Как правильно оформить опыт по химии

Оглавление:

Методические рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ по дисциплине «Химия» для студентов специальностей технического профиля среднего профессионального образования

Разделы: Химия

Цели химического образования

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общие компетенции

Целью химии становится
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные основы химии

  • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
  • Проведение химических реакций в растворах.
  • Проведение химических реакций при нагревании.
  • Качественный и количественный анализ веществ.
  • Определение характера среды.
  • Индикаторы.
  • Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
  • Качественные реакции на органические вещества.

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ

При выполнении лабораторных работ студент должен:

знать:

– основные классы неорганических соединений и их свойства, строение атома, типы химических реакций и связей;
– теорию электролитической диссоциации;
– периодический закон и периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева;
– теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова;
– названия представителей гомологических рядов органических соединений, строение и свойства их, способы получения;
– правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

уметь:

– проводить реакции ионного обмена и качественные реакции ионов, определять реакцию среды растворов солей;
– охарактеризовывать свойства металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
– строения атомов и электрохимическом ряду напряжений металлов;
– проводить реакции лабораторных способов получения углеводородов: метана и этилена, альдегидов, карбоновых кислот и сложных эфиров;
– распознавать органические вещества (изученные по программе) на основе их строения и свойств;
– описывать свойства органических веществ, составлять уравнения реакций.

Правила выполнения лабораторных работ

1. Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ…

…ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять

  • В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.
  • Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.
  • В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.
  • Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли)

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

  • Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора.
  • В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.

Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, — не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

  1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
  2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.
  3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
  4. Производить опыты в чистой посуде.
  5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  6. Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ проводить с особой осторожностью.
  7. Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.
  8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
  10. Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком.
  11. Не зажигать горючее зажигалкой. Гасить горючее, накрывая ее колпачком.
  12. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.
  13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.

Правила выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа выполняется в три этапа:

Опыты и эксперименты по химии (8 класс) по теме:
Лабораторные опыты по химии в 8 классе. УМК Н.Е.Кузнецовой

Представлены разработки всего лабораторного курса по химии в 8 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления лабораторных опытов с возможными ответами учеников (выделены курсивом).

Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО): Давыдова Наталья Борисовна

Место проживания: Нижегородская обл. село Вад

Образовательное учреждение: МАОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. — М.: Вентана — Граф, 2010.

Название материала: Лабораторные опыты по химии в 8 классе. УМК Н.Е.Кузнецовой

Краткое описание работы: Представлены разработки всего лабораторного курса по химии в 8 классе (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара). Даны образцы оформления лабораторных опытов с возможными ответами учеников (выделены курсивом).

Список использованной литературы:

1. Программа: Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений //Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара.- М.: Вентана – Граф, 2010 г.

2. Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. — М.: Вентана — Граф, 2010.

Лабораторный опыт №1.

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

(медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.).

Цель: познакомиться с физическими свойствами различных веществ.

Оборудование: образцы веществ с этикетками (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия), справочные материалы.

Рассмотрите вещества (медь, железо, сера, вода, хлорид натрия), изучите их физические свойства, заполните таблицу.

Плотность, г/см 3

Температура
плавления, °C

Температура
кипения, °C

Вывод: В ходе работы познакомились с физическими свойствами различных веществ.

Лабораторный опыт №2.

Испытание твердости веществ с помощью коллекции «Шкала твердости».

Цель: определить твердость различных веществ.

Оборудование: коллекция «Шкала твердости».

Определите твердость предложенных веществ, используя коллекцию «Шкала твердости». Начинать определение твёрдости исследуемого вещества следует с использования из коллекции минерала с наименьшей твёрдостью по шкале Мооса, сделав черту на исследуемом предмете. Если данной минерал не оставляет следа, использовать следующий, больший по твёрдости. И так проводить исследование до тех пор, пока минерал из коллекции не оставит след на предмете. В этом случае следует попробовать сделать черту на исследуемым предметом на минерале. Если она получится, то твёрдость исследуемого предмета равна твёрдости соответствующего минерала. Если черта от исследуемого предмета не появится, то значение твёрдости этого предмета будет средней между значением твёрдости минерала, давшего черту и значением твёрдости предыдущего минерала. Например, тальк (твёрдость 1) не оставляет следа на грануле или пластинке свинца, а гипс (твёрдость 2) даёт черту. Свинец же на гипсе не оставляет следа. Следовательно, значение твёрдости свинца будет средним между единицей и двойкой, т.е. 1,5.

Методическая разработка по химии (8 класс) по теме:
Практические работы по химии для 8 — 11 классов

Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах.

Предварительный просмотр:

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Порядок выполнения работы

  1. Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества)

m(H 2 O) = m(раствора) — m(вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

  1. Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
    Расчет приведите в отчете о практической работе.
  2. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.
  3. На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.
  4. Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.
  5. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Оформление в тетради:

Практическая работа №3

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

Это интересно:  Договор агентских услуг гк

С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________

Отчет составляется по пунктам «Порядка выполнения работы».

Вывод формулируется на основании выполненной работы.

200 г 3% раствора сахара

200 г 3% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

200 г 2,5% раствора сахара

160 г 2,5 % раствора сахара

100 г 5% раствора сахара

120 г 2,5% раствора сахара

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

«Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств»

  1. В пробирку налейте раствор хлорида алюминия (высотой примерно 1 см.) и прилейте насколько капель раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде).
  2. Полученный в первом опыте осадок гидроксида алюминия разделите на две пробирки. В первую пробирку к осадку прилейте раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде). Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  3. Во вторую пробирку с осадком прилейте избыток раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде). Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  4. Оформите работу в тетради для практических работ в виде таблицы. После таблицы сделайте общий вывод о химических свойствах гидроксида алюминия.

Цель работы: получить реакцией обмена гидроксид алюминия и с помощью соответствующих реакций доказать амфотерность его химических свойств.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; хлорид алюминия (AlCl 3 ), гидроксид натрия (NaOH), раствор серной кислоты (H 2 SO 4 ).

С правилами техники безопасности при проведении практической работы ознакомлен(а) ____________

Оформление лабораторных работ

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Оформление лабораторной работы

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

Ведение домашнего эксперимента в процессе обучения химии семиклассников

Разделы: Химия

Представить себе химию без опытов невозможно. Как говорил Майкл Фарадей: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия». Поэтому изучить эту науку, понять её законы и, конечно полюбить её можно только через эксперимент. Экспериментирование – естественная потребность ребёнка, начавшего изучать химию. Но, к сожалению, количество часов химии в 7 классе очень незначительное (1 час в неделю), а желание проводить опыты у учащихся большое. Один из способов решения этой проблемы – правильная организация домашнего эксперимента. Домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании. При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения:

  • организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчёта, рациональное использование средств, методов и приёмов);
  • технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
  • интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний для описания наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).

Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жёсткими временными рамками и могут выполнять эксперимент и не спешить при этом. Роль учителя при организации домашнего эксперимента заключается в том, что он готовит инструкции и проверяет выполнение домашних опытов. Введение домашнего эксперимента в процесс обучения химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, развитию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучаемому предмету, его практической направленности. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность оборудования, реактивов.
Примеры домашних экспериментов, которые я использую в своей практике:

1. Хроматография на бумаге (тема «Чистые вещества и смеси»)

Разделите методом хроматографии на бумаге следующие смеси:

А) спиртовой раствор «зелёнки»,
Б) водный раствор чёрной туши для чертёжных работ.

Цель эксперимента: освоить метод бумажной хроматографии, научиться определять разницу между чистыми веществами и смесями.

Оборудование: химический стакан, полоска фильтровальной или промокательной бумаги, спиртовой раствор «зелёнки», водный раствор туши для чертёжных работ.

Методика проведения эксперимента:

Полоску из фильтровальной бумаги необходимо подвесить над сосудом с раствором «зелёнки» и чёрной туши так, чтобы бумага только касалась раствора. Граница подъёма «зелёнки» и красящего вещества будут отставать от границы подъёма спирта и воды соответственно. Таким образом, происходит разделение двух веществ в составе однородных смесей: а) спирта и бриллиантового зелёного, б) воды и красящего вещества.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о проделанной работе, приклейте полученные хроматограммы и попробуйте проанализировать результат.

2. Разделение смесей (тема «Чистые вещества и смеси»).

Приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружек, образующихся после заточки карандаша.

Цель эксперимента: научиться разделять неоднородные смеси.

Оборудование: поваренная соль, земля, стружки после заточки карандаша, стакан, вода, фильтр, ложка, сковорода.

Методика проведения эксперимента:

Приготовьте смесь, перемешав по одной чайной ложке поваренной соли, земли и карандашных стружек. Растворите полученную смесь в стакане воды, всплывшие стружки удалите шумовкой и положите для сушки на лист бумаги. Изготовьте фильтр из бинта или марли, сложив 3-4 слоя, и не туго натяните его на другой стакан. Профильтруйте смесь. Фильтр с оставшейся землёй высушите, затем счистите её с фильтра. Отфильтрованную жидкость (фильтрат) перелейте из стакана в эмалированную миску или сковороду и выпарьте. Выделившиеся кристаллики соли соберите. Сравните количества веществ до и после проделанных операций.

Результаты эксперимента и выводы: Зарисуйте ход эксперимента. Дайте понятие неоднородным смесям. Сделайте вывод о полноте выделения веществ. На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей.

3. Диффузия (тема «Строение вещества»).

Цель эксперимента: изучить на практике процесс диффузии.

Оборудование: желатин пищевой, марганцовка, медный купорос, вода, кастрюля, ложечка из нержавеющей стали для перемешивания, электрическая или газовая плитка, пинцет, два прозрачных пузырька.

Методика проведения эксперимента:

Чайную ложечку желатина опустите в стакан с холодной водой и оставьте на час-другой, чтобы порошок успел набухнуть. Перелейте смесь в маленькую кастрюльку. Нагревайте смесь на слабом огне; следите, чтобы она ни в коем случае не закипела! Размешивайте содержимое кастрюльки до тех пор, пока желатин полностью не растворится. Горячий раствор перелейте в два пузырька. Когда он остынет, в середину одного из пузырьков быстрым и осторожным движением введите пинцет, в котором зажат кристаллик марганцовки. Слегка разожмите пинцет и быстро выньте его. В другой пузырёк внесите кристаллик медного купороса. Желатин замедляет процесс диффузии, и несколько часов подряд вы сможете наблюдать очень интересную картину: вокруг кристалликов будет расти окрашенный шар.

Результаты эксперимента и выводы: Проведите на практике предложенный эксперимент и дайте объяснение процессу диффузии.

4. Взаимодействие между веществами (тема «Признаки химических реакций»)

Проведите следующие опыты и охарактеризуйте явления, которые при этом происходят.

А) Поместите в стакан немного (1/3 чайной ложки) питьевой соды и прилейте к ней несколько капель уксуса (для этого можно использовать пипетку или стеклянную трубочку),
Б) Поместите в стакан такое же количество поваренной соли и прилейте к ней несколько капель уксуса.

Цель эксперимента: научиться распознавать физические и химические явления, фиксировать признаки химических реакций, закрепить практические умения при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: два химических стакана, пипетка, питьевая сода, поваренная соль, уксус.

Методика проведения эксперимента: проведите опыты в соответствии с заданием.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о проделанной работе, сформулируйте признаки проведённых реакций, составьте фотоотчёт о работе.

5 Выращивание кристаллов (тема «Растворы»)

Вырастить кристалл или кристаллы из насыщенного раствора поваренной соли, медного купороса или алюмокалиевых квасцов.

Цель эксперимента: научиться приготавливать насыщенный раствор поваренной соли или других веществ, выращивать кристаллы различных размеров, закрепить умения и навыки при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: стакан и литровая банка для приготовления раствора, деревянная ложка или палочка для перемешивания, соль для эксперимента – поваренная соль, медный купорос или квасцы, горячая вода, затравка – кристаллик соли, подвешенный на нитке, воронка и фильтровальная бумага.

Методика проведения эксперимента:

Приготовьте насыщенный раствор соли. Для этого сначала налейте в банку горячей воды до половины её объёма, затем порциями добавляйте соответствующую соль, постоянно перемешивая. Добавляйте соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Отфильтруйте полученный раствор в стакан через воронку с фильтровальной бумагой или ватой и оставьте раствор остывать на 2-3 часа. Внесите в остывший раствор затравку – кристаллик соли, подвешенный на нити, осторожно накройте раствор крышкой и оставьте на продолжительное время (2-3 дня и более).

Результаты работы и выводы:

Изучите свой кристалл и ответьте на вопросы:

  • Сколько дней вы выращивали кристалл?
  • Какова его форма?
  • Какого цвета кристалл?
  • Прозрачный он или нет?
  • Каковы размеры кристалла: высота, ширина, толщина?
  • Какова масса кристалла?

Зарисуйте или сфотографируйте свой кристалл.

6. Имеет ли значение, как охлаждать? (тема «Растворы»).

В ходе эксперимента определить различие в форме кристаллов, выпавших при медленном и быстром охлаждении.

Цель эксперимента: необходимо проделать предложенный опыт и объяснить его результат.

Оборудование: 2 стакана, фарфоровая кружка, раствор медного купороса.

Методика проведения эксперимента:

В фарфоровом или стеклянном сосуде надо растворить в горячей воде медный купорос до густо-синего цвета раствора. Половину раствора отлить в другой сосуд и быстро охладить под водопроводным краном. Другую половину оставить до следующего дня. Одинаковый ли будет результат?

Результаты эксперимента и выводы: Зафиксируйте результаты своего эксперимента и сделайте выводы.

(При быстром охлаждении получаются мелкие кристаллы медного купороса. При медленном охлаждении кристаллы будут более крупные).

7. Получение дистиллированной воды. (тема «Способы разделения гомогенных смесей»)

Получить в домашних условиях 50 мл дистиллированной воды.

Цель эксперимента: научиться разделять однородные смеси методом дистилляции.

Оборудование: эмалированный чайник, две стеклянные банки.

Методика проведения эксперимента:

Налейте в эмалированный чайник на 1/3 объёма воды и поставьте на газовую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Когда вода закипит, нацепите на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособьте вторую банку для сбора конденсата. Для того чтобы банка-холодильник не перегревалась, на неё можно класть смоченную холодной водой салфетку.

Результаты работы и выводы:

Ответьте на поставленные вопросы:

  • Что представляет собой водопроводная вода?
  • Какими способами разделяют однородные смеси?
  • Что представляет собой дистиллированная вода? Где и в каких целях она используется?

Зарисуйте проделанный вами опыт.

8. «Химическая грелка» (тема «Признаки химических реакций»)

Провести на практике химическую реакцию, идущую с выделением теплоты.

Цель эксперимента: ознакомиться с признаками химических реакций.

Оборудование: алюминиевая проволока, медный купорос, поваренная соль, опилки, вода, стеклянная баночка.

Методика проведения эксперимента:

Возьмите небольшую стеклянную баночку и вложите в неё согнутую в спираль алюминиевую проволоку. Проволока должна прилегать к стенкам, а согнуть её нужно затем, чтобы побольше алюминия вошло в стеклянную банку. Приготовьте смесь, которая будет вступать с алюминием в реакцию: три чайные ложки медного купороса хорошо смешайте с двумя чайными ложками поваренной соли. Разотрите всё это ложкой. К смеси соли и купороса добавьте пять столовых ложек древесных опилок. Размешайте вещества как следует и, наполните смесью банку с алюминиевой проволокой, но не до самого верха, а на 1-2 см ниже, потому что нам надо налить в банку воду – без неё грелка работать не начнёт. Теперь главная операция: вливаем в банку 1/4 стакана воды (если этого окажется слишком много и часть воды не впитается опилками, то лишнюю воду сразу слейте). Подождите немного, и грелка начнёт излучать тепло. Очень скоро температура достигнет 50 о С, и ещё около 2 часов после этого химическая грелка будет тёплой. Грелка нагревается, потому что в стеклянной банке со смесью идут химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты.

Это интересно:  Порядок заполнения журнала по электробезопасности

Результаты эксперимента и выводы: Изготовьте «химическую грелку». Где можно найти применение выделяющейся в ходе реакции теплоте.

9. Приготовление лимонада (тема «Признаки химических реакций»)

Для проведения праздничного мероприятия нам необходим лимонад, приготовьте его в домашних условиях.

Цель эксперимента: научиться применять на практике знания, полученные на уроках химии.

Оборудование: вода, варенье, лимонная кислота, питьевая сода, стакан, чайная ложечка.

Методика проведения эксперимента:

Налейте в стакан охлаждённую кипячёную воду, положите чайную ложечку варенья, 1/3 чайной ложки лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте 1/3 чайной ложки питьевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад.

Результаты работы и выводы:

Объясните, какие явления (физические или химические) произошли в ходе вашего эксперимента, Укажите признаки химических реакций. Угостите друзей и одноклассников полученным лимонадом.

10. Наблюдения за горящей свечой (тема «Наблюдение и эксперимент»).

Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу.

Цель эксперимента: научиться наблюдать за горящей свечой и описывать свои наблюдения.

Оборудование: металлическая подставка, свеча, спички.

Методика проведения эксперимента:

Опишите внешний вид свечи, вещество из которого она изготовлена (цвет, запах, ощущение на ощупь, твёрдость), фитиль. Зажгите свечу. Что происходит с материалом свечи при горении фитиля. Как выглядит фитиль в процессе горения? Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло? Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха? Как быстро сгорает свеча? Изменяется ли длина фитиля в процессе горения? Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля, и что с ней происходит, когда её капли стекают вниз по свече?

Результаты работы и выводы: Напишите отчёт по работе в виде сочинения-миниатюры про горящую свечу, придерживаясь ответов на поставленные вопросы.

11. Горение парафиновой свечи (тема «Физические и химические явления»).

Исследуйте явления, происходящие при горении парафиновой свечи.

Цель эксперимента: научиться проводить на практике явления физические и химические, распознавать их, закрепить умения и навыки при работе с веществами и химическим оборудованием.

Оборудование: парафиновая свеча, пинцет, металлическая крышка, спички.

Методика проведения эксперимента:

Возьмите парафиновую свечу, очистите 2-3 см фитиля от парафина, закрепите его в пинцете, и затем подожгите фитиль. Счищенный с фитиля парафин поместите в металлическую крышку и подожгите. И, наконец, подожгите саму свечу. Сравните наблюдаемые явления.

Результаты работы и выводы:

Составьте отчёт о работе, сравните наблюдаемые явления, сделайте рисунки или фотографии проведённых опытов.

12. Ныряющее яйцо (тема «Занимательные опыты»).

Проведите данный эксперимент в домашних условиях и объясните его.

Цель эксперимента: научиться показывать занимательные опыты по химии.

Оборудование: яйцо, стакан, слабый раствор соляной кислоты.

Методика проведения эксперимента:

В слабый раствор соляной кислоты опускают яйцо. Так как яйцо по удельному весу несколько тяжелее раствора соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако на поверхности яйца в растворе начинается процесс между веществом скорлупы – карбонатом кальция и соляной кислотой. В ходе данного взаимодействия получается углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности пузырьки срываются и уходят в воду, а яйцо снова погружается на дно, а потом опять поднимается. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Результаты эксперимента и выводы: Объясните данное явление с позиции химии, запишите уравнения происходящих реакций.

13. Чернила для тайнописи (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: бумага, лимонный сок, чашка, перо, утюг.

Методика проведения эксперимента:

Выдавите в чашку несколько капель лимонного сока и напишите им на бумаге письмо. После высыхания надпись становится незаметной. Проявить её можно, прогладив листок горячим утюгом.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

14. Изготовление леденцов (тема «Занимательные опыты»)

Для проведения праздничного мероприятия нам необходимы леденцы, получите их в домашних условиях.

Цель эксперимента: научиться применять на практике знания, полученные на уроках химии.

Оборудование: сахарный песок, вода, фруктовые эссенции, молоко, фарфоровая чашка, ложечка, кастрюля для песчаной бани.

Методика проведения эксперимента:

Смочите сахарный песок небольшим количеством воды и нагрейте в чистой фарфоровой чашечке на песчаной бане, помешивая ложечкой. Как только сахар расплавится, вылейте его отдельными каплями на металлический противень. Остывшие капли легко отделяются и, если предварительно добавить в сахар каплю мятного масла или фруктовой эссенции, то получатся настоящие леденцы.
Если вместо воды в данном эксперименте использовать молоко, то получатся сливочные карамельки.

Результаты работы и выводы:

Объясните, какие явления (физические или химические) произошли с сахарным песком во время вашего эксперимента. Угостите друзей и одноклассников полученными леденцами.

15. «Съедобная свеча» (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: клубень картофеля, нож, арахисовый орех, спички.

Методика проведения эксперимента:

Из крупного клубня картофеля вырежьте цилиндр, соответствующий размеру кусочка парафиновой свечи. Вместо фитиля вставьте небольшой кусочек арахисового ореха. Подожгите «арахисовый фитилёк». Сделанная свеча горит, как настоящая, и имеет одно преимущество: её можно съесть, удивив при этом окружающих.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

16. Несгораемая нить (тема «Занимательные опыты»).

Приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Цель эксперимента: продолжить познание увлекательной науки химии.

Оборудование: хлопчатобумажная нить длиной 20-50 см, насыщенный раствор поваренной соли, кольцо, спички.

Методика проведения эксперимента:

Хлопчатобумажную нить несколько раз смачивают в насыщенном растворе поваренной соли и каждый раз высушивают. Приготовленную нить протягивают через кольцо и привязывают обоими концами к двум стойкам так, чтобы кольцо повисло на натянутой нити примерно посередине. Затем нить поджигают с одного конца. Огонёк «пробегает» к другому концу нити, но кольцо продолжает висеть и не падает.

Результаты эксперимента и выводы: Для каких целей можно использовать данный опыт?

Используя такой подход в обучении химии семиклассников, мне удалось заинтересовать учащихся, в результате были выполнены две учебно-исследовательские работы, которые будут представлены на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Литература:

  1. А.А. Журин «Лабораторные опыты и практические работы по химии» Москва «Аквариум» 1997.
  2. И. Леенсон «Занимательная химия» Москва «Росмэн» 1999.
  3. О.С. Габриелян, Л. П. Ватлина «Химический эксперимент в школе» Москва «Дрофа» 2005.
  4. В.Н. Алексинский «Занимательные опыты по химии» Москва «Просвещение» 1980.
  5. Ю.Г. Орлик «Химический калейдоскоп» Минск «Народная АСВЕТА» 1988.
  6. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке» Ярославль «Академия холдинг» 2000.
  7. Б.А. Стёпин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Москва «Дрофа» 2002.
  8. Л.А. Савина «Я познаю мир» энциклопедия по химии Москва «Астрель» 2005.
  9. В.Н. Крицман, В.В. Станцо «Энциклопедический словарь юного химика» Москва «Педагогика» 1982.
  10. Г.И. Штемплер «Химия на досуге» Москва «Просвещение» 1998.
  11. Д.И. Исаев «Об использовании домашнего эксперимента» журнал «Химия в школе» №9 2009.

Лабораторная работа «Признаки химических реакций»

Вступительное слово учителя о значении данной лабораторной работы в процессе изучения химических реакций, знакомит с правилами техники безопасности обучающихся на данной лабораторной работе;

Проведение лабораторной работы и ее оформление в тетрадь:

Записывают тему лабораторной работы;

Формулируют совместно (учитель и обучающиеся) цель работы: провести предложенные реакции и отметить их признаки;

Ведут запись ход работы в виде таблицы:

УХР (уравнения химических реакций)

1.К 1-2 кусочкам карбоната кальция (мела) добавьте соляной кислоты. Зажгите лучинку и внесите в пробирку. Что наблюдаете?

Напишите УХР взаимодействия карбоната кальция с хлороводородной кислотой, зная, что образуются хлорид кальция, вода, оксид углерода (+4).

Напишите наблюдения: после проведения реакции и после поднесения горящей лучинки.

Напишите выводы: о том, что (какое вещество) по УХР привело к таким наблюдениям?; как Вы думаете: какое вещество подействовало на горящую лучинку?

2.К нескольким каплям раствора сульфата меди (+1) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия.

Напишите УХР, зная, что продуктами являются гидроксид меди (+2) и сульфат натрия.

Напишите вывод: какое вещество «виновно» в таких наблюдениях.

3.В раствор мыла внесите несколько капель фенолфталеина.

Напишите наблюдения по данной реакции (признак данной реакции).

4.К оксиду кальция добавьте воды.

Напишите УХР, зная, что образуется гидроксид кальция.

Для написания наблюдений поднесите ко дну пробирки ладонь, свои ощущения напишите в наблюдения.

По результатам работы записываем общий вывод (глядя на цель работы

О письменных работах учащихся общеобразовательных школ по биологии и химии

Нукеева Ж.Т., методист ОО

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Виды письменных работ учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-планы и конспекты лекций учителя;

-задачи и упражнения по химии;

-рефераты по химии и биологии;

-планы статей и других материалов из учебников;

-ответы на вопросы по биологии и химии;

-отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

-отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

-отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии и химии;

-отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);

-домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии.

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии — по 2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

По химии – по 2 тетради:

  • 1 тетрадь — рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, оформляются отчеты по выполнению лабораторных опытов;
  • 2 тетрадь – для практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Форма отчета по выполнению практических работ произвольная (оформление не регламентируется);

Нормы выполнения лабораторных опытов, практических работ и экскурсий по химии регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.

Для выполнения контрольных работ по химии выделяются специальные тетради:

По химии – 1 тетрадь – для контрольных работ, где выполняются контрольные работы и тестовые задания. Нормы выполнения контрольных работ регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

Это интересно:  Договор юр лица с физическим лицом

В течение учебного года тетради для контрольных и практических работ по химии хранятся в школе. Тетради для контрольных работ выдаются на уроке для выполнения в них работ над ошибками.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

· указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);

· номер и название школы;

· указывать фамилию и имя;

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки.

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии и химии.

Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) — это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
  • В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

  • Отчеты по выполнению практических работ по биологииоформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Рекомендации по оформлению отчетов по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии.

При выполнении всех видов работ в школьном кабинете химии, особенно лабораторных опытов и практических работ, учащиеся должны оформить отчет по выполнению данных работ.

Лабораторные опыты, как известно, проводят преимущественно в процессе изложения нового материала с целью подтверждения или исследования свойств веществ, выяснения зависимости свойств от строения. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению лабораторного опыта осуществляется в рабочих тетрадях по химии.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторного опыта по химии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных опытов осуществляется в рабочей тетради по химии. От предыдущей письменной работы отступают 3-4 клетки и записывают посередине строки номер лабораторного опыта. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Выполнение опыта» коротко поэтапно приводится описание лабораторного опыта.
  • В отчете по выполнению лабораторного опыта по необходимости приводятся описания опытов, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Оформление опытов должно быть весьма кратким, учитывая то обстоятельство, что опыты непосредственно связаны с содержанием урока. Форма отчета по выполнению лабораторного опыта не регламентируется, может быть произвольная.
  • Если в ходе опыта необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • В конце каждого лабораторного опыта обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели лабораторного опыта).

Целесообразно, чтобы учащиеся 8 класса первые лабораторные опыты описывали под диктовку учителя, а в дальнейшем им можно предоставить самостоятельность.

В связи с тем, что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по химии оцениваются выборочно.

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по химии.

Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, — закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.

  • Отчеты по выполнению практических работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по химии — тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 — 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.
  • Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению практической работы по химии.

  • Оформление отчетов по выполнению практических работ осуществляется в специальных тетрадях для практических работ по химии.
  • От предыдущей практической работы отступают 3-4 клетки и записывают дату выполнения работы и далее посередине следующей строки номер практической работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Ход работы» коротко поэтапно приводится описание практической работы (в соответствии с инструкцией по выполнению практической работы).
  • Оформление отчета должно быть лаконичным. Форма отчета по выполнению практической работы не регламентируется, может быть произвольная.
  • Лучше всего оформлять работу после каждого опыта. Однако, когда работа связана с получением газа и изучением его свойств, описание ее проводится после выполнения всех опытов. Описание работы проводится также после выполнения всех опытов, в случае если учащиеся имеют дело с вредными веществами.
  • В отчете по выполнению практической работы приводятся описания эксперимента, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Важным является знание и умение приводить записи уравнений химических реакций, подтверждающих ход химического эксперимента. При этом необходимо приводить химические формулы и названия всех реагентов и продуктов реакции, упоминание о которых ведется при выполнении практической работы.
  • Если в ходе выполнения практической работы необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно, при этом таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – ( с правой стороны или снизу).
  • Рисунки с изображением моделей приборов, схем выполнения химического эксперимента должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности.
  • В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).