Основные требования к разработке стандартов

Порядок разработки стандартов. Изменение и пересмотр стандарта

Организация разработки стандарта включает следующие этапы: разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций); разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия; принятие и государственная регистрация стандарта; издание стандарта.

С целью соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр(разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при замене, или дополнении, или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Доступность пользователей, в том числе зарубежных, к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также к самим этим документам Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает, организуя публикацию официальной информации об этих документах, а также о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения.

Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран и правила их применения, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим Фондом устанавливаются Правительством РФ.

В РФ функционирует Единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации. Издание национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами. Издание, переиздание и распространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации.

Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов

При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.

Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при необходимости, из группового заголовка.

Заголовок — это часть наименования, в которой дается определение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), например «Государственная система стандартизации».

Подзаголовок — это часть наименования стандарта, в которой указывается вид стандарта.

Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, например, «Передачи зубчатые конические. Основные параметры»; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, например, «Единая система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определения»; группового заголовка и подзаголовка, например, «Государственная система стандартизации. Основные положения».

При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, например, «Бумага чертежная прозрачная». Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.

Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, если стандарт распространяется на несколько объектов. Например, «Смола полиамидная», «Бензины автомобильные»,

Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.

Введение раскрывает более подробно (если это необходимо) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.

В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение может быть опущено.

Содержание основной части стандарта должно быть распределено по разделам, заголовки которых выделяются жирным шрифтом; разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего стандарта и обозначаться арабскими цифрами. Содержание разделов разбивается на подразделы и пункты либо на пункты.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

При большом объеме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.

Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: «должен», «следует», «необходимо».

Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.

В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае необходимости они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в этом случае следует делать ссылку на этот стандарт. При этом ссылаться надо

или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.

В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.

Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.

Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.

Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.

41. Порядок разработки и утверждения стандарта

41. Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Это интересно:  Судебная практика pdf

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее — стандарты).

Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

Примечание — Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.

3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТ Р 1.5.

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России).

При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают:

— стадии разработки и сроки их выполнения;

— разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом;

— перечень документов, представляемых со стандартом;

— перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование;

— дополнительные требования заказчика.

3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта:

— определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

— определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

— устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

— основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

— краткую характеристику объекта стандартизации;

— сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран;

— сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

— сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

— сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

— сведения о согласовании, если оно проводилось;

3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК).

3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

Примечание — Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2 .

3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее — научно-исследовательская организация).

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

— по проекту в целом;

— по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

— органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо;

— в научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) — члена ТК (ПК).

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) — членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) — члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) — члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании.

Это интересно:  Как восстановить старые полисы осаго

При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК).

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) — членов ТК (ПК).

При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях:

— если за него не проголосовали члены ТК (ПК), являющиеся полномочными представителями органов государственного контроля и надзора;

— если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК).

3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре:

— пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1 );

— протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

— подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

— экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта.

3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2 — 3.4 .

При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование.

Примечание — Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4 .

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России).

Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают.

3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.

ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий — членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора.

В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России).

4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:

— в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

— при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

— в других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения).

4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России.

Опубликование в информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по стандартизации.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения:

«Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации».

При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение.

4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре:

— протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены;

— подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК).

4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены

Требования и порядок разработки стандартов

Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

Образец оформления титульного листа содержится в приложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5-92.

Предисловие стандарта должно содержать сведения о разработчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международном, региональном или другой страны), являющемся основой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, использованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах закона, если таковые присутствуют в стандарте.

В содержании должны быть указаны: нумерация, названия и номера страниц разделов и приложений, а также графического материала, если он входит в стандарт.

Это интересно:  722 судебная практика

Во введении обосновывается актуальность и обозначаются причины утверждения данного стандарта.

Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, содержатся в наименовании.

В области применения перечисляются объекты, на которые распространяется данный стандарт.

В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссылаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров обозначений, сначала должны перечисляться Государственные стандарты Российской Федерации, а затем отраслевые стандарты.

В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

Требования могут быть утверждены в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставленное Госстандартом России; код Общероссийского классификатора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно-технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно-технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Госстандарт РФ.

Понятие же «физического вакуума» в релятивистской квантовой теории поля подразумевает, что во-первых, он не имеет физической природы, в нем лишь виртуальные частицы у которых нет физической системы отсчета, это «фантомы», во-вторых, «физический вакуум» — это наинизшее состояние поля, «нуль-точка», что противоречит реальным фактам, так как, на самом деле, вся энергия материи содержится в эфире и нет иной энергии и иного носителя полей и вещества кроме самого эфира.

В отличие от лукавого понятия «физический вакуум», как бы совместимого с релятивизмом, понятие «эфир» подразумевает наличие базового уровня всей физической материи, имеющего как собственную систему отсчета (обнаруживаемую экспериментально, например, через фоновое космичекое излучение, — тепловое излучение самого эфира), так и являющимся носителем 100% энергии вселенной, а не «нуль-точкой» или «остаточными», «нулевыми колебаниями пространства». Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Основные требования к разработке стандартов

Технические условия (ТУ) – это технический документ, который устанавливает требования, которым должна соответствовать продукция, изделие, материал, товар, услуга или же целая группа схожей продукции.

Стандарты организаций (СТО) — документ, разрабатываемый на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Организация вправе сама устанавливать требования к качеству и безопасности продукции в технических условиях, стандартах организации, не противоречащие требованиям законодательства.

То есть, если организация-изготовитель желает выпускать продукцию, отличную от требований государственных стандартов (ГОСТ), или продукцию, на которую стандарты отсутствуют — она обязана разработать ТУ или СТО.

Разработку технических условий (стандартов организаций) можно заказать в Государственном центре.

Разработка технических условий (ТУ) проводится согласно установленным стандартам. На непродовольственную группу продукции в соответствии с ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия», на пищевую продукцию в соответствии с ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению».

Разработка стандартов организации (СТО) проводится с учетом требований ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

ТУ и СТО могут включать в себя разделы: область применения; требования к качеству и безопасности; требования к сырью; маркировка; упаковка; правила приемки; методы контроля; правила транспортирования и хранения; техника безопасности и охрана окружающей среды; указания для эксплуатации; гарантии изготовителя на товар; и др.

При декларировании и сертификации продукции (добровольной и обязательной) Заявитель обязан указывать документ, согласно которому производится продукция. Это может быть как ГОСТ, так и технические условия или стандарт организации.

Для разработки ТУ (СТО) необходимы следующие данные*: Название организации Юридический адрес Код ОКПО производителя; Точный ассортимент продукции Сырье и материалы, которые используются для производства продукции Характеристики продукции (описание) Методы упаковки, тип упаковки Сроки годности, сроки реализации, гарантийные сроки на продукцию Условия хранения, транспортирования и эксплуатации продукции Подробное описание технологического процесса * список запрашиваемых данных для разработки может меняться в зависимости от вида продукции.