Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ

Оглавление:

Возможно, в России появится экологический налог

Минфин России опубликовал для публичного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данным документом предполагается включить в НК РФ новый экологический налог, который заменит действующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Минфина России, указанная плата обладает признаками налога и может быть включена в НК РФ 1 .

Ведомство отметило, что экологический налог по сути представляет собой действующие платежи за сбросы, захоронение отходов, выбросы загрязняющих веществ и другие. Плательщиками нового налога планируется признавать организации, ИП, физлиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. А налоговой базой могут признать массу выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Налоговым периодом по указанному налогу будет установлен календарный год. При этом сумму исчисленного налога за налоговый период налогоплательщики будут вправе уменьшить на фактически произведенные расходы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В каком отчетном периоде организация может учесть сумму экологического сбора? Узнайте из материала «Экологический сбор» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Финансисты отметили, что анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ показал низкую эффективность взимания этого платежа. Кроме того, способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют, а взыскание неуплаченных платежей происходит только в судебном порядке. Введение экологического налога, как ожидается, улучшит качество администрирования, и за счет этого увеличатся поступления в бюджет РФ.

Предполагается, что экологический налог будет применяться с 1 января 2020 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).

Минфин РФ подготовил законопроект о введении экологического налога

Москва. 13 августа. INTERFAX.RU — Минфин РФ подготовил законопроект о введении экологического налога, который заменит платежи за загрязняющие выбросы. Проект документа опубликован на портале о подготовке нормативных правовых актов.

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить главой «Экологический налог», в которой предусмотрен налог, по сути, представляющий действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реализуется поручение, данное правительству, включить в Налоговый кодекс РФ неналоговые платежи, имеющие квазиналоговый характер.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в январе поручил Минфину и Минэкономразвития представить предложения о включении неналоговых платежей в НК. До этого обсуждалась идея создания некоего «кодекса неналоговых платежей».

В середине марта первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания у председателя правительства по экономическим вопросам сообщал, что Минфин представил подходы к законопроекту, который определяет три группы неналоговых платежей. Первой и самой важной группой, при этом вызывающей наибольшую озабоченность предпринимателей, являются платежи, которые по своей сути очень близки к налоговым. Речь шла, в частности, о платеже за воздействие на окружающую среду.

«Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Государственной Думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся вот этих самых важных платежей, — это по совокупности, наверное, больше 80% платежей, которые заботят представителей бизнеса. И предложение Минфина, чтобы весь порядок взимания этих платежей и ответственность — все это было предусмотрено в Налоговом кодексе РФ как специальная глава», — сказал Шувалов.

Позже замминистра финансов РФ Илья Трунин пояснял, что среди неналоговых сборов, которые можно было бы «погрузить» в Налоговый кодекс РФ, могли бы быть курортный, экологический, утилизационный сборы и отчисления в резерв универсального обслуживания операторов связи.

Пояснительная записка

В пояснительной записке отмечается, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе. Введение же экологического налога при сохранении действующего уровня нагрузки на налогоплательщиков позволит увеличить поступления в бюджетную систему за счет улучшения качества администрирования. Появится возможность применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

Плательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и другую деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При образовании твердых коммунальных отходов плательщиками налога признаются операторы по обращению с такими отходами.

Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду — выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления. Налоговый период — календарный год. Налог должен уплачиваться не позднее 1 марта, при этом предусмотрены квартальные авансовые платежи для налогоплательщиков, кроме малого и среднего предпринимательства.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Не облагается налогом негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней, размещение отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев.

В законопроекте установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества. Также определен порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты и представления декларации по налогу, порядок уменьшения суммы налога на расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 12, декабрь 2017

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Экологический налог: разбираем сложные случаи

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Д.А. Карпеш, инженер по охране окружающей среды Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

Положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим самые важные вопросы исчисления и уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и захоронение, хранение отходов производства на примерах.

Кто обязан платить экологический налог?

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.
Это интересно:  Арбитражный суд т

С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

Второго класса опасности

Третьего класса опасности

Четвертого класса опасности

Неопределенного класса опасности

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Ставка налога, руб.

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

четвертого класса опасности

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

второго класса опасности

третьего класса опасности

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

четвертого класса опасности

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

ила активного очистных сооружений

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Ситуация 1

Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

Ситуация 2

Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

  • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
  • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

Ситуация 3

Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюме

  1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
  2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
  3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

[1] В ред. от 31.05.2017.

[2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ ИСТОЧНИКОВ, КОТОРЫМ НЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Что надо знать плательщику экологического налога: справочная информация

Рассмотрим основные изменения, произошедшие в 2007 г. в законодательстве, регулирующем порядок исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые необходимо знать плательщикам данного налога.

В 2007 г. размеры ставок налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не изменились и определены:

с 1 января до 17 мая 2007 г. — Указом Президента РБ от 15.06.2005 № 275 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания»;

с 17 мая 2007 г. — Указом Президента РБ от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее — Указ № 215). При этом п.4 данного Указа предусмотрено взимание налога при нанесении лакокрасочных покрытий.

Это интересно:  Образец ходатайство по оценке

Порядок исчисления налога определен законами РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», постановлением Совета Министров РБ от 01.02.2005 № 119, а также следующими нормативными правовыми актами (по периодам):

— с 1 января до 1 июля 2007 г. — Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога), утвержденной постановлением МНС РБ от 16.03.2005 № 36 (далее — Инструкция № 36);

— с 1 июля 2007 г. — постановлением МНС РБ от 31.05.2007 № 82 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу), формы сведений о сумме, на которую уменьшена сумма налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в результате использования налоговых льгот), и о…» (далее — постановление № 82) — утверждены формы налоговых деклараций (расчетов) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух — см. приложения 2, 3, 4.

Для расчета экологического налога за май-июнь в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщики применяют формы налоговых деклараций (расчетов) в соответствии с Инструкцией № 36.

Организациями для расчета налога за июль, а индивидуальными предпринимателями — за III квартал 2007 г. применяются налоговые декларации (расчеты), формы которых утверждены постановлением № 82.

В 2007 г. суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух индексируются на 19%.

Не являются плательщиками экологического налога:

— организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст.16 Налогового кодекса РБ;

— индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Также считаем необходимым обратить ваше внимание и на следующие новации, касающиеся экологического налога:

1. С 1 января 2007 г. — даты принятия Закона РБ от 29.12.2006 № 190-З (далее — Закон № 190-З), которым внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 23.12.1991 № 1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», — в состав экологического налога включаются новые платежи по следующим объектам:

— производство и импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона;

— импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару.

2. Законом № 190-З изменен порядок обложения экологическим налогом таких объектов, как «производство и импорт пластмассовой тары, иных товаров» и «импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару».

3. Постановлением № 82 утверждены новые формы налоговых деклараций (расчетов) (см. приложения 6, 10, 11) по следующим налогам:

— за хранение отходов производства;

— за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару;

— за производство и (или) импорт тары на основе бумаги и картона, использование и (или) импорт стеклянной тары, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

4. С 1 июля 2007 г. вступили в силу постановления Минприроды РБ, регламентирующие вопросы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками:

— от 28.12.2006 № 80 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

— от 14.05.2007 № 61 «Об утверждении Инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

— от 14.05.2007 № 63 «Об утверждении Правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами».

Налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

Заполнение налоговой декларации: общие вопросы. Итак, постановлением № 82 утверждена форма налоговой декларации (расчета) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, которая приведена в приложении 3 (далее — декларация). Перечень таких источников определен постановлением Минприроды РБ от 28.02.2005 № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

По сравнению с ранее действующей форма декларации не претерпела изменений. Пояснения по заполнению декларации приведены в приложении к ней (далее — Приложение).

Заполняется декларация как на основании расчетов выбросов отдельных загрязняющих веществ в соответствии с перечисленными в Приложении методиками расчета (вариант 1), так и по упрощенной схеме в соответствии с суммами налога за сжигание 1 тонны различного топлива (вариант 2). Может также использоваться смешанная схема расчета налога (вариант 3) при наличии источников, часть выбросов от которых рассчитывается согласно варианту 1, а вторая часть — согласно варианту 2.

Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определяется расчетным путем исходя из количества фактически использованного за отчетный период топлива, сырья или материалов, которое определяется по данным бухгалтерского учета и первичных учетных документов в области охраны окружающей среды, в частности, по данным журнала учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик формы ПОД-4 (утверждена постановлением Минприроды РБ от 08.11.2005 № 59 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды»).

Документы, используемые для расчета объемов загрязняющих веществ. Для расчета объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщики применяют:

1) технический кодекс установившейся практики (далее — ТКП) 17.08-01-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт» — для расчета выбросов от оборудования, работающего на твердом и жидком топливе, установленного на передвижных источниках, предусмотренного конструкцией данного транспортного средства (вагоны, баржи, суда и другие) и (или) буксируемого ими, в т.ч. в котлах отопления и титанах, установленных в пассажирских и специальных вагонах на железной дороге.

Налог исчисляется исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ с применением коэффициентов:

0,27 — при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения;

0,5 — при сжигании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) с целью получения тепловой и (или) электрической энергии.

Для целей отопления вагончика строителей использовано за отчетный период 1,2 т торфяных брикетов из торфа верхового.

Вариант 1. При расчете по ТКП 17.08-01-2006 в декларации указываются:

в графе 2 — наименования загрязняющих веществ;

в графах 4 и 5 — рассчитанные согласно ТКП 17.08-01-2006 значения выбросов в тоннах исходя из количества использованного за отчетный период топлива, отраженного в графе 3;

в графе 6 — ставки налога за выбросы 1 т загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определенные Указом № 215 и отраженные в графе 4 таблицы, приведенной в п.1 Приложения, исходя из их класса опасности, указанного в графе 3 таблицы по соответствующим загрязняющим веществам.

В соответствии с подп.3.3 и 3.4 п.3 Указа № 215 при сжигании торфа применяется коэффициент 0,5, а также, поскольку эти выбросы образуются при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (отопление для бытовых нужд строителей), к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух применяется коэффициент 0,27.

Сумма налога за выбросы будет рассчитываться по схеме:

гр.5 х гр.6 х гр.7 — гр.8.

Таким образом, в заполненном виде декларация выглядит так:

Минфин предложил ввести экологический налог за выброс вредных веществ

Минфин опубликовал на портале проектов нормативных актов проект поправок в Налоговый кодекс о введении экологического налога. Сейчас нормы о плате за негативное воздействие от предприятий прописаны в законе об охране окружающей среды. Размер платы устанавливается с учетом объема или массы выбросов загрязняющих веществ.

Это интересно:  Пошлина наследство денежный банковский вклад

По мнению Минфина, анализ динамики поступлений такой платы в федеральный бюджет говорит о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа. Из-за этого возникает необходимость финансировать экологические госпрограммы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Экологический налог необходимо ввести для «финансового обеспечения деятельности правительства, связанной с проведением госполитики в области экологии», уточняется в документе.

— Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, — регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке.

Согласно документу предлагается установить фиксированные налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. В случае принятия проекта поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

Ранее правительство обсуждало идею создания «кодекса неналоговых платежей». В январе премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития подготовить конкретные предложения. В начале апреля замминистра финансов Илья Трунин заявил, что Минфин предложил внести отдельной главой в Налоговый кодекс все квазиналоговые платежи. По его словам, речь идет о таких сборах, как экологический, утилизационный, курортный, а также об отчислениях в резерв универсального обслуживания операторов связи.

Всплывающие уведомления о важных новостях

Что за экологический налог предлагает Минфин?

Министерство финансов предлагает ввести налог за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующую главу «Экологический налог» ведомство предлагает внести в Налоговый кодекс РФ. Документ опубликован на официальном сайте ведомства.

Кого коснется новый закон?

Физических лиц он не затронет. Налогоплательщиками будут организации, в том числе ИП, осуществляющие на территории страны, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду.

Что может измениться?

Минфин предлагает заменить ранее утвержденную плату за выбросы, загрязняющие окружающую среду, на новый налог, поскольку этот платеж «обладает признаками налога». Ведомство намерено ввести фиксированные налоговые ставки за выбросы в воздух, сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов.

В Минфине объяснили такое решение низкой эффективностью взимания платежей за выбросы в окружающую среду, она привела к финансированию экологических госпрограмм за счет других доходов бюджета. Введение экологического налога позволит существенно увеличить природоохранные поступления, уверены в министерстве.

Когда поправки могут вступить в силу?

Если они будут утверждены, то экологический налог введут с 1 января 2020 года.

Какие ставки будут установлены за выбросы в атмосферный воздух?

В документе прописаны налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Так, например, за выброс тонны диоксида азота в атмосферный воздух платежная ставка будет установлена в размере 138 рублей. За загрязнение воздуха водородом фосфористым (фосфин) придется заплатить почти 5,5 тысяч рублей. За негативное воздействие на окружающую среду водородом цианистым установлена плата в размере 547 рублей.

Тяжеловесами в этой таблице оказались диоксины (полихлорированные дибензо-п-диоксины и дибензофураны), анилин (аминобензол, фениаламин), берилий, бензапирен. Плата за их выброс в окружающую среду варьируется от 1,9 млн до 13,4 млрд рублей.

Согласно проекту документа, налогоплательщик может снизить сумму налога, если за налоговый период проведет мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Для этого он должен предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие расходы на финансирование таких мероприятий.

При расчете экологического налога за выбросы загрязняющих веществ за I квартал учтите нововведения (Комментарий к отдельным нормам гл. 19 Налогового кодекса РБ)

В 2014 г. ставки налога за выбросы загрязняющих веществ установлены не по наименованиям, а по классам опасности веществ

При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует суммировать объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п. 2 ст. 208 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Соответственно в 2014 г. ставки экологического налога установлены не по наименованиям загрязняющих веществ, а по классам опасности веществ. Согласно приложению 6 к НК ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены суммарно за 1 т:

– вещества 2-го класса опасности – 5 220 600 руб.;

– вещества 3-го класса опасности – 1 725 850 руб.;

– вещества 4-го класса опасности – 857 570 руб.

Вещества 1-го класса опасности налогом не облагаются, так как по ним не установлена ставка налога.

В 2014 г. действуют следующие коэффициенты к ставкам налога:

— 0,9 (за экологический сертификат соответствия. Коэффициент применяется в течение 3 лет со дня получения сертификата (подп. 3.3 п. 3 ст. 207 НК));

— 0,27 (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (подп. 3.2 п. 3 ст. 207 НК)).

Как и ранее, плательщику дано право исчислять сумму налога 2 способами

Способ 1. Исходя из фактически объемов выбросов загрязняющих веществ в отчетном периоде (квартал) (п. 2 ст. 208 НК).

При применении этого способа суммируйте значения фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в отчетном периоде по каждому классу опасности. Таким образом будет получена налоговая база для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ надо умножить на соответствующую ставку налога.

Пример 1

Согласно разрешению природопользователь вправе выбросить суммарно 5 т в год загрязняющих веществ. Из них:

– вещества «А» 4-го класса опасности – 3 т;

– вещества «Б» 4-го класса опасности – 1 т;

– вещества «С» 3-го класса опасности – 0,6 т;

– вещества «Г» 3-го класса опасности – 0,4 т.

Организация за I отчетный квартал 2014 г. фактически произвела выбросов:

– вещества «А» 4-го класса опасности – 0,7 т;

– вещества «Б» 4-го класса опасности – 0,2 т;

– вещества «С» 3-го класса опасности – 0,12 т;

– вещества «Г» 3-го класса опасности – 0,09 т.

Налоговая база за указанный отчетный период составляет:

– веществ 4-го класса опасности – 0,9 т (0,7 т вещества «А» + 0,2 т вещества «Б»);

– веществ 3-го класса опасности – 0,21 т (0,12 т вещества «С» + 0,09 т вещества «Г»).

Сумма налога составит: 0,9 (т) х 857 570 (руб./1 т) + 0,21 х 1 725 850.

Способ 2. Исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении (п. 3 ст. 208 НК).

При применении этого способа складываете значения объемов выбросов загрязняющих веществ, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по каждому классу опасности. Полученное значение делите на 4 (4 отчетных налоговых периода). Это даст налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ умножаете на соответствующую ставку налога.

Организации, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в соответствии с п.3 ст. 208 НК, должны на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ:

— представить не позднее 20 февраля 2015 г. в налоговый орган налоговые декларации (расчеты);

— произвести не позднее 22 февраля 2015 г. доплату экологического налога.

В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК.

Пример 2

Для условий примера 1 получаем следующие значения налоговой базы в каждом из 4 отчетных периодов:

– веществ 4-го класса опасности – 1 т ((3 т вещества «А» + 1 т вещества «Б») / 4);

– веществ 3-го класса опасности – 0,25 т ((0,6 т вещества «С» + 0,4 т вещества «Г») / 4).

Сумма налога в каждом из отчетных периодов составит: 1 (т) х 857 570 (руб./1 т) + 0,25 х 1 725 850.