Глава 3. Функции и полномочия Банка России (ст.ст. 13 — 17)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в наименование главы 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Глава 3. Функции и полномочия Банка России
Информация об изменениях:
Федеральный закон дополнен статьей 14.1 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ
Федеральный закон дополнен статьей 14.2 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ
Федеральный закон дополнен статьей 14.3 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Банк России как орган контроля и надзора в сфере финансовых рынков
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.
Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.
При неисполнении некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса РФ, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Центральный банк РФ как орган финансового контроля
Финансовым контролем называют контрoль за федеральными внебюджетными фондами, осуществлением федерального бюджета, организацией денежного обращения, финансовыми результатами, полученными от использования государственного имущества, использованием кредитных ресурсов, закрепленного за государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями, и иного имущества, находящегося в федеральной cсобственности, гcгосударственных резервoв, предоставлением финансовых льгот и преимуществ, состоянием государственного внешнего и внутреннего долгa . [4]
Центральный банк в cиcтеме государственного финансового контрoля играет рoль, определенная его полномочиями в сфере управления банковской системой и валютного регулирования. Банк России не ограничивает свои функции внутрибанковским контролем.
Согласно законодательству, Центробанк является субъектом денежно-кредитной политики, исходя из этого, именно он исполняет контроль над финансовыми потоками, объемом денежной массы в стране, работой кредитных организаций, а также имеет воздействие на решение многих макроэкономических проблем и на деловую активность.
Банк России оказывает влияние на формирование сбережений физическими и юридическими лицами, а затем их превращение в инвестиции. Предпосылками формирования этих сбережений являются курс национальной валюты, уровень процентных ставок, темпы роста инфляции.[5] Банк страны как орган регулирования и контроля над деятельностью кредитных организаций. Центробанк постоянно исполняет надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, его собственных нормативных актов (установленные обязательные нормативы для этих организаций). Банковское регулирование и надзор имеет главную цель, которая заключается в поддержании стабильности банковской системы и в защите интересов кредиторов и вкладчиков . ЦБ РФ с помощью своих контрольных полномочий исполняет текущий контроль деятельности кредитных организаций и предварительный контроль. Можно выделит следующие составляющие компоненты этих полномочий:
— полномочия в области антимонопольного и валютного контроля;
— контроль над соблюдением кредитными организациями установленных Центральным банком нормативов и иные полномочия.
Теперь рассмотрим виды контроля и их внутренние компоненты:
Текущий контроль состоит из проверок кредитных организаций и их филиалов, предварительный контроль включает анализ и прогноз Экономического состояния страны в целом ,так и по регионам (состояния кредитных, валютно-финансовых ценовых и денежных отношений).
Антимонопольный контроль заключается в том, что при приобретении более 20 % долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами необходимо получить согласие Центробанка, а при приобретении более 5 % акций -необходимо уведомить Банк России.
Валютный контроль состоит в издании нормативных актов, являющимися обязательными для резидентов и нерезидентов в Российской Федерации ,а также в проверке валютных операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.
Из всего изложенного можно подытожить, что Банк Страны при осуществлении финансового контроля использует как прямые, так и косвенные методы. Прямые методы состоят из положений, инструкций, требований, которые издаются Центральным Банком издаваемых.
Косвенные методы включают установление ставок рефинансирования и редисконтирования.
Также важно отметить, что особым направлением контроля за деятельностью кредитных организаций является осуществление противодействия легализаций незаконных доходов.
В итоге, можно сделать важный вывод, что Центральный банк Российской Федерации имеет статус и соответствующие ему полномочия , функции , которые позволяют ему производить контроль над денежным оборотом в стране , приобретением иностранной валюты , а также над проведением операций с ней и над системой расчетов. Банк России осуществляет различные виды контроля состояния денежно-кредитной сферы, с помощью проведения в ней определенную денежно-кредитную политику.
О реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками
Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной о реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» на Центральный банк Российской Федерации возложены дополнительные полномочия в области развития и обеспечения стабильности отечественного финансового рынка, регулирования и надзора за некредитными финансовыми организациями.
Центральный банк Российской Федерации реализует свои полномочия в непростых макроэкономических и внешнеполитических условиях, связанных с замедлением темпов экономического роста, оттоком капитала, со снижением цены на нефть, с ростом инфляционных ожиданий на фоне резкого ослабления обменного курса рубля, введенными отдельными странами в отношении российских организаций ограничениями доступа к внешним финансовым рынкам.
Центральным банком Российской Федерации осуществляются регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками. Сформированы финансовые инструменты поддержания ликвидности в банковском секторе, перечень которых периодически расширяется. Реализуются меры, направленные на совершенствование деятельности негосударственных пенсионных фондов, субъектов страхового дела, актуариев, микрофинансовых организаций и ломбардов, на развитие национальной платежной системы. Успешно осуществляется интеграция финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации.
В рамках своих полномочий Центральным банком Российской Федерации ведется работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и проведению сомнительных финансовых операций. Также внедряются международные банковские стандарты, реализуются меры по финансовому оздоровлению банковской системы в целом.
В то же время действия Центрального банка Российской Федерации, направленные на поддержание стабильности в экономике за счет использования инструментов денежно-кредитной политики, включая переход к режиму таргетирования инфляции, «плавающему» валютному курсу, пока не привели к ожидаемым результатам.
Прогнозируемый уровень инфляции превышен в два раза, возрастают объемы оттока капитала из российской финансовой системы, рост негативных ожиданий у экономических агентов влияет на деловую и инвестиционную активность. Обменный курс рубля не отражает фундаментальных показателей экономики, формируются риски, связанные с неисполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для нормализации сложившейся ситуации требуется принятие скоординированных упреждающих системных и одновременно неординарных мер Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области денежно-кредитной политики.
Указанные меры в первую очередь должны быть направлены на поддержание в экономике приемлемого уровня кредитной ставки, достаточного предложения денежных средств, сохранение доверия экономических агентов и граждан к национальной валюте, исключающего их уход в валюты иностранных государств. При этом важно иметь в виду, что реализация этих мер не должна давать участникам валютного рынка возможности использовать спекулятивные стратегии, направленные на искусственное ослабление рубля.
В целях поддержания стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации необходимо применять контрцикличный характер регулирования финансового сектора (в том числе в рамках совершенствования процедуры оценки рисков и формирования адекватного уровня нагрузки на капитал), предусматривающий временное смягчение регулирования деятельности кредитных организаций для улучшения ситуации с ликвидностью и привлечения дополнительных капиталов в банковскую систему с последующим возвратом к более жесткому регулированию.
После нормализации ситуации на финансовом рынке Центральному банку Российской Федерации необходимо проводить единую государственную денежно-кредитную политику, синхронизированную с действиями Правительства Российской Федерации по диверсификации источников роста российской экономики, импортозамещению, снижению чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей и внешних источников капитала, повышению инвестиционной активности внутри страны.
В целом поддерживая действия Центрального банка Российской Федерации по формированию устойчивого финансового рынка, адаптации финансовой системы к неблагоприятным экономическим и международным политическим рискам, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной о реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками.
2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:
разработать в экстренном порядке конкретные меры и механизмы использования инструментов денежно-кредитной политики в связи с ухудшением сценарных условий, заложенных в основу единой государственной денежно-кредитной политики;
обеспечить контроль за банками, получившими для повышения своей капитализации от государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» облигации федерального займа, которые были направлены в субординированный заем банка и (или) которыми были оплачены субординированные облигационные займы, в целях ограничения возможности направления этих средств на валютный рынок;
проработать вопрос о предоставлении инструментов рефинансирования под активы банков с дисконтом от номинальной цены, а не от рыночной;
реализовать механизм предоставления банкам кредитов без обеспечения;
учитывать в расчетах нормативов ликвидности банков ценные бумаги, принимаемые в качестве залога по инструментам рефинансирования;
обеспечить выполнение мероприятий по организации национальной системы платежных карт в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе»;
отложить внедрение в практику кредитных организаций отдельных положений международных стандартов Базель III с учетом нестабильной ситуации на финансовом рынке;
продолжить работу по совершенствованию регулирования деятельности некредитных финансовых организаций (включая микрофинансовые организации), осуществляющих предоставление займов, в целях дальнейшего снижения рисков их деятельности;
продолжить работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, в частности по расширению перечня активов, используемых кредитными организациями в качестве обеспечения по операциям рефинансирования, включая портфели кредитов гражданам, субъектам малого и среднего предпринимательства;
продолжить совершенствование механизмов, применяемых кредитными организациями в рамках соблюдения закрепленного в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма принципа «знай своего клиента», в том числе при принятии решений об отказе в установлении договорных отношений или их прекращении в одностороннем порядке.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить проведение бюджетной политики, направленной на сохранение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) проекта федерального закона, направленного на установление единых требований к деятельности рейтинговых агентств на территории Российской Федерации, в том числе к применяемой ими методологии, требований к аккредитации рейтинговых агентств и ее аннулированию, полномочий Центрального банка Российской Федерации по регулированию и надзору в сфере рейтинговой деятельности, в том числе в отношении соблюдения требований к методологии предотвращения конфликта интересов при осуществлении рейтинговой деятельности, обязанности органов государственной власти определять требования к рейтингам контрагентов в целях предоставления мер государственной поддержки только в национальной шкале;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего замену в федеральных законах ссылки на ставку рефинансирования ссылкой на ключевую ставку ввиду изменения уровня ставки рефинансирования относительно других процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, а также внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего ограничение возможности получения юридическими лицами займов от неопределенного круга физических лиц;
обеспечить справедливый доступ банков к средствам, выделяемым для повышения их капитализации государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», принимая во внимание участие докапитализируемых банков в реализации спекулятивных стратегий на валютном рынке, приведших к существенному ослаблению рубля;
ускорить реализацию механизма проектного финансирования, предусматривающего кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке, в том числе за счет реализации программы докапитализации банков с привлечением средств Фонда национального благосостояния;
разработать и внедрить дополнительные механизмы государственной поддержки, включая государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным организациями, реализующими программы импортозамещения;
разработать меры, направленные на сохранение объемов и процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам;
ускорить работу по реализации возможности подтверждения кредитными организациями сведений о доходах заемщика из Пенсионного фонда Российской Федерации;
осуществлять выпуск государственных долговых обязательств с доходностью, привязанной к ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
4. Поручить Счетной палате Российской Федерации осуществлять в 2015 году мониторинг использования банками облигаций федерального займа, полученных для повышения их капитализации от государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», которые были направлены в субординированный заем банка и (или) которыми были оплачены субординированные облигационные займы, и ежеквартально представлять информацию о результатах мониторинга Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам подготовить проект федерального закона, направленного на совершенствование операций на межбанковском денежном рынке и вводящего в оборот банковский сертификат.
6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2015 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Правовой статус и функции Банка России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
- утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
- принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
- организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
- для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
- осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
- организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Дата последнего обновления: 27 ноября 2018 года.
Полномочия центрального банка рф в сфере финансового контроля
Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений (Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О, вынесенное в связи с запросом ВС РФ о проверке конституционности части третьей ст. 75 Закона о ЦБ РФ (Банке России) [1] «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения [2] .
Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.2 ст.1 ФЗ «О ЦБ РФ»).
Как следует из конституционных норм, закрепляющих основные функции Банка России, последний осуществляет защиту и выпуски, национальной валюты. В юридической литературе рассматриваемое конституционное положение подвергается критике. Как отмечает Г.А. Тосунян «конституционная дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России». Профессор Г.А. Тосунян анализируя иностранное законодательство приходит к выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране [3] .
Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства [4] :
— процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
— установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;
— прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) — проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Среди основных целей Банка России названы (ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ»):
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным [5] .
Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ «О Центральном банке». К ним относятся:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Из всего объема функций нас, прежде всего, интересует функция банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов – это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее — это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ [6] .
Уточняя определение банковского надзора, Н.Ю.Ерпылева обращает внимание на то, что надзор (наблюдение) может быть дистанционным и контактным. Кроме того, надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе [7] .
Согласно письму ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках» [8] под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, согласно письму ЦБ РФ являются:
Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).
Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.
Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.
Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.
Процентный риск — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.
Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.
Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.
Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.
Таким образом, общей целью банковского надзора является:
— поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;
— обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;
— защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.
Банковский надзор – это есть самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения – сфера банковской деятельности. Соответственно, актуальным остается определить, что представляет собой банковская деятельность как объект банковского надзора (об этом чуть ниже в нашем исследовании).
Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А именно:
— специальный орган банковского надзора, наделенный соответствующими полномочиями в банковской системе (Банк России);
— определенный круг юридических лиц, признаваемых объектами такого надзора (главным образом, кредитные организации);
— наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;
— специальные санкции, применяемые Банком России в рамках привлечения поднадзорных субъектов к юридической ответственности за допущенные нарушения законодательства [9] .
Во исполнение рассмотренных целей и задач Банк России наделен широкими полномочиями. Поскольку весь широкий перечень полномочий Банка России не представляется рассмотреть в рамках нашего исследования, имеющего иную цель и задачи, рассмотрим надзорные полномочия ЦБР, на наш взгляд именно данные полномочия являются базисными в современном банковском регулировании.
Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.
Банком России установлены обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. В настоящее время действуют:
— Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» [10] ;
— Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в ЦБР» [11]
— Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» [12]
— Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в ЦБР» [13]
— Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБР» [14]
— Положение ЦБР от 5 января 2004г. №246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» [15] ;
— Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [16] ;
— Положение ЦБР от 30 июля 2002г. №191-П «О порядке составления и представления консолидированной отчетности» [17] и др.
Закон закрепляет общее правило о том, что банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц (ст.58 Закона).
Наряду с правилами проведения операций Банк России вправе устанавливать следующие обязательные нормативы для кредитных организаций:
— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимальный размер крупных кредитных рисков;
— нормативы ликвидности кредитной организации;
— нормативы достаточности собственных средств (капитала);
— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
Подробным образом обязательные нормативы урегулированы в одноименной Инструкции ЦБР от 16 января 2004г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» [18] (с изменениями от 13 августа 2004 г., 18 февраля, 6, 29 июля 2005 г., 20 марта 2006 г.). В указанной Инструкции устанавлены числовые значения и методика расчета следующих обязательных нормативов банков:
— достаточности собственных средств (капитала) банка;
— максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимального размера крупных кредитных рисков;
— максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
— совокупной величины риска по инсайдерам банка;
— использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Также необходимо выделить следующие нормативные акты Банка России, закрепляющие обязательные нормативы:
— Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» [19] ;
— Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» [20] ;
— Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» [21] ;
— Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» [22] .
Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами (ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»). В развитие положений Закона действует Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» [23] . Подчеркнем, что Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.
В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов действует Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У [24] . О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций действует Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т [25] .
Также обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-УТакже обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У [26] ; Об особенностях применения ЦБР мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов издано письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т [27] .
Наряду с рассмотренными нормативами ФЗ «О ЦБ РФ» устанавливает контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций. Данное требование осуществляются в рамках предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» [28] государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг.
Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их (ст.59 Закона). Подробно вопросы регистрации урегулированы в следующих актах Банка России:
— Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» [29] ;
— Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [30] (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.)
— Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций» [31]
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Действующее законодательство (ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О ЦБ РФ» наделяет Банк России правом устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. В настоящее время действует Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» [32] .
Как закреплено в Указании ЦБР №1486 ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
Для сотрудников структурного подразделения при тех же требованиях опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, должен составлять не менее шести месяцев, а при отсутствии высшего образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее одного года или опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года.
Не допускаются к указанным должностям лица имеющие:
— судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений, предусмотренных ч.2 и 3 ст.146, ст.ст. 205, 205.1, 206, 208 — 210, 221, 222, 226, 227, ч.2 ст.228, ст.ст.228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240 — 242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290 — 292, 325 — 327.1, 355, 359 Уголовного кодекса РФ;
— административное правонарушение в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5 и ст.ст.19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное течение одного года, предшествовавшего дню назначения на соответствующую должность, а также на момент нахождения в соответствующей должности и установленных вступившим в законную силу соответствующим постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных административных правонарушениях;
— факты расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.7 ст.81 Трудового кодекса РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.
Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций (ст.73 ФЗ «О ЦБ РФ»).
О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБР действует Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И [33] (с изменениями от 13 января 2005 г., 27 октября 2006 г.), а также Инструкция ЦБР «Об организации инспекционной деятельности» от 1 декабря 2003 г. N 108-И [34] (с изменениями от 13 января 2005 г., 15 декабря 2006г.).
По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут проводиться по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями. Организацию проведения указанных проверок осуществляет Главная инспекция в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России.
Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России (п.1.3 Инструкции №105).
Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные и тематические (п.1.4 Инструкции №105).
Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.
Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.
По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением следующих случаев (ч.5 ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»):
— если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
— по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации.
[1] Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2001г. — №2.
[2] Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // эж-ЮРИСТ — №42 — октябрь 2004 г.
[3] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») — М.: 2003.
[4] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – М.: 2003г.
[5] Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: 2004. – с.42.
[6] Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 — 2006 г.
[7] Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика — №3, 4. — 2005 г.
[8] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июня 2004г. №70-Т «О типичных банковских рисках» // Вестник Банка России — 30 июня 2004г. — №38.
[9] См. Смирнов Е.Е. Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы (интервью с А.Г. Аксаковым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, членом Национального банковского Совета ЦБ РФ) // Юридическая работа в кредитной организации — №6 — 2006 г.
[10] Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России»
[11] Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 19 августа 2005г. — №44.
[12] Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» // Вестник Банка России. — 23 декабря 2004г. — №73.
[13] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 18 февраля 2004г. — №14.
[14] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 12 февраля 2004г. — №12-13.
[15] Положение ЦБР от 5 января 2004 г. N 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 6 февраля 2004г. — №10.
[16] Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России. — 4 февраля 2004г. — №7.
[17] Положение ЦБР от 30 июля 2002 г. N 191-П «О консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 31 октября 2002г. — №58.
[18] Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. — 11 февраля 2004г. — №11.
[19] Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // Вестник Банка России. — 4 мая 2006г. — №26.
[20] Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» // Вестник Банка России. — 27 июля 2005г. — №38.
[21] Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» // Вестник Банка России. — 19 мая 2004г. — №30.
[22] Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» // Вестник Банка России. — 19 января 2005г. — №2.
[23] Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 20 марта 2003г. — №15.
[24] Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» // Вестник Банка России. — 15 марта 2006г. — №16.
[25] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т «О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 11 августа 2004г. — №48.
[26] Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 30 апреля 2003г. — №23.
[27] Письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т «Об особенностях применения Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов»
[28] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 июля 2006г. — №31. — Ст. 3434.
[29] Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» // Вестник Банка России. — 10 августа 2005г. — №40.
[30] Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 20 февраля 2004г. — №15.
[31] Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций»
[32] Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. — 10 сентября 2004г. — №54.
[33] Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.
[34] Инструкция ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.