Налог на тунеядцев беларусь

Оглавление:

Налог на тунеядцев беларусь

Новая информация

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня. Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень тут )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Кстати, в России прозвучала инициатива о введении аналогичного сбора. Правительство РФ считает, что необходимо компенсировать расходы на социальное и медицинское обслуживание и таким образом, подтолкнуть неработающих граждан к трудоустройству. Однако уже озвучивают сумму в 20-25 тысяч российских рублей за данный сбор, что несомненно больше если сравнивать с нашим налогом.

Кто будет тунеядцем в 2018 году?

Совет Министров РБ от 31.03.2018 определил, кто будет считаться занятым и не платить налог, а кто будет тунеядцем и соответственно платить сбор.

Занятыми в экономике будут считать:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Исключили из списка занятых:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

А также, к занятым больше не будут относить:

Не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Стало известно, кого будут считать тунеядцами и какие услуги будут по полной оплачивать иждивенцы

Правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству — декрета № 1 — и какие услуги они будут оплачивать по полному тарифу. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства от 31 марта 2018 года № 239.

Это интересно:  Как платить алименты на 2 детей

Так, не занятые в экономике будут по полному тарифу платить за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в регионах создадут комиссии, которые будут принимать решения по тем, кто попал под действие декрета о содействии занятости.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кого будут считать занятыми в экономике?

К тем, кто занят в экономике, будут относить:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Кого исключили из списка незанятых?

При этом из числа трудоспособных граждан, не занятых в экономике, исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна. Так, к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не будут относить:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

Кроме того, не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Под декрет не подпадают, но в комиссию по тунеядцам обратиться придется

Интересно, что уволенные или уволившиеся, которые по постановлению Совмина в течение квартала, следующего за кварталом, в котором остались без работы, не подпадают под действие декрета. При этом чтобы не платить за ЖКУ по экономически обоснованным тарифам, им нужно обратиться в комиссию, которая работает с тунеядцами, и предоставить соответствующие документы. То есть они не автоматически освобождаются от оплаты по полным тарифам «коммуналки», а по заявлению.

Такое же правило касается и уволенных из-за сокращения численности или штата работников, а также жен и мужей военных и молодых специалистов, работающих за границей. Более того, обратиться в комиссию по тунеядцам, чтобы не платить по экономически обоснованным тарифам за ЖКУ, должны и находившиеся под меднаблюдением в период беременности и родов.

Какое из ведомств и за что будет отвечать?

Министерству по налогам и сборам поручено обеспечить передачу Министерству труда и социальной защиты имущественных прав на программное обеспечение, связанное со сбором и передачей информации от государственных органов и иных организаций об участии граждан в финансировании государственных расходов.

Владельцем базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, определено Министерство труда и социальной защиты, а оператором базы данных, обеспечивающим создание и сопровождение базы данных при ее формировании и ведении, — ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Формирование и ведение данных осуществляется Министерством труда и социальной защиты в целях формирования сведений о трудоспособных гражданах, не занятых в экономике, а также ведения учета трудоспособных граждан, не занятых в экономике.

В базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Министерству связи и информатизации поручено обеспечить финансирование мероприятий по созданию и автоматизации процесса формирования базы данных в рамках реализации мероприятия 12 подпрограммы 2 Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Государственным органам, иным организациям, представляющим списки идентификационных номеров граждан для формирования базы данных, поручено совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг» обеспечить: проведение до 1 июня 2018 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных систем и ресурсов, учитывающих отдельные категории граждан, в целях автоматизации процесса формирования базы данных в электронной форме; передачу не позднее 1 сентября 2018 года и далее в установленные сроки сведений для формирования базы данных.

Минтруда совместно с НЦЭУ до 30 ноября 2018 года необходимо обеспечить доступ местным исполнительным и распорядительным органам к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Местным исполнительным и распорядительным органам до 30 ноября 2018 года поручено провести необходимые организационно-технические мероприятия для получения доступа к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Основные пункты принятого постановления вступают в силу после официального опубликования документа.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако в документе не было прописано, на кого из белорусов будет распространяться действие документа, а также список услуг, за потребление которых попавшие под действие декрета будут платить по экономически обоснованному тарифу. Это поручили определить правительству к 1 апреля.

Прогнозировалось, что белорусы, которые попадают под действие декрета № 1, будут оплачивать по экономически обоснованному тарифу жилищно-коммунальные услуги. При этом о возмещении затрат на медицинскую помощь речь не идет, заявил ранее министр здравоохранения Валерий Малашко.

Сейчас в Беларуси население возмещает около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% — на тепловую. По прогнозам вице-премьера Анатолия Калинина, оплачивать по полному тарифу отопление белорусы будут не раньше 2025 года.

В феврале правительство определило территории с напряженной ситуацией на рынке труда, в списке оказались 48 районов и городов. Это было предусмотрено декретом № 1. Из городов самым проблемным по трудоустройству оказался Новополоцк, а из районов — Лоевский.

В Минтруда, рассказывая про декрет № 1, поясняли, что правительство ежегодно будет определять территории с напряженной ситуацией на рынке труда. На программу по занятости населения в таких регионах будут направлять дополнительные средства из госбюджета.

По прогнозам Минтруда, под действие декрета № 1 могут попасть около 250 тысяч белорусов.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за последние 4 года вырос на 0,5 процентного пункта: с 5,1% в 2014-м до 5,6% в 2017-м. В Беларуси в прошлом году было 293,4 тысячи безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда. Это на 8,4 тысячи человек меньше, чем в 2016-м.

При этом заметно выросло число белорусов, которые выезжают на заработки за границу. Если в 2014 году за пределами страны трудились 62,2 тысячи человек, то в прошлом — 83 тысячи (из них 83,9% трудились в России). Для сравнения: в 2015 году работающих за рубежом было 39,4 тысячи, а в 2016-м — 59,5 тысячи.

Это интересно:  Ответственность ооо по неуплате налогов

Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» — принудительный труд и внесудебное лишение свободы

Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

Полицейское государство без прикрас

Тунеядцы выступили против Лукашенко

Закон против тунеядцев в Белоруссии

Белоруссия — не государство для народа

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Налог на тунеядство в Беларуси и России

Сначала о сути нового закона. Пришёл налог на тунеядство в голову премьер-министра РБ Михаила Мясниковича, был поддержан сначала Министерством внутренних дел, а после (вторая половина октября 2014 года) и Президентом. По новому закону, который по предварительным данным вступит в силу с 1 января 2015 года, но могут и оттянуть, можно будет привлекать к ответственности «активно» неработающих граждан РБ.

Планируется и принудительное трудоустройство – что-то вроде «мётла в руки и чтобы улица мне блестела». В двух словах — или работаешь и платишь налоги или не работаешь, но всё равно платишь ты, а не тебе.

Если вам дороже конституционная свобода, а в Конституции РБ ясно приписано, что граждане Республики Беларусь имеют право на труд, но не имеют на него обязанностей (фото 2), то можно заплатить государству откупные в размере 20 базовых величин в год. Для тех, кто получает червонцы, на сегодня это около 270$ в год, но размер базовой величины может измениться в любой момент.

Объясняется введение налога или трудовой повинности просто – в Беларуси очень дешёвые социальные блага, например, приём у терапевта и сдача анализов – бесплатна, так почему стоять с баночками в одной очереди должны и те, кто работает и те, кто решил познавать мир с экрана телевизора? При всём этом денег в бюджете нет, а новая больница в районе Минского моря (для управления делами Президента, пару км от кольцевой дороги) стоимостью чуть более 100 млн. евро ни в счёт.

Кто есть тунеядец

Первый итог прост, как жизнь папуаса – в 2015 году придётся в Беларуси или работать или платить государству за то, что ты не работаешь.

Вы домохозяйка и муж решил, что дети и дом важнее? – Ради, Бога, страна любит обеспеченных людей, пусть теперь муж поделится за жену и с государством.

Вы работали 20 лет сутками на капитал и теперь живёте на проценты? – Тоже хорошо, но стране нужна ваша помощь, без неё сложно строить новые дворцы и принимать чемпионаты мира – заплатите и живите на ренту дальше.

Как вариант для особо ленивых – работайте полгода, а остальные полгода содержите себя как хотите – платить налог на глупость тунеядство в этом случае не надо.

Ошибка мировой практики

Руководству Беларуси в сей критический момент очень нужны деньги, просто необходимы, ведь в 2015 году выборы, а обещанная в 1000 $ зарплата ели дотянула по стране до половины, а с учётом девальвации («девальвации не будет» <АГЛ>) и всего-то до 350 по стране, очень развитой социально, политически и экономически. Ранее спонсировала Россия, давая ссуды и кредиты, забывая об их погашении, теперь у старшего брата свои проблемы и самим бы у кого взять.

Во всём прогнившем капиталистическом мире о неимущих и безработных заботятся, выплачивая им пособия, размера которых хватает на нормальную еду, одежду, да ещё и останется на ништяки. У немцев, например, решили помогать безработным пособием от 700 евро, белорусы же поняли их системную ошибку – надо не платить тем, кто по тем или иным причинам не работает, а ввести налог для безработных. Справка: пособие по безработице в Германии.

Это интересно:  Как в 1с рассчитать пособие на ребенка до 15 лет

В этом случае полезут на любые работы, безработица рассосётся, как геморрой под взглядом Чумака, а казна пополнится и будет чем потешить оставшийся народ перед выборами. Решение простое как лампочка Ильича и совсем скоро Беларусь станет первой в Европе страной, где на официальном уровне введена трудовая повинность, от которой, впрочем, можно откупиться за 250-300$ в год.

Этот пример, безусловно, станет заразительным и вскоре Англия, Франция, Германия и прочие загнивающие страны последуют ему и тоже смогут стать независимыми, богатыми и процветающими.

Смутные сомнения по налогу

На этом радостном фоне появляются лишь некоторые смутные сомнения в волшебной силе нового закона. Если поток бомжей, наркоманов и профессиональных алкоголиков, то есть тех, кому откупиться от барщины никак, хлынет на заводы, фабрики и стройки, то не настанут ли на предприятиях чисто колымские законы и не угробится ли остаток «процветающего» производства (данные статистики скупы — 40% предприятий РБ убыточны, причем хронически)?

Мётел на всех не хватит, улиц тоже (по предварительным данным под действие нового налога попадает от 300 до 400 тысяч белорусов), а иная помощь с трясущимися руками и интеллектом тарпана вряд ли пригодится.

Есть правда одно «но». Не так и мала вероятность, что принятие закона будут тянуть до предвыборной риторики и в самый ответственный момент Президент РБ своим царским решением его отменит и накажет создателей, чем заслужит ещё больше народной любви.

Заканчивать буду на миноре, так как несчастным безработным если не везёт, то не везёт по-белорусски. Для «тунеядцев» (по меркам РБ) увеличат минимальный стаж для получения трудовой пенсии, а если и его не хватит, то выход на пенсию отложится на 5 лет или будет установлен одинаковый порог пенсионного возраста для мужчин и женщин в 65 лет.

Для справки в 2013 году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64,3 года, так что большинство не доживёт, а это тоже прямая выгода государству – платил, но не воспользовался.

Никто не спорит, что бизнес должен платить, те, кто имеет налогооблагаемую базу тоже, но это дело исключительно налоговой инспекции, а не пушкаря, который стреляет по направлению врага из гаубицы под бурные апплодистменты. .

Грустно девицы, грустно красавицы.

Декрет подписан 2 апреля 2015 г.

Поздравляю, читателей блога Zegeberg – декрет о тунеядцах подписан 2 апреля 2015 года. Теперь коротко о его положениях.

Граждане, не участвующие в финансировании бюджета полгода и более в истёкшем году, обязаны в следующем году оплатить налог на тунеядство в размере 20 базовых величин. Закон включается задним числом — он действует с 1 января 2015 года, налог должен быть уплачен в следующем году до 15 ноября.

Сумма налога уменьшается на размер выплаты в отчётном году налогов, то есть, если вы заплатили, предположим, как физическое лицо за 2015 год подоходный налог, то его размер отнимется из общей суммы к уплате (20 б. в.).

Исключения – инвалиды и недееспособные граждане, лица до 18 лет, мужчины по достижению 60 лет, женщины по достижению 55 лет, женщины, воспитывающие ребёнка до 7 лет или ребёнка-инвалида до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей.

Для упрощения взимания налога предусмотрена скидка в 10% тем, кто в период с 1 августа текущего года до 31 мая следующего года обратится в налоговые органы и уведомит их о своём тунеядстве. Обратившиеся сами должны будут уплатить налог не до 15 ноября года, следующего за отчётным, а до 1 июля. То есть за 2015 год надо заплатить либо 20 базовых величин до 15 ноября 2016 года, либо 20 базовых минус 10 % до 1 июля 2016 (при самостоятельном обращении в налоговую инспекцию).

Уведомление об уплате налога будет приходить тунеядцам на дом (если не хотите идти в налоговую самостоятельно), штраф за неуплату 2-4 базовые величины (уплату налога не отменяет, возможны розги) или административный арест с привлечением к труду.

Оплата налога (скан извещения)

Блогу Zegeberg.ru стали доступны извещения об оплате налога на тунеядство, как видим, государство не соврало, оплатить сбор можно со скидкой в 10% при самостоятельном обращении в налоговую инспекцию. Оплата налога на тунеядство в 2015 году может быть произведена может быть произведена до 1 июля 2016 года, но лучше с этим делом не тянуть, так как 1 января всегда в Беларуси пересчитывается базовая величина, а надежды на отмену сбора нет. Сканы квитанции, расчёта налоговой и извещения ниже.

Недолго россияне смотрели на Беларусь, как на ружьё-пукалку в руках сапожника – велика вероятность того, что налог на тунеядство скоро появится и в России. Локомотивом появления кнута для бездельников стал вице-премьер Ольга Голодец, которая 28 сентября заявила о разработке нового закона.

Как и в Беларуси, в России налог решили назвать нежно и ласково – платёж за использование социальной инфраструктуры неработающими трудоспособными гражданами, но хрен редьки не слаще. Голодец разумно заметила, что Конституция России позволяет гражданам не работать, но они не платят при этом в фонд обязательного медицинского страхования, а поликлиниками и больницами пользуются.

Заметим, что Конституция России позволяет не работать, но гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, предложение Голодец интерпретирует главный закон страны по своему – не работать можно, а платить за бесплатную медицину надо. Отсюда и налог, при чём независимо от того, пользуетесь ли вы поликлиниками или нет – они есть, значит пользуетесь.

Сейчас закон в стадии разработки и велика вероятность его принятия. Так что, граждане-тунеядцы и сочувствующие им, в тяжёлые времена Конституцию страны, оказывается, можно читать под себя или вовсе игнорировать.

Может лучше чиновников упразднить?

Сумма налога в России

21 октября 2016 года министр соцзащиты России Максим Топилин начал морально готовить россиян к сумме налога на тунеядство в 20 тысяч. Именно столько, по его словам, могут взимать с неработающих, но трудоспособных, пока, граждан. По словам Топилина «20 тысяч для неработающих, но имеющих доходы, даже маловато». Антон Силуанов с предложением знаком, но не дал ему оценки (ожидает реакции внизу?).

Большой русский начальник никак не дал разъяснения по поводу разделения безработных и подпольных цеховиков. По факту закон будет работать как в Беларуси, где не стали ломать голову над такими тонкостями и грохнули налогом всех, кто полгода не работает. Более того, в РБ активно шлют сегодня письма счастья матерям в декрете и даже покойникам. Первым надо самим доказывать, что они в декрете, что делать вторым на высшем уроне не разъяснили.

20 тысяч взяли, расписав на коленке размер взносов с МРОТ и в фонд ОМС. Ой, начнётся скоро в России праздник похлеще, чем в Беларуси. Бульбаши молчаливы и податливы, как тесто. С них верёвки вить, но к сибиряку за налогом лучше без взвода ОМОНа не ходить. Вопрос – хватит ли на всех «масок-шоу»?

Дополнение в РБ от 12 января 2017 года

Новый декрет №1 от 12 января 2017 года ужесточил закон о тунеядцах в Беларуси. Теперь платить налог будут и неработающие родители, чьи дети с 3 до 7 лет ходили в дошкольные учреждения. Если мать сидит с ребёнком от 3 до 7 лет дома, то платить не нужно, если малыш ходит в садик, а мать не работает, то она тунеядка со всеми вытекающими.

Не попадают с января 2017 года под действие закона члены национальных сборных и те, кто проходит альтернативную службу.

Интересно выглядит дополнение к декрету:

местные исполнительные или распорядительные органы могут освобождать от уплаты сбора тех, кто находится в трудной жизненной ситуации

Вот интересно, а сама жизнь в Беларуси не попадает под мерки трудной жизненной ситуации?

Изменения в декрет №3

В ближайшее время планируется внести изменения в декрет №3 о социальном иждивенчестве. Депутаты Палаты представителей предлагают дополнительно освободить от уплаты сбора:

  1. Тех, кто проходит альтернативную службу (привет, баптисты),
  2. Тех, кто стоит на психоневрологическом учёте (головой о стену и вызываем белые халаты),
  3. Выпускников ВУЗов, учившихся на дневной форме в год завершения обучения,
  4. Всех владельцев земельных участков, независимо ведут они подсобное хозяйство или нет (если есть коттедж, то вы не тунеядец).

Сумму предлагают оставить ту же – 20 базовых величин. Что касается начала взимания сбора, то за 2015 год налог взиматься не будет, те, кто заплатил за 2015, не будут платить за 2016, за 2017 году будут платить все, кто не попал в подкорректированные списки.

Изменения пока не подписаны, поэтому пока это только слова на бумаге.

Изменения в Декрет от апреля 2018 года

В начале 2018 года стало известно, что налог на тунеядство отменён, но радости в массах это не прибавило, так как теперь с бездельников и подпольных Корейко будут взимать полную стоимость ЖКХ услуг. На апрель этого года в Беларуси платят 80% стоимости электроэнергии и 20% от полного тарифа на отопление. Тунеядцы РБ с 1 января 2019 года будут платить 100%!

Также планируют, но не решают взмахнуть платком в сторону полной оплаты медицинских услуг из того небольшого списка, который остался бесплатным. Тут пока мрак и туман, ведь есть Конституция и власти хотят пройтись так, чтобы и рыбку съесть и на карусели покататься. Возможны два варианта:

  1. Стоимость платных услуг в государственных учреждениях для тунеядцев приравняют к цене услуг в коммерческих клиниках,
  2. Приём бездельников в поликлиниках будет вестись в неудобное время,
  3. Для попавших под декрет сократиться список бесплатный медуслуг (лишь бы не померли).

В связи с изменениями у меня есть пара вопросов:

  1. Если тунеядец живёт у матери, то кто оплатит 100% отопления – мать?
  2. Если человек работает в России и не пользуется коммунальными услугами по 4-6 месяцев, за что взимать даже 10%?
  3. Как считать, если в квартире 2 тунеядца и три рабочих?
  4. Как определять, что лечить бесплатно, что платно – аппендицит бесплатно, понятно, а геморрой? А гайморит?
  5. Кто принимает решение о бесплатном медобслуживании тунеядца – комиссия или врач по месту? Не накажут ли врача, если он начнёт лечить то, что по мнению чиновников не представляет угрозы для жизни?