Методическое пособие при нму

Методическое пособие при нму

Вопрос: «Должно ли предприятие 4 категории, не включенное в перечень объектов, разрабатывать и согласовывать мероприятия при НМУ с облэконадзором?» Ответ: Вы не уточнили свой регион, а также информацию о наличии у вас стационарных источников выброса. Если у вас 4 категория и имеется свидетельство — значит, у вас нет стационарных источников выброса, нет разрешения на выброс веществ, соответственно, вам не нужно разрабатывать план мероприятий НМУ, так как разработать его просто не для чего. Обязанность разработки мероприятий по защите населения в период НМУ (неблагоприятных метеоусловий) установлена законодательно, а в 2011 году Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ закон претерпел некоторые изменения, породившие много вопросов у природопользователей. Обратимся к федеральному законодательству. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей 1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. 2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти. 3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. [. ] Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды. Таким образом, порядок согласования планов мероприятий при НМУ, а также критерии отнесения предприятий к перечню предприятий, обязанных такие планы иметь, определяется на местном уровне. В разных регионах страны порядки абсолютно разные. Где-то планы утверждаются ТУ Росприроднадзора где-то министерствами природных ресурсов, различными комитетами и другими органами. Каждый уполномоченный орган вправе самостоятельно решить, кто из природопользователей составляет такие планы и в каком виде. Отвечала Ламихова Мария Инженер-эколог, проектировщик, разработка проектов ПДВ, СЗЗ, ПНООЛР, отчетность, консультирование природопользователей. Еще больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru

Ключевые слова: новости
Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться

Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться

«ПОСОБИЕ К СНИП 11-01-95 ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

5.6. Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях

5.6.1. Для существенного снижения уровня загрязнения воздуха в районе расположения проектируемого объекта в подразделе проекта должны быть подготовлены и разработаны предложения по временному сокращению вредных выбросов в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Разработку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ в составе проектной документации выполняют в соответствии с требованиями территориальных органов по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС).

5.6.2. Уровень загрязнения приземных слоев атмосферы во многом зависит от метеорологических условий. В некоторых случаях метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в воздухе района расположения объекта. Для предупреждения указанных явлений осуществляют регулирование и сокращение вредных выбросов загрязняющих веществ проектируемого объекта в атмосферу.

5.6.3. Регулирование выбросов выполняется в тех районах, городах и населенных пунктах, где органами Росгидромета проводится прогнозирование НМУ о возможном росте концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

5.6.4. Разработанные в подразделе мероприятия по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ в обязательном порядке входят в сводный том «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» и утверждаются в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78.

Они могут быть пересмотрены по требованию местной администрации, при изменении технологии производства или характера выброса вредных веществ в атмосферу.

5.6.5. При подготовке мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ следует рассматривать величину вклада каждого источника проектируемого объекта в общий уровень загрязнения атмосферы. Для этого используются расчетные формулы максимальной концентрации примесей в воздухе, приведенные в «Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», ОНД-86.

5.6.6. Как показывает практика, при наступлении НМУ в первую очередь следует сокращать низкие, рассредоточенные и холодные выбросы загрязняющих веществ предприятия, а также учитывать приоритетность сбрасываемых вредных веществ.

Одновременно выполнение мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ не должно приводить к существенному сокращению производственной мощности предприятия в периоды НМУ.

5.6.7. Разработку мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляют, как для проектируемых предприятий, так и для действующих при их реконструкции.

Величину сокращения концентрации примесей в воздухе устанавливают с учетом фактического загрязнения атмосферы в городе (районе), технологических возможностей проектируемых производств, применяемого пылегазоочистного оборудования, особенностей метеорологических условий и т.п.

5.6.8. Мероприятия по регулированию выбросов выполняют в соответствии с прогнозными предупреждениями местных органов Росгидромета. Соответствующие предупреждения по городу (району) подготавливаются в том случае, когда ожидаются метеорологические условия, при которых превышается определенный уровень загрязнения воздуха.

В соответствии с этим различают три степени опасности загрязнения воздушного бассейна.

5.6.9. Предупреждение первой степени опасности составляются в том случае, когда ожидают концентрации в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ выше ПДК.

Предупреждение второй степени опасности составляются в двух случаях:

— если после предупреждения первой степени опасности поступающая информация показывает, что принятые меры не обеспечивают необходимую чистоту атмосферы;

— если одновременно обнаруживается концентрация в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ более 3 ПДК.

Предупреждение третьей степени опасности составляется в случае, если после предупреждения второй степени сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферы и при этом ожидаются концентрации в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ более 5 ПДК.

5.6.10. Мероприятия по регулированию выбросов по первому режиму должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 15 — 20%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производственной мощности предприятия.

Мероприятия по сокращению выбросов по первому режиму включают:

— контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделений;

— контроль за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;

— запрещение продувки и чистки оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, а также ремонтных работ, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу;

— контроль за точным соблюдением технологического регламента производства;

— запрещение работы оборудования на форсированном режиме;

— рассредоточение во времени работы технологических агрегатов, не задействованных в едином непрерывном технологическом процессе;

— усиленный контроль за параметрами газоочистки и техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;

— бесперебойная работа всех пылегазоочистных систем и оборудования, исключение их профилактических осмотров и ремонта;

— ограничение погрузочно-разгрузочных работ, связанных с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу;

— прекращение испытания оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

— другие организационно-технические мероприятия, приводящие к снижению выбросов загрязняющих веществ.

5.6.11. По второму режиму мероприятия по регулированию выбросов должны обеспечивать сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 20 — 40%. Эти мероприятия включают в себя все мероприятия первого режима, а также мероприятия, связанные с технологическими процессами производства и сопровождающиеся незначительным снижением производительности проектируемого объекта.

Мероприятия по сокращению выбросов по второму режиму включают:

— снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных веществ;

— остановку технологического оборудования на планово-предупредительный ремонт, если его сроки совпадают с наступлением НМУ;

— перевод котельных и ТЭЦ, где это представляется возможным, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо;

— ограничение движения и использование транспорта на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;

— проверку автотранспорта на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах;

Это интересно:  Коллективный договор железной дороги

— прекращение обкатки двигателей на испытательных стендах;

— мероприятия по предотвращению испарения топлива;

— запрещение сжигания отходов производства и мусора, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами.

5.6.12. По третьему режиму мероприятия должны обеспечивать сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 40 — 60%, а в особо опасных случаях следует осуществлять полное прекращение выбросов. Мероприятия по третьему режиму включают в себя все мероприятия, разработанные для первого и второго режима, а также мероприятия, разработанные на базе технологических процессов, имеющих возможность снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет временного сокращения производственной мощности предприятия.

Мероприятия по сокращению выбросов по третьему режиму включают:

— снижение производственной мощности или полную остановку производств, сопровождающихся значительными выбросами загрязняющих веществ;

— остановку производств, не имеющих газоочистного оборудования;

— проведение поэтапного снижения нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов);

— остановку технологического оборудования с неисправными газоочистными агрегатами и установками;

— отключение аппаратов и оборудования с законченным технологическим циклом, сопровождающимся значительным загрязнением воздуха;

— запрещение погрузочно-разгрузочных работ, отгрузки готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источниками загрязнения;

— остановку пусковых работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающихся выбросами в атмосферу;

— запрещение выезда на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями.

5.6.13. Мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ оформляют по форме таблицы 25. В таблице 25 приводят наименование цеха (участка) предприятия, график работы источника, его параметры и координаты, наименование мероприятия по сокращению выбросов для каждого режима работы, наименование загрязняющих веществ, по которым проводится сокращение выбросов и т.п.

Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ на проектируемом объекте с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ составляют по форме таблицы 26.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В ПЕРИОДЫ НМУ

Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ

Все вопросы, касающиеся воздухоохранной деятельности, автор данной статьи начнет рассматривать с основ, а именно с Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). Напомним, что недавно вышла новая редакция данного документа, которая вступит в силу 1 января 2015 г., однако в настоящей статье мы будем рассматривать вопросы, не затрагивающие последние изменения в указанном Федеральном законе.

Для начала приведем извлечение из Федерального закона № 96-ФЗ, относящееся к теме статьи:

Как видим, данное извлечение довольно туманное и требует пояснений.

Давайте выясним, что понимается под термином «неблагоприятные метеорологические условия» (далее — НМУ).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ НМУ — это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

На сайте Росприроднадзора по Челябинской области http://www.priroda74.ru/ дано более подробное определение: НМУ — это краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

К территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии относятся территориальные отделения Росгидромета. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, — это местные органы, занимающиеся контрольно-надзорной деятельностью в области охраны окружающей среды, т.е. своеобразная альтернатива Росприроднадзору. К ним относятся различные комитеты по охране окружающей среды, министерства и ведомства, департаменты и др.

Таким образом, информация о наступлении НМУ поступает из местного отделения Росгидромета в местный «комитет» (или иной уполномоченный орган), который, в свою очередь, согласовывает планы мероприятий в периоды НМУ и затем отслеживает выполнение этих планов.

Следует оговориться, что существует два разных документа, где указываются мероприятия при наступлении НМУ. Первый документ — проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ), а именно табл. 4.1, общий вид которой согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу[2] (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие) представлен ниже.

Второй документ — собственно отдельно разработанный и согласованный план мероприятий при наступлении НМУ с пояснительной запиской, оценкой эффективности, экономической оценкой и др. При разработке данного документа необходимо руководствоваться РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Методические указания» (дата введения — 01.12.1986; далее — РД 52.04.52-85). Согласно указанному документу: «Мероприятия по временному сокращению выбросов ЗВ в периоды НМУ должны разрабатываться на всех предприятиях, имеющих источники выбросов ЗВ в атмосферу. Они являются обязательной частью проекта нормативов ПДВ и утверждаются, согласовываются МосЦГМС, отделом по ОАВ до включения их в проект нормативов ПДВ»[3] .

Так как РД 52.04.52-85 является действующим, то до вступления в силу редакции Федерального закона № 96-ФЗ от 18.07.2011 все разработчики воздухоохранной документации руководствовались следующим положением РД 52.04.52-85: «Предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают». В результате практически никто данный план мероприятий не разрабатывал.

Отметим, что в соответствии с Методическим пособием план мероприятий при НМУ разрабатывают те предприятия, которые имеют 1 и 2 категорию воздействия либо 3 категорию по рекомендации Росприроднадзора . Однако, как уже говорилось в предыдущих статьях автора, данное пособие носит рекомендательный характер и, соответственно, не имеет юридической силы при решении спорных вопросов.

Таким образом, до 2011 г., несмотря на наличие данного раздела в рекомендуемом составе проекта ПДВ и рекомендации РД 52.04.52-85, план мероприятий при НМУ разрабатывался предприятиями очень редко. Однако после вступления в силу новой редакции Федерального закона № 96-ФЗ тема НМУ повсеместно обсуждается в экологических кругах. Дело в том, что изменения в законодательстве дали настолько широкую свободу действий местным органам, что теперь в разных регионах действуют различные требования к разработке, согласованию и реализации пресловутого плана мероприятий при НМУ.

Отдельная проблема в данной ситуации — получение сведений (предупреждений) о наступлении НМУ заинтересованным юридическим лицом.

Как видим, ситуация с разработкой и согласованием плана мероприятий при НМУ на территории Российской Федерации складывается совершенно неоднозначная, в каждом регионе имеются свои нюансы. Особенно «радует» тот факт, что простому экологу приходится самостоятельно искать соответствующий документ (приказ, порядок, постановление) для своего субъекта, а функциональность и удобство сайтов местных органов власти оставляют желать лучшего: поиск на этих сайтах практически никогда не работает так, как того хотелось бы, и чаще всего проще позвонить и узнать название документа по телефону.

Добавляет неясности в сложившуюся ситуацию тот факт, что разработка проекта ПДВ регламентируется Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденными Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации). Рекомендации являются действующими, при этом в 1989 г. они были переизданы. Так, согласно положениям последнего издания данного документа мероприятия при НМУ разрабатываются для всех категорий предприятий, в отличие от положений издания 1987 г. Какое из изданий действует в настоящее время, до сих пор не ясно. Таким образом, использование Рекомендаций при разработке плана мероприятий при НМУ в составе проекта ПДВ чревато появлением разногласий с контролирующими органами.

Итак, с чего начать, если вашему предприятию все-таки необходимо разработать и согласовать план мероприятий при НМУ? В первую очередь, с изучения РД 52.04.52-85.

Упомянутые в извлечении режимы означают разные режимы работы предприятия при разных видах предупреждений о наступлении НМУ: предупреждения 1 степени составляются, если предсказывается повышение концентраций загрязняющих веществ в 1,5 раза, 2 степени — в 3–5 раз, 3 степени — более чем в 5 раз.

При первом режиме предусматриваются общие организационно-технические мероприятия (например, строгое соблюдение технологического регламента)[4]. Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности можно найти в Приложении 6 к РД 52.04.52-85.

При каждом режиме работы предприятия с учетом мероприятий проводится расчет рассеивания загрязняющих веществ с целью определения эффективности мероприятий. Эффективность каждого мероприятия (xi, %) рассчитывают по формуле:

где M i — выбросы в атмосферу загрязняющего вещества от источников, для которых разработано мероприятие, г/с;

Mi ʹ — размер сокращения выбросов в атмосферу загрязняющего вещества за счет осуществления мероприятия, г/с.

Это интересно:  11 арбитражный суд г Самара

Предлагаем вашему вниманию пример разработанной таблицы плана мероприятий при НМУ для гипотетического предприятия, источниками выброса загрязняющих веществ которого являются котлы газовые бытовые (см. Пример) .

Общий вид таблицы может меняться в зависимости от региональных требований, но незначительно. Кроме данной таблицы требуется еще объемный пакет документов, который чаще всего включает в себя:

  • заявление о согласовании плана мероприятий при наступлении НМУ установленного образца;
  • проект ПДВ, утвержденный в установленном порядке (после согласования плана НМУ возвращается предприятию);
  • пояснительную записку к плану мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, в которой содержатся:

– сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;

– необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;

– возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;

– карта-схема промышленной площадки с указанием точек контроля;

– план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках выброса в периоды НМУ;

– оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ для второго и третьего режимов.

Необходимо добавить, что данный план мероприятий чаще всего разрабатывается на основе действующего проекта ПДВ. Так как срок действия проекта на данный момент составляет 5 лет, то и разработка плана должна быть приурочена к разработке проекта максимально близко, чтобы избежать несовпадений с данными инвентаризации источников выбросов.

Примечательно, что разработка плана мероприятий ложится в гораздо большей степени не на разработчиков документации, а на сотрудников предприятия, причем не на экологов, а на технических и инженерных специалистов. Причина в том, что только эти специалисты могут дать рекомендации по сокращению и приостановке производственных процессов при наступлении НМУ, чтобы это вмешательство оказало минимальное воздействие на производительность предприятия.

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Комментарии к данному документу см.:

Ламихова М. Комментарии к Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу // Справочник эколога. 2014. № 9. С. 29–34;

Ламихова М. Комментарии к Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (окончание) // Справочник эколога. 2014. № 10. С. 22–29.

[3] ЗВ — загрязняющие вещества; МосЦГМС — Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; отдел по ОАВ — отдел по охране атмосферного воздуха.

[4] О проведении мероприятий по сокращению выбросов при разных режимах работы предприятия см.: Розанова О.А. Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ // Справочник эколога. 2013. № 2. С. 18–24.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Снова плохая погода, или Проблемы сотрудничества с Росгидрометом

Экологам часто приходится иметь дело с различными государственными учреждениями — при разработке и согласовании проектной документации, проверке контролирующих органов и т.д. Зачастую такое сотрудничество с государственными учреждениями далеко не безвозмездное.

Например, при согласовании проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ) необходимо провести экспертизу проекта на соответствие санитарным нормам, которая обычно осуществляется санитарным врачом в местном центре гигиены и эпидемиологии, и часто стоимость данной экспертизы равна или даже выше стоимости собственно разработки проекта.

Словом, для решения экологических задач приходится платить, и государственные учреждения взимают плату отнюдь не меньшую, нежели частные. Среди прочих сфер взаимодействия в данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

К НМУ относятся штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия (чаще всего температурная — повышение температуры в атмосфере с увеличением высоты вместо обычного ее понижения).

Прогнозы НМУ

План мероприятий в периоды НМУ разрабатывается и согласовывается либо в рамках проекта ПДВ (согласно Рекомендациям по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденным Госкомгидрометом СССР 28.08.1987), либо как отдельный документ. Как правило, данный план разрабатывается одновременно с проектом ПДВ либо сразу после него (на основе проекта).

При разработке плана мероприятий в периоды НМУ следует руководствоваться местными нормативными правовыми актами. Во многих регионах в таких актах есть ссылка на РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85), в некоторых других — на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ указана в Федеральном законе № 96-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий[1] юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
[…]

До вступления в силу редакции Федерального закона № 96-ФЗ от 18.07.2011 все разработчики воздухоохранной документации руководствовались следующим положением РД 52.04.52-85: «Предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают». Списки предприятий, оповещаемых о наступлении НМУ, составлялись территориальными отделениями Росгидромета.

Сегодня же разработать и согласовать план мероприятий в периоды НМУ обязаны все предприятия, для которых установлены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Однако в первую очередь нужно изучить местные нормативные правовые акты, поскольку в некоторых регионах все еще сохраняют свое действие списки предприятий, оповещаемых о наступлении НМУ (например, такие списки есть в Красноярском крае).

Помимо прочего, согласно Методическому пособию план мероприятий в периоды НМУ разрабатывают те предприятия, которые имеют 1 и 2 категорию воздействия либо 3 категорию по рекомендации Росприроднадзора. Однако в результате изменений в законодательстве категорийность предприятий больше не имеет юридического значения, и планы мероприятий в периоды НМУ разрабатывают все, у кого есть источники выбросов (хотя, например, в Иркутской области все еще руководствуются категориями предприятий, и для 3 категории указанный план разрабатывается только в тех районах, где проводятся работы по прогнозированию НМУ).

Согласно РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:

• мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;

• мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;

• осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.

Должно быть обеспечено снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

Это интересно:  Приказ минтранса no 470

• по первому режиму — на 15–20 %;

• по второму — на 20–40 %;

• по третьему — на 40–60 %.

Для поиска оптимального решения проблемы снижения выбросов и во избежание нанесения ущерба производству мероприятия по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ разрабатываются по согласованию с производственными специалистами предприятия.

При первом режиме предусматриваются общие организационно-технические мероприятия (например, строгое соблюдение технологического регламента). Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности можно найти в Приложении 6 к РД 52.04.52-85.

Разработанный план мероприятий в периоды НМУ согласовывается с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (далее — ОИВС) — местными органами, занимающимися контрольно-надзорной деятельностью в области охраны окружающей среды. К ним относятся комитеты по охране окружающей среды, министерства и ведомства, департаменты и др. В каждом ОИВС есть свой регламент согласования планов мероприятий в периоды НМУ, а также контроля за соблюдением данных мероприятий.

После согласования плана мероприятий в периоды НМУ работа строится следующим образом:

1) предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно установленным нормативам;

2) территориальный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее — ЦГМС) проводит мониторинг состояния атмосферы и составляет прогноз наступления НМУ по данному населенному пункту или его части;

3) при наличии опасности возникновения НМУ ЦГМС оповещает ОИВС.

И далее возникает ряд вопросов по процедуре оповещения собственно предприятия-загрязнителя.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

В круг заинтересованных лиц входят ОИВС, органы, осуществляющие регулирование выбросов вредных веществ в населенном пункте в периоды НМУ, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов.

Информация о НМУ предоставляется территориальным ЦГМС в форме прогнозов НМУ на 1–3 суток первой, второй или третьей степеней опасности. Прогнозы составляются для городских и иных поселений, а также для отдельных источников выбросов загрязняющих веществ.

Извлечение
из Порядка

[…]
7. Представляемая в соответствии с настоящим Порядком информация о НМУ включает:
1) наименование уполномоченного органа, предоставляющего информацию о НМУ;
2) наименование городского или иного поселения, в пределах которого прогнозируются НМУ;
3) информация о прогнозе НМУ (указывается, представляется прогноз НМУ первично или в результате уточнения);
4) период (дата и время), в который ожидаются НМУ;
5) степень опасности НМУ.
В дополнение к сведениям о наименовании городского или иного поселения информация о НМУ, составленная уполномоченными органами для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включает наименование источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, для которого составлен прогноз НМУ с указанием юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего его эксплуатацию.
[…]

Предприятие, которое должно контролировать свои выбросы при наступлении НМУ, ведет журнал для записи предупреждений (оповещений) о наступлении НМУ, куда вносит все указанные сведения. Главный вопрос: как эти сведения попадут к предприятию?

Извлечение
из Порядка

[…]
9. Информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[2] в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
10. Информация о НМУ, указанная в пунктах 5–6 настоящего Порядка[3], состав и содержание которой соответствуют пункту 7 настоящего Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
[…]
11. Информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» […] и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» […].
[…]

Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 (в ред. от 28.03.2008), регламентирует порядок передачи информации о НМУ.

Согласно п. 2 Положения к информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации[4].

В силу п. 11 Порядка информация о НМУ является специализированной, она не входит в перечень общей информации, указанной в Приложении к Положению.

Извлечение
из Положения

[…]
4. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.
5. Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется пользователям (потребителям) в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.
[…]

Иными словами, бесплатно такая информация предоставляется только государственным органам; другим получателям — по договору об информационных услугах. Согласно п. 9 Порядка уполномоченный орган (т.е. ЦГМС) должен публиковать информацию о НМУ на своем сайте, однако делает он это далеко не во всех регионах.

СПРАВКА

Примеры регионов, где информация о НМУ предоставляется на сайтах местных ОИВС либо территориальных ЦГМС:
• г. Красноярск — admkrsk.ru (Главная — Город сегодня — Экология — Оповещение о наступлении неблагоприятных метеоусловий на территории г. Красноярска);
• г. Иркутск — ecology.irkobl.ru (Главная — Неблагоприятные метеорологические условия);
• г. Челябинск — cheladmin.ru/soobshcheniya-o-nmu;
• Приморский край — primgidromet.ru (Главная — Погода — Прогноз неблагоприятных метеорологических условий).

Как правило, такие прогнозы на сайтах размещаются на текущую дату и содержат информацию о времени наступления НМУ, режиме опасности и дате окончания НМУ.

В принципе, для субъектов малого и среднего предпринимательства с небольшим количеством источников выбросов таких кратких предупреждений, по мнению автора, более чем достаточно. Единственное, что нужно сделать предприятию, — взять за привычку ежедневно «мониторить» нужный сайт на предмет поступления прогнозов НМУ и вести журнал оповещений, а при наступлении НМУ — проводить мероприятия согласно утвержденному плану.

Естественно, что наладить телефонное, факсовое оповещение или любой другой способ оповещения абсолютно всех предприятий, имеющих стационарные источники выброса, — очень масштабная задача, особенно для неповоротливых государственных учреждений. Хотя на сегодняшний день есть масса простых и быстрых способов, например автоматизированная рассылка на электронную почту или короткие текстовые сообщения на мобильный телефон. Однако все эти способы стоят денег и сил. Для крупных предприятий, выбросы которых действительно могут создать угрозу здоровью населения в период НМУ, целесообразно наладить специализированное оповещение на договорной основе.

В последнее время все чаще слышны жалобы предприятий, в т.ч. сектора малого и среднего бизнеса, на то, что их вынуждают заключать с ЦГМС договоры на оповещение о наступлении НМУ, привлекая для этого даже прокуратуру. Ссылаясь на рассмотренные нами выше законодательные акты, прокуратура рассылает представления об устранении нарушения в том случае, если договор не заключен. Таким образом, предприятия поставлены перед необходимостью отдать немалые деньги за то, что они и так могут прочесть на сайте. А деньги действительно немалые. Вот, например, выдержка из прейскуранта ЦГМС в одном из регионов:

№ п/п

Наименование услуги (работы)