От автора Автомат или механика? ГЛАВА 2. Вождение на учебной площадке Посадка за рулем, настройка зеркал, руление и переключение передач Старт автомобиля Упражнение «Старт остановка» Змейка передним ходом Змейка передним ходом со старт-остановкой Основы движения задним ходом Разворот Змейка задним ходом Слалом Разворот в габаритном дворике ГЛАВА 3. Вождение в условиях города Первый выезд на дорогу Переключение передач Старт в гору Основные принципы движения в потоке Проезд перекрестков Обгон и встречный разъезд Пешеходы и соседи по дороге ГЛАВА 4. Парковка Способы выполнения парковки Параллельная парковка передним ходом Параллельная парковка задним ходом Парковка типа «гараж» ГЛАВА 5. Вождение в особых условиях Особенности движения в темное время суток Особенности движения в дождь Особенности движения с прицепом ГЛАВА 6. Заключение Что нужно брать с собой в дорогу Заключительные наставления ПРИЛОЖЕНИЯ Памятка водителя Выборка вопросов из экзаме национных билетов в ГАИ
4 Полезные особенности книги Материал в книге изложен в определенной последовательности «от простого к сложному». Сначала рассматриваются базовые навыки, которые должен освоить будущий водитель, и только потом происходит переход к более сложным. Обратите особое внимание Еще одной причиной того, что ноги должны быть слегка согнуты, является то, что даже. Совет Змейка задним ходом это учебное упражнение, поэтому. Для справки Юз неконтролируемое движение транспортного средства. Из опыта обучения вождению Очень важно, по крайней мере на первых порах, научиться. Пред ставьте себе, что вам к голове привязали веревочку, а другой ее конец пропустили под креслом и привязали к носку Рисунок 2.49 один из способов правой ноги (рис. 2.49). Книга пестрит различными блоками, как то: «К слову сказать», «Обратите особое внимание», «Для справки», «Интересный факт», «Совет», «Из опыта обучения вождению», «Случай из жизни». Каждый из этих блоков имеет свою «функцию». Например, в блоке «Для справки» вы найдете разъяснения терминов, в «Совет» указания по выполнению каких-либо действий. В блок «Обратите особое внимание» включены наставления, выполнение которых крайне важно, а также то, на чем необходимо заострить ваше внимание. В «К слову сказать» даны сведения, которые могут вам помочь в той или иной ситуации, а в «Интересный факт» собраны материалы, призванные расширить кругозор читателя. «Случай из жизни» и «Из опыта обучения вождению» расскажут читателю поучительные истории и курьезные случаи из личного опыта автора. Кому-то для изучения хватает слов, кому-то рисунков, но большинство все же предпочитает видеть и то, и другое. Именно поэтому вся информация подается в связке «текст рисунок». После прочтения текста, вы, переведя взгляд на рисунок, закрепите прочитанный материал, так как повторите снова все только что изученное. А искать соответствующий рисунок долго не придется благодаря ссылкам, расставленным по тексту. 1,0 0,8 0,6 0,4 0, Книга изобилует новыми понятиями и разъяснениями процессов, происходящих в автомобиле. Наиболее сложные моменты отображены на графиках и диаграммах, что добавляет наглядности излагаемому материалу. 1. Какой автомобиль более устойчив к опрокидыванию? 1 Гружёный грузовой автомобиль. 2 Незагруженный грузовой автомобиль. К опрокидыванию более устойчив незагруженный грузовой автомобиль. Это объясняется тем, что устойчивость автомобиля в повороте будет больше, если его центр тяжести будет ниже. Данная книга поможет вам в подготовке к теоретическому экзамену на право управления автомобилем, так как в ней приведены часто встречающиеся вопросы из экзаменационных билетов с правильными ответами на них. Чтобы изучение вопросов и ответов на них не превратилось в банальный «зубреж», почти под каждым вопросом приведена ссылка на материал в книге. Сделано это для того, чтобы вы понимали суть дела почему вы отвечаете так, а не иначе. Это лишний раз позволит закрепить знания.
5 1 Вступи тельная часть Глава, в которой читатель знакомится с автором и получает ответы на самые распространенные вопросы, волнующие практически каждого перед началом обучения вождению. ГЛАВА
6 6 УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ 1.1 От автора Нет большой разницы в том, кто находится за рулем — девушка или парень, дедушка или бабушка. Это должен быть В самом начале хотелось бы выразить большую благодарность всем своим ученикам, с которыми мне довелось работать на протяжении более тринадцати лет. Каждый из них чему-то меня научил, к каждому из них необходимо было найти какой-то особый подход, и благодаря этому на сегодняшний день я обладаю определенным багажом знаний в своём деле, а именно обучении вождению. Надеюсь, что эти знания помогут кому-то быть более уверенным в себе в процессе обучения, а впоследствии стать полноценным водителем, с которым будет комфортно находиться на дороге как его пассажирам, так и прочим участникам дорожного движения; водителем, которого родные и близкие будут смело отпускать в любые поездки с полной уверенностью в его безопасности. Меня очень часто спрашивают: «Есть ли разница между водителями-мужчинами и водителями-женщинами?», «А смогу ли я стать водителем? Может быть, со мной что-то не так? Получится у меня или нет?» (последний вопрос особенно часто задают девочки, приступающие к обучению). На самом деле, согласно правилам дорожного движения, за рулем находится водитель, который несет персональную ответственность, вплоть до уголовной, за все свои действия на дороге правильные и неправильные, своевременные и несвоевременные, поэтому нет большой разницы в том, кто находится за рулем девушка или парень, дедушка или бабушка. Это должен быть обученный человек, который владеет автомобилем так, словно это ложка или вилка, способный решать любые задачи на дороге. Почему я привожу в сравнение именно ложку и вилку? Когда человек садится за стол и ест, он способен поддерживать беседу, продумывать свои мысли, дальнейшие слова и предложения, особенно если это, к примеру, какой-то ответственный бизнес-ланч и т. п. При этом человек не промахивается ложкой мимо рта или тарелки, весь процесс происходит абсолютно рефлекторно, поскольку все действия многократно повторялись ранее и доведены до автоматизма. Что же такое «умение управлять автомобилем» и чему нужно учиться? Что вообще значит быть водителем? На мой взгляд, уметь управлять автомобилем это значит входить в некое состояние, при котором всё само собой получается, т. е. машина сама поворачивает, сама замедляется там, где это необходимо, сама поддерживает определенную ско- обученный человек
7 Глава 1. Вступительная часть 7 Думать за рулем непозволительная роскошь рость движения, маневрирует и т. д. И, если водитель глазами увидел, куда он хочет попасть, то его руки и ноги сделают что-то такое, благодаря чему машина сама приедет туда, куда нужно. Именно этого результата мы и должны достичь в конечном итоге по той простой причине, что думать за рулем непозволительная роскошь. Как сказал один мудрец: «Всё сто ящее требует времени». Нужно понимать, что требуется провести за рулем определенное количество часов, чтобы выйти на режим полноценного вождения автомобиля: с реагированием на дорожную ситуацию, грамотным управлением автомобилем в конкретной ситуации. При этом внимание не должно растрачиваться на то, какой ногой правой или левой нужно жать педаль, какой рукой и как поворачивать руль. Всё внимание должно быть направлено на разрешение дорожной ситуации и на то, чтобы быть адекватным, понятным водителем. Соответственно, управление автомобилем с точки зрения воздействия на автомобиль это однообразный и не требующий отдельного осмысления процесс. Ничего сверхинтеллектуального в этом нет, а есть только набор отработанных и доведенных до автоматизма приемов, таких «кирпичиков», из которых выстраивается решение любой дорожной ситуации. Эти «кирпичики-навыки» начинающий водитель должен получить в автошколе. Автошкола это всего лишь первая ступенька, на которой необходимо наработать стандартные, очень устойчивые навыки воздействия на автомобиль в той или иной ситуации. В дальнейшем, в зависимости от индивидуальных качеств человека, его характера, отношения к жизни и окружающим, из таких «кирпичиков» будет выстраиваться собственный стиль вождения. Еще один частый вопрос: «А можно разучиться ездить на автомобиле, если длительное время не было соответствующей практики?» Если навык приобретен правильно, а именно: в процессе обучения инструктор не придерживал педаль сцепления, симулируя «качественное» вождение учеником, и не вмешивался в вождение через каждые три секунды, хватаясь за руль, а давал возможность человеку проявить себя, то он не пропадает. Даже в том случае, когда человек делает длительный перерыв, как правило, может пропасть лишь уверенность в собственных силах, в связи с чем во время первых поездок после этого перерыва водитель просто чувствует себя неуверенно, однако постепенно он понимает, что всё у него получается и всё само нормализуется. Это как и касательно езды на велосипеде научившись однажды, вы не забудете этого никогда.
8 8 УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ В случае неудачи инструктор должен не запугивать, а Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что необходимым условием приобретения качественных навыков вождения является правильный выбор инструктора. Даже выбирая автошколу, всегда необходимо помнить о том, что работать с вами всё равно будет конкретный инструктор. Поэтому, какой бы суперпрестижной ни была автошкола, нужно обращать внимание на то, кто именно будет с вами заниматься. Приходя на занятие, человек должен понимать, что он не сдает экзамен, а учится. Поэтому первой задачей инструктора должно быть создание комфортных условий для обучаемого. Вам вовсе не обязательно выслушивать эмоциональные всплески и реплики инструктора типа: «Вот у всех получается, а ты один вообще ни на что не годен» и т. п. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что в силу, возможно, ограниченности своего восприятия, тот или иной инструктор воспринимает пришедшего к нему ученика как бестолкового ребенка, не понимая того, что человек, который каким-то образом способен оплачивать услуги инструктора и каким-то образом купил автомобиль, наверное, всё-таки в этой жизни что-то понимает И только лишь из-за своего нежелания идти на конфликт этот человек терпит различные, не всегда пристойные и корректные, высказывания инструктора, возникающие только по той причине, что инструктор это гуру, а пришедший ученик сопливый ребенок. Исходя из своего личного опыта (а обучением вождению я занимаюсь уже более тринадцати лет), могу сказать, что даже те, кто поначалу могут казаться совсем безнадежными «деревяшками», которым всё дается очень тяжело, и с которыми единственное, что остается, только руководствоваться утверждением «то, что не удается изменить, нужно перетерпеть» и ждать, когда же, наконец, «прострелит», при более близком знакомстве оказываются весьма неординарными и достойными самого глубокого уважения людьми. Так, в моей практике был случай, когда одной достаточно пожилой женщине очень долго не давалось управление автомобилем, а позже выяснилось, что совсем недавно она перенесла тяжелую операцию по замене тазобедренных суставов металлическими протезами. Поэтому то, что на первый взгляд казалось неуклюжестью, оказалось самым невероятным проявлением силы воли и характера. Конечно, иной раз пошутить, пожурить или каким-то образом проявить неудовольствие можно, но, по моему мнению, только после того, как инструктор чему-то научил человека, убедился в том, что он разъяснять ситуацию
9 Глава 1. Вступительная часть 9 Инструктор это источник энергии и комфорта понял и действительно может это выполнить. Если же инструктор считает, что его задача состоит лишь в том, чтобы сдавать свой автомобиль в аренду и где-то как-то подстраховать начинающего водителя, сняв с себя всю ответственность за результат, то этот инструктор просто лентяй, который пытается недобросовестным способом заработать денег и создает соответствующую репутацию автошколе, в которой он работает. В случае неудачи инструктор должен не запугивать, а разъяснять ситуацию, причем не заумными фразами и терминами, а историями из жизни, соответствующими конкретной ситуации. Человеку легче запоминать истории, а не конкретные цифры, утверждения или правила. Пара качеств, которые необходимо увидеть в своем инструкторе это уверенность и смелость. Это значит, что инструктор не должен бояться поездки больше, чем его ученик, а значит он способен взять любую ситуацию под свой контроль и полную ответственность за всё происходящее. Например, если в процессе учебной езды автомобиль вдруг заглохнет на перекрестке и вокруг начнутся потоки звуковых сигналов и «подбадривающих» восклицаний других водителей, у инструктора должно быть достаточно выдержки, чтобы «разрулить» ситуацию оптимальным образом, а не стараться всем своим видом сделать крайним ученика за рулем и попытаться отстраниться. Инструктор это источник энергии и комфорта для своего ученика. Именно при таком условии у ученика возникает твердая уверенность в том, что у него всё получится. Если же такого ощущения не возникает возможно, стоит задуматься над тем, чтобы сменить инструктора. Вы имеете на это полное право и достаточно возможностей. Однажды у меня занималась девочка, которая до меня поменяла семерых инструкторов. Узнав об этом, я сразу подумал, что теперь мне придется как-то приспосабливаться к капризам избалованной неуживчивой девчонки. На практике же оказалось, что это вполне адекватный и вменяемый человек, способный к обучению и довольно скоро пополнивший ряды полноправных водителей. Просто она прекрасно осознавала, что именно ей было нужно от процесса обучения, и для неё не составляло проблемы сменить инструктора, если он не мог дать необходимой информации. Помните о том, что вы платите за обучение собственные деньги, а от результатов зависит ваша жизнь и здоровье (и моральное в том числе). Задумайтесь над тем, что, если вовремя не сменить инструктора, позже вам придется менять машину.
10 10 УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ Ни в коем случае Если инструктор это тот человек, с которым вам комфортно, и вы четко понимаете, что и зачем вы делаете, шаг за шагом приближаясь к конечной цели значит этот человек способен создать условия, в которых вы станете настоящим водителем. При этом совсем необязательно, что темп развития ваших навыков будет высоким нужно понимать, что у каждого своя скорость обучения: кому-то удается осваивать что-то быстрее других, но в то же время в иной сфере они оказываются не такими способными. В любом случае, не стоит думать, что, если вдруг на каком-то этапе обучения вы замедлили своё развитие, из вас не получится водитель, это просто глупость. Лучший выход в этой ситуации сравнить себя с самим собой: еще недавно не удавалось трогаться с места, машина скакала, как подстреленная лошадь, а уже сейчас получается плавное начало движения. Следует сосредоточиться на таком маленьком успехе для того, чтобы он служил мотивацией для дальнейшего развития. Ни в коем случае нельзя поддаваться мыслям о том, что «наверное, это не моё», «наверное, я такой бестолковый, что ничего не получится». Возможно, просто стоит сделать небольшую паузу и попробовать снова, после чего обучение пойдет намного легче. А возможно, будет полезным поделать какие-то физические упражнения, чтобы «наполнить сознанием» свои руки и ноги. Реалии современного мира таковы, что очень много времени люди проводят за компьютером, т. е. просто сидят, а значит ноги используются, в лучшем случае, для ходьбы. И когда необходимо выполнить определенные действия на педалях автомобиля, возникают некоторые трудности. Поэтому, по большому счету, нужно просто «подружиться» с руками и ногами (мы, наверняка, еще вернемся к этому в дальнейшем). Ницше принадлежит фраза: «Человек может выдержать любое «что», если у него есть сильное «зачем». Другими словами, если в самом начале занятий вы четко поставите перед собой конечную цель (стать водителем) и будете к ней стремиться, то вы непременно ее достигнете. А ведь оно того стоит в собственном автомобиле, в отличие от общественного транспорта, никто не наступает на ноги, не толкается и не кашляет в лицо. Нет нужды тратить в ожидании на остановках драгоценное время и придерживаться установленного графика движения в любой момент можно загрузить в машину родственников или знакомых со всем необходимым и отправиться куда угодно: хоть в магазин за покупками, хоть на морской курорт. При этом совершенно без проблем можно взять с собой собаку или кошку, детскую коля- нельзя поддаваться мыслям о том, что «наверное, это не моё»
11 Глава 1. Вступительная часть 11 Понимая, чего вы хотите достичь, разобраться в частностях будет несложно ску или санки и прочие предметы багажа, с которыми довольно проблематично путешествовать при иных обстоятельствах. Потом вы будете с улыбкой вспоминать те сложности и казусы, которые преследовали вас в начале обучения: подскакивания машины в начале движения, громко ревущий мотор, спотыкание машины при движении. Всё это пройдет. Когда меня спрашивают, сколько времени нужно для того, чтобы обучиться вождению, я отвечаю, что обычно часов. Это та базовая цифра, от которой можно отталкиваться. Само собой разумеется, что, чем больше времени уделяется вождению, тем безопаснее и качественнее уровень мастерства водителя в последующем. Если вы где-то услышали, что кто-то из ваших знакомых научился вождению за десять или пятнадцать часов, поинтересуйтесь, сколько раз он подкрашивал кузов своего автомобиля за последний год. Я сторонник того, чтобы продолжать обучение даже после получения прав. И вот почему: наверняка, все видели учебную машину, которая едет в крайнем правом ряду со скоростью 35 км/ч. И это продолжается на всех занятиях, отведенных для обучения до сдачи экзамена. Боюсь предположить, что инструктор, который занимается с этим человеком, наивно полагает, что по прошествии часов занятий (как это сейчас принято в большинстве автошкол), человек сядет в свою машину и помчится со скоростью дорожного потока, а это может быть км/ч. Давайте задумаемся, возможно ли это. Естественно, для такой езды человеку необходимы соответствующие навыки, которых ему просто не дают. Я не говорю сейчас о контраварийном или экстремальном вождении, речь идет об обычном штатном вождении. После получения водительских прав привязка к определенному учебному маршруту исчезает, что дает возможность продолжить обучение на «злых» перекрестках, в плотном дорожном потоке в часы пик и т. п. Только после этого у начинающего водителя сформируется набор необходимых навыков, достаточный для того, чтобы спокойно и безопасно отъездить пару лет до накопления собственного водительского опыта. В итоге, из вас получится полноценный водитель, причем совершенно неважно, сколько вам сейчас лет, в какой отрасли вы специалист, мужчина вы или женщина. Итак, для того, чтобы максимально четко обозначить цели, которых нужно достичь в процессе обучения, вам нужно просто открывать следующие страницы и знакомиться с общей концепцией вождения. Понимая, чего именно вы хотите достичь в глобальном смысле, разобраться в частностях будет уже совсем несложно.
12 12 УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ 1.2 Автомат или механика? R N D I agree.
Рецензии и отзывы на книгу «Учебник по вождению автомобиля» Сергей Зеленин
Мне помог. Природные данные к вождению машины у меня весьма слабы, поэтому теоретические раскладки на темы: как крутить руль, куда смотреть, ориентиры при парковке и многое другое оказалось очень полезно. Качество печати-для взрослого приемлемо.
Гениальная книга! У меня нет возможности посещать автошколу, и эта книга просто кладезь нужной информации. Спасибо автору! Одно пожелание — хорошо бы выпустить книгу в твердом переплете.
Стилистика и подача совершенно не достойная серьезной темы. Много воды лишних слов, вульгарных примеров, отвлекающих от сути.
Девушки, кто новичок за рулем, нужно брать обязательно. Жаль, что не купила 2 года назад.
Книга в первую очередь будет полезна тем, кто никогда не сидел за рулем автомобиля. Советую почитать ее перед тем как начинать практические занятия с инструктором. Написано очень доступно, содержится много полезной информации.
Очень хороший учебник.
На мой взгляд, некоторые детали, необходимые для новичка, в нём не изложены, в этом смысле учебник Яковлева дополняет его. Какой из них лучше? А берите оба. Но кому нужен учебник типа «как научиться водить за 5 дней» — покупать.
Очень хорошее пособие для тех кто учится на права или хочет быть с авто на ТЫ!
Для девушек вообще книга не заменима!
Написана очень доходчиво и подробно!
Хорошая книга.Все понятно и доступно написано.
Очень понравилась книжка. Написано интересно, с юмором и вполне доступно. Информация очень полезна для тех,кто никогда не сидел за рулем и ничего не знает о педалях, переключателях скоростей и обо всем таком.
Полезно прочитать книжку перед тем, как начать заниматься с инструктором: с большей пользой можно урок по вождению провести (а так ему придется разжевывать, а вам — запоминать на ходу) и не чувствовать себя совсем «чайником».
Пособие по вождению машины
Учебник по вождению автомобиля
Обучение технике вождения в некоторых автошколах подменяют изучением правил движения, но это совсем не одно и то же. Правила движения — это правила поведения на дорогах, взаимодействия водителей, регулирования движения. Техника вождения — это совокупность приемов управления мощными и опасными автомобилями различного назначения в разных дорожных и погодных условиях.
Материалы предназначены для освоения техники вождения — от предэкзаменационной подготовки до управления автомобилем в сложных дорожных условиях. Затронуты вопросы повышения надежности водителя, преодоления опасных ситуаций, документирования дорожно-транспортных происшествий, содержания автомобиля. Приведены методы оказания доврачебной помощи.
Экзамены на права
> Новое в твоей жизни
Обучение технике вождения в некоторых автошколах подменяют изучением правил движения, но это совсем не одно и то же.
Правила движения — это правила поведения на дорогах, взаимодействия водителей, очередности проезда, регулирования движения.
Техника вождения — это совокупность приемов управления мощными и опасными автомобилями различного назначения в разных дорожных и погодных условиях.
Научиться водить автомобиль — значит приобрести новую профессию, новые психофизиологические качества, новые привычки, изменить образ жизни, осознать меру своей ответственности. Возить только себя или работать водителем по найму — ответственность перед людьми и законом одинаковая. Водить автомобиль могут научиться почти все. Но освоить вождение нужно профессионально, иначе на современных дорогах делать нечего.
Конечно, в любой профессии есть и отличные, и средние, и неважные специалисты. Отличных водителей так же мало, как и отличных специалистов в любой другой сфере. Плохие водители в течение первых лет вождения теряют права, или машину, или желание водить, или свободу, или жизнь. Так что на дорогах — в основном водители средней квалификации, с большим или меньшим опытом и не надо думать, что все водят лучше тебя или хуже тебя.
Все больше водителей с прекрасными женскими лицами появляется на дорогах, это чаще всего дамы самостоятельные, активные, любознательные, деловые — домохозяйки и работающие, предприниматели и фермеры.
Специальных программ для обучения женщин нет и не должно быть — теория и практика движения автомобиля едина, на дорогах все равны и несут равную ответственность. Но инструкторы по вождению, знающие женскую психологию, были бы полезны в автошколах. В многих странах в автошколах работают женщины-инструкторы, обучающие дам, которых не удается научить инструкторам — мужчинам, а также дам-феминисток, которые не могут позволить ни одному мужчине вообще чему-то их учить.
Без аварий ездят водители, до автоматизма точно управляющие автомобилем, изучившие все, что связано с ним, перестроившие образ жизни, выделив часть времени и внимания своему механическому помощнику.
Руководствуйся советами опытных автомобилистов:
• Не старайся получить водительские права любой ценой — этой ценой может оказаться жизнь.
• Автомобиль не терпит дурацких оправданий вроде: «Я же не знал. » Никто не мешает тебе учиться, читать, спрашивать.
• Измени образ жизни — автомобиль намного расширяет твои возможности, но и требует другого режима дня, времени на обслуживание, на заправку, на мойку и уход, на обязательную проверку перед выездом, на техническое обслуживание, которое можно делать самостоятельно, на поездки в автосервис для ремонта, на общение с инспекторами ГИБДД, на ежегодный техосмотр, на прохождение медкомиссии каждые три года, на поездки по просьбам друзей и родственников, на непредвиденные дела.
• Доведи навыки управления автомобилем до автоматизма, чтобы не отвлекаться от контролирования дорожных условий. Научись маневрировать в ограниченном пространстве, ездить по хорошим и плохим дорогам, летом и зимой, двигаться в потоке автомобилей, не мешая другим.
• Не будь самонадеянным дураком — не спеши стать клиентом кузовщиков, хирургов или следователей. Натренируйся в противоаварийных приемах управления, необходимых для движения в сложных условиях, связанных с потерей устойчивости и управляемости.
• Постоянно повышай мастерство управления автомобилем, освежай навыки после длительных перерывов в вождении, периодически имитируй на площадке экстремальные условия. Познай собственные возможности по управлению в сложных ситуациях. Научись прогнозировать критические ситуации и поведение автомобиля в них.
• Научись вовремя замечать все средства регулирования движения — указатели, знаки, светофоры, дорожную разметку.
• Выработай новые психофизиологические качества — боковое зрение, динамичное зрение, адекватную обстоятельствам реакцию, спокойную манеру вождения, умение при движении определять расстояния до других машин и их скорость.
• Научись ежесекундно оценивать ситуацию на дороге и возле нее, вблизи и вдали, чтобы предугадать поведение других участников движения, пешеходов, ремонтников на дороге, машин, подъезжающих по пересекающим дорогам.
• Привыкни видеть обстановку сзади автомобиля, периодически посматривая в зеркала заднего вида.
• Обуздывай свой темперамент, одинаково четко управляй автомобилем, независимо от настроения — это полезно и для вождения, и при общении с автоинспекторами и другими водителями.
• Изучи устройство автомобиля, способы его технического обслуживания и определения хотя бы самых частых неисправностей.
• Отвечай за вольные и невольные нарушения правил, постановлений и законов, регламентирующих отношения общества с водителем.
• Изучи права и обязанности водителя и владельца транспортного средства повышенной опасности, виды материальной, моральной и уголовной ответственности за последствия, вызванные ненадлежащим управлением автомобилем.
• Выработай новые привычки — оставляй автомобиль только с выключенными зажиганием и осветительными приборами, на стояночном тормозе и на передаче, с закрытыми окнами и запертыми дверями, с активированным противоугонным устройством.
• Избавься от некоторых привычек — хмельные напитки, снотворные и другие угнетающие нервную систему лекарства принимай при условии, что не придется вести автомобиль в ближайшую половину суток.
• Предусмотри в своем бюджете средства для оплаты постоянных, переменных и непредвиденных расходов.
• Заведи библиотечку по всем аспектам отношений водителя с автомобилем и обществом. Книги о технике вождения, о правилах дорожного движения, об устройстве автомобилей, о ремонте и обслуживании, руководство по эксплуатации твоего автомобиля, каталог запасных частей, книги по правовым вопросам — все нужно иметь под рукой. Автомобильные журналы публикуют полезные советы бывалых, юридические консультации и другие любопытные статьи.
• Учитывай, что каждая поездка может затянуться из-за пробок на дорогах или неисправностей.
• Научись читать карты дорог, планы городов — это понадобится при поездках.
• Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.
• Не забывай, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования.
• Не осложняй жизнь соседям и другим людям своим автомобилем.
• Не засоряй землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором — для этого есть отведенные места.
• Соблюдай этические нормы, принятые водителями.
• Помни, что у каждого выезда может быть три завершения: самостоятельное возвращение домой, вынужденный визит в милицию, доставка в больницу.
• Не стесняйся играть в компьютерные игры, имитирующие автогонки — они развивают реакцию и наблюдательность.
• Навыки без применения забываются, поэтому время от времени на пустырях и на ледяных площадках повторяй упражнения по управлению автомобилем в сложных ситуациях.
• Не стесняйся приклеить на заднем стекле и как можно дольше не снимать признак малоопытного водителя: чайник внутри красного треугольника, знак «Прочие опасности» или знак «У». Это вызывает у большинства водителей лишь терпимость к зигзагам и неловкостям новичка и даже спасает от хамства наиболее агрессивных «водил».
• Зная свой характер, темперамент, скорость усвоения знаний и темпы выработки новых привычек, самостоятельно можно эффективнее спланировать распределение материала и этапы тренировок. Инструкторы в автошколах имеют большой опыт, но, к сожалению, далеко не все владеют методикой преподавания и уж конечно, им некогда искать индивидуальный подход к каждому.
• Важно, чтобы тебя научили учиться водить — тогда ты станешь замечать лучшие приемы у других водителей и захочешь освоить их. Не подчиняйся слепо обстоятельствам, управляй ими и собой, обучение вождению — твое личное дело. Если не нравится инструктор — смени его, если не устраивает автошкола — перейди в другую.
• Водительское удостоверение — подтверждение твоей обязанности отвечать перед людьми и законом за последствия твоей неосторожности, непрофессионализма или лихачества.
После получения удостоверения начинается борьба за выживание — в полном смысле. Не для всех этот этап проходит успешно. Помни, что новички чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за плохой подготовки.
На действительное обучение уходит около года ежедневного управления автомобилем. Каждому водителю всю жизнь приходится тренироваться — то в одних условиях, то в других. Если за первый год удастся наездить не менее 10000 км в жару и холод, по сухим и мокрым дорогам, в дождь и снегопад, по гололеду и в тумане, днем и ночью, в тесных условиях большого города и на свободных автомагистралях, в бодром и усталом состоянии, в одиночестве и с пассажирами, с грузом и без, с малыми и большими пробегами и в других разнообразных условиях, тогда можешь считать себя уже не новичком, но еще далеко не мастером.
Каждый водитель многого не умеет, пока не испытает. Городской водитель с непривычки сползает с проселочной дороги; сельский водитель в городе путается в обилии автомобилей, пешеходов, дорожных знаков и светофоров; южанину приходится жарко на обледенелых дорогах северных районов; северянин обливается холодным потом на серпантинах южных гор.
Попадая на автомагистраль, многие начинают «гнать», не зная всех опасностей скоростного движения. Это и коварство дорожного покрытия, и аквапланирование шин на мокрой дороге, и опасные аэродинамические эффекты при проезде мимо крупных грузовиков, при выезде из леса, при въезде на мост, и световые и шумовые удары при проезде тоннелей и эстакад, «дорожный гипноз» и многое другое. Поэтому следует читать больше автомобильной информации, чтобы знать, с чем придется встретиться.
Смотря по телевизору, а лучше «живьем» автогонки, авторалли, соревнования по фигурному вождению, спрашивай себя — сможешь ли так же уверенно водить автомобиль, как водят спортсмены? Продолжай тренироваться, находи трудные условия, набирай опыт, учись у мастеров. Только накопленный практический опыт поможет, выручит, спасет в сложных условиях. Но даже он не всегда спасает в критических ситуациях — в них нужны особые приемы управления.
Изучить такие приемы можно в спортивных клубах, в специальных учебных заведениях, например, в Центре высшего водительского мастерства при Российской государственной академии физической культуры в Москве. Там водителей обучают противоаварийным действиям в самых разных ситуациях. Для всех водителей рекомендуются три программы — тренажерная, летняя скоростная и зимняя, которая проводится на чистом льду. Есть программы для водителей: служб безопасности, скорой помощи, такси, автобусов, автопоездов, инкассаторов и других. Разнообразие программ показывает, как много навыков необходимо иметь для безопасного вождения.
При перемене автомобиля, особенно на машину другого класса или назначения, необходимо пройти курс стажировки, выполнив все известные упражнения, проверив автомобиль на маневренность, устойчивость к заносу и опрокидыванию, выяснив положение центра тяжести при различной нагрузке и на уклонах.